Домой Налет на языке Выразительности речи является гипербола. Тропы как средства речевой выразительности

Выразительности речи является гипербола. Тропы как средства речевой выразительности

Ещё со школьной скамьи все мы слышали о таком понятии, как олицетворение. Что это? Многие уже, наверное, забыли. Что представляет собой данный для чего используется и что для него характерно. Сейчас мы попробуем вспомнить и более подробно разобраться в этом вопросе.

Олицетворение: определение понятия, подробное описание

Зачастую данный литературный метод используется в сказках. Олицетворение представляет собой придание мыслей, чувств, переживаний, речи или действий явлениям, неодушевлённым предметам и животным. Таким образом, предметы самостоятельно могут передвигаться, природа представляет собой живой мир, а животные разговаривают человеческими голосами и способны размышлять так, как это могут делать в реальности только люди. Происхождение олицетворения берёт своё начало ещё в древнем мире, когда всё основывалось на мифах. Именно в мифах впервые и встречаются говорящие животные, а также придание вещам нехарактерных для них свойств. При этом одной из главных задач персонализации является приближение способностей неживого мира к тем, которые характерны живому.

Для Бахтина дискурс характеризуется реальными единицами общения, называемыми высказываниями, и они считаются уникальными событиями, представляя их собственный акцент, оценку и интонацию. Бахтинские ссылки, используемые в работах, позволяют исследовать аспекты коммуникативного действия в классах и рассматривать различные элементы коммуникации, как вербальные, так и невербальные.

Вербальная коммуникация состоит из звуковых параметров звука, воспринимаемых слушателем в результате скоординированного движения фоноартикуляторных органов и, строго говоря, двигательной точки зрения, зависит от скоординированной активности голосовых складок, гортани, глотки, нижней челюсти, губ и языка. Поэтому устное общение - это сообщение, которое используется словами, чтобы быть эффективным, отличая человека от другого вида.

Примеры олицетворения

Более наглядно понять сущность олицетворения можно, приведя несколько примеров:



Какой является олицетворение

Что это значит? В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

Невербальное общение включает в себя все поведенческие проявления, не выраженные словами, такими как жесты, мимика, ориентация тела, позы тела, физический облик, дистанционная связь между людьми и все еще организация тела в космосе. Известно, что эффективная коммуникация должна опираться на хорошую производительность и баланс словесных и невербальных аспектов. Макнейл считает, что оба аспекта, вербальные и невербальные, образуют целое, которое не может быть отделено, когда мы рассматриваем процессы коммуникации.

Таким образом, в контексте более глобального контекста должна пониматься выразительность, в которой нет четкого разделения ее элементов. Эти сосуществующие вербальные и невербальные элементы могут быть проанализированы как способность индивида «отдавать жизнь» своему мышлению через язык тела и выражение, пробуждая в другом желание мыслить вместе, строить идею.

Персонализация как литературный троп

Именно литература является источником самых красочных и выразительных фраз, одушевляющих явления и предметы. По-другому в литературе данный троп называют также персонализацией, воплощением или антропоморфизмом, метафорой или очеловечиванием. Его часто используют в стихах для создания более полноценной и мелодичной формы. Для придания большей героичности и повода для восхищения ими зачастую также используется олицетворение. Что это литературное средство, что любое другое, такое как эпитет или аллегория, - все служат для приукрашивания явлений, для создания более впечатляющей реальности. Достаточно рассмотреть только простую литературную фразу: «Ночь цвела золотыми огнями». Как много в ней поэзии и гармоничности, полёта мысли и мечтательности, красочности слова и яркости выражения мысли.

Можно было бы просто сказать о том, что на ночном небе горят звёзды, но такая фраза была бы полна банальности. А всего лишь одно-единственное олицетворение способно кардинально изменить звучание всем, казалось бы, привычной и понятной фразы. К тому же следует отметить, что олицетворение как часть литературы появилось благодаря стремлению авторов приблизить описание персонажей фольклора к героизму и величию тех, о которых говорится в древнегреческих мифах.

В классных комнатах, пространствах взаимодействия учитель использует разнообразие этих ресурсов, чтобы выражать отношения, эмоции, убеждения, а также сигнализировать позиции по отношению к дискурсу. Фаброн утверждает, что в контексте классной комнаты выразительность управляет взаимодействием между учителем и учеником и может способствовать построению знаний и может даже гарантировать внимание студентов.

Этьенн говорит, что ресурсы выразительности «можно рассматривать как средство освобождения эмоций». По словам Кириллоса и соавторов, информация о эмоциях может восприниматься в очень тонких вариациях коммуникативного действия. Дарвин и Экман были пионерами в изучении выражений, связанных с эмоциями, рассматриваемых этими авторами как первичные и основные: гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление. По мнению этих же авторов, эти эмоции универсальны и независимы от культуры.

Использование персонификации в повседневной жизни

Примеры олицетворения мы слышим и сами употребляем в повседневной жизни практически ежедневно, но не задумываемся о том, что это именно они. Стоит ли их использовать в речи или всё же лучше избегать? По своей сути воплощения носят мифопоэтический характер, но за долгое время своего существования стали уже неотъемлемой частью и обычной повседневной речи. Всё началось с того, что при разговоре стали использовать цитаты из стихотворений и других которые постепенно превращались в уже всем привычные фразы. Вроде бы обычное выражение «часы спешат» тоже является олицетворением. Оно используется как в повседневной жизни, так и в и литературе, а является на самом деле типичным олицетворением. Сказка и миф - это основные источники, другими словами, фундамент тех метафор, которые используются в разговоре в наши дни.

В этом контексте Кирилл и соавторы утверждают, что, даже не зная языка, можно воспринимать эмоции диалога только вариациями голоса, речи или телесного выражения. Сантос и Мортимер согласны с Крилосом и сотрудниками и продемонстрировали важность общения, словесной и невербальной выразительности и эмоций в классе. Поэтому в этой статье мы проводим анализ как словесных, так и невербальных аспектов.

В литературе тема экспрессивности подходила чаще, но она не работала с понятием выразительности, а с ресурсами, позволяющими ее распознавать в разных ситуациях. Беклау и Понтес утверждают, что различные параметры могут быть проанализированы относительно словесной выразительности, которые следует понимать и будут освещены в этом исследовании.

Перевоплощённое олицетворение

Что это такое?

Можно объяснить данное высказывание с точки зрения эволюции персонификации. В качестве олицетворение в древние времена использовалось как религиозно-мифологический приём. Сейчас же оно применяется для передачи способностей живых существ неживым предметам или явлениям и используется в стихах. То есть персонализация постепенно приобрела поэтический характер. В наше время существует много споров и конфликтов по этому поводу, поскольку специалисты разных научных сфер трактуют характер олицетворения по-своему. Перевоплощённое или обычное олицетворение всё равно не потеряло своего значения, хоть и описывается с разных точек зрения. Без него сложно представить нашу речь и, по сути, современную жизнь.

Чтобы понять важность этих ресурсов, например, заявление типа «Приходите сюда», в зависимости от того, как оно произносится, может привести к по меньшей мере двум отношениям и двум эмоциональным состояниям. Одной из возможностей является выражение привязанности и отношения комфорта, выражаемых выразительными элементами, такими как большее продление, более медленная скорость речи и большая мелодическая вариация. И другая возможность - выражение гнева, в авторитарном отношении, которое характеризуется более высокой скоростью речи в более низком тоне.

Тропы (греч. "поворот") - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространёнными видами тропа являются сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории, олицетворения, перифразы, синекдохи. Они делают речь оратора зримой, осязаемой, конкретной. А это помогает лучше воспринимать речь - наш слух оказывается как бы зримым.

Что касается невербальных ресурсов, мы обсуждаем выражение лица и жесты в этой статье, которые играют фундаментальную роль в личном взаимодействии, размещая собеседников в общем контексте взаимодействия и устанавливая, поддерживая и регулируя контакты.

Выражение лица рассматривается Кириллосом и сотрудниками как основное средство передачи невербальной информации, поскольку оно представляет большой коммуникативный потенциал помимо выявления эмоциональных состояний. По мнению тех же авторов, из-за большого количества мышц на лице, можно легко и естественно выполнять несколько выражений. Дарвин описал мышечные движения, которые характеризуют мимику в соответствии с основными пережитыми эмоциями.

Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит) , овеществления (стальные нервы) , отвлечения (поле деятельности) и т. д.

Метонимия (греч. "переименование") в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать как тесно связанные друг с другом.

Коммуникативная ценность жестов также играет важную роль в невербальном взаимодействии и организации мышления. Жесты могут быть классифицированы по-разному, в том числе предложенный Кендоном и принятый Макнейлом. Таким образом, мы можем заключить этот раздел, предположив, что для целей этой работы и в очень общем виде эта выразительность должна пониматься в контексте коммуникации и характеризуется тем, как человек использует различные ресурсы для составления заявления загружен эмоциями и отношениями говорящего.

Работа, о которой сообщалось в этой статье, является результатом исследовательских и описательных исследований, руководствуясь качественным и количественным подходом. Все осведомители этого исследования получили письмо с информацией, разъясняющее цели исследования и подписали срок свободного и информированного согласия.

Синекдоха (греч. "соотнесение") - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части, множественное число - вместо единственного.

Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении.

Чтобы ответить на центральную проблему этого исследования, которое заключается в анализе ресурсов словесной выразительности, представленных профессором университета в экспериментальной ситуации, в качестве методологических инструментов использовались следующие инструменты.

Выбор этого института объяснялся возможностью разнообразия педагогических практик, поскольку преподаватели этого института преподают разнообразные классы, в том числе практические занятия, семинары, классные комнаты и т.д. Для этого исследования была рассмотрена выборка из 13 информантов, среди 53 человек, которые ответили на первоначальный вопросник. Критерий включения считался информантом, который хотел участвовать в специфическом тестировании экспрессивности и принадлежал к двум подгруппам: те, кто сообщал о предоставлении более интерактивных классов, с участием студентов, и тех, кто сообщал о менее интерактивных практиках.

Гипербола (греч. "преувеличение") - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. Гиперболой охотно пользовались многие известные авторы. Так, у Н. В. Гоголя: "У Ивана Никифоровича.. . шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением".

Первоначально характеристика учителей проводилась с помощью вопросника. Этот инструмент имел целью знать участников этого исследования, его дидактическую деятельность и контролировать важные переменные, такие как пол, возрастная группа, степень и время опыта в качестве профессора университета. Кроме того, вопросник также нацелен на то, чтобы узнать, какой класс преподавал преподаватель.

Впоследствии на этот этап были начаты данные, относящиеся к тесту экспрессивности. Чтобы данные этого этапа были надежными, необходимо было проявлять особую осторожность, особенно в отношении выбора физической среды. Первым испытанием было распознавание выражений лица, адаптированное из Экмана. В этом тесте учителя были представлены с фотографиями и в каждом случае спрашивали, какие эмоции выразил человек на фотографии. Первоначально для осведомителей не было представлено никаких вариантов ответа.

Противоположная гиперболе стилистическая фигура это - литота (греч. "простота, малость, умеренность"). Это - образное выражение, оборот, в котором содержится преднамеренное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота встречается в народных сказках: "мальчик с пальчик", "Дюймовочка", "избушка на курьих ножках". И, конечно, сразу вспоминается некрасовский "мужичок с ноготок".

Если они не получили 100-процентный балл, варианты ответа были предложены с идентификацией 6 основных эмоций. Учителя должны снова распознавать выражения и называть их. Участнику было предложено исправить эту фразу с нейтральной интонацией, в дополнение к шести основным эмоциям: гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление. Затем участникам было предложено четко указать живую или воображаемую ситуацию, в которой каждая из шести основных эмоций имела наивысшую интенсивность. Оборудование было подключено к штативу, что позволило видеокамере оставаться в стабильном положении.

Аллегория (греч. "иносказание") - это приём или тип образности, основой которого служит иносказание - запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе.
Многие аллегорические образы пришли к нам в речь из греческой или римской мифологии: Марс - аллегория войны, Фемида - аллегория правосудия; змея, обвивающая чашу, служит символом медицины.

Для анализа данных о признании выражений лица ответы респондентов были рассмотрены следующим образом. Анализ, выполненный этой программой, позволил визуализировать физические свойства звука как основную частоту, интенсивность и продолжительность, которые, когда они связаны, помогают составить просодическое явление речи.

Во время анализа данных мы наблюдали кривую интенсивности, кривую шага и продолжительность речевых выбросов, меры, предложенные Кентом и его коллегами для анализа просодии и эмоций во время речи. Через кривую шага мы наблюдали наивысшую и самую низкую частоту, представленную каждым человеком, во время эмиссии фразы «Я собираюсь посмотреть еще один фильм» во всех запрошенных основных эмоциях. Таким же образом мы наблюдали по кривой интенсивности среднюю интенсивность, используемую каждым человеком во время испускания предложения, во всех эмоциях.

Олицетворения - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.

Следует отметить, что эти значения были предоставлены используемым программным обеспечением. Значения, полученные в этом анализе, сравнивались между индивидами и между подгруппами, то есть проанализированные акустические данные были сопоставлены с данными, полученными в анкете, для проверки возможности взаимосвязи между ресурсами вокальной экспрессивности, используемыми учителями, и их профиль, описанный в вопроснике. Никаких мер продолжительности выбросов не было.

Для анализа съемок следует отметить, что это было сделано в несколько этапов. Данные в первый момент были рассмотрены более общим образом, после чего речь была транскрибирована из кадры цифровой камеры и проанализированы данные. Для анализа аспектов беглости мы использовали оценку, описанную Якубовичем, адаптированную из предложения Кэмпбелла и Хилла: после транскрипции речи было рассчитано общее количество произнесенных слов и время выборки. Затем частота и типология разрывов были количественно и качественно классифицированы.

Сравнения - это сопоставление двух явлений, что бы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
Мастерски "строит" сравнения М. Ю. Лермонтов в романе "Герой нашего времени" : "Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка", "Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился в постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо".

Кроме того, мы рассчитали скорость речи, соответствующую количеству слов, выраженных за минуту. Также был проведен анализ артикуляции и пауз, представленных в каждом из шести дискурсивных эпизодов, исходящих из каждой основной эмоции, созданной каждым информантом. Для анализа невербальных аспектов было подтверждено появление жестов и выражений лица, вырабатываемых каждым информантом в каждом из шести дискурсивных эпизодов.

Следует отметить, что для того, чтобы выбрать этот методологический подход, рекомендации, предложенные Чавесом и др. В которых авторы подчеркивают важность анализа экспресии более объективно, включая акустический анализ просодических параметров и не - словесные сигналы, используемые учителями, такие как жест, выражение лица и эмоции.

Перифраз (греч. "окольный оборот") - это стилистический приём, стоящий в непрямом описательном обозначении предмета, понятия, явления путём подчёркиваеия какой-либо его стороны, качества, существенных в данном контексте, ситуации.



Новое на сайте

>

Самое популярное