Домой Протезирование и имплантация Священная ночь бараат в году. Достоинства ночи бараат

Священная ночь бараат в году. Достоинства ночи бараат

Шаабан - один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан - это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му"минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.

Мусульманский праздник Лейлат аль-Бараат — Священную Ночь Бараат (Ночь очищения от грехов) верующие отмечают в ночь с 14 на 15 шаабана (восьмой месяц по лунному календарю). В 2018 году эта ночь приходится с 30 апреля на 1 мая.

Священная Ночь

Ночь Бараат обозначена в Коране как священная. Это вторая по значимости святая ночь в исламе после Лейлат аль-Кадр (Ночь предопределения).
Слово "бараат" переводится с арабского языка как "невинность", "непричастность", "чистота", "освобождение". Согласно исламскому преданию, в эту ночь Всевышний проявляет милость ко всем людям, кроме приверженцев многобожия и тех, в чьих сердцах есть злоба.

Мусульмане с особым трепетом относятся к этой ночи, посвящают ее молитвам, прося у Аллаха милости и прощения. Часть толкователей Книги Аллаха считает, что Коран был ниспослан в ночь Кадр, а по мнению других Священная Книга целиком была ниспослана на небосвод земли именно в ночь Бараат.

© Flickr / Themeplus

Существуют определенные хадисы (высказывание — в переводе с арабского) Пророка Мухаммада, доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли.

Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения и совершения добрых деяний. В праздники, в священные дни и ночи, верующие выполняют гигиенические требования, совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и разные молитвы.

Употребление алкоголя, других одурманивающих веществ, совершение деяний, запрещенных исламом, в дни мусульманских праздников особо порицается Шариатом.

Самое главное — пересмотреть в эту ночь свою жизнь, свои поступки, мысли. Никто не должен забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и Судный день обязательно настанет.

В отличие от ночи Кадр, когда предопределяется вся жизнь человека до ее конца, в ночь Бараат определяется существование людей на год вперед.

По народному мусульманскому поверью, каждый год в эту ночь происходит "сотрясание дерева жизни", на листьях которого написаны имена всех живущих. Считается, что людям, чьи имена записаны на опавших листьях, предстоит умереть в течение года.

Мусульмане полагают, что в эту священную ночь Аллах опускается на нижайшее из небес, чтобы отпустить раскаявшимся грехи и принять решение о судьбе каждого человека с учетом его благочестия и просьб, высказанных в молитвах. Поэтому верующему в Ночь Бараат нужно просить милости у Всевышнего, молить о прощении за содеянные грехи, чтобы лист с его именем не упал.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту.

Ночь желательно провести в уединении, обращаясь к Аллаху с молитвами, поминая и восхваляя Всевышнего, читая Коран. Мусульмане в эту ночь возносят особые молитвы за умерших и во искупление грехов дают обеты на будущее.

В эту ночь мусульмане стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Некоторые верующие на следующий день после ночи Бараат держат пост и совершают дополнительное поклонение. В целом же во время месяца шаабана верующим рекомендуется просить Всевышнего о крепком здоровье и обеспечении соблюдения поста в Рамадан.

В день праздника мусульмане посещают мечеть, совершают совместную молитву и слушают проповедь имама, посещают места захоронения праведников, раздают милостыню и еду нищим, сладости детям.

Сам месяц шаабан, на который приходится "ночь очищения", является подготовкой к месяцу рамадан, во время которого мусульмане соблюдают пост в течение светового дня. В 2016 году он начнется 17 мая.

Это ночь, когда мусульмане с особым трепетом спешат к милости и прощению Аллаха. Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Ночь Бара´ат упоминается в Коране, как "священная".

В Коране Аллах повелевает: "Ха. Мим. Клянемся Священной Книгой, открыто указывающей на (запрещенное и разрешенное), которую Мы, несомненно, ниспослали в одну из священных ночей. Поистине, Мы (в этом Коране), дающие весть (о мучении, которому подвергнутся неверные). (Это такая ночь, когда) с Нашей стороны по велению каждое мудрое дело будет отмечено как милость от Всевышнего. Несомненно, Мы отправили пророков. Поистине, Аллах слышащий, знающий".

Как мы видим, Лейлят уль-Бара´ат - это почетная ночь, упомянутая в Коране. Часть толкователей Книги Аллаха считают, что Коран был ниспослан в ночь Кадр, а, по мнению других, - он был целиком низведен с Лаух уль-Махфуз (Хранимая скрижаль) на небосвод земли в ночь Бара´ат, а в ночь Кадр началось его ниспослание нашему Пророку (мир ему и благословение) аят за аятом. В этой связи каждый мусульманин должен еще раз пересмотреть в эту ночь свою жизнь, свои поступки. Ведь именно в Лейлят уль-Бара´ат Священная Книга целиком была ниспослана на небосвод земли. Не забывайте, что жизнь на этой земле однажды закончится, и День Суда обязательно наступит.

В эту ночь будут связаны приговором события, блага, смерть, болезни в течение всего года и они будут переданы соответствующим ангелам. По этой причине мусульманин не должен проводить Лейлят - уль Бара´ат небрежно. Ведь истинно верующий каждый миг своей жизни не забывает, что он пришел от Аллаха и будет возвращен к Нему. Бдительность в этом приведет мусульманина к счастью на этом и на том свете.

В священных хадисах также рассказывается о благословенной Лейлят уль-Бара´ат, которая для верующих сердец является ночью большой милости и прощения грехов. Наш любимый

Пророк сообщил следующее: "Как только наступит ночь в середине месяца Ша´абан, проводите ее в поклонении. А днем держите пост. Ведь Аллах (Свят Он и Велик) в эту ночь, начиная с захода Солнца, нисходит со Своей милостью на небосвод земли и повелевает так: "Нет ли кающихся Мне - Я их прощу, нет ли просящих блага - Я дам им, нет ли охваченных болезнью - я ниспошлю выздоровление, нет ли желающих того, другого? И так продолжается до самого утра" .

Славный наш господин Мухаммад также говорил следующее: "Аллах в середине месяца Ша´абан просматривает положение Своих рабов. Он прощает все их грехи, кроме многобожников и злопамятных" .

В другом же хадисе сказано: "Аллах в ночь середины месяца Ша´абан, показав блага на небосводе земли, простит грехи большего количества людей, чем количество волосков на шерсти баранов рода "Келб". Однако тут важно помнить, что этой ночью Всемогущий Аллах не посмотрит на лица (не простит грехи и не удостоит милости) тех, кто исповедует многобожие, испытывает злобу к мусульманам, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит своим родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, отступивших от Ислама, клеветников и провоцирующих смуту.

Как мы видим, Аллах в Лейлят уль-Бара´т не жалеет Своей милости и прощения тем рабам, которые искренне поклоняются Ему и просят прощения. Достаточно того, что мусульманин с раскаянием и мольбой обратился к Нему.

В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратиться ко Всевышнему и попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Каждому человеку необходимо проанализировать все те поступки, которые были совершены в течение года. И в том случае, если обнаружится нечто противоречащее повелениям Создателя, надо раскаяться и больше к этому не возвращаться. Если вдруг кто-то был обижен вами, то следует помириться, как это подобает братьям. В эту ночь все верующие должны отстраниться от таких вещей, как злоба, вражда, гордость и непослушание родителям.

Ведь все это отдаляет нас от баракята (благодати) и ценности Лейлят уль-Бара´ат. Священную ночь Бара´ат надо постараться провести в бдении, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, дабы получить от них благословение. Также в Лейлят уль-Бара´ат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Кроме того, от Посланника Аллаханам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру "Йа. Син". Первый раз с намерением продления жизни, второй - для избежания бед и несчастий, третий - для увеличения благ.

Знайте, что счастье и спасение возможно, если жить согласно повелениям Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Пусть же в эту ночь Всевышний "оправдает" всех мусульман.

Мы поздравляем всех верующих в Единого Создателя со священной ночью Бара´ат, приводя в пример ду´а нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), которое он читал в эту ночь:

"О, Аллах! Я прибегаю к Твоему прощению от мучений, к Твоей милости от Твоего гнева. Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил".

День после ночи Бара´ат желательно провести в посте, совершая как можно больше благих дел, поминая Аллаха и строго воздерживаясь от грехов.

Как провести Ночь Бара‘ат

Накануне наступления благословенной ночи Бара´ат, перед заходом солнца желательно 40 раз прочитать следующее ду´а:

"Субханаллахи валь-хамдудуллиляхи ва ля илляха илля-ллаху ва аллаху акбар ва ля хауля ва ля куввата илля билляхиль ´алийиль-´азыйм" и после него 100 раз салават (приветствие) Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Затем после обязательной молитвы магриб (вечерней) следует выполнить 6 ракаатов нафиль (добровольного) намаза, совершая по два ракаата отдельно. Однако намерение необходимо сделать сразу на шесть ракаатов.

После первого саляма (приветствия, т.е. в конце первых двух рака´атов) желательно сделать ду´а, прося Аллаха о долгой жизни, а также суру "Йа син" (№ 36) и суру "Аль-Ихляс" (№112) 21 раз.

После второй пары рака´атов (т. е. после второго саляма) рекомендуется читать ду´а о защите от болезней и неприятностей, суру "Йа син" и "Ихляс" 21 раз. И в конце намаза после третьего саляма в ду´а рекомендуется просить Аллаха о независимости ни от кого и ни от чего, кроме Всевышнего и Всемогущего Творца (или/и увеличения благ), затем опять читать суру "Йа син" и "Ихляс" 21 раз.

Также после чтения суры "Йа син" желательно обратиться к Аллаху со следующим ду´а:

"Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного. О Аллах! Твоя щедрость меня к Тебе направила, и Твое милосердие привело меня к Тебе. Я обращаюсь к Тебе с тем, что не является для Тебя тайной. Я прошу Тебя о том, что для Тебя не составляет труда. Ведь для Тебя достаточно то, что Ты знаешь мое состояние, если даже я не обращаюсь с просьбой.

О Тот, в Чьей власти устранить несчастья, Ты сними с меня тяжесть бед и тревог. Нет божества, которому следует поклоняться, кроме Тебя, и как далек Ты от любых недостатков! Когда Пророк Йунус (мир ему) обратился к Тебе с мольбой: "Я из тех, кто причинил вред самому себе", - Ты ответил ему и спас его, и обещал, что также спасешь творящих благо.

О Аллах, о Обладатель милости, не нуждающийся в милости кого бы то ни было, о Обладатель Величия, о Тот, в Чьей власти блага всех миров! Нет божества, которому следует поклоняться, кроме Тебя!

Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, Ты защищаешь тех, кто просит у Тебя защиты, и к Тебе прибегают подвергающиеся опасности. Ты тот, к Кому мы стремимся! Если Ты записал меня в Хранимой Скрижали заблудшим, лишенным, изгнанным и бедным, о Аллах, Ты сотри эту запись обо мне заблудшем, лишенном, изгнанном и бедном. О Аллах, и запиши меня в Хранимой Скрижали в числе благонравных, и тех, кому расширены блага, и кому Ты благоприятствуешь в совершении добрых деяний.

Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и слово Твое истинно: "Аллах стирает запись, которую захочет стереть, и записывает то, что Ему угодно. И у Всевышнего Хранимая Скрижаль. О Аллах, ради проявления самой великой Твоей милости в срединную ночь месяца Ша´абан, отведи от нас беды, о которых мы знаем, и о которых не ведаем. Ведь, воистину, Ты Всевышний, Великий.

Благословение Аллаха и мир нашему господину Пророку Мухаммаду, его семье (общине) и сподвижникам".

На заре ночи 15-го шаабана родился тот, через кого Аллах обещал всем пророкам и преемникам победу их религии. Эта священная ночь после ночи кадр является самой благословенной и важной ночью в Исламе.

Согласно хадису от святого Пророка (С), в ночь на 15-е шаабана Всемогущий принимает решение о судьбе людей и отвечает на все просьбы рабов. Она называется «лейлату ль-бараат» («ночь очищения»). Согласно преданиям от Имамов Бакира (А) и Садыка (А), Аллах обязался исполнять любую просьбу, которая поступит к Нему в эту ночь. На рассвете этой ночи в 255 году хиджры в (Ирак) родился Повелитель эпохи и времени Махди (да ускорит Аллах его приход!).

В эту ночь является чрезвычайно желательным бодрствовать и проводить её в поклонении и молитвах. Аллах избрал эту ночь для Ахль уль-Бейт (А) так же, как Он избрал ночь кадр для Пророка (С). Верующий в эту ночь должен забыть обо всех своих земных делах и мелких проблемах, предаться всем сердцем только Аллаху и молиться так, как будто эта ночь – последняя в его жизни, и завтра его ожидает День Суда.

Аамаль (программа деяний) на эту ночь:

1. Желательно провести всю эту ночь ЦЕЛИКОМ бодрствуя и непрерывно молясь, и во многих хадисах сказано: тот, кто провел всю эту ночь в ибадате – его сердце не умрет, когда умрут другие сердца.

سُبْحَانَ اللّهِ وَالْحَمْدُ لِلّهِ وَلا إلهَ إلاَّ اللّه وَاللّهُ وَاللّهُ أَكْبَرُ

Субхана-Ллахи валь хамдули-Лляхи ва ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар

Пречист Аллах, и хвала Аллаху, и нет бога, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего!

3. Потом принять гусль с намерением очищения от всех грехов, как будто этот гусль последний.

4. 100 раз сказать «Астагфируллах» с намерением прощения грехов.

9. Искать в эту ночь приближения к Имаму Махди (да ускорит Аллах его приход!) – Повелителю времени, Восстающему (Каиму), Величайшему Секрету Аллаха, Восстановителю Сунны, Доказательству Аллаха над Его творением, Знамени верного руководства, тому, кто уничтожит угнетение и ложь, Истребляющему врагов Аллаха, Величайшему знамению Аллаха, тому, кто утвердит царство справедливости по всей земле, тому, кто соединяет небеса и землю воедино, – нашему Имаму и Повелителю, да будут наши души его жертвой!

Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». наступает в ночь с 14 на 15 число месяца шаабан (по другой версии – с 15 на 16).

Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.

Один алим сказал: «Поистине, у ангелов на небе два праздника, как и у мусульман два праздника на земле: праздник ангелов – это ночь Бараат и ночь Кадр (Лайлят уль-Кадр – Ночь предопределения), а праздник мусульман – это Ураза-байрам (Ид аль-фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-адха), и праздник у ангелов ночью, потому что ангелы не спят, а у мусульман – днём, потому что они спят ».

Ещё один алим сказал: «Мудрость того, что Всевышний выявил ночь Бараат и спрятал ночь Кадр , потому что ночь Кадр – это ночь милости, прощения и освобождения от Ада . И её Аллах спрятал, чтобы на неё не полагались и не самоуспокаивались. Всевышний выявил потому, что это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удерживания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра. Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, один получает воздаяние, а другого подвергают унижению, одного возвеличивают, а другого лишают величия, один получает вознаграждение, а другой не получает ничего… В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратиться ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Имам Субуки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а Ночь предопределения (Лайлят уль-Кадр) – грехи всей жизни », т. е. оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь () называют ночью смывания грехов.

Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса , который передал Мунзирий от Пророка (мир ему и благословение): «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца шабан , не умрёт в день смерти сердец ».

Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк (мир ему и благословение) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (мир ему и благословение) попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк (мир ему и благословение) попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов) ».

Также её называют ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему ».

Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), где Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт слова Пророка (мир ему и благословение): «О Айша (да будет доволен ею Аллах), разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников ».

Также эту ночь называют ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: «Когда наступает ночь середины шабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрёт от шабана до следующего шабана . Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших , и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтобы он взял его душу ».

В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и непослушания родителям с намерением больше не возвращаться к этим грехам. Иначе всё это будет отдалять нас от бараката (благодати) и ценности Лайлят уль-Бараат .

Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа , посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com



Новое на сайте

>

Самое популярное