Домой Стоматит Фотографии мертвецов 19 век. Фотографии мертвых на память: странности Викторианской эпохи

Фотографии мертвецов 19 век. Фотографии мертвых на память: странности Викторианской эпохи

C изобретением дагеротипа (предка фотоаппарата) в середине XIX века особую популярность получили посмертные фотографии усопших людей. Родные и близкие покойного нанимали фотографа, чтобы тот запечатлел мертвого человека на память и оставил снимок в качестве сувенира. Что это: дурная прихоть или мистическая примета?

Посмертные фотографии и их предназначение

История

В те времена детская смертность была большой проблемой, поэтому на сохранившихся посмертных фотографиях можно часто увидеть ребенка. Люди, как правило, умирали не в больницах, а дома. Подготовкой погребения обычно занималась семья умершего, а не ритуальные организации. В такие дни прощания и нанимался фотограф.

В викторианскую эпоху было иное отношение к смерти. Люди того времени остро испытывали разлуку и потерю, но само тело умершего не вызывало страх и ужас. Смерть была чем-то обыденным, даже среди детей. Обычно младенцев и малышей постарше не успевали фотографировать при жизни. Распространенная скарлатина или грипп отправляли на тот свет огромное количество детей. Поэтому посмертная фотография была вполне адекватным способом сохранения памяти о человеке.

Чтобы нанять фотографа с дагеротипом, требовались серьезные денежные средства. Обычно такую услугу заказывали состоятельные семьи. Несовершенный дагеротип требовал выдержки и долгой неподвижности фотографируемого. Но в случае с обездвиженным и бездыханным телом процесс в разы упрощался и приносил солидную прибыль фотографу. Если живые родственники изъявляли желание сфотографироваться вместе с усопшим, то получались размазанными на снимке, зато труп выглядел идеально четко.

Особенности

Умершим любили придавать непринужденные позы: будто они живые, но отдыхают или спят. Поэтому детей размещали не только в гробах, но и на диванах, в колясках, на стульях. Ребенка наряжали, делали ему красивую прическу, окружали любимыми игрушками или даже домашними животными. Чтобы тело сохраняло положение, его могли посадить на колени родителей.

Развитие посмертной фотографии вылилось в своеобразное искусство. Был разработан специальный штатив, фиксирующий тело в нужной позе. Чем выше мастерство фотографа, тем живее выглядел на снимке усопший. Фотографы применяли и другие ухищрения, например, рисовали глаза на закрытых веках, подкрашивали щеки румянами, кадрировали фотографии лежащего вертикально, имитируя стоячее положение.

А был ли смысл?

Уже к началу XX века популярность посмертных фотографий пошла на спад

Посмертные фотографии являются предметом изучения и достоянием исторических коллекций, ведь самые качественные и необычные снимки стоят баснословных денег.

Необычное искусство в те времена заставляло лишний раз переосмыслить жизнь и смерть. Среди великих людей, которые были сфотографированы посмертно, можно назвать Виктора Гюго, а самый известный фотограф мертвецов – Надар (Гаспар Феликс Турнашон).

Любопытно и то, что посмертная фотография породила альтернативный стиль, когда живые притворялись мертвыми. Такая культура появилась из-за упомянутого выше несовершенства дагеротипа. Невозможность моментальной съемки и необходимость долгого позирования вынуждала создавать образы умерших.

Кармические привязки, магия, потусторонние миры – всё это переплетает свои корни с нашей реальностью. Предки, смотрящие на своих последователей с чёрно-белых фотографий, неразделимо связаны со своим родом.

Каждый из нас со сто процентной вероятностью хранит дома вековую память – фотоальбом бабушек и дедушек. А знаете ли вы читатели, что держать подобные вещи в жилом помещении очень опасно. Мир мёртвых и мир живых находятся в разных реальностях. Но если вы делаете из усопшего идола. Ставите его фото на видное место, постоянно поминаете о нём либо носите фото несуществующего человека с собой. Мёртвая энергия может начать питаться вашей – живой, и не ровен час вы окажетесь рядом с объектом подражания.

Ваша безопасность – хранение фото в фотоальбомах, поминание только в поминальные дни и никакого фанатизма.


1. Так что если фотографии просто лежат в альбоме, и вы иногда на них смотрите, когда предаетесь ностальгии, ничего страшного в этом нет. А вот если они часто мелькают перед глазами, это с большой долей вероятности приведет к ухудшению общего здоровья и эмоциональной нестабильности.

2. Фотографии умерших нужно хранить отдельно от фотографий живых людей. Если у вас есть «общие» фото, храните их в альбоме для усопших. Некоторые даже рекомендуют обрезать такие снимки, чтобы отделить живую энергетику от мертвой.


А еще говорят, что надо хранить их в черном альбоме, в черной папке или хотя бы в непроницаемом черном пакете. А открывать кладезь старых фотографий можно только в дни поминовения умерших.

А что вы думаете по этому поводу?

Будьте интересными вместе с

После смерти близкого человека фотография - это то, что напоминает нам об умершем и дарит теплые воспоминания. Поэтому вовсе не странно, что мы храним ее. Но эзотерика утверждает, что сберегать такие снимки нужно по особымм правилам, чтобы избежать воздействия мертвой энергетики на живых людей.

Фото покойника так или иначе связано с миром мертвых. Когда человек уходит из жизни, таким образом остается его связь с миром живых. Необходимо знать несколько правил, как правильно хранить снимки умерших.

Ни в коем случае не развешивайте фото покойников по дому и не смотрите на них часто, так как это отнимает энергию у живого человека и лишает его защиты, что в свою очередь приведет к ухудшению психического, эмоционального и физического здоровья.

Особую опасность имеют фото с похорон. В некоторых местностьях принято делать снимки с кладбища, но это очень плохая традиция: такие фото не дадут живому человеку забыть о трагедии и успокоиться. Поэтому если у тебя имеюются такие - избавьтесь от них скорее.

Храните их отдельно от фото живых и в черном пакете или папке. Если на изображении и живые, и мертвые, то лучше обрезать снимок, дабы отделить негативную энергетику.


Нет ничего страшного, если фото лежат в альбоме и вы изредка просматриваете их. Главное, не увлекаться: слишком частый просмотр приведет к ухудшению эмоционального состояния.

Есть также мнение, что открывать папку со снимками покойных стоит только в дни поминовения усопших.


У психологов своё мнение по этому поводу. Они говорят, что мы боимся вешать фото мертвых лишь потому, что они напоминают нам о быстротечности жизни, и о том, что настанет день, когда мы покинем этот мир.

Они также советуют обязательно простить усопшего. Когда мы это сделаем, снимок будет вызывать не скорбь и грусть, а приятные воспоминание, связанные с этим человеком.

Не секрет, что каждая фотография обладает энергетикой, поэтому к их хранению стоит отнестись с особой серьезностью.
Обязательно поделитесь статьей с другими, чтобы предупредить их о таком важном факте!

Фотографировать мертвых детей. Нормальному человеку такое и в голову не придет. Сегодня это дикость, но еще 50 лет назад это было нормально. Карточки с умершими младенцами матери берегли как самое дорогое. А теперь по этим мрачным снимкам мы можем проследить эволюцию отношения человека к смерти и к своим близким.

Дети умирают медленнее стариков

Странный и, на первый взгляд, жуткий обычай - фотографировать мертвецов - зародился в Европе, а потом пришел и в Россию, в середине ХIХ века одновременно с появлением фотографии. Обыватели стали снимать своих умерших родственников. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения.

- Я видел одну из ранних фотографий умершего ребенка, относящуюся еще к 1840-м, - рассказал петербургский историк фотографии Игорь Лебедев.

Параллельно развивалось другое направление посмертной фотографии - криминальная съемка. Фотографы выезжали на места преступлений и снимали погибших для полиции. При этом речь идет не только о специфической съемке, когда фиксировали, как лежит тело или куда попала пуля. Мертвецов также аккуратно укладывали на кровати и снимали. Так было, например, с семьей Парсонс. Отца, мать и трех малолетних детей убили, а тела сбросили в воду. Когда их обнаружили, то собрали всех вместе и сделали последнюю семейную фотографию. Однако на ней видно, что все заснятые уже мертвы.

Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.

Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки. Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы эмитировать открытые глаза.

Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

девочка слева-мертва

- Детских фотографий довольно много еще и потому, что детская смертность в те годы была очень высокой по сравнению с современной, - объясняет Лебедев, - к тому же умерший ребенок дольше выглядит живым, в то время как старики быстро изменяются, кожа обвисает, начинается разложение плоти.

Книги мертвых

Уже в 20–30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография - это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым. Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке - за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы.

- Собирали их в основном женщины. Они становились хранительницами не только очага, но и истории рода, - говорит Игорь Лебедев.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки.

Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших.

А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

- И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее, - сообщил Лебедев.

девушка в центре мертва

Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.

Могила заменила человека

В европеизированном Петербурге эта традиция была более развита, чем на периферии. В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней. При этом на первый план выставляли гроб с покойником, а за ним выстраивались собравшиеся на похороны.

- Получалось противопоставление мертвых и живых, покойник всегда смотрел в небо, собравшиеся вокруг - прямо в камеру, - отмечает историк Игорь Лебедев.

Практически при всех похоронных конторах работали фотографы. Это были мастера, которые просто делали свое дело.

- У профессионалов всегда стоит вопрос: «А кто, кроме меня?» Пойти на поводу у этики и отказаться от съемок мертвецов или нажать на кнопку и оставить родным снимок любимого человека, - объясняет Лебедев.

Возможно, поэтому мы - не профессионалы - не понимаем, как можно снимать мертвецов. Только Ленин в мавзолее - исключение.

Известно, что традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и в послевоенные годы. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы. Тогда же начали приклеивать снимки на надгробные памятники. И в те годы можно было увидеть редкие посмертные карточки на крестах и стелах.

- Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь, - уверен Игорь Лебедев.

Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности - как, например, память рода - уходили в прошлое. Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление - съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию. И если в другое время человек никогда бы не согласился показать своих слез, то здесь это было допустимо - чтобы все видели, как он опечален случившимся.

- Фотографии с мертвецом были вытеснены фотографиями с могилой. Люди могли сниматься у креста и при этом обнимать его, улыбаться, как будто они стоят с умершим, - рассказал о трансформации традиций историк Игорь Лебедев.

До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает.














После смерти близкого человека фотография — это та вещь, которая визуально напоминает нам о покойнике и хранит о нем информацию. С точки зрения эзотерики, хранить фотографии умерших людей нужно по особым правилам, чтобы избежать негативного воздействия мертвой энергетики и на живых людей.

В чем опасность фото умерших людей

Изображение покойника связно с миром мертвых. Если человек ушел из жизни, то с помощью его фотографии возникает связь с иным миром. Контакт с таким фото может быть опасен, так что не следует развешивать изображения покойных людей по квартире или слишком часто на них смотреть.

Фотографии умерших людей открывают некое окно в потусторонний мир, которое может навредить живому человеку. Конечно, ничего страшного нет, если вы храните дома фото покойных родственников и периодически пересматриваете их. Однако частое обращение к таким изображениям и уж тем более их нахождение на виду (на стене, в рамке на тумбочке) ни к чему хорошему не приведет. В-первую очередь, такие фото ослабляют энергетику живого человека и лишают его защиты. Последствия могут быть еще печальнее. Ослабление энергетики может привести к ухудшению здоровья и психо-эмоциональной нестабильности.

Еще опасность представляют фото с похорон. Некоторые люди зачем-то делают снимки с кладбища, чтобы лишний раз вспомнить о пережитых чувствах. Такие фото будут постоянно возвращать живого человека к его трагедии и не дадут спокойной жизни. Такие снимки вообще лучше не делать. Если же они есть, то есть смысл от них избавиться.

Как правильно хранить фотографии умерших людей

  • Фотографии покойных рекомендуется хранить отдельно от фото живых людей.
  • Желательно хранить их в черном пакете или черной папке.
  • Если на изображении находится не только умерший человек, но и живой, то снимок лучше обрезать, чтобы отделить живую энергетику от мертвой.

Не стоит слишком часто обращаться к фото умерших близких людей. Рассматривать такие фото лучше всего в дни поминовения усопших. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

18.03.2015 09:25

Интерьер дома сложно представить без декоративных элементов. Самыми популярными из них являются картины и фотографии. ...



Новое на сайте

>

Самое популярное