Домой Пульпит Перспективы развития экономики китая. Китайская мечта сбудется

Перспективы развития экономики китая. Китайская мечта сбудется

2018-й - знаменательный год для Китая. Ровно 40 лет назад, в декабре 1978 года, выступая на 3-м пленуме ЦК КПК XI созыва, Дэн Сяопин поставил Китай на путь реформ.

Китайское руководство отказалось от жесткой модели строительства социализма и объявило новую политику реформ и открытости. Началась всеобъемлющая модернизация страны. Спустя 40 лет Китай встал у руля мировой экономики, воплотив собой мечту о социализме - социализме с китайской спецификой.

Китай, который в те времена являлся на 90% аграрной страной, отчаянно нуждался в модернизации. Поэтому основная цель реформаторов заключалась в создании прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики. Курс "четырех модернизаций" Дэн Сяопина был ориентирован на преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике на основе "четырех основных принципов": социалистический путь развития, демократическая диктатура народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм. Первоначальной задачей стало решение проблемы мотивации рабочих и крестьян.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов.

Первый этап (декабрь 1978 года - сентябрь 1984 года): выдвинут лозунг "Плановая экономика - основа. Рыночное регулирование - дополнение". Основное внимание уделялось деревне, в городе проводились эксперименты по расширению хозяйственной деятельности предприятий, создавались специальные экономические зоны (СЭЗ). Государственное регулирование экономики было сокращено, коммуны-колхозы были ликвидированы и землю вернули крестьянам.

Второй этап (октябрь 1984 года - декабрь 1991 года): развертывание реформ под лозунгом "Плановая товарная экономика". Центр тяжести переместился из деревни в город, государственные предприятия стали основным звеном реформ, при этом приоритетное внимание уделялось ценам. Реформы стали постепенно распространяться на социальную сферу, науку, технику и образование.

Третий этап (1992-2002 годы): под лозунгом "Социалистическая рыночная экономика" начала формироваться новая экономическая система, направленная на дальнейшее расширение и развитие рынка, создание управления предприятиями, а также формирование макрорегулирования и контроля со стороны государства.

С 2003 года начался четвертый этап реформ , который на 3-м пленуме ЦК КПК XVI созыва был обозначен как "Этап совершенствования социалистической рыночной экономики".

Для того чтобы оценить эффективность реформ и открытости необходимо рассматривать такие критерии, как развитие производства, рост совокупной мощи социалистического государства и рост уровня жизни населения.

Сегодня благодаря политике реформ и открытости Китай является второй по величине экономикой в мире, крупнейшей страной по объему золотовалютных резервов, ведущим индустриальным и торговым субъектом, гарантом стабильности и роста мировой экономики. Им написана "самая успешная история борьбы с нищетой". 40 лет реформ и открытости позволили китайскому народу достигнуть уровня сяокан (средняя зажиточность). В век высоких технологий и цифровизации Китай переживает бурное развитие электронной промышленности и стоит в авангарде индустриальной революции. Страна активно наращивает торгово-экономические отношения со своими стратегическими партнерами, придерживается взвешенного внешнеполитического курса, следует в ногу со временем и меняется согласно современным тенденциям развития.

Социализм с китайской спецификой

Благодаря многолетним экспериментам Китай смог построить эффективную рыночную экономику, сохранив при этом значительную долю регулирования со стороны государства. Исходя из реалий страны, руководство поощряло частное предпринимательство в организации производства (нередко диктуя их параметры), регулировало поток инвестиций с помощью административных рычагов и кредитно-налоговой политики, одновременно стимулировало и сдерживало процесс "открытости" в разных регионах Поднебесной, контролировало спрос и либерализацию цен, обеспечивало социальные интересы трудящихся, улучшало качество жизни китайского народа. Достижение социального прогресса и по сей день ставится во главу угла экономических реформ Китая.

Успехи четырех десятилетий непрерывного прогресса позволили Китаю поставить перед собой новую цель - к 2050 году Коммунистическая партия Китая намерена превратить Поднебесную в супердержаву, современную социалистическую страну, процветающую, сильную, демократическую, культурно развитую, гармоничную и красивую. На XIX съезде ЦК КПК (2017 г.) председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, дополняющую прежние концепции социализма с китайской спецификой.

Си Цзиньпин призвал народ Китая строить социализм с китайской спецификой в соответствии с возможностями и вызовами новой эпохи. "Политика реформ и открытости Китая соответствовала историческим требованиям китайского народа к развитию, инновациям и лучшей жизни, совпадала с веянием времени в стремлении народов всех стран к развитию, сотрудничеству и мирной жизни", - говорит Си Цзиньпин. Теперь же необходимо устремить взор в будущее. В первую очередь речь идет об укреплении мощи Китая: экономической, производственной, интеллектуальной. Во-вторых, необходимо обеспечить "всеобщее процветание". Предполагается, что к 2035 году Китаю удастся если не преодолеть, то хотя бы минимизировать разрыв в региональном развитии, неравенство между городом и деревней, сбалансировать уровень жизни населения. А до 2050 года Китай намерен искоренить неравенство между богатыми и бедными и достичь "всеобщего процветания". В-третьих, исторической миссией Коммунистической партии Китая является возрождение китайской нации. К 2050 году Китай должен стать социалистической культурной державой. Китайская цивилизация будет крепнуть, а влияние ее мягкой силы - расти. И, наконец, в-четвертых, Китай призван играть ведущую роль на мировой арене и вносить весомый вклад в процветание всего человечества. Открытость внешнему миру определила судьбу современного Китая: крупнейший двигатель экономического роста, торговли и производства, источник инвестиций, лидер в области инноваций, развития науки, достижения научно-технического прогресса, мировой новатор в области производства экологически чистой энергии и развития зеленых технологий.

Экономическое развитие

Китай обладает самым значительным демографическим потенциалом - на территории, равной 7,1% площади всего Земного шара, проживает 18,6% населения планеты. Суммарный объем ВВП Китая на сегодняшний день составляет около 23 процентов, что делает его второй (после США) экономикой в мире. Последние несколько лет Китай стабильно удерживает рост ВВП на уровне 6-7% в год. В прошлом году инфляция составила 4,1%. Высокий вклад потребления в рост ВВП (более 64%) в Китае расценивают как свидетельство улучшения структуры экономики. Объем прямых иностранных инвестиций в Китай в 2017 году составил 168 миллиардов долларов США (больше только у самих США - 287 миллиардов). Удельный вес Китая в мировом товарном экспорте составляет более 13 процентов, в то время как доля в мировом товарном импорте приближается к 10%. Уровень урбанизации превышает 57%. Китаю принадлежит 37% мировых запасов редкоземельных металлов, 1/3 мировых запасов угля, на его территории находятся залежи более 150 видов минеральных ресурсов. Китай называют "мировой фабрикой", он является крупнейшим в мире производителем большинства видов продукции тяжелой и легкой промышленности - от чугуна и стали до телевизоров и мобильных телефонов (из 10 крупнейших производителей мобильных телефонов 7 компаний принадлежит Китаю).

Следуя тенденциям мирового развития, Китай не остался в стороне и от процесса глобализации мировой экономики. Благодаря реструктуризации производства Китай активно встраивается в глобальные производственные цепочки. В 2001 году Китай вступил в ВТО, что позволило ему увеличить приток иностранных инвестиций, расширить объемы экспорта и поддерживать высокие темпы экономического роста в последующие годы. Всего этого Китай смог достичь благодаря постепенному наращиванию темпов реформ и открытости, как и завещал Дэн Сяопин - "переходить реку, нащупывая камни".

Во благо всего мира

Растущая мощь Китая оказывает влияние и на перераспределение полномочий в системе глобального управления. Армия Китая - одна из самых передовых в регионе, а по количеству миротворцев страна занимает первое место в мире среди постоянных членов Совета Безопасности ООН. При этом Китай предпочитает решать разногласия исключительно политико-дипломатическим путем. При его содействии активно развиваются институты и механизмы глобального управления - Китай планомерно увеличивает капиталовложения в Международный валютный фонд и Всемирный банк, развивает сотрудничество в рамках БРИКС.

Многолетний положительный опыт в модернизации собственной экономики Китай готов разделить с развивающимися странами. Помощь слаборазвитым экономикам с целью преодоления неравенства между Севером и Югом - такую задачу поставил перед страной Си Цзиньпин. Китай достиг внушительных успехов на пути ко "всеобщему процветанию" и готов всецело содействовать всеобщему развитию и прогрессу.

В рамках инициативы "Один пояс и один путь" Китай вложил в инфраструктурные проекты соседних стран немало трудовых, материальных и финансовых ресурсов. "Один пояс и один путь" - это настоящее проявление открытости. Инициатива затрагивает множество новых моделей финансового сотрудничества и предоставляет Китаю новые финансовые возможности. С его помощью во многих странах строятся производственные парки. Финансовую поддержку странам с развивающейся экономикой оказывают Новый банк развития БРИКС и созданный по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Китай - уникальное явление в истории человечества. Он успешно строит социалистическую рыночную экономику. Оптимизация производства и распределения ресурсов за 40 лет реформ и открытости позволила обеспечить в отдельно взятой стране экономический и социальный прогресс и процветание. "Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей" (т.е. важен реальный результат) - такой прагматичный подход позволил Дэн Сяопину стимулировать развитие китайской экономики. Поднебесная взяла уверенный курс на возрождение китайской нации, и повода сомневаться в том, что китайская мечта сбудется, ни у кого нет.

Юркова Ю.А. Перспективы развития экономики Китая // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 54-57.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ

Ю.А. Юркова , м агистр

Уральский Государственный Экономический Университет

(Россия, г. Екатеринбург)

Аннотация . В данной статье рассматриваются перспективы экономики Китая в долгосрочном периоде. Изучается модель хозяйственной деятельности страны, ее ключевые особенности. Рассматриваются варианты экономического роста экономики Китая с точки зрения других авторов, изучающих данную проблему. Составлен прогноз развития экономики Китая до 2025 года на основе на основе данных Международного валютного фонда. Так же изучено положение национальной валюты Китая на мировой арене .

Ключевые слова: Валовой внутренний продукт (ВВП), инновации, национальная валюта, девальвация, курс валюты.

Экономическое положение Китая

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира, д остиг ла за последние 30 лет небывалых высот, Китай продолжает усиливать св о ю роли в мировой экономике . Особая модель развития хозяйственной деятельности в стране за последнее десятилетие продемонстрировала небывалый рост в развитии страны. Модель развития основывается на привлечении инвестиций, ориентации на экспорт и дешевой рабочей силе .

Характерными чертами модели экономики Китая являются ориентация промышленности на экспорт , высокая доля инвестиций в ВВП , активное участие государства в развитии экономики страны. Такие фундаментальные особенности Китайской модели породили другие характерные черты, которые стали залогом успеха Китая. Такими чертами являются:

— дешевая социальная политика, сюда относится отказ государства о выплате пенсий и пособий, низкий уровень безопасности на производстве и др.;

— ограничение рождаемости;

— низкий курс юаня, который способствует экспорту товаров;

— высокая доля ВВП, которая позволяет делать огромные инвестиции и п оддерживать высокие темпы роста. (по данным Азиатского банка инвестиций в основной капитал увеличиваются ежегодно более чем на 20%) .

— целенаправленная политика государства в области низких тарифов на энергию и сырье, создания инфраструктуры, повышения производительности труда, инновационности , степени открытости страны и т.д.[ 2 ].

Но так же стоит отметить, что данные черты являются как преимуществом, так и слабостями страны. Но несмотря на это н а сегодняшний день Китай стал претендентом на первое место в мировом рейтинге.

В свей работе « Россия-Китай 20 50 стратегия соразвития » Б.Н Кузык и М.Л. Титаренко выдвигают четыре варианта экономического роста Китая:

1. Резкое возвышение . В ыход Китая на второе место в мире вслед за США по абсолютному объему ВВП, пересчитанному из юаней в доллары по официальному курсу. Реализация подобного сценария требует длительного сохранения высоких темпов роста. При среднегодовом приросте ВВП в 7% за 20 лет он вырастет почти в 4 раза, а за 30 лет - в 7,6 раза. В этом случае вполне вероятно вовлечение России в целом или как минимум ее азиатской части в сферу доминирующего экономического влияния Китая .

2. Затухание темпов роста (после 2010 г. – до 5-6% в год, а после 2020 г. – еще ниже). Сценарий вытекает, отмечают авторы из нынешний тенденций развития и обещает большую «покладистость» Китая на международной арене, в том числе в отношениях с Россией.

3. Застой затухание темпов роста до уровня, обеспечивающего только удовлетворение потребностей населения. Авторы считают маловероятным его реализацию, так как Китай имеет огромный инвестиционный задел и возможен только в случае ухудшения ситуации в мировой экономике .

4. Срыв. Данный вариант подразумевает полное скатывание страны к суженному воспроизводству. Авторы считают, что он возможен только в случае попытки силового восстановления суверенитета над Тайванем либо системного кризиса в стране. Данный вариант развития маловероятен, но гипотетически он существует.

Из представленн ых вариантов развития экономики Китая, возможен вариант «Затухания темпов роста». По данным исследовательской организации Conference Board за последние годы темпы роста китайской экономики снижаются, идет уменьшение ВВП и темпов роста промышленного производства . На рисунке 1 и рисунке 2 представлена динамика темпов роста промышленного производства и динамика ВВП Китая.


Рис. 2 Д инамика ВВП Китая

На сегодняшн ий день Китай проводит активное внедрение инновационных проектов. Данный процесс проходит во многих отраслях экономики. Отмечается ряд особенностей в инновационном развитии Китая , к таким особенностям относятся высокая эффективность достижения целей с невысокой затратой ресурсов; наличие квалифицированных и дешевых трудовых ресурсов; территориальная диверсификация (на юго-востоке больше ресурсов для инновационного подхода) .

Что же касается прогноза экономического развития Китая то Международный валютный фонд на основании доклада ICP прогнозировал, что Китай сможет обогнать США только в 2019 году. Но по оценке МВФ китайский ВВП в текущих ценах в долларах к концу 2014 года составил $10,4 трлн, а ВВП США – $16,8 трлн. И в будущем периоде до 2019 года занимаемое положение Китая не изменится.

С точки зрения аналитической организации IHS, стать крупнейшей экономикой мира Китаю удастся к 2024 году – к тому времени номинальный ВВП Китая в долларах США составит $28,85 трлн и опередит ВВП США ($27,31 трлн). Доля китайской экономики в глобальном выпуске, по прогнозу IHS, вырастет с 12% в 2013 году до 20% к 2025 году.

Девальвация национальной валюты

Что ж е касаемо национальной валюты Китая, но на сегодняшний день юань переживает девальвацию. В результате первой девальвации 11 августа 2015 г. произошло максимальное с 1994 г. снижение юаня в 1,9% [ 6 ] .

По итогам июля 2015 г. профицит торгового баланса КНР сократился на 8,2% по отношению к показателю 2014 г. (до 347,2 млрд. долл. США), причем объем экспорта в долларовом выражении снизился на 8,3% (р ис. 3), а импорт − на 8,1%


В целях поддержки экспортеров Народный Банк Китая прибегнул к девальвации юаня. Так, данная мера сделает товары китайских производителей более дешевыми на мировом рынке, а значит, повысит их конкурентоспособность [ 6 ] .

Следует отметить, что девальвация юаня затронула международные рынки (валютные, товарные, фондовые): снизились курсы валют, цены на сырье, упали в стоимости многие ценные бумаги. в данный момент понижение курса китайской валюты представляет серьезную угрозу для экспортоориентированных компаний ключевых регионов мира. В качестве ответной реакции стоимость многих валют, включая сингапурский доллар, южнокорейскую вону и тайваньский доллар, также снизилась [ 6 ] .

П осле понижения курса юаня акции крупнейших американских экспортоориентированных компаний существенно снизились в цене. В настоящее время до 30% общемировых продаж американских компаний приходится на китайский рынок. При этом снижение цен производителей параллельно с падением нефтяных котировок не позволяет темпам потребительской инфляции в США достичь целевого уровня в 2%. В целом понижение курса китайской национальной валюты должно положительно отразиться на экономике Китая. Но данное действие может негативно отразится на отношениях между КНР и США [ 6 ] .


Библиографический список

1. Asian Development Bank : [Режим доступа: http :// www . adb . org ] ;

2. Перспективы развития экономической модели Китая: [Режим доступа: http://elibrary.ru];

3. «К итай — Россия — 2050: стратегия соразвития » Б. Н. Кузык , М. Л. Титаренко;

4 . The Conference Board: [ Режим доступа : https://www.conference-board.org ] ;

5. Национальная инновационная система Китая: [Режим доступа: http://elibrary.ru];

6. Девальвация юаня как способ ре шения экономических задач Китая: [Режим доступа: http://elibrary.ru ];

DEVELOPMENT PROSPECTS OF CHINA’S ECONOMY

J.A. Yurkova , master

Ural state economic university

(Russia , Ekaterinburg )

Abstract. This article discusses the prospects of China’s economy in the long term. We study the model of economic activity of the country and its key features. Considers options for economic growth of the Chinese economy from the point of view of other authors studying this problem. Compiled forecast of development of China’s economy up to 2025 on the basis of on the basis of data from the International monetary Fund. Researched the position of the national currency of China on the world stage.

K eywords: Gross domestic product (GDP), innovation, the national currency, devaluation , t he exchange rate.

18.10.2017 19:50

Глобальное лидерство к 2050 году. Китай представил стратегию развития на съезде Компартии

В Пекине 18 октября открылся XIX съезд Коммунистической партии Китая. В рамках форума, который будет продолжаться до 24 октября, планируется наметить линию развития страны на ближайшие пять лет, оценить результаты прошедшей работы, а также обновить кадровый аппарат высших партийных органов. Republic вкратце рассказывает, чем интересен нынешний съезд и как прошел его первый день, на котором выступил председатель Китая Си Цзиньпин.

Новый состав Политбюро

Основной политической интригой форума является избрание новых составов Политбюро (25 человек) и Постоянного комитета политбюро партии (7 человек). Во время предыдущих съездов ответы на эти вопросы были неофициально известны задолго до их начала, однако на этот раз наблюдатели расходятся в оценках.
Такая ситуация связана с тем, что первый срок Си Цзиньпина прошел под знаком жесткой антикоррупционной чистки госаппарата Китая, из-за чего многие партийные связи были нарушены, а новые еще не успели сложиться. Помимо этого, председатель КНР и его сторонники сконцентрировали в своих руках достаточное количество власти, чтобы сформировать состав Политбюро по своему усмотрению, не обращая внимания на существующие неформальные традиции.

Выступление Си Цзиньпина

В первый день съезда на нем выступил председатель партии Си Цзиньпин. В своей речи он рассказал о 14-ти основополагающих принципах, по которым в ближайшие пять лет будет развиваться китайский социализм. Помимо традиционных пунктов об основополагающей роли партии и работе на благо простого народа и на достижение ценностей социализма, в число основных приоритетов Китая на следующие годы попали укрепление принципов правового государства, охрана окружающей среды, глобальная интеграция и сохранение концепции «одна страна, две системы».

В своей речи председатель КНР подчеркнул, что к настоящему моменту в стране удалось в целом построить среднезажиточное общество – первоначально эта цель ставилась на 2020 год, теперь же до этого времени планируется завершить этот процесс полностью. Дальнейшее развитие Китая в первой половине XXI века Си Цзиньпин разделяет на два этапа: с 2020 по 2035 год по мере проведения социалистической модернизации Китай поднимется «до уровня стран-лидеров инновационного типа». С 2035 по 2050 год Китай должен превратиться «в богатую и могущественную державу».

«У нас есть своя, китайская мечта – быть великой современной социалистической страной. Китай приближается к тому, чтобы стать центром мировой сцены. К 2050 году мы станем глобальным лидером по общей силе нации и международному влиянию», – заявил Си Цзиньпин.

Он также пообещал, что в ближайшие пять лет будет принят целый ряд реформ, который облегчит доступ на внутрикитайский рынок иностранным инвесторам. Одновременно Китай модернизирует собственные методы инвестиции в экономику других стран и оптимизирует систему управления госсектором, чтобы сделать принадлежащие государству предприятия более востребованными на мировых рынках. Председатель КНР также заявил, что Китай, находящийся на лидирующих позициях по вредным выбросам в атмосферу, намерен активизировать борьбу с глобальными изменениями климата.

Говоря о передовых технологиях, Си Цзиньпин, в первую очередь, упомянул о разработке госпрограмм, которые помогут Китаю уже в ближайшие годы стать мировым лидером в сфере фундаментальных научных исследований, аэрокосмичееских технологий и интернета. При этом власти намерены еще более усилить регулирование интернета и в перспективе создать систему «тотального контроля», чтобы «обеспечить чистоту и свет глобальной сети» .

PS. У американцев очевидно будет свое мнение на сей счет, но тут скорее вопрос, смогут ли они эффективно вставлять палки в колеса китайцам.
Но в любом случае, китайцы уже особо и не скрывают, что глобальная конкуреция за мировое лидерство будет обострятся, что вызвано как усилением самого Китая, так и ослаблением США. Стороны постепенно сближаются и в том или ином виде столкновение произойдет, ибо глобальное лидерство еще никто не получал без суровой борьбы.

О стратегическом прорыве Китая к 2050 году

по материалам круглого стола «Будущее 2050: Индо-Тихоокеанский регион» Экспертно-аналитического центра ДВФУ

На XIX съезде Коммунистическая партия Китая (КПК) объявила о новом составе правительства, которое возглавляет Си Цзиньпин, ставший одним из самых влиятельных политиков Китайской Народной Республики (КНР) с момента проведения последнего съезда Центрального комитета КПК в 2012 году. После переизбрания на пост Генерального секретаря единственной правящей политической партии Китая, ее председателя и главы Центрального военного совета, Си Цзиньпин будет возглавлять 89 млн членов КПК и 1,3 миллиард граждан КНР в течение следующих пяти лет и, возможно, в дальнейшем, так как руководителю предстоит реализовать основную цель КНР - стать «социалистической современной мощной державой».

XIX съезд Коммунистической партии разработал конкретный двухэтапный стратегический план: на первом этапе с 2020 по 2035 годы планируют достичь основной социалистической модернизации, а на втором этапе с 2035 года до середины XXI века Китай станет процветающим, сильным, демократическим, цивилизованным, гармоничным и красивым социалистическим современным мощным государством. Достижение данной цели и реализация этапов заключается в том, чтобы четко определить график и «дорожную карту» «китайской мечты» - великого восстановления китайской нации - и спланировать стратегические шаги, которые можно реализовать на практике.

На съезде, который явился важным этапом в жизни китайского общества, Си Цзиньпин подвел итоги пятилетнему управлению страной и заявил, что Китай вошел в «новую эру» под его руководством. С таким уровнем уверенности и оптимизма Китай в ближайшие десятилетия лет не будет стесняться предлагать «китайскую мудрость и китайский подход к решению проблем, стоящих перед человечеством». Китай, скорее всего, добьется этого путем дальнейшего продвижения своего флагманского международного проекта развития ― инициативы «Пояса и Пути», которая интегрирует страны «сообщества единой судьбы». Конечная цель проекта ― превратить Евразию в экономический и стратегический регион, который будет соперничать, и, наконец, сможет превзойти евроатлантический регион.

Согласно упомянутой идее, одним из основных сдвигов в политике станет внешняя ориентированность Поднебесной. Страна будет играть более активную роль в решении основных глобальных проблем, выходящих за рамки непосредственного отношения к национальным и региональным интересам Китая.

Наступил конец эпохи Дэн Сяопина на мировой арене, последнее время Пекин использует подход, характеризующийся в международной политике, как «цянши дань бу цян’ин», что переводится как «сильный, но не жесткий». На протяжении десятилетий Китай тихо и спокойно добивался успеха на арене глобальной политики. В конце 1980-х годов Дэн Сяопин поручил китайским дипломатам вести себя сдержанно, и эта стратегия часто переводится на английский язык, как «скрыть наши возможности и держаться в стороне». Тогда китайское руководство считало, что их приоритетом является развитие внутренней экономики Китая, они не желали вмешиваться в международные дела, не имевшие прямого отношения к Китаю.

Изучение внешнеполитических действий Си Цзиньпина после XIX съезда раскрывают истинные национальные амбиции Пекина. Председатель КНР выдвинул «Четыре великих цели» ― опыт великой борьбы в новой эре; великое дело строительства КПК; и продвижение великого дела социализма с китайской спецификой с целью реализации великой мечты Китая о национальном возрождении. Согласно стратегическим планам, «к 2049 году всеобъемлющая национальная мощь и международное влияние Китая будут на переднем фланге». Иными словами, руководитель страны намерен восстановить статус Поднебесной как ведущей мировой державы, тем самым к 2049 году реализовать стратегию «современного и мощного Китая».

Вопрос «каким образом?» включает в себя нескольких стратегических целей. Во-первых, продвигать за рубежом «Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новой эре». До сих пор Пекин не активно экспортировал свою идеологию. Однако, лидер Китая рассматривает западную либеральную демократию как, в лучшем случае, препятствующую росту Китая и, в худшем случае, угрозу реализации «китайской мечты». Он считает, что китайский социализм философски превосходит западную альтернативу, о чем свидетельствует национальное развитие Китая и экономический рост; модель Китая дает возможность догнать развитые страны и предотвратить возвращение в эпоху унизительного колониализма.

Вторая главная цель состоит в вытеснении существующего мирового порядка, ориентированного на западные ценности. Развивающимся странам правительство КНР намерено предложить стратегическое экономическое и политическое «доброжелательное» управление под эгидой китайского руководства, включая взаимную дружбу, но не создание альянсов - экономическое развитие с политической независимостью. Необходимо обратить внимание на то, что Китай являет собой растущую экономическую и политическую силу - привлекательную для развивающихся государств, особенно с авторитарным режимом правления.

Третья цель - это дальнейшее реформирование Народно-освободительной армии Китая (НОАК), направленное на обеспечение и защиту национального суверенитета. НОАК будет модернизирована к 2035 году, и к 2049 году Китай станет военной державой мирового класса, что означает достижение регионального превосходства армии Китая к 2035 году и и глобального паритета с армией США к 2049 году.

Четвертая цель состоит в проведении более настойчивой внешней политики с целью продвижения и реализации идеи «китайской мечты». Национальная безопасность сейчас столь же важна, как и экономическое развитие. Новый стратегический подход предполагает сбалансированную интеграцию двух интересов - долгосрочного экономического развития с проведением сопутствующих экономических реформ, направленных на реструктуризацию и перестройку глобального политического порядка, а также безопасность, защиту и укрепление внутренних институтов социалистической системы Китая до тех пор, пока КНР не станет центром этого нового глобального порядка.

Таким образом, эти четыре цели представляют собой организующие принципы оценки стратегических действий, которые в ближайшее будущее способствуют безусловному стратегическому прорыву Пекина.

Переход Китая от игрока «тихого и спокойного» к «решительному» на мировой арене будет отражен в его изменяющемся подходе к международному развитию, коммуникации и «мягкой силе». В своем выступлении на партийном съезде председатель КНР призвал «укрепить уверенность» в развитии китайской культуры. Руководитель Китая также отметил, что Китай «усилит свою культурную мягкую силу», представив «настоящий, многомерный и панорамный взгляд на Китай». Китай не будет стесняться эффективно популяризировать свою историю и традиции.

Си Цзиньпин отмечает, что Китай будет продвигать «создание сообщества с единым будущим для человечества», также известное как «сообщество единой судьбы». Эта новая стратегия внешней политики Китая направлена на «выгодное всем открытое, инновационное и всестороннее развитие». На самом деле, это не означает, что Коммунистическая партия Китая будет идти на компромисс в отношении того, что она считает ключевыми национальными интересами. Например, Си Цзиньпин твердо настаивает, что в решении тайваньского вопроса КПК имеет «решимость, уверенность и способность побеждать сепаратистские попытки «независимости Тайваня» в любой форме». Действительно, как отмечают многие китайские эксперты, значительное количество людей в Китае считают, что Коммунистическая партия потеряет свою легитимность, если она потеряет Тайвань.

Если планы, намеченные руководителем КНР, должны быть добросовестно реализованы, мировое сообщество увидит фундаментальные изменения в дипломатической стратегии и внешней политике в ближайшие несколько лет. Под руководством председателя ЦК КПК Китай перейдет от модели страны, достигшей «тихого и спокойного успеха», к модели заинтересованного в поддержании контактов с другими странами, народами, действующего на опережение и уверенного игрока, который сообщит миру то, каким он его видит, и что он считает более подходящим в определении справедливого международного порядка.

Китай работает над расширением сближения интересов со все большим количеством стран, такими как Пакистан, Лаос, Камбоджа, и формирует сообщества единой судьбы на двусторонней основе. КНР также обратилась к странам Юго-Восточной Азии, Африки, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока с просьбой развивать подобные сообщества, продвигая взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, те амбициозные цели и задачи, которые поставлены съездом в 2017 году для достижения стратегического прорыва в реализации «китайской мечты» и строительства социалистического современного государства, к 2050 году будут выполнены. Сегодня уже сформировался новый тип международных отношений с выигрышным для Поднебесной сотрудничеством. На международной арене переход Китая от роли игрока, завоевавшего «тихий успех», к игроку «решительному» будет отражен в его изменяющемся подходе к международному развитию коммуникации и «мягкой силе». В своем выступлении на партийном съезде председатель КНР обозначил главные стратегические цели Пекина, которые включают в себя расширение глобального влияния через амбициозную инициативу «Пояса и Пути», создание сообщества с единым будущим для человечества, экспансивное наращивание и модернизацию Народно-освободительной армии, уверенную и наступательную внешнюю политику.

В завершении следует отметить, что активизация внешней политики Китая не является угрозой для России, несмотря на гуляющие в онлайне и оффлайне высказывания. Как проект «Один пояс - один путь», так и укрепление военного присутствия на южных рубежах КНР и, прежде всего, в Южно-Китайском море, являются реализацией описанной стратегии Пекина и не несут угрозу Российской Федерации. Более того, для реализации китайских проектов, направленных на Европу, сглаживания экономических споров с Соединенными Штатами, решения тайваньского вопроса, снижения напряженности возле южных территориальных вод Поднебесной, участие в освоение Африканского континента и многого другого, стране необходимы не просто мирные, но и дружеские отношения с Москвой.

В свою очередь, дальнейшее развитие Тихоокеанской России напрямую зависит от китайского участия в масштабных проектах в области добычи и переработки полезных ископаемых, строительства и производства. Участие китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока позволит российской власти сконцентрироваться на развитии инженерной и социальной инфраструктуры, а компании и финансово-промышленные группы из других государств региона получат четкий сигнал о перспективах участия в дальневосточных проектах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стратегия развития энергетики Китая является частью стратегии развития китайской экономики и направлена на решение основной задачи - обеспечения запланированных параметров развития экономики.

Экспортная ориентация производства и создание благоприятного инвестиционного климата позволили китайской экономике, развивавшейся последние три десятилетия со среднегодовыми темпами прироста ВВП в 9,9 %, превзойти японскую экономику и выйти на второе место в мире после США. По предварительным данным за 2011 г., темпы роста экономики КНР составили 10,3 %, объем ВВП - почти 6,1 трлн. долл. (для сравнения: рост ВВП в России составил 4,0%, достигнув пример- но 1,3 трлн. долл.). Представим динамику изменения ВВП Китая в 2004-2011 г..

Вклад в ВВП по секторам за указанный период распределился следующим образом: объем добавленной стоимости продукции, созданной в первичном производстве, составил 4049,7 млрд. юаней (рост на 4,3 %); во вторичном производстве (обрабатывающая промышленность, строительство и производство энергии) - 18 648,1 млрд. юаней (рост на 12,2 %); в третичном производстве (сфера услуг) - 17 100,5 млрд. юаней (рост на 9,5 %). То есть, как это видно из приведенных данных, наибольший рост происходил в секторе обрабатывающей промышленности, строительства и энергетики, в то время как наименьший рост характерен для добывающих отраслей. Из этого можно сделать вывод, что Китай по-прежнему делает ставку на рост обрабатывающей промышленности, преимущественно высокотехнологичной.

Основой роста экономики Китая является прирост инвестиций. Общие капиталовложения в основные фонды Китая возросли в 2010 г. на 23,8 % по сравнению с 2009 г. При некотором снижении темпов роста инвестиций значительно улучшилась их структура. Реальный их рост по итогам года (после вычета ценовой составляющей) составил 19,5%.

Производство промышленной продукции в КНР в 2011г. увеличилось по сравнению с 2010 г. на 4,7 %. Интересно, что объем добавленной стоимости продукции ведущих промышленных предприятий вырос для госпредприятий и государственных холдингов на 13,7 %, для коллективных предприятий - на 9,4 %, для акционированных - на 16,8 %, для предприятий с участием иностранного капитала и капитала САР, Макао (Аомэня) и Тайваня - на 14,5 %. Эти данные подтверждают тезис, что государственные предприятия могут быть не менее эффективны, чем частные предприятия - проблема в эффективности управления предприятием, а форма собственности вторична. Столь быстрый рост экономики Китая во многом обусловливает и развитие топливно-энергетического комплекса, а также направленность и интенсивность внешнеэкономических связей в этой сфере, в определенной степени регламентируемых энергетической стратегией страны.

Энергетическая стратегия определяет темпы роста потребления энергии, а также структуру энергетического баланса - доли производства и потребления различных видов энергии, а также доли энергии, произведенной в Китае и импортированной. Анализ показывает, что стратегия включает в себя разработку соответствующих целевых показателей для трех временных горизонтов: рамочная стратегия развития энергетики на период до 2050 г.; долгосрочная программа развития основных отраслей энергетики на период до 2030 г.; детальная программа на 12-ю пятилетку (2011 - 2015 гг.).

Разработка стратегии развития энергетики на период до 2050 г. координируется Государственным комитетом по развитию и реформе (ГКРР) КНР. Институт энергетики (China Energy Research Institution) разработал количественную модель - Integrated Policy Assessment Model of China (IPAC), непосредственно используемую при сценарных расчетах развития энергетики Китая и состоящую из трех блоков: экономический блок: содержит модель экономики Китая, в которой более детально описаны энергоемкие секторы; технологический блок: включает более 40 секторов и свыше 600 технологий, существующих и перспективных, а также "дорожную карту" реализации этих технологий; эмиссионный блок: позволяет моделировать влияние эмиссии парниковых газов. китай энергетика стратегический прогнозирование

Прогнозирование развития энергетики Китая на период до 2050 г. носит сценарный характер и осуществляется в соответствии со сценариями, учитывающими основные возможные пути развития экономики Китая.

В рамках прогнозирования рассматривается четыре сценария:

действующий (business as usual, BAU). На наш взгляд, его можно назвать инерционным, поскольку в рамках данного сценария предполагается сохранение тенденций, действовавших в докризисный период, т.е. высокие темпы роста экономики и отсутствие реальной политики по предотвращению изменения климата за счет снижения выбросов;

низкокарбоновый (high GDP low carbon scenario, HLC). Предусматривает: высокие темпы роста экономики; реализацию политики национальной энергетической безопасности (развитие собственной энергетической базы, в том числе на основе разведки и разработки месторождений нефти и газа, диверсификации импорта первичных энергоносителей); усиление активности по охране окружающей среды, изменение режима экономического развития и режима потребления (с точки зрения рационализации структуры потребления), широкое использование новых технологий. Мероприятия по контролю эмиссии парниковых газов выполняются Китаем в одностороннем режиме; ?

ужесточенный низкокарбоновый ((high GDP enhanced low carbon, HELC). Отличие от низкокарбонового режима состоит в том, что мероприятия по предотвращению изменения климата осуществляются в рамках глобальной политики, в кооперации с другими странами. В этом сценарии Китай может пойти на большие ограничения в эмиссии парниковых газов, активнее инвестировать в новые технологии, такие как улавливание и хранение углерода (Carbon Capture and Storage, CCS);

ослабленный низкокарбоновый (low GDP low carbon scenario, LLC). Предусматривает более низкие темпы экономического роста, которые будут ограничивать применение мер по предотвращению изменения климата.

Представим прогноз спроса на энергию в Китае на период до 2050 г. в соответствии с различными сценариями. В качестве примера покажем динамику потребления энергии и структуру энергобаланса на период 2020 - 2050 гг. в соответствии с двумя сценариями - "действующим" и "ужесточенным низкокарбоновым". При сохранении использования угля практически на уровне 2020 г. его доля в топливно-энергетическом балансе сократится с 62 % до 42 % в 2050 г. В то же время интенсивный рост предполагается за счет нефти (абсолютное увеличение в 1,67 раза), газа (увеличение в 2,47 раза) и особенно для ядерной энергии (в 6,6 раза). При этом доля энергии, вырабатываемой на АЭС, возрастет к 2050 г. практически до 9 % при величине данного показателя в 2020 г. в 1,9 %.

Развитие энергетики по низкокарбоновому сценарию предполагает сокращение доли угля и нефти в топливно-энергетическом балансе. Если суммарная доля угля и нефти в 2020 г. составит примерно 77 %, то к 2050 г. эта величина сократится до 57 %. Долгосрочные программы развития отраслей энергетики до 2030 г., так же, как и рамочная стратегия до 2050 г., базируются в основном на макроэкономических моделях. Ниже в качестве примера приведена программа по природному газу, разработанная в научно-исследовательском центре Китайской национальной нефтегазовой корпорации.

При прогнозировании использовалось три сценария, охарактеризованных ниже. На рис. 2 показан прогноз спроса на природный газ в соответствии с различными сценариями - базовым (reference scenario), при высоких темпах роста потребления газа (high growth scenario), при низких темпах роста потребления газа(low growth scenario).

Главным энергетическим управлением (ГЭУ) КНР поставлена задача сохранять добычу нефти в 2011 - 2015 гг. на уровне 200 млн. т, с этой целью принято решение интенсифицировать поисково-разведочные работы. Добыча угля будет ограничена уровнем 3600 млн. т. В электроэнергетике суммарные генерирующие мощности достигнут в 2015 г. 1440 ГВт, в 2015 г. - 1760 ГВт (по состоянию на конец 2011г. они составляли 950 ГВт). Мощность ветровых электростанций к 2015 г. планируется увеличить до 55 млн. кВт. Крупные ветровые электроэнергетические комплексы в 12-й пятилетке будут построены в провинциях Ганьсу, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Цзянсу, Хэбэй, Шаньдун, Чжэцзян, Фуцзянь, СУАР и г. Шанхае. Производство энергии без использования горючих ископаемых составит 11,4 % от общего объема потребления первичной энергии в 2015 г. и 15 % в 2020 г. В 2010 г. добыча природного газа (ПГ) в Китае составила 94,464 млрд. м3, импорт - 16,716 млрд. м3, в том числе импорт сжиженного природного газа (СПГ) - 13, 093 млрд. м3, импорт трубопроводного природного газа (ТПГ) из Туркмении - 3,618 млрд. м3, экспорт ТПГ (в Гонконг и Макао) - 4,074 млрд. м3, чистый импорт - 12,642 млрд. м3, чистое потребление - 107,106 млрд. м3.

Ожидаемый уровень добычи природного газа в 2015 г. - 170 млрд. м3. Добыча метана угольных пластов (МУП) в 2015 г. должна составить 20 млрд. м3, еще 30 млрд. м3 будет получено за счет проектов газификации углей. Объем импорта природного газа к 2015 г. увеличится до 90 млрд. м3. Таким образом, доля импорта в обеспечении потребности в природном газе в 2015 г. составит примерно 25 %

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация природных источников энергии. Анализ динамики мирового потребления энергоносителей. Проблемы и перспективы развития энергетики Китая. Пути повышения конкурентоспособности КНР в сфере международной торговли топливно-энергетическими ресурсами.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Общая характеристика современной китайской экономики. Аналитический обзор состояния государственных финансов Китая, тенденции развития ВВП, торговый баланс на период 2007-2008 гг. Меры борьбы с кризисом. Долгосрочная стратегия развития экономики страны.

    доклад , добавлен 27.01.2012

    Общая характеристика китайской модели экономики. Основные направления экономического развития. Проблемы результаты экономических реформ в Китае. Свободные экономические зоны (СЭЗ) Китая. Сотрудничество Китая и Росси: развитие, проблемы и перспективы.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2008

    Общая характеристика и особенности экономики Китая. Характеристика международной торговли. Нынешний этап и перспективы развития внешней торговли КНР. Основные статьи экспорта и импорта страны. Причины высоких поступлений иностранных инвестиций в КНР.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Экономико-географическое расположение Китая, краткая история его развития и экономического становления. Современное состояние экономики Китая. Основные тенденции внешнеэкономической деятельности государства. Состояние внешнеэкономических связей с Россией.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Развитие энергетического рынка Китая. Анализ угольной промышленности. Анализ угольной промышленности, газовой отрасли, возобновляемых источников энергии. Энергетическая политика Китая. Проблемы и перспективы развития энергетического рынка Китая.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Роль СЭЗ в экономике Китая и степень его вовлеченности в международные финансовые отношения. Сотрудничество Китая и России. Тенденции развития экономики Китая, и её роль в мирохозяйственных связях. Экономические реформы Китая. Экспортная валютная выручка.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Условия, факторы, а также основные направления экономических реформ в Китае. Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике. Белорусско-китайские торговые связи. Тенденции и перспективы развития внешнеторговых связей Республики Беларусь и КНР.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2012

    Анализ экономики Китая, его основных показателей развития. Расчёт тенденций демографического роста, изменения и структуры ВВП, динамики показателей внешней торговли. Участие Китая в процессах миграции рабочей силы, членство в международных организациях.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Анализ основных макроэкономических показателей, промышленного производства. Динамика инфляции и безработицы. Анализ внешней торговли. Участие страны в международном движении капитала. Основные проблемы и перспективы развития Китая в современных условиях.



Новое на сайте

>

Самое популярное