Домой Стоматит Большая психологическая игра "невероятное путешествие". Деловая игра «Катастрофа на воздушном шаре

Большая психологическая игра "невероятное путешествие". Деловая игра «Катастрофа на воздушном шаре

Тренинговое занятие для старшеклассников «Поучимся общаться»

Цель тренинга : развитие компетентности в общении, тренировка навыков использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

План тренинга

1. Упражнение - активатор «Да, нет не говорим»

2. Приветствие. Вступительная беседа.

3. Упражнение «Автобус»

4.Упражнение «Вижу разницу»

5.Упражнение «Спусти пар»

6. Упражнение «Испорченный телефон»

7.Упражнение "Воздушный шар"

8.Рефлексия.

Упражнение «Да - нет не говорим»

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

К коммуникативным умениям относятся:
Описание поведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов.
Коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами.
Активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.
Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Помимо описанных коммуникативных умений, вам в дальнейшей работе будут необходимы навыки делового общения, такие, как:
Установление контакта;
Ориентация в проблеме;
Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
Навыки принятия решений, нахождения компромисса.

Установление контакта.
Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства.
Невербальные – улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция)…
Вербальные – комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода).

Ход занятия:
Упражнение «АВТОБУС»
Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга.
Ситуация: вы едете в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора.

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Описание поведения
«Описание поведения» означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания. Это умение наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
Например: «Лена, ты неряха» - это оскорбление, оценка.
«Лена, ты не убрала свою постель» - описание поведения.

Упражнение «ВИЖУ РАЗНИЦУ»
Один доброволец какое-то время побудет за дверью. Остальные участники тренинга делятся на две группы по какому-то выбранному признаку. Признак должен быть зрительно виден (например, цвет верхней одежды). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными в пространстве. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

Коммуникация чувств
Чувства чаще всего передаются косвенным образом, через невербальное поведение. Поэтому требуется доверие человека.

Упражнение «СПУСТИТЬ ПАР»
Инструкция: «Сейчас у вас будет такая возможность. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Иван Иванович, мне обидно, когда вы говорите, что женщины не могут освоить работу на компьютере» или «Мария Петровна, я выхожу из себя, когда вы при всех делаете мне замечания по дежурству моего класса». Не оправдывайтесь те, на кого будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар».
Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар».

Активное слушание
Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником сходны мнения, интересы, цели. Часто люди стремятся переговорить других, а не выслушать и понять другого. Такая позиция мешает им договориться.

Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Первый вариант игры.
Участвует 5 человек, остальные – наблюдатели.
Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст:
«Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться, и ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр
в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал».
После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников.

Второй вариант игры.
Из зала выбираете пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даёте текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории.

Упражнение "Воздушный шар"
Инструкция : "Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

Наименование

Кол-во

Канат

50м

Аптечка с медикаментами

5 кг

Компас гидравлический

6 кг

Консервы мясные и рыбные

20кг

Секстант для определения местонахождения по звездам

5 кг

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов

25 кг

Конфеты разные

20 кг

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

8 кг

Палатка 10-местная

20кг

Баллон с кислородом

50кг

Комплект географических карт

25 кг

Канистра с питьевой водой

20л

Транзисторный радиоприемник

3 кг

Лодка резиновая надувная

25 кг

Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"
Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.

Рефлексия.
Участники отвечают на вопросы:
1. Что нового для себя узнали во время тренинга.
2. Какие полученные навыки можно использовать в своей педагогической деятельности.
3. Что нового педагоги хотели бы услышать от психолога на следующем тренинге.

Группа находится в корзине воздушного шара, который летит над океаном. Неожиданно шар начинает терять высоту. Вдалеке, по направлению ветра, несколько необитаемых островов. Есть шанс спастись и долететь до острова, если освободиться от менее важных вещей, находящихся в корзине шара. Вопрос в том, что конкретно выбросить? Какие-то вещи могут пригодиться для жизни на островах, правда, сколько там придется пробыть, никто не знает.

Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара:

1. Миски, кружки, ложки.

2. Ракетницы с сигнальными ракетами.

3. Географические карты, компас.

4. Консервы мясные.

5. Топоры, ножи, лопаты.

6. Канистра с питьевой водой.

7. Аптечка.

8. Винтовка с запасом патронов.

9. Шоколад.

10. Золото, драгоценности.

11. Собака породы водолаз.

12. Рыболовные снасти.

13. Туалетные принадлежности.

14. Соль, сахар, набор витаминов.

15. Медицинский спирт.

Надо расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Первым номером отмечается предмет, который решено выбросить в первую очередь, вторым номером − то, что выбрасывается во вторую и т.д. Пятнадцатым номером отмечается самый важный предмет − его выбросят в последнюю очередь. Список вещей раздается участникам игры.

Игра идет в три этапа:

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется большой группой.

Чтобы достичь согласия, группа должна прийти к единому мнению. Добиться этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми соглашаются все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

Анализ проводится с помощью ответов на вопросы:

· Какова была атмосфера в группе?

· Что мешало достижению согласия?

· Какие выявились признаки лидерства?

· Кто проявлял активность?

· Кто был пассивным?

· Кто доминировал?

· За счет чего оказывалось влияние?

· Какие индивидуальные стили общения можно было выявить - уход, подавление, переход на личности, психологический шантаж, поиск единомышленников, что-то другое?

· Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению согласия?

Задание 16 . Рефлексия личностной позиции в группе. Ознакомьтесь с поданной ниже информацией. Определите, каков был Ваш стиль вхождения в профессиональную группу. Почему Вы так думаете?

В современном менеджменте существуют следующие четыре вида вхождения в коллектив той или иной организации и усвоения ее норм и ценностей:

Отрицание. Человек все отрицает, ему все не нравится, и он принимает свой новый коллектив, что называется, скрипя зубами, постоянно это всем показывая. Такие работники ни в одной фирме долго не задерживаются.


«Конформизм ». Человек соглашается со всем, что ему говорят и чего от него требуют. Такие люди не имеют своего мнения и не слишком переживают за дела фирмы, оставаясь пассивными во многих ситуациях. Они могут быть хорошими работниками, но прежде всего - исполнителями, не проявляющими ценной сегодня инициативы.

«Мимикрия ». Внешне соглашаясь с нормами и требованиями организации, человек в действительности внутренне их не принимает. Как правило, такие люди - потенциальные перебежчики в другие организации, как только для этого представится удобный случай.

«Адаптивный индивидуализм». (Самый продуктивный). Демонстрируя этот вид вхождения, человек успешно адаптируется к требованиям новой организации, но при этом открыто может выражать свое несогласие и позволяет себе выступать с критикой того, что ему не нравится. Как правило, это очень крепкие профессионалы, которые болеют за дело и не могут равнодушно видеть то, что плохо делается в той сфере, в которой они хорошо разбираются.

Задание 17 . Рефлексия профессионального потенциала, основанная на самоанализе возможностей.

В книге американского исследователя Макса Эггера «Блистательная карьера» был опубликован перечень вопросов для изучения своих возможностей в построении карьеры. Попробуйте обоснованно ответить на эти вопросы.

Наброски вех жизненного пути:

· Как бы я хотел использовать свою жизнь и чего я хотел бы добиться?

· Каковы мои конкретные цели в области карьеры: на этот месяц, на этот год, на это десятилетие?

· Как выделиться в лучшую сторону во время встречи: за сегодняшний день, в этом месяце, в этом году?

· Каковы намеченные мною вехи карьеры и когда я должен их достичь?

· Являются ли мои цели измеримыми и делимыми на этапы?

· Можно ли установить реалистичные сроки для достижения моих целей?

· Какие газеты и журналы мне нужны для достижения целей карьеры?

Наметка вех жизненного пути связана с задачей стратегического планирования жизни. Опыт показывает, что организации и отдельные работники, не владеющие навыками стратегического планирования, имеют гораздо более худшие показатели по сравнению с теми, которые такое планирование имеют. То же самое можно сказать и про отдельного человека.

Выявление точки наилучшего приложения сил:

· В каких ситуациях я добиваюсь успеха? Почему?

· Какие возможности роста имеются в моей работе?

· В чем я сегодня добился успеха и благодаря чему?

От чего следует отказаться в интересах карьеры, почему?

Карьеру надо строить по военному принципу - нанесение главного удара, для чего собираются все силы в одной точке.

Самоанализ и самомотивация:

· Что является для меня наиболее важным стимулом?

· Как я буду вознаграждать себя за прилежание и успехи?

· Как я могу улучшить свою работу?

· Какие навыки мне потребуются в дальнейшем для моей работы?

· Какие личностные качества помогают и мешают мне в моей работе?

· Что я узнал сегодня полезного, что поможет мне завтра работать лучше?

· Что я должен делать, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень: на этой неделе, в этом месяце, в этом году?

Без поддержания самомотивации на высоком уровне карьерный рост будет периодически выдыхаться. Без надлежащего давления пара в котле паровоз не будет двигаться вперед. Поэтому нужна регулярная подпитка.

Изучение непосредственного начальника:

· Как получили свои места мой начальник и начальник моего начальника?

· Что нравится и что не нравится моему начальнику в том, как я работаю?

· Чем я могу способствовать успеху моего начальника?

· Что читает по специальности мой начальник и стоит ли мне читать то же?

· Какими сильными и слабыми сторонами обладает мой начальник? Как мне их можно использовать?

· Могу ли я влиять каким-либо образом на моего начальника?

Хороший начальник на работе - все равно что хороший отец дома. Лучше иметь хорошего начальника в плохой организации, чем плохого - в хорошей. Хороший начальник сам растет и способствует росту своих подчиненных.

Изучение возможностей организации:

· Какова культура моей организации и насколько я ей соответствую?

· Кто в нашей организации лидер и чем я от него отличаюсь?

· Как люди здесь получают повышение?

· У кого в нашей организации реальная власть?

· Каков классический путь продвижения к интересующей меня должности в этой области деятельности, в этой организации?

· Кто в организации имеет серьезное влияние на принятие важных решений?

· Какие организации являются флагманами нашей отрасли и как я могу в них попасть?

· Как сделать, чтобы руководство заметило мои заслуги?

· Каковы критерии успеха в работе: у организации, у моего начальника, у меня?

· Как успех в работе измеряется и ранжируется мною, моим начальником, в нашей организации?

· Как мне приобрести большую уверенность в себе, в своей работе, в своем начальнике, в результатах собственного труда, в своей организации?

Создание сети связей и знакомств:

· Как мне поддерживать полезные контакты, чтобы они помогали моей деятельности?

· Что из того, что я делаю или читаю, может быть полезно тем, кого я включил в свою сеть?

· С кем у меня сложились взаимоотношения и как я могу их улучшить?

· С кем мне хотелось бы наладить контакты и как этого достичь с помощью коллег и знакомых?

· Какие контакты принесут мне наибольшую пользу в деле развития карьеры?

Знакомства и связи - это канаты, которые могут поднять вас на вершины успеха. Это те же время и деньги, которые помогают профессиональному росту. Над развитием сферы знакомств и их поддержанием надо работать точно так же, как и над своим профессиональным мастерством, если не больше.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с определенным эталоном - это … группа.

а) формальная;

б) условная;

в) референтная;

г) реальная.

2. Сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, изменение своего поведения под влиянием группы во избежание конфликта с ней - это …

а) внушаемость;

б) конформизм;

в) нонкомформизм.

3. По значимости для индивида выделяют группы:

а) реальные и условные;

б) формальные и неформальные;

в)референтные и нереферентные.

4. Конформизм - это:

а) негативное отношение к кому-либо;

б) подчинение влиянию другого человека;

в) позитивное отношение к чему-либо;

г) подчинение человека групповому давлению.

5. Какому стилю лидерства соответствует директивный метод руководства?

б) демократический;

в) либеральный.

6. Какому стилю лидерства соответствует коллегиальный метод руководства?

б) демократический;

в) либеральный.

7. На формальные и неформальные группы делятся по признаку классификации:

а) по характеру деятельности;

б) по формам собственности;

в) по характеру внутренних связей;

г) по статусу.

8. На неформальную структуру коллектива не влияет:

а) коммуникация;

б) идентификация;

в) адаптация;

г) интеграция;

д) субординация.

9. Какой тип взаимоотношений характеризуется дистанциированием друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов;

д) соперничество.

10. Какой тип взаимоотношений характеризуется ориентацией на индивидуальную цель даже в условиях совместного труда, основывающегося на общем взаимном доверии?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов.

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

    Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

    Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.

    Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

    После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.

Деловая игра «Золотые орехи»

Методические указания по проведению : Деловая игра направлена на развитие навыков вербальной и невербальной форм деловых коммуникаций у ее участников.

Для проведения игры группа разделяется на две команды с равным числом участников. Эти команды должны разойтись по разным помещениям и не иметь возможности общения друг с другом до начала игры. Членам команд запрещается обмениваться письменными описаниями ролей.

Членам каждой команды раздается описание одной из двух ролей. Время для ознакомления с ролью ограничивается преподавателем и устанавливается в пределах до 20 минут. Это время должно быть использовано для прочтения материала и обсуждения общей линии проведения переговоров с другой командой.

Для проведения переговоров каждая из команд должна выдвинуть по одному переговорщику. Эти переговорщики будут вести прямые устные переговоры друг с другом.

Команды также предупреждаются, что во время переговоров их представителей, члены команд не могут допускать никаких устных комментариев, давать переговорщикам устные указания или подсказывать.

При этом, однако, разрешается писать и передавать переговорщикам записки, которые они могут использовать при переговорах.

Любая из команд может обратиться к преподавателю с просьбой прервать переговоры и назначить нового переговорщика.

Переговоры проводятся в общей аудитории, куда собираются обе команды. Переговорщикам должен быть предоставлен стол для переговоров, установленный таким образом, чтобы он был виден всем участникам. Команды должны быть рассажены таким образом, чтобы исключить возможность устного общения во время переговоров (желательно за спинами своих переговорщиков). Обмен записками между командами также запрещается.

Время переговоров обычно не превышает 20 минут. Таким образом, игра занимает по длительности один академический час (45 мин.).

Роль №1 Золотые орехи Фирма «Пилл» История

Вы работаете в новой фармацевтической фирме «Пилл», возникшей несколько лет назад на «пустом месте». Все сотрудники Вашей фирмы до этого составляли костяк одной из второстепенных лабораторий ВНИИ «Химзащита» – крупного НИИ, принадлежавшего Министерству обороны.

Ваша бывшая лаборатория занималась во ВНИИ «Химзащита» сугубо гражданскими разработками, которым дирекция не придавала особого значения, т.к. бюджет финансировал работу лишь «основных» лабораторий, а Вы работали по договорам с фармацевтическими предприятиями. Часть Ваших перспективных разработок пылилась на полках – Вы не могли доказать руководству, что делаете нужное дело…

Трансформация экономики создала условия для частной предпринимательской деятельности. Вся «команда» ушла из ВНИИ и создала частную фирму ООО «Пилл». Самому «старому» сотруднику, Вашему директору, всего 35 лет.

Личных сбережений сотрудников ООО хватило на уставный фонд, получение соответствующей лицензии и аренду помещения. Старые наработки удалось успешно внедрить на крупном фармацевтическом предприятии, а на вырученные средства приобрести специальное оборудование, необходимое для новых исследований и разработок.

Не так давно Ваша фирма разработала новый уникальный препарат Х для лечения болезни Дипса. Эта коварная болезнь возникает в период беременности и приводит к смерти новорожденного через 2 недели после родов. Своевременное (24 часа после родов) введение препарата Х обеспечивает полное излечение новорожденных. Более того, вакцинация беременных надежно защищает плод от возможности приобретения болезни Дипса. Это пионерское изобретение – ни в одной другой стране мира нет ничего подобного препарату Х.

Тайминг упражнения:

от 1,5 до 2 часов

Целевая аудитория:

Это упражнение подходит для любых категорий участников, которым важно разобрать тему эффективной коммуникации и умения договариваться без споров.

Размер группы:

От 10 - 80 человек

Добавлено на сайт: 18.10.2013

Состав упражнения:

  • Конфигурация упражнения
  • Тайминг упражнения
  • Методика проведения
  • Обработка сложных ситуаций
  • Теория к упражнению

  • Аудиозаписи
  • Распечатки, кейсы к упражнению
  • Музыка подходящая к упражнению

Стоимость: 590 руб.

Упражнение

Воздушный шар

Типы упражнения: Основное упражнение ,

Основные - это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения , за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться . Подробнее о типах упражнений можно почитать .

Упражнение-вызов

Вызовы - сильные и запоминающиеся упражнения, цель которых привлечь внимание группы к определенным темам тренинга, привести группу к важным осознаниям . Они часто достаточно сложные, вызывают активный интерес группы, повышают мотивацию участников . Подробнее о типах упражнений можно прочитать .

Темы тренингов:

  • Лидерство, уверенность, риторика
  • Управление, Менеджмент
  • Командообразование, тимбилдинг
  • Тренинги для детей и родителей
  • Личностный рост
  • Коммуникативные тренинги
Цели упражнения:
  • Развитие лидерских качеств у участников тренинга, умения брать на себя ответственность и принимать решения в сложных ситуациях
  • Развитие коммуникативных навыков участников, умения договариваться.
  • Для тренинга руководителей: отработка умения работать в режиме «цивилизованного лидерства», отработка взаимодействия в команде, где все - лидеры, отработка навыка делегирования лидерства.
  • Примечание: в зависимости от тематики проводимого тренинга может быть сделан более сильный акцент на одной или нескольких из этих целей.

сайт предлагает эксклюзивные тренерские методички лучших игр и упражнений для тренингов, содержащиеуникальные рекомендации итренерские "фишки" , позволяющие провести упражнение с максимальным результатом. Методички разработаны тренерами-профессионаламиспециально для портала сайт и такого вы не найдете больше нигде !

Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение. А легенда упражнения «Воздушный шар» такова:

Ведущий просит участников тренинга представить, что они отправляются на воздушном шаре в прекрасное путешествие. И вот они летят над океаном и до ближайшего участка земли не менее 500 км...
И вдруг происходит непредвиденное: на шар нападает орел, кто-то стреляет в орла и в шаре образуется отверстие, через которое выходит газ. Шар начинает снижаться! Все мешки с балластом сброшены в воду, на некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. И шар снова падает с очень большой скоростью.
Весь экипаж собрался вместе, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Участникам предоставляется список предметов, которые остались в воздушном шаре и их задача: принять коллективное решение, что и в какой последовательности они будут выбрасываться. А в списке есть и консервы, и аптечка, и канат, и ружье, и даже чья-то любимая собака…

Легенда упражнения действительно захватывает. Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Не достаточно знать легенду упражнения, чтобы качественно его провести. Нужно знать, КАК ИМЕННО его проводить.

Например, это упражнение можно провести в двух абсолютно разных вариантах:

  • Как основное упражнение (когда большая часть команд «спаслась»)
  • Как упражнение- в ызов (когда большая часть команд «утонула»)

И то, как именно пройдет упражнение, зависит от множества деталей и действий тренера: от того, что именно вы говорите, какие правила задаете, как отвечаете на возможные вопросы группы...

Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц.

Мы предлагаем вам приобрести максимально подробную методичку проведения данного упражнения, которая включает в себя:

    Детально описанную методику его проведения в двух различных вариантах (и как основное упражнение, и как упражнение-вызов) с вариантами примерной речи тренера, с фото-иллюстрациями, с конкретными вопросами, которые стоит задать на рефлексии, с разбором возможных возражений и сложных ситуаций, которые могут произойти на группе.

    Блок теории по лидерству и 3 аудио записи (!) проведения данного упражнения в исполнении одного из лучших тренеров России, профессора, доктора психологических наук Николая Ивановичам Козлова.

    Музыка, подходящая для проведения этого упражнения и все необходимые печатные материалы.

Прочитав нашу подробную методику проведения, у вас будет такое же ощущение, как будто вы только что видели мастерское проведение этого упражнения. А, значит, вы проведете упражнение намного увереннее и результативнее!

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

Цель. Выявление особенностей взаимодействия в группе. Инструкция. Перед началом игры ведущий просит всех участников сесть в большой круг, и обращается к ним со следующими словами: "Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воз-душном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. И вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном и до ближайшей земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по не-известным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с бал-ластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воз-душного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выб-расывать за борт. Перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле: 1. Канат - 50 м. 2. Аптечка с медикаментами - 5 кг. 3. Компас гид-равлический - 6 кг. 4. Консервы мясные и рыбные - 20 кг. 5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) - 5 кг. 6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг. 7. Конфеты разные -20 кг. 8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа). 9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг. 10. Палатка 10-местная - 20 кг. 11. Баллон с кислородом - 50 кг. 12. Комплект геог-рафических карт - 25 кг. 13. Канистра с питьевой водой - 20 л. 14. Транзисторный приемник - 3 кг. 15. Лодка резиновая надувная - 25 кг. Ваша задача решить, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Но сначала вы примите это важное решение самостоятельно. Для этого нужно взять чистый лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем, рассудив, примерно, так: "На первое место я поставлю комплект карт, на второе - баллон с кислородом, на третье - конфеты и т.д.", с правой стороны, рядом с каждым наименованием, поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета. При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководст-вуясь следующими правилами :

    Высказать свое мнение может любой член экипажа;

    Количество высказываний одного человека не ограничивается;

    Если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

    Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он считается выб-рошенным и это может замедлить падение шара. Итак, я желаю вам успешной работы. И главное - остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!" К омментарий Ведущий должен очень подробно описать ситуацию, в которой оказался экипаж, объяснить правила. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказ ывать выход из создавшейся ситуации. Его должны найти сами участники. Во время работы группы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и уже не отвечает на вопросы ребят. Он только следит за выполнением правил, особенно - за голосованием без исключения. Время на игру 20-25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно и сокр атить время до 17 - 18 мин, если группа сразу очень активно вк-лючилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ном голосовании, ведущий должен поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации. Если ребята не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что они разбились, и просит подумать над причинами, к оторые привели к этой трагедии. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее оконч ания, но можно это сделать и на следующем занятии, дав ребятам возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи.

УПРАЖНЕНИЕ «МЕТАФОРА»

Цель. Упражнение дает участникам возможность составить представление о команде как о едином целом, об особенностях и основных спо-собах ее работы, о царящей в ней атмосфере. На основе предложенных в ходе упражнения метафор можно будет выделить сильные и слабые стороны взаимодействия конкретной группы. Инструкция: Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выра-зил свое личное видение команды как единого целого, придумав ка-кой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: "Она похожа на клетку со львами, где прекрасные могучие звери втиснуты в очень маленькое пространство, и поэтому мешают друг другу. Прутья мешают им двигаться, теснота делает их агрессивными, и, помимо всего этого, их еще недостаточно кормят". Другую команду можно бы-ло бы описать так: "Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед". Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы к вашей кома нде... Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа мо-жет обсудить следующие вопросы:

    Есть ли во всех этих образах что-то общее?

    Все ли образы вам понравились?

    Почему возникли те или иные образы?

    Какие вопросы мы должны себе задать, чтобы понять, что приве-ло команду к нынешнему состоянию?

Во второй части упражнения участники создают метафоры, характе-ризующие идеальную команду, то есть такую, в которой они могли бы общаться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению ко-торых стремятся члены команды.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ»

(Клаус В. Ф опель)

Цель. Упражнение помогает членам команды детально проанализировать такую важную проблему, как признание их заслуг в достижение командой какого-то результата. При этом каждый получит, по крайней мере, часть причитающегося ему признания и, с другой стороны, не-много попрактикуется в трудном деле признания заслуг другого. Инструкция: Мне хотелось бы предложить вам церемонию, в которой речь пойдет о заслугах, которых у каждого члена команды наверняка накопилось немало. Сначала подумайте о том, каковы ваши заслуги на сегодняшний день. Что вы сделали очень хорошо? Какие трудности вы преодолели? Кому помогли? Чему вы при этом научились? Каков ваш личный вклад е достигнутые командой успехи? Напишите на карточке краткое итого-вое резюме, в котором перечислите ваши собственные заслуги... (15 ми-нут) А теперь каждый из вас вытянет по жребию чью-либо карточку. Вам надо будет подготовить хвалебную речь в честь того человека, чью карточку вы вытянули. В своей речи вы должны упомянуть все его заслуги, содержащиеся в резюме. Кроме того, нужно подчеркнуть его вклад в достигнутые командой успехи, отметить оказанную им другим членам команды помощь и поддержку, раскрыть его потенциальные воз-можности. Для того чтобы ваша хвалебная речь была не только всеобъемлю-щей, но и реалистичной, вам надо коротко с глазу на глаз обсудить с другими ребятами, в чем, по их мнению, состоят заслуги данного члена команды. Запишите наиболее важные моменты и будьте как мо-жно более объективны. Старайтесь действовать тактично, чтобы тот, о ком вы будете говорить, не догадался, кто именно готовит хвалебную речь о нем (40 - 60 минут). Теперь я бы хотел, чтобы каждый нарисовал плакат, на котором в словах и образах прославлялись бы заслуги героя вашей речи... (50 минут) Теперь соберитесь все вместе, предварительно свернув свои плакаты, и мы начнем саму церемонию. По очереди вручите свой плакат адресату и произносите в его честь, подготовленную речь. В заключение - короткий обмен впечатлениями.

УПРАЖНЕНИЕ «СОВМЕСТНЫЙ СЧЕТ»

Цель . Оценка развития групповой сплоченности и умения координировать совместные действия. Описание упражнения . Задание очень простое: следует всего лишь до-считать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой - «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражне-ние выполняется с открытыми глазами, в более сложном - с закрытыми (открывать их можно только между попытками). Разговаривать походу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесе-ния чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т. п.), следует похва-лить их за находчивость, но попросить попытаться решить эту задачу без предварительной договоренности. Обсуждение. В чем причина того, что такое на первый взгляд про-стое задание не очень-то легко выполнить? А что можно сделать, чтобы выполнить его было легче? Интересно также обсудить динамику успешности выполнения этого упражнения по попыткам.

УПРА ЖНЕНИЕ «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»

Цель. Это упражнение можно применять, прежде всего, для диагности-ки особенностей взаимодействия членов команды в необычной ситуа-ции. В первую очередь оно помогает, не угрожая психологической без-опасности участников, прояснить границы личного пространства каж-дого и его притязания на власть. Каждый человек претендует на определенное пространство, кото-рое бы его защищало и давало возможность чувствовать себя свободно. Когда мы без приглашения переступаем через эти границы, то, как пра-вило, задеваем этим человека, и он отступает назад или готовится, в свою очередь, атаковать нас. Часто нам бывает не вполне ясно, где про-легают те невидимые границы, которые проводят вокруг себя наши друзья и товарищи. В этом может быть наша собственная вина, если мы не умеем достаточно хорошо распознавать чужие границы. Но могут быть виноваты и другие, если они проводят неясную или непоследова-тельную политику границ. Лишь тот, кто ясно ощущает границы своего личного пространства, может чувствовать себя взрослым и сильным. Эффективное функционирование команды как всякой социальной системы зависит от того, насколько ясны и определенны границы меж-ду ее членами, и насколько они считаются с этими гра-ницами. С другой стороны, работоспособность команды зависит еще и от того, насколько сбалансированы притязания на власть ее участников. Равновесие возникает в том случае, когда участники претендуют на власть отличными друг от друга способами, в разных ситуациях и в раз-ное время. Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, в котором речь пойдет о невидимых границах внутри команды, являющихся регуля-торами наших межличностных взаимоотношений. Они, аналогично указателям в уличном движении, дают нам сигналы о том, как далеко мы можем зайти, когда нам надо остановиться и т.д. В качестве подготовки к упражнению я прошу вас склеить вместе несколько листов бумаги, чтобы получилась поверхность, символизирующая групповую территорию (из расчета примерно 8 листов на 16 членов команды). Сейчас вы должны будете все одновременно, не произнося ни сло во очертить в подходящем для вас месте этой территории то пространство, на которое вы в этой команде претендуете, чтобы у вас полу чилась своего рода топографическая карта команды. Используйте цвет, который вам больше всего подходит. После того, как последний член команды закончит свою работу, мы сможем оценить и обсудить, что у нас получилось. Обсуждение. Сначала предложите участникам высказать свои впечатления об упражнении в целом, а после этого дайте каждому возможность сообщить группе, где он обозначил свою территорию, и что он хотел этим выразить. Особое внимание стоит обратить на неясные границы, пересечение границ друг с другом, полное включение одной территории в другую, образование колоний, центральное и периферическое положение, близость к лидеру команды, большие размеры и т.д.

3. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ

ДИАГНОСТИКА ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ

(по шкале Фейя)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу: 5 - практически всегда; 4 - часто; 3 - иногда; 2 - случайно; 1 - очень редко.

Опросник

1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение. 2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а). 3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы. 4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отри-цательным качеством. 5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*. 6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода. 7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его. 8. Люди думают только о себе. 9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое. 10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть. 11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер. 12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей. 13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми. 14. Мне нравится быть с другими людьми*. 15. Большинство людей глупы и непоследовательны. 16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*, 17. Каждый хочет быть приятным для другого*. 18. Чаще всего люди недовольны собой.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. По суждениям отмеченным звездочкой (*) баллы подсчитываются в обратном порядке, т.е. 5 соответствует 1; 4 – 2; 3 – 3; 2 – 2 и 1 – 5. 60 баллов и больше - высокий показатель принятия других; 45-60 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к высокому 30-45 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к низкому; 30 баллов и меньше - низкий показатель принятия других.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ

(Д. Рассел и М. Фергюссон)

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каж-дое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» - 3 балла «иногда» - 2 балла «редко» - 1 балл «никогда» - 0 бал-лов Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.

Опросник

    Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

    Мне не с кем поговорить.

    Для меня невыносимо быть таким одиноким.

    Мне не хватает общения.

    Я чувствую, что никто действительно не понимает меня.

    Я часто ловлю себя на ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

    Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

    Я сейчас больше ни с кем не близок.

    Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

    Я чувствую себя покинутым.

    Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

    Я чувствую себя совершенно одиноким.

    Мои социальные отношения и связи поверхностны.

    Я умираю от тоски по компании.

    В действительности никто как следует, не знает меня.

    Я чувствую себя изолированным от других.

    Я несчастен оттого, что всеми отвергнут.

    Мне трудно заводить друзей.

    Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

    Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов

Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный пока-затель социальной изолированности - 60 баллов.

Интерпретация

Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41 – 60 баллов, средний – от 21 до 40 баллов, низкой – от 0 до 20 баллов.

ТЕСТ ТОМАСА

(поведение в конфликтной ситуации)

Цель: определить стиль поведения в конфликтной ситуации испытуемого. Инструкция: Из каждой пары предложенных суждений А) и Б) выбрать то, которое является для Вас более типичным для Вашего поведения, то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Букву данного суждения обвести кружком (или написать) возле соответствующего номера задания. 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра-тить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. 6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. 7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что-бы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со-стоят все затронутые интересы и вопросы. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз-никающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со-стоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра-нить наши отношения. 12. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может выз-вать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра-нить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на-пряженности. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей пози-ции. 17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на-пряженности. 18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-ность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со-стоят все затронутые интересы и спорные вопросы Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что-бы со временем решить его окончательно. 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. 21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела-ниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания. 23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я поста-раюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела-ниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить жела-ния каждого из нас. 27. А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-ность настоять на своем. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз-никающих разногласий. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, что-бы мы с другим заинтересованным человеком могли добить-ся успеха.

Новое на сайте

>

Самое популярное