Домой Десны Когнитивные механизмы формирования психологических проблем. Механизмы психики человека Как распознать рационализацию

Когнитивные механизмы формирования психологических проблем. Механизмы психики человека Как распознать рационализацию

Все мы слышали о сумасшедших и даже регулярно их видим. Мы рассказываем о них анекдоты, побаиваемся, и главное - избегаем их общества. Интересно, является ли подобная модель поведения правильной?

Проблема отношения к людям с психическими заболеваниями

Увы, полностью здоровых людей практически нет. Все чем-то болеют, кто насморком, кто гастритом, кто радикулитом - кто чем. Болезни тела воспринимаются социумом как что-то обыденное, чуть ли не как норма. Со всеми бывает. Кардинально иное отношение там, где затронуты мозг и душа. Это вызвано преимущественно тем, что душевнобольные зачастую ведут себя непредсказуемо и вызывают этим страх. Надеемся, эта статья как минимум поможет улучшить взаимопонимание между людьми, которых принято считать здоровыми, и теми, кто в их глазах за гранью нормы.

Кора головного мозга, где прячется осознаваемая часть нашего «я», является одной из наиболее молодых тканей нашего организма. Молодых в плане развития в процессе эволюции - филогенезе. В коре ещё не всё так оптимизировано и откатано, как, например, в мышцах или костях, чей стаж развития намного больше. Но вместе с тем, кора головного мозга во всём человеческом организме наиболее сложна по своей физиологии. Если попробовать как-то уяснить себе, что это такое, при помощи аллегории - то представьте себе очень точный и сложный музыкальный инструмент, обладающий величайшим из возможных диапазонов нот во всём богатстве их тембров и полутонов. Огромный как планета Земля, но при этом в нём взаимодействуют детали размером от доли миллиметра. Как думаете - легко ли играть музыку на подобном инструменте? А ведь наш мыслительный процесс и прочее то, что нас определяет как личность - это и есть подобная музыка жизни, создаваемая именно таким множеством маленьких кирпичиков.

Количество нервных клеток в мозге исчисляется десятками миллиардов.

До сих пор никто толком не понял, как это всё многообразие сливается в итоге в единое целое. Теорий множество, как научных, так и религиозных - человечество ищет путь к познанию себя и окружающего мира, наверное, с момента своего возникновения. Важно то, что в итоге вся сложная структура мозга подчиняется объединяющему её единому целому, которое мы привыкли называть словом «я».

Понятие нормы и патологии в психических процессах

Если, например, струна в музыкальном инструменте по какой-то причине теряет свои свойства, либо проржавев, либо ослабив должное натяжение, либо ещё что-то - то та нота, за которую эта струна отвечает, начинает звучать фальшиво. Тем не менее, несмотря на это, музыку играть всё же хоть как-то можно. Её можно играть и когда фальшивит больше нот. Но всё же, если количество разладившихся струн достигнет определённого уровня, музыку станет играть уже невозможно - выдаваемый ансамбль звуков начнёт представлять из себя какофонию.

Примерно так работает и наша . Мозг воспринимает информацию органами чувств, обрабатывает её и генерирует руководство к действию. Нарушения на любом из этих звеньев и являются этими пресловутыми разладившимися струнами.

Для читателей наверняка не секрет, что информация не передаётся в прямом виде нашему «я», она уже предварительно как-то обработана мозгом. И обманы восприятия, как правило, генерируются не в органах чувств, а непосредственно в нём. Пример можно увидеть на картинке.

Горизонтальные линии на этом рисунке на деле параллельны, как бы ни отказывался в это верить наш разум. Он обманулся, попав на крючок собственных стереотипов. Но в этом случае всё нормально, ведь художник, зная особенности нашего восприятия, намеренно ввёл нас в заблуждение. Если же мы начинаем что-то искажённо воспринимать в обыденной действительности, то начинаются проблемы. Мы неверно судим про окружающий мир, неверно сопоставляем и начинаем вести себя аномально в глазах тех людей, у которых всё в порядке с восприятием. Например, если мы начинаем воспринимать любым органом чувств несуществующие объекты - то это галлюцинации.

Искажения могут быть, как уже ранее говорилось, на любом из звеньев. При неверной трактовке обстоятельств и ситуации начинаются расстройства бредового порядка. Человек либо неправильно воспринимает адресованные ему слова и действия окружающих (т.н. бред отношения), либо неправильно воспринимает своё положение в мире (например, бред собственного величия), либо ещё что-нибудь.

Направление ошибок в самоидентификации определяется уровнем обсуждаемости конкретных личностей или других живых существ социумом. Если когда-то такие больные часто мнили себя, например, Наполеонами, то в наше время намного более «принято» считать себя инопланетянами или религиозными святыми

Если повреждение случилось где-то на уровне обработки различной информации и соединения её в единое целое - то нарушаются логические процессы. Парадоксальные выводы из очевидных ситуаций - это ещё один симптом, называемый паралогикой. Таких вот различных симптомов, увы, много, потому что, как уже было сказано, очень много разных струн в музыке нашего самоосознания.

Как развивается психическая болезнь?

Если крепление струны начинает менять свои свойства - то далеко не факт, что издаваемая нота сразу начнёт фальшивить. Звук может стать твёрже или мягче, изменить немного глубину или тембр, но фальшивым он будет только при появлении дисгармонии в колебании струны. Точно также и с психической патологией - грань весьма условна. Попробуем пояснить на примере одного из довольно распространённых в социуме психических «сдвигов».

Бывают люди с простым образом мышления, без излишеств в различных абстракциях. У них ниже вариативность, но зато намного выше стабильность. Это вариант нормы. Также бывают люди с сильно развитым абстрактным мышлением, которое предлагает большее изобилие различных трактовок одних и тех же объектов - художники, изобретатели, фантазёры и т.п. Это тоже вариант нормы. А вот когда по каким-то причинам среди всего возможного разнообразия вариантов действительности человек сознательно выбирает более удалённый от неё, и не только выбирает как вариант, но и верит в то, что он на деле действительность качественно отражает - то это уже начинается отклонение от нормы, которое мы привыкли называть паранойей.

Этот симптом развивается динамически, имея свои степени градации - как правило, у склонного к абстракциям человека сначала развивается необыкновенная догадливость и смекалистость, а потом, когда мозг предлагает уже слишком много трактовок, «я» не справляется и начинает выбирать из них нереальные - человек становится параноиком . Струна пересекла грань дисгармонии.

Прямой перевод слова «паранойя» с древнегреческого - «околомышление».

Мы вроде немного разобрались, как всё происходит с отдельными симптомами. Давайте теперь посмотрим на целиком. «Струны», составляющие нашу личность, редко «выпадают из ансамбля» по одной. Расстройства мыслительного процесса образовывают закономерности из-за большого уровня взаимосвязей в обрабатываемой информации. В результате и у конкретных психических заболеваний прослеживается закономерность развития симптоматики. Если для удобства говорить об уже приведённых примерах, то те же галлюцинации часто идут рядом с бредом.

Кроме всего этого, наше «я» составляет не только голая логика умозаключений. Есть ещё и эмоции, и настроение, и много чего ещё. Когда расстраиваются эти «струны», то наступают фобии, мании и так далее.

Шизофрения как центральная проблема психиатрии

Ну и одно из наиболее печальных по своей сути и последствиям расстройств нашей души - это, бесспорно, шизофрения. Она доминирует и по своему распространению, и по разрушительности на конкретное «я».

Учёными так и не найден консенсус в вопросах граней диагностики этого заболевания, то есть что именно считать шизофренией, а что - другими отклонениями от нормы. Однако это вопросы граней, а не сути. Если посмотреть на само название болезни, то дословным переводом с древнегреческого будет «расщепление разума». В принципе, оно вполне отражает сущность патологии - наше «я» теряет свою целостность.

Правда, Вы видели веник? Вроде он являет собой совокупность разных соломинок, но тем не менее они согласованно действуют в общих интересах. Потому что их перетягивает или проволока, или бечёвка, или кусок ткани. Вот эта перетяжка - это и есть наше «я», собирающее в одно согласованное целое психические процессы. Что будет, если повредить бечёвку на венике? Соломинки начнут выскальзывать и в один прекрасный момент рассыплются. Примерно так и с личностью больного шизофренией. Мысли сначала начинают бегать, как муравьи в разворошенном муравейнике, потом начинают все сильнее отклоняться от привычных траекторий, а потом уже и вовсе бегают как хотят независимо от нас самих.

Самое печальное, что, вопреки распространённым ошибкам обывательского восприятия, при этом не страдают ни память, ни интеллект. Поначалу, на ранних стадиях шизофрении, больные ещё долго прекрасно осознают, что с ними происходит, но сделать ничего не могут. Увы, прямыми следствиями этого осознания нередко являются попытки самоубийства, агрессия и вспыльчивость. В следующей фазе развития шизофрении, когда «соломинки» рассыпаются, расщепление переходит в распад личности, и человек перестаёт быть самим собой в буквальном смысле этого слова. Финал шизофрении в подавляющем большинстве случаев весьма печален - так называемый апато-абулический синдром. Если в более простых терминах - то это полное отсутствие воли и стремлений. Человек превращается в подобие растения.

Надеемся, наша статья помогла Вам немного понять сложный и драматический мир тех, кого мы привыкли называть простым словом «сумасшедшие». Что на деле они далеко не дураки, что всё непросто и далеко не весело. Вскоре мы продолжим экскурс в мир психиатрии, и Вам, применяя полученные сегодня знания, будет легче разобраться, как себя вести с душевнобольными. и главное - как уберечь от возникновения подобных проблем себя и близких.

Видео о психиатрической больнице имени Н.А. Алексеева

Человека можно сравнить с часами, у которых внутри находятся различные пружинки, винтики, шестеренки. Они цепляются друг за друга и работают вместе как единое целое. Так же и люди, живут в нефизическом мире, т.е. мире мыслей. В этом мире находятся чувства, ощущения, расчеты, рационализаторские идеи.

Любое действие человека исходит из замысла, поэтому нефизический мир всегда проявляется в физическом мире, например, сначала появляется идея конструктора, а потом её физическая реализация. Отсюда последовательность будет всегда одинакова: мысль, действие, результат. Человек является следствием своих мыслей и действий – это ключевая модель.

Люди все разные: одни не знают, куда себя деть, другие хватаются за любое дело, третьи просто топчутся на месте. Какой двигатель заставляет человека двигаться к цели и получать результат? Этим двигателем с точки зрения системно-векторного анализа является желание человека. Реализованное желание наполняет его счастьем, не реализованное – делает человека угрюмым, злобным, неприятным.

Структура психики

Нервная система человека имеет свою структурную организацию, в которой выделяется центральная нервная система (ЦНС), включающая в себя спинной и головной мозг, и периферическая нервная система.

Высшим отделом ЦНС является головной мозг, состоящий из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. В свою очередь, большой мозг состоит из двух полушарий, покрытых снаружи серым веществом – корой. Кора – важнейшая часть головного мозга, она представляет собой материальный субстрат высшей психической деятельности и является регулятором всех жизненных функций организма.

Для того чтобы осуществить любой вид психической деятельности, необходимы определенные функции мозга. А.Р. Лурия определяет три таких функциональных блока:

  1. Блок активации и тонуса. Это ретикулярная формация, которая представлена сетевым образованием в стволовых отделах мозга. Она регулирует уровень активности коры. Полноценная деятельность человека возможна тогда, когда он находится в активном состоянии. Успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять программу действий человек может только в условиях оптимального бодрствования;
  2. Блок приема, переработки и хранения информации. К этому блоку относятся задние отделы больших полушарий. Информация от зрительного анализатора поступает в затылочные зоны – это зрительная кора. Слуховая информация перерабатывается в височных отделах – слуховая кора. С общей чувствительностью и осязанием связаны теменные отделы коры.
  3. В блоке выделяются корковые поля трех типов:

  • Первичные поля принимают и перерабатывают импульсы, идущие от периферийных отделов;
  • Вторичные поля занимаются аналитической переработкой информации;
  • Третичные поля осуществляют аналитико-синтетическую обработку информации, идущую от разных анализаторов. Этот уровень обеспечивает самые сложные формы психической деятельности.
  • Блок программирования, регуляции и контроля. Его место в лобных долях мозга, где осуществляется постановка целей, формируется программа собственной активности и идет контроль над протеканием и успешностью выполнения.
  • Таким образом, осуществление любой психической деятельности человека является результатом совместной работы всех трех функциональных блоков мозга. Несмотря на то, что мозг в целом участвует в осуществлении любой психической деятельности, тем не менее, разные его полушария выполняют различную дифференцированную роль.

    Клинические исследования показали, что правое и левое полушария различаются в стратегии переработки информации. Правое полушарие воспринимает предметы и явления целостными, что лежит в основе творческого мышления. Левое полушарие занимается рациональной и последовательной обработкой информации.

    Изучение мозговых механизмов не приводит к однозначному пониманию природы психического.

    Задача раскрытия сущности психического объективными физиологическими методами исследования была поставлена русским физиологом И.П. Павловым. Единицами поведения, считает ученый, являются безусловные рефлексы. Это реакция на строго определенные раздражители из внешней среды. И условные рефлексы как реакции на первоначальный безразличный раздражитель.

    В решение проблем нейрофизиологических механизмов психики большой вклад внесли работы отечественных ученых Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина.

    Понятие механизма психики

    С.Д. Максименко считает, что механизмы психики есть орудие, приспособление, т.е. совокупность инструментов. Благодаря этому органы и системы человека объединяются в целостность для сбора, обработки информации или выполнения работы.

    Механизм функционирования психики человека включает:

    • Отражение. Психическое отражение – это регулятор деятельности человека, с которым связана сложная обработка информации. Оно не является пассивным копированием мира, а сопряжено с поиском, выбором. Отражение всегда принадлежит субъекту, вне которого не может существовать, и зависит от субъективных особенностей. Это активное отражение мира связано с какой-то необходимостью, потребностью. Отражение имеет активный характер, т.к. предполагает поиск способов действий, адекватных условиям среды. Психическое отражение в процессе деятельности постоянно углубляется, совершенствуется и развивается;
    • Проектирование. Основной его функцией является упорядочивание и гармонизация содержания отражения в соответствии с целями действий и деятельности человека. Сам процесс проектирования представляет собой совокупность и последовательность умственных и психомоторных действий. Результатом являются созданные образы, знаковые системы, схемы и др. Благодаря процессу проектирования человек имеет возможность конструировать, создавать предметы и явления из известных и осознаваемых элементов;
    • Опознание (опредмечивание). Оно является элементом сознательной и целесообразной деятельности человека, имеющей три основные формы:
    1. Материальная форма. Она выражается в физической работе, труде в процессе которого человек воплощается в предметах и явлениях, преобразуя их;
    2. Психическая форма. Конструктивными элементами любого производства являются умственные операции и переживания, подбор ценностей, интерпретация содержания отражения.
    3. Человек творит самого себя – развивает душевные и духовные качества, устраняет имеющиеся формы отчуждения. По-разному реагируя на свои внутренние трудности, люди пытаются защитить свою психику от болезненных напряжений. В этом им помогают защитные механизмы психики.

    Защитные механизмы психики

    Определение

    Термин был введен в 1894 г. З. Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы». Это система регуляторных механизмов, задача которых свести до минимума или устранить негативные переживания и сохранить стабильность самооценки личности, её образа – «Я» и образа мира. Достичь это можно путем устранения негативного источника из сознания или предупреждением возникновения конфликтной ситуации.

    Виды защитных механизмов

    • Примитивная изоляция или уход в другое состояние. Люди автоматически изолируют себя от социальных или межличностных ситуаций. Её разновидностью является склонность к использованию химических веществ. Изоляция выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем. Как защитная стратегия она позволяет психологическое бегство от реальности. Полагающийся на изоляцию человек успокоение находит в удалении от мира;
    • Отрицание. Это попытка человека нежелательные для себя события принимать за реальность. В таких случаях наблюдается попытка как бы «пропустить» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменив их вымыслом. Человек действует так, как будто болезненные для него реальности не существуют. Неприятие и критика игнорируются, а новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. Самооценка у таких людей, обычно, завышена;
    • Контроль. Источником удовольствия для некоторых людей с преобладанием всемогущественного контроля основным занятием будет «перешагивание через других». Такие люди встречаются там, где необходимы хитрость, возбуждение, опасность и готовность подчинить все интересы одной цели – проявить свое влияние;
    • Примитивная идеализация (обесценивание). Люди склонны к идеализации, И имеют остатки потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависимы. Путь идеализации приводит к разочарованию, потому что в жизни человека нет ничего совершенного. Большая идеализация приводит к большим разочарованиям.

    Таким образом, были рассмотрены общие защитные механизмы первой группы. Специалисты же выделяют более 20 видов защитных механизмов, которые подразделяются на примитивные защиты и вторичные защитные механизмы, относящиеся к высшему порядку.

    Человека…

    Психологическая защита рассматривалась в рамках психоанализа (З.Фрейд, А. Фрейд, А.Адлер, К.Г. Юнг, К.Хорни, Э.Эриксон, Э.Фромм), гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), гештальтпсихологии (В.Райх, Ф.Перлз), отечественной психологии (Д.Б.Узнадзе, В.Н.Мясищев, Ф.В.Бассин, Ф.Е.Василюк, Л.И.Анцыферова, Грановская Р.М., Никольская И.М., Соколова Е.Т., Крюкова Т.Л., Либин А.В., Русина Н.А. и др.).

    Общим является то, что психологическая защита понимается как система стабилизации личности, устраняющая психологический дискомфорт.

    Психологическая защита впервые была описана в парадигме психоанализа. Как известно, структура личности по Фрейду включает в себя «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Инстинкты и желания «Оно» (являясь по Фрейду асоциальными и эгоистичными), изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными. Эта энергия является "двигателем" человеческого поведения. Но «Сверх-Я» (социальные нормы) накидывает на них узду и тем самым делает возможным совместное существование людей. Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами - "Я" человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. Этот баланс, компромисс и устанавливается посредством защитных механизмов психики. З.Фрейд изучал взаимосвязь отдельных видов ПЗ и неврозов. Он определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение возникающего в его процессе чувства тревоги. Он видел решение конфликта в переводе травмирующих переживаний из бессознательного в сознание и отреагирования их (1894). З.Фрейд видел позицию психотерапевта как абсолютного авторитета, единственно активной стороны во взаимодействии с пациентом, который ориентируется на выявление и анализ конфликтов личности.

    Понятие "защитные механизмы" было введено в обращение А.Фрейд, которая рассматривала их как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы, возникшие в процессе непроизвольного и произвольного научения, а определяющее значение в их образовании придавалось травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений(1936).

    Последователи психоанализа при сходных взглядах на понимание механизмов защиты как неотъемлемого свойства индивида, определяют по-разному источники конфликтов, приводящих их в действие: К. Г. Юнг связывает внутренний конфликт с несоответствием требований внешней среды и типологической установкой индивида; А. Адлер видит источник в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к власти; К. Хорни указывает на конфликт между базовыми стремлениями и удовлетворением несовместимых невротических потребностей; Э. Эриксон - с психосоциальными кризисами личности; Э. Фромм видит причину в конфликте между свободой и сохранением чувства безопасности. А.Маслоу видит в защитных механизмах внутренние препятствия для адекватного восприятия и последующим реалистическим овладением ситуацией. В противоположность психоаналитическому пониманию психологической защиты как необходимого условия избежания невроза, как способа устранения конфликта и как фактора развития личности, А.Маслоу полагает защиту как фактор, затрудняющий личный рост.

    Психотерапевтическая практика К. Роджерса ориентировалась не на выявление и анализ конфликтов личности (в отличие от Фрейда), а на создание условий для принятия себя и самоактуализации личности клиента. Он акцентировал внимание на том, что воздействие терапевта должно быть направлено не непосредственно на клиента (как в психоанализе), а только на ситуацию, в которой находится клиент, чтобы она соответствовала возможности актуализации «здесь и теперь» опыта клиента, который является для него угрожающим. В контексте взаимодействия с терапевтом эмпирически наблюдаемое сопротивление клиента, по К. Роджерсу, является способом изменения угрожающей ситуации, в которой он находится, а вовсе не защитой в процессе осознания. Основная функция терапевта - обеспечить ситуацию, в которой клиент может снизить свою защищенность и посмотреть объективно на свои реальные мысли, чувства и конфликты. З. Фрейд предлагает человеку справляться со своими конфликтами в «мире конфликта», а К. Роджерс - в «мире эмпатии». В обоих случаях у человека возникает новое понимание ситуации и он может иначе действовать. Однако в первом случае другой человек выступает для клиента как актуальный или потенциальный противник, а во втором - как друг и союзник (по Журбину В.И.).

    Проблема психологической защиты также была предметом рассмотрения представителями гештальтпсихологии. В.Райх ввел понятие о "броне характера" и "телесном панцире" как явлениях постоянной защиты. Ф. Перлз продолжил идею о том, что психологическая защита появляется в "языке тела" и развил ее в теорию единства тела и психики. В качестве центрального показателя и критерия личностного здоровья Ф.Перлз предложил равновесие между личностью и окружением, достигаемое осознанием себя и своих потребностей.

    В основу исследований и концепций психологической защиты, развиваемых в отечественной психологической науке , положены два основных подхода: теория установки Д.Б.Узнадзе и теория отношений В.Н.Мясищева. Но, в отличие от психоаналитического акцента на конфликте между сознанием и бессознательным, акцент переносится на диссонанс между различными системами установок. Среди отечественных исследователей наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты внёс Ф.В.Бассин. Он был категорически не согласен с положением психоанализа о том, что ПЗ является «последним средством для устранения эмоционального напряжения, вызванного конфликтом сознательного и бессознательного» и считал (как и Зейгарник, Е.Т.Соколова и др.), что психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания. Другие исследователи (В.А.Ташлыков, Ф.Е.Василюк и др.), считают, что защитные механизмы ограничивают оптимальное развитие личности, её «собственную активность», «выход на новый уровень регуляции и взаимодействия с миром» Р.М.Грановская, И.М.Никольская предлагают различать между патологической психологической защитой или неадекватными формами адаптации и «нормальной, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни». Широкое толкование психологической защиты было проведено в рамках теории личности (Л. И. Анцыферова, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник,). Ф. Е.Василюк предлагает типологию критических ситуаций, вызывающих действие защитных механизмов. К ним относятся, по мере усложнения, - стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Л.И.Анцыферова сводит защитные механизмы к трем основным стратегиям совладания - конструктивным, неконструктивным, самопоражающим. Л.И.Анцыферова также указывает на влияние особенностей личности на выбор стратегий и выделяет два типа личности: интерналов, нацеленных на успешное совладание, и экстерналов, уверенных в собственной недееспособности.

    Актуализации механизмов психологической защиты способствуют ситуации, которые представляют собой серьезное испытание для человека, которые в некоторой степени превышают его внутренние ресурсы, выходят за рамки его актуального развития. Психологическая защита определяется не объективным событием как таковым, а субъективной значимостью этого события для человека.

    Главная задача психологической защиты - это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации.

    16 механизмов психологической защиты по Р.Плутчику:

    Двигательная активность(«сделай что-нибудь!») - понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.

    Компенсация(«зато я…всё равно я… когда-нибудь я…») - интенсивная попытка исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической или психологической несостоятельности.

    Отрицание(«не замечай этого!») - отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания.

    Замещение(«вот кто во всём виноват!») - высвобождение скрытых эмоций, обычно гнева, на предметах, животных или людях, воспринимаемых, как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции.

    Фантазия(«разряди тревогу в другом мире!») - бегство в воображении с целью ухода от реальных проблем или во избежание конфликтов.

    Идентификация(«будь как это!») - бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой.

    Интеллектуализация(«переосмысли это!») - бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий.

    Интроекция(«не знай, откуда у тебя это!») - присвоение ценностей, стандартов или черт характера других людей в целях предупреждения конфликтов или угроз с их стороны.

    Изоляция(отгородись, чтобы не чувствовать этого!») - восприятие эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги, естественно связанного с ними.

    Проекция(«припиши свои недостатки другому!») - бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям.

    Рационализация(«найди этому оправдание!») - нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами.

    Образование реакции(«обрати это в противоположное!») - предупреждение выражения неприемлемых желаний, особенно сексуальных или агрессивных, путем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения.

    Регрессия(«плачь об этом!») - возвращение в состоянии стресса к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовлетворения.

    Подавление(«не помни об этом!») - исключение из сознания смысла и связанных с ним эмоций, или опыта и связанных с ним эмоции.

    Сублимация(«трансформируй это!») - удовлетворение вытесненного инстинктивного или неприемлемого чувства, особенно сексуального или агрессивного, путем осуществления социально одобряемых альтернатив.

    Аннулирование(«перечеркни это!») - поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, сопровождаемых сильным беспокойством или чувством вины.

    Год издания и номер журнала:

    Аннотация

    В статье анализируются сущность психологической проблемы, ее основные характеристики, понятия, связанные с психологическими проблемами. Делается попытка определить виды психологических проблем и построить модель классификационной системы психологических проблем на основе их содержания. Предлагается создать рабочую группу для разработки диагностической системы психологических проблем.

    Ключевые слова: психологическая проблема, психологическая проблематика личности, анализ психологических проблем, решение психологических проблем, классификация психологических проблем.

    Работу практического психолога условно можно разделить на две основные части или стадии – диагностика психологической проблемы и ее решение. Если для решения психологических проблем созданы многочисленные методические системы и техники, то для диагностики психологических проблем нет специальных общепринятых подходов, диагностических систем, таких как DSM или ICD. Каждый специалист, на основе собственных знаний, опыта и психотерапевтической ориентации, сам определяет проблему клиента. В результате, как при практической работе, так и при обучении специалистов, процесс ориентации в психологических проблемах получает субъективный, интуитивный, а если специалист строго следует какому-то определенному психотерапевтическому направлению, то и односторонний характер. На наш взгляд, отсутствие единой теории и классификационной системы психологических проблем, а также критериев их диагностики значительно затрудняет не только работу, но и обучение практических психологов. Решение этой, на наш взгляд, фундаментальной проблемы практической психологии возможно лишь на коллективной основе, здесь же мы попытаемся очертить контуры проблемы и наше видение принципов ее решения. В первую очередь попытаемся определить понятие «психологическая проблема». В психологических словарях, в научной и учебной литературе это понятие редко определяется и дифференцируется. Мы смогли найти два определения. Так, согласно Т. Д’ Зурилле и соавторов «Проблема (или проблемная ситуация)…это жизненная ситуация или задача (в настоящем или будущем), которая требует реагирования для адаптивного функционирования, однако положительный результат этой реакции не очевиден или невозможен из-за наличия одного или нескольких препятствий» (D’Zurilla et al., 2004, с.12-13). А. Блазер и соавторы определяют психологическую проблему как «…чрезмерность требований, предъявляемых к адаптационным возможностям пациента» (Блазер и др., 1998, с. 55).

    Различные определения психологической проблемы можно найти также в популярной психологической литературе. Так, в энциклопедии практической психологии Н.И. Козлова психологические проблемы определяются как «… внутренние проблемы, не имеющие явного рационального основания» (Козлов, 2015, с. 637).

    Наше понимание психологических проблем в методологическом плане основывается на так называемом проблемном подходе, согласно которому, любой процесс можно рассматривать как движение, направленное на решение определенной проблемы. С этой позиции психологические, социально-психологические, патопсихологические процессы, поведенческие реакции и деятельность личности можно рассматривать как формы решения психологических проблем. А совместную работу психолога и клиента можно рассматривать как процесс, направленный на диагностику, понимание и решение психологических проблем личности. Психологическую проблему мы определяем как актуализированное психологическое противоречие внутри личности или группы, которое проявляется в рамках психической нормы, но создает дискомфорт, напряжение, затрудняет нормальное развитие, функционирование и адаптацию личности или группы. Попробуем раскрыть это определение. Во-первых, мы рассматриваем проблему как противоречие, так как любая преграда, трудность, конфликт отражает противоречие между противоположными тенденциями. Можно сказать, что в основе любой проблемы лежит противоречие и любую проблему, в том числе и психологическую, можно охарактеризовать через эту основу. Например, страх можно охарактеризовать, как противоречие между желанием жить, или сохранить самооценку и ситуацией, угрожающей этим желаниям. При этом о наличии психологической проблемы можно говорить в том случае, если противоречия актуальны. Последние могут существовать в латентной форме, потенциально и не беспокоить субъекта, не восприниматься в качестве проблемы. Дискомфорт, напряжение и вообще отрицательные эмоции обычно сопровождают актуализированные проблемы, хотя иногда, например, при интеллектуальных проблемах, напряжение может иметь положительный оттенок (например, при творческой работе). На наш взгляд психологические проблемы являются своеобразными преградами на пути адаптации, развития и нормального функционирование личности. Особенности преодоления этих преград определяют варианты развития личности (прогрессивное, регрессивное, патологическое развитие).

    В данном определении мы попытались дифференцировать психологические (нормальные) и так называемые «психиатрические» проблемы, т.е. психические расстройства (в англоязычной литературе обычно эти понятия рассматриваются как синонимы). По сути, психические расстройства также являются психологическими проблемами, однако в рамках патологии, а не нормы. Следовательно, можно выделить два вида психологических проблем – патологические проблемы (симптомы болезней), возникшие в результате расстройства психики и так называемые «нормальные» проблемы, отражающие противоречия нормально функционирующей психики. Необходимо отметить, что грань между этими видами проблем очень тонкая, трудно различимая, не стабильная и часто определяется не самой проблемой, а особенностями личности, у которой возникла эта проблема, ее отношением к этой проблеме. При этом патологические проблемы очень часто возникают в результате углубления и заострения нормальных психологических проблем, их неадекватного решения. Классификация психических расстройств, как известно, представлена в системах DSM и ICD. В классификационной системе психологических проблем патологические проблемы, на наш взгляд, можно представить также в качестве отдельной подгруппы в разделе психологических проблем той подструктуры психики, где они проявляются (это конечно очень дискуссионный вопрос). Например, в разделе психологических проблем мышления, в отдельной подгруппе можно представить расстройства мышления (например, бред, расстройство ассоциативного процесса и т.п.).

    Попытаемся представить некоторые характеристики психологических проблем, которые важны при практической работе. В первую очередь это динамика психологических проблем, т.е. процесс формирования, развития, актуализации/дезактуализации, обострения/ослабления проблем в разные периоды жизни личности или при разных обстоятельствах. Другой характеристикой психологических проблем является уровень их осознанности и критического отношения к ним. В практической работе специалист часто сталкивается с отсутствием осознания или же отрицанием собственных психологических проблем. Важна также позиция объяснения психологических проблем. Психологические проблемы пациенты часто объясняют не психологическими, а объективными, не зависимыми от них обстоятельствами. Здесь важную роль играет так называемая детерминационная система личности, т.е. система представлений, на основе которых, личность объясняет причины разных явлений, в том числе и собственных проблем. На основе исследований клиентов обратившихся в психологические службы нами были выделены биологическая, социально-экономическая, мистическая и психологическая детерминационные системы . Эти исследования показали также, что для осознания и принятия собственных психологических проблем и повышения эффективности психотерапии очень важно, чтобы пациент перешел на психологическую детерминационную систему.

    Длительность существования, острота также являются характеристиками психологических проблем. Существуют хронические психологические проблемы, с которыми человек живет длительное время и остро возникшие проблемы.

    Психологические проблемы имеют также индивидуальные особенности проявления, т.е. одну и ту же проблему разные люди по-разному воспринимают, оценивают и переживают. При этом в практической работе специалист обычно сталкивается не с одной изолированной психологической проблемой, а с системой взаимосвязанных, взаимообусловленных проблем и эффективность работы во многом зависит от системного подхода к решению проблематики, а не отдельной проблемы личности. В связи с этим, мы считаем важным внедрение в практическую психологию такого понятия, как «психологическая проблематика личности» или «система психологических проблем личности». Как и любая система, психологическая проблематика тоже имеет иерархическую структуру, состоит из центральной, исходной и производных, или же актуальной и второстепенных проблем. Изучить проблематику личности, значит систематизировать, составить иерархию (например, причинно-следственную) психологических проблем.

    Следующий важный вопрос, связанный с психологическими проблемами личности, касается стратегий их анализа. Каждая психотерапевтическая школа и даже каждый специалист имеют свои принципы, подходы и традиции изучения психологических проблем. Можно выделить следующие основные подходы: а) анализ механизмов проявления психологических проблем; б) анализ происхождения и динамики проблем; в) анализ причинно-следственных связей проблем; г) анализ феноменальных характеристик психологических проблем и др.

    Нуждается в пояснении также понятие «решение психологической проблемы». В практической психологии обычно описываются методы, техники решения психологических проблем, но само решение проблемы, как результат психологической работы редко анализируется. Между тем, очень важно понимание не только сущности психологической проблемы, но и сущности ее решения. В связи с этим, работая с психологическими проблемами (также и при обучении практических психологов), необходимо уточнить: а) как представляют процесс решения проблемы пациент и психолог, насколько эти представления совпадают друг с другом и реалистичны? б) Какие у пациента стратегии решения (копинг-стратегии) своих психологических проблем? в) Какие существуют варианты, уровни, виды, формы, способы решения психологических проблем? г) Какими должны быть последовательность и временные рамки решения проблем? д) Какие будут последствия решения проблем?

    Можно выделить различные формы решения психологических проблем, такие как: а) адекватное/неадекватное; б) житейское/профессиональное; в) невротическое, психотическое, здоровое; г) психологическое, социальное, экономическое, биологическое и т.п. Можно различить уровни решения проблем: а) частичное/полное; б) решение проблемы на уровни причин, следствий и т.п. Вариантами решения психологической проблемы могут быть: а) дезактуализация проблемы (например, через ее переосмысление); б) устранение факторов способствующих возникновению проблемы или же мешающих ее решению и т.п. Пути решения психологических проблем можно выделить на основе тех общих стратегий, которые применяются в практической психологии, например: а) осознание; б) осмысление/переосмысление; в) внушение/программирование; г) катарсис; д) обучение; е) десенсибилизация и т.д.

    Теперь перейдем к вопросу классификации психологических проблем. В литературе по практической психологии, трудно найти систематизированных, целостных исследований специально посвященных психологическим проблемам и их классификации. В психотерапии иногда психологические проблемы классифицируются на основе психотерапевтических направлений, например, можно встретить такие выражения как «психоаналитические проблемы» [Мак-Вильямс, 2001], «экзистенциальные проблемы» [Гришина, 2011]. Часто встречаются такие понятия как «поведенческие проблемы» (обычно имеются в виду такие расстройства, как гиперактивность и дефицит внимания, деструктивное поведение и т.п.), «эмоциональные проблемы» (тревога, депрессия). Н. Д. Линде классифицирует психологические проблемы на основе «…трудности их решения и с точки зрения глубины укорененности их в личности» [Линде, 2001, с. 26]. Автор выделяет семь уровней психологических проблем, например «уровень сверхнормы» «уровень неврозов», «психозов» [Линде, 2001, с. 27-30].

    На основе многолетнего опыта психотерапевтической работы нами была разработана модель классификационной системы психологических проблем [Худоян, 2014], которую мы попытаемся представить ниже.

    Психологические проблемы можно сгруппировать на основе формы их проявления и содержания. С точки зрения формы психологические проблемы можно классифицировать по разным критериям. Так, по критерию осознанности можно выделить осознанные, плохо осознанные и неосознанные (обычно не осознаются глубинные проблемы, которые определяют внешние ясно осознаваемые проблемы, по поводу которых пациент обращается к психологу). Можно различить причинные (отражающие причины других проблем) и следственные (являются следствием других проблем, например, тревога может быть следствием внутриличностного конфликта) психологические проблемы.

    В литературе встречается разделение психологических проблем на внешние (например, отрицательные эмоции) и глубинные (например, внутриличностные конфликты)

    По временным характеристикам, остроте и значимости для субъекта можно различить старые (например, старые обиды) и новые, хронические (проблемы с которыми человек живет долгое время) и острые, актуальные и неактуальные психологические проблемы.

    Можно различить также основные и второстепенные, сложные и простые проблемы, явные/скрытые, реальные и вымышленные, разрешимые/неразрешимые, принятые и не принятые пациентом проблемы, проблемы, которые представляет пациент и проблемы, которые приписывают пациенту родственники или специалисты и т.д. Психологические проблемы могут быть также внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми и межгрупповыми (последние могут рассматриваться как социально-психологические проблемы).

    Практическая психология наиболее остро нуждается в классификации психологических проблем на основе их содержания, в выделении, группировке и описании проблем разных подструктур личности. Именно на этой классификации должна быть построена диагностическая система психологических проблем. Естественно, что построение такой классификационной системы возможно только совместными усилиями многочисленных специалистов, здесь же мы попытаемся представить гипотетическую модель построения такой системы.

    Для классификации психологических проблем в первую очередь необходимо выделить сферы их проявления. Мы выделили четыре таких сфер.

    1. Психическая сфера личности.

    2. Биологическая подструктура личности.

    3. Развитие личности, ее жизненный путь, настоящее и будущее.

    4. Система взаимоотношений личность – среда.

    Ниже схематически представим основные группы психологических проблем в выделенных сферах личности. При этом хотим отметить, что как выделенные сферы, так и группы психологических проблем включенных в эти сферы относительны, а сама модель не претендует на полноту и точность.

    Проблемы, связанные с психической подсистемой личности

    1. Проблемы системы Я – проблемы, связанные с самосознанием, Я-концепцией, отношением к себе, с чувством Я, с целостностью Я (неадекватная Я-концепция, нарциссизм, комплекс неполноценности, деперсонализация, дисморфофобия, раздвоение личности и т.п.). Проблемы, связанные с подструктурами Я (например, слабое эго, сильное суперэго или ид), с защитными механизмами (неадекватные, незрелые защитные механизмы и т.п.). Внутриличностные конфликты. Проблемы, связанные, самоанализом и рефлексией, с осознанием и вербализацией собственных переживаний.
    2. Проблемы с осознанием и критической оценкой действительности (дезориентация во времени, пространстве, низкий уровень самоанализа, интрапунитивности и т.п.).
    3. Проблемы, связанные с потребностно – мотивационной сферой личности – потеря смысла жизни, снижение мотивации, неадекватные потребности, фрустрированность потребностей, неадекватные формы удовлетворения потребностей и т. п.
    4. Проблемы, связанные с волевой сферой личности – слабовольность, абулия, проблемы с самоконтролем, импульсивность, неразвитость волевых качеств личности и т.д.
    5. Проблемы, связанные с эмоциональной сферойповышенная тревожность, апатия, агрессивность, депрессия, неадекватные эмоции, сверхэмоциональность, эмоциональная незрелость, эмоциональная холодность и т.п.
    6. Проблемы, связанные с когнитивной сферой личности - проблемы и нарушения ощущений (например, плохое зрение, слух, сенестопатии и др.), восприятия (например, проблемы с восприятием времени, речи, галлюцинации и др.), внимания (например, рассеянность), памяти (например, стрессогенная амнезия), мышления и интеллекта (например, проблемы с осмыслением, бредовые расстройства, умственная отсталость)․ В эту категорию на наш взгляд можно включить также такие проблемы, как когнитивный диссонанс, дефицит информации и т.п.
    7. Проблемы, связанные с речью – заикание, нарушения речи (афазия, дизартрия, олигофазия, шизофазия и т.п.), тахилалия, задержка речевого развития, дислексия, дисграфия и т.п.
    8. Проблемы, связанные с половой сферой личности – фригидность, импотенция, отсутствие сексуального удовлетворения, сексуальные извращения, проблемы связанные с половой идентичностью и т.п.
    9. Поведенческие проблемы – зависимости, импульсивное, иррациональное, неадекватное поведение, энурез, тикозные расстройства, гиперактивность, агрессивное поведение, навязчивые действия, лживость, нарушения сна, проблемы, связанные с пищевым, сексуальным, поведением и т.п.
    10. Проблемы, связанные с темпераментом и характером - акцентуации характера, психопатии, социопатии, отрицательные черты характера и т.д.
    11. Проблемы, связанные с восприятием, реакциями на стресс и копингом – неадекватные реакции на стресс и копинг стратегии, посттравматические стрессовые расстройства, снижение стрессоустойчивости и т.п.
    12. Проблемы духовно-нравственной и религиозной сфер личности – чувство вины, моральное падение, моральный конфликт, духовный кризис, ценностный конфликт, фанатизм, проблемы, связанные с сектами и др.

    Психологические проблемы, связанные с биологической подсистемой личности

    1. Психологические проблемы, связанные с соматическими заболеваниями (например, страх смерти при инфаркте миокарда, депрессии раковых больных, эмоциональные проблемы при гормональных расстройствах т.п.),
    2. Психологические проблемы, связанные с нормативными стрессогенными биологическими процессами (менструация, роды, климакс и т.п.).
    3. Психологические проблемы, способствующие возникновению соматических болезней (например, алекситимия).
    4. Соматизированные психологические проблемы (например, соматизированная депрессия, конверсионные расстройства).
    5. Психологические проблемы, связанные с косметическими операциями, с пересадками органов, хирургическими изменениями внешности.
    6. Психологические проблемы, связанные с телесными травмами и деформациями, отравлениями мозга и др.

    Психологические проблемы, связанные с развитием личности, с ее жизненным путем, настоящим и будущим

    1. Проблемы, связанные с отклонениями нормативного психического и социального развития (недоразвитие или задержка развития когнитивных функций, эмоциональная незрелость и т.п.).
    2. Проблемы, связанные с нормативными инволюционными процессами (нормативные изменения внешности, снижение половой активности и т.п.)
    3. Проблемы, связанные с ненормативным развитием личности (проблемы, возникающие в процессе личностного роста, падение, деградация личности и т.п.).
    4. Нормативные и ненормативные кризисы развития личности, кризисы, связанные с нормативными жизненными событиями (рождение ребенка, выход на пенсию, смерть родителей и т.п.).
    5. Проблемы, связанные с решением возрастных задач развития (например, с усвоением речи).
    6. Проблемы, связанные с профессиональной ориентацией, карьерой, профессиональным развитием и т.п.
    7. Специфические проблемы отдельных возрастных периодов (подростковые проблемы, проблемы позднего возраста и т.п.) и др.

    Психологические проблемы, связанные с межличностными, межгрупповыми взаимоотношениями и жизненным пространством личности

    1. Психологические проблемы, связанные с межличностными отношениями (межличностные конфликты, соперничество, взаимная неприязнь, любовные проблемы, охлаждение отношений, специфические, проблемы, обусловленные прерыванием межличностных отношений, например, смерть близких людей, расставание пар, проблемы, связанные с взаимоотношениями противоположных полов, друзей, родственников, соседей и т.п.).
    2. Внутригрупповые психологические проблемы (проблемы между личностью и группой, проблемы между группировками внутри группы, отчужденность от группы и т.п.)
    3. Психологические проблемы, связанные с межгрупповыми взаимоотношениями (этнические конфликты, соперничество между группами и т.п.).
    4. Психологические проблемы отдельных сфер жизнедеятельности личности (семейные, трудовые, учебные психологические проблемы, специфические проблемы, связанные с отдельными специальностями, например, проблемы в спорте, в дипломатии, в полиции и т.п.).
    5. Трансгенерационные проблемы (идентификации с родственниками, затрудняющие жизнь личности, синдром годовщины и др.).
    6. Психологические проблемы, связанные с жизненным пространством личности - отсутствие жилья, плохие жилищные условия, психологические проблемы, связанные с физическим воздействием среды (жара, холод, радиация, нехватка кислорода и др.)

    Завершая эту статью, отметим, что предложенная теоретическая модель и схема классификационной системы психологических проблем являются лишь попыткой поднять проблему и очертить наше видение контуров ее решения. В дальнейшем, на наш взгляд, необходимо создать рабочую группу из практических психологов и исследователей и разработать общую теорию и диагностическую систему психологических проблем.

    Annotation

    The Psychological Problems: an Essence, Types, Characteristics

    The essence of the psychological problems, their main characteristics, concepts related to psychological problems is analyzed in the article. An attempt to classify the psychological problems and to build a model of the classification system of psychological problems on the basis of their content is made. The author suggested establishing a working group for the elaboration of a diagnostic system of psychological problems.

    Keywords: psychological problem, psychological problematic of personality, analysis of psychological problems, solution of psychological problems classification of psychological problems.

    Литература:

    1. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия: интегративный подход: пер. с нем. М.: «Класс», 1998. Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов. // Социология. 2011. № 4. С. 109-116.
    2. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. М.: Изд. Эксмо, 2015.
    3. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2002.
    4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001.
    5. Худоян С.С. О методических вопросах исследования и преподавания психологической проблематики личности // Проблемы педагогики и психологии, 2014, № 3, с. 99-104.
    6. D’Zurilla, T. J., Nezu, A. M., & Maydeu-Olivares, A. (2004). Social problem solving: theory and assessment. In E. C. Chang, T. J. D’Zurilla, & L. J. Sanna (Eds.). Social problem solving: Theory, research, and training. Washington, DC: American Psychological Association, pp. 11-27.
    7. Khudoyan S.S. The Effectiveness of Medical Suggestion in Active Conscious State. // The 12th European Congress of Psychology. Istanbul, 2011, 4-8 July. P. 238.


    Новое на сайте

    >

    Самое популярное