Домой Детская стоматология Все секреты и тайны пещерных городов крымского полуострова.

Все секреты и тайны пещерных городов крымского полуострова.

Красоты современной архитектуры всегда привлекали путешественников, покоряющих города и страны. Причудливые формы, космические линии, раздолье высоких технологий… А между тем параллельно существует мир других строений – без изысков, но хранящих множество тайн и загадок. Это древние пещерные города Крыма, высеченные в неприступных скалах, символизирующие непокорность великого народа.

Скальные города Крыма появились еще до нашей эры, но особое историческое значение приобрели после Рождества Христова. Приблизительно до 13-14 ст. н.э. богатые долины полуострова периодически подвергались набегам диких кочующих племен, поэтому жить тут было небезопасно.

Первые пещерные города в Крыму

В те времена в скалистой части полуострова стали появляться городища, в которых население пряталось во времена вражеских атак. Всех их объединяет особенное расположение в неприступных местах и то, что они имели искусственные пещеры-«квартиры», вырубленные в скалах. Такие поселения еще в 19 ст. н.э. стали известны как пещерные города Крыма. Дольше всех держались в осадных условиях те города, которые сооружались на отвесных скалах. Попасть в город можно было только с одной, пологой стороны, которую укрепляли фортификационными сооружениями.

Скальные города Крыма выглядят как огромные термитники — когда-то здесь спасались от вражеских нашествий местные жители

Крымские городища тянутся аккуратной цепочкой вдоль Внутренней гряды – от середины реки Альмы и до устья реки Черной. Не все они классически считаются городами. Только некоторые из них, самые крупные, разрастались до уровня административно-промышленных центров. Остальные служили сугубо как убежище, реже – в качестве пещерных монастырей Крыма.

Пещерный город Инкерман — историческая жемчужина Крыма

Инкерман – один из пещерных городов Крыма раннего средневековья неподалеку от Севастополя. История Инкермана начинается с 6 века н.э. В то время Херсонес подвергался нападкам врагов, и для его защиты греки построили на Монастырской горе крепость, названную Каламита. Через пару столетий . Время разрушило его, остались только пещерные храмы.

Скалы Инкермана испещрены множественными пещерами, которые народы Крыма использовали как укрытие при нападении татаро-монгольских орд

Остатки смотровых башен и стен Каламиты сохранились по сей день

В 12-15 ст. н.э. Каламитой владели князья Феодоро – они расширили и укрепили крепость. Она всегда была лакомым кусочком благодаря удачному расположению в устье Черной реки – тут сформировался основной торговый порт христианского княжества Феодоро. В 1434 году генуэзцы атаковали город и предали порт огню. А через 21 год Каламиту захватили турецкие войска и дали ей название Инкерман, что значит «пещерная крепость». Турки, хозяйничающие в Крыму, пещерный город Инкерман завоевали, но вскоре забросили его, и город постепенно превратился в руины.

Над храмом в Инкермане высятся руины древней крепости Каламита

Стена монастыря пещерного города Инкерман выглядит как фасад рукотворного здания

Монастырь Инкерман высечен в глубине отвесной скалы

Внеземная красота пещерного города Крыма Эски-Кермен

Один из самых любимых у путешественников, кто покоряет Крымский полуостров, – пещерный город Эски-Кермен. Его построили в качестве византийского укрепления в конце 6 ст. н.э. Выгодное прискальное расположение позволяло людям укрываться тут от орд степняков, которые грабили, убивали и сжигали неукрепленные поселения.

Плоские вершины скал позволяли жителям Эски-Кермен формировать своеобразные террасы на «крыше» своих жилищ

Оборонная способность Эски-Кермен была идеальной — горы в этой местности возвышаются над равниной подобно высоким стенам с отвесными склонами

Находится пещерный город Эски-Кермен в Крыму, в 5 км от Бахчисарая. Его название с крымско-татарского означает «старая крепость». Развиваться Эски-Кермен стал с 10 века н. э. и превратился в цветущее поселение. Тут даже жил епископ, правящий округой. В 1299 году город разорили монголы, а еще через 100 лет напали повторно и окончательно разрушили его.

Округлая форма гор на территории пещерного города Эски-Кермен ассоциируется с неземным рельефом

Проемы неправильной формы создают ощущение отверстий, возникших естественным образом в толще скал

Эски-Кермен интересен множеством пещер, вырубленных в местных скалах (около 350 в городе, около 50 за чертой поселения). Их использовали в основном как хозяйственные постройки, некоторые из них – чтобы оборонять этот пещерный город Крыма (хорошо видно на фото). Также в скалах в 12-13 столетиях были вырублены несколько пещерных храмов.

Загадочный пещерный город Крыма — Бакла

Самый северный и самый малопосещаемый пещерный город Крыма — Бакла. Это слово с татарского языка переводится как «фасоль». Но имеется еще одна версия, откуда пошло название поселения: «баклак» — это дорожная емкость для воды с узеньким горлышком. Точная дата основания города так и не определена. Известно, что первые захоронения в этом месте датированы 5 ст. н.э. Есть сведения, что Византия тайно использовала пещерный город Баклу, дабы приобщить народы Крыма к христианству.

Оборонная способность крымского пещерного города Бакла была практически нулевой из-за невысоких гор — скорее, это было просто удобное место для основания поселения

Пещерный город Бакла как бы нависает над плодородной крымской долиной

Город построен в живописной, но незащищенной местности. В его черте был замок с недоскональными оборонительными сооружениями, к нему примыкали и вовсе неукрепленные поселения. Во время агрессорских набегов местные жители вынуждены были прятаться в Чуфут-кале. Плохая оборонительная способность привела к кончине пещерного города Баклы – он одним из первых в Крыму рухнул в конце 13 ст. н.э. под напором татаро-монгол. Основные достопримечательности разрушенного города: христианский храм, винодавильни, высеченные в скалах, и подземный тоннель.

В процессе подвижек крымских горных пластов обнажились мягкие породы песчаника — они-то и стали пристанищем для многих поколений крымчан

Податливый ракушечник позволил крымским народам выдалбливать в скалах глубокие пещеры для жилья без особого напряжения

Сквозь окна-проемы пещерного города Бакла открывается живописный вид на крымские равнины

Мангуп Кале — древнейший пещерный город в Крыму

Одним из самых древних пещерных городов Крыма и самым большим среди них считается Мангуп Кале. В 11-14 ст. н.э. он, будучи столицей княжества Феодоро, назывался так же. Находился в неприступном месте: южный , недосягаемым для завоевателей, северный же перегородили фортификациями. Поэтому Мангул Кале и просуществовал длительное время, достигнув расцвета в 12-13 ст. н.э. Ни воины Ногая, промышляющие разбоем, ни монгольские орды не смогли захватить пещерный город, олицетворяющий непокорность Крыма.

Фортификационные постройки пещерного города Мангуп Кале сохранились до сих пор

Крымские скалы пронизывают многочисленные пещеры-«квартиры» — многоуровневые жилые пространства

Только к концу 13 ст. н.э. генуэзцы и татары завоевали некоторые части княжества. Несмотря на потери, Феодоро длительное время оставался влиятельным государством. Но в 1475 году умер его правитель, князь Исаак, и турки, воспользовавшись смятением жителей, взяли город в осаду, а спустя полгода разграбили его и сожгли. Сейчас в этом месте высятся остатки цитадели и фортификаций, пещеры-казематы и несколько храмов.

Для основания пещерных городов местное население выбирало самые неприступные скалы Крыма

Тайны крымского пещерного города Чуфут-Кале

С крымско-татарского мелодичное название средневекового Чуфут-Кале переводится дословно как «еврейская крепость». «Скала иудеев» и «скала караимов» — другие версии названия пещерного города, находящегося в районе Бахчисарая. Именно в этой части Крыма жили поселенцы, религией которых и был ортодоксальный иудаизм.

Мягкая горная порода крымских скал позволяла местным жителям проделывать в их толще многочисленные пещеры и ходы

Мавзолей монголо-татар на территории пещерного города Чуфут-Кале

Жители Чуфут-Кале выдолбили в скалах не только жилые пещеры, но и лестницы для перемещения между уровнями города

Предполагается, что город построен за 400 лет до н.э. Много столетий жил он спокойно. Но в 13 ст. н.э. город штурмовали войска эмира Ногая, а в 13-14 ст. н.э. тут образовалось Крымское ханство, правители которого разрешали караимам селиться только в пещерном городе Чуфут-Кале. Когда Крым стал частью Российской империи, ограничения сняли, и до конца 19 века последние караимы покинули город и расселились по территории всего Крыма.

Жилые пространства пещерного города Чуфут-Кале

Западная часть считается самой древней в Чуфут-Кале. Кроме огромного количества хозяйственных построек-пещер, тут сохранились стены мечети и небольшой мавзолей дочери хана Тохтамыша, два храма (одни из самых интересных пещерных храмов Крыма) и усадьба. Последние караимы выселились из города в конце прошлого века, после чего начался быстрый упадок и разрушение некогда красивого Чуфут-Кале, одного из самых знаменитых пещерных городов Бахчисарайского района.

Романтический пещерный город Крыма — Кыз-Кермен

Неподалеку Чуфут-Кале находится Кыз-Кермен. С первого камня этот пещерный город Крыма укреплялся тесаными блоками и валунами. Несмотря на грозный вид, название поселения имеет романтичное название, которое в переводе звучит как «девичья крепость». На заре нашей эры в Кыз-Кермене проживали скифы, которые не очень заботились об укреплении жилищ – те состояли из не особо подтесанного камня, скрепленного глиной. На случай нападения врагов в Кыз-Кермене существовал огражденный пустырь, на котором могло расположиться множество народа.

Неприступный город Кыз-Кермен в горах Крыма

Отвесные склоны защищали жителей Кыз-Кермена от порабощения ордами монголо-татар

В старом городище найдены три пещеры – остатки усадьбы и один храм. В скале вырублено множество маленьких ниш – в этом пещерном городе Крыма они служили кельями для отшельников. На правом склоне , где находился Кыз-Кермен, существует древнее водохранилище – один из первых бассейнов с питьевой водой, сделанных руками человека в Крыму.

Жилые помещения внутри скал пещерного города Кыз-Кермен

Пещеры скального города Кыз-Кермен в Крыму

До сих пор остается загадкой, кто первым начал строить Крыма – скифы, тавры или киммерийцы. Некоторые городища, возникшие в 6 ст. н.э., – предположительно дело рук византийцев, прибывших из-за моря (догадки возникли после обнаружения в манере кладки византийских строительных приемов). Но чтобы создать стратегически продуманное укрепление, нужно хорошо знать горы Крыма – а это под силу только местным жителям.

Вконтакте

Чуфут-Кале
Тепе-Кермен
Бакла
Кыз-Кермен
Качи-Кальон
Челтер-Мармара
Шулдан
Кыз-Куле

«Пещерными городами Крыма» называют руины средневековых городов, крепостей и монастырей, расположенных на горных плато и скалистых мысах в юго-западной части Крыма. Большинство из них находится в Бахчисарайском районе и неподалеку от Севастополя.

Первые «пещерные города Крыма» были основаны предположительно в V-VII вв. племенами, населявшими крымские степи и предгорья, — скифами, сарматами и аланами, спасавшимися от нашествия кочевников в труднодоступных горных районах.
Помимо естественных укреплений — неприступных обрывистых скал, горные поселения были надежно защищены оборонительными стенами, боевыми и сторожевыми башнями, крепостными рвами. Благодаря удачному расположению вблизи оживленных торговых путей они нередко превращались в крупные центры ремесла и торговли. Причины гибели «пещерных городов Крыма» разные: некоторые из них разрушили войны и опустошительные набеги кочевников, другие были оставлены жителями после изменения политической ситуации на полуострове, когда у их населения уже не было необходимости скрываться на высокогорных плато за мощными крепостными стенами. Многие города просуществовали несколько столетий, а жители последнего из них — Чуфут-Кале — покинули город в середине XIX в. Самые известные и наиболее посещаемые из этих мест — Чуфут-Кале, Эски-Кермен и Мангуп.

ЧУФУТ-КАЛЕ

Сегодня о былом величии «пещерных городов» напоминают только безмолвные руины, скупые летописные сведения и местные предания.

Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся «пещерный город», находит в трех километрах от Бахчисарая. Время основания города неизвестно: одни исследователи относят его к VI веку, другие — к Х-ХI вв. В 1299 г. войска Золотой Орды хитростью захватили крепость, разместили в ней свой гарнизон и назвали город Кырк-Ор, что означает по-татарски «сорок укреплений». В начале ХV в. в Кырк-Оре поселились ремесленники-караимы — потомки тюркских племён, исповедовавшие разновидность иудаизма. Они построили новую часть города, и вскоре Кырк-Ор превратился в крупный центр ремесла и торговли Юго-Западного Крыма.

Молитвенные дома караимов — кенасы.

В ХV в. город стал укрепленной резиденцией первого крымского хана Хаджи-Гирея, боровшегося за независимость Крымского ханства от Золотой Орды. Однако после падения Золотой Орды крепость Кырк-Ор утратила своё оборонительное значение. В плодородной долине у её подножия была столица — Бахчисарай («город в садах»), куда переселились хан и его подданные, оставив жить на вершине горы лишь караимов. Поскольку их считали иудеями, город получил своё последнее название — Чуфут-Кале («Иудейская крепость»).

Местные караимы были ремесленниками и торговцами, иногда занимались земледелием и скотоводством. Самые богатые из них держали лавки в Бахчисарае, однако там им разрешалось находиться только до захода солнца, а на ночь нужно было возвращаться в Чуфут-Кале. После включения Крыма в состав России в 1783 г. Екатерина II разрешила караимам селиться в Бахчисарае, Евпатории, Симферополе и других крупных городах империи. Для Чуфут-Кале это было началом конца: один за другим жители покидали каменистое плато с суровыми условиями жизни, и к середине XIX в. город окончательно опустел. Большинство городских построек было разобрано самими жителями, нуждавшимися в материале для строительства новых домов в Бахчисарае.

Сегодня городские кварталы представляют собой бесформенные груды камней, некогда бывших двухэтажными, стоявшими впритык домами. Своеобразный памятник средневекового зодчества — остатки крепостных стен города, высота которых достигает 10, а толщина 5 метров. У Южных ворот города стена образует «мышеловку» — тесный проход, в который попадал враг, прорвавшись через обитые кованым железом ворота. Во времена осады над проходом устраивался настил, с которого на врага лили из котлов кипящую воду и смолу. Рядом находятся четырехъярусные боевые пещеры. Молитвенные дома караимов — кенасы, хорошо сохранившиеся до наших дней, были построены в XIV и XVIII вв.

Одно из самых старых кладбищ на территории Крыма

Устройство обеих кенас одинаково. В первом помещении, сидя на скамейках, молились старики, а в большом зале — мужчины. Женщины молились отдельно на балкончике за деревянной решёткой.

Ещё одна достопримечательность Чуфут-Кале — караимское кладбище в Иосафатсвой долине, одно из самых старых на территории Крыма. Ученые полагают, что самые древние захоронения на нем относятся к середине XIII в. Ещё в XIX в. среди бело-каменных надгробий на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось большим грехом. Поэтому среди татар кладбище называлось «Балта-Тиймез» (букв. «топор не прикасается»), а ханские чиновники вымогали у караимов очередные подати, угрожая в случае отказа вырубить священные дубы.

ЭСКИ-КЕРМЕН

Подобно Чуфут-Кале, Эски-Кермен (в переводе с татарского — «старая крепость») располагался на вершине столовой горы с отвесными обрывами. Город был основан в начале УI в. и просуществовал до конца XIII в. «Старая крепость» располагала мощной по тем временам системой фортификационных укреплений, а отвесные скалы, на которых находился город, были практически неприступны. Эски-Кермен развивался и процветал до конца VIII В., когда стал одним из очагов восстания против хазар, притеснявших местное население. Подавив восставших, хазары полностью разрушили систему обороны города.

Однако после этого жизнь в городе не умерла, и он просуществовал еще пять столетий как открытое незащищенное поселение. Эски-Кермен был окончательно разгромлен и сожжен в 1299 г. ордами ногайцев. Постепенно его руины засыпались землей и зарастали кустарником; неизменными остались только многочисленные пещеры.

Со времени разрушения города минуло уже семь столетий, но в некоторых пещерах и сейчас можно видеть остатки культовых сооружений. Например, храм Трёх всадников, получивший своё название благодаря фреске, сохранившейся на стене над вырубленной в скале могилой. Она изображает трёх всадников, средний из которых — Георгий Победоносец — поражает копьем змея. Рядом с одним из всадников на коне видна фигура мальчика. Под изображением — следы греческой надписи: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».

В пещере к востоку от городских ворот находится подобие надгробия с высеченным в круге крестом. Археологи предполагают, что здесь было погребение одного из выдающихся жителей города, так как по средневековой традиции наиболее почётных граждан хоронили у ворот.
В Эски-Кермене сохранились многочисленные казематы, оснащенные специальными отверстиями в полу, через которые на штурмующего можно было сбрасывать камни. Неподалеку от казематов находятся зерновые ямы. Из-за частых осад города в них хранился постоянный запас зерна, пополнявшийся жителями окрестных сел, которые укрывались от непрошеных гостей за крепостными стенами.

МАНГУП

«Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности 20 тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршинов глубиной — настоящие бездны ада!» — писал о Мангупе турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби. Подобное впечатление величия производит на путешественников Мангуп и сегодня, хотя прошло уже более двухсот лет с тех пор, как его покинули последние обитатели. у исследователей нет единого мнения о времени возникновения Мангупа.

Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на горе Мангуп существовало небольшое поселение, а первая крепость была построена в V-VI вв. Дошедшие до нашего времени остатки оборонительных укреплений относятся к более позднему периоду — XIV-XV вв., а надписи на камнях и летописные источники говорят о том, что в XIII-XV вв. город назывался Феодоро и был столицей одноименного княжества. Им правили князья из знатного византийского рода Гаврасов, ранее господствовавшие в Трапезунде. В русских хрониках княжество именовалось Мангупским, а в западноевропейских документах часто называлось «Готией».

Княжество Феодоро было одним из самых больших в Крыму. В период расцвета его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе — до территорий Херсонеса, а на юге княжеству до появления генуэзцев, вероятнее всего, принадлежало все побережье от Алушты до Балаклавы. Жители Феодоро — огреченные потомки тавров, скифов, сарматов и аланов — занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремесленничеством, воевали, возводили крепости и основывали порты. В княжестве Феодоро и его столице процветали ремесла и торговля.

Найденные при раскопках орудия труда свидетельствуют о развитии кузнечного ремесла, а керамика, среди которой встречается и херсонесская — об интенсивной торговле, которую вело княжество. Здесь интересы феодоритов часто сталкивались с интересами генуэзцев, обосновавшихся на побережье Крыма и занимавшихся торговлей, что нередко приводило к войнам. Княжество Феодоро считалось серьезной политической силой не только в Крыму: правители соседних государств стремились вступить в союз с ним и заключали династические браки. Сестра последнего мангупского князя Александра была женой господаря Валахии Стефана III, а московский великий князь Иван III намеревался женить сына на другой сестре князя. Браку помешало вторжение турок в Крым.

«Пещерные города» — название условное. В былые времена их застройка состояла в основном из наземных сооружений — жилых, культовых и оборонительных.

Летом 1475 г. многотысячная армия турок высадилась у стен Кафы (Феодосии) и вскоре заняла все побережье. После того как на сторону турок перешли татары, княжество Феодоро осталось один на один с грозным врагом. Турецкая армия подошла к Мангупу, где встретила отчаянное сопротивление его защитников. Осада обреченного города длилась почти шесть месяцев, пять раз турки штурмовали крепость, но так и не смогли ее взять.

Только в декабре изнуренные голодом феодориты сложили оружие и сдались на милость турецкого паши, обещавшего пощадить защитников Мангупа. Паша не сдержал слово: большинство жителей города, в том числе князь Александр, были зверски убиты, а сам город сожжен и разрушен. Еще триста лет в опустевшем городе размещался турецкий гарнизон, а после присоединения Крыма к России последние обитатели покинули Мангуп.

Кроме оборонительных стен и пещерных казематов, до наших дней дошли руины цитадели V-VI вв., раннесредневековое кладбище, остатки храма св.Константина и Елены, развалины уличных кварталов и большого каменного дома, где, как предполагают исследователи, размещался дворец правителей Мангупа. В южной части дома располагался парадный зал с террасой, стены которого украшали фрески, а наличники дверей были отделаны мрамором. Неподалеку от дома находится самая высокая точка Мангупа, с которой открывается величественная панорама на почти всю территорию бывшего княжества Феодоро — от Чатыр-Дага и Бабугана на востоке до балаклавских высот на юге. На западе сверкает гладь Черного моря, за близлежащей горой просматривается Эски-Кермен, на севере видны скалы Тепе-Кермена и Кнчи-Кальона, а за холмами предгорья простираются крымские степи — колыбель крымской цивилизации, начало и конец «пещерных городов».

Мавзолей Джаныке-ханым (ХУ в.) — одна из немногих хорошо сохранившихся на Чуфут-Кале построек. Внутри мавзолея на невысоком постаменте стоит каменный саркофаг, на котором высечена арабская надпись: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году». 11 августа 2012, 10:11

Одним из первых жилищ человека стали пещеры. Люди использовали для жилья и укреплений эти естественные образования, так создавали и свои. В результате получившиеся пещерные города были очень необычными по своему внешнему виду. Некоторые из них существуют и успешно функционируют и в наши дни. Некоторые являются храмовыми комплексами с древних времён. Но большинство из них люди давно покинули. Но эти пещерные города отнюдь не остались мертвыми и забытыми. Тайны их не дают покоя современникам. Впереди большая и кропотливая работа археологов и реставраторов по изучению и сбережению этих свидетелей бурной и яркой истории. человечества. О самых известных подобных поселениях и пойдет речь ниже. Петра(Иордания)
Петра – главная достопримечательность Иордании, внесена ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Петра - это город, высеченный в скалах, который за неповторимый оттенок скальных сооружений называют Розовым городом.
Петра находится в 3 часах езды от столицы Иордании Аммана. Петра – удивительный и, судя по всему, очень древний город. Считается, что около двух тысяч лет до нашей эры в эти земли пришли набатейцы.

Потом их завоевал Рим. В архитектурных элементах Петры искусствоведы находят памятники, которые могли принадлежать и древним египтянам, и древним грекам, и древним римлянам.

Строительство двух цитаделей в самом сердце Петры приписывают крестоносцам. Но на самом деле, об этом древнем и таинственном городе ничего точно не известно. Эта загадочность и непередаваемая красота города привлекает путешественников со всего света.

Пещерные города Крыма Мангуп-кале, Эски-кермен, Чуфут-кале, Тепе-кермен, Качи-кальон, Челтер-коба и множество других - все эти замечательные памятники крымской античности и средневековья объединены общим названием - "пещерные города". Расположенные на высокогорных плато с загадочно чернеющими окнами пещер, они уже не одно столетие будоражат воображение путешественников, вызывая удивление и восхищение. Об их происхождении ходят самые противоречивые предположения. Мангуп-кале

Мангу́п-Кале - средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Столица средневекового православного княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250-300 м и образующей плато площадью около 90 га. С трех сторон плато ограничено отвесными 70-метровыми обрывами. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями, разделяющими отроги, из-за которых в плане Мангуп похож на четырехпалую кисть руки. О времени основания Мангупа нет единого мнения у его исследователей. Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на плато было поселение.

В обрыве южной стороны плато есть спуск к древнему пещерному храму. Спустившись, можно попасть на площадку, с которой каменная лестница приводит в обширный естественный грот, по сторонам которого расположены монастырские помещения.Сейчас в храме живут несколько монахов, проходят службы, восстанавливается его облик. Эски-кермен Этот один из значительных пещерных городов Крыма располагается южнее Бахчисарая, в двадцати километрах от Ялты. Город был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. В средние века он был крупным торговым и ремесленным центром местности, доминировуя в хозяйственном быте близлежащих населенных пунктов. Город Эски-Кермен был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы. Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами.
Чуфут-кале Чуфут-Кале – наиболее сохранившийся и посещаемый из пещерных городов возле Бахчисарая. Первоначальное название города неизвестно, как не установлено и время его возникновения: одни исследователи считают 6 век, другие 10-12 века. Археологические раскопки свидетельствуют, что в 6-8 вв. в балке Майрам-Дере жили аланы – сарматское племя, проникшее в Крым в 1 в. н.э.

Плато возвышается на 200 м над ущельем, с трех сторон имеет обрывистые скалистые склоны, а с четвертой, восточной стороны седловиной соединено с горой Бешик-Тау. Крепость Чуфут-Кале была хорошо укреплена. Однако в 1299 г. во время очередного набега на Крым войска Ногая осадили город. Им удалось пробить стенобитными машинами большой проём в южной части оборонительной стены и ворваться в крепость. Жители почти все были уничтожены. Позднее оборонительные сооружения были восстановлены. Восстановленная часть крепостной стены заметна и сейчас. Позднее, с образованием Крымского ханства, город стал татарской крепостью и получил название Кырк-Ер – Сорок укреплений. Сюда была перенесена ставка первого крымского хана Хаджи-Давлет-Гирея. Восточнее крепостной стены татары поселили караимов (тюрки по происхождению, последователи ветхозаветной Библии), живших в прилегающих долинах. Те, в конце 14 - начале 15 в., воздвигли для защиты своего поселения ещё одну, Восточную оборонительную стену и три башни, укрепив, таким образом, крепость. После ухода татар в Бахчисарай караимы остались в пещерном городе, который получил новое название – Чуфут-Кале – Иудейская крепость.
После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Тепе-кермен Городище Тепе-Кермен расположено на вершине горы-останца высотой 535м над уровнем моря и 225м над окружающей местностью в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Высота обрывов с юга и запада достигает 12 м. Плато, на котором находится Тепе-Кермен, занимает площадь не более 1 га, тем не менее здесь насчитывается до трехсот искусственных пещер, расположенных в несколько ярусов. Пещеры словно пчелиные соты продырявили скалистую вершину. Помимо одиночных встречаются и "квартиры" из 2, 3 и даже 4 помещений, связанные между собой. Верхние пещеры у кромки Тепе-Кермен служили боевыми казематами. Через амбразуры защитники крепости стреляли из лука и сбрасывали камни на врага. На плато встречаются выбитые в камне погреба и высеченные в скале цистерны для хранения воды. Пещеры нижнего и среднего этажей использовались как загоны для скота и для других хозяйственных целей. Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII-XIII веках. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу Ногая в 1299 году. Качи-Кальон
Качи-Кальон расположен южнее Бахчисарая в долине реки Кача. Огромный скальный массив Качи-Кальон с природными гротами по своим очертаниям напоминает нос огромного, плывущего корабля.

Установлено, что по-началу здесь было небольшое сельское поселение,основанное готоаланами или потомками тавроскифов в начале нашей эры, при котором вскоре возводится укреплённое убежище, это дало повод называть памятник городищем. Позднее возник относительно небольшой православный монастырь, который просуществовал вплоть до 1921 г.
К сожалению, Качи-Кальон почти не изучался, и все то, что уже сделано археологами, пока всего лишь разведки. Поэтому так спорны суждения исследователей, основанные, главным образом, на общих и достаточно субъективных впечатлениях от этого огромного археологического памятника.
Главная святыня городища - скальная церковь св. Софии построена в VIII - IX веках. Храм существовал вплоть до 1778 года, до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен.
Челтер-коба
Монастырь Челтер-коба расположен в Бельбекской долине, в обрыве мыса Ай-Тодор.
Архитектурный ансамбль обители состоит из 23 помещений, вырубленных в скале, в том числе одного пещерного храма. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. здесь были проведены археологические исследования. Монастырь выглядит единовременным комплексом, без следов значительных ремонтов и перестроек. Скорее всего, обитель была основана в XIV-XV вв. на северной границе княжества Феодоро. Современные обитатели приспосабливают пещерные помещения для нужд монастырской жизни – делают перегородки, дополнительные пристройки, что далеко не всегда благоприятно влияет на сохранность скита, являющегося объектом культурного наследия общенационального значения.
Мира Ликийская(Турция)

Мира Ликийская – древний город (современное название - Демре), затерявшийся между эпохами и народами, некогда населявшими эту землю.
Ликийцы, индоевропейский народ, населявшие юго-западную часть Анатолии, принадлежат к числу недостаточно исследованных народов древности. Эта местность согласно надписям на ликийском языке именуемая Термиллой, была обитаемой за несколько тысяч лет до нашей эры. Сама Мира была основана примерно в V веке до н.э., и одной из достопримечательностей города являются знаменитые скальные захоронения - высеченные в скале гробницы древних ликийцев.
Находятся они на отвесном срезе скалы, которая буквально изпещрена этими «пещерами». У ликийцев существовал обычай хоронить мертвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Каждая гробница с внешней стороны пышно украшалась барельефами и резьбой, по которым можно определить, - чем занимался усопший при жизни… А рядом со скальными гробницами находится римский театр, архитектура которого и в особенности красота скульптурных барельефов, говорят о прекрасном художественном вкусе местных мастеров.

Вардзия и Уплисцихе(Грузия) Одна из самых интересных достопримечательностей Грузии – пещерный город Вардзия. Древнее сооружение представляет собой целый комплекс коридоров и комнат, выдолбленных в каменной породе почти тысячу лет тому назад. Пещерный город находится на юге Грузии, всего в 6 километрах от границы с Турцией. История Вардзии начинается в конце XII века.
Вардзия представляет собой настоящий подземный город с множеством тоннелей, лестниц и проулков. Внутри скалы нашлось место не только для монастыря, но и для нескольких библиотек, бань и множества жилых построек. Настоящий муравейник!

Всего в Вардзии насчитывается свыше 600 различных помещений, которые протянули вдоль горы на расстояние более километра, а весь подземный комплекс уходит в глубину горной породы на 50 метров! Всего в пещерном городе 13 этажей, и к каждому проведён водопровод. В случае нападения врагов, в городе-крепости могло одновременно укрыться до 20 тысяч человек, а благодаря трём потайным ходам обороняющиеся могли наносить неожиданные удары по силам противника.
Долгое время пещерный город находился в запустении, однако в конце прошлого века Вардзию снова восстановили, а монашеская жизнь в нём возобновилась. На данный момент в монастыре древнего города проживает порядка 10-15 монахов. Уплисцихе В 10 км от Гори, на берегу реки Куры находится один из редчайших памятников в мире - древнейший город-крепость Уплисцихе, высеченный в вулканических скалах хребта Квернаки. Уплисцихе - дословно: крепость владыки; один из политических центров Восточной Грузии античной эпохи.
Наскальные сооружения здесь относятся к очень древнему доантичному и античному периодам. Часть комплекса доэллинистического периода и довольно точно датируется VIII-V вв. до н. э., часть значительно более древняя. Это был крупный языческий центр, а после принятия Грузией христианства в IV веке, к IX веку становится одним из важнейших городов страны. Именно в IX веке на месте бывшего языческого храма Солнца была построена христианская кирпичная церковь-базилика.
Недалеко от церкви сохранился алтарь IV-V в. до н.э. и высеченный в камне крест раннехристианского периода. В город с реки ведет высеченная в камне широкая дорога. Из центра с площади расходятся оборудованные системой канализации улицы.
Сохранились жилые и хозяйственныее помещения, винохранилища, фрагменты крепостных стен и храмы VI-VII и X-XI веков, потайной подземный ход, приводящий к реке, а также глубокие 8-метровые колодцы-тюрьмы (VI-VIII вв.). Среди прочих уникальных экспонатов, можно увидеть винодавильню которой 8 000 лет. Это самая древняя, сохранившаяся до наших дней, винодавильня в мире. Пещерный город Арбель(Израиль) Арбель - это местность в Галилее. Природная красота долины Арбель прекрасно сочетается с богатейшей историей этого края. Гора Арбель – возвышается на 380 метров над озером Кинерет и на 180 метров над уровнем моря. Из скал горы бьет источник Арбель. У подножия горы Арбель – находится Вади Хамам, что в переводе означает “Ручей голубей”. Множество голубей укрываются среди скал, в пещерах.
Отвесные утёсы, окружающие реку, испещрены по всей длине с обоих сторон некогда обитаемыми пещерами. Укрепление представляет собой группу пещер, расположенных в трёх ярусах, соединённых лестницами и переходами. Кое-где находим складские помещения и емкости для воды. Эти сооружения всегда оштукатурены изнутри. Наверняка была система сбора дождевой воды. Спускаясь с горы по красивейшему пешеходному маршруту, туристы попадают в развалины крепости, вырубленной в отвесной скале; там, в пещерах нашли свое укрытие вооруженные повстанцы, восставшие против Ирода Великого в 39 г. до нашей эры. Римляне долго не могли с ними справиться, пока не спустили с горы на тросах большие деревянные клети с воинами, и, только тогда, уничтожили повстанцев. В последующие века там прятались жители Галилеи. Естественная неприступность пещер дополнялась достроенными стенами, делающими пещерную крепость очень крепким орешком для осаждающих. Хорошо видны следы более поздней достройки 16 -17 веков. Эти работы велись здесь по приказу друзских правителей из династии Ман, которые владели этим районом во времена Турецкой империи. Крепость сильно разрушена и это придаёт своеобразное очарование прогулке по ней. Матера (Италия)
Город Матера, Италия – древнейший населенный пункт на юге страны, расположенный в области Базиликата и являющийся самым хорошо сохранившимся примером пещерного поселения. По степени ценности для мировой науки и культуры Матере можно присвоить первое место среди всех подобных поселений Средиземноморья.

Особенность этого города, жизнь в котором уникальным образом приспособлена к местному ландшафту, заключается в том, что первые поселения здесь датируются еще временами палеолита.

В 1993 году город Матера (Италия) был занесен в список ЮНЕСКО в качестве объекта Мирового культурного наследия. На экскурсии по городу можно увидеть кажущиеся фантастическими дома-пещеры, вырубленные непосредственно в толще скальной породы и именуемые сасси («камни»). Если верить ученым, то возраст самых древних сасси насчитывает семь тысячелетий. Есть здесь и более «молодые» сооружения, о времени возведения которых свидетельствуют церкви, построенные предположительно в 6 веке.
Стены и потолки некоторых церквей в этом «пещерном» городе украшены сохранившимися до наших дней фресками 11-12 веков. В Матере и её окрестностях снята большая часть фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Учхисар в Каппадокии(Турция)
Уникальные горы вулканического происхождения покрывают всю площадь Каппадокии. Это осадочные горные породы туфа, их достаточно легко обрабатывать, что и позволило местным жителям прорубать в них дома и создавать целые пещерные поселения. Первые такие жилища появились здесь еще несколько тысяч лет назад. Одной из самых населенных деревень пещерного типа является Учхисар. Хотя большая часть современных жителей уже успела перебраться в новые благоустроенные дома, прорубленные в пещерах жилые помещения по–прежнему имеют своих жильцов. Некоторые пещеры используются как склады и хранилища, но в других живут люди. Многие пещерные квартиры имеют современные кирпичные пристройки. Хозяева прорубленных в скалах квартир охотно показывают их туристам, продают сувениры, что и является для них своеобразным туристическим бизнесом. Рядом со старинной пещерной деревней мирно соседствуют современные дома.
Цапаранг в Тибете В 250 км от подножия горы Кайлас, на огромном плато, на берегах реки Сатледж лежат величественные развалины некогда могущественного королевства Гуге.
Древние руины лежат в окружении испещренных эрозией и временем желто-коричневых скал, и вся местность представляет собой огромную безжизненную пустыню. По некогда оживлённой дороге, в древности связывающей Тибет с Индией и Туркестаном, шли торговые караваны и паломники, следующие к Кайласу.
Королевство Гуге занимает территорию вдоль берегов верхнего Сатледжа в западном Тибете от долины Къюнглунг (долина Гаруды) до индийской границы. Весь районКоролевство Гуге представляет собой комплекс каньонов, причудливо размытых в древних породах красного песчаника. В древних источниках первые сведения о населенных городах в этом районе относятся к 2800 году до н.э. Цапаранг- разрушенная столица древнего царства Гуге. В 1685 году Цапаранг был завоёван мусульманами. Город подвергся серьёзным разрушениям. Но особенно серьезные разрушения были нанесены городу во времена правления Мао Цзэдуна во время Культурной революции в Китае: были разрушены многие храмы, статуи и сооружения. Пещерные храмы Индии Пещеры Эллоры
Считающийся самым большим в Индии комплекс пещерных храмов и монастырей Эллоры расположен в 30 км к северо-западу от г. Аурангабада – центра одноименного округа в штате Махараштра. Все пещеры Эллоры вырублены в невысоком базальтовом скальном обрыве.
С точки зрения датирования времени создания отдельных храмов и монастырей, для ученых Эллора вероятно является одним из самых проблемных объектов среди всех пещерных сооружений Индии.


Пещеры Аджанты
Пещеры Аджанты вырублены в отвесных гранитных скалах, в ущелье высотой 22 м. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий – в III–VII в. Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые из лучших шедевров буддистского искусства в Индии. Аджанта расположена в индийском штате Махараштра и начиная с 1983 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры были обнаружены случайно в 1819 г. Один английский офицер, охотившийся в горах, преследуя тигра, случайно заметил неясные очертания пещер.
Картины и росписи размещены на всем протяжении пещеры за исключением пола. В некоторых местах фрески были разрушены из-за человеческого вмешательства, поэтому во многих областях сохранились лишь фрагменты.
Исследование пещер Аджанты продолжается и по сей день, но в их истории до сих пор множество загадочных моментов. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. Сегодня здесь функционирует музей искусства. Живопись Аджанты - уникальная энциклопедия, в которой представлены все социальные слои индийского общества (от правителя до нищего). Здесь есть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории.
Люди, боги, цветы, животные смотрят изо разных уголков Аджанты, повествуют о чем-то, поучают, поют и танцуют, и призывают присоединиться к празднику, и уводят за собой в небесные дали под звуки природы. Вот какое это яркое послание древних мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире взаимосвязано - люди, боги и животные, небо и земля.
Пещеры Элефанта Пещеры Элефанта расположены в центральной части острова Элефанта вблизи города Мумбаи. Так называемый Город пещер содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. В 1987 г. пещерные храмы на острове Элефанта вошли в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый впечатляющий среди этих памятников VII и VIII вв. – комплекс древних пещерных храмов с огромными изваяниями внутри. Главное зрелище здесь представляет пятиметровый массивный бюст трехголового Шивы, который воплощает в себе его ипостаси как Создателя, Охранителя и Разрушителя. «Пещеры Шивы», эти знаменитые древние пещеры острова Элефанта, вырублены в скале, составляя сакральный храмовый комплекс, посвященный богу Шиве. Меса-Верде(США) Меса-Верде - это название плато и национального парка, расположенного на нем, а не пещерного города. Как именовали свои поселения индейцы-анасази, предки пуэбло, никто и никогда уже не узнает. Собственно, и сами поселения остались бы неизвестными, если бы не упорство историков и археологов. В течение шестисот лет с XIII века, когда анасази таинственно исчезли из этих мест, до XIX, когда началось изучение района, на Меса-Верде не ступала нога человека.
До сих пор за плато и пещерными поселениями тянется шлейф загадочности. Но доподлинно известно, что архитектура анасази - это первый в Америке пример строительства «многоквартирных» домов: скальный део-рец в Меса-Верде насчитывает около ста различных помещений. Дворец расширяет трактовку термина «пещерный город»: это не система пещер, использовавшихся для проживания, а полноценное здание, целиком построенное внутри огромного грота, над скальным уступом.
Жизнь в Маса-Верде была непростая: из своих скальных домов на плато, где велось сельское хозяйство, индейцы выбирались по веревочным или деревянным лестницам, качавшимся над пропастью.

Пещерный город Кандован(Иран)
Расположенная в отдалённой северо-западной части Ирана, деревня Кандован известна не только красотой окружающей природы, но также и уникальным жильём местных жителей.
Большинство домов здесь вырезаны в пещерах в форме конуса, сформированных вулканической лавой и пеплом. Общий пейзаж напоминает гигантскую колонию термитов. Жители Кандована утверждают, что их деревне более 700 лет.

В течение многих лет люди расширили свои жилища. Теперь пещеры разделены на несколько этажей, в них находятся такие помещения, как сараи, чуланы, стоила для животных.
В некоторых даже есть подъезды, окна и двери, а также лестничные пролёты, вырезанные в скалах. Пещеры являются одними из самых наиболее эффективных энергосберегающих жилищ в мире, обеспечивающих достаточную теплоизоляцию зимой и защищая от жары летом.

Сигирия(Шри-Ланка)
Сигирия - это древний город-крепость, построенный на скале. Сигиирия или Львиная скала - это главное достояние Шри-Ланки, ценнейший архитектурный и культурный памятник. Сама скала была образована из лавы крупного вулкана, который уже давно прекратил свое существование. С 200 метровой скалы открывается удивительный пейзаж: живописные сады, окружающие гору простираются на далекие километры.
История Львиной скалы начинается в 5 веке до н.э., приблизительно в это время здесь появился буддистский монастырь. Этот храм прекратил свое существование всего на 18 лет: с 477 по 495 год, а затем вновь был восстановлен и просуществовал до конца 14 века. Период развития Сигирии приходится на период правления короля Кассапы (477 - 495 года). Именно в этот короткий промежуток времени скала была преобразована в сложный город с дворцами, храмами, садами, фонтанами и оборонительными сооружениями.
Название "Львиная скала" также появилось при правлении Кассапы. Архитекторы Сигирии воплотили в жизнь грандиозную затею - центральный вход в город охранял огромный лев, высеченный из скалы, и чтобы зайти внутрь нужно было пройти через пасть каменного зверя. К сожалению, до наших дней "дожили" только лапы льва, но и они выглядят весьма внушительно.
Бамиан (Афганистан)
В свое время провинция Бамиан, расположенная в 225 милях от Кабула, привлекала к себе множество туристов. Север долины известен вырубленными в скалах огромными таинственными статуями Будды. Одна из них, 55 м в высоту, представляла собой самую большую статую Будды в мире. Во времена правления Канишки Великого Бамиан являлся значимым центром буддизма. Скульптуры божества, да и сама территория являлись священными. Священники создали тут множество келий, куда вели круглые отверстия в скалах.
Войны, которые идут в Афганистане с 1980 г. и вплоть до настоящего времени, нанесли значительный ущерб Бамиану и находящемуся на территории провинции буддийскому монастырю. С октября 1994 г. талибы - исламские фундаменталисты - уничтожили множество скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане. Силы Талибана умышленно взорвали статуи Будды, уничтожив главную гордость пещерного комплекса.
Пещерный храмовый комплекс Юньган(Китай)
Комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет.
Гроты Юньган вырублены в скале из пористого материала. Они протянулись на 1 км с востока на запад. В декабре 2001 г. Юньганский пещерно-храмовый комплекс был включен в «Список всемирного культурного и природного наследия».
В отличие от природной Пещеры Тростниковой Флейты, где рукотворной является лишь великолепная подсветка, оттеняющая красоты подземного мира, пещерные гроты Юньган – это полностью дело рук человеческих. Стоит только представить, какой труд бы затрачен, чтобы это уникальное место появилось, как невольно проникаешься уважением и неподдельными восхищением талантами древних мастеров. Матмата(Тунис) Туристов, побывавших среди пустынных холмов Матматы в центральной части юга Туниса потрясает вдохновенная экзотика "лунного пейзажа" этих мест. Миллионы жителей нашей планеты видели их, не подозревая, что это Тунис, потому что Джордж Лукас снимал здесь "Звездные войны", а Стивен Спилберг "Индиана Джонс. В поисках потерянного ковчега".
Но главная достопримечательность Матматы - берберские жилища.Дома матматских берберов напоминают скорее не пещеры, а лисьи норы - они имеют округлые входы и ветвятся внутри мягкой местной породы. Часто на дверных косяках изображаются рыбы и ладони - охранительные символы берберов. Войдя в «дом», попадаешь в просторный внутренний двор под открытым небом (собственно, это ещё не нора), а вот уже из него в разные стороны прорыты пещерные комнаты - спальни, гостиные, детские и кладовки.
В здешней мягкой породе легче строить жилища изнутри, чем возводить из неё жилые дома снаружи. Даже в самую испепеляющую жару внутри дома не жарко. Зимой стены прекрасно держат тепло, и жилище можно натопить ничуть не хуже, чем обычную квартиру.
Настоящей популярностью среди туристов тунисский пещерный город пользуется с тех пор, как одна из пещер «снялась» в роли дома Люка Скайуокера в "Звездных войнах".

Пещерные города Крыма, такие Чуфут-кале или Эски-Кермен, на мой взгляд, одна из самых главных и уникальных достопримечательностей полуострова и самая загадочная страница средневековой истории. До сих пор некоторые туристы уверены, что города на плато получили такое название, так как его жители селились в пещерах. Однако это не так. Пещеры использовались в хозяйственных и оборонительных целях. Некоторые из них были обустроены как храмы.

Чуфут-кале

Пещерный город Чуфут-кале – самый знаменитый среди своих собратьев в Крыму. Он находится в Бахчисарае в старом районе. Добраться до него легко даже индивидуальным путешественникам. К тому же он сохранился лучше всех остальных, так как последние жители покинули плато в конце XIX века.

Город в этом месте появился в V веке. По некоторым данным, он назывался Фулла, однако ученым до сих пор не удалось точно определить, он это или нет. История Чуфут-кале не обошлась и без завоеваний: в 1299 году хан Ногай захватил и ограбил город. С этого момента княжество попало в зависимость от Золотой орды.

В XIV веке в Чуфут-кале появились караимы. Со временем они стали составлять большую часть жителей города. Караимы выбирали плато своим местом жительства, так как им в то время было запрещено селиться во многих крымских городах.

Любой пещерный город (и Чуфут-кале не исключение) со стороны выглядит внушительно и кажется таким далеким и высоким, что пугает неподготовленных туристов. Они полагают, что забраться на такую верхотуру самостоятельно просто невозможно. Впрочем, это не так. К тому же экскурсоводы обязательно подбодрят и не будут быстро бежать по тропе.

Как добраться: от автовокзала на маршрутке № 2 до Старого города. С конечной остановки сразу после нижней кассы начинается подъем мимо Свято-Успенского пещерного монастыря. Путь несложный, займет около 40-45 минут.

Цена билета – 200 рублей, с экскурсией – 300 рублей.


Мангуп-кале

– мой фаворит среди всех пещерных городов Крыма. Возможно, это связано с тем, что именно он стал моим первым и однодневным приключением на полуострове.

Мангуп находится рядом с поселком Ходжа-сала недалеко от сел Залесное, Терновка и Красный Мак. Это самый большой по площади пещерный город. Любопытно, что первое поселение здесь появилось еще до нашей эры. Потом сюда пришли тавры, а за ними готы и аланы. Первые крепостные укрепления были построены в V веке, а сам город был известен под именем Дорос и являлся столицей Крымской Готии. В VIII веке крепость взяли хазары, освободить ее удалось лишь в X веке.

Самая загадочная страница истории Мангуп-кале связана с княжеством Феодоро. С этого периода на плато осталось множество укреплений, пещер, склепов, а также руины цитадели. Цитадель, кстати, была не только оборонительным сооружением, но и княжеским дворцом.

История города не закончилась на жителях княжества Феодоро. В 1475 году турки осадили крепость и после длительной осады взяли город. Они заново отстроили его и дали нынешнее название – Мангуп-кале. Город существовал до 1774 года.

Как добраться: легче всего на автомобиле до поселка Ходжа-сала, от которого идет путь на плато. На с автовокзала Севастополя сначала до Красного Мака, потом пешком по шоссе через Залесное (идти примерно 1 час) до Ходжа-Сала. Подъем на Мангуп-кале сложнее, чем на Чуфут-кале, но по пути есть лавочки, время восхождения – около часа.

Цена билета – 100 рублей.

Эски-Кермен

Эски-Кермен считается самым населенным пещерным городом Крыма. Число его жителей в период расцвета превышало 2 тысячи человек. Также существует теория, что знаменитый Дорос – это не Мангуп, а Эски-Кермен, так как в исторических документах упоминается осадный колодец с 80 ступенями, что соответствует колодцу в этом месте.

Город был основан в VI веке, но до X века был лишь незначительным укреплением византийцев, поэтому о жизни того периода мало что известно. Расцвет Эски-Кермена приходится на XII-XIII века. Город процветал, все плато было застроено, улицы были настолько широкими, что по ним могла проехать повозка. В городе жил епископ округи, в одной из церквей была сооружена кафедра для его выступлений, ее остатки можно увидеть и сейчас.

Но 1299 год стал самым печальным в истории Эски-Кермена. Он был разрушен войсками хана Ногая. Горожане так и не смогли оправиться от этого удара, город потерял свое значение, а через 100 лет погиб окончательно во время очередного набега татаро-монголов.

Сейчас это самый интересный для туристов пещерный город на полуострове. В нем сохранилось около 400 пещер, несколько пещерных храмов, руины базилики и осадный колодец с лестницей из 80 ступеней.

Как добраться: на автомобиле можно подъехать к подножию пещерного города от села Холмовка. Общественным транспортом будет немного сложнее, но есть несколько вариантов. В Севастополе сесть на остановке «5-й километр» до Терновки, выйти на повороте перед селом, пройти через хозяйственные постройки, подняться до монастыря Чертер-Мармара, а потом спуститься через лес к Эски-Кермену. Путь попроще лежит через Холмовку, до нее добраться можно с автовокзала Севастополя на автобусе по направлению в Соколиное. Подняться на плато быстрее всего с северных ворот, это займет не более 15 минут.

Цена билета – 100 рублей.

Качи-Кальон

переводится как «крестовый корабль». На одном из склонов скалы можно увидеть высеченный крест, сама же скала действительно напоминает огромный корабль. Этот пещерный город отличается от других тем, что люди жили не на плато, а в пяти больших гротах, некоторые пещерные комплексы были многоэтажными.

Историки до сих пор спорят, чем являлся Качи-Кальон – пещерным городом или пещерным монастырем. Однако вторую гипотезу подтверждают хозяйственные постройки, в частности, на территории найдено множество тарапанов – виноградодавилен. Считается, что Качи-Кальон был центром виноделия.

Сейчас туристов особенно поражает величие четвертого грота Качи-Кальона, где находится источник святой великомученицы Анастасии. Он напоминает созданный природой храм с огромным величественным куполом. Источник был назван, по одной версии, в честь великомученицы Анастасии, выкупавшей узников, по другой, в честь местной святой – ее тезки.

Помимо гротов и пещер стоит посетить и само плато, с которого открываются головокружительные виды. По словам некоторых путешественников, это место можно смело назвать «крымской Норвегией».

Как добраться: из Севастополя сначала до Бахчисарая, а оттуда до Баштановки, водителя попросить остановить у Качи-Кальона. Подъем начинается сразу от дороги, тропинку перепутать сложно, она сделана из автомобильных покрышек. Чтобы попасть в гроты, надо свернуть направо у большого камня. Этот подъем осилят даже маленькие дети. Если идти на плато, то нужно пройти наверх до стены из покрышек и не пропустить небольшой указатель «на плато», ведущий в лес.

Тепе-Кермен

никогда не был, по уверениям историков, настоящим пещерным городом. Его название переводится как «крепость на вершине» и доказывает его роль в средние века. Эту версию подтверждает и отсутствие колодцев на его территории.

История Тепе-Кермена началась в VI веке, он процветал в XII-XIII веках, а сгубила это место армия хана Ногая в 1299 году. Впрочем, ученые до сих пор ломают голову над судьбой этого то ли города, то ли крепости.

Несмотря на всю загадочность, здесь осталось множество пещер хозяйственного и оборонительного назначения, а также храм VII века с высеченными на стенах греческими надписями.

Как добраться: из Севастополя сначала до Бахчисарая, оттуда на автобусе до Машино (направление Синапное). Нужно выйти в конце поселка и пройти немного вперед, а потом свернуть налево и подняться по тропинке. До подножья Тепе-Кермен ведет грунтовая дорога. Подниматься на плато легче всего не по маленькой сыпучей тропинке, а по грунтовой окружной дороге через лес. Путь займет около часа, сложными будут последние 10-15 минут.

Бакла

До Баклы очень редко добираются туристы, впрочем, и местные жители тоже. Это связано с тем, что он находится далеко на севере. Город изучался археологами в середине XX века, сейчас же разграблен «черными копателями» и до сих пор хранит свои секреты. Один из них, почему он так называется. По одной из версий, название переводится как «фасоль».

Пещерный город Бакла вырос на одноименной горе во второй половине III века. Сначала это было оборонительное поселение. С южной пологой стороны в течение нескольких следующих столетий возводились укрепления. С севера город защищал 20-метровый обрыв, где были вырублены оборонительные пещеры, часть из которых сохранилась до сих пор. В VI веке на месте винодельческого комплекса возвели замок, он был защищен стенами и рвом от остальной слободы, где селились простые жители.

Бакла прекратила свое существование после набега золотоордынского хана Ногая в 1299 году. Сейчас редкие туристы посещают развалины средневекового города. Часть пещер на северном склоне горы обрушилась, но остались тарапаны, пещерный монастырь и храм, множество зерновых ям.

Как добраться: из Севастополя до поворота на Скалистое (направление Симферополь). Потом через Скалистое и красивый затопленный карьер дойти к лесу, подняться по дороге через лес, повернуть направо, пройти через Церковный мыс и спуститься к пещерному городу.

Кыз-Кермен

Кыз-Кермен – «девичью крепость» – туристы и вовсе обходят стороной. Он давно зарос деревьями и кустарниками, тщательно охраняющими все его тайны. Считается, что в этом месте жило около 100 человек, в основном же это было укрепление, где прятались жители долины в случае нападения врага.

На плато сохранилось несколько пещер, тарапанов и остатки оборонительной стены. Расцвет города пришелся на VIII-IX века. Некоторые ученые считают, что именно Кыз-Кермен и был ранним средневековым городом Фуллы.

На правом склоне Кыз-Кермена есть грот Черепаха с источником. С плато к нему шла вырубленная в скале лестница, сейчас по ней наверх можно подняться наверх. Рядом с источником в средние века была сделана цистерна.

Как добраться: из Севастополя до Бахчисарая, оттуда до Машино (направление Синапное). Выйти в начале поселка и начать подниматься вверх по тропинке, которая потом выведет на грунтовую дорогу, а потом к лесной тропе. Последние 10 минут перед гротом будут сложными, после грота нужно повернуть направо и по каменной лестнице подняться на само плато. Подъем несложный, время на прогулке составит около 45 минут.

Пещерные монастыри

Кроме пещерных городов в Крыму сохранилось большое количество пещерных монастырей. Наиболее популярным является по пути на Чуфут-кале. Не менее интересны и другие: мужской монастырь святого Феодора Стратилата (Челтер-Коба), Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь, скит святой великомученицы Анастасии Узорешительницы с бисерным храмом, Челтер-Мармара, Шулдан, монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, Свято-Георгиевский монастырь на .

P.S. Надеюсь, что вам была интересна и полезна эта статья. Если вы не нашли ответов на интересующие вас вопросы, то всегда можете спросить меня в комментариях. Я обязательно отвечу.

Post Views: 3 683

Крым | 6 дней | 65 км. | Пеший | 6000 руб. + 1000 руб. дополнительные расходы (транспортные расходы, сборы лесников, платные достопримечательности).

Горная юго-западная часть полуострова Крым – уникальный историко-географический комплекс. Пещерные города Крыма, являются уникальными памятниками всех эпох. Мы приглашаем Вас, посетить пещерные города Крыма . Вас ждут руины городов, крепостей, богатая история и множество интересных рассказов, от наших инструкторов, экскурсоводов с большим опытом работы. Окончанием нашего путешествия по древней истории Крыма будет Херсонес. Ведь нет нечего лучше, чем окончание похода на берегу моря .

РАСПИСАНИЕ ПОХОДОВ ПО МАРШРУТУ

ВИДЕО


Маршрут: Симферополь - Бахчисарай - Ханский дворец - Успенский монастырь - Чуфут-Кале - Караимское кладбище - Тепе-Кермен - Качи-Кальон - Алимова балка - Челтер-Коба - Сюйреньская крепость - Мангуп - Шулдан - Эски-Кермен - Храм-донаторов - Кыз-Куле - Челтер - Терновка - Севастополь - Херсонес.

1 день. Ханский дворец. Успенский монастырь. Пещерный город Чуфут-Кале.

Группа собирается в г. Симферополе и переезжает в г. Бахчисарай. Оттуда начнётся маршрут "Пещерные города Крыма".

На первый день нашего похода, у нас запланирована обширная программа, а точнее посещение трех достопримечательностей Крымского полуострова. Сначала нас ждет прогулка по старым улочкам столицы крымских ханов Бахчисараю и посещение Ханского дворца с его знаменитым фонтаном слез. Вторым объектом нашего дня станет Свято Успенский святой монастырь . И в заключение дня, жемчужина Крымских пещерных городов – Чуфут-Кале. Это самый посещаемый пещерный город и лучше всех сохранившийся . Здесь остались крепостные стены, башни и рвы, пещерные комплексы, вырубленные в скалах, городские улицы и отдельные уцелевшие здания, караимские молитвенные дома. Этот город позволит вам понять, как выгладили пещерные города в древности. Теперь вы сможете мысленно представить, как выглядят постройки в других, менее сохранившихся городах, которые мы посетим в ходе нашего похода. На ночевку мы остановимся возле пещерного города, у источника Газу-Мансыр.

Ханский дворец

2 день. Караимское кладбище. Пещерный город Тепе-Кермен. Пещерный монастырь Качи-Кальон.

Продолжая движение по нашему маршруту, мы выйдем к древнему Караимскому кладбищу. Более 10000 надгробий расположились в небольшой рощице, зрелище немного угнетающее и замораживающее. Кладбища всегда несут ощущения старины и древности, а кладбище, которому более 1000 лет усиливает впечатления в разы. Дальнейший наш путь, приведет нас к горе Тепе-Кермен, на котором расположен одноименный пещерный город. Вид этой горы поражает воображение. Именно зарисовки с натуры Тепе-Кермена послужили К.Ф. Богаевскому основой для картины «Алтари в пустыне ». На обед спустимся к речке Кача, пообедаем, искупаемся, и двинемся к следующей достопримечательности на нашем пути – пещерному монастырю Качи-Кальон. Закончим дневной переход в Алимовой балке, под сводами большого грота.

Караимское кладбище

3 день. Алимова балка. Челтер-Коба. Сюйреньская крепость.

Третий день будет для нас несложной прогулкой с купаниями в речках и осмотрам двух достопримечательностей : пещерного монастыря Чилтер-Коба и развалин Сюреньской крепости. Чилтер–Коба это целый монастырский комплекс, прорубленный в скальном монолите. Храм, келий, трапезная, источник все это соединено между собой прорубленными в скальном монолите тропами . Интересный и познавательный объект, с которого открывается вид на Башенный мыс, на котором находится следующий объект нашего путешествия – развалины Сюреньской крепости. Возможно, Сюйренская крепость не самая большая и значимая достопримечательность, среди пещерных городов Крыма, но там есть на что посмотреть - эта Крепость не оставит вас равнодушными . Заночуем возле реки Бельбек, неподалеку от монастыря Чилтер-Коба.

4 день. Пещерный город Мангуп, столица княжества Феодоро.

В этот день ваш ждет знаменитый пещерный город Мангуп, это была столица княжества Феодоро. Княжество малоизвестно в мировой истории, но одна из ключевых фигур в истории средневекового Крыма . Трудно описать этот пещерный город, раскрыть всю его значимость и величие без знания истории Крыма, хотя бы поверхностного. Здесь вы не увидите сохранившихся зданий, улочек и кенасс как в Чуфут-Кале. Только развалины древних укреплений и следы на камнях где ранее располагался обширный город. Что бы оценить эту достопримечательность нужно знать историю Крыма и этого города, а так же неторопливое обследование всей территории Мангупа, всех мелких закоулков этого города. В походе у вас как раз будет такая возможность, рассказы инструктора и много времени, думаю, вы сможете оценить пещерный город Мангуп и его величие . Заночуем мы на плато среди древнего города.

Цитадель Мангуп

5 день. Монастырь Шулдан. Пещерный город Эски-Кермен. Храм Донаторов. Башня Кыз-Куле.

На пятый день у нас намечена большая программа. Сначала мы посетим действующий пещерный монастырь Шулдан . Дальше мы направимся к руинам ещё одного пещерного города-крепости – Эски-Кермена, основанного в начале VI века. От когда-то цветущего города остались только пещеры (более 300), их много и они разные: пещеры-храмы, боевые пещеры, хозяйственные, пещеры с лестницами, пещеры с колоннами. Некоторые из них просто недоступны без верёвки и навыков скалолазания. Неподалеку от Эски-Кермена в отдельно стоящей скале-останце мы посетим храм Донаторов . Вход в храм со дна балки не виден. Его можно обнаружить, лишь поднявшись на вершину. Храм Донаторов знаменит тем, что здесь долгое время сохранялась средневековая фресковая роспись. Возможно, именно потаенность места способствовала этому. К сожалению, за последние 100 лет, от росписи мало что сохранилось. Последней достопримечательностью на сегодняшний день будет башня Кыз-Куле , одна из башен дозорного комплекса Эски-Кермена. Заночуем в живописном львином гроте.



Новое на сайте

>

Самое популярное