Домой Удаление На рисунке изображена схема пищеварительной системы человека. Задание

На рисунке изображена схема пищеварительной системы человека. Задание

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

(разработка ко Дню знаний для учащихся 5-11 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент

Пояснительная записка

Данный сценарий классного часа «Сохранение природы, наука и технологии» рекомендуется проводить, как первый урок ко Дню знаний 1 сентября. В сценарии затрагиваются экологические проблемы природы, рекомендуются использование новых технологий для сохранения природы, рассматриваются мероприятия необходимые для сохранения природы. Сценарий разработан для учащихся 5 - 11 классов.

Цель: рассмотреть экологические проблемы природы, предложить использование новых технологий для сохранения природы и предложить мероприятия необходимые для сохранения природы.

Оборудование: проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации.

Сценарий классного часа «Сохранение природы, наука и технологии»

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Л. Толстой.

Кл рук: Ребята, наш первый классный час в 2017 году называется

«Сохранение природы, наука и технологии». Классные часы под таким названием проводятся во всех школах нашей большой необъятной страны. Название придумано не зря. Мы, живем с Вами век великих открытий и технологий. Эти открытия и технологии влияют на природу и на человека. Мы сегодня поговорим о природе, открытиях и новых технологиях

Ведущий 1 : 5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

Ведущий 2: Глава государства распорядился образовать организационный комитет по проведению Года экологии. Председателем назначен руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов. Правительству поручено обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению Года экологии. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года экологии.

Ведущий 1: С 1 августа 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, что 2017 год в России будет также объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Мероприятие приурочено к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.

Ведущий 2: Проведение Года ООПТ позволит привлечь внимание общества к вопросам сохранения природного наследия. Особо охраняемые природные территории – это одна из самых эффективных форм природоохранной деятельности, позволяющая полностью или частично изъять из хозяйственного использования земли и сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие в России и на планете в целом.

Кл. рук: Природа - первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Человеческое общество окружено повсюду природой. Мы непрерывно взаимодействует с природой во всех возможных направлениях. Природа для человека имеет многообразное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное.

Мы живем время, когда сильно развита наука и технологии. В наш компьютер век человек наносит большой вред природе.

Ведущий 1: Благодаря многовековым достижениям науки и техники сейчас мы получили в руки мощные орудия влияния на природу. Наши достижения дают возможность человеку вторгаться в макромир и микромир, влиять на жизнь биосферы, превращать миллионы девственных нетронутых земель в сельскохозяйственные поля и монокультурные сады, беспорядочно генетически модифицировать множество пород животных и сортов растений, создавать урбанистические ландшафты. Вторгаясь в жизнь природы, человек зачастую нарушает извечные природные закономерности, приводит к жизни нежелательные для него же самого изменения окружающей среды. Сейчас перед людьми остро стоит задача по предотвращению экологического кризиса, усилению охраны природы и грамотному использованию ее не бесконечных ресурсов.

Прогресс человечества связан с научно-технической революцией. Рождалась она медленно и постепенно, чтобы сейчас, в новом тысячелетии, дать начало гигантскому экологическому коллапсу.

С одной стороны, мы наблюдаем качественный скачок в научно-технических возможностях человечества, с другой же стороны, наблюдаем качественный скачок в жутких средствах разрушения природы, в военном деле, которое способно стереть все живое с лица Земли.

Ведущий 2 : Современный век информатики и электроники, компьютеров и роботов оставляет без работы миллионы людей, молодые и образованные вынуждены идти на базар торговать. Богатство и власть всё сильнее концентрируются в руках банкиров и олигархов. Милитаризм разбухает на гонке вооружений, стремящейся в конце концов захватить и политические рычаги управления. Он реально становится жутко уродливым и крайне опасным чудовищем XXI века. Усилиями гонки вооружений самые передовые научно-техническая достижения превращаются в оружие массового уничтожения людей. От этого страдают как сами люди, так и вся окружающая среда.

Сегодня становится ясным одно – научно-технический прогресс обязан найти ответ на вопрос: как радикально улучшить использование не возобновляемых природных ресурсов окружающей среды, материалов, сырья, энергии и топлива на всех стадиях производства - от добычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции. Охрана окружающей среды должна стать первостепенной задачей. Пора снизить энергоемкость, материалоемкость и металлоемкость производства. Бережное отношение к ресурсам должно стать важным источником удовлетворения потребностей людей в сырье и материалах, топливе и энергии.

Кл. рук : Ребята, экологическое положение нашего района в не лучшем состоянии. Сегодня у нас в гостях эколог нашего района. Предоставим ему слово.

Эколог : Выступление эколога о экологическом состоянии района.

Кл. рук : Ребята, вы можете задавать вопросы нашему гостью.

Учащиеся : Учащиеся задают вопросы экологу.

Кл. рук: Дорогие ребята, у каждого из нас имеются мобильные телефоны и смартфоны. С помощью их можно сделать окружающий мир лучше. Ребята, попробуйте ответить на вопрос: популярны ли в нашей стране мобильные технологии? Как вы думаете?

Ученики : (ответы учеников)

Кл. рук: На что способны наши гаджеты?

Ученик 1 : С помощью мобильных технологий можно спасать леса от пожаров, беречь животных, спасть деревья, беречь природу о мусора и многое другое.

Ученик 2 : Следить за лесом помогают видеокамеры на базовых станциях. С помощью них можно определить место пожара. Также с помощью камер можно следить за редкими животными в заповедниках. Видеокамеры имеются во многих регионах нашей страны.

Ученик 3: Каждый ученик, находясь дома может посадить дерево,

через интернет - сервис «Посади дерево». Это помогает восстановить пострадавшие от пожара леса.

Кл. рук: Ребята, нас всюду окружают кучи мусора. Очень много мусора в воде. Его называют Большое Тихо океаническое мусорное пятно. Размер точно неизвестен, в нем очень много пластика.

По подсчетам ученых к 2050 году пластика в океане станет больше, чем рыбы. Как можно поступить, чтобы этого не было? А какое положение у нас? Как вы можете помочь?

Учащиеся : У нас тоже очень много мусора.

Ученик 4: Сфотографировать и отправить властям и экологическим активистам.

Ученик 5: Провести субботники по очистке дворов, лесов, берегов. Не стоять в стороне, а принять активное участие с привлечением товарищей.

Кл. рук: Как поступить с собранным мусором?

Ученик 6 : Рассортировать и дать на переработку на заводы. Получить сырье для новой продукции, т. е вторичное использование.

Кл. рук: Ребята, у всех у нас дома много не нужных вещей, а как вы поступаете с ними?

Ученик 7 : Отдаем тем, кому они нужны. Даем второю жизнь вещам.

Ученик 8 : Сжигаем и отравляем воздух ядовитыми газами, поэтому сжигать мусор нельзя. Мусор сгорает не полностью.

Ученик 9 : Выбрасываем в мусор. В естественных условиях разлагаются: пищевые отходы- от 2 до 5 недель, шерстяной носок- 1 год, бумага от 2 до 10 лет, жестяная банка – 100 лет, пластиковая бутылка – 500 лет, стекло- более 1000 лет.

Кл. рук: Ребята, многие вещи содержат ядовитые вещества, их нельзя выбрасывать. Их надо сдавать в специальные приемные пункты. К таким вещам относятся лампочки, градусники батарейки и др. Вторичная переработка вещей экономит природные ресурсы и мало тратиться воды.

Кл. рук: Очень много новых изобретений, для экономии электроэнергии. Имеются станции, работающие на экологически чистых источниках энергии: солнечные батареи, ветряные электростанции.

Ученик 10 : В Хабаровске молодой предприниматель изобрел рюкзак со встроенными солнечными батареями, от которых можно зарядить смартфон, планшет и ноутбук.

Ученик 11 . Однажды в компьютерный, атомный век
По лесу разумный шагал человек.
Он бросил окурок в траву под кустом,
Он вовсе не думал, что будет потом.
Но вспыхнул огонь, разгорелся пожар,
И сразу весь лес охватил сильный жар.
Все звери и птицы спешили туда,
Где рос самый умный дуб у пруда.
Огонь мчался следом, огонь все съедал,
Вот пламенем красным и дуб запылал.
Он вдруг застонал, впервые за век:
«О, что ты, разумный, творишь, человек?

Ученик 12. И сколько беды ты несешь за собой!
И сколько несчастья творится тобой!
О будущем думаешь ты ли едва …»
Оборванной фразой застыли слова.
Зловещий огонь пожирал дальше лес,
А крошечный зайчик ждал с неба чудес.
Он лапки сожженные к небу поднял.
«Спасите! Спасите! - он тихо шептал.
И небо услышала тоненький зов,
И тучу послала с дождем и грозой.
Вот туча открыла ответный удар,
Нескоро затих бушевавший пожар.


Ученик 13.
И сколько успел нанести он беды,
Хотя ведь пожара могло и не быть.
Но просто по лесу в компьютерный век
Разумный и сильный шагал человек.
И хочется дереву, хочется птице
К тебе, человек, всей душой обратиться.
«Планета едина, для вас и для нас.

Ученик 14. Беречь ее надо не завтра - сейчас!
Ты техникой новой творишь чудеса,
А мусор вывозишь в поля и леса.
В науке открытий немало творя,

Ты грязную воду сливаешь в моря.
Постой и подумай - природа больна.
Твоя ей забота сегодня нужна»
Любить надо с детства, беречь надо с детства.
Чтоб сильной планету оставить в наследство.

Ведущий 1: В России охрана природы - достаточно запущенное дело. К природоохранной работе мало привлекаются учащиеся. Пассивная работа школьников в кружках юных экологов, и малоэффективная деятельность «зеленых» и «голубых» патрулей, которые объединяют небольшое количество ребят. Кто сейчас, скажите, следит за чистотой рек, озер и прудов, охраняет рыбные ресурсы?

Ученик 15: Всё меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озёра из нефти.

И вихри враждебные вьются из труб...

Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.

Мы денег побольше хотим огрести.

А что после нас?

Ведущий 2 : Важнейшим условием выхода из экологического кризиса является сближение человека и природы , поиск путей их совместного жительства. Это, прежде всего, выражено в стремлении многих людей покинуть город и жить на своей земле, обрабатывать её своими руками, а не жуткой сельскохозяйственной техникой. Так рождается настоящая любовь к природе и дружба с ней. Так рождается новое поколение людей, способных не только эксплуатировать природу , но и отдавать себя, свой труд, свою жизнь на благо окружающей среде , на благо природе .

Источники информации:

1.http://eco.vrnlib.ru/vyskazyvaniya-velikix-o-prirode/ Высказывания великих о природе.

2.http://kuglib.ru/publ/prioritet_goda/god/2017_god_ehkologii/13-1-0-287 2017 - Год экологии в России

3.http://pandia.ru/text/80/141/6487.php Стихи о экологии

4. http://www.duhzemli.ru/ohrana-prirody/01-environment.html Энциклопедия охраны окружающей среды

«Гигиена человека» - Что такое я не знаю. Гигиена кожи. Гигиена волос. Очень мило, очень любо. В наше время здоровье зависит от окружающего нас мира. Гигиена, гигиена… Руки мыть и чистить зубы. Оказалось, в гигиене, ничего звериного. Здоровье – дар природы человеку. Гигиена зрения. Гигиена человека. Гигиена ногтей. Нас учила гигиене Татьяна Николаевна.

«Гигиена кожи, одежды» - Гигиена. Гигиена волос. Руки человека. Одежда. Интимный туалет. Гигиена тела. Область медицины. Личная гигиена. Поддержание чистоты всего тела. Состав слюны. Обувь. Зубы.

«Личная гигиена» - Берегите зубы. Прочитайте стихотворение. Сомкнутые зубы. Личная гигиена. Уход за зубами. Руки,кроме того,надо мыть ещё перед каждым приёмом пищи. Чищу зубы утром и вечером. Лицо. Что делают дети на рисунках,чтобы быть чистыми. После занятий физическими упражнениями необходимо принять душ. Мытьё. Дайте ответы на вопросы.

«Правила личной гигиены» - Умственного и физического труда. Занятия физкультурой. Само слово «гигиена» происходит от греческого «гигиэйнос» - целебный, приносящий здоровье. Что включает в себя личная гигиена. Средства личной гигиены. Каковы правила личной гигиены? Полноценный сон. Правильное приготовление и регулярный прием пищи.

«Наука гигиена» - Гигиена питания разрабатывает нормы питания, меры профилактики авитаминозов и гиповитаминозов. Изучение питания здорового человека производится с учетом возраста, профессии, физической и нервной – психической нагрузки в процессе труда, условий быта и коммунального обеспечения, а также национальных и климатографических особенностей.

«Правила личной гигиены для детей» - Чисти зубки каждый день. Результаты проведения. Длительность проекта. Формирование проблемы. Критерии оценивания презентации. Знакомство с требованиями. Результаты проведения проектной работы. Приглашаем к сотрудничеству. Создание таблицы под руководством учителя. Оценка учителя. Этапы реализации проекта.

Работа 98. Найдите у себя околоушную слюнную железу (2) и поднижнечелюстную железу (3).

Подъязычная слюнная железа (1) лежит глубоко, ее прощупать не удастся.

Укажите, каким цветом на рисунке показаны слюнные железы.

В кружке отметьте (+ или -), заполнился ли рот слюной при давлении на область околоушной железы + ,на область поднижнечелюстной железы + .

Если приноднять язык к верхним зубам, то у корня уздечки (тяж, который связывает язык с дном ротовой полости) открывается выход протока подъязычной железы. Найдите его на рисунке.

При резком захвате языка зубами и давлении на него иногда выбрасывается фонтанчик слюны.

Сделайте несколько попыток. В случае удачи поставьте в кружочек крестик.

Работа 99. Укажите номер органа пищеварительной системы в соотвествии с рисунком. Если номер позиции на рисунке отсутствует, поставьте прочерк.

Работа 100. Выпишите номера пищеварительных желез и укажите стрелкой, куда впадают их протоки, используя рисунок к работе 99.

Работа 101.

1. Укажите, какой цифрой обозначены на рисунке:

верхняя десна - 1;

нижняя десна - 5;

твердное небо - 2;

мягкое небо - 3;

язычок - 4;

миндалины - 7;

2. Как называется хроническое воспаление миндалин?

3. Чем оно опасно?

Их функции нарушаются и они становятся резервуаром инфекций.

Работа 102. Рассмотрите рисунок.

1. Определите, какой субъект (А или Б) сделал глотательное движение, а какой спокойно дышит.

А - дышит.

Б - сдлал глотательное движение.

2. Напишите названия органов.

1 - надгортанник.

2 -подъязычная кость.

3 - щитовидный хрящ.

3. Укажите, в каком положении находились язычок мягкого неба и надгортанник во время спокойного дыхания:

расслаблены.

и во время глотания:

надгортанник закрыл вход в гортань, язычок приподнялся.

4. Обозначьте, каким цветом закрашены надгортанник и язычок на рисунках А и Б.

5. Нащупайте щитовидный хрящ и сделайте глотательное движение. Чувствуется его движение вверх. Что происходит при этом?

глотание. Надгортанник закрывает вход в гортань, язычок приподнимается.

Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

Пояснение.

1) Тип и фаза деления: Мейоз - профаза1.

2) Процессы: кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками между гомологичными (попарными) хромосомами.

3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно, комбинативная изменчивость

Примечание:

в пункте 2 был указан процесс «конъюгация», убран из критериев, т.к.

Конъюгация хромосом - попарное временное сближение гомологичных хромосом, во время которого между ними может произойти обмен гомологичными участками (а может и не произойти).

Пояснение от "пользователя" сайта Евгения Скляр - уточнения к пункту 2. Тоже засчитаются проверяющими «как верные»

2) Процессы: конъюгация (синапсис) - сближение и контакт гомологичных хромосом, кроссинговер - обмен гомологичными участками хромосом.

3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно, повышение генетической разнородности хромосом и, как следствие, образующихся гамет (спор).

Без комбинативной изменчивости, т.к. об изменчивости можно говорить только судя по новому поколению организмов.

Си́напсис - конъюгация хромосом, попарное временное сближение гомологичных хромосом, во время которого между ними может произойти обмен гомологичными участками... (учебник для профильных классов под ред. Шумного)

Следовательно кроссинговер - есть часть конъюгации как минимум по временным рамкам.

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 4., ЕГЭ- 2017

Гость 19.08.2015 17:20

В пояснении ошибка. На рисунке изображен процесс кроссинговера: 1. бивалент до кроссинговера, 2. бивалент после крассинговера.

КОНЪЮГАЦИИ НА РИСУНКЕ НЕТ.

Гульнара 01.06.2016 13:49

Кроссинговер это и есть обмен гомологичными участками хромосом, зачем отдельно через запятую писать кроссинговер, обмен участками гомологичный хромосом???

Наталья Евгеньевна Баштанник

нет, это три разных процесса:

конъюгация, кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом

Светлана Васильева 17.11.2016 02:56

Кроссинговер может произойти без конъюгации???? Конъюгация (сближение гомологичных хромосом) происходит всегда, а вот кроссинговер не всегда, только в 30%! Кроссинговер - это контакт гомологичных хромосом, после чего между их идентичными участками происходит обмен..... или не так?

Наталья Евгеньевна Баштанник

В чём суть вопроса?

Кроссинговер - это перекрест , взаимный обмен гомологичными участками гомологичных хромосом в результате разрыва и соединения в новом порядке их нитей - хроматид; приводит к новым комбинациям аллелей разных генов.

Почему 30%??? Вероятность кроссинговера разная , зависит от расстояния между генами. 1% кроссинговера=1М (Морганиде).

Если произошел кроссинговер - перекрест, это ещё не значит, что произойдет обмен.



Новое на сайте

>

Самое популярное