Домой Гигиена Атмосферное давление формула физика 7. Атмосферное давление

Атмосферное давление формула физика 7. Атмосферное давление

На этом занятии мы поговорим о таком понятии, как атмосферное давление. Мы убедимся, что воздушные массы оказывают на нас определённое давление, называемое атмосферным. Повторим закон Паскаля, после чего сделаем вывод, какое мы испытываем давление, находясь в самом сжатом нижнем слое атмосферы.

Тема: Давление твердых тел, жидкостей и газов

Урок: Атмосферное давление

Итак, мы живем на дне океана. Воздушного океана. Воздушные массы окутывают нашу Землю, как большое одеяло, как шар из воздуха. По-гречески воздух - «атмос», шар - «сфера». Поэтому воздушная оболочка Земли называется атмосферой (Рис. 1).

Рис. 1. Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Сейчас мы убедимся, что воздушные массы могут оказывать на нас, находящихся на поверхности Земли, давление. Это давление называется атмосферным давлением.

Все молекулы, из которых состоит атмосфера, притягиваются к Земле, благодаря силе тяжести. Верхние слои атмосферы давят на нижние слои атмосферы и так далее. Следовательно, нижние слои атмосферы испытывают самое большое давление, они более всего сжаты. Давление, которое оказывается на все слои атмосферы, по закону Паскаля, передается без изменений в любую точку атмосферного воздуха. На нас с вами, находящихся на поверхности Земли, действует давление всех воздушных масс расположенных над нами (Рис. 2).

Рис. 2. Верхние слои атмосферы давят на нижние

Чтобы убедиться в существовании атмосферного давления, можно использовать обыкновенный шприц. Выпустим воздух из цилиндра и опустим штуцер (конец шприца) в подкрашенную воду. Будем перемещать поршень вверх. Мы увидим, что жидкость начнет подниматься за поршнем. Почему это происходит?

Почему жидкость поднимается вслед за поршнем, несмотря на то, что на нее действует сила тяжести, направленная вниз? Это объясняется тем, что на поверхность жидкости в сосуде, из которого мы наполняем шприц, действует атмосферное давление. По закону Паскаля оно передается в любую точку этой жидкости, в том числе и на жидкость в штуцере шприца, заставляя ее заходить в шприц (Рис. 3).

Рис. 3. Вода в шприце поднимается вслед за поршнем

Проведем еще один опыт, подтверждающий существование атмосферного давления. Возьмем трубку, открытую с двух концов. Опустим ее на некоторую глубину в жидкость, закроем верхнюю часть трубки пальцем и вынем трубку из жидкости. Мы увидим, что жидкость не вытекает из трубки, хотя нижний конец трубки открыт. Но если убрать палец, закрывающий верхнее отверстие трубки, жидкость тотчас из нее вытечет.

Наблюдаемое явление объясняется так. Когда мы опускает трубку в жидкость, часть воздуха выходит из трубки через открытый верхний конец, так как входящая снизу жидкость вытесняет этот воздух. Затем мы закрываем отверстие пальцем и поднимаем трубку. Атмосферное давление снизу становится больше, чем давление воздуха внутри трубки. Поэтому атмосферное давление не дает жидкости вытечь из трубки.

И, наконец, еще один опыт. Возьмем цилиндрический сосуд, нальем в него воды, накроем листом бумаги и перевернем. Вода из сосуда не выльется (Рис. 4). Попытайтесь самостоятельно объяснить, почему так происходит, несмотря на то, что на воду в сосуде действует сила тяжести.

Рис. 4. Вода не выливается из перевернутого стакана

Итак, каждый из нас испытывает давление огромной толщи воздушных масс, располагающихся сверху. Это давление называется атмосферным. Оно создается за счет веса воздуха, на который действует сила притяжения Земли.

Список литературы

  1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
  2. Перышкин А. В. Сборник задач по физике, 7-9 кл.: 5-е изд., стереотип. - М: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

Домашнее задание

  1. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7-9 классов №548-554.
  • сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения
  • научиться высчитывать атмосферное давление с изменением высоты

Слайд 2

Повторение ранее изученного

  • Что такое влажность воздуха?
  • От чего она зависит?
  • Как образуются туман и облака?
  • Какие виды облаков вы знаете?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Как образуются осадки?
  • Какие виды осадков вы знаете?
  • Как осадки распределяются по земной поверхности?
  • Слайд 3

    • Где находится самое влажное место на Земле?
    • Самое сухое?
    • Как называются линии, соединяющие на картах точки с
      • одинаковым количеством осадков?Изогиеты
      • одинаковыми температурами?Изотермы
      • одинаковой абсолютной высотой? Изогипсы или горизонтали
  • Слайд 4

    Имеет ли воздух вес?

    Сколько весит воздух?

    Слайд 5

    • Сила, с которой столб воздуха атмосферы давит на земную поверхность и все, что на ней находится, называется атмосферным давлением.
    • На 1 кв. см давит столб воздуха атмосферы с силой 1 кг 33 г.
    • Первым изобрел прибор, при помощи которого измерил атмосферное давление, итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 г.
  • Слайд 7

    Среднее давление на уровне моря при t 0°С составляет 760 мм рт.ст. – нормальное атмосферное давление.

    Слайд 8

    В XVII в Роберт Гук предложил усовершенствовать барометр

    Ртутным барометром пользоваться неудобно и небезопасно, поэтому изобрели барометр-анероид.

    Слайд 9

    Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой?

  • Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    На 100 м подъема давление падает на 10 мм рт.ст.

    • С высоты 2000 м на 150 м подъема - 10мм рт.ст.;
    • 6000 м на 200 м подъема - 10 мм.рт.ст.
    • На высоте 10000 м атмосферное давление 217 мм рт.ст.
    • На высоте 20000 м 51 мм рт.ст.
  • Слайд 14

    Точки на карте с одинаковым атмосферным давлением соединяют линии - изобары

  • Слайд 15

    Циклоны и антициклоны

    • Земная поверхность нагревается неодинаково, следовательно и атмосферное давление в разных ее частях неодинаково
    • Циклон – подвижная область с низким атмосферным давлением в центре
    • Антициклон – подвижная область с высоким атмосферным давлением в центре
    • Циклоны и антициклоны на картах обозначаются замкнутыми изобарами
  • Слайд 16

    Так эти вихри выглядят из космоса

  • Слайд 17

    Атмосферное давление (рекорды)

    • Самое высокое атмосферное давление было зафиксировано в Красноярском крае в 1968 году 812,8 мм рт.ст.
    • Самое низкое – на Филиппинах в 1979 году – 6525 мм рт.ст.
    • Москва находится на высоте 145 м над уровнем моря. Самое высокое давление достигало 777,8 мм рт.ст. Самое низкое 708 мм рт.ст.
    • Почему человек не чувствует атмосферное давление?
    • Ладонь 100 кв.см. На нее давит столб воздуха атмосферы 100кг.
  • Слайд 18

    Индейцы Перу живут на высоте 4000 м

  • Слайд 19

    Решим задачи

    • Высота населенного пункта 2000 м на уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.
    • На уровне моря атмосферное давление 760 мм рт.ст
    • На каждые 100 м подъема давление падает на 10 мм рт.ст.
    • 2000:100=20
    • 20х10 мм рт.ст.=200
    • 760мм рт.ст.-200 мм рт.ст.=560 мм рт.ст.
  • Слайд 20

    • Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.
    • 2000:100=20
    • 20х10=200
    • 750-200=550
    • Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине 720 мм рт.ст.?
    • 765-720=45 мм рт.ст.
    • На 100 м – 10 мм рт.ст.
    • На х м -45 мм рт.ст.
    • х= 100х45:10=450м
  • Слайд 21

    • Чему равна относительная высота горной вершины, если у подошвы горы барометр показывает 740 мм, а на вершине – 440 мм
    • Разница в давлении 300мм, значит высота поднятия =3000м
  • Слайд 22

    • У подножия горы атмосферное давление – 765 мм рт.ст. На какой высоте атмосферное давление будет 705 мм рт.ст.
    • У подножия возвышенности давление 760 мм рт.ст.
    • Какова высота возвышенности, если на вершине атмосферное давление – 748 мм рт.ст. Холм это или гора?
    • 765-705=60
    • Разница в давлении 60мм, следовательно, на высоте 600м
    • Разница в давлении 12мм, значит высота поднятия 120 м. Это холм, поскольку высота поднятия не превышает 200м
  • Посмотреть все слайды

    § 42. Вес воздуха. Атмосферное давление — Физика 7 класс (Перышкин)

    Краткое описание:

    Мы не замечаем воздуха, потому что все в нём живём. Трудно представить, но воздух имеет вес также, как и все тела на Земле. Это так, потому что на него действует сила тяжести. Воздух даже можно взвесить на весах, поместив его в стеклянный шар. В параграфе сорок два описывается, как это сделать. Мы не замечаем веса воздуха, природа так устроила.
    Воздух удерживает около Земли сила тяжести. Он не улетает в космос благодаря ей. Многокилометровая воздушная оболочка вокруг Земли называется атмосферой. Конечно, атмосфера давит на нас и на все другие тела. Давление атмосферы называется атмосферным давлением.
    Мы его не замечаем, потому что давление у нас изнутри такое же, как давление воздуха снаружи. В учебнике вы найдёте описание нескольких опытов, доказывающих, что атмосферное давление есть. И, конечно, попробуете какие-то из них повторить. А возможно, придумаете свои или подсмотрите в Интернете, чтобы показать на уроке, удивить одноклассников. Есть очень занимательные опыты про атмосферное давление.

    Физика, 7 класс. Конспект урока

    Тема урока Атмосферное давление.
    Тип урока Изучение нового материала
    Класс 7
    Учебный предмет Физика
    УМК «Физика» Раскрыть определение атмосферного давления, изучить причины возникновения атмосферного давления; явления, вызванные действиями атмосферы
    Планируемые результаты
    Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации раскрытием связи теории и опыта, развитие логического мышления.
    Предметные: формирование представлений об атмосферном давлении, формирование умений объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни.
    Метапредметные: развивать умение определять цели и задачи деятельности, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, проводить наблюдения, опыты, обобщать и делать выводы.
    Межпредметные связи География, биология, литература.
    Формы организации познавательной деятельности Фронтальная,групповая, индивидуальная
    Методы обучения Репродуктивный, проблемный, эвристический.
    Дидактические средства Физика. 7 класс: учебник А.В. Перышкина, презентация к уроку, карточки с заданиями для индивидуальной, парной и групповой работ, ЦОР «Дрофа, 7 класс».
    Оборудование Учебник, компьютер, проектор, на группу – стакан с водой, пипетки, листы бумаги.

    Ход урока

    I. Организационный момент.
    Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Рада приветствовать всех присутствующих! Я верю, что урок пройдет замечательно, и настроение у всех будет отличным.
    II. Актуализация знаний
    Учитель: Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке?
    Ученики: Сообщающиеся сосуды.
    Учитель: Какие сосуды называются сообщающимися?
    Ученики: Два сосуда, соединенные между собой резиновой трубкой, называются сообщающимися.
    Учитель: Некоторые из вас изготовили модели фонтанов и сообщающихся сосудов. (показ своих работ учащимися).
    Учитель: У вас на столах карточки с заданиями разного уровня сложности: низкий, средний, высокий. (Приложение 1) Выберите уровень сложности задания и выполните его. После выполнения обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания на экране. Поставьте оценки. (Собрать выборочно несколько работ)
    III. Целеполагание
    Учитель: Ребята, послушайте внимательно, сейчас я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
    Есть ли, дети одеяло,
    Чтоб всю Землю укрывало?
    Чтоб его на всех хватило,
    Да притом не видно было?
    Ни сложить, ни развернуть,
    Ни пощупать, ни взглянуть?
    Пропускало б дождь и свет,
    Есть, а вроде бы и нет?
    Что это?
    Учащиеся: Атмосфера
    Учитель:
    Равными силами двое ребят
    Доски сбивали и вот результат:
    Гвоздь острием погрузился по шляпину,
    Шляпкой оставлена малая вмятина,
    Дружно друзья маханули кувалдою,
    Треснули доски от этого надвое.
    О какой физической величине идет речь?
    Учащиеся: Давление.
    Учитель. Правильно. Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
    Учащиеся: Атмосферное давление.
    Учитель: А какова же цель урока?
    Учащиеся: Узнать, что такое атмосферное давление.
    Учитель: Постарайтесь определить ряд вопросов, на которые мы с вами должны будем ответить в течение урока.
    Учащиеся: Что такое атмосферное давление, почему оно существует, где работает атмосферное давление и т.д.

    Учитель: Многое, из того что вы сказали,имеет отношение к нашему сегодняшнему уроку, постараемся найти ответы на эти вопросы.
    Откройте тетради и запишите тему урока. (надпись на доске)
    IV. Открытие новых знаний
    Учитель: Из курса географии вспомните, что такое атмосфера? Из чего она состоит?
    Учащиеся: Атмосфера – воздушная оболочка, окружающая Землю. Состоит из кислорода, азота и других газов.
    Учитель: Атмосфера имеет большое значение для человека. Для нормальной жизни человеку необходим воздух. Без него он сможет прожить не больше пяти минут. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды. Его необходимо беречь, сохранять в чистоте. Атмосфера простирается на высоту нескольких тысяч километров и не имеет четкой верхней границы. Плотность атмосферы с высотой уменьшается. Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения?
    Учащиеся: Она бы улетела.
    Учитель: А почему атмосфера «не оседает» на поверхность Земли?
    Учащиеся: Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно.
    Учитель: Мы находимся на глубине воздушного океана. Как вы думаете, атмосфера давит на нас?
    Учащиеся: Да.
    Учитель: Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и по закону Паскаля передает производимое на него давление по всем направлениям. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся в ней испытывают давление всей толщи воздуха или, иначе говоря, атмосферное давление.
    Попробуем дать определение атмосферному давлению.
    Учащиеся: Атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.
    Учитель: Запишите определение в тетрадь.
    Мы на себе не ощущаем давление воздуха. Так существует ли оно?
    Учитель: Попробуем убедиться в существовании атмосферного давления, проделав опыты. Образуйте группы по 4 человека. На столах у вас есть необходимое оборудование и карточки с заданиями. (Приложение 2) Выполните их. Обсудите ответ в группе.
    Зачем же мы сжимаем резиновый наконечник, перед тем как опустить пипетку в воду? (ответы учащихся)
    Почему вода из стакана не выльется? (ответы учащихся)
    Учитель: С чем были связаны, проделанные вами опыты?
    Учащиеся: С атмосферным давлением.
    V. Физкультминутка
    Учитель: Сейчас встаньте из-за своих парт и выполняйте упражнения вместе со мной.
    Поднимите голову вверх, вдох. Опустите голову на грудь, выдох.
    Поднимите голову вверх, вдох. Опустите голову и сдуйте «ворсинку». Поднимите голову вверх, вдох. Опустите голову и задуйте свечи.
    Повторите упражнение еще раз.
    VI. Первичное закрепление
    Учитель : Правильное дыхание способствует улучшению мыслительных процессов. Ребята, а вы знаете, что именно атмосферное давление помогает нам дышать! Легкие расположены в грудной клетке. При вдохе объем грудной клетки увеличивается, давление уменьшается, становится меньше атмосферного. И воздух устремляется в легкие. При выдохе объем грудной клетки уменьшается, что вызывает уменьшение объема легких. Давление воздуха увеличивается и становится выше атмосферного, и воздух устремляется в окружающую среду. И не только здесь работает атмосферное давление. (ЦОР – Дрофа: фрагмент)
    Перед вами тексты. (Приложение 3) Поработайте в парах. А потом послушаем желающих о действии атмосферного давления. (ответы учащихся)
    Учитель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения «Айболит».
    И горы встают перед ним на пути,
    И он по горам начинает ползти,
    А горы всё выше, а горы всё круче,
    А горы уходят под самые тучи!
    "О, если я не дойду,
    Если в пути пропаду,
    Что станется с ними, с больными,
    С моими зверями лесными?
    Подумайте, как изменяется атмосферное давление с высотой?
    Учащиеся: Давление уменьшается.
    Учитель: Посмотрите на доску, определите, где будет самое высокое давление у подножия горы или на ее вершине?
    Учащиеся: У подножия горы.
    Учитель: Верно.
    Перед вами карточка. (Приложение 4) В тексте нужно вставить пропущенные слова. (проверка фронтально)
    VII. Рефлексия учебной деятельности
    Учитель: Давайте, подведем итог урока. О чем мы сегодня с вами
    говорили? Достигли ли мы цели урока? Раскрыли тему?
    Я узнал(а)...
    У меня получилось...
    Мне было трудно …
    Я бы хотел(а) еще узнать …
    Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что …
    У меня … настроение.
    Учитель: За работу на уроке … (выставление оценок)
    VIII. Информирование о домашнем задании
    Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание:
    П.42. упражнение 19. Дополнительно - задание 1. Стр.126
    Список литературы
    1. Генденштейн Л.Э. Решения ключевых задач по физике для основной школы. 7-9 классы.-2-е изд., испр.-М.: ИЛЕКСА,2016.-208с.
    2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». ФГОС /7-е изд., испр.и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2016.-112с.
    3. Марон А.Е. Физика. 7 класс:учебно-методическое пособие.-3-е изд.- М.: Дрофа, 2015.-123с.
    4. Перышкин А.В. Физика, 7 класс – Москва: Дрофа, 2015.-319.
    Приложение 1
    Карточка «Сообщающие сосуды»
    Задания низкого уровня сложности
    1. Приведите примеры сообщающихся сосудов.
    2. Две стеклянные трубки соединены резиновой трубкой. Останется ли уровень жидкости тот же, если правую трубку наклонить? Если левую трубку поднять вверх?
    Задания среднего уровня сложности

    1. В сообщающиеся сосуды налита вода. Что произойдет и почему, если в левую часть U- образной формы трубки долить немного воды; в средний сосуд трехколенной трубки долить воды?
    2. Какой кофейник более вместительный?
    Задания высокого уровня сложности
    1. Какой кофейник более вместительный?
    2. В сообщающихся сосудах находится ртуть. В один из сосудов доливают воду, а в другой- керосин. Высота столба воды hв =20 см. Какова должна быть высота hк столба керосина, чтобы уровни ртути в обоих сосудах совпадали.
    Карточка
    Ф.И.
    Поставьте галочку напротив уровня сложности задания, которое вы выбрали.
    Низкий Средний Высокий
    Приложение 2
    Карточка для групповой работы
    Опыт 1:
    Приборы и материалы: Вода, стакан, лист бумаги.

    Налейте в стакан воды, закройте его листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Уберите руку от бумаги. Вода из стакана не выльется. Объясните, почему? (Посмотрите рис.133, стр.132)
    Опыт 2:
    Приборы и материалы: Вода, пипетка.
    Наберите воду в пипетку. Подумайте, зачем, перед тем как опустить пипетку в воду, мы сжимаем резиновый наконечник?

    Приложение 3

    Карточка «Как мы пьем»
    Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разряжение воздуха как в легких, так и во рту. Наружное атмосферное давление становится выше внутреннего. И под его действием жидкость устремляется в рот.
    Карточка «Почему мухи ходят по потолку»
    Мухи поднимаются вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливают по потолку. Как им это удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Как же действуют эти присоски? В них создается разряженное воздушное пространство, и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она прикреплена.
    Карточка «Кому легче ходить по грязи»
    Лошади, имеющей сплошное копыто, очень трудно вытащить ногу из глубокой грязи. Под ногой, когда она ее поднимает, образуется разряженное пространство и атмосферное давление препятствует вытаскиванию ноги. В этом случае нога работает как поршень в цилиндре. Внешнее, огромное по сравнению с возникшим давлением, атмосферное давление не дает поднять ногу. При этом сила давления на ногу может достигать 1000 Н. Намного легче передвигаться по такой грязи жвачным животным, у которых копыта состоят из нескольких частей и при вытаскивании ноги из грязи сжимаются, пропуская воздух в образовавшееся углубление.
    Приложение 4
    Карточка для индивидуальной работы
    Вокруг Земли существует _________________, которая удерживается благодаря ________________. Воздушный слой, прилегающий к Земле, сжат и по закону ___________ передает производимое на него ___________ по всем направлениям. С увеличением высоты атмосферное давление _____________________.

    Карточка для индивидуальной работы для детей с ОВЗ
    Восстановите предложения, заполнив пропуски.
    Вокруг Земли существует _________________, которая удерживается благодаря ________________ _____________. Воздушный слой, прилегающий к Земле, сжат и по закону ___________ передает производимое на него ___________ по всем направлениям. С увеличением высоты атмосферное давление _____________________.

    (силе притяжения, давление, атмосфера, уменьшается, Паскаля)

    Скачать Конспект урока физики, 7 класс. Атмосферное давление



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное