НОД. Формирование целостности картины мира в средней группе «Дельфиненок» по теме: «Посуда»
Выполнила: воспитатель первой категории Замятина Светлана Александровна.
Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.
Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её видах и назначении.
Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.
Оборудование: изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.
Словарная работа: сахарница, конфетница, фарфоровая, кухонная, чайная.
Предварительная работа: Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дидактическая игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!», стоя в кругу
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я… (по очереди дети называют себя по имени)
Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: да!
Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?
Дети : у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.
Воспитатель: а вы когда-нибудь были в гостях у сказочного героя?
Дети: нет.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою, к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,
Буду, буду я посуду и любить и уважать
Дети: это бабушка Федора!
Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?
Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.
Воспитатель: я предлагаю вам закрыть глаза, обернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!
(воспитатель надевает платок и фартук, берет на себя роль Федоры)
Федора: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости.
Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?
Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.
Загадывание загадок.
Среди ложек я полковник. И зовут меня…(половник)
Суп, салат, пюре, котлеты падают всегда в…(тарелке)
А на чай и простоквашу подставляй дружочек…(чашку)
На плите - кастрюль начальник толстый, длинноносый…(чайник)
По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с тарелкой отправляю в рот…(ложка)
Будет вкусная еда с золотою коркою, если пользуешься ты… Верно, сковородкою.
Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.
Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда)
Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей)
Идет рассказ
Федора: Было время, когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно ухаживать за ней? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой . Посуда, из которой пьют чай, называется чайной .
(Выставляются картинки с наборами посуды)
Федора: Посуду изготавливают из разных материалов
Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют - фарфоровая.
Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать? – металлическая.
Есть посуда, сделанная из других материалов (Предлагаю детям подойти к столу рассмотреть и потрогать посуду):
- Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
- Ложка сделана из дерева – деревянная;
- Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) – стеклянный;
- Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.
– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.
Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, расскажите, для чего она предназначена и к какому виду относится.
Например: Кружка, она сделана из фарфора, значит, она фарфоровая, из нее пьют чай, это чайная посуда.
Федора благодарит детей, и предлагает провести пальчиковую гимнастику.
«Мамины помощники».
Раз, два, три, четыре, (ритмичные удары кулачками ).
Мы посуду перемыли: (
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (ритмичные удары кулачками).
Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?
Игра с мячом
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.
Ребята, а где хранится посуда? (на кухне). И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Федора : Ребята, вы помните, как в сказке от меня убежала посуда? И пока посуда, обидевшись на меня, убегала, она разбилась, раскололась на части, я собрала все осколочки, а вы поможете мне собрать эти осколки? (предлагаю собрать разрезные картинки).
Игра «Разбитая посуда» . (дети собирают картинки и называют к какой группе посуды относится их картинка)
Итог занятия
– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?
- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.
У мамы на кухне много посуды:
Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,
Кастрюли по росту на полках стоят,
Ковши и лопатки по стенкам висят.
Столовый сервиз приготовлен к обеду,
А чайный красиво на полке стоит.
И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой
Душистый и вкусный к обеду лежит.
Насыпана соль в расписную солонку,
Положено масло аккуратно в масленку,
В салатник нарезаны овощи все,
И супница пышет уже на столе.
В посуде еду и хранят и готовят,
Хозяйки посуду и сушат и моют.
И, как от Федоры, она не сбежит, если чистой на полке стоит.
Цель: Закрепить и систематизировать знания о мыле (его свойства и качества, как им пользоваться, как беречь).
Задачи:
Образовательная:
Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия.
Познакомить детей со свойствами мыла; показать разнообразие состояний мыла в окружающей среде. Познакомить с некоторыми свойствами мыла. Дать представление о роли мыла в жизни человека
Развивающая:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, связную монологическую речь. Развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности. Формировать умение рисовать мылом по ткани, на цветной бумаге.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать интерес к соб-ственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность. Воспитывать экологическую культуру.
Предварительная работа: Провести опыты: когда получается мыль-ная пена? Что бывает с мыльной водой после погружения в нее губки? Познакомить с древесной золой, приготовить из нее щелочную воду (для стирки белья, мытья рук). Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества мыла. Играть в игру «наоборот», с мыльными пузырями. Прочитать стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр». Заучить скороговорки о мыле. Рисовать мылом.
Материал и оборудование: Почтовый ящик с различным по цвету, запаху и состоянию мылом. Конверт с письмом. Компьютер с рисунками мыла, мыльных пузырей, пены. Три тазика для воды, салфетки из ткани (вытирать руки); губки; ведерко с глиной; соломинки для коктейля. Пикто-граммы веселого и грустного лица. Цветной картон; обмылки.
Методы и приемы: Использование художественного слова, наглядности; сюрпризный момент; игры; проблемные вопросы детям; практический (опыты); рассказы детей.
Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в группу. На столе стоит ящик- посылка.
Воспитатель: «Ребята, вы не знаете откуда появился здесь этот странный ящик. Посмотрите, а вот и какой-то загадочный конверт. Ну-ка, давайте откроем. Воспитатель читает письмо».
Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь, А что я такое — скорей догадайтесь. И знайте: большая была бы беда, Когда бы не я, да вода.
Дорогие, мои дети!
Пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
ваши руки и лицо.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите — не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Мойдодыр.
Воспитатель: «Ребята! А вы хотите узнать о тайнах мыла? Тогда давайте с вами отправимся в исследовательскую лабораторию. Но сначала, как настоящие ученые-исследователи, наденем специальную одежду -халаты.
— Ариша, включи, пожалуйста, наш компьютер. — Ребята, что это на экране? (Мыло) — Как вы догадались, что это мыло?
— Кто больше слов назовет о мыле? Какое оно? (Прямоугольное, цветочное,
твердое, туалетное, душистое, скользкое и т.д.)
— Почему мыло душистое? (в составе его есть цветочный одеколон).
(Дети определяют, чем пахнет мыло из посылки).
— Чем пахнет твое туалетное мыло?
— А какое еще бывает мыло? (Жидкое)
— Что делают жидким мылом? (моют волосы, тело, используют парикмахеры и т.д.) -Когда мыло становится скользким? (Когда оно мокрое, с водой)
Посмотрите, посмотрите: мыло тонет в реке и в корыте! Почему оно всегда только там, где есть вода?
Мы с вами оказались в «Стране сравнений».
— Скажите, мыло скользкое, как что? (как рыба-окунь, как сосулька, как лед, как шелк и т.д.)
— Кто прочитает скороговорку про Милу?
Мыла Мила Мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мишку мылом не домыла.
— Почему Мила не домыла Мишку? — Почему мыло упало? (Скользкое)
Что означают слова «смыла, домыла, вымыла»; «и юлило, и кусало как оса, «измылила».
— Что означает словосочетание «намылить шею» (Поругать, пожурить).
— А вам такое говорили? За что?
— А как вы думаете, можно ли намыливать ягоды!
— Вы малину мылили? (Мыли, но не мылили). Что будет с ними, если ягоды намылить?
— Как вы отнесетесь к совету Г. Остера:
Никогда не мойте руки, шею и лицо. Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо. Это глупое занятие не приводит ни к чему. Так зачем тратить силы, время Попусту терять?
— Это хороший или вредный совет? -Почему вредный?
— Кто боится мыла? (Микробы, грязнули, трусихи).
— «Какой бы Вы совет дали грязнуле?»
А поэт Я. Аким вот что посоветовал:
Мыло душистое, белое, мылкое. Мыло глядит на грязнулю с ухмыл-кою. Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его,наконец, бы отмыло,
— А я сказала бы так:
Ускользает как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.
— Ребята, давайте мы с вами вымоем руки и докажем, что мы не грязнули и не лентяи!
— Что нам нужно, чтобы вымыть руки? (Вода, мыло). (Дети подходят к столу с тазиком для воды и мылом).
— Хорошо намыливаем руки. Посмотрите, у нас появились на руках мыльные «перчатки».
— Они бывают какими? (Белыми, черными). -Когда они бывают черными? (Когда руки грязные). -Когда они бывают белыми? (Когда руки чистые). -Как часто нужно мыть руки? (По мере загрязнения, перед едой.)
— А кто знает, как нужно беречь мыло? (Хранить в мыльнице на полке без воды, на стенке с магнитом).
— Давайте перейдем к следующему столу.
ФИЗМИНУТКА.
— Если бросить мыло в воду, что с ним происходит? (Оно тонет, булькает, раскисает.)
— Когда в мыльную воду погружают губку, что происходит? (От нее поднимаются мыльные пузырьки).
— Почему? (В ней есть дырочки с воздухом).
— Из каких частичек состоит мыло? (Из мыльных частичек твердых и воздушных.)
— Отгадайте загадку «Много кусков мыла — это что?»(Витрины магазина; полки в
умывальнике, мыльницы с мылом в бане.)
— А знаете ли Вы чем люди умывались раньше?
Давайте перейдем к следующему столу нашей лаборатории.
ФИЗМИНУТКА
— Раньше люди стирали и мылись щелоком. Древесную золу заливали кипятком и распаривали в печке. Мылись также глиной, которая прекрасно очищает руки, тело от грязи.
— Давайте попробуем помыть руки глиной.
Д/и: «Хочу — не хочу.» (пиктограмма веселого и грустного лица.)
— Посмотрите внимательно. Какое настроение у первого человечка? Он говорит нам, что хочет мыть руки глиной. Почему? (Потому что она полезная, чисто моет.) -А какое настроение у второго человечка? Вы знаете, он сказал мне, что ему не нравится мыть руки глиной. Почему? (Потому что она грязная, надо затрачивать много воды для смывания.)
— Ребята, посмотрите, на экране компьютера появилась новая картинка. Что ЭТО? (Пузыри) Какие они? (Мыльные.)
(Дети подходят к следующему столу и с помощью соломинок надувают мыльные
— На что похожи? Что случится если на них сесть? Бросить их? Уда-рить по ним? Подуть на них? Почему говорят: «Лопнули мечты, как мыльные пузыри?» (Это несбыточные мечты.)
— Давайте вспомним о своих сбывшихся и несбывшихся мечтах. -Из чего состоит мыльный пузырь? (Из оболочки и воздуха.)
(Дети снова обращаются к экрану компьютера. Там много мыльных пузырей — пена).
— Послушайте: «Мыло пузыри пускало, пеной к верху лезло, и его не стало, все оно исчезло».
Почему оно исчезло?
Где Вы еще видели пену? (На реке, в море, у берега, на волнах, в банке, в стакане с соком, молоком и т.д.)
Д/и: «Что без чего не бывает?» Чистюль — без … мыла. Мыла — без … жира. Пены — без … воды Пузырей — без … губки. Шутки — без … улыбки.
— Как вы думаете, мылом можно только мыть и стирать? -Что еще им можно делать?
(Чертить на ткани, рисовать на цветной бумаге, ткани.)
(Можно дать детям обмылки и предложить нарисовать мыльные волшебства).
Рефлексия:
— Ребята, какие вы молодцы.
— Давайте вспомним, что нового вы узнали про мыло? Что вам больше всего запомнилось?
А сейчас, я предлагаю посмотреть мульт-фильм про девочку, которая не любила мыться.
Просмотр мультфильма « В гостях у Королевы Зубной Щетки»
Будим лепить розу из пластилина поэтапно, а фото и описание вам поможет сделать стебель, слепить листочки и лепестки.
Для того чтобы слепить розу нам понадобится пластилин двух цветов: зеленый чтобы сделать стебель и листья, и красный для самого цветка - лепестков роз, но тут вы можете выбирать любой цвет, ведь розы сейчас бывают даже черных и синих цветов. А также вам понадобится деревянная палочка - шпажка, для стебелька.
Как слепить розу из пластилина
1. Берем палочку или прутик, который станет для нас стеблем, облепливаем его тонким и равномерным слоем зеленого пластилина.
2. Далее из красного пластилина нужно скатать много шариков небольшого размера.
3. Расплющим наши шарики. А один шарик вытягиваем в продолговатый блин.
4. Этот самый блин наматываем на конец стебля - это будет основа, бутон розы.
5. Теперь поочередно вкруговую будем лепить остальные блины - это наши лепестки.
6. Вот что должно получиться, смотрите рисунок.
7. К крайним лепесткам лепим зеленые отростки.
8. Листья делать просто - катаем тонкую зеленую линию, лепим к ней лепестки каплевидной формы, царапины делаем ножом - это будут прожилки листьев.
9. Крепим листики к стеблю.
10. Не забываем и про шипы.
Если вы хотите порадовать своих близких оригинальным подарком или занять своего ребенка интересным занятием, мы предлагаем вам попробовать слепить пластилиновую розу. Тех, кто сомневается в своих умениях, мы рады успокоить тем, что у нас есть простые варианты для «новичков», а также интересные предложения для любителей креатива. Итак, начнем.
Как лепить из пластилина розу за 3 шага?
Это самый простой вариант пластилиновой розы, которую можно слепить с ребенком 2-3 лет. Для поделки вам понадобится пластилин, зубочистка, нож и доска для лепки.
Шаг 1 . Берем кусочек пластилина красного или розового цвета, катаем из него длинную колбаску. Кладем полученную колбаску на доску и раскатываем ее, пока она не станет плоской 1-2 мм. Скручиваем полученный плоский прямоугольник в «рулет».
Шаг 2 . Для ножки розы берем кусочек зеленого пластилина и катаем из него колбаску. Затем аккуратно вставляем вовнутрь колбаски зубочистку, для того чтобы роза не согнулась под тяжестью бутона.
Шаг 3 . Чтобы слепить для розы подставку нужно скатать небольшой шарик зеленого цвета, слегка приплюснуть его и вставить в него готовую поделку. Наша роза готова.
По такому принципу можно слепить несколько роз и поместить их в импровизированную вазочку. Этот букетик может «освежить» кукольный домик или детскую полочку.
Как сделать из пластилина красивую розу?
Дети постарше наверняка захотят слепить розу, у которой каждый лепесток будет напоминать настоящий. На самом деле это не так уж и сложно, если следовать пошаговым инструкциям. Такую поделку розы из пластилина можно делать с ребенком стершего дошкольного и младшего школьного возраста. Давайт6е попробуем!