Домой Гигиена Анализ стихотворения "пророк". А

Анализ стихотворения "пророк". А

Современник Пушкина С. Булгаков считает, что для «нет прямого оригинала в Библии». Однако если прочитать 6-ю главу Пророка Исайи, то аналогии заявят о себе сами. Это и шестикрылые Серафимы, и уголь, которым Серафим коснулся уст Исайи, и глас Божий, вопрошавший: кого мне послать? Но если в Библии Бог спрашивает, то в стихотворении Пушкина Он утверждает: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли».

Хотя по признанию самого поэта в «Пророке» он перефразировал главу из Иезекииля.

В какой-то момент Пушкин ощутил свое предназначение, почувствовал, что его талант должен служить не только ради написания эпиграмм или романтических поэм. На него возлагается миссия «глаголом жечь сердца людей». Это ощущение и он передал в данном произведении. Случайна ли связь стиха с библейским сюжетом? На этот вопрос попробуем ответить проведенным анализом стихотворения Пушкина «Пророк».

Произведение было написано в 1826 году. Нельзя исключать тот факт, что на создание этого стихотворения поэта вдохновило восстание декабристов и последовавшая за этим событием казнь. Среди людей, сосланных в Сибирь и на Кавказ, было немало друзей и единомышленников Пушкина. Ставя перед собой задачу глаголом жечь сердца людей, поэт понимал, что он должен показывать в своих произведениях правду о самодержавии, о жизни крепостных крестьян, и призывать людей к Свободе.

Одни литературоведы причисляют его к жанру духовной оды, другие признают стихотворение философской притчей. В нем присутствуют элементы обоих жанров. По композиции его можно разделить на 3 части.

Первая часть — состояние поэта до его встречи с Серафимом. Она короткая, состоит из двух строк. Но в эти строки вместилась едва ли не вся прошлая жизнь поэта.

Вторая часть составляет основную мысль стихотворения. Это ─ духовное перерождение, перестройка сознания автора. Оно происходит постепенно. Сначала открылись глаза, и поэт стал замечать все то, на что другие люди в спешке и суете не обращают внимание. Затем ангел коснулся ушей, и поэт стал слышать небо, полет ангелов, и воспринимать, что происходит в морях. Затем ангел вырвал язык поэта и вложил «жало мудрыя змеи». Вместо сердца Серафим вложил горящий уголь.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение написано четырех — и пятистопным стопным ямбом, который своим неспешным ритмом с максимальной полнотой передает страдания, испытываемые поэтом в процессе духовного перерождения,

В этом стихотворении Пушкин активно использует художественные приемы. Это –

  • сравнения (легкие, как сон, персты, лежал как труп, зеницы, как у испуганной орлицы);
  • метафоры (духовная жажда, горний полет, легкие персты, вещие зеницы);
  • эпитеты (пустыня мрачная, язык празднословный и лукавый, уста замершие);
  • славянизмы (зеницы, уста, десница, виждь и внемли).

Использование славянизмов Пушкиным преследовало двоякую цель. Первое ─ славянизмы подчеркивали жанр оды, и второе, они сближали стих со Священным Писанием, поскольку Ветхий завет и Евангелие, переведенные однажды с греческого на старославянский, на протяжении веков не изменялись, и до ХХ века не переводились на современный язык.

По воспоминаниям современников, у Пушкина было 4 стихотворения о Пророке. Видимо, эта тема очень волновала поэта. Но три стихотворения были уничтожены по причинам, о которых мы можем догадываться, зная политическую ситуацию в России и стремление самодержавия удержать власть в своих руках. Но сохранившийся «Пророк» представляет собой творческую программу поэта. Александр Сергеевич взял библейского Пророка для аналогии, поскольку этот образ оказался ближе всего к его мировоззрению и мироощущению, и с наибольшей полнотой передает главную идею стихотворения.

История создания. Стихотворение «Пророк» завершает период Михайловской ссылки Пушкина: именно его он везет с собой в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке «друзей, товарищей, братьев» в Сибирь, но его участь оставалась пока неясной: Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. Имеются сведения о том, что «Пророк» входил в цикл политических стихов, которые не сохранились. Но главное то, что в нем опальный поэт, несмотря на грозящую ему опасность, осмелился возвести миссию поэта на уровень пророческого служения. Пушкин взял в основу этого стихотворения библейский текст, заявив тем самым о святости искусства, подчиненного не политической - «земной» - власти, а высшему суду.

Жанр и композиция. По жанру пушкинский «Пророк» близок духовной оде. Основой сюжета стихотворения послужила VI глава библейской книги пророка Исайи, где рассказывается о видении пророка, к которому является серафим - ангел, посланец Бога. Главное качество серафимов - пылкость и очищающая сила. Именно таково действие серафима в библейской книге. Там рассказ заканчивается тем, что Господь посылает пророка Исайю проповедовать людям правду Божию. Пушкин во многом сохраняет структуру и смысл библейского предания: герой стихотворения, находящийся в особом состоянии «духовной жажды», встречается с посланцем Бога - серафимом (первые четыре строки), который помогает ему совершить путь преобразований и через гибель в нем прежнего греховного человека возродиться для высокого духовного служения. Каждый из этапов духовного возрождения представлен как отдельный законченный фрагмент. Последние четыре строки -- прямое обращение гласа Божьего к готовому для своей миссии пророку, графически выделенное как прямая речь. Но эта сюжетная канва осмысливается через аллегорию поэт - пророк, а потому в стихотворении возникает иное по сравнению с библейским текстом идейно-тематическое наполнение.

Основные темы и идеи. «Пророк» - программное стихотворение, поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую, Божественную истину. Главная тема стихотворения - особая роль поэта и назначение поэзии. Его основная идея - утверждение пророческой миссии поэта в мире и ответственности художника перед Богом. Она раскрывается постепенно, проходя через ряд последовательных этапов. Принципиальным отличием от библейской первоосновы является введение в сюжет духовного преобразования лирического начала. Не все исследователи поддерживают такую точку зрения: некоторые ученые доказывают, что в стихотворении речь идет именно о пророке, а значит - идея пророческого служения не соотносится с миссией поэта. Но более распространена другая трактовка: в состоянии духовного опустошения находится тот, кто воспринимается нами как лирический герой стихотворения, - то есть поэт. При таком подходе смысл всех происходящих с ним преобразований оказывается несколько иным. Именно поэт наделяется особыми чувствами - зрением «испуганной орлицы», слухом, проникающим в «горний ангелов полет», - поскольку он должен обладать особой восприимчивостью ко всему, что есть в окружающем мире, Особое значение приобретает образ «празднословного и лукавого языка»: ведь язык - это основное орудие поэта. И если он лукав или говорит не о том, ¦ что важно в высшем, духовном смысле («празднословен»), значит - его надо заменить. Поэту теперь дано «жало мудрые змеи». Но и этого еще мало: чтобы стать пророком, надо отрешиться от «трепетного» че-лоьеческого сердца, так как задача поэта-пророка - нести людям ту правду, которая может оказаться страшной и горькой. А потому поэту вместо сердца серафим дает «угль, пылающий огнем».

Таковы мучительные перемены, которые приходится претерпеть тому, кто решится выйти на тернистый путь поэта-пророка. Но свою миссию он может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Так из всей логики развития художественной идеи стихотворения выводится его главная мысль: искусство - не забава, не игрушка и даже не просто художественно совершенное творение. Это особая миссия, которая возложена на поэта и которую он обязан выполнять, как бы тяжело это ни было.

Но все-таки можно увидеть и определенную правомерность в аргументах тех, кто не согласен с указанной трактовкой стихотворения. Если рассматривать его в общем контексте творчества Пушкина, то оказывается, что у него пророк и поэт не всегда сливаются в одном существе - для этого нужны особые условия. Об этом убедительно свидетельствует стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году вслед за «Пророком». Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет мир людей. Невозможно представить пророка «в заботах суетного света». Было бы кощунством считать пророка самым «ничтожным» среди «детей ничтожных мира». От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, исполнителя воли Бога, люди ждут огненных слов. Бог посылает пророка в мир, чтобы тот «глаголом» жег сердца людей, то есть в слове передавал жар своего сердца. А пророки, в свою очередь, ждут от людей внимания и понимания. И люди внемлют им «в священном ужасе», разгадывают смысл их слов. Но так ли они слушают поэта? Он «волнует, мучит, как своенравный чародей», сердца других людей, но «чернь тупая» не всегда его понимает, а может и оттолкнуть, как говорит об этом Пушкин в более позднем стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Бог, наделяя человека частицей своей творящей силы, избирает его для «подвига благородного» - творчества, но миссия поэта-пророка далеко не всегда принимается теми, кому он через свое искусство несет слово Божественной истины. Трудности этого пути ощутил уже и сам Пушкин, оставив проблему открытой. Над решением ее трудились многие последующие поколения русских писателей и поэтов.

Художественное своеобразие. Все средства художественной выразительности стихотворения подчинены его основном идее - создать высокий образ поэта-пророка. Этой задаче соответствует торжественный одический стиль, который создается лексическими и синтаксическими средствами, воспроизводящими особенности библейского стиля. Стихотворение написано четырехстопным ямбом без деления на строфы. Воспроизводя одну из особенностей синтаксиса Библии, Пушкин использует анафоры. 16 строк начинаются с союза «и». Широко используется библейская лексика (шестикрылый серафим, пророк, гады), славянизмы (персты, зеницы, уста, горний, виждь, внемли), эпитеты высокого стиля (празднословный, лукавый, грешный), а также метафоры (глаголом жги сердца людей) и сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы). Все это создает торжественный, сдержанный, но внутренне напряженный стиль возвышенноораторской речи.

Значение произведения. «Пророк» стал программным произведением в творчестве Пушкина, итогом его размышлений о себе, своем творчестве, обозначившим переломный момент в его жизни и поэтической эволюции. Продолжая традиции гражданских и духовных од Ломоносова и Державина, Пушкин впервые в русской литературе возвел поэта на уровень пророка, определив тем самым одну из важнейших особенностей русской литературы в целом. Именно после Пушкина утвердилось представление об особой роли в обществе поэтов, призванных к служению, подобному пророческому. Вслед за Пушкиным эту тему продолжил Лермонтов в своем «Пророке», написанном незадолго до смерти в 1841 году. Затем ее подхватили писатели второй половины XIX века - Достоевский, Толстой и многие другие, ставшие для всего мира олицетворением той особой миссии писателя, которую русский поэт XX века Е. Евтушенко определил словами: «Поэт в России - больше чем поэт».

Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов. Большинство из них были друзьями поэта, поэтому их задержание и последующее наказание очень его огорчили. Под влиянием смешанных и бурных чувств несправедливости и обиды, Пушкин пишет это стихотворение. Неудивительно, что оно получилось довольно зловещим и мрачным.

В стихотворении описывается человек, идущий один по пустыне. Как вдруг его одиночество нарушает шестикрылый серафим. Он очищает путника с помощью физического страдания, даже вырывает язык и рассекает мечом грудь, показывая, что у людей грехи накоплены везде. Еще серафим вставляет человеку вместо вырванного сердца пылающий огнем уголь. Для путника эти мучения не прошли даром. Он лежал подобно трупу в пустыне, но внезапно голос с небес воззвал к нему. Бог объявил его пророком и отправил наказывать остальных людей за их грехи.

Пушкин употребляет в произведении много устаревших церковных слов, дабы уподобить его некой древней легенде. Надо отметить, что ему это удалось.

Поэт преподносит в этом стихотворении жестокую правду о том, что нет безгрешных. Что даже пророк, которого избрал сам Господь, в прошлом был самым обычным земным человеком. Шестикрылый серафим очистил каждый участок его тела, прежде чем путник возвысился над остальными людьми.

Миссия пророка заключается в том, чтобы наказать виновных и грешных.

Автор держит обиду на правительство, которое подвергло страданиям его большинство его друзей, бывших декабристов. Их убили или сослали в Сибирь. Александр Сергеевич верит, что это было совершенно неоправданно и несправедливо и что невиновные люди будут отмщены пророком.

Анализ стихотворения Пушкина Пророк

Стихотворение «Пророк» является своеобразной авторской интерпретацией Библии. А.С Пушкин затрагивает в своем произведении не только тему идеализации поэта, он выносит идею божественного призвания поэта-пророка. Несмотря на то, что автор в своем стихотворении ссылается на сюжет из VI главы книги пророка Исайи, не сложно обнаружить огромный философский подтекст. Ведь в 1826 году после восстания декабристов поэт потерял много друзей. Одни подверглись расстрелу, другие были сосланы в ссылку.

Это стихотворение, написанное в жанре оды, является неким завуалированным ответом правительству на его жестокие деяния. Анализ «Пророка» позволяет обозначить лирического героя, который был наделен Богом особой властью избранного. Бог дает ему возможность наказывать тех людей, которые поступают жестоко и подло. Благодаря этому лирический герой не чувствует себя уязвимым и слабым. Основной темой стихотворения является не только сложная миссия, которая возложена на пророка. Это так же и вера. Вера в то, что однажды появится человек, который сможет наказать тех, кто сеет беззаконие.

Произведение, безусловно, очень тонко передает настроение автора - боль от потери близких друзей и протест.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина для 9 класса

Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот двадцать шестом году и представляет собой мнение Пушкина на призвание поэта и его обязанности.

Конечно, главная мысль стихотворения - затронуть тему поэта и поэзии. Поэт представляется неким пророком, а его работа в поэзии - легендой.

Пушкин в своем стихотворении "Пророк" ясно и четко описал, какими качествами должен обладать поэт, чем должен отличаться от обычного человека. Описывая это, Пушкин делает акцент на библейскую мифологию.

По мнению Пушкина, у поэта должна быт цель, ради которой он должен творить, которая дополняет и придает смысл его работам. Но кроме этого, поэт должен передавать действительность, описывать жизнь без маски, даже самые суровые и жестокие моменты жизни передавать такими, как они есть.

В то время, когда был написано стихотворение, были наказаны многие декабристы. Поэтому в стихотворении "Пророк" можно найти и отсылки к этому моменту.

Затрагивать словом и строкой душу людей - несомненно главное предназначение поэта, не быт лояльным к проблемам общества и мира.

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении использует следующие выразительные средства для передачи смысла, который заложил в стихотворении "Пророк":

Первое, это конечно, метафоры. Например, "глаголом жги сердца людей". Далее эпитеты и перифраз. Если еще глубже рассматривать данное стихотворение Пушкина, то можно назвать его монологом. Поэтому виден ораторский стиль.

Рассматривая стихотворение в более широком свете, то можно сказать "Пророк" занимает культовое место. В сложный период для России Пушкин не побоялся изобразить в своем творении правоту декабристов (и их взглядов), которые были казнены.

В стихотворении читатель может заметить то, как поэт меняется со временем. Сначала поэт ничем не отличается от других, а в конце, после встречи с посланником, преобразовывается, находит новый смысл для себя и понимает для чего нужно творить.

В заключении можно сказать, что данное стихотворение поднимает проблему предназначения поэта и поэзии, которое заключается в том, чтобы донести до других людей только правду и истинный смысл, не боясь последствии. Поэт должен интересоваться событиями и в своих произведениях не должен передавать лож.

Поэт отличается от обычного человека тем, что своим пером может изменить мир и донести до других правильное понимание происходящего.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Бушует полая вода Бунина

    Тематика природы, воспевание родного края является довольно яркой в творчестве Бунина. Частично его лирика посвящена именно природе. Как собственно и подобает поэту, он восхищается величием и удивительностью этих метаморфоз.

  • Анализ стихотворения Некрасова Размышления у парадного подъезда для 7 класса

    Данное стихотворение делится на три части: Первая часть посвящена описанию обычных будней министра. Как он принимает более богатых лиц, как не уважает простых крестьян, которые пришли за помощью.

  • Анализ стихотворения Письма римскому другу Бродского

    Рассмотрим произведение Иосифа Александровича Бродского «Письма римскому другу», созданного им в 1972 году. В названии есть добавление «Из Марциала», это пояснение к стихотворению по темам римского сказания

  • Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа 9, 10 класс

    Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету «Поэт и толпа». В 1828 году своей жизни Пушкин написал это произведение, которое стало вскоре очень важным

  • Анализ стихотворения Поэт Ахматовой

    Произведение является одним из стихотворений, вошедших в поэтический цикл под названием «Тайны ремесла», раскрывающий тематику взаимоотношений творческого процесса и поэта.

Стихотворение широко известно, его и сейчас изучают по школьной программе. Считается, что «Пророк» должен был быть лишь первой частью из целого цикла, в который входили бы четыре стихотворения. К сожалению, до нас дошла только одна часть, названная «Пророк».

История создания и композиция стихотворения

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году в Михайловском. В этот момент А. С. Пушкин был под сильным впечатлениями от расстрела своих друзей-декабристов.

Проводя анализ стихотворения «Пророк» Пушкина стоит заметить, что в нем было введено аллегорическое понятие слова «Пророк». По некоторым признакам произведение напоминает оду. Монолог-призыв, написанный в ораторском стиле. В стихотворении используется многократно союз «и». Такой прием создает единство пространства и всего целого. Звукопись, а именно шипение согласных, передает мучительный путь героя, его страдания.

В стихотворении использована кольцевая композиция. «Пророк» по стилистике напоминает библейскую легенду, ведь стихотворение начинается притчей, а завершается голосом Бога.

В этом анализе стихотворения «Пророк» нужно упомянуть и о проблематики произведения. Мы отметим две основные линии, которые поднимаются в сюжете:

1. Тема поэта и поэзии, которую часто затрагивал Пушкин в своих произведениях. Цель поэта - жечь сердца людей то есть их растапливать от жестокости и злобы.

2. В стихотворении присутствует библейская тематика, а именно упоминание серафимов и их описание. В этом ярко прослеживается обращение к Библии и Богу.

Общий анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

Главное героя не покидает чувство тревоги. Сначала он переживает за людские грехи, а потом об ответственности, которая на него обрушилась. Пушкин, как великий поэт определил ряд качеств, которыми обладает творческий человек и чем он отличается от обычных людей. По словам Пушкина, поэт видит то, что за гранью человеческого зрения и восприятия мира. Он сравнивает себя с орлом, который может высоко взлететь и любоваться солнцем или наблюдать за полетом ангелов.

Стихотворение построено на контрасте. Вначале мы видим одинокого путника, томимого, который потом встречается с серафимом и наделяется живительными силами, ведь измученный поэт так долго ждал превращения. Оканчивается стихотворение призывом к Богу с просьбой призвать нового пророка, чтобы он наказал людей за их грехи и грешную жизнь в целом. Для Пушкина - поэт - это жизнь, вера, в которую он переродился. Для переродившегося поэта - принятие Бога - это новая жизнь. У такого человека вера и Бог в душе. Принимая такого нового себя, поэт должен отступиться от человеческих пороков. Он должен умереть и родиться заново.

Одаренный талантом Пушкин, считает своим жизненным предназначением дарить добро людям и наставлять их на истинный путь. В сюжете произведения используется библейская легенда, что позволяет Пушкину размышлять о пророчестве. Тему пророка после Пушкина подхватили и другие российские дарования.

Надеемся, что этот анализ стихотворения «Пророк» Пушкина, помог вам лучше понять всё произведения в целом. Мы выделили основные моменты, которые на наш взгляд имеют характерное значение. На нашем сайте мы размещаем множество анализов литературных произведения, как отечественных писателей, так и зарубежных. Будет рады, если вы посетите раздела «Блога» , вы обязательно найдете много интересного.



Новое на сайте

>

Самое популярное