Домой Детская стоматология Презентация реабилитация пациентов в критическом состоянии. Место и значение реабилитации в современной медицине а.и

Презентация реабилитация пациентов в критическом состоянии. Место и значение реабилитации в современной медицине а.и

Презентация по социальной реабилитации на тему: «СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ» . Выполнила ст. гр. СОЦР-31 Дурандина О. Проверил доц. каф. СГН Кулакова Т. В.

Зрение – одна из ведущих функций человека, обеспечивающая получение более 90% информации о внешнем мире. Слепота и другие нарушения зрения – важнейшая социальная проблема. По статистическим данным, распространенность слепоты среди населения достигает 1%.

Зрительные нарушения глубокое нарушение зрения обоих глаз; глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого глаза; среднее нарушение зрения обоих глаз; глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный. Основные зрительные функции: острота зрения; поле зрения.

Категории инвалидов по зрению слепые – люди с полным отсутствием зрения; слабовидящие – люди с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 5 до 40%. Инвалидность Iгруппы (на 2 года) Инвалидность II группы (на 1 год) Инвалидность III группы (на 1 год) Категория «ребенокинвалид» (до достижения 18 лет)

Причины детской инвалидности по зрению: 1. 2. 3. 4. 5. наследственные патологии; осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний; плохая экологическая обстановка; низкий уровень материально-технического обеспечения больниц; травматизм.

Круг проблем: резкое снижение способности видеть; ухудшение умения соблюдать личную безопасность; сложности с пространственной ориентировкой; сложности в понимании положения тела; сложности понимания местоположения в пространстве; сложности понимания направления движения; снижение способности к самообслуживанию; низкие возможности в сфере образования и трудоустройства; низкие возможности получения доходов; потребность в лечебном и медицинском обслуживании; трудности в общении, передвижении на улице и в транспорте; предвзятое и неадекватное отношение к ним со стороны зрячих; крайняя ограниченность занятий культурой и спортом.

Оказание услуг на дому важный компонент социальной реабилитации детей с нарушением зрения исключен фактор незнакомого пространства занятия проводит мама или ближайшие родственники мама и ближайшее окружение активно участвуют в процессе реабилитации ребенка

Задачи службы по оказанию услуг по реабилитации по отношению к ребенку: Ø оказание социальнопедагогических услуг; Ø оказание услуг по социально-бытовой реабилитации; Ø оказание услуг по медицинской реабилитации по отношению к родителям: Ø оказание социальнопсихологической услуги; Ø оказание социальнопедагогической услуги; Ø оказание услуг по социально-бытовой реабилитации; Ø консультирование.

В основу системы реабилитации на дому положены следующие идеи: üактивная роль семьи в преодолении трудностей, вызванных болезнью или инвалидностью ребенка с нарушением развития; üважность обучения родителей созданию наиболее благоприятных условий для развития ребенка; üнеобходимость совместных усилий и согласованность действий специалистов междисциплинарной команды по оказанию услуг по ранней помощи и поддержки семье и ребенку.

Работа с семьей начинается с того, что специалист по реабилитации информирует родителей ребенка: ü об ИПР; ü о характеристиках услуги, области ее предоставления, доступности и затратах времени на ее предоставление; условиях ее предоставления, стоимости; ü о порядке, этапах и сроках реабилитации ребенка раннего возраста с нарушением функций зрения.

Основная задача специалиста – установление контакта с родителями, подробное и этичное выяснение обстоятельств, связанных со зрительным нарушением ребенка По степени соответствия достигнутых результатов на заседании принимается решение по продолжению реабилитационных мероприятий.

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация детей-инвалидов с нарушением зрения обеспечивается системой ориентиров, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве. Зрительные ориентиры должны располагаться на контрастном фоне на высоте не менее 1, 5 м и не более 4, 5 м от уровня пола

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, таблицы с шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, изменяемый тип покрытия перед препятствиями.

Зрительные ориентиры: освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей; акустические характеристики строительных материалов и конструкций.

Дети-инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для этого необходимо: изменение величины указателей; усиление контрастности цветовой гаммы; усиление яркости освещения объектов, транспортных элементов.

Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов по зрению: дефицит специальной методической литературы по вопросам социальной реабилитации детей-инвалидов по зрению; нехватка специалистов-реабилитологов; трудности обучения в обычных учебных заведениях; низкий процент участия в общественной деятельности.

Всероссийское общество слепых – образование, играющее важную роль в социальной реабилитации инвалидов по зрению, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг. Реабилитационные центры нового типа – учреждения, осуществляющие комплексную реабилитацию инвалидам по зрению. медицинская; медико-социальная; психологическая; педагогическая; профессиональная; разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспечение ими больных.

Таким образом, социальная реабилитация детей-инвалидов по зрению – важнейшая задача современного государства и общества, которая может быть разрешена только с помощью комплексных мер и объединенных усилий.

Подобные документы

    Медицинская реабилитация и восстановительное лечение в Российской Федерации. Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. Анкетирование больных для оценки состояния их здоровья.

    курсовая работа, добавлен 25.11.2011

    Характеристика повреждений верхних конечностей. Особенности применения лечебной физкультуры. Основные периоды медицинской реабилитации как комплекса лечебных и профилактических мероприятий. Лечебная гимнастика при вывихах и переломах верхних конечностей.

    Задачи, цели и этапы реабилитации. Методы восстановления физиологической активности человека. Упражнения с использованием аппаратов и тренажеров. Виды лечебного массажа. Методики воздействия на акупунктурные точки. Значение занятий в вертикализаторах.

    презентация, добавлен 27.03.2016

    Определение вегетативно-сосудистой и нейроциркулярной дистонии. Особенности их лечения. Исследование воздействия различных средств физической реабилитации на функциональное состояние больных НЦД. Комплекс упражнений. Периоды физической реабилитации.

    реферат, добавлен 05.12.2009

    Понятие инвалидности и ее причины. Задачи и организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, порядок ее проведения. Процесс реабилитации инвалидов и решение проблем инвалидности в Российской Федерации.

    курсовая работа, добавлен 07.12.2008

    Организация медико-социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами. Реабилитация пожилых людей и инвалидов. Исследования медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста. Особенности работы медицинской сестры в медико-социальном отделении.

    курсовая работа, добавлен 16.09.2011

    Некоторые аспекты реабилитации инвалидов. Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью. Реабилитация при дефектах зрения, слуха и нижних конечностей. Методика обучения инвалидов двигательным действиям и формирование двигательных навыков.

    реферат, добавлен 09.04.2010

    Рассмотрение разнообразных упражнений лечебно-физкультурного комплекса, способствующих физической реабилитации женщины в послеродовом периоде. Выявление положительного воздействия восстановительного массажа на организм роженицы в пуэрперальном периоде.

    контрольная работа, добавлен 11.05.2011

    История возникновения и развития лечебно-физической культуры. Пожилые люди как объект социальной работы. Место и значение лечебной физической культуры в системе современной реабилитации. Разработка системы контроля за состоянием здоровья пожилых людей.

    курсовая работа, добавлен 21.12.2009

    Комплекс факторов санаторно-курортного лечения: климат, природные условия и ландшафт, минеральные воды, лечебные грязи, выключение больного из привычных условий. Методы санаторной реабилитации, способы их использования. Показания для курортной терапии.

Актуальность темы социальная реабилитация инвалидов и методика её осуществления обусловлена следующими обстоятельствами: - во-первых, возрастанием в современных условиях роли институтов социального обслуживания инвалидов. Это связано, прежде всего, с увеличением удельного веса этой категории населения; - во-вторых, повышенной потребностью инвалидов в социальной реабилитации, потому как эта категория населения является более уязвимой, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода; - в-третьих, потребностью выявления существующих проблем в области социальной реабилитации, это необходимо для того, чтобы предотвратить их усугубление и выяснить какие мероприятия необходимо провести для стабилизации положения.


Объект дипломной работы – это социальная реабилитация. Предметом исследования является механизм оказания социальной реабилитации инвалидам. Целью дипломной работы является анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования данной системы.


Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: - дать определение термину "социальная реабилитация", определить сущность социальной реабилитации; - отметить основные цели и задачи социальной реабилитации; - раскрыть принципы социальной реабилитации; - установить методику осуществления социально-бытовой адаптации; - выявить каковы направления и цели социально-бытовой адаптации, определить методику её осуществления; - отметить особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью; - установить, как проводится социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха; - охарактеризовать методику осуществления социальной реабилитации инвалидов с нарушением зрения.


Говоря об инвалидности важно различать состояние и ограничения, возникающие в результате того или иного состояния, что часто обозначают как дефект. Состояние обычно является стойкой принадлежностью личности, например, органическое поражение головного мозга, отсутствие конечностей, слепота, глухота.


Ученые и специалисты многих стран работают над решением благородной задачи – развить какие-то новые, эффективные программы в целях повышения ценности жизни инвалидов, их социальной реабилитации, более широкого и полного участия во всех сферах жизни, обеспечения равенства с не инвалидами.


Во всем мире сейчас исповедуется идея социальной интеграции, равных прав и возможностей людей с инвалидностью. К сожалению, в нашей стране инвалиды дискриминируемая группа. Наши исследования показали, что у них ниже зарплата и вообще доход, уровень потребления товаров, уровень образования. Многие остаются невостребованными обществом: около 20% людей с инвалидностью, желающих работать, не могут найти работу. Заметны отличия между людьми с инвалидностью и здоровыми в такой важной сфере, как семейная. Среди инвалидов женатых и замужних значительно меньше. Кроме того, инвалидность приводит к трудностям сохранения семьи, особенно среди инвалидов 1 группы. Общественная активность людей с инвалидностью в целом невысока, они меньше интересуются общественными проблемами – и это естественно, поскольку они оторваны от жизни общества.


В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок – инвалид». В Российской Федерации число детей-инвалидов по приблизительным подсчетам составляет более 220 тыс.


На территории субъектов Российской Федерации создаются учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы первичного уровня – бюро медико-социальной экспертизы, а также учреждения высшего уровня – главные бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации. Бюро медико- социальной экспертизы создаются, как правило, из расчета одно бюро на тысяч населения при условии освидетельствования в год человек.


Принципы реабилитации инвалидов Дифференцированность: с точки зрения подбора мер воздействия с учетом формы заболевания, глубины поражения органов и систем; с точки зрения конечных результатов (социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, социальная интеграция). Последовательность: в видах реабилитации (медицинская, психолого-педагогическая, трудовая, социальная); в методах (восстановительная терапия, трудовая терапия, бытовая адаптация); в организации (формирование медицинских показаний, выбор видов труда, досуговых мероприятий). Комплексность – единовременный охват инвалида всеми специалистами, взаимодействие их в ходе реабилитационного воздействия.


Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.




В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформированы основные принципы социального обслуживания инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 закона).


Проблема профессиональной реабилитации инвалидов рассматривается отдельно и в силу ее значимости выделена в особый раздел профессионально- трудовой реабилитация. В широком смысле проблема социально-средовой реабилитации и интеграции инвалидов в общество не может считаться решенной без возвращения или приобщения инвалида к посильной трудовой деятельности.


К задачам социальной реабилитации относят: Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения. Развитие коммуникативных навыков.


Социально-бытовая адаптация Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни. Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно- планировочные изменения.


Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь инвалиду, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.


Реабилитация инвалидов с нарушением слуха Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специальные методы в связи с невозможностью получения а также воспроизведения информации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют тренажеры для развития слух ового, слух о-вибро тактильного восприятия, применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий.


Реабилитация инвалидов с нарушением зрения Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слух овых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве. Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений. Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Re habilis – восстановление способности. «приспособить снова» – лат. Ст. 40 323 ФЗ – медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение. 21.11.11

Лечение
– устранение причины
(этиопатогенетические мероприятия).
Реабилитация – восстановление функции.
МР – медико-социальные мероприятия.

Цели медицинской реабилитации

Сохранение,
укрепление здоровья
Реализация потенциала здоровья, ведение
активной социальной, производственной
жизни
Снижение преждевременной смертности,
заболеваемости, инвалидизации
Увеличение продолжительности жизни,
повышение качества жизни

Задачи медицинской реабилитации

Реактивация
(восстановление функции)
Ресоциализация
Реинтеграция (восстановление
социального и психостатуса)
РЕАБИЛИТАНТ – человек, которому показаны
реабилитационные мероприятия.

Уровни реабилитации

Донозологический
(профилактика развития
нозологии).
Постнозологический (мероприятия на
исходе болезни в период обострения или
при хроническом течении).
Компенсационный (профилактика
декомпенсации при инвалидности
(усиление степени нетрудоспособности),
укрепление резервных возможностей).

МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
Физические методы реабилитации
Механические методы реабилитации (механотерапия,
кинезотерапия).
Массаж
Традиционные методы лечения (фитотерапия,
мануальная терапия, трудотерапия)
Психотерапия
Логопедическая помощь
Лечебная физкультура
Реконструктивная терапия
Протезно-ортопедическая помощь (протезы, ортезы,
ортопедическая обувь)
Санаторно-курортное лечение
Технические средства реабилитации
Информирование и консультирование по вопросам
медицинской реабилитации

Современные реабилитационные технологии

Костюм «Адели»

Аспекты реабилитации

Медицинский
Физический
(основной)
Психологический
Профессиональный
Социально-экономический
Педагогический

Медицинский аспект

Решает лечебные, лечебно-диагностические,
лечебно-профилактические вопросы.
Цель: устранение угрозы жизни,
предупреждение осложнений, обострений,
инвалидизации.
Задачи: восстановление, смягчение,
стабилизации дефектной функции,
психического статуса, функциональных
резервов, повышение саногенетических
возможностей, приспособление больного к
новым условиям в рамках болезни!

Физический аспект

включает в себя все вопросы, относящиеся к применению:
-физических факторов
-средств ЛФК
-кинезотерапии
-эрготерапии
-мануальной и рефлексотерапии
Основное значение использования средств физической
реабилитации – это повышение физической
работоспособности больных.
Пренебрежительное отношение к физическому аспекту
может привести к неблагоприятным последствиям –
затягиванию сроков постельного режима, стационарного
лечения и временной нетрудоспособности больных.

Основные задачи физической реабилитации

Ускорение
восстановительных процессов
Предотвращение и уменьшение опасности
инвалидизации
Невозможно обеспечить функциональное
восстановление, не учитывая
естественного стремления организма к
движению (кинезофилия).
Следовательно, средства физической
реабилитации являются основным звеном
реабилитационного процесса.

ЛФК как метод физической реабилитации

Два направления использования средств ЛФК в
системе реабилитации:
- с целью восстановления двигательных
функций
- с целью поддержания тренированности
организма
Систематическое применение ЛФК:
-укрепляет опорно-двигательный аппарат;
-улучшает деятельность сердечно-сосудистой
системы и органов дыхания;
-мобилизует компенсаторные механизмы;
-ускоряет функциональную адаптивность;
-уменьшает сроки клинического и
функционального выздоровления;

ЭРГОТЕРАПИЯ-раздел реабилитационной медицины, изучающий методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности людей

Эрготерапия является элементом физического
аспекта реабилитации и представляет собой
активный метод восстановления либо компенсации
утраченных функций при помощи разумной работы,
направленной на создание полезного продукта,
включающий:
локомоторный;
нервно-рефлекторный;
психо-эмоциональный;
интеллектуальный компоненты.

Эрготерапевт (бытовой терапевт)-специалист, который помогает людям достичь их максимального уровня функционирования и независимости во в

Задачи эрготерапевта
o Обучение пациента навыкам самообслуживания
o Обучение навыкам повседневной жизни
o Развитие мелкой моторики
Средства эрготерапии способствуют
восстановлению физической работоспособности,
оказывают благоприятное психологическое
воздействие на больного.

Цели и задачи эрготерапии

Лечебно-тренирующая
Психотерапевтическая
Обучающая
Эрготерапия проводится в период
выздоровления и может длится не более 23-х месяцев.
Задачей эрготерапии (особенно при
инфаркте миокарда или инсульте) не
является освоение новой профессии.

Психологический аспект Психотерапия-система реабилитационного воздействия на психику человека

Необходимость применения психотерапии в процессе
реабилитации обусловлена:
Неизбежностью возникновения в процессе длительно
развивающегося заболевания повреждений
психоэмоциональной сферы пациента (кризы,
депрессии, неврозы).
В структуру заболевания при его развитии
вовлекаются механизмы высшей нервной
деятельности(психо-вегетативные расстройства).
Психотерапия – это эффективный инструмент
вовлечения в процесс реабилитации самого
пациента, активное участие которого крайне
необходимо для формирования механизмов
самореабилитации в социальном и
профессиональном плане.

Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личностного и социального статуса больного.

Почти в половине случаев психические
изменения и психические факторы являются
причиной, препятствующей возвращению
больного к труду после ряда заболеваний
(инфаркт миокарда, инсульт, черепномозговая травма).

Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим
напряжением, уверенность в том, что возвращение на
работу причинит вред сердцу, может вызвать повторный
инфаркт миокарда.
Эти психические изменения могут стать непреодолимым
препятствием для восстановления трудоспособности и
решения вопросов трудоустройства и сведут на «нет»
усилия кардиолога и реабилитолога!

ЗАДАЧИ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Ускорение
нормального процесса
психологической адаптации к
изменившейся в результате болезни
(травмы) жизненной ситуации;
Профилактика и лечение развивающихся
патологических психических изменений.
Основными методами являются различные
психотерапевтические воздействия и
фармакотерапия.

При проведении психотерапевтического воздействия необходимо соблюдать ряд правил:

Обязательная
ориентация на будущую
профессиональную деятельность.
Правильный подбор методик с учетом
реабилитируемых функций.
Раннее начало, щадящая нагрузка,
постепенное увеличение ее
продолжительности.

Психотерапия
Индивидуальная
Групповая
Семейная
Комбинированная (И+Г (С))

Индивидуальная психотерапия

Групповая психотерапия

Социально-экономический аспект

Социальная реабилитация – это комплекс мер,
направленных на повышение уровня
функциональных способностей в быту и социуме,
восстановление разрушенных или утраченных
инвалидом общественных связей и отношений
вследствие нарушения здоровья или физического
дефекта.
Социальные методы воздействие направлены на:
организацию соответствующего образа жизни;
устранение воздействия социальных факторов,
мешающих успешной реабилитации;
восстановление или усиление социальных
связей.

Цель социальной реабилитации:

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
-восстановление социального статуса личности
-способностей к бытовой, профессиональной и
общественной деятельности
-обеспечение социальной адаптации в условиях
окружающей среды и обществе
-достижение самостоятельности и материальной
независимости

Методы социальной реабилитации

Социально-бытовая
адаптация(обучение
самообслуживанию, адаптация в
семье, квартире, обучение
использованию технических средств);
Социально-средовая
реабилитация(психотерапия,
психокоррекция, содействие в
решении личных проблем,
консультирование по правовым
вопросам);

Профессиональный аспект

Профилактика потери трудоспособности
включает в себя различные элементы:
-правильную экспертизу трудоспособности (МСЭ)
-рациональное трудоустройство
-систематическое дифференцированное
медикаментозное лечение основного
заболевания (травмы)
-выполнение программы, направленной на
повышение физической и психической
толерантности больных.
Восстановление трудоспособности является
наиболее ярким критерием эффективности
реабилитации!

Методы профессиональной реабилитации

Профориентация
Психологическая
коррекция
Обучение (переобучение)
Создание специального рабочего места
инвалида
Профессионально-производственная
адаптация

Педагогический аспект

Это мероприятия обучающего, развивающего и
воспитательного характера, направленные на
то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт,
овладел необходимыми умениями и навыками
по самообслуживанию и самообеспечению,
социальными нормами поведения.
К педагогическому аспекту относятся:
-коррекционная педагогика
-образование детей и взрослых с дефектами,
затрудняющими процесс обучения
-организация образовательных курсов и школ
для больных, инвалидов и их родственников.

ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Основные принципы реабилитации 1. Принцип комплексности МР

Это максимально широкое использование разных методов
медицинского и другого характера.
С целью реализации этого принципа используются:
методы психологической реабилитации
методы физической реабилитации
медикаментозная реабилитация
реконструктивная хирургия
трудотерапия
школа больного и родственников
Комплексный характер реабилитации проявляется таким
образом, что в реабилитационных мероприятиях должны
принимать участие не только медики, но и другие
специалисты: социологи, психологи, педагоги,
представители органов социального обеспечения,
представители профсоюза, юристы и др.

2. Возможно раннее начало проведения реабилитационных мероприятий.

Основой этого принципа является то, что
отдельные мероприятия медицинской
реабилитации должны начинаться в первые
дни (а иногда и часы) болезни или полученной
травмы после стабилизации жизненно важных
функций.
Если человеку угрожает инвалидность –
реабилитационные мероприятия становятся ее
профилактикой.
Если инвалидность развивается – они становятся
первым этапом борьбы с ней.
Принцип раннего начала МР применим как для
больных с острой, так и хронической
патологией.

3. Принцип этапности

Подразумевает оказание реабилитационной
помощи человеку в несколько этапов, на
протяжении довольно длительного отрезка
времени
Больной, переходя от острой фазы заболевания к
подострой и затем к хронической,
последовательно должен получать
соответствующую реабилитационную помощь:
В профильном стационарном отделении;
Стационарном моно- или многопрофильном
реабилитационном центре;
В реабилитационном отделении амбулаторнополиклинического учреждения;
На дому;
В санатории и т. д.

4. Индивидуальность реабилитационных мероприятий.

В каждом конкретном случае учитываются
особенности реабилитанта (его потенциал и
прогноз) в медицинском, профессиональном,
социальном, бытовом плане и в зависимости от
этого составляется индивидуальная программа
реабилитации.

5. Непрерывность реабилитации.

« Очень важным является положение о
непрерывности реабилитации: медицинская
реабилитация должна начинаться в процессе
лечения, профессиональная реабилитация
должна начинаться сразу же по окончании
медицинской; работать человек должен начать
сразу же по окончании курса
профессиональной реабилитации. В противном
случае, больной привыкает к пенсии, страдает
его психика, и практика показывает, что
привлечь его к реабилитации в поздние сроки
после лечения очень трудно».
С. Н. Зорина (1970)

6. последовательность.

Это строгая последовательность процедур и
мероприятий, что способствует
максимальной ликвидации
инвалидизирующих последствий и
дальнейшей интеграции реабилитанта в
общество.

7. преемственность.

Преемственность должна соблюдаться как на
отдельных этапах медицинской
реабилитации (стационарном,
амбулаторном, домашнем, санаторном),
так и во всех аспектах всего
реабилитационного процесса
(медицинская, медико-профессиональная,
профессиональная, социальная
реабилитация).

8. Активное участие больного

является основой успешного выполнения
индивидуальной программы реабилитации и
достижения поставленной цели.
Для этого необходимо:
-разъяснение реабилитанту целей и задач
реабилитационной программы, ее сущности.
-положительная установка на труд,
выздоровление, возвращение в семью и
общество.
-понимание больным, что реабилитация – это
длительный процесс и зависит от взаимного
доверия всех его участников.

Этапы и организационные вопросы медицинской реабилитации

Реабилитация может проводиться на любом этапе болезни или функциональных нарушений независимо от места нахождения субъекта

Этапы медицинской реабилитации

1 этап – отделение реанимации и интенсивной терапии:
проводится в острый период при наличии реабилитационного
потенциала и отсутствии противопоказаний.
2 этап – в стационарных условиях медицинской организации
(реабилитационные центры, отделения реабилитации и др.):
проводится в ранний восстановительный, поздний
реабилитационный и период остаточных явлений течения
заболевания при наличии реабилитационного потенциала,
отсутствии противопоказаний, пациентам, требующим
постоянной помощи с хроническим течением заболевания.
3 этап – в отделениях (кабинетах) реабилитации медицинских
организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую
помощь: проводится независимо от периода восстановления,
при наличии реабилитационного потенциала, отсутствии
противопоказаний, пациентам, способным к
самообслуживанию, с хроническим течением заболевания и
его остаточными явлениями.

Этапы МР

Госпитальный этап
Амбулаторнополиклинический этап
Санаторно-курортный этап
Больницы
Составляется программа
реабилитации,
повышающая
эффективность,
сокращающая сроки
лечения
Поликлинические,
медицинские центры,
городские санатории
Направлен на регенерацию
и компенсацию
нарушенных функций,
коррекцию реактивности
организма
Санатории,
профилактории, дома
отдыха
Обеспечивает
предупреждение
рецидивов. Консолидацию
ремиссии, повышение
адаптационных резервов
организма

Мультидисциплинарная реабилитационная бригада

Мультидисциплинарная бригада (МДБ)

объединяет специалистов, оказывающих
помощь в лечении и реабилитации больных
и работающих как единая команда
(бригада) с четкой согласованностью и
координированностью действий, что
обеспечивает целенаправленный подход в
реализации задач реабилитации.
Предложена региональным бюро ВОЗ по
европейским странам.

Работа МДБ включает:

Совместное
проведение осмотра и оценка
состояния больного, степени нарушения
функций
Создание адекватной окружающей среды
для больного в зависимости от его
специальных потребностей
Совместное обсуждение состояния
больных не реже раза в неделю
Совместное определение целей
реабилитации и плана ведения больного.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией (состав МДБ)

Врачи-специалисты(неврологи, ортопеды,
терапевты и др.)
Реабилитолог
Реабилитационная медицинская сестра
Физиотерапевт
Психолог, психотерапевт
Специалист по ЛФК
Узкие специалисты(офтальмологи,
отоларингологи, сурдологи, логопеды,
урологи)
Социальный работник
Другие специалисты (диетолог, эрготерапевт)

Медицинская сестра-обязательный член МДБ

Должна знать:
-основы лечебной
физкультуры и
массажа;
-методы трудотерапии;
-методы контроля
адекватности
нагрузки,
специфичными для
заболевания;
-методы малой
психотерапии.

Реабилитационная МДБ

Должна собираться минимум дважды – при
формировании программы реабилитации и
по ее завершении на данном этапе
реабилитации.
При возникновении осложнений и признаков
неадекватности программы МДБ может
быть созвана в любое время.
Важен не только состав МДБ, но и
распределение функциональных
обязанностей и тесное сотрудничество
всех членов бригады!

Ход обсуждения

Во
время обсуждения лечащий врач
докладывает основные клинические,
лабораторные, инструментальные
данные.
Другие члены МДБ дополняют,

Презентация напоминает нам еще раз о нелегкой жизни лиц, с ограниченными возможностями, о политике государства, относительно социально-незащищенных лиц, слайды презентации дают понятие инвалидности, реабилитации инвалидов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Реабилитация инвалидов: понятие, значение, содержание

Актуальность темы социальная реабилитация инвалидов и методика её осуществления обусловлена следующими обстоятельствами: - во-первых, возрастанием в современных условиях роли институтов социального обслуживания инвалидов. Это связано, прежде всего, с увеличением удельного веса этой категории населения; - во-вторых, повышенной потребностью инвалидов в социальной реабилитации, потому как эта категория населения является более уязвимой, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода; - в-третьих, потребностью выявления существующих проблем в области социальной реабилитации, это необходимо для того, чтобы предотвратить их усугубление и выяснить какие мероприятия необходимо провести для стабилизации положения.

Объект дипломной работы – это социальная реабилитация. Предметом исследования является механизм оказания социальной реабилитации инвалидам. Целью дипломной работы является анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования данной системы.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: - дать определение термину "социальная реабилитация", определить сущность социальной реабилитации; - отметить основные цели и задачи социальной реабилитации; - раскрыть принципы социальной реабилитации; - установить методику осуществления социально-бытовой адаптации; - выявить каковы направления и цели социально-бытовой адаптации, определить методику её осуществления; - отметить особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью; - установить, как проводится социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха; - охарактеризовать методику осуществления социальной реабилитации инвалидов с нарушением зрения.

Говоря об “инвалидности” важно различать состояние и ограничения, возникающие в результате того или иного состояния, что часто обозначают как дефект. Состояние обычно является стойкой принадлежностью личности, например, органическое поражение головного мозга, отсутствие конечностей, слепота, глухота.

Ученые и специалисты многих стран работают над решением благородной задачи – развить какие-то новые, эффективные программы в целях повышения “ценности жизни” инвалидов, их социальной реабилитации, более широкого и полного участия во всех сферах жизни, обеспечения равенства с не инвалидами.

Во всем мире сейчас исповедуется идея социальной интеграции, равных прав и возможностей людей с инвалидностью. К сожалению, в нашей стране инвалиды дискриминируемая группа. Наши исследования показали, что у них ниже зарплата и вообще доход, уровень потребления товаров, уровень образования. Многие остаются невостребованными обществом: около 20% людей с инвалидностью, желающих работать, не могут найти работу. Заметны отличия между людьми с инвалидностью и здоровыми в такой важной сфере, как семейная. Среди инвалидов женатых и замужних значительно меньше. Кроме того, инвалидность приводит к трудностям сохранения семьи, особенно среди инвалидов 1 группы. Общественная активность людей с инвалидностью в целом невысока, они меньше интересуются общественными проблемами – и это естественно, поскольку они оторваны от жизни общества.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок – инвалид». В Российской Федерации число детей-инвалидов по приблизительным подсчетам составляет более 220 тыс.

На территории субъектов Российской Федерации создаются учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы первичного уровня – бюро медико-социальной экспертизы, а также учреждения высшего уровня – главные бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации. Бюро медико-социальной экспертизы создаются, как правило, из расчета одно бюро на 70-90 тысяч населения при условии освидетельствования в год 1800-2000 человек.

Принципы реабилитации инвалидов Дифференцированность: с точки зрения подбора мер воздействия с учетом формы заболевания, глубины поражения органов и систем; с точки зрения конечных результатов (социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, социальная интеграция). Последовательность: в видах реабилитации (медицинская, психолого-педагогическая, трудовая, социальная); в методах (восстановительная терапия, трудовая терапия, бытовая адаптация); в организации (формирование медицинских показаний, выбор видов труда, досуговых мероприятий). Комплексность – единовременный “охват” инвалида всеми специалистами, взаимодействие их в ходе реабилитационного воздействия.

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Смысл реабилитации не в определении ущербности, а в выявлении потенциальной способности инвалида вернуться, насколько это возможно, в общество и максимально реализовать свои ограниченные способности, чтобы не стать вечной обузой общества и его изгоем.

В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформированы основные принципы социального обслуживания инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 закона).

Проблема профессиональной реабилитации инвалидов рассматривается отдельно и в силу ее значимости выделена в особый раздел профессионально-трудовой реабилитация. В широком смысле проблема социально-средовой реабилитации и интеграции инвалидов в общество не может считаться решенной без возвращения или приобщения инвалида к посильной трудовой деятельности.

К задачам социальной реабилитации относят: Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения. Развитие коммуникативных навыков.

Социально-бытовая адаптация Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни. Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения.

Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь инвалиду, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.

Реабилитация инвалидов с нарушением слуха Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специальные методы в связи с невозможностью получения а также воспроизведения информации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют тренажеры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий.

Реабилитация инвалидов с нарушением зрения Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве. Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений. Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.




Новое на сайте

>

Самое популярное