Домой Лечение зубов Алексей Михайлович Щастный. Щастный алексей михайлович

Алексей Михайлович Щастный. Щастный алексей михайлович

О честности обвинителя лучше всего
судить по самому обвинению.
Плиний Младший


События начала ушедшего века сегодня вызывают особый интерес со стороны историков. В результате рассекречивания и изучения множества документов мы узнаем все новые и, нередко, поразительные, даже шокирующие факты из жизни страны. Советская превозносила одних и клеймила других личностей, сыгравших определенную роль в развитии государства. Огромное количество великих людей попросту были вычеркнуты из официальных источников, либо оклеветаны по идеологическим мотивам. Одной из таких жертв большевиков стал спаситель Балтийского флота А.М. Щастный. Чем же заслужил этот человек лютую ненависть Льва Давыдовича Троцкого, и почему его называют спасителем ВМФ на Балтике?

В 1918 году по условиям Брестского мира советские власти обязаны были вывести боевую флотилию с Балтийских просторов. Однако сделать это оказалось весьма затруднительным, поскольку воды сковывали льды. Это обстоятельство было выгодно немцам, которые находились на подступах к финским портам и надеялись без боя получить русские боевые корабли. Из документов, исследованных Ф. Зинько, известно, что во избежание передачи столь мощного потенциала в руки Рейха Великобритания предложила заплатить крупную сумму за каждое уничтоженное военное судно. Англичане, таким образом, избавлялись от опасного присутствия советского флота на Балтике, а также не позволяли Германии нарастить свой военный потенциал за счет оставленных кораблей. Если рассматривать данные факты в совокупности становится понятным, почему Троцкий направил Щастному приказ, предписывавший взорвать весь флот с обещанием вознаграждения каждому из моряков. Однако Алексей Михайлович относился к тем людям, которые верой и правдой служили не столько государству и начальникам, сколько родине. Вместо того, чтобы выполнять приказ, Щастный направил его в Совет комиссаров флота с указанием на то, что уничтожать корабли и выплачивать за это вознаграждение он считает недопустимым и безнравственным. Это был первый шаг к вражде с Львом Давыдовичем. Особенно большую роль в появлении конфронтации сыграл тот факт, что Совет поддержал Алексея Михайловича и заявил, что корабли будут взорваны лишь в бою, а также в том случае, если иного пути не останется.

По-мнению, некоторых исследователей, большевики были тесно связаны и с Германией, и с Великобританией, что подтверждается документами о продвижении пломбированного вагона и перепиской, которую Ленин, Троцкий и прочие скрывали и пытались выдать за фальсификат.

Заслуга Щастного, находящегося на посту начальника Морсил на Балтике, заключается в том, что в феврале 1918 он вывел из Ревеля все корабли и руководил их перебазированием в Кронштадт. Такое решение было принято вопреки воле Троцкого, но поддержано затем Лениным, во многом благодаря успеху предприятия и желанию скрыть намерения об уничтожении флотилии страны. После прибытия последнего корабля стало известно о некоем устном распоряжении Владимира Ильича о перебазировании. На самом деле большевики всегда опасались представителей морского воинства, особенно после событий в Кронштадте, когда офицеров попросту рвали на куски. Управлять таким сообществом как моряки было очень трудно, а манипуляции должны были быть искусными и тонкими.

Каково же было негодование немецкого командования, когда обнаружилось отсутствие кораблей в порту. Занимательным фактом, очередной раз подтверждающим замысел большевиков об уничтожении флота и передачи отдельных его частей Германии, являются факты, указывающие на существование некоего соглашения. После того, как немцы не обнаружили в Ревеле обещанных судов, они направили в Москву секретную ноту протеста. Спрашивается, что именно нарушил Щастный, когда выводил корабли в Кронштадт? В условиях Брестского соглашения было положение о том, что Россия не может иметь флот на Балтике, однако о полном уничтожении крейсеров и линкоров и ликвидации ВМФ страны речи не шло.

Личность Щастного стала популярной среди моряков, что весьма настораживало большевиков. Во-первых, Алексей Михайлович являлся потомственным дворянином, то есть классовым врагом пролетариата. Во-вторых, его карьера началась еще до революции, и он считался заслуженным военным командиром во флоте, имел имперские и иностранные награды. В-третьих, это был высокообразованный человек с непреклонной волей, организаторским талантом, и независимыми взглядами. Такой влиятельный адмирал автоматически становился угрозой только укрепившейся революционной власти. Кроме того, его смелые рассуждения о власти и порядке организации управления морскими силами делали его в глазах большевиков соперником, а оставлять конкурентов в живых они не были намерены.

Однажды в разговоре с Зиновьевым Алексей Михайлович известил его о том, что в Петропавловске его избрали диктатором, но он отказался. Многие исследователи полагают, что с этого момента большевики предприняли все возможные меры, чтобы как можно скорее избавиться от ненавистного адмирала. Арест Щастного произошел в кабинете Троцкого после того, как на нападки Льва Давыдовича были получены спокойные, но очень смелые и прямолинейные ответы. Свою причастность к контрреволюционному заговору Алексей Михайлович отрицал, а так как видимость справедливости должна была сохраняться, Свердловым был разработано положение о Революционном трибунале. Щастный стал первым подсудимым в этом иллюзорном судебном органе.

К счастью, отрывочные сведения о судебном заседании сохранились, и мы можем восстановить ход событий и убедиться в обвинительном характере процесса самостоятельно. О справедливом разбирательстве речи быть не могло, приговор Щастному был вынесен задолго до заседания и лишь оглашен на суде. В качестве свидетелей формально вызывались определенные лица, однако никто из них не явился, поэтому единственными аргументами были показания Троцкого. Лев Давыдович воспользовался представившимся шансом и направил все свои ораторские таланты на уничтожение адмирала. Приговор звучал нелепо, так как из него следовало, что Щастный героическим спасением Балтийского флота намерено завоевывал расположение для разворачивания контрреволюционной деятельности. Однако есть в протоколе заседания и показаниях Троцкого многочисленные моменты, которые заставляют задуматься о том, что у обвинения была еще одна причина немедленного устранения Алексея Михайловича.

При аресте был в первую очередь изъят портфель с документами «красного адмирала». Что же находилось в этом загадочном портфеле остается судить лишь по обрывкам фраз и дальнейшему поведению большевиков и, главное, самого Троцкого. Из свидетельских показаний Льва Давыдовича следует, что повинен Щастный, кроме всего прочего, в распространении и поддержании слухов о связи большевиков с Германией, а также фальсификации неких документов, подтверждавших указанную связь. Из приговора можно выделить фразу, которая явно свидетельствует о наличии таких документов, поскольку их именуют не только фальшивыми, но и засекреченными. Одновременное признание бумаг, находившихся в портфеле Алексея Михайловича, и подложными, и секретными наталкивает на определенные размышления, так как закрывать доступ к подделке не имеет смысла. К слову, после отказа в помиловании адмирала из состава ревтрибунала демонстративно вышли эсеры, искренне полагая, что таким протестом они смогут сохранить преобладание законности над революционной целесообразностью. Однако история показала, что это было серьезной ошибкой, спровоцировавшей череду неправосудных решений в отношении «врагов пролетариата и коммунизма».

Даже факт расстрела Щастного ночью в Александровском училище и бесследное исчезновение трупа говорит о том, что властям было чего опасаться. По свидетельствам Андриевского, руководившего казнью, тело адмирала зарыто под полом в том же училище, причем приказ о срочном захоронении поступил от руководства, а убедиться в выполнении задания чиновники приезжали лично. Невольно задаешься вопросом, а не много ли внимания для обычного провокатора и предателя? К тому же смертная казнь в момент расстрела в советском государстве не применялась, а случай с Щастным был первым в судебной практике. Более опасных преступников миловали, но по каким-то причинам не стали этого делать в отношении Алексея Михайловича. Адмирал был расстрелян за предательство или...?

В истории, которая преподается нам в учебных заведениях, упоминания об этом человеке встретить практически невозможно. Основная информация о нем стала доступна совсем недавно, однако и сегодня тема достаточно болезненная и острая. Разговаривая о большевиках, не следует впадать в крайности и повторять их ошибку. Советские историки достаточно дискредитировали себя односторонним взглядом на царизм, а также политической подоплекой своих трудов, поэтому возвращаясь к событиям того периода следует исследовать проблему с разных сторон и стараться быть максимально объективными. Официальная трактовка причин расстрела адмирала – предательство и контрреволюционная деятельность, однако есть и иная точка зрения, которая заслуживает нашего внимания.

О деле капитана 1 ранга Щастного (3.10.1881 - 1918) до сих пор мало известно. Оно пролежало в архивах КГБ без движения более 70 лет. Из-за этого не один архивный документ не публиковался при Советской власти по известным причинам, сегодня замалчивается по другим. Военная прокуратура Балтийского флота реабилитировала А. Щастного. Но даже сейчас, когда Алексей Михайлович полностью реабилитирован, мы до обидного мало о нём знаем, а ведь история страны складывается из судеб отдельных её граждан.

А.М. Щастного в 1918 г. арестовывает лично Лев Троцкий без всяких санкций. Арест явился неожиданностью не только для самого Щастного. Как заявил корреспонденту «Нашего слова» управляющий делами Совнаркома Бонч-Бруевич: «Арест Щастного был полной неожиданностью для Высшего военного совета и адмиралтейства». Вместо закона, подлежащего утверждению ВЦИКом, 16 июня 1918 года, как раз в день опубликования обвинительного заключения по делу Щастного в прессе (что не случайно), было принято постановление Наркомата юстиции об отмене всех доныне изданных циркуляров о революционных трибуналах. В нём говорилось, что «ревтрибуналы в выборе мер борьбы с контрреволюцией, саботажем и прочие не связаны никакими ограничениями» (Свод указов РСФСР, 1918 г., № 44, стр 533).

На процессе над Щастным председательствовал рабочий металлист С. Медведев. Он вошёл в историю как один из участников «рабочей оппозиции», направившей в 1922 году в исполком Коминтерна заявление о том, что руководители партии большевиков ведут «борьбу против всех, особенно пролетариев, позволяющих себе иметь своё суждение, и за высказывание его в партийной сфере применяют всяческие репрессивные меры».

Но в 1918 Медведев сидел за судейским столом, чтобы засудить Щастного, позволившего иметь своё собственное суждение о судьбе Балтийского флота.

СУДЬБА А. М. ЩАСТНОГО и его семьи, к сожалению, трагична, как и многих его современников - моряков, прославивших Россию. Через тюрьмы и лагеря прошли А.Н. Гарсоев (первый «Главный подводник» Советской России), А.Н. Бахтин (командир знаменитой подлодки «Пантера»), следы Н.А. Зарубина (возрождавшего Подводные силы Советской России) не найдены до сих пор. Все они были офицерами царского флота, честно ставшими на сторону революции.

Военная карьера А.М. Щастного похожа на карьеру многих морских офицеров конца 19 начала 20 веков. Он родился 4 октября 1881 года в потомственной дворянской семье Волынской губернии. Православный. В 17 лет поступил в Морской кадетский корпус, в 1901 году он уже мичман. С конца 1902 года был направлен на Дальний Восток на эскадренный броненосец «Севастополь». В русско-японскую войну служит на кораблях Порт-Артурской эскадры, участвует в боевых операциях. Проходит японский плен, и снова служба на Балтике.

Первую мировую войну А. Щастный встретил старшим офицером линкора «Полтава». В октябре 1915 года он поднимается на командирский мостик эскадренного миноносца «Пограничник». В июле 1917 го Щастному было присвоено очередное звание - капитан 1 ранга, и друзья прочили ему адмиральские погоны.

Октябрьские события 1917 года перевернули очередную страницу биографии А.М. Щастного, которая оказалась последней.

В феврале 1917 года никто не предполагал, что после Манифеста Императора Николая II об отречении от престола, в двух морских российских столицах на Балтике и Чёрном море (Кронштадт и Севастополь) обострится обстановка. В революционном разгуле примут участие и корабельные команды. Нужно было выбирать - на чью сторону становиться. А. Щастный был знаком с адмиралом А.В. Колчаком, начальником минной дивизии Балтийского флота, оба были высокого мнения друг о друге, оба любили Россию и Флот. Но как показали дальнейшие события, каждый выбрал свой путь и пошёл по нему до своего трагического конца. А.М. Щастный был одним из тех военных специалистов, которые откликнулись на призыв новой власти и верно служили ей.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ СПАСЁН! Архивные документы, извлечённые спустя десятилетия из секретных хранилищ, и воспоминания свидетелей событий весны 1918 года позволяют восстановить всю картину происходившего в эти трудные для молодой республики дни. Её судьба висела буквально на волоске. Тревожные вести поступали и с фронта, и из Гельсингфорса, где ещё осенью были сосредоточены основные силы Балтийского флота.

В первой декаде апреля возникла реальная угроза его захвата: разведка сообщила - германская эскадра уже на подходе к Гельсингфорсу. Ранним утром 11 апреля с борта немецкого флагмана поступила радиограмма-ультиматум: «Германское командование вынуждено занять Гельсингфорс для защиты интересов Финляндии сегодня, а не 12 апреля в 12 часов дня. Все суда и вооружённые пункты просят поднять бело-красные флаги…». На немецкой эскадре были убеждены - теперь русский флот никуда не денется, капкан должен захлопнуться….

С первых дней переговоров в Бресте о заключении мира между Германией и Россией Балтийский флот - предмет тайных планов германского командования. В договорных документах оговаривался отвод в российские порты всех военных кораблей или немедленное их разоружение. А фактически немцы замышляли захват Балтийского флота. «Высадка немцев в Ганга, - сообщается в одном из агентурных донесений в Морской Генеральный штаб, - имеет целью в ближайшее время занять Гельсингфорс, дабы помешать русским военным судам выйти в Кронштадт. Завладев ими, в случае возобновления войны с Россией немцы будут смотреть на суда как на военную добычу, в противном случае суда будут переданы Финляндской Республике. Во всяком случае, немцы хотят покончить с русским флотом до начала навигации в Финском заливе, дабы иметь там полную свободу действий…».

Враг рассчитывал, что в марте-апреле Гельсингфорс будет отрезан от Кронштадта сплошными ледяными полями с бесчисленными нагромождениями торосов, в таких условиях не было даже попыток переходов. Однако, когда днём 11 апреля германская эскадра подошла к Гельсингфорсу, немцы увидели на горизонте лишь дымы уходящих русских кораблей. Это взял курс на Кронштадт третий (и последний) отряд флота. Путь каравану из 167 кораблей, шедшему шестью колоннами, как и первым двум отрядам, покинувшим Гельсингфорс в середине марта - начале апреля, пробивали ледоколы. Всего за этот поход, который войдёт в историю Балтфлота под названием «ледовый», в главную базу придут 211 кораблей. В их числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 12 подводных лодок, 10 тральщиков, 5 минных заградителей, 15 сторожевых судов, 14 вспомогательных судов, 4 посыльных судна, 45 транспортов, 25 буксиров, один паром, плавмаяк и 7 яхт. Эти корабли стали основой Красного Балтийского флота и ряда флотилий.

Можно представить, какие чувства испытал начальник сил Балтийского флота и командующий Балтийским флотом Алексей Михайлович Щастный, когда на Большой Кронштадтский рейд подошли корабли последней колонны. На высокие должности он был назначен по рекомендации члена Морской коллегии Ф. Раскольникова и при единодушной поддержке совета флагманов уже в ходе операции. Но с самого начала, ещё как начальник штаба, он осуществлял её разработку, а затем и практическое выполнение. Все последние недели Алексей Михайлович жил в большом напряжении, и только теперь, наблюдая, как втягиваются во внутренние гавани корабли, Щастный мог наконец облегчённо вздохнуть - Балтийский флот спасён! Он не знал, что командовать флотом, который ему удалось увести из-под носа врага, придётся совсем недолго. Не пройдёт и месяца, как его арестуют прямо в кабинете наркомвоенмора Троцкого, он предстанет перед судом Революционного трибунала ВЦИКа, и в ночь на 23 июня бывшего комфлота расстреляют как врага народа.

На процессе по делу Щастного некоторые закулисные интриги вокруг кораблей Балтийского флота затронул сам единственный свидетель Лев Троцкий. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочесть относительно большой кусок стенограммы Ревтрибунала, хотя здесь Троцкий и напустил немало тумана. «На самом деле в самый острый момент ко мне приходили представители английского адмиралтейства и запрашивали о том, примем ли мы меры для уничтожения Балтийского флота. О личности английских офицеров хорошо осведомлены Беренс и Альтфатер. Когда этот вопрос был затронут на военном совещании, Щастный крайне неопределённо высказался о возможности уничтожения. Лишь после его отъезда этот вопрос был рассмотрен на том же совещании конкретнее…. В это время к одному из членов коллегии явился английский офицер и заявил, что Англия настолько заинтересована в взрыве наших судов, что готова заплатить тем матросам, которые возьмутся за это дело…».

Единственное, что долгое время не удавалось установить, так это фамилию английского офицера, предложившего Троцкому денежные суммы. Изучение дела позволило дать ответ на этот вопрос. Он содержится в показаниях Альтфатера следователю Кингисеппу от 5 июня 1918 г.: «Фамилия английского офицера, упомянутого в показаниях Л. Троцкого, комендэр Кроми - он английский морской агент».

Не это ли явилось причиной и расправы над Щастным «вождя и организатора Красной Армии», что он выступил против продажи русского Балтийского флота на сторону или даже его уничтожения?

Произвести следственные действия по делу Щастного в срочном порядке Кингисеппу предписал ВЦИК. Этот вопрос специально рассматривался 28 мая на заседании Президиума высшего органа Советской власти. В деле имеется выписка из протокола № 26 следующего содержания: «п.2. Об аресте бывшего начальника морских сил Балтики Щастного (отношение т. Троцкого). Одобрить действия Наркома по военным делам т. Троцкого и поручить т. Кингисеппу в срочном порядке производство следствия и представить своё заключение в Президиум ВЦИК. Подпись секретаря ВЦИК Аванесова».

Из выписки следует, что единственным основанием для одобрения ареста явилось письмо Л. Троцкого в Президиум ВЦИК, написанное в тот же день: «Уважаемые товарищи. Препровождаю Вам при сём постановлении об аресте бывшего начальника морских сил Балтики Щастного. Он арестован вчера и препровождён в Таганскую тюрьму. Ввиду исключительной государственной важности совершённых им преступлений мне представлялось бы абсолютно необходимым прямое вмешательство в это дело ЦИКа…. С товарищеским приветом Л. Троцкий».

К письму была приложена копия постановления об аресте, в котором Троцкий считал необходимым предать Щастного «чрезвычайному суду». Но такого суда, да ещё для преступника «исключительной государственной важности» у Советской власти тогда не было. Поэтому ВЦИК срочно подготовил декрет и утвердил его на следующий день. Следственные действия Кингисепп провёл за 10 дней. Судьба капитана 1 ранга Щастного была предопределена. Главный следователь Советской Республики В. Кингисепп был весьма оперативен, что не могло не сказаться на качестве следствия. Здесь тоже надо искать причину расплывчивости и запутанности обвинительных материалов.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ при ВЦИК приговорил 21 июня 1918 г. к расстрелу начальника морских сил Балтийского флота, капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного, обвинив его в совершении контрреволюционного преступления. Формулировки обвинения туманные и неопределённые, ясности не дают. Только исследование всего дела приводят к определённому выводу: арест был произведён 27 мая в кабинете Троцкого, сразу после бурного объяснения между Щастным и Троцким. Контр-адмирала сгубило то, что он прямо заявил о гибельной политике тех, кто стоит в настоящее время во главе флота. Нарком военмор вскипел, а Щастный продолжал говорить правду: «В настоящее время на службе остались те из офицеров, которые, сознавая, что присутствуют при агонии флота, настолько тем не менее с ним сжились, что решили остаться до полной его ликвидации, которая по-видимому уже недалеко, таким образом исполнить свой долг до конца. Трагическое положение этого немногочисленного офицерства, несущего на себе всю тяготу службы. Должно быть по заслугам оценено государством и обществом». Вывод Щастного о тяжелейшем положении Балтийского флота в 1918 году не был надуманным, и нельзя согласиться с Троцким, что Щастный использовал это обстоятельство в контрреволюционных целях.

Криминальная история по делу Щастного раскручивалась с поразительной быстротой. Весь апрель и часть мая газеты пестрели заметками о легендарном «ледовом переходе» (февраль - май 1918 г.), когда было спасено боевое ядро Балтийского флота, и мужество его руководства, где главным организатором был А. Щастный. И тут такой поворот - Нарком по военным и морским делам Л. Троцкий не имел права увольнять своим приказом А. Щастного, назначенного декретом Совнаркома. А тем более, лично арестовывать его.

Сразу после оглашения приговора по делу Щастного, против выступили левые эсеры, к которым присоединились и эсеры максималисты.

Приговор поддерживают Ленин и Свердлов. Левые эсеры Янушкевич и Вердников выходят из состава Верховного революционного трибунала, а его председатель С. Медведев в это время отдаёт распоряжение начальнику дежурной части, состоящей из латышей, о приведении приговора в исполнение. Предсмертными словами Алексея Михайловича были: «Смерть мне не страшна. Свою задачу я выполнил - спас Балтийский флот».

Алексей Михайлович Щастный спас Балтийский флот дважды. Первый раз - благодаря искусству стратега («Ледовый переход»). Второй - ценой собственной жизни.

Впервые архивные документы по делу А.М. Щастного появились в открытой печати в 1991 году в журнале «Человек и закон» № 3-4 в статье военного юриста Вячеслава Звягинцева «Первый смертный приговор». К сожалению, это была единственная публикация. СЛУЖИЛ НА СОВЕСТЬ? ВИНОВАТ! Усилиями официальной пропаганды на протяжении долгих десятилетий нам предлагался искажённый образ талантливого и преданного флоту командира. В многочисленных публикациях о героическом «ледовом походе» Балтийского флота эта стратегическая операция оценивалась как беспримерная, а в адрес её непосредственного разработчика и руководителя сыпались необоснованные обвинения. Даже сейчас, когда Алексей Михайлович Щастный полностью реабилитирован, многие продолжают верить в безликое руководство этой операцией партии большевиков, даже не зная имени истинного руководителя.


Капитан I ранга Щастный командовал Балтийским флотом. Временно назначенный на этот пост 20 марта 1918 г. после ареста адмирала А.В. Развозова, отказавшегося признать советское правительство, Щастный был утвержден в новой должности Совнаркомом 5 апреля.

Следует отметить, что тогдашний нарком по военным и морским делам Троцкий поддержал это назначение, а Щастный принял его неохотно. Как он позже объяснял, "нравственные побуждения заставили меня взяться за спасение флота, с которым я сжился в течение 20 лет, с которым я пережил Порт-Артур и потом был участником его возрождения при адмирале Эссене".

Щастный родился в 1881 г. в Житомире в семье потомственного дворянина и генерала царской армии. Он с отличием окончил Киевский кадетский корпус и престижный Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Впервые ему довелось участвовать в военных действиях в Порт-Артуре в ходе русско-японской войны, он был отмечен высокими наградами.

Невысокий, худощавый, со строгим, но грубовато-красивым лицом, он в 1914 г. женился на выпускнице Смольного института для благородных девиц Премской-Сердюковой. У них родились сын и дочь. Февральская революция 1917 г. застала Щастного в Гельсингфорсе, где он вместе с другими морскими офицерами был арестован матросами, намеревавшимися "свести с ними счеты". Но когда стало ясно, что Щастный приветствует революцию, он был освобожден и вернулся к исполнению своих обязанностей в штабе флота. Весной и в начале лета 1917 г. Щастный был весьма активен в социалистической организации морских офицеров при Гельсингфорсском совете депутатов армии, флота и рабочих. Как русский патриот, которому была особенно дорога судьба Балтийского флота, он был встревожен соскальзыванием балтийских моряков влево, что привело их к поддержке анархистов, левых эсеров и большевиков, а также разгромом Временного правительства в октябре 1917 г. Тем не менее Щастный, которого уважали за его профессионализм, сильную волю, преданность долгу, стойкое сопротивление любому давлению, приспособился к радикальным изменениям на флоте, принесенным Февралем и Октябрем, в особенности к важной роли выборных матросских комитетов в принятии решений. Что бы он ни думал об этих изменениях, Щастный, в отличие от многих других офицеров, вставших в оппозицию всей комитетской системе, смог эффективно использовать ее в поддержку своей политики на флоте. Как руководитель флота он редко принимал серьезные решения без предварительного обсуждения и одобрения со стороны Совета комиссаров Балтийского флота (Совкомбалта) и Совета флагманов. Более того, он тесно и плодотворно сотрудничал с Евгением Блохиным - популярным, независимо мыслящим главным комиссаром Балтфлота, одно время являвшимся левым эсером.

1918 год стал для тридцатисемилетнего командующего Балтийским флотом - или, как тогда называлось, начальника морских сил Балтийского моря, "наморси" - контр-адмирала Алексея Михайловича Щастного и годом подвига, и годом трагической гибели.
После подписания Брестского мира Балтфлот, основные силы которого тогда находились в Гельсингфорсе и Ревеле, ожидали либо передача в руки Германии, либо уничтожение: Германия настаивала на срочной передаче ей "Брестского трофея", а англичане, опасавшиеся усиления немцев, предлагали открыть крупные банковские счета для тех, кто взорвал бы русские корабли.
Нарком по военным и морским делам Лев Давыдович Троцкий задумал, не обидев немцев, перехитрить и англичан - т.е. имитировать взрыв кораблей и получить с британцев деньги, между тем как немцы смогут вновь поставить корабли в строй. Однако Щастный открыто доложил о хитростях наркома Совету комиссаров и флагманов флота. Моряки возмутились: "Нам - осьмушку хлеба, а губителям флота - вклады в банках?!" Совет комиссаров вынес постановление: "Не бывать продажности в нашем флоте!" - и репутация Троцкого на Балтике была сильно подорвана.
Алексей Щастный - выпускник Морского корпуса, участник войны с Японией - лучше других понимал, что флот надо немедленно спасать, и принял решение увести корабли в Кронштадт. Согласовав его с Центробалтом (но не с Троцким), командующий 12 марта организовал выход из Гельсингфорса первого отряда кораблей - четырех линкоров и трех крейсеров в сопровождении двух ледоколов. Переход происходил в чрезвычайно тяжелых условиях: толщина льда достигала 75 сантиметров, высота торосов - от трех до пяти метров. Корабли, имевшие неукомплектованные экипажи, обстреливались с Лавенсари и других финских островов...
В начале апреля Щастный отправляет в Кронштадт второй отряд кораблей, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт ушел третий отряд, вместе с которым ушел и адмирал.
Легендарный Ледовый переход вошел в историю Балтийского флота. Было сохранено 236 кораблей, которые вскоре сыграли важную роль в разгроме интервентов.
Хотя нарком Троцкий назвал проведенную Щастным операцию "искусной и энергичной", но он никак не мог забыть и простить того, кто столь чувствительно его "наказал". Выждав, когда волна восхищения Ледовым походом несколько улеглась, он приступил к действию. Придравшись к тому, что Щастным не были немедленно уволены с флота двое моряков, заподозренных в контрреволюционной деятельности, Лев Давыдович 27 мая 1918 года вызвал его в наркомат - на заседание коллегии. Заранее заручившись поддержкой ВЦИК, Троцкий прямо в своем кабинете арестовал контр-адмирала и передал его в руки немедленно созданного Революционного трибунала. На заседании трибунала нарком одновременно выступал и свидетелем, и обвинителем. А в результате русский офицер был обвинен не только в подготовке контрреволюционного переворота, государственной измене, но и в связях с германским генеральным штабом. Смертная казнь в Советской Республике в те времена была отменена, однако контр-адмиралу Щастному был вынесен смертный приговор... Александр Михайлович был расстрелян на рассвете 22 июня 1918 года - во дворе бывшего Александровского юнкерского училища, а имя его предано забвению до 1995 года, когда бывший наморси Балтийского моря был полностью реабилитирован.

Самый длинный день в году… 22 июня… Но не ровно четыре часа, а 4.40. Рассвет начинает брезжить над Кремлём. В сквере Александровского военного училища выстраивается расстрельная команда китайцев. Как известно, большевистское правительство на заре его существования, охраняли именно китайцы…

Перед палачами с невозмутимым видом стоит ещё молодой моряк – капитан 1-го ранга. Алеющее на востоке солнце последний раз отражается в решительных глазах. Капитан снял белую фуражку, поднёс к сердцу, бросил палачам:

Цельтесь сюда!

Приговорённого капитана звали Алексей Михайлович Щастный, и его преступление перед советской властью заключалось в том, что он спас от захвата Германией или уничтожения, за которое Англия предлагала немалые деньги, Балтийский флот.

Алексей Щастный родился в Житомире 1881 г. Его отец служил в артиллерии и дослужился до чина генерал-лейтенанта. Алексей же избрал морское дело. Морской корпус он окончил вторым по успеваемости.

Его первой войной стала Русско-японская, где он отличился при отражении атак японских миноносцев 10-11 июня, при обстреле сухопутных войск противника 26 июня и в сражении с японским флотом в Жёлтом море 28 июля 1904 г. За проявленную доблесть молодой офицере был награждён орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Командир крейсера «Диана», на котором служил тогда мичман Щастный, А. А. Ливен так характеризовал своего подчинённого: «…своей бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа … выказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости… Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте призвания, как он».

В 1906-1909 гг. Алексей Михайлович преподавал радиотелеграфное дело Минного офицерского класса. Один из выпускников этого класса, Г. К. Граф, называет его в своих мемуарах «выдающимся преподавателем».

Великая война застаёт Щастного на Балтике, где он в чине капитана 2-го ранга служил старшим офицером линейного корабля «Полтава». С 1916 г. он получил под команду эскадренный миноносец «Пограничник».

После февральской революции Алексей Михайлович, как и многие офицеры, преследовал лишь одну цель – сохранить флот и довести войну до победы. По приходе к власти большевиков он, произведённый летом в капитаны 1-го ранга, остался на посту флаг-капитана по распорядительной части штаба Командующего флотом Балтийского моря. Покинуть свой боевой пост, когда война ещё длилась, он не мог. К тому же Щастный пользовался общим уважением флота, не исключая и матросов, чего не смогло изменить даже революционное безумие.

В январе 1918 г. Алексей Михайлович был назначен 1-м помощником начальника военного отдела Центробалта и де-факто командовал Балтийским флотом.

Заключение большевиками похабного Брестского мира поставило Балтийский флот в отчаянное положение. В договорных документах оговаривался отвод в российские порты всех военных кораблей или немедленное их разоружение. Но на самом деле немцы замышляли захват Балтийского флота. «Высадка немцев в Ганга, - сообщается в одном из агентурных донесений в Морской Генеральный штаб, - имеет целью в ближайшее время занять Гельсингфорс, дабы помешать русским военным судам выйти в Кронштадт. Завладев ими, в случае возобновления войны с Россией немцы будут смотреть на суда как на военную добычу, в противном случае суда будут переданы Финляндской Республике. Во всяком случае, немцы хотят покончить с русским флотом до начала навигации в Финском заливе, дабы иметь там полную свободу действий…».

Позже, на заседании ревтрибунала по делу Щастного главный «свидетель» и обвинитель капитана Троцкий ставил ему в вину то, что «когда на заседании ВВС выдвигались определенные предложения с целью упорядочить международные отношения Балтийского флота, выяснив прежде всего вопрос демаркационной линии, Щастный отбрасывал эти предложения».

«Военмор» требовал от командующего установить некую «демаркационную линию», которая явно не соответствовала даже тем унизительным официальным границам, что были проведены немцами в Бресте. Согласно этому требованию, немцам должен был перейти форт «Ино», являвшийся вместе с фортами «Красная горка» и «Серая лошадь» узлом последней оборонительной позиции на непосредственных подступах к Кронштадту и Петрограду. После сдачи Гангута и Ревеля оставить форт Ино было для Щастного невозможным.

Когда финны совместно с немцами подошли к форту, Алексей Михайлович самовольно послал на его защиту отряд адмирала Зеленого в составе крейсера «Олег» и др. судов. Убедившись, что на суше со стороны Петрограда никакой обороны не ведется, Щастный вновь по собственному почину приказал взорвать этот форт, дабы тот не стал базой для удара со стороны Карельского перешейка по Кронштадту и Петрограду. 14 мая 1918 года форт был взорван контр-адмиралом Зеленым. Троцкий назвал этот шаг «несвоевременным»...

По-видимому, частью секретных договорённостей большевиков с немцами была передача последним Балтийского флота. Щастный имел на руках документы, которые прямо свидетельствовали «о тайной связи советской власти с немецким штабом». Эти бумаги Алексей Михайлович повезёт в Москву, куда будет вызван на доклад и где будет арестован…

Немцы были убеждены, что льды надёжно блокируют русские корабли в Гельсингфорсе. Так думали и англичане, предлагавшие хорошо заплатить, если русский флот будет взорван. На пути у предательских планов, оплачиваемых и противниками, и «союзниками», неожиданно встал один человек – Алексей Щастный.

Чтобы спасти флот, он принял опасное, но единственно верное решение – уводить эскадру в Кронштадт, торя путь ледоколами. Такое предприятие ранней весной было весьма рискованно. Корабли могли быть затёрты льдами и уничтожены неприятелем с воздуха. Должно напомнить, что в 1918 г. на флоте и в армии вообще давно царила революционная «дисциплина». И приказ командира отнюдь не всегда подлежал исполнению, а должен был получить одобрение нижних чинов.

Но уж таково было влияние Алексея Михайловича, что общее собрание флота выразило ему «неограниченное доверие». Более того, моряки постановили «передать власть над Петроградом командующему флотом». Могли человек, авторитет которого вполне мог возвести его в диктаторы, остаться в живых при большевистском владычестве?

С 7 по 11 апреля по приказу Щастного из Гельсингфорса в Кронштадт вышли 45 эсминцев, три миноносца, десять подводных лодок, пять минных заградителей, шесть тральщиков, одиннадцать сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно. Когда командующий на штабном корабле «Кречет» последним покидал родную гавань, на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками. Гельсингфорс был взят 14 апреля. А 20-го Балтийский флот, не потеряв ни одного судна, прибыл к берегам Кронштадта.

Этот беспримерный подвиг получил в истории имя «Ледовый поход».

Через месяц творец этого славного дела был арестован по личному приказу Троцкого в собственном кабинете наркома, предъявившего Алексею Михайловичу следующее обвинение: «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора - офицерство минной дивизии - открыто выдвинуло лозунг „диктатура флота“».

Официально смертная казнь в «молодой советской республике» была в ту пору отменена. Но Троцкий, выступавший на ревтрибунале главным обвинителем, добился высшей меры для посмевшего противодействовать ему капитана. Смертная казнь была восстановлена в СССР накануне оглашения приговора. Ленин и Свердлов этот приговор поддержали. Да и как иначе? Большевикам был совсем не нужен ещё один подобный прецедент, нарушающий их сделку с Германией. Его и не будет… В отличие от Балтийского судьба славного Черноморского флота сложилась более плачевно. Часть его была затоплена, а часть перешла в руки немцев, занявших Севастополь. 27 августа 1918 г., при обмене секретными нотами между германским и советским правительствами относительно оставшихся кораблей, было признано, что русские корабли могут быть в случае необходимости использованы немцами для военных целей...

«Именем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Революционный трибунал при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, заслушав в открытых заседаниях своих от 20 и 21 июня 1918 г. и рассмотрев дело по обвинению бывшего начальника морских сил Балтийского флота гр. Алексея Михайловича Щастного, 37 лет, признал доказанным, что он, Щастный, сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота, стремясь своею деятельностью восстановить матросов флота и их организации против постановлений и распоряжений, утверждённых Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. С этой целью, воспользовавшись тяжким и тревожным состоянием флота, в связи с возможной необходимостью, в интересах революции, уничтожения его и кронштадтских крепостей, вёл контрреволюционную агитацию в Совете комиссаров флота и в Совете флагманов: то предъявлением в их среде провокационных документов, явно подложных, о якобы имеющемся у Советской власти секретном соглашении с немецким командованием об уничтожении флота или о сдаче его немцам, каковые подложные документы отобраны у него при обыске…», - так говорилось в приговоре ревтрибунала. И тест этот является прямым обвинением не Щастному, но его убийцам.

Перед казнью Алексей Михайлович в письме утешал своего адвоката, благодаря его за всё для него сделанное. «Смерть мне не страшна, - писал он. - Свою задачу я выполнил - спас Балтийский флот». «В революции люди должны умирать мужественно, - говорилось в предсмертной записке капитана. - Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».

И, вот, алые отблески пробуждающегося светила… Винтовки китайцев, изготовленные для залпа…

Цельтесь сюда!

Вдова капитана Щастного будет умолять выдать ей тело мужа для погребения, но так и не узнает, где обрёл он своё последнее пристанище.

По всей видимости Алексей Михайлович был тайно захоронен в безымянной Братской могиле в районе села Всехсвятского, что находится на территории Всероссийского военного Братского кладбища героев Первой мировой войны, где ныне расположен Мемориальный парк у кинотеатра «Ленинград», близ Храма Всех Святых на Соколе. Вдоль кирпичной ограды Братского кладбища были расположены безымянные рвы и могилы, в которые, начиная с 1918 года, закапывали людей, расстрелянных в Москве.

Может быть, однажды в этом уголке столице появится мемориальная плита с указанием: «Капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный. Русский герой, участник двух войн, блестящий морской офицер. Расстрелян большевиками за спасенье Балтийского флота».

Е. Фёдорова
для Русской Стратегии



Новое на сайте

>

Самое популярное