Домой Ортопедия Есть понятие практическое те представление цели. Понятие цели: определение цели, закономерности целеобразования, виды и формы представления структур целей

Есть понятие практическое те представление цели. Понятие цели: определение цели, закономерности целеобразования, виды и формы представления структур целей

образ ранее воспринятого человеком предмета, явления или созданный его воображением.

В отличие от традиционного понимания представления как субъективного восприятия объекта сознанием З. Фрейд проводил различия между патогенными и непатогенными представлениями, сознательными, предсознательными и бессознательными представлениями, предметными и словесными представлениями.

В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд обратил внимание на особенность патогенных представлений: общей характерной чертой этих представлений является, по его мнению, то, что все они «мучительны, пригодны для вызова аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности». Человек не хочет переживать такие представления, они вытесняются из его сознания и сами по себе не возвращаются в воспоминаниях. Задача аналитической терапии состоит в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть сопротивление ассоциации, направить внимание больного на исконные следы представления. При этом З. Фрейд исходил из того, что «правильные связи отдельных представлений друг с другом и с непатогенными, часто воспринимаемыми представлениями, имеются, вовремя осуществляются и сохраняются в памяти» и что «патогенные психические представления оказываются собственностью интеллекта, который не обязательно уступает интеллекту нормальному».

В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд использовал понятие «бессознательные целевые представления». Обсуждая проблему сновидений, он отмечал, что можно отказаться от известных нам целевых представлений, но с исчезновением последних появляются неизвестные целевые представления, которые обусловливают течение нежелательных представлений. Интенсивности отдельных представлений способны переходить с одного на другое, в результате чего могут образовываться представления, обладающие очень высокой степенью интенсивности. Это имеет место, в частности, при процессе сгущения, характерном для работы сновидения. Однако, используя понятие «бессознательные целевые представления» З. Фрейд замечал, что неизвестные целевые представления все же неправильно называть бессознательными. В дальнейших своих работах он размышлял о представлениях как психически выраженных проявлениях влечений человека. Вместе с тем, апеллируя к бессознательным влечениям, он оговаривал, что сам термин «бессознательные влечения» – это не более как терминологическая небрежность, поскольку в действительности в психоанализе речь идет не о влечениях как таковых, а о соответствующих представлениях.

В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) З. Фрейд обосновал необходимость различать сознательные и бессознательные представления. Под сознательным он понимал такое представление, которое имеется в нашем сознании и нами воспринимается. Под бессознательным – скрытое представление, если имеется основание признавать, что оно присутствует в душевной жизни человека. С точки зрения З. Фрейда, «бессознательное представление есть такое представление, которое мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее признать на основании посторонних признаков и доказательств». Наличие бессознательных представлений особенно характерно для душевной жизни истерических больных: именно они способствуют возникновению невротических симптомов, поскольку, как считал З. Фрейд, над истерическим мышлением «властвуют бессознательные представления».

В понимании З. Фрейда бессознательные представления не могут быть осознаны человеком, так как этому противится некая сила. Психоанализ предлагает такие технические средства, благодаря которым можно прекратить действие сопротивляющей силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором бессознательные представления находятся до осознания, З. Фрейд назвал вытеснением, а силу, приведшую к вытеснению и поддерживающую его, – сопротивлением.

В работе «Бессознательное» (1915) З. Фрейд соотнес бессознательные представления с предметными, а сознательные – одновременно с предметными и словесными представлениями. В дальнейшем, уточняя природу и специфику бессознательных представлений, он провел различие между бессознательными и предсознательными представлениями. Он исходил из того, что действительное различие между ними состоит в том, что бессознательные представления возникают на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как предсознательные представления соединяются со словесными представлениями, являющимися остатками воспоминаний.

Внося уточнения в данное понимание соответствующих представлений, в работе «Я и Оно» (1924) З. Фрейд подчеркнул важную роль словесных представлений в душевной жизни человека, благодаря которым внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями. Если бессознательные представления являются предметными, то в предсознательных представлениях обнаруживается непосредственная связь между предметными и словесными представлениями, что дает возможность перевода предсознательных представлений в сознательные. Из подобного понимания природы бессознательных и предсознательных представлений вытекало психоаналитическое учение о познании бессознательного. Как полагал З. Фрейд, вопрос «Как что-то осознается?» целесообразнее переформулировать и поставить в форме вопроса «Как что-то предсознается?». В этом случае ответ на поставленный вопрос будет таков: «Путем связи с соответствующими словесными представлениями».

Поскольку словесные представления являются, согласно З. Фрейду, остатками воспоминаний, то есть когда-то они были восприятиями, то, как и все остатки воспоминаний, они могут быть снова осознаны. Поэтому терапевтическая задача по осознанию вытесненных бессознательных представлений состоит в восстановлении аналитической работой предсознательных представлений, в рамках которых устанавливается необходимая связь между предметными и словесными представлениями. Отсюда специфика психоанализа как метода лечения невротических заболеваний путем «разговора аналитика с пациентом», в процессе которого у пациента восстанавливаются нарушенные связи между словесными и предметными представлениями.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Нем.: Vorstellung. -Франц.: repr?sentation. -Англ.: idea or presentation. -Исп.: representaci?n. - Итал.: rappresentazione. - Португ.: representa?ao.

o Классический термин философии и психологии: "То, что человек представляет, то, что образует конкретное содержание мыслнтельного акта", "в особенности воспроизводство прежних восприятий" (1). Фрейд противополагает представление и аффект*; у каждого из этих двух видов психических явлений - своя судьба.

o Термин Vorstellung по традиции входит в Словарь немецкой классической философии. Поначалу Фрейд понимал его вполне традиционно, а использовал - необычно (а). Нижеследующие соображения поясняют, в чем именно состоит это своеобразие.

1) Первые теоретические модели психоневрозов основаны на различении "кванта аффекта"* и представления. При неврозе навязчивости квант аффекта смещается с патогенного представления, связанного с травмирующим событием, на другое представление, которое кажется субъекту малозначимым. При истерии квант аффекта преобразуется в соматическую энергию, а вытесненное представление символизируется той или иной областью тела и телесной активности. Этот тезис, согласно которому разделение аффекта и представления лежит в основе вытеснения, заставляет по-разному описывать их судьбу и особенно связанные с ними процессы: так, представление подвергается "вытеснению", а аффект - "подавлению".

2) Когда Фрейд говорил о "бессознательных представлениях", он отдавал себе отчет в парадоксальности совмещения этих двух терминов. И потому в этом выражении традиционный философский смысл термина Vorstellung, а именно акт субъективного представления объекта сознанием отходит на задний план. По Фрейду, представление определяется объектом, но вписывается в "мнесические системы".

3) Как известно, память для Фрейда - это не простое вместилище образов в строго эмпирическом смысле слова, но скорее совокупность мнесических систем; он расчленяет воспоминание на различные ассоциативные ряды и в конечном счете обозначает термином "мнесический след"* не столько "слабое впечатление", сохраняющее сходство с объектом, сколько знак, который постоянно соотнесен с другими знаками, но не связан с тем или иным чувственным качеством. И потому у нас есть основания связывать фрейдовское Vorstellung с лингвистическим понятием означающего.

4) Здесь уместно вспомнить о том, что Фрейд разграничивал два Уровня представлений: "словесные представления"* и "предметные представления"*. При этом в основу кладется различие, Которому Фрейд приписывал важнейшее значение в своей топике: предметные представления, характеризующие систему бессознательного, теснее связаны с предметами, а потому в случае "первичных галлюцинаций", например, представление об отсутствующем предмете становится для ребенка равнозначным непосредственно воспринимаемому и энергетически нагруженному предмету (см.: "Опыт удовлетворения").

И потому, когда Фрейд (ср. его первые описания психоаналитической терапии в 1894-1896 гг.) стремился обнаружить в конце ассоциативных цепочек "патогенные бессознательные представления", конечной целью его поиска выступала та точка, где объект и его следы неразрывны, а означаемое неотделимо от означающего.

5) Хотя различие между мнесическим следом и представлением как его нагрузкой всегда неявно присутствовало у Фрейда, оно нигде четко не определялось (4). Причина этого, конечно, в том, что Фрейду трудно было помыслить чис/иьшмнесический след, т. е. такое представление, которое было бы полностью лишено нагрузки как в системе сознания, так и системе бессознательного.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления - к прошлому и возможному будущему.

Их существование не связано с наличием предмета предмета и его воздействием на органы чувств. Актуализуются по ассоциациям слово - образ, образ - образ, чувство - образ, а также непроизвольно - через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания. Проекция представлений в реальное пространство - это галлюцинация. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Двигательные представления производят преднастройку человека на действие и как эталон корректируют его. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в понятие абстрактное.

При сравнении качественных характеристик образа восприятия и образов представления бросается в глаза неясность, неотчетливость, неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия. Эти признаки действительно присущи представлениям, но не они существенны. Сущность представлений - в том, что они есть обобщенные образы действительности, сохраняющие самые характерные, важные для особи или личности особенности мира. При этом степень обобщенности некоего представления может быть различной, в связи с чем различаются представления единичные и общие. Представления - исходные данные для оперирования в сознании слепками действительности.

Представления - итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Одновременно образ представления - исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщенность образа, характерная даже для представлений единичных; для представлений общих она - главный признак.

Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности - как зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и пр. Выделяются виды представлений., соответственные видам восприятия: представления времени, пространства, движения и пр. Самая существенная классификация - выделение представлений единичных и общих.

Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового "видения" ситуации.

Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест - одно из самых эффективных мнемонических средств (-> мнемоника).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности П. занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что П. воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают П. памяти и П. воображения. П. различают также по их модальности - зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. П. является суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. При некоторых психических расстройствах П. могут быть либо более, либо менее яркими, чувственными. При опухолях затылочной области они вовсе отсутствуют в сновидениях [Гринштейн A.M.].

Представление

Специфика. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Виды. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. Вообще – любой способ, в котором человеку подается материал для изучения или понимания. 2. В экспериментальной работе - действие помещения стимула перед субъектом. 3. Сам стимул. 4. В психоанализе – способ, которым выражается инстинктивное влечение. 5. В этологии – последовательность поведенческих актов, осуществляемых самкой животного, демонстрирующих готовность к коитусу. 6. В социальных взаимодействиях – способ, которым человек выражает себя; например, см. презентации, ритуалы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

То, что выполняет функции, замещает, символизирует или представляет что-то другое. В исследованиях восприятия и познания часто можно встретить упоминание/мысленного представления стимульного события, которое в зависимости от теоретической ориентации может характеризоваться как прямое отображение стимула (см. непосредственный реализм), результат переработки стимула (см. конструктивизм), его мысленный код (см. идея, образ) или его абстрактная характеристика (см. суждение). В психоаналитической теории – сновидения, воспоминания, фантазии и т.п. также называются представлениями бессознательных факторов и подавленных импульсов.

осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В психологии понятие «Ц.» также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Основой формирования Ц. у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. В любом конфликте человек преследует определенную систему целей. Они м. б. осознанными, частично осознанными и не осознаваться. В процессе динамики конфликта Ц. могут изменяться, нередко существенно. Все поведение человека в конфликте организуется в соответствии с преследуемыми им Ц. Выявление истинных Ц. участников конфликта – важнейшее условие понимания сути конфликта конфликтологом и успешного его урегулирования.

ЦЕЛЬ

осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель - всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:

1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;

2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности.

Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное - разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.

ЦЕЛЬ

1. Внутренне представленная мысленная цель или задача, поставленная индивидом и руководящая его поведением и направляющая его. 2. Гипотетический детерминант поведения, о котором можно судить по поведению организма, которое является направленным, устойчивым и сосредоточенным на достижении некоторой цели. Значение 2 было введено Э.Ч. Толменом для того, чтобы бихевиористы могли рассуждать о цели в значении 1, не признавая его. См. целевая психология.

ЦЕЛЬ

1. Цель, на которую поведение ориентируется. Это использование предполагает наличие волевого усилия; целью может быть успешное завершение части работы, можно даже назвать целью получение крысой пищи в концелабиринта. Но непроизвольные, рефлексивные действия, даже если они ведут к достижению какой-то цели, не рассматриваются как воплощение целей. 2. Символическая мысль, образ или идея, которые представляют точку назначения направленного поведения. В этом значении цель – понятие, связанное с мышлением и, в отличие от значения 1, используется для описания внутреннего состояние организма, а не внешних условий. 3. В психоанализе – конечный результат поведения. В этом случае различаются внешняя цель: конкретный человек, объект, событие или поведение, которые являются "конечным результатом", находящимся во внешнем мире, к которому индивид стремится, и внутренняя цель: удовлетворенное психическое состояние организма, испытываемое тогда, когда достигнута внешняя цель.

ЦЕЛЬ

направленность мышления и поведения человека на достижение объекта его влечений, желаний, фантазий.

В классическом психоанализе цель соотносилась прежде всего с сексуальным влечением человека и рассматривалась в плане одной из его составляющих, наряду с источником, силой и объектом. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд ввел понятие «сексуальной цели», понимая под ней действие, на которое толкает половое влечение человека. Особое внимание он уделил раскрытию специфики сексуальной цели инвертированных, характеризующихся отклонениями в отношении нормальной сексуальной цели, и инфантильной сексуальности, обладающей своей спецификой. При этом сексуальная цель определялась им следующим образом: «Важно заменить проецированные ощущения на эрогенные зоны таким внешним раздражением, которое прекращает ощущение раздражения, вызывая ощущение удовлетворения».

Сосредоточив внимание на раскрытии специфики сексуальной цели инвертированных и детей, основатель психоанализа исходил из того, что первоначальной целью человека является получение удовольствия. По его мнению, «грудной младенец выполняет действия, не имеющие другой цели, кроме получения удовольствия». Сначала ребенок переживает удовольствие при приеме пищи, но скоро научается получать его от возбуждения эрогенных зон рта и губ, то есть получает сексуальное удовольствие при сосании груди матери. Сексуальные цели детей от трех до восьми лет находятся в тесной связи с сексуальным исследованием самого ребенка, а извращенный характер некоторых из этих целей зависит от конституциональной незрелости ребенка, который «еще не открыл цели акта совокупления».

В дальнейшем понятие цели использовалось З. Фрейдом как в плане уточнения направленности инфантильной сексуальности на различные эрогенные зоны, так и с точки зрения рассмотрения задач, стоящих перед воспитанием детей, культуры в целом, а также цели жизни. В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он замечал, что цель традиционного воспитания – сделать сексуальную волю нового поколения послушной, а его идеальная цель – «сделать жизнь ребенка асексуальной». В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) им была высказана мысль, согласно которой, если принять как не допускающий исключения факт, что вследствие внутренних причин все живущее умирает, возвращается к неорганическому состоянию, то отсюда напрашивается вывод: «целью всякой жизни является смерть». В работе «Недовольство культурой» (1930) основатель психоанализа писал о том, что для установления сильных идентификаций между членами сообщества, для укрепления социальных связей культура пользуется всеми средствами, всячески ограничивает и подавляет сексуальную жизнь человека и мобилизует все силы «заторможенного по цели либидо».

С точки зрения З. Фрейда, программа принципа удовольствия в индивидуальном развитии придерживается главной цели – достижения счастья. Процесс культурного развития осуществляется по мере достижения иной цели – создания единства из множества индивидов. Хотя при культурном развитии цель «осчастливить» индивида еще сохраняется, тем не менее «она оттесняется на задний план». В конечном счете целью культуры является обуздание сексуальных и агрессивных влечений человека. Другое дело, что, несмотря на все усилия со стороны современной культуры, достижение этой цели оборачивается, по мнению основателя психоанализа, невротизацией человека. Отсюда – актуальность психоаналитической терапии, целью которой является смягчение заповедей и запретов индивидуального Сверх-Я, отражающего соответствующие суровые заповеди и запреты Сверх-Я культуры. Как индивидуальное Сверх-Я, так и культурное Сверх-Я мало считаются с фактической душевной конституцией человека. Исходя из этого, З. Фрейд подчеркивал, что «в терапевтических целях нам приходится поэтому бороться со Сверх-Я, понижать уровень его притязаний».

Цель

осознанное представление о том результате, который должен быть достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. «В психологии понятие «цель» также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного» будущего по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма» (А. Г. Асмолов). В логике именно человеческой активности понятие «цель», выступая в качестве желаемой модели осознаваемых действий, своего рода предвосхищающего образа намеренных усилий субъекта, предполагает предварительное выстраивание плана специфических поведенческих актов и последовательный их анализ и соотнесение с поставленной целью. В рамках социальной психологии развития личности и психологии управления (прежде всего тогда, когда речь идет об организации) цель нередко раскрывается в качестве своеобразного временно отдаленного образа, своего рода социального «маяка», на который ориентируются, планируя какое-то целенаправленное действие, и с которым сверяют правильность и адекватность выбранного курса, вектора развития. Как правило, подобный «горизонтный» образ обозначают с помощью специального термина - «vision». Так, выдвинув, обосновав и прияв определенный «vision», например, если дело касается какой-то конкретной фирмы, ее собственники, менеджерский состав совместно с организационными консультантами, планируя и анализируя как принимаемые ими и реализуемые стратегические решения развития компании, так и повседневные совершенно обыденные решения, должны достаточно жестко соотносить их последствия с тем образом, который выстроен ими как определенная, привязанная к совершенно конкретному времени по исполнению цель. Кстати, личностный «vision» требует от субъекта столь же неукоснительных сопоставлений конкретных поведенческих действий и конечной цели. Если оказывается, что принимаемые решения и осуществляемые поступки не «работают» на «vision», то необходимо либо перестраивать образ будущего, либо кардинально менять содержание и направленность актуальной поведенческой активности. Практически та же ситуация складывается, когда речь идет конкретно о сфере образования. Так, если теоретическая педагогика, отвечая на вопрос «как должно быть?», практически выстраивает модель желаемого (свое рода «vision»), психология, отвечая на вопрос «что есть на самом деле?», позволяет судить о том, адекватны ли данной модели конкретные усилия. И если выявлено несоответствие, решение вопроса опять же лежит в логике: либо должна меняться целевая модель, либо должны быть подобраны иные, соответствующие ей способы ее достижения.

Практически все современные специалисты в области психологии менеджмента и организационного развития сходятся на том, что формирование качественного видения желаемого результата желаемого результата является одним из абсолютно необходимых условий успешности организации и важнейшей лидерской функцией. При этом видение результата в современных условиях все чаще рассматривается как сложный феномен, включающий когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Так, например, по мнению П. Вейла, «...видение - не просто описание того, ради чего существует организация и какие товары и услуги она намерена выводить на рынок. Видение - это отображение действий, которые организация намерена предпринять, и свойств, которые она стремится приобрести. Последние отражают смысл всех этих действий для сотрудников». При этом «в формулировке видения мотивационные аспекты выражены не менее сильно, чем описательные. Оно выражает чувство, которое испытывают обладатели видения по отношению к организации и ее функционированию». В организационном контексте «видение выступает цементирующей основой, связывающей людей, которые прилагают совместные усилия и разделяют общие ценности»1.

Справедливости ради стоит отметить, что, с точки зрения П. Вейла, в собственно социально-психологическом смысле «понятия видения и общей цели тесно связаны между собой и в то же время различаются. Оба этих выражения подразумевают, что группа приписывает чему-либо позитивный смысл, который способен активизировать эту группу и ее членов. В понятии “видения” подчеркнуто наличие ясного представления о том, что именно проникнуто этим позитивным смыслом, - это нечто осязаемое, вроде здания или нового товара, или события, наступления которого ожидают. ... Цель, или назначение, представляют собой причину, по которой это “нечто” кажется нам желаемым и наполненным смыслом. ... Видение и цель “соединенными усилиями” привносят ясность и согласие членам организации и укрепляют их преданность делу»1.

И все же, с практической точки зрения, в большинстве случаев представляется совершенно оправданным рассматривать цель и видение в качестве не просто взаимосвязанных, но во многом синонимичных понятий. В этой связи наибольший интерес представляют достаточно подробно разработанные на сегодняшний день схемы формирования общего видения в группах, функционирующих в рамках различных организаций, тем более, что данный процесс является одним из базовых компонентов целенаправленной деятельности по формированию команд.

П. Вейл и его коллеги на основании результатов лонгитюдных исследований в данной области выявили восемь факторов, наиболее значимых для формирования эффективного группового видения: создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе; развитие чувства команды; рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции; открытость и доступность официального лидера; работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения; работа над раскрытием чувств; работа над схемой трансляции видения персоналу организации; систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации.

Создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе предполагает обеспечение условий максимальной открытости и социальной безопасности, не только позволяющих, но и в известном смысле провоцирующих членов группы к содержательному обсуждению проблем, полностью или частично табуированных в условиях повседневной профессиональной деятельности, причем в максимально неформальной, доверительной манере. Как считает П. Вейл, «сюда включаются разговоры, происходящие между сотрудниками организации, которые в обычных условиях не имеют поводов для общения. Разговоры на темы, которые в обычных условиях, как правило, не затрагиваются. Разговоры на более личностном уровне, чем обычно... такие, которые участники вряд ли могут вести при обычных обстоятельствах»2.

Развитие чувства команды в данном контексте подразумевает прежде всего повышение групповой сплоченности и осознание членами группы важности межличностной кооперации и вклада каждого участника для реализации как групповых, так и индивидуальных целей. По справедливому замечанию П. Вейла, «слишком часто члены организации нуждаются в укреплении чувства команды еще до того, как можно начать говорить о выработке общего видения. Чувство команды укрепляется путем выполнения различных задач, порой в конкурентных условиях, которые порождают более тесные взаимоотношения между людьми»3. Заметим, что в этих целях могут использоваться и иные приемы и техники, направленные на усиление действия факторов, повышающих групповую сплоченность.

Рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции предполагает отказ как от когнитивных, так и эмоциональных стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью членов группы, и возможность оценить силу, слабость и перспективы организации в широком контексте, связанным с изменениями, происходящими в отрасли и обществе в целом. Как считает П. Вейл, «формулирование видения предполагает необходимость занять более “отдаленную” точку наблюдения. Используя специальные упражнения, члены организации могут лучше оценить, в каком направлении развиваются мировые процессы и какие конкретно роли должна сыграть организация в создавшихся условиях. ... Часто члены организации узнают о ней и среде, в которой она существует, много интересного, то, о чем раньше им никогда не приходилось слышать: например, о имеющихся у организации возможностях или о существовании угроз. Такой опыт поясняет многое и может послужить мощным толчком к формированию более ясного видения»1.

Работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения прежде всего, подразумевает решительный отказ от попыток «заморозить» и «затушевать» конфликты, возникающие в процессе работы по формированию видения, а также от игнорирования любых, даже самых абсурдных, на первый взгляд, точек зрения. Это тем более важно, поскольку «любое обсуждение столь важных вопросов, как организационное видение, может выявить (и, более того, практически всегда выявляет - В. И., М. К.) существование различных мнений и точек зрения на вопрос, а часто и вполне обозначившиеся конфликты. Если эти разногласия не признавать и не разрешать, они будут проявляться в интерпретации видения сотрудниками, за счет чего не удастся достичь необходимой приверженности общему делу»3.

Работа над раскрытием чувств необходима, поскольку полноценное видение, как уже отмечалось выше, обязательно содержит отчетливо выраженный эмоциональный компонент - «...видение - не просто абстрактное представление об организации. Это прочувствованное лично представление об организации, какой она может стать, о ее человеческих ценностях, и о роли, которую каждый может сыграть в реализации видения». Кроме того, возможность открыто выражать не только содержание перспективных целей, но и связанные с ним эмоции существенно повышают эффективность групповой работы по формированию видения. Более того, по мнению П. Вейла и его коллег, без этого работа обречена на неуспех: «Энтузиазм, страсть, приверженность, оптимизм, ощущение настоятельной необходимости - вот самые важные чувства. Если они не возникают на семинаре, посвященном формированию видения, это значит, что обсуждаемое не вызвало интереса у участников»1.

Работа над схемой трансляции видения персоналу организации, в отличие от предшествующих факторов, носит отчетливо выраженный конвергентный характер. Она предполагает создание надежно функционирующих каналов доведения сформулированного видения в доступной и эмоционально привлекательной форме до всех сотрудников организации. Это тем более важно, что «в возбуждении, сопутствующем формированию видения, легко забыть, что успех зависит от того, что участники совещания смогут донести до рабочих мест, что они скажут сотрудникам, которые не были на совещании, какие шаги предпримут, чтобы начать внедрять видение и т. д. Если не будут подняты эти вопросы на семинаре, практический успех менее вероятен. Если видение не оказывает большого влияния на организацию, то, скорее всего, слишком мало внимания было уделено повседневной работе, что будет проводится по его окончании»2.

Систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации наиболее тесно связана с предыдущим фактором. Ее необходимость обусловлена необходимостью постоянной проверки траектории движения организации к намеченной цели, оценки промежуточных результатов, а также при необходимости внесения корректив как в само видение, так и в схему его трансляции персоналу организации. Как отмечают на основе анализа результатов научно-исследовательской и практической работы П. Вейл и его коллеги, часто участники семинаров и других форм групповой работы по формированию видения совершенно самостоятельно приходят к выводу о необходимости продолжения работы в подобном формате вплоть до полной реализации видения.

Легко заметить, что все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому П. Вейл приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что «на эффективных семинарах по формированию видения обязательно обращают внимание на все восемь факторов. На менее успешных - обязательно проигнорируют какие-то»3. Как показывает практика, привлечение социального психолога для организации и оптимизации работы по формированию видения является наиболее эффективным средством избежать этих и иных упущений. Вполне понятно, что в таком случае обеспечение условий для формирования качественного группового видения в организационном контексте, отслеживание этого процесса и управление им являются непосредственной предметной задачей социального психолога-практика, на решение которой направлены его усилия. Однако и при решении прикладных социально-психологических задач, не имеющих непосредственного отношения к формированию видения, вопрос о реальных целях и путях их достижения как группы в целом, так и отдельных ее членов, как правило, является высоко значимым. Поэтому практический социальный психолог, работая с конкретной общностью, должен иметь исчерпывающую информацию о целевых намерениях ее членов и ее в целом как коллективного субъекта, так как в противном случае он оказывается неспособным соотнести свои профессиональные цели с индивидуальными и групповыми целями в вверенной его попечению общности.

Всякое понятие есть мысль о признаках предмета. Однако не всякая мысль о признаках есть понятие. В чувственном познании представление тоже есть мысль о признаках предмета. Представить предмет – это, значит, описать его признаки без непосредственного его присутствия.

Понятие от представления отличается в том, что в понятии мыслятся общие, а в представлении – индивидуальные, относящиеся к конкретному предмету, признаки. Сравните: «Ухта – город в Республике Коми, расположенный на 64 параллели» и «Ухта – город моей юности». Представление в большей степени зависит от психологического восприятия конкретного предмета. Оно наполняет наше сознание отдельными образами предмета.

Психологов, изучающих мышление, интересует вопрос о том, как люди обрабатывают информацию при решении логических задач. При повседневном мышлении люди обычно не следуют формальным правилам логики, а используют собственные способы передачи мысли.

Способы и законы связей представления изучает не логика, а психология мышления.

Признаки понятия

Те мысли, которые образуют целостность суждения, называются понятиями. Мысль о предмете есть понятие только при условии, если мыслимый предмет имеет сходство или различие с другими предметами, то есть обладают признаками.

Признаками понятия называется все то, чем предметы сходны или различны между собой. Признаки разделяются на общие , принадлежащие множеству предметов данного класса, что делает их сходными между собой, например, понятие «студент» имеет общие для всех студентов признаки «учащийся» и «высшее и среднее учебное заведение» и единичные , которыми один предмет данного класса отличается от других, принадлежащих данному классу, например, «студент группы АИС-205 УГТУ Верещагин Андрей», где совокупность единичных признаков «студент», «группа АИС-205», «УГТУ», «Верещагин», «Андрей» делает понятие «студент группы АИС-205 УГТУ Верещагин Андрей» единичным множеством, предметом единичного класса.

Присутствие или отсутствие свойств предмета делят их на положительные и отрицательные . Например, отсутствие билета у пассажира делает понятие «пассажир» отрицательным (без билетный пассажир). Признаки, при отсутствии которых предмет не утрачивает свое качество, называются случайными . Те же признаки, при отсутствии которых предмет утрачивает свое качество, называются необходимыми . Так, признак «безбилетный» есть случайный для понятия «пассажир», а признак « человек, едущий на транспорте, но не управляющий им» есть необходимый для понятия «пассажир».

Признаки, которые необходимы и достаточны, чтобы отличить данный предмет или данное множество предметов от всех других предметов, называются существенными . Все остальные признаки, наблюдаемые у предмета, – несущественные . Деление признаков на существенные и несущественные относительно и зависит от времени, места и отношения признаков и предметов.



Рис. 1

Понятие – это форма мысли, в которой заключены существенные признаки предмета. Слова, которыми выражены понятия, называются в логике терминами. Терминами могут быть только отдельные слова и словосочетания, которые не образуют предложений. Последние образуются посредством терминов и связки между ними.

Виды понятий

Всякое понятие имеет две логические характеристики – содержание и объем. Существенные признаки предмета составляют содержание понятия. Бессодержательных понятий нет. Поэтому, когда говорят о понятиях, что они «бессодержательны», то этим хотят сказать о недостаточности существенных признаков.

Кроме содержания всякое понятие характеризуется объемом – совокупностью предметов, которые охватывает данное понятие. Если за данным понятием нет предмета, который бы соответствовал понятию, то объем такого понятия будет нулевым (пустым). Нуль – число не менее определенное, чем любое другое число. Нулевой объем указывает на то, что составляющие содержание этого понятия признаки несовместимы в одном и том же предмете. Например, понятие «русалка» содержит признаки женщины и рыбы. Но эти признаки, совмещенные в одном предмете, делают этот предмет фантастическим и отнесенным к нулевому классу.

Содержание положительных понятий заключает признаки, присущие данному предмету. Содержание отрицательных понятий исключает признаки, присущие данному предмету. Например: «порядок – беспорядок, моральный – аморальный, здоровый – нездоровый» и т.п. Отрицательные понятия образуются при помощи отрицательных приставок: «без-», «а-», «не-», «дез-», «контор-». Если отрицание явно отсутствует, то из этого не следует, что оно положительное. Достаточно заменить это понятие другим, одинаковым по сути, но с отрицательной приставкой: (молчаливый – неразговорчивый), как оно становится отрицательным.

С другой стороны, некоторые понятия следует отнести к положительным, хотя внешне они выглядят как отрицательные: (негодование, беспокойство и т.д.). Они не содержат отрицания признаков со стороны их логической формы.

Совокупность признаков, характеризующих предмет мысли называется конкретным понятием, например «глупый» человек.

Если посредством этих признаков характеризуется свойство или отношение предметов, то такое понятие называется абстрактным . Сравните: «глупый» человек - конкретное понятие, а «глупость» человека – абстрактное; (глупый – глупость, равный – равенство и т. д.). Абстрактное понятие настолько отвлеченно, что при разговоре задевает человека как бы вскользь; согласитесь, что есть разница в обращении: «ты – глупый» и «ты совершил глупость», - последнее задевает лишь рикошетом.

И конкретное, и абстрактное понятия образуются путем отвлечения от предмета некоторой части признаков. Однако, будучи всегда результатом отвлечения, конкретные и абстрактные понятия отличаются друг от друга способом отвлечения. Если отвлечение выделяет в предмете один какой-либо признак и рассматривает его как особый предмет, то возникает абстрактное понятие. Если же признаки выделяются для характеристики предмета, как части множества, то возникает конкретное понятие.

Безотнесенные и соотнесенные понятия отличаются тем, что первые мыслятся вне их отношения к другим понятиям (глупец, море, наука и т.п.), а вторые – в отношении к другим понятиям по некоторому равному для них основанию (брат и сестра – дети одних родителей, муж и жена – супружеская пара, северный полюс и южный полюс – крайние точки земной оси и т.п.).

По объему понятия делятся на единичные и общие. Единичным называется понятие, которое может быть отнесено только к единственному предмету данного класса (множества). Так, Ухтинский государственный технический университет является единственным среди множества учебных заведений (университет), с технической направленностью (технический), обладающий государственным статусом (государственный), находящийся в единственном городе с названием «Ухта» (Ухтинский).

Единичные понятия, в свою очередь, бывают двух видов: несобирательные понятия и собирательные понятия. Несобирательные понятия – это такие понятия, в которых предмет мыслится не как предмет, образованный совокупностью других предметов, а как предмет, образованный самим собой. Например: « самая высокая горная вершина Кавказа», «первый космонавт Земли», «ближайшая дорога в Сосногорск» и т.п. Собирательные понятия – это такие понятия, предмет которых мыслится как совокупность предметов, образующих определенное единство как единое целое. Например: « группа туристов, вернувшаяся из похода в полном составе», «бронза» и т.д.

ВИДЫ ПОНЯТИЙ

Рис. 2

Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия

Содержание и объем являются основными логическими характеристиками понятия. Между ними имеется постоянная, устойчивая и существенная связь, которая выражена в законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Увеличивая содержание понятия, мы образуем понятия с меньшим объемом, увеличивая объем понятия, мы образуем понятия с меньшим содержанием, и наоборот. Например, увеличивая содержание понятия «вещество», переходим к понятию «взрывчатое вещество», далее – «жидкое взрывчатое вещество», далее – «нитроглицерин», уменьшая тем самым объем понятия, вплоть до единичного.

Функции понятий

Язык является средством мышления. Он выражает понятия, которые выполняют множество функций. Из них основными являются следующие:

1. Символическая функция . Понятие становится символом предмета, свойства, отношения, заменяя их конкретную форму абстрактным символом, внешне совершенно не похожий на них. Есть предметы, свойства и отношения, им соответствуют слова, связанные в предложения. Более того, многие люди, употребляя слова как символы, не знают их значения. Тем более что слово обладает не одним, а многими значениями.

2. Ценностная (аксиологическая) функция . Употребление понятий в языке предполагает ценностную ориентацию человека в выборе терминов. В обыденной речи мы не задумываемся над выбором слов, «за словом в карман не лезем». Этот естественный язык и его разнообразие в понятиях и суждениях есть прямое продолжение богатства психологического восприятия. Но за этой внешней легкостью скрывается сложная иерархия понятий, которые мы употребляем, и из которых мы строим наши суждения и умозаключения.

3. Познавательная функция . Формальная логика является метаязыком, на основе которого производится исследование другого языка – естественного, искусственного или частично искусственного. Раздел математической логики – исчисление высказываний ‑ называется метаматематикой. Метаязыки широко используются в научном познании; здесь они выражают наиболее общее знание и фиксируют его в форме научных категорий. Они используются и там, где конкретные виды деятельности выработали свой «ведомственный» язык. Успешное использование формализованных языков показывает, что социальная, научная, творческая деятельность человека имеет намного более логико-математический характер, чем кажется это на первый взгляд.

4. Коммуникативная функция . Мышление человека обладает общественной природой. Это означает то, что каждый человек прямо или косвенно обменивается мыслями с другими людьми. В процессе общения устанавливается контакт между субъектами мышления, От того, какие понятия используют люди в процессе коммуникации, зависит их взаимопонимание. Понимание требует согласованности понятий говорящего и понятий слушающего. В процессе общения понятия проходят процедуру, называемую « уточнение терминов». На этом фоне происходит взаимная передача знания.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите признаки предмета в логической классификации.

2. Чем различаются: слово, понятие, термин?

3. Что такое содержание и объем понятия?

4. Объясните смысл закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

5. В чем суть сравнимых и несравнимых понятий?

6. Охарактеризуйте функции понятий.

Упражнения

Выделите существенные и несущественные признаки для данных понятий.

Рейтинг: числовой показатель, включает дату, уровень оценок, интеллект, должность, профессия, деятельность индивида, деятельность организации, деятельность подразделения, староста группы, студенческая группа, студент Иванов.

Существенные признаки: числовой показатель, уровень оценок, деятельность индивида, подразделения, организации.

Несущественные признаки: включает дату, интеллект, должность, профессия, староста группы, студенческая группа, студент Иванов.

1. Обвиняемый: конкретный человек, лицо, субъект права, обвинительный приговор, уголовно-процессуальный порядок, предъявление обвинения, решение о привлечении к суду, решение о привлечении к уголовной ответственности, студент, мать двоих детей, Иванова Галина Ивановна.

2. Армия: орган государства, воинские подразделения на конкретной территории, вооруженная часть граждан, орган проведения политики государства, орган, осуществляющий вооруженное насилие, армия России, войска Организации Объединенных Наций.

3. Буровая: вышка для бурения, подразделение для производства буровых работ, комплекс технических средств для бурения скважин, Вой-Вожская буровая, вышка для удержания бурильных штанг в вертикальном положении. (Если есть, то назовите еще дополнительные существенные признаки).

Глава третья. Логические операции с понятиями

Представление

Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления - к прошлому и возможному будущему.

Их существование не связано с наличием предмета предмета и его воздействием на органы чувств. Актуализуются по ассоциациям слово - образ, образ - образ, чувство - образ, а также непроизвольно - через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания. Проекция представлений в реальное пространство - это галлюцинация. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Двигательные представления производят преднастройку человека на действие и как эталон корректируют его. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в понятие абстрактное.

При сравнении качественных характеристик образа восприятия и образов представления бросается в глаза неясность, неотчетливость, неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия. Эти признаки действительно присущи представлениям, но не они существенны. Сущность представлений - в том, что они есть обобщенные образы действительности, сохраняющие самые характерные, важные для особи или личности особенности мира. При этом степень обобщенности некоего представления может быть различной, в связи с чем различаются представления единичные и общие. Представления - исходные данные для оперирования в сознании слепками действительности.

Представления - итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Одновременно образ представления - исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщенность образа, характерная даже для представлений единичных; для представлений общих она - главный признак.

Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности - как зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и пр. Выделяются виды представлений., соответственные видам восприятия: представления времени, пространства, движения и пр. Самая существенная классификация - выделение представлений единичных и общих.

Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового «видения» ситуации.

Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест - одно из самых эффективных мнемонических средств (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков.

Специфика.

Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Виды.

Представления памяти различаются по ведущему анализатору ( , слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "представление" в других словарях:

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, представления, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. представить во всех знач., кроме 11 представлять. Представление документов. Представление нового учителя ученикам. Впредь до представления достаточно веских причин. Представление… … Толковый словарь Ушакова

    Представление - (философия) Представление (психология) Представление (базы данных) Представление (квантовая механика) способ описания квантовомеханической системы Представление (искусство) (см. также шоу) Представление (прокурора) В математике… … Википедия

    представление - См. воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. представление понятие; зрелище; воззрение, изображение, мнение,… … Словарь синонимов

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением … Большой Энциклопедический словарь

    Представление - наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень… … Психологический словарь

    представление - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, рисование ВООБРАЖЕНИЕ, видение ВООБРАЖАЕМЫЙ, мнимый, мысленный ПРЕДСТАВЛЯТЬ/ПРЕДСТАВИТЬ, видеть/ увидеть, воображать/вообразить, мыслить, рисовать/нарисовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Представление - Представление ♦ Représentation Все, что представляется в уме, все, что ум способен себе представить, – образ, воспоминание, идея, фантазия. Все это суть представления. Именно поэтому Шопенгауэр и говорит: «Мир есть мое представление». Мы… … Философский словарь Спонвиля

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - 1) Форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (ср. ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (ср. восприятие). Конституируется как на основе памяти… … Новейший философский словарь

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. представить, ся. 2. Письменное заявление о чём н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора). 3. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п. 4. Воспроизведение в… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Представление , Довлатов , Сергей Донатович , Сергей Довлатов - один из самых популярных и читаемых русских писателей конца ХХ - начала XXI века. Его повести, рассказы, записные книжки переведены на множество языков, экранизированы,… Категория:

Представление — это психический процесс отражения предме-тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в про-шлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это пред-ставления памяти , т. е. представления, которые возникли на основе нашего непо-средственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вто-рых, это представления воображения . Представления воображения формируются на ос-нове полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее твор-ческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психи-ческих процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Про-цессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представления-ми, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой фор-мируются представления.

Представления имеют свои характеристики:

1. Наглядность . Представления — это чувственно-наглядные обра-зы действительности (её объектов, явлений, ситуаций). Представления никогда не имеют той степени наглядности, кото-рая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

2. Фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

3. Неустойчи-вость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по оче-реди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы дей-ствительности, а всегда в известной мере обобщенные образы . Обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных об-разов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобще-ния, называются общими представлениями .


Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство иссле-дователей выделяет три основные функции : сигнальную, регулирующую и на-строечную.

1. Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю-щих поведением.

2. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функци-ей и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей-ствовавшем на наши органы чувств. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двига-тельных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается по-ставленная задача.

3. Настроечная функция . Она проявляется в ори-ентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. На-строечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.



Новое на сайте

>

Самое популярное