Домой Десны Сонник юнга толкование снов онлайн. Сонник юнга толкование снов

Сонник юнга толкование снов онлайн. Сонник юнга толкование снов

Юнга - Если вам снится юнга, значит, вам просто хочется заняться сексом с кем-то моложе себя. Не беспокойтесь - до педофилии вам еще далеко, это - всего лишь тяга к необычному. Быть во сне юнгой - вы вскоре станете объектом приставаний человека намного старше себя. Конечно, первая мысль, которая придет вам в голову, - он вам в отцы (матери) годится. Но если вы проявите свою раскрепощенность и согласитесь на опыт с "мудрым предком", то, быть может, не только-обогатите свою амурную коллекцию, но и узнаете о сексе много нового.

Слово Юнга встречается еще в 2 сонниках

Сонник Лонго предлагает следующее толкование слова Юнга

Юнга - Видеть себя во сне юнгой, даже если вам в реальной жизни далеко за 40, - наяву вы полностью погрузились в мир грез, причем ваши мечты далеки от реальности и осуществиться им не суждено. Мечтать, разумеется, нужно, именно мечтатели создали все прекрасное на земле, но тем не менее постарайтесь приблизить свои грезы к реальности. Если вы на это не способны, то вам лучше всего и вовсе отказаться от них, хотя бы на время, ведь из-за постоянного пребывания в мире грез вы запустили дела реальные, и уже не за горами то время, когда у вас возникнут серьезные проблемы. Спуститесь на грешную землю. Если в вашем сне в качестве действующего лица второго плана выступает юнга, то вам в скором времени придется поступиться своими принципами и отбросить свой практицизм, чтобы предаться мечтам. А произойдет это потому, что вы влюбитесь, и все ваши установки полетят в тартарары. Все привыкли видеть в вас человека крайне рассудительного, порой даже циничного, и вдруг вы станете самым настоящим романтиком, хотя еще вчера считали романтизм чувством, недостойным мыслящего человека. Вот такие сюрпризы преподносит нам иногда судьба, и такие метаморфозы могут произойти буквально с каждым из нас. В качестве юнги в сновидении появляется кто-то из близких вам людей - скоро вы удивитесь необычайной перемене, происшедшей с ним. Причина тому - романтическое увлечение. Не старайтесь спустить его с небес на землю и не пытайтесь образумить, наставить на путь истинный - у вас все равно ничего не выйдет.

Интимный сонник предлагает следующее толкование слова Юнга

Если юнга приснился мужчине, значит, он переживает по поводу своего возраста. Беседовать во сне с юнгой – беспокойство по поводу отсутствия близости с партнершей в течение продолжительного времени. Ругаться с юнгой – Вы попытаетесь поговорить о Вашей сексуальной жизни со своей партнершей. Приснившийся женщине юнга символизирует ее желание заняться сексом с партнером моложе ее самой. Если во сне женщина видит себя в компании молодых моряков и юнг – она склонна объяснять перемены к худшему в своей сексуальной жизни возрастом партнера.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе, был ассистентом психиатра Эйгена Блейера, разработал метод свободных ассоциаций, ставший одним из основных в психиатрии. В 1907-1912 годах – один из ближайших сотрудников Фрейда, с 1911 по 1914 год – первый председатель Международного психоаналитического общества. Однако в дальнейшем пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации и др.) привел к полному разрыву с Фрейдом.

Сонник Странника (Терентия Смирнова)

Толкование снов по соннику Юнга

В своей выдающейся работе Метаморфозы и символы либидо (1912) Юнг постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя – коллективного бессознательного, которое, по его мнению, есть отражение опыта прежних поколений, запечатленное в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие образы архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны обычному восприятию и осознаются через их внешнюю проекцию на объекты.

Роль архетипов в снах согласно Юнгу

Центральная роль отводится Юнгом архетипу самости как потенциальному центру личности – в отличие от Эго как центра сознания. Он считал, что необходимые связи между различными уровнями психики в традиционной культуре поддерживались благодаря обрядам, ритуалам, погружению в мифологическое пространство. В современной же культуре средством активизации архетипов являются сны.

Юнг писал: …Самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного почти каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека – его психика – привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее.

Я потратил более полувека на изучение натуральной символики и пришел к выводу, что сна и их символика не являются бессмысленными и бестолковыми. Наоборот, сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто затрудняется понять их символы.

Юнг считал, что в жизни человека сны играют очень значительную роль:

во первых, обеспечивают эмоциональный баланс, позволяя, например, сдержанным людям переживать сильные чувства,

и, во вторых, способствуют развитию психических функций.

В то время как наше личное подсознание формируется нашей собственной жизнью, коллективное подсознание представляет собой глубокую человеческую память, которая живет внутри любого из нас и принимает форму «архетипов» – мифических образов, которые на протяжении всего времени существования человечества возникают в каждой культуре. Эти архетипы могут появляться в снах – те же самые образы, которые являлись нашим предкам, приходят и к нам.

Примерами архетипов могут быть мудрый старик, мать-земля и «мандала» (священное колесо), которое можно найти в искусстве, науке и религиях всего мира. Юнг обнаружил большое количество образов-архетипов, поскольку сны его пациентов содержали в себе символы, незнакомые им, но они имели значение в качестве мифических всемирных образов.

Объективные и субъективные сны в соннике Юнга

Юнг также различал

  • объективные
  • и субъективные сна.

Первые воссоздают картину повседневной жизни человека, его взаимоотношений с внешним миром, вторые являются отражением чувств и мыслей сновидца – его внутренней духовной жизни.

В то же время, по мнению Юнга, наш личный жизненный опыт нельзя считать единственным источником всех образов и символов, которыми наполнены наши сны. Нередко оказывается, что тот или иной образ, незнакомый и совершенно чуждый спящему, относится к одной из существующих в мировой культуре мифологических систем. Подобные образы составляют содержание коллективной памяти, пробуждающейся во время сна. Знание их специфического значения, которым они обладали в породившей их культуре, позволяет дать сновидению верное толкование.

Части нашего «я», которые отражают наши сны, согласно Юнгу

В снах выявляются все отдельные части нашего «я». Вот что мы имеем в виду.

Персона. Как было сказано – это образ, который мы представляем миру, а не наше настоящее «я». В снах персона выступает как некая личность – либо это мы сами, либо кто-то другой. Появление во сне обнаженным говорит о потере персоны.

Тень. Тень – это инстинктивная или более слабая часть нашей натуры, она провоцирует негативные реакции, например страх или гнев. Появление ее во сне говорит о том, что мы должны больше внимания уделять своим слабостям.

Анима и анимус. Анима – женская часть мужской души, часто появляющаяся во сне в виде прекрасной, похожей на богиню женщины. Анимус – это мужская часть женской души, появляющаяся во сне в виде богоподобного, героического или могущественного мужчины.

Божественное дитя. Юнг определяет божественное дитя как символ нашего истинного «я». Появление ребенка во сне предполагает уязвимость, но также и свежесть, спонтанность и потенциальность.

Мудрый старик. Во сне мудрый старик, появившийся в образе отца, священника или другой авторитетной фигуры, может символизировать наше «я» или какую-то другую сильную личность.

Великая мать. Великая мать – это не только символ роста, питания и плодородия, но также и соблазна, обладания и господства. Великая мать появляется в снах во многих видах: в виде матери, принцессы или ведьмы.

Общие принципы отражения нашего "я" в снах


Поскольку Юнг считал, что скрытых снов не существует ясные сны обеспечивают человека всем знанием, которое ему нужно. Он выступал в защиту развития науки о снах, для того чтобы возможно было исследовать их значение.

Способом узнать это является попытка посмотреть, какие слова, образы и предположения возникают у нас, когда мы думаем о наших снах. Юнг надеялся найти широкое понимание сновидческих образов, которое выходит за рамки той культуры, к которой принадлежит сновидец. Юнг советовал пациентам описывать ему свои сны так, словно бы он ничего не знал о предметах, людях и окружающей обстановке в их снах.

Таким образом, пациент мог рассказывать решительно обо всем, что ему приснилось, не прибегая к самооценке и объяснениям.

Главные виды снов, согласно соннику Юнга

Юнг считал, что сны следуют в драматической последовательности, как пьеса в четырех действиях. В первом действии появляются персонажи, завязывается конфликт, а затем наступает что-то вроде развязки. Подобным же образом конец драмы-сна должен разрешить проблему, которая стоит перед сновидцем.

Юнг также считал, что существуют разные виды сновидений:

  • незначительные, или предметные сны о повседневных событиях,
  • значительные сны, или сны о нашей внутренней жизни,
  • а также великие сны – сны, в которых вступает в действие коллективное подсознание.

Чем отличается толкование снов у Фрейда и Юнга?

Карл Юнг, который был моложе Фрейда на 19 лет, вел с ним переписку с 1906 по 1913 год. Фрейд даже считал Юнга своим явным наследником. Но потом в их отношениях появилась трещина, так как они разошлись во мнениях относительно – как вы догадываетесь – снов. Они оба верили в существование бессознательного и в важность снов и восхищались умом и любознательностью друг друга.

Но между ними были и разногласия, и из-за них Фрейд считал себя преданным Юнгом, которому он оказал столько внимания. Юнг же считал, что в своем отеческом покровительстве Фрейд заходит слишком далеко и душит его собственный голос, чтобы защитить свою теорию сновидений.

Положим, у Юнга был более «приятный» взгляд на бессознательное, чем у Фрейда. Вместо того чтобы рассматривать его как дикую, животную часть нашей души, с которой мы постоянно боремся, Юнг смотрел на бессознательное как на собрание духовных целей разного вида, которое надо исследовать и приветствовать. Он твердо верил в то, что наши сны не являются замаскированными попытками скрыть наши истинные желания от бодрствующего разума. Он их скорее рассматривал как проводников к нашей реальной жизни.

Целью всего живущего, как он полагал, было принять и интегрировать все части нашего «я», в том числе и с помощью сновидений. Естественно, поэтому он считал сны проявлениями одной части нашего существа, которая старается связаться с другой, сознательной частью нашего «я», стремясь к полной целостности.

Следовательно, сны не скрывают бессознательное, они раскрывают его. Однажды Юнг сказал: «Вполне вероятно, что мы постоянно видим сны, но это наше сознание производит так много шума, что мы его не слышим».

Как указывает Джеймс Р. Льюис в своей «энциклопедии сновидений», Юнг считал «эго» нашим представлением о нас самих (таким образом, фраза «у вас эго размером с Род-Айленд» в этом контексте приобретает смысл). А образ, который мы проецируем в этот мир, он называл «персоной». Но Юнг полагал, что для того чтобы мы могли уживаться с остальными людьми, мы вынуждены отказываться от некоторых аспектов нашего «я», которые он называл «не-я».

Эти отвергнутые нами кусочки нашего «я» складываются в бессознательную структуру, которую он назвал «тенью».

Помимо этого, в каждой мужской душе есть подавленные женские черты (анима), а в каждой женской – подавленные мужские черты (анимус).

Анима, анимус и тень должны быть интегрированы в эго. Юнг считал, что мы влюбляемся в представителей противоположного пола, желая обрести целостность. Если же у нас много анимы, но нет анимуса, то мы станем преклоняться перед кем-то, кто битком набит анимусом. Эта точка зрения на стремление найти в вашем партнере то, чего недостает вам самому, была воспринята многими школами терапии брачных пар.

Об этом говорит и Харвил Хендрикс – только пользуясь другими словами – в своей книге «Такая любовь, какая вам нужна» (1990). Это не значит, будто Юнг считал, что мы все точно знаем, чего нам недостает и что нам нужно, поэтому очень является так, что нас влечет к человеку, а мы не знаем почему.

В конце своей карьеры Юнг занимался вопросами мистицизма и оккультизма и стал относиться к своим теориям сновидений как к паранормальным. Его произведениями вдохновлялись многие, в том числе психоаналитик и писатель Джон Кэмпбелл. Хотя Люси Гудисон, автор книги «Сны женщин» (1997), замечает, что труды Юнга подчеркивают ценность «женских» качеств (например, интуиции), он все же не сумел установить, почему эти качества всегда считались прежде всего «женскими». Он также полагал, будто сознание и «свет» являются «мужскими» качествами. Гм-гм...

Фрейд и Юнг не были единственными психоаналитиками, развивавшими теорию сна и сновидений. Фриц Перл является основателем психологии формы, вида терапии, которая в настоящее время фокусируется на приведении в гармонию эмоций и чувств. У него также была своя теория относительно того, что сны рассказывают нам о бессознательном.

Нумерологический гороскоп для числа дня - 28

2 - символизирует собой стремление к длительному сотрудничеству, возможность адаптации к любой ситуации. 8 - благоприятные обстоятельства для получения материальных благ.

Самое время, чтобы демонстрировать целеустремленность. Это позволит достичь поставленных целей. Каждое начатое дело будет успешно завершено. Можно ощутить прилив сил, чтобы найти выход из любой сложившейся ситуации.

Отличное время для увеличения прибыли, получения подарков судьбы.

Твое видение станет ясным,
только если ты сможешь
заглянуть в свое сердце.
Кто смотрит наружу —
видит лишь сны.
К.Г.Юнг

Основатель аналитической психологии — швейцарский психиатр Карл Густав Юнг — в своих работах успел оставить ряд ценных результатов по исследованию сновидений.

Центром концепции Юнга является учение об архетипах — моделях, которые управляют бессознательными процессами человека. Они представляют собой глубинные слои бессознательного, которые включают в себя не только опыт одного конкретного человека, но информацию поколений, эпох, являются общечеловеческими образами. Именно архетипы, согласно утверждению Юнга, являются двигателями творческих импульсов человека и составляют основу снов.

Поскольку архетипы являются очень сложно осознаваемыми структурами, то принять их в буквальном смысле сознание неспособно. Зато они имеют возможность воплотиться через образы сновидений. В ритуальных и обрядовых культурах архетипы проявляли себя в трансовых состояниях личности. Современный городской житель, удаленный от ритуала, может ощущать их во снах.

Функции и виды сновидений

Сны, согласно концепции Юнга, не бессмысленный набор картинок и звуков. Они выполняют важные функции:

  • снимают эмоциональное напряжение, позволяя человеку во сне пережить чувства, которые он в реальной жизни по тем или иным причинам в себе блокирует;
  • развивают психические функции, расширяют спектр возможностей сознания и осознания.

Но источником сновидений не стоит считать лишь жизненный опыт человека. Поскольку личность является членом коллектива, нации, расы, она может получать сигналы коллективного порядка, которые конкретно сновидцу могут показаться чуждыми. В таких случаях, как считал Юнг, в человеке пробуждается коллективная память. Толковать эти образы можно, только зная то значение, которое они имеют в среде, их породившей.

Персонажи снов в рамках юнгианской концепции

Во сне человек получает информацию с помощью символов — знаковых образов с определенным «зарядом». У каждого символа есть много слоев из значений, поэтому понять его можно на разных уровнях. При этом во сне неизбежно проявляются главные персонажи коллективного бессознательного, которые являются архетипами.

Эго

Эго представляет собой образ «я» во сне. Эго-персонаж во сне ведет себя, как правило, по схожим со сновидцем моделям.

Персона

Персона, или маска — это образ человека, каким он себя представляет в социуме. Через сон этот архетип проявляет себя в одежде, косметике, имиджевых атрибутах.

Тень

Архетип Тени связан с вытесненными чертами личности, которые она не хочет принимать в себе или не может отыскать в себе, и поэтому очень бурно реагирует на их проявление в окружающих. Во сне Тень проявляется через предметы черного цвета, животных с темной шерстью, персонажей в черной одежде. По сути это все вытесненное, теневой инстинкт человека.

Анима и Анимус

Эти архетипы воплощают женские и мужские переживания личности в себе, выражают внутреннее восприятие мужчиной женского начала и женщиной мужского начала. Во сне их проявление может отражать отношение с противоположным полом в реальности.

Самость

Самость — наиболее насыщенный, многослойный и сложный архетип. Он выражает глубину духовной традиции, к которой принадлежит человек. Во сне архетип проявляется через атрибутику и символику именно этой духовной традиции: мандалы, святых, духов, космических кораблей. Общим для таких образов являются круглые или четверичные очертания.

Методика толкования снов по Юнгу

В отличие от своего учителя Фрейда Юнг не считал, что сон — это простой шифр, выражающий неосуществленные и запретные желания. Это была слишком упрощенная, по его мнению, позиция. Для Юнга сон являлся манифестацией бессознательного, его чистым языком.

Если Фрейд предлагал толковать сновидения и искать ассоциации к каждому образу-символу, то у Юнга был другой подход: конкретный образ из сновидения необходимо дополнить всеми возможными аналогиями и из личной жизни сновидца, и из жизни его культурной и духовной среды. То есть к индивидуальному прочтению сна Юнг предлагал добавить компонент коллективной интерпретации.

В этом процессе особенно полезной оказывается мифология, которая сама разговаривает на языке символов. Самыми важными снами Юнг считал те, где проявляет себя архетип Самости. Их он называл «большими» снами. В них человек получает духовное руководство, которое исходит из самого центра бытия. Такие сны нередко связываются с чувствами максимального ужаса или восторга.

Юнг предлагал два подхода к анализу снов:

  • объективный (каждый образ, персонаж сна соотносится с реалиями жизни сновидца);
  • субъективный (каждый образ является частью самого сновидца, элементом его души).

Субъективный подход на первых этапах анализа сложно принять, так как не каждый человек готов принять свои негативные импульсы. По Юнгу, при субъективном подходе убийца во сне является выражением деструктивных импульсов самого человека. Гештальт-терапевты позднее расширили этот подход, и каждый предмет во сне предлагали рассматривать в качестве отражения аспектов личности сновидца.

Самый главный сон: обретение самости

Интерес к снам у Юнга появился не случайно. Его самому на протяжении долгих лет снился эпизод со схожим сюжетом, который каждый раз проигрывался по одинаковому сценарию. Герой сна нес в руке горящую свечу и шел навстречу сильному урагану. За героем следовал темный силуэт, от которого в ужасе приходилось уходить все быстрее. Главным во сне оказывалось желание сохранить огонь свечи, пройти через все опасности.

Этот сон Юнг рассматривал как символическое отражение процесса индивидуации — процесса обретения человеком самого себя, своего центра личности. Только сохранив этот символический огонь свечи, человек сможет установить баланс между сознательным и бессознательным, уравновесить две стороны своей личности, прийти к гармонии.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе, был ассистентом психиатра Эйгена Блейера, разработал метод свободных ассоциаций, ставший одним из основных в психиатрии. В 1907-1912 годах - один из ближайших сотрудников Фрейда, с 1911 по 1914 год - первый председатель Международного психоаналитического общества. Однако в дальнейшем пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации и др.) привел к полному разрыву с Фрейдом.

В своей выдающейся работе Метаморфозы и символы либидо (1912) Юнг постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, которое, по его мнению, есть отражение опыта прежних поколений, запечатленное в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие образы архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны обычному восприятию и осознаются через их внешнюю проекцию на объекты.

Центральная роль отводится Юнгом архетипу самости как потенциальному центру личности - в отличие от Эго как центра сознания. Он считал, что необходимые связи между различными уровнями психики в традиционной культуре поддерживались благодаря обрядам, ритуалам, погружению в мифологическое пространство. В современной же культуре средством активизации архетипов являются сны.

Юнг писал: …Самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного почти каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека - его психика - привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее <...>.

Я потратил более полувека на изучение натуральной символики и пришел к выводу, что сновидения и их символика не являются бессмысленными и бестолковыми. Наоборот, сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто затрудняется понять их символы.

Юнг считал, что в жизни человека сны играют весьма значительную роль: во первых, обеспечивают эмоциональный баланс, позволяя, например, сдержанным людям переживать сильные чувства, и, во вторых, способствуют развитию психических функций. Юнг также различал объективные и субъективные сновидения: первые воссоздают картину повседневной жизни человека, его взаимоотношений с внешним миром, вторые являются отражением чувств и мыслей сновидца - его внутренней духовной жизни.

В то же время, по мнению Юнга, наш личный жизненный опыт нельзя считать единственным источником всех образов и символов, которыми наполнены наши сны. Нередко оказывается, что тот или иной образ, незнакомый и совершенно чуждый спящему, относится к одной из существующих в мировой культуре мифологических систем. Подобные образы составляют содержание коллективной памяти, пробуждающейся во время сна. Знание их специфического значения, которым они обладали в породившей их культуре, позволяет дать сновидению верное толкование.

Популярные сновидения:

Карл Густав Юнг (1875-1961), один из выдающихся психологов и психиатров из Швейцарии, именно он заложил фундамент аналитической психологии, одного из важнейших направлений психологии как науки.

Факты о становлении автора

Шесть лет своей жизни Юнг посвятил работе в психиатрической клинике в Цюрихе, ассистировал Эйгену Блейеру, одному из лучших психиатров. Именно Юнг выявил метод свободных ассоциации , который имеет ключевое значение в психиатрии. С 1907 года Карл Юнг был одним из приближенных к Зигмунду Фрейду людей. В течение пяти лет председательствовал в Международном психиатрическом обществе. Но по прошествии некоторого времени взгляды Юнга и Фрейда несколько разошлись, что привело к разрыву некогда близких отношений. Первый имел свое мнение по поводу понимания либидо в качестве психологической подпитки и отрицал сексуальную этиологию неврозов.

В 1912 году увидел свет труд «Метаморфозы и символы либидо» , в которой Юнг представил в качестве постулата то, что психика индивида включает в себя коллективное бессознательное, как проекцию знаний предыдущих поколений, которая компилируется в строении мозга. Коллективное подсознательное представлялось в виде совокупности архетипов, которые создают мифологические образы, творческие начала, символов из снов. Традиционное восприятие не имеет способности познавать суть архетипов, потому проецирует их на объекты.

Особенности сонника Юнга

Архетип «самости» имеет основное значение, по утверждению Юнга. Автор утверждал, что данный архетип является ответственным за потенциал личности, являясь абсолютно обособленным от понятия Эго. Юнг подчеркивал, что именно обряды и ритуалы поддерживают связь уровней психики в классическом понимании культуры.

Гюстав Юнг выделил две функции сновидений: компенсация дисбаланса внешней среды и содействие индивидуальному развитию за счет представления предположительные варианты развития событий будущего.

Кроме того, Юнг делил сны на субъективные и объективные , а также дифференцировал субъективный и объективный подходы к их трактовке. Так объективные сны выражают обыденность сновидца, а субъективные - представляют собой выражение внутреннего мира спящего. Нельзя не отметить и то, что автор выделял в сновидениях четыре основных этапа – экспозицию, развитие сюжета, кульминацию и лизис (спокойное разрешение).

Автор подчеркивал то, что сновидения способны поддерживать комплексное содержание коллективного бессознательного в контексте конкретной личности. Иными словами есть некие образы, которые индивид способен познать лишь на бессознательном уровне, а осуществляется это именно с помощью сновидений. Знание верной трактовки этих образов позволяет дать верное толкование сна.

Гюстав Юнг на практике убедился в том, что образы в снах его пациентов довольно часто были попросту не знакомы им, но они, вероятно, являлись выражением символов, относимых к мифам и приданиям культуры в мировом масштабе. Расшифровка индивидуального смысла таких символов в рамках культурологического знания и символизма, по мнению автора, способна стать подспорьем к качественно новому уровню толкованию снов. Именно этот подход является основополагающим для сонника Юнга . Данный сонник несомненно имеет свой специфический подход к трактовке сна.

К сожалению, скачать «Сонник Юнга» нельзя, предлагаем вам других авторов.



Новое на сайте

>

Самое популярное