Одной из обязанностей мусульман считается почитание не только лучшего из людей - Пророка Мухаммада (с.г.в.), но и его семейства, именуемого Ахлю бейт (Ахли бейт, «люди дома»).
В наше время также проживает Заключительного Божьего Посланника (с.г.в.). Попробуем разобраться, какие конкретно личности могут считаться семейством Милости миров (с.г.в.), и обязаны ли верующие чтить людей, в чьих жилах течёт его кровь.
Кто такие Ахлю бейт?
Семейство Мухаммада (с.г.в.) почитается как суннитами, так и шиитами. Если в этом вопросе разногласий нет, то есть противоречия в том, кто может считаться «людьми дома».
Суннитские богословы рассматривают Ахлю бейт достаточно широко. Одни относят к нему жён, детей Пророка (с.г.в.), а также двоюродного брата и отца его внуков - Али ибн Абу Талиба (р.а.). Другие расширяют понятие «людей дома», включая туда также дядей Посланника Всевышнего (с.г.в), принявших ислам, и их потомков (например, представителей династии Аббасидов - потомков Аббаса). Третьи и вовсе считают семейством Пророка (с.г.в.) всех хашимитов - потомков прадеда Пророка (с.г.в.) Хашима ибн Абдуманафа.
Шииты признают «людьми дома» исключительно самого Посланника Аллаха (с.г.в.), его дочь Фатиму Захру (р.а.), её мужа - Али ибн Абу Талиба (р.а.), праведных имамов и их потомков, которые исповедуют ислам шиитского толка.
В шиизме признание жён Пророка (с.г.в.) его семейством считается большим заблуждением. Сунниты же почитают супруг Божьего Посланника (с.г.в.), особенно Аишу (р.а.), которая передала множество хадисов и постоянно находилась рядом со своим мужем.
Примечательно, что обе стороны опираются на одни и те же аяты, указывая на них в качестве доказательства своей позиции. В сказано:
«О, жёны Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина…Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества… О, обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (33:33-34)
По мнению суннитов, здесь подчёркивается особенное положение жён Посланника (с.г.в.). Кроме того, Всевышний обращается к ним как к «обитателям дома», что также говорит о привилегированном статусе любимых женщин Мухаммада (с.г.в.).
Шииты же утверждают, что обращение «О, обитатели дома» не имеет к супругам Пророка (с.г.в.) никакого отношения. В качестве подтверждения они приводят хадис, который также присутствует и в сборнике имама Муслима, признаваемого суннитами (передаётся со слов Аиши): «В один из дней Пророк вышел в шерстяной накидке. Потом к нему подошёл его внук Хасан, и тогда Мухаммад накрыл его накидкой. Затем подошли Али, Фатима и Хусейн. Их Пророк также накрыл накидкой и повторил слова: «О, обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью».
Похожие хадисы присутствуют и в шиитских сборниках. Шииты также относят к Ахлю бейт и потомков Хасана (р.а.) с Хусейном (р.а.) - как продолжателей дела Посланника Всевышнего (с.г.в.).
Почитание в суннизме
Для мусульман-суннитов почитание семейства Пророка (с.г.в.) играет важную роль, так как он сам призывал к этому. В хадисе сказано: «Воистину, Всевышний возвысил из сыновей пророка Исмаила (а.с.) - Кинану, а из его потомков - курайшитов. Из курайшитов он возвысил хашимитов, а из хашимитов - меня» (Муслим). Этот хадис, как трактуют богословы, указывает на особое положение семейства Пророка (с.г.в.), в связи с чем «люди дома» заслуживают, как минимум, почтения со стороны рядовых мусульман.
О необходимости почитания Ахлю бейт свидетельствует ещё и тот факт, что Пророк (с.г.в.) сравнил его (почитание) с любовью к предписаниям Корана. В хадисе говорится: «Придерживаться Священного Писания - исполнять требования Всевышнего и остерегаться запретных деяний как на словах, так и на деле. А придерживаться семейства Пророка - это чтить и реализовывать эти требования, а также следовать их примеру, если это не противоречит канонам религии» (Тирмизи).
Кроме того, выражение почтения к «людям дома» - это выполнение Пречистой сунны, так как Посланник Аллаха (с.г.в.) отличался хорошим отношением к своим родным и близким. В хадисе, который приводят Тирмизи и Ахмад, сказано: «Лучший среди людей тот, кто лучший со своей семьёй. Поистине, я лучший по отношению к своей семье».
Что же касается современных потомков Посланника Аллаха (с.г.в.), то к ним мусульмане также должны относиться уважительно, но их не стоит ставить в один ряд с современниками Посланника Аллаха (с.г.в.). Верующие должны учитывать, что люди из рода Пророка (с.г.в.) не безгрешны и могут впасть в заблуждение, как и другие мусульмане. Поэтому не следует слепо следовать за человеком, только лишь из-за его особой родословной. Главное, чтобы он строго придерживался Корана и сунны, а происхождение человека вторично, хотя его важность не стоит отрицать.
Ахлю бейт в шиизме
Бесспорным почитанием «люди дома» пользуются среди мусульман-шиитов. Это связано, прежде всего, с тем, что в их доктрине единственными продолжателями дела Пророка Мухаммада (с.г.в.) могут быть исключительно его родственники. Именно по этой причине шииты не признают халифами Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), Умара ибн Хаттаба (р.а.) и Усмана ибн Аффана (р.а.), считая их незаконными правителями мусульманского государства. Данная формация актуальна в шиизме и в наши дни. Возглавить шиитскую общину сегодня вправе лишь представитель Ахлю бейт. Ярчайшими примерами тому служат аятолла Хаменеи в Иране и аятолла Систани в Ираке.
Важно также, что в шиизме достоверными признаются хадисы, переданные исключительно «людьми дома». По этой причине шииты не признают суннитские сборники хадисов и руководствуется собственными. Например, в своде хадисов «аль-Кафи» приводятся слова Пророка (с.г.в.): «Основной опорой ислама служит любовь к Ахль бейт».
Кроме того, в шиизме представители Ахлю бейт вплоть до признаются непорочными и безгрешными людьми, следование которым - прямая обязанность верующего. Согласно шиитской системе религиозных воззрений, если мусульманин не признаёт имамат потомков Али и Фатимы (р.а.), тот он нарушает один из важнейших религиозных канонов. Кроме того, для шиитов праведные имамы выше в духовной иерархии, чем все пророки Аллаха, за исключением Мухаммада (с.г.в.). Этим также объясняется стремление шиитов почитать и следовать примеру имамов. Именно через любовь и почтение семейства Пророка (с.г.в.) они осуществляют множество религиозных обрядов.
В одном из хадисов, приводимых в сборнике «Фадаиль аш-ши`а», говорится: «Любовь к Али уничтожает грехи как огонь сжигает дрова».
Исходя из этого, отношение к современным потомкам Посланника Аллаха (с.г.в.) в шиизме тоже имеет свои особенности. Но, при этом к Ахлю бейт шииты относят только тех потомков Пророка (с.г.в.), которые исповедуют ислам шиитского толка. Они пользуются особыми правами, как, например, право стать духовным наставником в шиитских общинах, а также получают особые религиозные .
Ахль аль-Бейт
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Смотреть что такое "Ахль аль-Бейт" в других словарях:
Ислам Вероубеждение … Википедия
Ислам · Пророки … Википедия
- (ум. в 36/657) один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Иране (в деревне Джайй, неподалеку от Исфахана). Имел персидское происхождение. До принятия Ислама его звали Мабах, сын Бузахшана. Его отец был зороастрийцем и… …
- (араб. الحسن بن علي العسكري) Имя при рождении: Хасан ибн Али ибн Мухаммад Титулы и звания: 11 й шиитский имам Рождение: 1 декабря 846(08461201) / 232 г.х., Медина Смерть … Википедия Ислам. Энциклопедический словарь.
Один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Мухаммад ибн Идрис аш Шафии (150/767 204/820). Мухаммад ибн Идрис аш Шафии родился в 150 году хиджры в Газе (Палестина). Его родословная восходила к племени Курайш. Он… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Приверженцы шиитской секты с «крайними» воззрениями, которые близки к учению шиитов исмаилитов и гностическому Христианству. Их также называют алавитами. В основном нусайриты проживают в Сирии. Они считаются вышедшими из Ислама. Секта возникла в… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Абу ль Фадл Аббас ибн Али (араб. العباس بن علی) один из шахидов Кербелы, сподвижников имама Хусейна, убитых в день Ашура. Сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы бинт Хизам аль Килябия (англ.) (Умму ль Банин), почитается мусульманами за его… … Википедия
На протяжении всей истории шииты под предлогом "подчинения Ахли-бейт" возводили на них ложь и измышляли хадисы от их имени. Это доказывают их же книги. Один из шиитских передатчиков преданий по имени Йунус сказал: "Придя в Ирак я встретился там с группой сподвижников Абу Джафара (Имам аль-Бакир) и с большей частью сподвижников Абу Абдуллаха (Имам Джафар). Я выслушал их хадисы и взял себе их книги (по хадисам). Потом я показал эти книги Имаму Рда, который не признал большую часть этих хадисов, и опроверг то, что эти хадисы являются хадисами Абу Абдуллаха..."
(Абу
Джафар мухаммад ибн Хасан ат-Туси "Ихтийару марифатур-риджалил-маруф би риджалил-кашши" 3/298. Тегеранское издание).
Очень странно то, что в то время как Имам Джафар родился, жил и умер в Медине, среди передатчиков его хадисов очень редко можно встретить жителей Медины. Большинство передающих от него и его отца являются жителями Куфы. А ведь Куфа считается колыбелью Шиизма и выдумывания хадисов. И достаточно одного этого факта для мудрого человека, чтобы раскрылась для него истина.
Аль-Фейз ибн Мухтар, жалуясь на это Имаму Джафару говорит: "Что это за разногласия существующие среди ваших шиитов? Сидя в Куфе в шиитских мечетях я почти начинаю сомневаться в их хадисах". Имам Джафар ответил ему так: " О Фейз! Воистину люди имеют большую страсть к тому, чтобы лгать от нашего имени".( Риджатуль-Кашши" стр.347; "Бихаруль-анвар" 2/246).
Имам Джафар сказал: " Да проклянет Аллах Мугиру ибн Саида! Он выдумал хадисы и приписал их моему отцу.." (Ихтияру марифатур-риджалиль-маруф би риджали-кашши" 3/297).
Как передается в шиитских книгах сам Мугира ибн Саид подтверждает это. Он говорит: "Я выдумал (от имени Ахли-Бейт) множество, примерно 100 000 хадисов." (Мамакани "Тангихуль макаль фи илмир-риджал" 1/174-175 Неджефское издание).
Имам Джафар говорит: " Мы Ахли-Бейт, говорящие истину. Но мы не свободны от лжецов говорящих от нашего имени. Из-за их клеветы на нас, люди стали сомневаться в нас ..." ( Риджалуль-Кашши стр.108).Также Имам Джафар сказал: "Люди услышав слово от нас, после это добавляют в него десять других". ("Китабуль-кафи" 8/192).
Вы только посмотрите, какие беды они обрушили на голову Имама Джафара: "Невежественные люди собирались вокруг имама, заходили к нему и выходя говорили: " Джафар ибн Мухаммад поведал нам такой-то хадис". Так многие рассказывали от его имени ложные хадисы. Кроме этого с помощью этих ложных преданий зарабатывали и брали дирхемы ". ("Ихтияру марифатур-риджалиль-маруф би риджалиль-кашши" 4/391, "бихаруль-анвар" 23/302 или 20/302).
Слова имамов Ахли-бейт о шиитах:
Колыбелью Шиизма считается Куфа. Естественно, что в то время под словом "шиа" не подразумевался сформировавшийся в нынешней форме Шиизм. Под словом "шиа" подразумевались только и только сторонники Ахли-Бейт. Так как смысл слова "шиа" означает сторонники. То есть в то время слово шиа использовалось не в переносном, а в прямом его смысле. Также как жители Куфы были шиитами Али, жители Шама были шиитами Муавии.
Зародившаяся в то время мысль, пережив сотни изменений в конце концов сформировалась в форме определенного мазхаба. Но откуда было знать в то время имамам Ахли-бейт, что под этой идеей "шиизма-сторонничества", пользуясь этим именем, невежественные люди создадут мазхаб не имеющий никакого отношения к пути Пророка .
Али так порицал своих шиитов: «О вы, похожие на мужчин, но не мужчины! С мыслями детей и разумом обитателей гарема — если бы я вообще не видел вас и не знал никаким знанием! Клянусь Аллахом, (наше знакомство) вызвало сожаление и закончилось раскаянием. Да сразит вас Аллах! Вы наполнили гноем сердце мое и нагрузили грудь мою гневом, и напоили меня горем один глоток за другим, и нарушали вы мое повеление своим предательством и отступничеством…» ("Нахчуль-Балага" хутба 27) .
Также Али сказал своим шиитам: Вы не являете собой ни доверие, за которое можно ухватиться, ни прибежище чести, за которым можно было бы укрыться. Плохая вы растопка для пламени войны! Тьфу на вас! Встречался я с вами и в день, что громко [на джихад] призывал вас, и в день, что тихо увещевал вас, и не были вы освобождены Истиной во время призыва, и не были вы братьями правды во время увещевания!
(“Нахчуль-Балага” хутба 125).
И сказал Имам Хасан ибн Али про своих шиитов: «Поистине, я считаю, что Муавийа лучше для меня, чем эти. Они утверждают, что являются моими сторонниками, и при этом хотели убить меня и забрали мое имущество. Клянусь Аллахом, взять от Муавии то, что спасет мне жизнь и обеспечит безопасность моей семье, лучше для меня, чем если меня убьют эти, и пропадет семья моя." (Табарси "Аль-ихтиджадж", стр.148).
И сказал Муса ибн Джафар о своих шиитах:"Сравнив своих шиитов с другими людьми, я нашел их пустословами, испытав их - нашел вероотступниками". (Кулейни "Китабуль-равда" стр.107 Индийское издание или 8/228).
Именно из-за этого Имам Бухари, в своем «ас-Сахих», не привел ни одного хадиса от Джафара ас-Садыка.