Дети с нарушенными зрительными функциями часто не умеют установить контакт с окружающими людьми, они беспомощны перед незнакомыми людьми, проявляют болезненную внутреннюю скованность. Тогда слепые и слабовидящие дети ради сохранения внутреннего равновесия предпочитают уходить от контакта. Такое поведение является социальным аутизмом.
Если люди не откликаются на стремление детей общаться, у тех не удовлетворяется потребность испытать их внимание. Это приводит к дискомфорту, к длительным психоэмоциональным угнетениям, которые проявляются депрессивными состояниями. Слепые дети перестают верить в свои силы, они отчуждаются. Это особенно выражено у полностью слепых детей. Ребенок-инвалид, изолированный в силу дефекта, лишен возможности свободно передвигаться и общаться.
Из тупиковой ситуации одиночества и социальной депривации им помогает уход в эстетическую творческую деятельность. Дети пытаются сочинять стихи, что-то мастерить руками или писать музыку. Когда ребенок-инвалид по зрению открывает для себя радость эстетического творчества, он не только меняет свою жизненную позицию, но и отношение к своей жизни, себе и своему изъяну. Он начинает более оптимистично смотреть на жизнь и окружение. Но, к сожалению, в большинстве случаев по окончанию учебного заведения инвалид по зрению вновь оказывается в условиях узкого семейного общения.
Главным каналом, поставщиком различных переживаний, которые отражают жизнь человека, является общение. Оно приобретает особое значение в жизни инвалида по зрению тогда, когда он включается в творческую эстетическую деятельность и попадает в коллектив, в котором находит отклик на свое творчество. Но если незрячим людям не помогать, их творческие качества могут не развиться. Необходимо дать им увидеть те положительные стороны своей психики, которые помогут найти понимание, утвердиться в жизни и проявить себя в обществе.
Как себя чувствует ребенок в школе-интернате, напрямую зависит от формы организации и содержания его жизнедеятельности во внеурочное время. Вместе с детьми воспитатель старается провести больше разнообразных мероприятий, сделать интересных дел. Педагоги используют такие методы работы со слабовидящими и незрячими детьми:
- лекции;
- беседы;
- участие в конкурсах и концертах;
- чтение и обсуждение литературы;
- оформление стенгазет;
- подготовка общешкольных праздников;
- труд по самообслуживанию;
- общественно-полезный труд;
- изготовление пособий.
Когда дети работают в коллективе, у них развивается социальная активность и творческие навыки. Они учатся высказать свое мнение, оценивать сделанное, считаться с мнением других, быть ответственным за порученное дело. Эти навыки развиваются во время подготовки и проведения различных мероприятий.
При подготовке общешкольных мероприятий работа происходит по таким этапам:
- Подбор материала. Дети самостоятельно подбирают сценки, стихи, игры, интересные ситуации и монологи. Педагогу необходимо учитывать состояние у них зрения.
- Составление и обсуждение сценария. Этот этап должен пройти творчески. Дети могут вносить поправки, высказывать пожелания, творчески обрабатывать материал. Часто дети могут сделать очень существенные замечания, убедить старших людей.
- Распределение ролей. Необходимо вместе с детьми обсудить, кому какая роль больше всего подходит. Некоторые дети желают играть энергичных героев, главные роли, любят выступать на публике, а другим больше нравятся роли второстепенные, с небольшим количеством слов и движений. Одни на всю мощь могут использовать свои способности, с удовольствием петь и танцевать. Другие комфортно себя чувствуют, когда помогают на сцене. Кто-то с трудом способен запомнить четыре строчки, а у кого-то хорошая память, и он может сам вести программу. При распределении ролей следует учитывать личностные особенности, желание и состояние здоровья детей.
Полезным бывает научить детей при подготовке мероприятия прослушать выразительное исполнение произведения воспитателем. Следует анализировать живую речь, работать над сценическим движением, мимикой и пантомимикой. Здесь открывается широкий простор инициативе, творчеству и самостоятельности.
После того, как ребенок получит положительную оценку и переживет чувство радости от сделанного всем коллективом, он чувствует сопричастность к общему делу. Он загорается желанием творить хорошее, доброе, высказывает пожелание в следующий раз участвовать в общем деле. Для детей-инвалидов по зрению принципиально важно, чтобы их излишне не опекали, понимали и принимали как равных.
Социальную реабилитацию инвалидов по зрению улучшает трудотерапия. Выполняя любой труд, дети учатся его любить, становятся более усидчивыми, настойчивыми и целеустремленными. Они проявляют инициативу, учатся выбирать оптимальные способы выполнения действий, стремятся доводить начатое дело до конца. Без таких качеств дальнейшая жизнь невозможна.
Но прежде чем ребенок начнет выполнять какую-либо работу, он должен получить определенную сумму знаний, показать, как он будет выполнять определенные действия. Так, например, для того, чтобы изготовить поделку, необходимо вначале со слабовидящими детьми собрать и рассмотреть природный материал. Затем педагогу необходимо показать, как сворачивать и закреплять на веточках листья. Только после этого дети могут выполнить такие действия самостоятельно. Важно в конце работы оценить целесообразность, своеобразие и индивидуальность труда. Детей обязательно необходимо похвалить и поблагодарить за выполненную работу.
В процессе психолого-педагогической реабилитации детей должны быть учтены следующие моменты:
- состояние здоровья детей;
- отклик на их просьбы и пожелания;
- личностно-ориентированный подход;
- использование специальных методов и приемов работы, интересных форм организации внеурочной деятельности.
Необходимо чаще хвалить детей, ведь это вызывает у них положительные эмоции и желание что-то хорошее сделать в следующий раз.
· Патопсихологические особенности лиц с нарушением
Слуха и зрения
· Социально-медицинская реабилитация слепых
· Социально-медицинская реабилитация инвалидов по слуху
Патопсихологические особенности лиц с нарушением слуха и зрения. При анализе личностной структуры взрослых инвалидов с нарушением зрения с детства необходимо учитывать следующую характерологическую дифференциацию: личности тормозимого круга составляют 45%; возбудимого круга - 35%; смешанного характера - 20 %.
У инвалидов тормозимого круга преобладают замкнутость, малая общительность, сенситивность, робость, нерешительность. Для инвалидов возбудимого круга характерны повышенная возбудимость, раздражительность, чрезмерная эффективность с потерей чувства контроля над своими действиями, обидчивость, упрямство, эгоцентризм. Они отличаются обстоятельностью и педантизмом. Многие склонны к истерическим реакциям. У подавляющего большинства инвалидов с нарушением зрения невротические черты характера наблюдались с самого детства. При этом такие лица обладают хорошей памятью, легко и свободно излагают свои мысли и имеют достаточно высокую общеобразовательную подготовку. Многим из них свойственны обостренное понимание морально-нравственных принципов и повышенная принципиальность.
Патопсихологические изменения и проявления зависят от времени появления дефекта зрения и его глубины. Отсутствие зрения с раннего детства само по себе не является фактором психологическим, и слепые не чувствуют себя погруженными во мрак. Психологическим фактом слепота становится только тогда, когда незрячий человек вступает в общение с отличающимися от него зрячими людьми.
Глубина и длительность реакции на слепоту зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития зрительного дефекта, от его тяжести и времени появления. Реакция у мгновенно ослепших людей - более тяжелая, чем у тех, кто потерял зрение постепенно.
Выделены три этапа личностного невротического реагирования на появление слепоты.
1. Острая реакция эмоционального шока в первые дни проявляется в виде эмоциональной дезорганизованности, угнетенности, тревоги, страха, астении, гипертрофированного представления о своем дефекте.
2. Реактивный переходный период с развитием невротического состояния наблюдается в течение первых трех месяцев. Психопатологическая симптоматика определяется депрессивными, тревожно-депрессивными, ипохондрическими, истерическими, фобическими расстройствами.
3. При прогрессирующей потере зрения характерны жалобы на одиночество, беспомощность. Возможны суицидальные действия. В этот период либо происходит адаптация к слепоте, либо развиваются патохарактерологические изменения в структуре личности.
Патологическое развитие личности проявляется преимущественно четырьмя типами: астеническим, обсессивно-фобическим, истерическим и ипохондрическим, аутистическим (с погруженностью в мир внутренних переживаний). При неблагоприятных условиях у поздноослепших могут нарушаться социальные связи, изменяться поведение.
Выделяют 4 фазы в процессе адаптации к слепоте: 1) фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия; 2) фаза занятия, в которой инвалид по зрению включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей; 3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие возможности; 4) фаза поведения, когда складываются характер и стиль деятельности незрячего, определяющие весь его дальнейший жизненный путь.
Психологические нарушения у взрослых людей при потере слуха во многом схожи с теми, которые наблюдаются при потере зрения, так как в обоих случаях обусловлены сенсорной депривацией и изоляцией.
Взрослые люди с рано приобретенными нарушениями слуха при благоприятных социально-психологических условиях могут достигать хорошего уровня социально-психологической адаптации с редукцией нервно-психических отклонений. Наблюдаются несколько типов патохарактерологического развития личности. Для лиц с астеническим типом личности характерны чувство тревоги, неустойчивое настроение, сенситивность, неуверенность в себе, страх перед трудностями жизни и в работе. Реактивно обусловленные декомпенсации сопровождаются вегетативно-сосудистыми нарушениями, снижением настроения, расстройствами восприятия в виде патологических ощущений и иллюзорных переживаний, идей неполноценности. Постепенно зависимость состояния от психотравмирующих ситуаций стирается, и психические аномалии становятся характерной особенностью личности. Круг интересов сужается до концентрации на собственном самочувствии и переживаниях. Нередко возникают ипохондрические, депрессивные настроения, страх общения (социофобия). Появляется повышенное внимание к самоощущениям и вопросам здоровья. Возможно формирование астено-депрессивных или ипохондрических расстройств личности. В поведении прослеживаются повышенная пунктуальность, аккуратность, приверженность к распорядку дня.
Развитие личности по возбудимому типу чаще наблюдается в дисгармоничных семьях, при наследственной отягощенности. Такие лица на фоне инфантильности, обидчивости, ранимости, мнительности проявляют повышенную требовательность, нетерпимость к окружающим, придирчивость, раздражительность. Нередко они обладают повышенным самомнением, демонстративным поведением, стремлением к чрезмерному к себе вниманию, эгоцентризмом.
При поздней потере слуха, в зрелом возрасте, эта беда воспринимается как тяжелая психотравма. Личностное реагирование на потерю слуха зависит от многих факторов: личностных особенностей, возраста, быстроты снижения слуха, психологической устойчивости к стрессам, социального положения, профессии. Внезапная потеря слуха воспринимается как крушение жизни и сопровождается эмоциональной невротической реакцией. Психологическая реакция на постепенное ухудшение слуха носит менее острый характер, так как человек постепенно адаптируется к изменению здоровья. Потеря слуха сопровождается нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации. Отношение к потере слуха во многом зависит от возраста и социального положения. Молодые люди острее воспринимают свой дефект. Для них психологически более значимы эстетические, интимные компоненты заболевания, резонанс на его дефект со стороны знакомых и близких людей, ограничение личной свободы, профессионального роста, возникновение определенной социальной депривации.
В пожилом возрасте потеря слуха воспринимается менее болезненно, иногда - как закономерный процесс старения. В психическом состоянии наряду с усилением прежних черт или изменений личности, свойственных периоду старения, появляются и новые черты - эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения: от надежды на улучшение состояния здоровья и жизненной ситуации человек быстро переходит к отчаянию.
Есть и другая категория людей, с противоположным отношением к своей болезни - аногностическим. Они отказываются замечать свой дефект, обвиняют окружающих, что те говорят тихо или неразборчиво, а если окружающие повышают голос, - заявляют, что «нечего кричать, они не глухие».
Социальные позиции людей, утративших слух, подразделяются на три типа: адекватная позиция, соответствующая реальному положению вещей; позиция, обусловленная переоценкой тяжести своего состояния и характеризующаяся неверием в свои возможности, слабостью побуждений, нежеланием активно включаться в реабилитационный процесс; позиция упорного нежелания изменить свой образ жизни в соответствии с изменившимися возможностями.
В ряде случаев молодые люди, недавно потерявшие слух, сами рвут свои прежние связи и самоизолируются, так как, по их мнению, становятся неудобны для общения со старыми знакомыми и друзьями. В этом отношении позитивно отличаются инвалиды с детства, которые адаптированы к своему заболеванию и ограничениям и не склонны строить свое представление о себе только на основании наличия своего дефекта.
Тип реагирования на болезнь будет определять поведение больного и соответственно психотерапевтическую тактику врача или социального работника, участвующих в реабилитационном процессе.
Социально-медицинская реабилитация слепых. Слепотой в медицинском смысле называется полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов и их грубые очертания, но и свет. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно нулю. При наличии остроты зрения 0,04 и ниже на лучшем глазу с использованием средств для коррекции зрения (очки) обладателей его следует относить к слепым.К слабовидящим относят лиц с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 5 до 40%. Это дает возможность слабовидящим более регулярно и систематически использовать оптический анализатор для зрительных работ, таких как чтение и письмо, а также некоторых других, не предъявляющих высоких требований к зрению, но только в особо благоприятных условиях.
Слепота - одна из важных социальных проблем. В мире насчитывается не менее 20 млн. слепых, если слепоту определять, как неспособность сосчитать пальцы на расстоянии 3 метров, т. е. если придерживаться определения слепоты, рекомендованного Всероссийским обществом слепых (ВОС). По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитывается 272801 человек, из них 220956 - тотально слепые.
Основные причины, способствующие росту инвалидности по зрению: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.
Как остаточное зрение, так и зрение слабовидящих не является неизменным. К прогрессирующим следует относить заболевания первичной и вторичной глаукомы, незаконченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки и т.д. К стационарным видам следует относить пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта и т.д.
Возраст возникновения нарушения зрения и его характер определяет степень ограничения жизнедеятельности. К основным категориям нарушения жизнедеятельности слепых можно отнести такие, как снижение способности видеть, идентифицировать людей и объекты, соблюдать личную безопасность. Через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. Незрячий или слабовидящий человек в процессе своей жизнедеятельности встречается со множеством трудностей: низкими возможностями в сфере образования и трудоустройства, получения доходов; нуждаемостью в специальном оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание, в лечебном и медицинском обслуживании. Многие трудности жизнедеятельности обусловлены не только дефектом зрения, но и ограничениями социальной среды и неразвитостью реабилитационных услуг. Инвалиды недостаточно оснащены вспомогательными тифлотехническими средствами (магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками к ним, приспособлениями для приготовления пищи и ухода за ребенком и т.д.) и средствами коррекции зрения (телескопическими и сферопризматическими очками, гиперокулярами, увеличивающими приставками). Трудности передвижения на улице и в транспорте связаны с «архитектурным» барьером. Отсутствует специальная методическая литература по вопросам оказания помощи инвалидам по зрению; не хватает специалистов-реабилитологов.
В настоящее время государство направляет свои усилия на создание такой социальной структуры, которая бы максимально обеспечивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в медицинском обслуживании, реабилитации, посильном их участии в трудовой деятельности и культурной жизни общества, образовании, обучении, развитии творческих умений и навыков. Законодательно права и льготы лиц с нарушением зрения зафиксированы в ряде международных и российских нормативно-правовых документов, общих для всех категорий инвалидов.
Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение незрячих и слабовидящих людей в обществе, традиционно считаются их участие в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Это определяет приоритеты правовых основ социальной зашиты инвалидов по зрению, которые направлены, прежде всего, на улучшение медицинского обслуживания и реабилитации, решение проблем трудоустройства и профессионального обучения, на улучшение материального положения инвалидов и их семей.
Огромный вклад в социальную защиту вносят общественные организации инвалидов. Согласно статистическим данным, 92 % организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов по зрению, являются негосударственными учреждениями. Наиболее мощные из них - Всероссийское общество слепых (ВОС) и РИТ (Работники интеллектуального труда). В данный период времени эти предприятия и территориальны первичные организации не могут осуществлять помощь инвалидам по зрению в полном объеме. В настоящее время в России существует четыре центра реабилитации слепых (Волоколамский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Бийский), где проводится комплексная реабилитация:
Медицинская - направлена на восстановление зрительной функции, профилактику остаточного зрения;
Медико-социальная - комплекс лечебно-оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий;
Социальная - комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, восстановление утраченных общественных связей; на восстановление и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде, в обучении системе Брайля;
Психологическая - психологическое восстановление личности, формирование черт личности в подготовке к жизни в условиях слепоты;
Педагогическая - обучение и воспитание;
Профессиональная - профессиональная ориентировка, профессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;
Разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспечение ими слепых.
Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов.
Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.
В педагогическом процессе особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач.
Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.
Профессиональная подготовка включает обучение определенным специальностям, ремеслам и обучение навыкам ведения собственного дела. Набор специальностей и ремесел определяется доступностью для незрячих, общественным спросом на эти специальности и возможностями трудоустройства инвалидов по зрению.
Коррекционное направление работы с родными и близкими инвалидов по зрению включает в себя социально-психологическую помощь при решении внутрисемейных проблем.
Информационно-просветительское направление предусматривает получение родными и близкими инвалида по зрению наиболее полной информации о Всероссийском обществе слепых, системе реабилитации в Российской Федерации и за рубежом, правах и льготах инвалидов по зрению, профилактике и охране остаточного зрения, возможностях рационального трудоустройства, обучения в различных учебных заведениях и о многом другом.
Информационно-практическое направление предусматривает знакомство родных и близких незрячего с основными приемами и способами пространственного ориентирования, правилами сопровождения незрячего, вспомогательными тифлотехническими средствами по пространственному ориентированию, с рельефно-точечным шрифтом Брайля и письмом по Гебольду, т.е. письмом обычным плоским шрифтом по трафарету, с приемами и способами ведения домашнего хозяйства в условиях ограниченного зрительного контроля или его отсутствия.
Лишь совместные усилия специалистов и ближайшего окружения незрячего могут привести к положительным результатам его реабилитации.
Социальная реабилитация инвалидов по слуху . По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нарушения слуха имеют около 300 млн. человек, что составляет примерно 7 - 8 % всего населения планеты; около 90 млн. человек имеют тотальную глухоту. В Российской Федерации, по примерным данным ВОГ, 12 млн. человек имеют нарушения слуха, из них более 600 тыс. человек - дети и подростки.
Стремительно растет число лиц с нарушенным слухом в группе населения после 50 лет. Постоянно увеличивается число детей с дефектами слуха. В структуре заболеваний на долю нарушений слуха и зрения суммарно приходится 17% всех заболеваний, которые приводят к детской инвалидности. Основные причины возникновения заболевания по слуху у детей и взрослых - последствия воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, свинки, скарлатины и др.), токсических поражений в результате приема ототоксических препаратов (препаратов аминогликозидного ряда), механических травм и контузий, поражение центральных отделов слухового анализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, кровоизлияния, опухоли).
Существуют различные классификации по степени потери слуха, среди которых самая распространенная - классификация, принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (табл. 1).
Инвалидность по слуху, как правило, присваивается лицам, имеющих полную потерю слуха либо потерю слуха III или IV степени.
Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения занимается тифлопедагогика. В зависимости от степени нарушения зрения дети делятся на:
1) слепых (незрячих), у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, силуэты предметов;
2) слабовидящих – могущих иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-светоощущений, периферического и бинокулярного зрения).
Слепота и слабовидение – категории психофизических нарушений, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении, своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Врожденная слепота обусловлена повреждением и заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
Приобретенная слепота – следствие заболевания органов зрения (сетчатки, роговицы) и заболеваний центральной нервной системы (менингита, опухоли мозга), осложнений после общих заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины), травматических повреждений мозга или глаза.
Время наступления нарушения зрения существенно для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности психофизического развития. Отсутствие визуальной тренировки у слепорожденных сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Основным фактором ориентировки для таких детей становится звуковой раздражитель.
У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. У слепых в одних случаях могут развиться отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.
Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально, хотя проявляется некоторое своеобразие мыслительной деятельности с преобразованием развития абстрактного мышления.
У ослепших детей: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зрительных образов.
Социально-реабилитационная и коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения прежде всего состоит в организации компенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожного, вибрационного и других. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохраненности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лица с глубокими зрительными нарушениями.
Реабилитационная работа при полном отсутствии зрения должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с порой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности. Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета.
Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети с нарушениями зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Высокий уровень развития слуха у слепых и слабовидящих обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля. Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения проводятся упражнения на дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.
Реабилитационная работа с детьми с нарушениями зрения в школе при обучении и воспитании предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности. Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, разбить мышление, восприятие, память и т.д. Для развития у слепых и слабовидящих детей познавательно-образного мышления используют игру, учение, труд, которые можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью.
На формирование личностных качеств у детей с нарушением зрения значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат в семье, школе, ближайшем окружении, который характеризуется сочувственным отношением, созданием щадящего режима. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий при коррекционной и реабилитационной работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабовидящих детей, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жизни, полноценный труд, независимую жизнь.
Итак, социально-реабилитационная работа с детьми с нарушениями зрения направлена на гармоничное социальное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психологическое и физическое развитие ребенка.
3.2 Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха
Окружающая среда с ее многочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью слуха, для лиц, страдающих глухотой, является нередко малодоступной. Требуются определенные реабилитационные мероприятия, для того чтобы данная категория инвалидов имела равные возможности жизнедеятельности со здоровыми.
Существуют различные классификации по степени потери слуха, среди которых самая распространенная - классификация, принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Её можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1: Классификация слуховых нарушений .
Социально-средовая реабилитация инвалидов с патологией слуха представляется социальными методами обучения, созданием специальных производственных условий, условий труда. Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха состоит в приведении окружающей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в создании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество.
Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специальные методы в связи с невозможностью получения а также воспроизведения информации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют тренажеры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий.
В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты. Для создания максимального комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой: индикатор телефонного вызова с возможностью подключения комнатного светильника; телефонная трубка с усилителем; световой сигнализатор дверного звонка; будильник со световой, вибрационной индикацией; телефон-принтер с памятью со встроенным экраном;
Специфические ограничения жизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении получения информации. В связи с этим глухота не только создает проблемы "доступа" к транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, оснащение транспорта для глухих и плохослышащих, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, "бегущей строкой" - информацией о наименовании станции, мигающим маяком.
В связи с тем, что в основе причин глухоты лежат вредные условия труда, в реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувь, ушные шлемы.
Для действенной реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществления субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованной инвалидам.
Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.
В федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации .
Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать выводы, что для полноценной жизни этой категории инвалидов необходимо создание условий для доступа к информации, которой располагает здоровое общество.
3.3 Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения
Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:
Глубокое нарушение зрения обоих глаз;
Глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;
Среднее нарушение зрения обоих глаз;
Глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.
Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция. Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.
Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.
Особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.
Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.
Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)
Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства. Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.
Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:
Для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации – локаторы лазерные, световые и др.)
Для самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)
Для информационного обеспечения, обучения;
Для трудовой деятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности .
Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.
В федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами .
Заключение
Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Целью курсовой работы являлся анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование методики осуществления реабилитационных мероприятий. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
1) социальную реабилитацию можно определить, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменения социального статуса, девиантного поведения личности. Сущность социальной реабилитации - это восстановление возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно-методических оснований исходят.
2) основной целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Выявлено, что объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы. Субъекты процесса, при проведении социальной реабилитации должны придерживаться принципов, которые несут в себе основную идею – идею гуманизма.
3) установлено, что методика осуществления социальной реабилитации реализуется путём двух направлений: социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации.
4) выявлено, что социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве. Осуществляется она путём приспособления окружающей среды к функциональным возможностям инвалида и включает такие мероприятия, как обустройство квартиры инвалида, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания, информирование членов семьи инвалида по различным вопросам и т.п. Также проводятся занятия-практикумы в центрах социального обслуживания населения и экскурсии, которые призваны помочь инвалиду ориентировании на местности.
5) в ходе работы удалось выяснить, что во время проведения социально-бытовой адаптации, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация инвалида. Это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Методика осуществления – это обучение; обучение социальной независимости, обучение распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности, обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами и т.д.
6) в связи со значительным увеличением количества лиц с ограниченными возможностями социальная реабилитация расширяет свои методики оказания помощи этой категории населения, при этом учитываются особенности не только отдельной категории инвалидов, но и непосредственно конкретного человека. Изучение показало, что определённого подхода к себе требуют инвалиды с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью, поскольку
95 % инвалидов этой категории, признанны нетрудоспособными и остаются на пенсионном обеспечении пожизненно. Осуществляется социальная реабилитация путём восстановления трудового статуса и приобретения способностей жить в естественных условиях. Один из способов достижения способности вести независимую, личностно удовлетворяющую жизнь это репетиция-имитация "нормальной" самостоятельной жизни и общественных взаимодействий. Что касается инвалидов с нарушениями слуха, то здесь социальная реабилитация проводится с помощью обучения, созданием специальных производственных условий, условий труда, основная цель – это создание условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество. Свои особенности есть и в оказании социальной реабилитации инвалидам с нарушением зрения. Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию содержания социальной реабилитации инвалидов и методики её осуществления.
Список использованных источников
1 Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешехина; под ред. Т.В. Зозули. – М.: "Академия", 2005. – 304 с.
2 Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
3 Социальная работа: Словарь – справочник /Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.А. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович. – М.:"Контур",1998. – 480 с
4 Социальная геронтология в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учебное пособие/ сост. Т.П. Ларионова, Н.М. Максимова, Т.В. Никитина. – М.: "Дашков и К", 2009. – 80 с.
5 Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: "Дашков и К", 2003 – 340 с.
6 Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. 0-753 высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Басова. - М: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.
7 Социально-экономическая помощь населению // Internet resource: http//n-vartovsk.ru/adm
8 Социально-бытовая реабилитация инвалидов // Internet resourсe: http//www.sci.aha.ru.
9 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан: Учебное пособие. – М.: ЦИЭТИН, 1991.
10 Internet resourсe: http//www.megananny.ru/soc-sr-orient
11 Психическое здоровье пожилых людей //Internet resourсe: http//terms/monomed.ru
12 Психическое здоровье – это больше, чем отсутствие психических расстройств //Internet resourсe: http//[email protected]
13 Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебное пособие – М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 224 с.
14 Internet resourсe: http//www.kwota.ru/181-fz.phtml
15 Internet resourсe: http//www.classs.ru/library1/economics/savinov/
16 Internet resourсe: http// kadrovik.ru/docs/08/fzot24.11.95n181-fz.htm
17 Социальная работа / под общей ред. Проф. В.И. Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". – Ростов н/Д: "Феникс", 1999. – 576 с.
18 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М: Академический Проект, 2005. - 512 с.
Техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации. 2.3 Проблема социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня Социально-демографическая структура общества, оставаясь всегда неоднородной, предполагает выделение в ней нескольких обобщенных людских когорт, которые могут быть...
Дополнительную помощь в работе от всех служб учреждения. Заключение Целью выпускной квалификационной работы явилось изучение возможностей трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната. Достижение этой цели предусматривали следующие задачи: – изучить научно-методическую, специализированную литературу и другие источники...
В этих учреждениях сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Основная цель этих учреждений - осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подготовки и последующего рационального...
Необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, ...
Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:
- - глубокое нарушение зрения обоих глаз;
- - глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;
- - среднее нарушение зрения обоих глаз;
- - глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.
Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция. Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.
Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.
Особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.
Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.
Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)
Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства. Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.
Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:
- - для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации - локаторы лазерные, световые и др.)
- - для самообслуживания - тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)
- - для информационного обеспечения, обучения;
- - для трудовой деятельности - тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности .
Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.
В федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами .