Домой Протезирование и имплантация Как фотографировать кошек. Как лучше всего фотографировать кошек и котов

Как фотографировать кошек. Как лучше всего фотографировать кошек и котов

Текст статьи обновлён: 20.03.2019

В декабре прошлого года я опубликовал отчет о том, как ездил к друзьям фотографировать их милую собаку Бетти при естественном свете от окна. Тогда я снимал на кропнутую зеркалку Nikon D5100 и портретный объектив Nikkor 50/1.4G. Фиксом с такой большой светосилой мне довелось воспользоваться тогда впервые и, несмотря на то, что я немного поджимал диафрагму, все же, этого было недостаточно: из-за малой глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) на многих фотографиях нос у модели получился нерезким. Настало время исправить оплошность. Сегодня учимся снимать портреты кошек в домашней фотостудии на полнокадровую камеру Nikon D610 с объективом Nikkor 24-70/2.8.

Как организовать фотостудию в домашних условиях

На страницах сайта, в различных уроках фотографии я уже неоднократно отмечал, что мне нравятся, больше всего, портреты, снятые при натуральном, рассеянном свете. Да и нет у меня осветительного оборудования для съемок при искусственном освещении. Поэтому студия для съемки кошек в квартире построена по тому же принципу, что и при фотосессии с собакой.

Окно у нас — справа. Россия – очень богатое государство, поэтому отопление не отключается даже несмотря на то, что на улице уже «идет, гудёт зеленый шум» и жарко, как в Сахаре, поэтому не обращайте внимания на желтый объект справа. Это – лист теплоизоляции на радиаторе отопления.

В предыдущем уроке фотографии о съемке собаки мы использовали серый фон для портретов, который, по большей части, не понравился зрителям. Пришлось договориться со знакомой и съездить на Уктус (противоположная часть города) за икеевским пледом «под мех», и тащить его на Уралмаш за тридевять земель.

На фото нашей домашней фотостудии слева – белый отражатель. Рефлектор – совершенно необходимое приспособление при съемках с одним источником света (он у нас единственный – окно) и при фотографировании портретов на солнце. Действие белого отражателя хорошо показано в фотоуроке о съемке цветов на черном фоне при естественном свете от окна. Также, в обзоре алюминиевого штатива SiruiR-2004 в первом видео демонстрируется действие золотистой и белой поверхности (напомню, что в моем рефлекторе – пять цветов: белый, серебристый, бронзовый, черный и полупрозрачный). Ссылки на упомянутые уроки фотографии будут приведены в конце статьи.

Конечно, если у вас нет возможности приобрести отражатель, то можно использовать любую белую поверхность: простынь, пенопласт, лист ватмана. Помните: чем больше размеры отражающей поверхности, тем мягче получатся тени.

Совершенно потрясающие примеры портретов людей, снятые в путешествиях с использованием маленького отражателя приведены в статье Одед Вагенштайна «Рефлектор. Мое секретное оружие в портретной фотографии».

В рассказе о съемке собаки я жаловался, что снимать в домашней фотостудии, оборудованной в спальне, было не очень комфортно: приходилось упираться спиной в стену, мало места. Сейчас же, у нас — и модели меньше размером, и съемка велась на полный кадр, что позволило приблизиться к объекту на треть дистанции ближе. Например, если на кропнутой камере Nikon D7200 пришлось бы снимать котёнка с расстояния 1.4 метра, то при съемке на полнокадровую Nikon D610 расстояние сократится до 93 см.

И при этом мы сразу должны подумать, как решить другую проблему: чем меньше дистанция до объекта съемки, тем меньше ГРИП. Мне не хотелось повторять ошибки, допущенные во время фотосессии с собакой Бетти, поэтому сейчас я приготовился лучше: зашел на сайт и проверил на калькуляторе ГРИП, какова будет глубина резкой зоны.

Изначально я планировал снимать на открытой диафрагме при максимальном фокусном расстоянии ФР=70 миллиметров моего объектива Nikkor 24-70/2.8. Но анализ данных, выданных калькулятором, показал, что можно получить много брака. Например, при F/2.8, фокусном 70 мм и расстоянии до объекта съемки 1,0 метр, резким будет коротенький участок длиной, всего, 2 сантиметра (на сайте с калькулятором нет Никон Д610, пришлось взять Никон Д700). Выход я вижу в том, чтобы снимать либо на 50 мм, если угол обзора позволит не захватывать обои на заднем плане, либо нужно поджимать апертуру. Например, при том же ФР и расстоянии до объекта съемки, ГРИП для разных диафрагменных чисел получается следующий: f/4 – 3 см; f/5.6 – 4 см; f/8.0 – 6 см, f/11 – 8 см. Другими словами, закрывая диафрагму до f=5.6, мы имеем шансы получить резкой всю голову котенка.

Чтобы проверить теорию на практике я, перед фотосессией с котятами, устроил фотоохоту на бегемота. Профессиональные фотографы советуют всегда использовать гиппопотамов для тренировки навыков фотосъемки.

Тут возникает еще одна задача: меньшее отверстие потребует увеличить светочувствительность матрицы, чтобы обеспечить приемлемую выдержку при фотографировании. Начинающим фотолюбителям рекомендую прочитать мой основной урок по настройкам фотоаппаратов Nikon и Canon, где обсуждается взаимосвязь между диафрагмой, выдержкой и ISO (ссылка — в конце фотоурока). Во время фотосессии с собакой на улице было очень пасмурно, почти сумерки, поэтому ИСО пришлось задирать, к сожалению, довольно сильно. Я очень надеялся, что в этот раз с естественным светом повезет больше.

Отступление для новичков. Как размыть фон на фотографии

Нерезкий задний план на фотографии называется боке́. Это понятие ввел в обиход Mike Johnston, редактор журнала Photo Techniques в 1997 году для описания качества размытости, нечеткости фона в портрете. Слово имеет японское происхождение (暈け или ボケ ) и переводится, как «кружок нерезкости» или «нечеткость». У японцев оно, кстати, означает и неопределенность, нечеткость в душе или в чувствах человека.

Разные объективы, имеющие свои особенности конструкции, обладают отличающимся характером размытия. И споры о красоте боке на фотографических форумах идут такие же ожесточенные, как при обсуждении извечного вопроса «что лучше, Nikon или Canon».

В таблице «Новый калькулятор глубины резко изображаемого пространства» у Дмитрия Медведева, ссылку на сайт, которого я привел выше, можно увидеть надпись зеленого цвета «Информация», где дана краткая вводная по использованию таблички. И вот там же, есть ссылка на его статью «ГРИП. Кружок нерезкости. Новый взгляд», где желающие могут почерпнуть много технической информации о физических принципах размытия заднего плана на фотографии.

Я же, хочу более подробно остановиться на практических советах для начинающих фотографов, владеющих зеркалкой Nikon или Canon , беззеркалками Sony или Fujifilm , и вообще любой камерой, у которой есть возможность менять настройки диафрагмы.

Итак, степень размытия фона на портрете определяется следующими факторами: фокусное расстояние объектива в момент съемки (чем оно больше, тем сильнее выражено размытие), диафрагма (при открытом отверстии задний план размывается заметнее), дистанция до точки фокусировки и до фона (чем ближе первое и дальше второе, тем сильней боке). Опосредованно, на боке влияет кропнутая у вас зеркалка (например, Nikon D 7200 или Canon EOS 70 D ) или полнокадровая (скажем, Никон Д750 или Кенон 5Д Марк II ): в кадр входит больше, вы подходите ближе к фотомодели или используете большее фокусное расстояние для заполнения кадра, а значит — фон размывается сильнее.

Чтобы новичкам было проще понять, как сделать размытым задний план на фотографии, предлагаю проверить, как влияет изменение перечисленных выше параметров, на характер боке. Открываем в новой вкладке симулятор размытия фона и калькулятор ГРИП: http://dofsimulator.net/en/

Он, как видим, на английском языке, потому давайте я немного поясню, какие настройки мы можем менять, чтобы сделать фон нечетким.

Во-первых, мы можем выбрать версию симулятора боке: полная или для мобильных устройств (Mobile или Full Version).

Во-вторых, во вкладке «Configuration» — задать единицы измерения: метрические или английские.

В-третьих, в разделе «Appearance» определить, как будет выглядеть наша фотомодель.

  • Model : мальчик, девочка, юноша или девушка разного роста.
  • Background : Какое изображение будет красоваться в качестве фона на портрете (здание, собор, церковь, город, горы, Париж, парк или дерево).
  • Orientation : тип портрета (вертикальный или горизонтальный)

В-четвертых, задаем параметры объектива (Lens ):

  • Фокусное расстояние
  • Диафрагма
  • Нужно ли учитывать дифракцию (Diffraction ).
  • Тип матрицы фотоаппарата и ее размер Sensor Size (мыльница, зеркалка, беззеркалка, средний или крупный формат). Другими словами, при помощи данного симулятора можно увидеть, как размоется фон на компакте с кроп-фактором 5.6 и на беззеркалке Sony Alpha NEX-7 с матрицей APS-C.

Вместо этого можно указать конкретную модель камеры (Camera Model ) или даже видеокамеры (Video 16:9 ) и посмотреть нечеткий фон при съемке видео.

В-пятых, нужно указать программе, на каком расстоянии находится наша фотомодель (Position) от фотоаппарата.

  • Distance : дистанция до точки фокусировки.
  • Background : до заднего плана.

В-шестых, сообщаем тип портрета (Framing ): крупнолицевой, плечевой, поясной, по-колено или ростовой.

В-седьмых, в правой части симулятора размытия фона (где фотография) можно выбрать «Bokeh simulation» и посмотреть мягкую, среднею и жесткую нерезкость, а также сравнить боке, выдаваемое объективами с 5,6,7,8 и 9-ю лепестками диафрагмы.

Внизу у нас – калькулятор ГРИП. Здесь схематично показан фотограф, модель и фон (ёлочка). Выбирается размер кружка нерезкости (Circle of confusion), зависящий от четкости матрицы (числа мегапикселей). На схеме показано, как распределяется ГРИП перед точкой фокусировки и за ней (In front of subject и Behind Subject). Приведено значение гиперфокального расстояния для заданных настроек (Hyperfocal distance). И, соответственно, величина ГРИП (Depth of field) «от» и «до», и абсолютное значение в сантиметрах.

В общем, коллеги-новички в фотографии, если вы искали, как размыть фон на снимке, фотографируя на вашу любительскую зеркалку Nikon D 3300 или Canon EOS 650 D , то должны мне сейчас «как земля колхозу». Ведь, поигравшись с настройками программы, вы получите более глубокое понимание, как размыть фон на портрете, варьируя настройки вашей камеры. Ну, меня бы устроило, если бы вы поделились ссылкой на данный фотоурок в социальных сетях…

Пытаемся красиво сфотографировать котят в домашних условиях

С настройками камеры для красивого боке и обеспечения резкости наших фотомоделей, вроде, разобрались. Приступим к съемкам.

Первый кадр – малыши на этажерке. Мы хотели рассадить котят в шахматном порядке, но они ни секунды не желали посидеть на месте и позировать. Пришлось поместить их в верхние ячейки «на высоте».

Все снимки в данном уроке фотографии сняты на полнокадровую зеркалку Никон Д610 с репортажным объективом Никкор 24-70/2.8, без моего любимого поляризационного фильтра Hoya HD Circular-PL.

Тут один котенок попросил сфотографировать его соло.

Потом одна из моделей начала плакать, а коллеги «по несчастью попасть на фотосессию в домашней фотостудии» его утешали: «Ну ты чего ревешь братуха? Потерпим полчаса и – к мамке сиську сосать»!

Фото 6. Съемка котят в домашних условиях. Все — за одного! (800, 40, F/2.8, 1/320)

Следующие кадры сняты на фоне пледа и «бокала» из магазина Икея.

Фотография 7. То ли в аквариуме, то ли — в бокале. Съемка кота в домашней фотостудии. (зеркалка Nikon D610, объектив Nikkor 24-70/2.8, настройки: 800, 62, 3.5, 1/800)

Нам показалось, что будет смотреться интересно кадр с клубком ниток. К сожалению, котята наши еще слишком маленькие, их не интересуют ни нити, ни перышки: было трудно привлечь их внимание к объективу.

Фото 9. Фотографируем кошек в домашней студии при естественном свете от окна. Кто сказал «мяу»? (800, 70, 4.5, 1/320)

Попытался снять портрет в зеркале.

И, эксклюзивный кадр «котенок снизу-вверх».

Фотографировали мы его на стеклянном столике с расстояния, где-то, тридцать сантиметров. Я боялся, что он не попадет в ГРИП и зажал диафрагму. Выдержка короткая, нужно было, все же, открыть апертуру, хотя бы, до f/5.6…

Кроме пледа, переданного нам в аренду знакомой, который мы повесили на перекладину от занавески в душе (чтобы предотвратить складки на фоне), я притащил из дому свой щит для съемки натюрмортов при естественном свете от окна (внизу ссылка на отчет, как я его изготовил).

Фотография 14. Топ, топ, топает малыш… Бесплатные уроки для начинающих фотографов. Фотографируем кота в домашней фотостудии при естественном свете от окна (1000, 40, 4.5, 1/200)

К концу фотосессии наши модели жутко устали и начали засыпать прямо на площадке нашей импровизированной домашней фотостудии.

Фотография 16. Съемка котят дома. Близится сон-час… (1000, 70, 2.8, 1/250)

Фотография 18. Тяжело дается фотосессия. Спят усталые зверушки… Как фотографировать котят на продажу (1000, 70, 2.8, 1/320)

После этого на вахту заступила мамаша. Вот портрет кошки-супермена.

На самом деле, она не горела желанием фотографироваться и злобно смотрела исподлобья на фотографа, лишившего ее покоя. Пришлось ассистенту показать за моей спиной котенка. Модель оживилась, но хозяйка её еле удержала…

Фотография 20. Бек-стейдж фотосессии с кошками в домашней студии…

Фотографии в данном фотоуроке сняты в формате NEFи обработаны в Лайтрум (плюс ресайз и добавление «умной резкости» в Фотошопе). По прошествии первого часа съемок пришла беда: закончилось место на карте памяти, а я, освобождая его, случайно стер все фотографии в RAW, которые снял за это утро…

Всё потому, что вместе с зеркалкой Nikon D610, я приобрел новую карточку, скоростную. Но ёмкость у нее, всего, 16 Гб. Учитывая, что на Nikon D5100 у меня стояла карта 32Гб и вес одного файла там был в 2 раза меньше, сейчас место на флешке заканчивается стремительно: в 4 раза быстрее…

В общем, фото, представленные выше – это переснятые варианты. Но, поскольку в Никон Д610 есть два слота для карт памяти, то я, обычно, дублирую фотки в JPEG. Вот пара кадров с примером внутрикамерного Джипег без обработки (только ресайз и «умная резкость»).

Фото 22. Образец внутрикамерного JPEG фотоаппарата Nikon D610 с объективом Nikon 24-70/2.8. Кода в квартире поселился удав… (2.8, 1/640, ISO 800, фокусное расстояние 52 мм)

На этом фотоурок по съемке котят в домашней фотостудии при естественном свете от окна заканчиваю. Сегодня мы освежили в памяти, как размыть фон на портрете, уточнили, насколько мала ГРИП при съемке с близкого расстояния при открытой диафрагме и полюбовались на прекрасных Félis silvéstris cátus. Конечно, до идеала еще далеко, но, как мне кажется, в сравнении с фотосессией собаки, снятой на Nikon D5100 и полтинник Nikkor 50/1.4G, прогресс есть. Хочу выразить благодарность хозяйке котят за терпение, ее мужу — за помощь в постановке света (он был ответственным за подсвечивание теней рефлектором) и моей жене, нарисовавшей костюм для кошки.

Если вы хотите стать успешным фотографом, вы должны все время усовершенствовать свои навыки, искать новые идеи и вдохновение. Нет ничего плохо в том, чтобы смотреть работы других фотографов, но в конце концов вы должны выработать свой собственный стиль – результаты последуют. Просто делайте то, что любите, и любите то, что делаете. Мне нравиться фотографировать кошек и я поделюсь с вами 21 советом по их фотосъемке.

Фотографируя их, помните о том, чтобы относится к ним, как к друзьям, и ваши фотографии будут наполнены эмоциями. Будьте терпеливы и уважайте ваш объект – никогда не заставляйте кота делать что-то против его или ее воли.

1. Самый банальный совет, носите с собой камеру повсюду. Это единственный способ быть в нужном месте в нужное время. Вы же не хотите пропустить все те неожиданные ситуации, в которые попадает кот. Вы никогда не знаете, когда можете столкнуться с прекрасным и уникальным моментом, когда кот делает что-то действительно смешное или крутое.

2. Заполучите их внимание, играя на любопытстве. Коты обладают разными характерами и чертами; они по-разному реагируют на похожие ситуации. Но что присуще им всем, так это природное любопытство. Воспользуйтесь этим – это один из способов, чтобы кот пошел туда, куда вам надо, или сделал то, что вы хотите.

Щелканье пальцами, шуршание бумагой или сухими листьями или бросание камешков могут быть прекрасными способами заполучить их внимание. Бросок камешка в ту сторону, куда вы хотите направить питомца, и его любопытство сделает свое дело. Кот пойдет туда и проверит, что там происходит, а затем просто пошуршите бумагой, чтобы он повернулся к вам.

3. Будьте терпеливы. Шансы, что кот сделает то, что вам надо, 50/50, так что не огорчайтесь, если у вас не вышло с первого раза. В этом состоит очарование съемки кошек – вы должны быть упорны, и хорошие снимки обязательно последуют. Помните, если кошка не хочет идти за вами, то не заставляйте ее силой. Просто ждите, когда она будет готова сделать это.

4. Всегда формируйте план того, что вы хотите сфотографировать, но смиритесь с фактом, что у вас не всегда все получится с первой попытки. Примите то, что коты иногда не идут на сотрудничество; это их природа.

5. Ловите движение камерой с готовыми настройками. Для фотографирования статических поз рекомендуется ручная настройка.

6. Для съемки динамических фотографий бегущего или прыгающего кота не стыдно перевести устройство в автоматический режим. Не имеет значения, как быстры вы в настройках, кот всегда опередит вас на шаг – вы можете пропустить идеальный кадр или момент.

7. Идеальные настройки для снимков в действии: 3D следящий фокус и режим непрерывной съемки при выдержке 1/1000 с или выше, диафрагма f/5.6.

8. Лично я предпочитаю снимать на объектив 105 мм f/2.8, он один из лучших для снимков в действии. Если кот чувствует себя комфортно рядом с вами и позволяет подойти ближе, то объективы 35 мм f/1.8 и 50 мм f/1.8 могут быть очень кстати.

9. Используйте естественный свет, когда кот взбирается на дерево или прыгает в траве. Лучшее время для идеального света, когда солнце находится низко, тогда вы получите теплый, мягкий свет без теней на мордочке и шерсти кота.

10. Использование вспышки часто отвлекает животных, а иногда и пугает их. Если вы вынуждены использовать вспышку, то снимите ее с камеры и или направьте вверх. Если у вас есть софтбокс, то используйте его, он избавит вас от теней и сделает свет мягким.

11. Если вы собираетесь сфотографировать кота, который прыгает или бежит, не кормите его. Кто захочет прыгать и бегать на полный желудок?

12. Держите глаза в фокусе. Как правило, на изображении мы в первую очередь обращаем внимание на глаза, поэтому резкость в области глаз очень важна. Каждый раз фокусируйтесь на глазах кота, когда они видны через видоискатель.

13. Обрамляйте своего питомца. Используйте окружающую среду, чтобы создать красивое оформление вокруг вашего любимца. Это добавит глубину в вашу фотографию.

14. Коты, сфотографированные на фоне боке, смотрятся отлично.

16. Снимайте с низкой точки обзора. Покажите, как мир выглядит с их угла и перспективы. Если вы опуститесь действительно низко, то это поможет вам отобразить кота в качестве настоящего охотника, тогда как вы будете его добычей. Это очень удачные кадры.

17. Когда люди видят фотографии зевающих котов, они всегда думают, что фотографу повезло поймать такой момент. По моему опыту, когда кот просыпается, он или она зевает около 34 раз. Так что это подходящее время сделать снимок зевающего кота.

Так как будить кого-то невежливо, то вероятно это лучший способ сфотографировать кота, когда он скалит зубы, демонстрируя бесстрашную дикую экспрессию.

18. Чтобы поймать забавные моменты сна, не произносите ни звука. Коты могут спать в разных местах и позах; это странно для нас, но нормально для них. Даже если они выглядят так, будто ничто не сможет их разбудить, мельчайший шум может нарушить их сон. Так что соблюдайте тишину, не делайте внезапных движений и не нарушайте их уединение. Как только они просыпаются, шансы поймать странную/забавную позу, которые мы так любим на фото, сводятся к минимуму.

19. Держите дистанцию. Когда вы видите играющего кота или котов, не вмешивайтесь. Просто расположитесь в подходящем месте и ждите подходящего момента для фотографирования.

Иногда они делают настоящее шоу в тот момент, когда вы меньше всего ожидаете.

20. Экспериментируйте с разными и необычными углами. Пусть каждая ваша фотография отличается от предыдущей. Не повторяйтесь; всегда ищите интересные новые углы. Будьте готовы поскользнуться в разных местах, кататься по траве, испачкаться, взбираться на дерево и влезть в паутину. Будьте готовы к колючим шипам и укусам комаров. Отдайтесь каждому фото на 100% и вы получите тот снимок, который хотели.

21. Для продвижения вашей работы придумайте отличный заголовок прекрасной истории. На мой взгляд, хорошее название для фотографии очень важно. Таким образом она становится узнаваемой, популярной и наполняет зрителя эмоциями. Многие фотографы называют свои фотографии просто «Кот». Этого недостаточно.

Название фотографии: “Моя голова, мой живот, я выпил слишком много молока”.

Хорошее название может сделать снимок даже лучше и дать ему историю.

Котенок Белка

Если возникает необходимость пристроить котят, хорошие фотографии на объявлениях помогут привлечь внимание. Ветеринар из близлежащей ветаптеки, осматривавший котят, рекомендовал как можно скорее их сфотографировать и распространить объявления о поиске новых хозяев. Друзья же отметили, что фотографировать котят дело неблагодарное - в видоискателе или на дисплее «оно» еще смотрит на тебя, а на снимке в лучшем случае край уха, а то и просто спинка или хвостик. Но ничего особенно сложного в такой съемке на самом деле нет. Поделюсь собственным опытом.

Естественно, снимать можно уже после того, как найденыши отмыты и очищены от блох, откормлены и привыкли к временному дому. Для съемки потребуется фотокамера, импровизированная студия и помощник. Чтобы не мучиться с хвостиками и спинками вместо мордочек, лучше воспользоваться камерой зеркальной. Но даже если у вас есть только компакт, поймать момент можно и с ним.

Не стоить думать, что на съемку будет потрачено пять минут. Примерно через четверть-полчаса съемки придет понимание того, как ладить с котятами и как обращаться с камерой. Владельцам компактов нужно уметь удерживать спусковую кнопку полунажатой - предварительная фокусировка с фиксацией полунажатием поможет не упустить выгодный момент съемки. Кроме того, нужно понимать, что обычного комнатного света при съемке динамичных сюжетов будет мало даже для зеркалки. Компакт слабый свет будет еще более «тормозить», и котята на фотографиях получатся не только фрагментами, но и «шумными» (при повышении ISO) либо «смазанными» (при длинных выдержках). Вспышку же использовать не стоит - и котятам плохо (что принципиально важно), и срабатывает она не тогда, когда нужно (на компакте).

Для освещения я использовал два светильника с 4 лампами дневного света в каждом (25 ватт номинальной мощности на лампу). Формально два таких светильника эквивалентны примерно 1 кВт ламп накаливания, но не греются. Можно собрать все имеющиеся дома настольные лампы и зарядить в них одинаковые бытовые лампы дневного света (я использую с «теплым светом») или изготовить светильники, подобные описанным в моей статье «Самодельные приспособления для фотосъемки ». Расположив два светильника по 500 ненастоящих ватт в каждом в метре-двух от зоны съемки котят, получим достаточно света, чтобы снимать на ISO 200-400 и диафрагмах f/5,6-f/6,3 при выдержках 1/50-1/100 с.

Последнее из необходимых приспособлений - фон. Пестрый фон в объявлении будет отвлекать от объекта, поэтому фон должен быть однородным и нейтральным. Ватман, обратная сторона обоев и прочее подобное вполне подойдут. Мягкий тканевый или нетканый фон кошачьи лапки с когтями будут стягивать, поэтому такие варианты пробовать не стоит. Я уже давно использую как фон фотобумагу в рулоне (обратную сторону давно засвеченной полиэтилированной бумаги), но вряд ли такой материал найдется в доме фотолюбителя. Для закрепления фона подойдет брючная вешалка и спинка стула, при этом предметным столом будет пол комнаты - удобно и безопасно для котят, но немного неудобно для фотографа - снимать придется из положения лежа.

Импровизированная фотостудия

Приступаем к съемке. Маленькие котята много спят, и выбрать час на съемку непросто: проснувшиеся и голодные - будут норовить присосаться к пальцам фотографа, а сытые - клевать носом. Недокормить тоже не вариант - нервные модели ведут себя плохо. Я просто не дал им уснуть после еды среди дня. В свои четыре недели они перенесли это без особого труда (как мне кажется). Для съемки обязательно нужен помощник. Он будет пускать котенка на «предметный столик», а фотограф - нажимать на кнопку. Котята часто повторяют свой маршрут по импровизированному подиуму; два-три прохода - и можно угадать, с какой точки стоит снимать.

Приноровившись снимать на первом котенке, на которого ушло минут двадцать, троих оставшихся я снял за пять-шесть проходов (сидеть/стоять и позировать котята не будут) по предметному столику. В общей сложности на саму съемку четырех котомоделей уходит около получаса. Когда они слегка устанут (или, напротив, разгуляются), можно поснимать их в руках помощника.

Котенок Красотка


Котенок Фунтик


Фунтик испугался


Котенок Дымок


Обычно агрессивная Красотка расслабляется, когда ей гладят животик.

Так как котят придется раздать, на память они были сняты на фото, видео и стерео. У меня давно лежала без дела насадка на зеркальную камеру СКФ-1, описанная в статье « ». Ее конструкция рассчитана на использование с зеркальным Зенитом с объективом 50 мм, причем задиафрагмированным до f/4-f/5,6. Центральная мертвая зона, необходимая для изготовления стереопары на одном кадре пленки, съедает заметную часть кадра при съемке на цифровых зеркалках APS-C с имеющимися у меня объективами. Вписать стереокадр, формируемый СКФ-1, в матрицу APS-C, перенастраивая саму насадку без заметных потерь центра или периферии кадра, мне так и не удалось. Поэтому я решил приспособить ее под маленькую матрицу камеры Canon PowerShot G9.

Модифицированная СКФ-1 («Стереокомплект фотографический - 1») на камере Canon PowerShot G9. Бленда, защищающая от постороннего света, не надета

Размеров зеркал и призмы насадки СКФ-1 достаточно, чтобы стереокадр занимал с избытком все поле кадра камеры Canon PowerShot G9. Но потребуется существенная переделка насадки - боковые зеркала нужно сдвинуть в стороны и назад к камере по отношению к тому, как они установлены в заводской конструкции. Я просто распилил пластиковую базу насадки на три части (два зеркала и призма) и установил их на алюминиевый уголок на болтах, предварительно опытным путем определив место нового крепления.

Элементы модифицированной установки


Котостудия

Каждый, у кого дома живет кошка, время от времени испытывает непреодолимое желание запечатлеть ее с помощью фотокамеры. Уж такие она умильные позы принимает! А зевает как – заглядение! Как она нахально дрыхнет на хозяйской кровати кверху пузом, или наоборот – уютно свернувшись калачиком. В общем, сюжетов масса. И как же жаль, что фотоаппарат не всегда бывает под рукой. А если он есть, и кадр снят вовремя, иногда бывает еще обиднее: или фото получилось нечетким, или в глазах – блики от вспышки размером больше, чем сами глаза. Или цветочный горшок, в котором так смешно уселась кошка, получился изумительно четким, а сама кошка – расплывчатой.

Кошки – народ подвижный, и «схватить» ее в движении, сделать кадр, о котором вы мечтаете, очень непросто. Профессиональная съемка кошек проводится с помощью специального осветительного оборудования, позволяющего сделать время открытия затвора фотоаппарата минимальным, а это значит, что момент, запечатленный на фото, будет очень кратким, и кошка не успеет за этот момент сильно пошевелиться и смазать кадр. Но и студийные кадры часто бывают смазанными, особенно если кошка не сидит спокойно, а играет и вертится. Что же говорить о любительской съемке дома на обычный среднестатистический фотоаппарат? В этой статье я дам несколько советов как лучше сфотографировать кошку с помощью недорого фотоаппарата.

На самом деле, дело не только и не столько в фотоаппарате. Не зная теории фотосъемки, сделать хороший кадр одинаково сложно и «мыльницей», и профессиональным фотоаппаратом. Скорее всего у человека, впервые взявшего в руки профи-камеру, снимки получатся даже хуже, чем с «мыльницы». В этой статье я простыми словами расскажу, как с помощью самого обычного фотоаппарата сделать если не шедевры, то вполне добротные снимки, которые не стыдно показать родственникам, друзьям и коллегам.

Во-первых, если в вашем фотоаппарате есть такая возможность, отключите вспышку. Встроенная вспышка делает изображение плоским, слишком пересвечивает ту часть снимаемого, которая находится ближе к объективу, а более далекую оставляет темной. Фото со вспышкой выглядят неестественно и некрасиво. Пожалуй, естественным они покажутся только шахтеру: он привык к такому освещению (один фонарь, луч которого светит от уровня лба).

Отключив вспышку, вы сталкиваетесь с проблемой длинных выдержек: чтобы сделать кадр без вспышки, фотоаппарату нужно более длительное время открытия затвора. Если снимать без вспышки при слабом освещении, предметы на фото со стопроцентной вероятностью получатся размазанными: во время, когда затвор открыт, ваши руки шевелятся, и изображение смазывается. Использование штатива может решить эту проблему, но только не в случае с кошками – кошка за это время может несколько раз облизнуться и убежать, показав вам язык.

Используйте естественное дневное освещение! Понятно, что в некоторые моменты не приходится выбирать освещение, и тогда приходится снимать и фотоаппаратом со вспышкой, и даже телефоном. В таких случаях лучше, если фото будет вообще, хотя бы и плохого качества, чем его не будет вовсе. Например, это фото Сосиски, прилегшей отдохнуть в раковине: если бы не оказавшийся в руке телефон, она бы просто убежала.

Если же вы просто хотите поснимать своего любимца, а не запечатлеть какой-то экстренный сюжет, выбирайте освещение, которое будет оптимальным для качества кадров – естественное.

Я фотографирую своих кошек на остекленной лоджии, где днем обычно достаточно света, а в солнечные дни даже слишком много. Да и кошечки любят погреться на солнце, так что оттачивать мастерство можно сколько влезет – главное, чтобы они не уснули.

Нужно следить, чтобы свет из окна падал кошке на мордочку, иначе самые существенные детали снимка окажутся в тени, как на фото ниже.

То есть снимать ее нужно либо лицом к окну, либо, если она сидит на подоконнике, – немного сбоку. Также можно использовать имитацию отражателя – например, подсветить мордочку кошке листочком фольги от шоколадки или даже просто большим белым листом бумаги (зеркало здесь будет, пожалуй, чересчур ярким), расположенным против света.

В солнечные дни, особенно если окна выходят на юг, можно найти удачные места для съемки и в комнате. Кошки обожают валяться в солнечных пятнах на полу. Там-то мы их и подстережем!

Одна из моих любимых фотографий Фани (под названием «Фанюша – солнечные уши») была сделана как раз в таком солнечном пятне на ковре. Именно освещение сзади (так называемое контровое освещение) дало эффект «солнечных ушей», а для того, чтобы подсветить мордочку, был использован отражатель.

Нужно немало времени, чтобы научиться пользоваться естественным светом, но зато постепенно вы увидите, как ваши фото раз от раза становятся все лучше и лучше.

А что же делать, если солнца на улице нет, да и вообще на дворе поздний вечер, а поснимать хочется? Да еще и без вспышки? Во многих фотоаппаратах, даже самых простых, есть возможность поднять чувствительность матрицы (ISO). Чем слабее освещение, тем больше должна быть чувствительность. При этом выдержки значительно сокращаются, и появляется возможность снимать без «шевеленки». Но зато фото значительно теряют в качестве – появляются «шумы» – точки разных цветов, заполняющие всю поверхность фотографии, при самых больших чувствительностях – очень плотно. Существуют специальные фильтры для удаления шума при обработке фотографий, но даже они не способны сделать это без потери качества. Поэтому нужно попробовать несколько разных ISO при конкретном освещении. Если чувствительности достаточно, чтобы получались резкие снимки, не прибавляйте больше – от этого снимок станет более «шумным».

Если ваш фотоаппарат обладает «зумом», то есть позволяет менять фокусное расстояние, «приближать» объекты, то, снимая в условиях плохого освещения, старайтесь им не пользоваться: увеличится «шевеленка», и резкость снимка заметно упадет. Лучше подойдите к кошке поближе.

Ну, и лишь если даже при максимальной чувствительности, не дающей слишком сильных шумов, снимки все равно получаются нерезкими, используйте вспышку. Старайтесь не снимать со вспышкой слишком близко к кошке – во-первых, ей будет не очень приятно, а во-вторых, чем ближе к снимаемому объекту вспышка, тем менее естественным получится снимок.

На что еще нужно обратить внимание.

Резкость.

Наводитесь на саму кошку, а не на стол, на котором она сидит, и не на вазу с цветами рядом с ней. В идеальном снимке резкость должна быть на глазах животного.

Баланс белого.

Это еще одна из важнейших настроек, необходимых для получения естественных снимков. Свет бывает разным: нейтральным дневным, теплым солнечным и холодным люминесцентным. Белый предмет под каждым из этих источников света будет иметь разный оттенок. Когда мы перемещаемся из одних условий освещения в другие, наш глаз делает «автоматическую» поправку, и белые предметы кажутся нам белыми. Фотоаппарат такой поправки не делает, поэтому фото, снятые без коррекции баланса белого, получаются неправильного оттенка – слишком синими или слишком желтыми. Если баланс белого установлен в автоматическом режиме, то температура освещения учитывается, но в этом случае, как и при любом использовании автоматики, вероятны ошибки. Практически в любой камере (кроме, разве что, встроенных в телефон) существует возможность коррекции баланса белого (white balance). Выберите настройку, наиболее близкую к условиям освещения, в которых вы находитесь. Например, при электрическом освещении выберите настройку, соответствующую этому типу освещения (пиктограмма с лампочкой). На худой конец, используйте автоматический режим (хотя в этом случае вероятны ошибки, это лучше, чем, например, снимать при свете ламп накаливания с настройками солнечного – фотографии при этом получатся с сильным желто-коричневым оттенком, который практически невозможно убрать при постобработке).

Фон.

Не снимайте кошку на фоне нагромождения вещей, особенно с резкими контрастными переходами – кошка на таком фоне просто потеряется! Подойдет светлый подоконник, однотонное кресло или диван, стоящие напротив окна и хорошо освещенные. Рядом могут быть один-два предмета, но они должны подчеркивать красоту кошки, а не заставлять вас смущаться, когда вы показываете снимок друзьям, и говорить «ой, этот грязный носок случайно попал в кадр». Это может быть, например, ваза с цветами, красивый сувенир, корзинка или клубок.

Композиция кадра.

Она также должна быть сбалансирована. Фото, на котором запечатлен целый диван, а в углу него скромно спит, свернувшись клубком, крохотный котенок, может быть интересно только тем, кто хочет оценить размер котенка. В противном случае это может выглядеть попыткой похвастать диваном, а не показать умильность крошечного существа. Гораздо лучше будет снять только часть дивана с лежащим котенком, но, увеличивая размер объекта в кадре, важно знать меру: фотографии, на которых у кошки краем кадра срезаны хвост, уши или лапы, смотрятся хорошо только в том случае, если это была художественная задумка автора.

Фантазируйте, замечайте, где и при каком освещении ваша кошка получается лучше, а главное – не переставайте практиковаться, и ваши снимки станут интересными, яркими – такими, что зритель не удержится и ахнет: ай да кошка, как хороша!

4 августа, 2012

Каждый, у кого дома живет кошка, время от времени испытывает непреодолимое желание запечатлеть ее с помощью фотокамеры. Уж такие она умильные позы принимает! А зевает как - заглядение! Как она нахально дрыхнет на хозяйской кровати кверху пузом, или наоборот - уютно свернувшись калачиком. В общем, сюжетов масса. И как же жаль, что фотоаппарат не всегда бывает под рукой. А если он есть, и кадр снят вовремя, иногда бывает еще обиднее: или фото получилось нечетким, или в глазах - блики от вспышки размером больше, чем сами глаза. Или цветочный горшок, в котором так смешно уселась кошка, получился изумительно четким, а сама кошка - расплывчатой.

Кошки - народ подвижный, и «схватить» ее в движении, сделать кадр, о котором вы мечтаете, очень непросто.

Профессиональная съемка кошек проводится с помощью специального осветительного оборудования, позволяющего сделать время открытия затвора фотоаппарата минимальным, а это значит, что момент, запечатленный на фото, будет очень кратким, и кошка не успеет за этот момент сильно пошевелиться и смазать кадр.

Но и студийные кадры часто бывают смазанными, особенно если кошка не сидит спокойно, а играет и вертится. Что же говорить о любительской съемке дома на обычный среднестатистический фотоаппарат? В этой статье я дам несколько советов как лучше сфотографировать кошку с помощью недорого фотоаппарата.

На самом деле, дело не только и не столько в фотоаппарате. Не зная теории фотосъемки, сделать хороший кадр одинаково сложно и «мыльницей», и профессиональным фотоаппаратом. Скорее всего у человека, впервые взявшего в руки профи-камеру, снимки получатся даже хуже, чем с «мыльницы». В этой статье я простыми словами расскажу, как с помощью самого обычного фотоаппарата сделать если не шедевры, то вполне добротные снимки, которые не стыдно показать родственникам, друзьям и коллегам.

Во-первых , если в вашем фотоаппарате есть такая возможность, отключите вспышку. Встроенная вспышка делает изображение плоским, слишком пересвечивает ту часть снимаемого, которая находится ближе к объективу, а более далекую оставляет темной. Фото со вспышкой выглядят неестественно и некрасиво.

Однако, отключив вспышку, вы сталкиваетесь с проблемой длинных выдержек: чтобы сделать кадр без вспышки, фотоаппарату нужно более длительное время открытия затвора. Если снимать без вспышки при слабом освещении, предметы на фото со стопроцентной вероятностью получатся размазанными: во время, когда затвор открыт, ваши руки шевелятся, и изображение смазывается. Использование штатива может решить эту проблему, но только не в случае с кошками - кошка за это время может несколько раз облизнуться и убежать, показав вам язык.

Во-вторых, старайтесь использовать естественное дневное освещение! Понятно, что в некоторые моменты не приходится выбирать освещение, и тогда приходится снимать и фотоаппаратом со вспышкой, и даже телефоном. Как говорится, пусть фото будет вообще, хотя бы и плохого качества, чем его не будет вовсе.
Но если же вы просто хотите поснимать своего любимца, а не запечатлеть какой-то экстренный сюжет, выбирайте освещение, которое будет оптимальным для качества кадров - естественное.

Например, фотографировать своих кошек на остекленной лоджии, где днем обычно достаточно света, а в солнечные дни даже слишком много. Да и кошечки любят погреться на солнце, так что оттачивать мастерство можно сколько влезет!
Нужно следить, чтобы свет из окна падал кошке на мордочку, иначе самые существенные детали снимка окажутся в тени. То есть снимать ее лучше всего, когда кошка находиться мордочкой к окну. Если кошка сидит на подоконнике, - снимайте её немного сбоку.

В солнечные дни, особенно если окна выходят на юг, можно найти удачные места для съемки и в комнате. Кошки обожают валяться в солнечных пятнах на полу. Там-то мы их и подстережем! Например, вот это фото было сделано как раз в таком солнечном пятне на ковре. Именно освещение сзади (так называемое контровое освещение) дало эффект «солнечных ушей»

Нужно немало времени, чтобы научиться пользоваться естественным светом, но зато постепенно вы увидите, как ваши фото раз от раза становятся все лучше и лучше.

А что же делать, если солнца на улице нет, да и вообще на дворе поздний вечер, а поснимать хочется? Да еще и без вспышки? Во многих фотоаппаратах, даже самых простых, есть возможность поднять чувствительность матрицы (ISO). Чем слабее освещение, тем больше должна быть чувствительность. При этом выдержки значительно сокращаются, и появляется возможность снимать без «шевеленки». Но зато фото значительно теряют в качестве - появляются «шумы» - точки разных цветов, заполняющие всю поверхность фотографии, при самых больших чувствительностях - очень плотно. Существуют специальные фильтры для удаления шума при обработке фотографий, но даже они не способны сделать это без потери качества. Поэтому нужно попробовать несколько разных ISO при конкретном освещении. Если чувствительности достаточно, чтобы получались резкие снимки, не прибавляйте больше - от этого снимок станет более «шумным».

Несколько слов о разрешении снимков: снимать нужно с максимальным разрешением которое может выдать ваша камера. Это нужно для того чтобы в последствии мы могли спокойно масштабировать или обрезать кадр без потери качества если это будет необходимо.

Если ваш фотоаппарат обладает «зумом», то есть позволяет менять фокусное расстояние , «приближать» объекты, то, снимая в условиях плохого освещения, старайтесь им не пользоваться : увеличится «шевеленка», и резкость снимка заметно упадет. Лучше подойдите к кошке поближе.

Ну, и лишь если даже при максимальной чувствительности, не дающей слишком сильных шумов, снимки все равно получаются нерезкими, используйте вспышку. Старайтесь не снимать со вспышкой слишком близко к кошке - во-первых, ей будет не очень приятно, а во-вторых, чем ближе к снимаемому объекту вспышка, тем менее естественным получится снимок.

На что еще нужно обратить внимание.

Резкость.

Наводитесь на саму кошку, а не на стол, на котором она сидит, и не на вазу с цветами рядом с ней. В идеальном снимке резкость должна быть на глазах животного.

Баланс белого.

Это еще одна из важнейших настроек, необходимых для получения естественных снимков. Свет бывает разным: нейтральным дневным, теплым солнечным и холодным люминесцентным. Белый предмет под каждым из этих источников света будет иметь разный оттенок. Когда мы перемещаемся из одних условий освещения в другие, наш глаз делает «автоматическую» поправку, и белые предметы кажутся нам белыми. Фотоаппарат такой поправки не делает, поэтому фото, снятые без коррекции баланса белого, получаются неправильного оттенка - слишком синими или слишком желтыми.
Если баланс белого установлен в автоматическом режиме, то температура освещения учитывается, но в этом случае, как и при любом использовании автоматики, вероятны ошибки. Практически в любой камере (кроме, разве что, встроенных в телефон) существует возможность коррекции баланса белого (white balance).

Выберите настройку, наиболее близкую к условиям освещения, в которых вы находитесь. Например, при электрическом освещении выберите настройку, соответствующую этому типу освещения (пиктограмма с лампочкой). На худой конец, используйте автоматический режим (хотя в этом случае вероятны ошибки, это лучше, чем, например, снимать при свете ламп накаливания с настройками солнечного - фотографии при этом получатся с сильным желто-коричневым оттенком, который практически невозможно убрать при постобработке).

Фон.

Не снимайте кошку на фоне нагромождения вещей, особенно с резкими контрастными переходами - кошка на таком фоне просто потеряется! Подойдет светлый подоконник, однотонное кресло или диван, стоящие напротив окна и хорошо освещенные. Рядом могут быть один-два предмета, но они должны подчеркивать красоту кошки, а не заставлять вас смущаться, когда вы показываете снимок друзьям, и говорить «ой, этот грязный носок случайно попал в кадр». Это может быть, например, ваза с цветами, красивый сувенир, корзинка или клубок.

Композиция кадра.

Она также должна быть сбалансирована. Фото, на котором запечатлен целый диван, а в углу него скромно спит, свернувшись клубком, крохотный котенок, может быть интересно только тем, кто хочет оценить размер котенка. В противном случае это может выглядеть попыткой похвастать диваном, а не показать умильность крошечного существа. Гораздо лучше будет снять только часть дивана с лежащим котенком, но, увеличивая размер объекта в кадре, важно знать меру: фотографии, на которых у кошки краем кадра срезаны хвост, уши или лапы, смотрятся хорошо только в том случае, если это была художественная задумка автора.

Фантазируйте, замечайте, где и при каком освещении ваша кошка получается лучше, а главное - не переставайте практиковаться, и ваши снимки станут интересными, яркими - такими, что зритель не удержится и ахнет: ай да кошка, как хороша!

Итак, советы, которые помогут вам сделать потрясающие снимки вашей кошки:

  1. Постарайтесь фотографировать кошку в привычных для нее условиях - в доме или во дворе, - когда она увлечена игрой или живо интересуется всем происходящим вокруг.
  2. Используйте фон, контрастирующий по цвету с вашей кошкой.
  3. По мере возможности пользуйтесь естественным освещением. Старайтесь фотографировать без вспышки - это может взволновать кошку. Кроме того, на фотографии может получиться эффект “красных глаз”, а у кошки на снимке глаза должны быть зеленовато-желтыми.
  4. Сохраняйте спокойствие и не заигрывайте с ней . Наберитесь терпения!
  5. Старайтесь снимать кошку крупным планом .
  6. Для того, чтобы получить красивый и интересный снимок, воздействуйте на слух и зрение вашей кошки. Попищите игрушкой-пищалкой, привлекая внимание кошки.

Кошки то и дело забираются в самые невероятные места.

Воспользуйтесь этим - у вас получатся необыкновенные снимки.

Вам в помощь видеоролик на тему фотосъемки кошек:

Ищите смешные и необычные ситуации.

И терпение, терпение, терпение…



Новое на сайте

>

Самое популярное