Домой Зубы мудрости Отбор ягнят и осмотр овец. Что нужно знать о транспортировке скота и птицы Какие документы понадобятся для перевозки животных

Отбор ягнят и осмотр овец. Что нужно знать о транспортировке скота и птицы Какие документы понадобятся для перевозки животных

Перевозки сельскохозяйственных животных автотранспортом чаще всею используются на расстояние не свыше 500 км, однако выгоднее перевозить животных автотранспортом на расстояние, не пресыщающее 150-200 км. Для перевозки используют специальные машины, салоны у которых имеют крыши, высокие борта, снабжены трапами для погрузки и выгрузки животных. В специализированных автомашинах (скотовозах) можно перевозить до 16 голов крупного рогатого скота, или до 50 голов телят, или до 55 голов свиней, или до 90 голов овец и коз.

При отсутствии специализированного автотранспорта животных перевозят обычным грузовым транспортом. Для этого наращивают борта до 11-1,2 метра. Пол кузова должен быть гладким, без щелей и хорошо укрыт подстилкой. При перевозках в ветреную, дождливую и очень жаркую (погоду кузов автомашины покрывают брезентом. Крупных животных размещают на короткой привязи головой вперед. Молодняк крупного рогатого скота, коз, овец и свиней перевозят без привязи. При перевозках автотранспортом свыше 12 часов животным дают 3-4-часовой отдых, во время которого они получают воду и корм (именно в таком порядке!).

Перевозимых животных всегда сопровождает проводник - один на 1-4 автомашины. В обязанности проводника входят правильное размещение животных, (своевременное поение и кормление, очистка кузовов от навоза, замена подстилки, слежение за состоянием здоровья животных и сдача их в пункте назначения. Проводник находится в кабине последней автомашины, если их несколько в колонне, или в первой автомашине, если их две.

Всем привет!

Помню, я обещал видео показать. Показываю. Это коротенький фрагмент об осмотре маток и ягнят. Ягнята осматриваются перед отправкой в Москву, овцематки - попутно. Сейчас постараюсь хоть и коротко, но обстоятельно рассказать об этом процессе:


Первое: всех животных нужно периодически осматривать. Это касается не только овец, ягнят и баранов, а всех. И КРС, и птицу. Даже кошек надо осматривать. А раз уж я занимаюсь овцеводством - отару нужно осматривать в два, а то и в три раза чаще положенного. Думаю, что тут всё логично и понятно, на этом пункте заострять внимание не обязательно.

Второе: перед отправкой всего поголовья или его части, независимо от места отправления животных (межрегиональная транспортировка или внутрирайонная), фермер обязан получить от районной Службы по Борьбе с Болезнями Животных при Государственной Ветеринарной Службе разрешение. Это Ветеринарное Свидетельство формы №1 или формы №4 (в зависимости от пункта назначения и целей транспортировки). Такое Вет. Свидетельство - документ строгой отчетности государственного образца. В нём вся информация, к нему есть приложение, где указана конкретика по транспортируемому составу скота - количество, половой и возрастной состав, номера бирок, татуировок или клейма каждого животного. Без такого Вет. Свидетельства далеко не уедешь.

Третье: для получения Вет. Свидетельства необходимо поставить планируемое к отправке поголовье на карантин. Карантин - это изоляция животных от основной отары, забор крови ветеринаром за месяц до отправки (в случае межрегиональной отправки), анализы и общий осмотр. Если всё в порядке - можно в путь! Видео снято как раз в «карантинной» калде. Там помещается до 200 голов. Когда там свободно, туда мы отсаживаем овец с совсем маленькими ягнятами, делая им отдельные «зоны покоя». Всё остальное поголовье, кроме подготовленных к отправке животных и окотных овцематок, гуляет на выпасе с чабаном. Кстати, помните, я . Скажите, интересна и познавательна ли подобного рода информация?

Четвёртое: осмотр, забор крови, клеймение ягнят и баранов ветеринаром - процедура не из дешёвых. Транспортировка и сопровождение до Москвы - тоже. Поэтому всё нужно рассчитать и подготовить. Нужно понимать, какое именно количество баранов отправится на бойню в Подмосковье. Нужно понимать, сколько из общего количества отправляемых голов будет ягнят, а сколько баранов. Нужно анализировать и прогнозировать продажи. Нужно страховать риски. Поэтому отправить голов больше или меньше необходимого количества - непозволительная роскошь. А также нельзя отправить "некондицию" - худых животных. Они и так похудеют в дороге и в первое время пребывания на бойне, поэтому отправлять в Москву нужно как минимум хорошо упитанных животных. Для этого нужен осмотр.

Пятое: итак, чего, собственно, смотрим. Я проверяю упитанность ягнят. Для этого смотрю рёбра и корейку в области седла. Это места, которые являются "показательными" и тактильно доступными для оценки упитанности. Оцениваю упитанность по 5-бальной шкале. Ягнята, которых осматривал на этом видео, почти все получили оценку "4" или "5". Также осматриваю животных на предмет болезней. Попалось 3 ягнёнка с больными суставами (на видео есть один - который лежал), они хромали, и их общее состояние было неудовлетворительным, поэтому упитанность, к сожалению, была на "единичку". Разумеется, они в Москву не поехали и остались на ферме для лечения. Всего-навсего проблемы с суставами из-за ушибов или нехватки кальция, но везти таких ягнят на бойню нельзя - им будет сложно перенести дорогу и они непригодны для мясной реализации. Ещё при осмотре я визуально определяю их вес. Опыт пришёл быстро, и сейчас я ошибаюсь максимум на 1 килограмм. Понимание суммарного мясного выхода отправляемой партии даёт мне возможность прогнозирования размера прибыли от реализации. Это важно - деньги, как известно, любят счёт. А в контексте сельскохозяйственной деятельности деньги не только любят, а буквально требуют счёт и пересчёт. Уж очень много нюансов и тонкостей, о которых я постараюсь с течением времени рассказать на страницах своего журнала.

Ещё некоторое количество информации

Переезд – дело хлопотное и беспокойное для любого человека, а что уж говорить, если перевезти надо корову или птицу? Известная поговорка утверждает, что для нас, людей, переезд подобен пожару. У животных он тоже вызывает состояние стресса:

— они отказываются от кормов;
— порой заболевают;
— получают травмы;
— теряют в весе и продуктивности.

Всех этих неприятностей можно избежать, если хорошенько подготовиться к перевозке животных.

Перевозка скота на новое место

Какой вид транспорта предпочесть? Безусловно, автомобильный. Преимущества его, по сравнению с железнодорожным, очевидны:

— сокращение времени нахождения в пути;
— уменьшение расходов кормов;
— меньшие затраты.

Для транспортировки скота используются специальные автомобили – скотовозы или обычные грузовики. Нельзя перевозить скот на самосвалах и машинах с металлическим кузовом.
Автомобиль-скотовоз имеет необходимое оборудование, а вот кузов обычного грузовика придется обустроить:

— борта оградить прочными досками, щитами высотой 1,6 м (для лошадей – 2 м);
— пол покрыть деревянным настилом;
— удалить из кузова острые предметы;
— если кузов удлиненный, то для перевозки свиней, телят, овец его разделяют одной-тремя перегородками высотой 1 м, чтобы избежать травм животных при резком торможении, а также на спусках и подъемах.

В холодное время года впереди кузова устанавливают прочный деревянный щит (ветрозащиту), а зимой и в ненастные дни весь кузов обтягивают брезентом. Это сохранит животных от пронизывающего ветра, а значит – и от заболеваний и гибели.

Помните, что мокрый шерстный покров кожи теряет свои теплозащитные свойства, а особенно чувствительны к низким температурам овцы.

В морозы пол кузова надо обильно покрыть подстилкой (лучше соломой). В жару, при перевозке жирных свиней, целесообразно насыпать на пол песок, смоченный холодной водой – это предохранит животных от перегрева и тепловых ударов.

Кузов должен быть очищен от навоза. Особенно важно соблюдать это правило зимой, когда пол обледеневает, животные скользят и получают травму.

Не стремитесь вместить в одну машину как можно больше животных – подобная «экономия» обернется убытком. Обычно условия такие:

— на каждую голову крупного рогатого скота нужно 2 м2 площади;
— для молодняка КРС, свиноматок и хряков – по 1,6 м2;
— для молодых свиней, овец и телят – по 1 м2.

Такая площадь дает животным возможность лежать. Для племенного скота пространство увеличивают наполовину.

Как расположить животных в машине?

Если дорога предстоит не дальняя (не боле 2-х часов пути), то лошадей, взрослый КРС и тяжеловесный молодняк размещают в кузове:

— либо продольно – головой вперед;
— либо поперечно – головой к боковому борту;
— либо смешанным способом – часть животных ставят продольно, а 1-2 головы – поперечно.

При длительных перевозках, крупный рогатый скот ставят только продольно, прочно привязывая у передней стенки. Легковесный молодняк, в возрасте до 2-ух лет, можно транспортировать без привязи.

Не забудем и о погрузочно-разгрузочном сооружении: надежнее всего оно из кирпича или земляной насыпи, высотой до уровня кузова. Деревянный переходный настил, длиной не менее 2 м и шириной 1 м, располагается так, чтобы одна его часть легла на пол кузова, другая – на площадку.

Подготовка животных к переезду

Животные переносят перевозку лучше, если их заранее рассортировать по группам, с учетом пола, возраста, упитанности и живой массы. Каждую такую группу содержат отдельно 2–3 дня на ограниченной площади, кормят и поят в режиме перевозки. Животные привыкают друг к другу, меньше беспокоятся, становятся менее агрессивными.

Погрузка должна происходить в максимально спокойной обстановке. Желательно, чтобы в ней участвовал скотник или хозяин, поскольку животные привыкли к нему и чувствуют себя спокойнее, становятся более послушными.

Для подгона животных используют хлопушки – деревянные палки длиной 60 см, к концу которых прикреплена лента из брезента, резины или бельтинга шириной 8 см и длиной 40 см.

Кормление животных во время остановок

Если перевозка займет у вас не более 6 часов, то животные могут обойтись без кормов и воды. При более длительном «путешествии» позаботьтесь об отдыхе и питании для животных. Корма заготовьте из расчета:

— для рогатого скота и овец – 5 кг на 1 центнер живой массы;
— для свиней – 3,5 кг концкормов на одну голову;
— для лошади – 12 кг сена и 2 кг концкормов.

Перед кормлением животных нужно выгрузить. Имейте в виду, что, в первые 3 часа после остановки, животные отказываются от воды и кормов: им необходимо успокоиться. Во время остановки нужно очистить кузов от навоза и обновить подстилку.

Еще несколько правил и фактов

Запрещается перевозить свиней при морозе ниже минус 19°C и температуре выше плюс 26°C.

Летом лучше перевозить скот ранним утром.

Скорость движения автотранспорта не должна превышать: по асфальтированным дорогам – 60 км/ч; по булыжным – 45 км/ч; по проселочным и грунтовым – 30 км/ч.

Низкие температуры животные переносят легче, чем высокие.

После транспортировки в тесноте или при неудобном размещении у животных наблюдается сильная мышечная дрожь всего тела или подергивание отдельных его частей.

Плохо сказывается на животных и вынужденная стоянка между их погрузкой и отправлением транспорта. Бывает, что длительная задержка отправления в путь вызывает у свиней сильное расстройство нервной системы и даже судороги.

Перевозка кроликов, пушных зверей, птицы

Кроликов перевозят в клетках (200x40x30 см), каждую из которых разделяют перегородками на 8 отделений. Переднюю стенку делают из деревянных реек с промежутками в 4 см из двух половинок каждая. Половинки служат дверцами на 4 отделения.

Клетки можно устанавливать в 4 яруса, которые крепко скрепляют между собой. На пол кладут сухую и чистую подстилку:

— солому и опилки;
— мох и древесный лист.

Кормление кроликов

При длительной перевозке (более 5 час) кроликов следует кормить и поить трижды в день. Суточный кормовой рацион для кролика средней живой массы около 2 кг:

— 100 г сена или сочной травы;
— 200 г силоса или корнеплодов;
— 25 г концентрированных кормов.

Пушных зверей (нутрии, норки, соболи, песцы) перевозят в прочных деревянных ящиках или металлических клетках с непроницаемым дном, металлической решетчатой дверцей и прочным запором. Как правило, взрослых зверей помещают отдельно, а молодняк грузят по 2-3 головы.

Размер клеток:

— для соболей и норок – 66x46x40 см;
— для лисиц и песцов – 52x51x48 см;
— для нутрий – 44x40x35 см.

Клетки устанавливают в 4 яруса, прочно скрепляют рейками или проволокой. При длительных перевозках в клетках оборудуют кормушки и поилки.

Кормовой рацион:

— для плотоядных зверей удельный вес мяса и рыбы должен составлять 70-90%;
— для нутрий – сено хорошего качества, зерно, корнеплоды;
— для одной головы лисицы и песцов необходимо 500 г, соболя – 250 г мяса или рыбы, нутрии – 300 г комбикормов, 100 г сена, 400 г корнеплодов.

Кормить зверей нужно трижды в день.

Лучше купить птицу недалеко от дома

Птицу перевозят в клетках (90x60x60 см) или в специальных контейнерах:

— дно и торцевые стенки сплошные;
— боковые стенки и крышки из планок с просветом 5 см;
— дверцы делают сверху.

Плотность посадки кур, цыплят-бройлеров и уток – 30, гусей и индеек – 15 голов на 1 м2 пола. Уток лучше перевозить в клетках по 10-12, гусей и индеек – по 6-7 голов.

Птица плохо переносит перевозку, особенно без воды и корма, поэтому ее рекомендуется перевозить на расстояние не больше 100 км.

При длительных перевозках, птицу следует кормить и поить каждые 2 часа, постоянно следить за ее состоянием, не допускать падежа. Через 6 часов пребывания в клетках в пути, потери живой массы составляют около 6%, спустя 18 часов – до 12%.

Какие документы понадобятся для перевозки животных?

Транспортировка скота и птицы проводится только с разрешения и под контролем ветеринарной службы при наличии ветеринарного свидетельства (форма 1), которое выдается только при отсутствии в данной местности инфекционных болезней.

Для перевозки в пределах одного района нужна справка, подписанная и заверенная главным ветврачом.

Документы эти действительны в течение трех суток, до момента отправки животных, и только до указанного пункта.

Еще статьи по теме фермерства:



Новое на сайте

>

Самое популярное