Домой Боль в зубе Где находился Вавилон? Какой город находится сейчас на месте древнего Вавилона? История древнего государства вавилония кратко.

Где находился Вавилон? Какой город находится сейчас на месте древнего Вавилона? История древнего государства вавилония кратко.

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,

Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-

вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в

надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,

царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из

аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии

Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-

ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-

рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период

Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-

ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками

персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из

полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-

ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом

Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раско-

пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал

прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу

Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-

вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”

(Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-

чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя

стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была

икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-

вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-

нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя

богини Иштар.

Вавилония

Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,

располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города

Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего

расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть

Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,

которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-

тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-

нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-

шей эры племена аморитов.

Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых

относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Дву-

речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и

древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь

занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-

ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания

оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных

сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-

тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-

ли камень, дерево и руду.

Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, ко-

торые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал ранне-рабовла-

дельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).

Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на

искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосу-

дарственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и сво-

бодных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю. Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель и передавали

вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме частное землевладение.

Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка различных товаров иногда произво-

дилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торгов-

ля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города приобретали более широкое торговое зна-

чение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика. Цари Аккада предпринимали

походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых связей с соседними странами. Так,

Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к “кедровому лесу” (Ливан). Разви-

тие торговли ускоряло процесс классового расслоения.

Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном I и

его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихся подавить классо-

вый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат государственной власти. Было ор-

ганизовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время войны присоединялось ополчение.

Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги считались покровителями ца-

ря, царской власти и государства, царей называли богами.

К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладель-

ческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому царству нанесли горные племена

гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию, опустошили страну и подчинили ее

своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не уда-

лось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. В резуль-

тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло перемещение торговых и полити-

ческих центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, в частности Лагаша, в

котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к дальнейшему усилению Шумера. Уту-

хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были изгнаны из Месопотамии, что способс-

твовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.

Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша, Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяй-

ства храмов. Государство приобретает все более централизованный характер. Прежние самостоятельные

правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее развитие рабовладельческого

хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной политики царей 3-й династии Ура

(2118-2007 до н.э.), которые объединили под своей властью почти всю Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную

часть Малой Азии.

Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в до-

лину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде, сделав своей столицей Исин.

В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из династии аморитов (1-я вавилонская

династия). Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на скрещении торговых путей.

Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).

Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и

над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным памятником этого периода явля-

ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в даль-

нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооруже-

Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.

Где находится Вавилон

Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.

Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.

Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.

Карта Вавилонского царства.

История Вавилона

История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).

В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – .

Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.

Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

Падение Вавилона

Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

Архитектура Вавилона

Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.

Религия Вавилона

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Культура Вавилона

Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.

Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.

Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.

В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.

Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.

Искусство Вавилона

Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.

Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.



А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.

А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.

Вавилон, видео

И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».


Вавилон — один из величайших городов Древнего мира, центр влиятельной месопотамской цивилизации, столица Вавилонского царства и державы Александра Македонского. Также известный культурный символ, в том числе город, занимающий важное место в христианской эсхатологии. К настоящему времени заброшен; руины Вавилона — группа холмов — расположены в Ираке недалеко от города Эль-Хилла примерно в 90 км к югу от Багдада.
История Вавилона
История Вавилона, самого знаменитого города древнего Ближнего Востока, насчитывает почти 2 тысячи лет. Город возник во второй половине 3 тыс. до н.э. в Центральной Месопотамии на берегу Евфрата. Впервые в клинописных текстах он упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 вв. до н.э.).
В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон, как и большинство других городов Месопотамии, оказался под контролем амореев, один из вождей которых основал здесь свою династию. В правление шестого ее представителя, Хаммурапи , который сумел объединить всю территорию Месопотамии в единое государство, Вавилон впервые стал политическим центром страны и оставался им с тех пор более 1000 лет. Город был провозглашен «вечным обиталищем царственности», а его бог-покровитель Мардук занял одно из центральных мест в общемесопотамском пантеоне.
Во второй половина 2 тыс. до н.э. с воцарением в Южной Месопотамии новых правящих династий. Вавилон оставался столицей Южной Месопотамии. Город богател, в нем успешно развивались ремесла и торговля, стремительно росло население. Экономический рост отразился и на внешнем облике города: был разработан и осуществлен новый план городской застройки, предпринято строительство новых стен и городских ворот, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 в. до н.э. Вавилону было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от государственных повинностей и военного призыва.
Вавилонская школа, э-дубба («дом табличек»), занимала ведущее место в системе образования и сохранения писцовых традиций. Созданный здесь новый культовый эпос о сотворении мира, закрепил представление о главном боге города Вавилона Мардуке как изначально главном мировом божестве, и о городе Вавилоне как космологическом и теологическом центре мира. Само название города - слово Вавилон означало «Ворота богов» - отражало его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция отразилась в так называемой вавилонской карте мира. Земля изображена на ней как круглый диск, плавающий в океане. В центре - город Вавилон, изображенный в виде прямоугольника. Река Евфрат, пересекающая круг сверху вниз, разделяет город на две части.
На протяжении своей длительной истории Вавилон пережил много тяжелых испытаний. Наиболее трагические для города события произошли в 689 г. до н.э., когда ассирийский царь Синаххериб, разгневанный неповиновением вавилонян, приказал разрушить город и стереть его с лица земли. Тот Вавилон, который стал известен в 20 в. после археологических раскопок Р. Кольдевея, это совершенно новый город, возникший в ходе длительного процесса строительства и реконструкции, начавшегося после смерти Синаххериба и достигшего своей кульминации в правление вавилонского царя Набушаднеццара 2, библейского Навуходоносора. Его царствование (604-562 гг до н.э.) было временем величайшего экономического и культурного подъема страны. Военные успехи Вавилонии, границы которой простирались в это время от Египта до Ирана, обеспечили ей политическую стабильность, и способствовали постоянному притоку в столицу огромных материальных богатств. Это позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции города Вавилона, превратившегося в правление Навуходоносора в самый большой и богатый город на Ближнем Востоке.
Город представлял собой в плане правильный прямоугольник, раскинувшийся на двух берегах Евфрата. На левом берегу располагался так называемый Старый город, застроенный богатыми частными и общественными зданиями. В Новом городе на правом берегу реки, по-видимому, обитали простые горожане. Правый берег сообщался с левым посредством огромного каменного моста, державшегося на семи сваях из обожженного кирпича, скрепленного асфальтом. Длинные прямые улицы тянулись через весь город и делили его на прямоугольные кварталы.
В центре Старого города в главном городском квартале располагались 14 храмов, в том числе главный храм Вавилона, храм Мардука, и семиступенчатая культовая башня, с которой связана библейская легенда о Вавилонской башне и легенда о «висячих садах Вавилона» как одном из семи чудес света. На верхней площадке зиккурата был высажен сад, который путники, подходившие к городу, могли видеть издалека, высоко возвышающимся над городскими стенами. В северо-западной части Старого города располагалась главная резиденция Навуходоносора, так называемый Южный дворец. Он представлял собой гигантский комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями. Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными воротами. Одни из этих ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов. Вавилон был огромным городом, с населением около 200 000 человек. Здесь вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур. Многие из них приехали сюда или были привезены насильно как пленники со всех концов огромной Вавилонской империи и даже из-за ее пределов (мидийцы, эламитяне, египтяне, иудеи). Они продолжали говорить на своих родных языках и носили традиционную одежду.
После завоевания Вавилона персами в 539 г. город еще долго сохранял свой статус столицы. Только в 479 г. после подавления очередного восстания вавилонян против персов персидский царь Ксеркс лишил город самостоятельности. С этого времени Вавилон полностью утратил значение важнейшего культового центра, хотя хозяйственная жизнь в городе продолжалась. Между 470 и 460 гг. до н.э. Вавилон посетил Геродот, который оставил подробное описание его достопримечательностей, назвав его «не только очень большим, но и самым красивым» из всех, известных ему городов. В конце 4 в. до н.э. большая часть жителей Вавилона была переселена в новую столицу, Селевкию-на-Тигре. На месте огромного города осталось небольшое бедное поселение. После завоевания страны арабами в 624 г. исчезло и оно. Вскоре и само место, где находился древний Вавилон, было забыто.

Архитектура Древнего Вавилона

Раскопки 1899—1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего В. (в VI в. до н. э.). Разделенный на 2 части Евфратом, город представлял в плане прямоугольник, опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы, синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки, ярусы которого были окрашены в разные цвета. На Севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра IV в. до н. э. В VI веке до н. э. Вавилон стал красивейшим городом древнего мира. Его жемчужинами были ворота Иштар и зиккурат Этеменанки. Ворота Иштар были одними из восьми ворот, окружавших Вавилон. Ворота были облицованы синей плиткой с перемежающимися рядами сиррушев и быков. Через ворота проходил Путь Процессий, стены которого украшала плитка с изображениями львов. Каждый год, во время празднования нового года, по Пути Процессий проносили статуи богов.
Вавилонская башня
Загадка истории, на которую современные ученые до сих пор не могут найти ответ, связана с гибелью библейского Вавилона и знаменитой Вавилонской башни в Борсиппе. Эта наполовину сгоревшая и оплавленная до стекловидного состояния чудовищной температурой башня, сохранилась до настоящего времени, как символ Божьего гнева. Она является наглядным подтверждением правдивости библейских текстов о страшной ярости небесного огня, обрушившегося на Землю в середине второго тысячелетия до нашей эры.
Согласно библейской легенде, Вавилон был построен Нимродом, которого принято отождествлять с великаном-охотником Орионом. Это очень важное обстоятельство в астральной легенде, определяющее одно из пяти мест предыдущих появлений «кометы-возмездие» на ночном небосклоне, о чем будет рассказано в соответствующем месте. Нимрод был сыном Хуша и потомком Хама, одного из трех сыновей легендарного Ноя. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
Вавилон, Эрех, Аккад и Халне явились наследниками исчезнувшей земли Сенаар, метрополия которой ранее находилась на Канарских островах.
Библейский миф рассказывает, что после Ноева потопа люди предприняли попытку построить город Вавилон и Вавилонскую башню «высотой до самых небес». Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Бог «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле ».

Висячие сады Семирамиды

Вавилонский царь Навуходоносор II для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.
Существует версия, что сады названы совсем не в честь той самой девушки-возлюбленной Навуходоносора, которую на самом деле звали по-другому. Говорят, что Семирамида была как раз ассирийской правительницей, и с вавилонянами враждовала.
Вавилон как символ
Вавилон — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры произвел на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства. У позднейших писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений вызывало одно место в первом Послании апостола Петра, где он говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Петр разумеет Рим, на чем даже основываются известные притязания римских пап как преемников апостола Петра. В Первые века христианства Рим назывался Новым Вавилоном из-за огромного количества народов, проживавших в империи, а также по положению, занимаемому городом в мире того времени.
Примечательный пример употребления имени Вавилона находится в Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. В растафарианстве Вавилон символизирует прагматичную западную цивилизацию, построенную белыми людьми.

Введение

Заключение

Литература

Введение

В начале II тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии, на землях современного Ирака, появилось Вавилонское государство, просуществовавшее до 538 года до н.э. Столицей этого могущественного государства стал город Вавилон -- крупнейший политический, торговый и культурный центр Передней Азии. Слово "Вавилон" ("Бабили") переводится как "Врата Бога".

Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

Это была в сущности небольшая страна, имевшая не более 500 километров в длину и до 200 -- в ширину, границы которой, с увеличением политического могущества Вавилонской монархии, отодвигались далеко в стороны.

Вместе с процветанием земледелия, ростом городов и обширнейшей торговлей в стране развивались науки, расширялась сеть библиотек, состоявших из многочисленных глиняных клинописных плиток.

Древнейшие начинания астрономии и математики имели свой корень в Вавилонии, где господствовала система дуодецимальная, основной крупной единицей в которой было число 60, составлявшееся от умножения 12 (месяцев) на 5 (пальцев руки). В общем, современное деление времени, с его семидневной неделей, с часами, минутами -- древнего вавилонского происхождения.

Соседние с этим государством страны пребывали в долгом воздействии культуры Вавилонии, язык которой еще за 1500 лет до христианской эры, подобно современному французскому, был языком дипломатов почти во всей Западной Азии и Египте.

В общем, Вавилония является фундаментом древнейшей передне-азиатской культуры, на основах которой зиждется большая часть нынешней западноевропейской образованности.

1. Древний Вавилон и переплетение культур

В Двуречье, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, различные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. Вавилония, не защищенная извне, как Египет, труднопроходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим стран. Так погибли многие великие творения искусства, и была предана забвению великая культура.

Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от египетского.

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на название не только самого Вавилона (начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств (IV-III тысячелетия до н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время, эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению историка Геродота,- дар Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как весенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслоения ила.

И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладельческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства, управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установлена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта находилась целиком и полностью в руках жречества.

В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цветущая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды, и культ небесных светил. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опустошавшей эти края (как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумеры).

Культ небесных светил - как проявление божественной воли.

Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духами, огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонская наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.

Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной.

В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире письменный памятник (около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и самого Вавилона.

Текст одной из таблиц более позднего периода (II тысячелетие до н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком преступлении - краже раба, зная, что за это ему полагается смертная казнь, между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти.

Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности.

Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого народа, казалось бы, всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с самых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой, отражающей тонкий, здоровый юмор.

Как, например, распорядиться своим имуществом?

Все равно умрем - давай все растратим!

А жить-то еще долго - давай копить.

Войны не прекращались в Вавилонии. Однако, как явствует из следующей поговорки, шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность:

Ты идешь завоевывать земли врага.

Враг приходит, завоевывает твою землю.

Среди почти двух тысяч вавилонских клинописных табличек, хранящихся в Музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый профессор С.Картер обнаружил недавно текст двух элегий. Это, по его мнению, - одна из первых попыток передать в поэтической форме переживания, вызванные кончиной близкого человека.

Вот, например, что там сказано:

Пусть зачатые твои дети будут внесены в число вождей,

Пусть все твои дочери выйдут замуж,

Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится твой род,

Пусть благополучие и здоровье сопутствуют им каждый день,

В твоем доме пусть пиво, вино и другое никогда не иссякнут.

Загадки и страхи, суеверие, колдовство и покорность, но трезвая мысль и трезвый расчет; изобретательность, навыки точных вычислений, рожденные в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание опасности от стихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться жизнью; близость к природе и жажда познать ее тайны - все это наложило печать на вавилонское искусство.

Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.

Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.

Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Вместе с раскраской, озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сохранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -XXI вв. до н.э..

В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по ночам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище использовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ.

Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история Египта. Более динамично и вавилонское искусство.

Арка... Свод... Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии.

Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенствует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства. Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких цветных камней.

Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма в Аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, когтями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно затейливо разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленями, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внушительная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая композиция.

Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечательной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, представляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, украшавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.), предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и нашего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами наделяются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди: осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, величаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напоминающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует проказливый козлик...

Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном виде являет собой подлинное чудо прикладного искусства.

При царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединяет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит во всем окружающем мире.

Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живописную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти - жезл и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увез этот памятник в качестве трофея в Сузы.

При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.

2. Культура Ново-Вавилонского царства

Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями.

Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были воздвигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней Азии. В нем были сооружены дворцы, мосты и укрепления, вызывавшие удивление современников.

Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и “Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами”.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11--14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

Вот запись, оставленная этим царем:

"Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость".

Древний историк Геродот сообщает, что по стенам могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.

Все это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходоносора попросту передали страну и столицу персидскому царю... в расчете на увеличение своих доходов.

Вавилон! "Город великий... город крепкий", как сказано в Библии, который "яростным вином блуда своего напоил все народы".

Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома Ассирии.

Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эгиби” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней.

Набопаласар и его сын, и преемник Навуходоносор II (604 - 561 до н.э.) вели активную внешнюю политику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвердиться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результате победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоносору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, переселив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилонских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.

От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его захвата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел постепенно в полный упадок.

Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столицу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, самым безудержным наслаждениям...

Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, символом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.

Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семирамиды, почитаемых греками как одно из семи чудес света. То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой колодцев.

Память о "Воротах Иштар" - богини любви...Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процессионная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которыми она была вымощена, красовалась такая надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу замостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

Стены дороги перед Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных сооружений Навуходоносора (Берлин, Музей).

По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразительны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция, при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пышностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было искусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправданности, которые некогда ее воодушевляли.

С установлением персидского господства (528 г. до н. э.) появились новые обычаи, законы и верования. Вавилон перестал быть столицей, дворцы опустели, зиккураты постепенно превращались в руины. Вавилон пришел постепенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили восстановить план огромного города, но не былое его величие.

Вавилонская цивилизация, культура которой представляет собой последнюю фазу шумерской культуры, знаменует рождение нового социопсихического космоса -- нравственно-этического, предтечу христианского -- вокруг нового солнца, страждущего человека.

Заключение

На рубеже XIX -- XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) -- область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата -- нередко определяли термином Вавилония.

Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года до н.э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течении этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.

В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689г. до н. э. полностью разрушен.

Вавилония, после трёхсотлетней зависимости от Ассирии, вновь стала самостоятельной с 626 года до н.э., когда там воцарился халдейский царь Набопаласар. Основанное им царство просуществовало около 90 лет, до 538 года до н.э., когда оно было завоёвано войсками персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак, это единственное что объединяет эти два государства.

Литература

История древнего Востока. Нарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия/ под ред. И. М. Дьяконова -- М., 1983.

Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.23-24.

Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: Просвещение, 1971.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.

Хрестоматия "Искусство," часть 1. -- М.: Просвещение, 1987 г.

Шумов С.А, Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура: Документальное историческое исследование. - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.-232с.

Ворота Иштар

Вавилон («Врата Бога») – величественный город в Месопотамии Древнего мира, столица государства «Вавилония» – в далеком прошлом являлся центром «мирового царства». Сейчас же это древние руины, расположенные примерно в 90 км на юг от Багдада (Ирак).

История «Вечного обиталища царственности»

Возникновение Вавилона приходится на вторую половину третьего тысячелетия д.н.э., на берегах реки Евфрат в центре Месопотамии.

  • К началу 2 тысячелетия д.н.э. относят к основанию в небольшом тогда Вавилоне новой династии. Когда на престол взошел Хаммурапи Вавилон превратился в политический центр и сохранял эту позицию более тысячелетия.

Интересный факт: Вавилон в период правления Хаммурапи получил статус «вечного обиталища царственности».

Вавилон, как столица Южной Месопотамии, богател и быстро развивал торговлю и ремесла. Рост в экономическом секторе сказался на облике Вавилона, превратив его в роскошный и царственный город. Менялись архитектура, дороги и план застройки.


Вавилонский лев

  • Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона. Синаххериб разрушил столицу, и город, который был раскопан археологом Кольдвеем, не старый Вавилон, а отстроенный и восстановленный новый.
  • После смерти ассирийского царя Вавилоном правил Навуходоносор. Период его власти (604-562 годы д.н.э.) – эпоха апогея развития Вавилонии — экономического, социального и культурного.

Вавилон, благодаря военным завоеваниям страны, стал центром притока материального и культурного богатства. Благодаря чему в Вавилоне была осуществлена грандиозная реконструктивная деятельность, столица стала наибольшим и наибогатейшим центром древнего Ближнего Востока.

Особенности постройки и архитектуры Вавилона

План города представлял собой разделение на 2 части – Старый и Новый города, которые располагались по разным берегам Евфрата. Левый берег – область Старого города. Здесь были размещены богатые владения. А на правом берегу реки был Новый город. Тут проживали преимущественно простые горожане.

Старый и Новый города связывались огромным каменным мостом. Довольно длинные прямые улицы проходили сквозь весь город, разделяя его на кварталы прямоугольной формы.

Национально — культурное разнообразие

Вавилон был крупной столицей, численность населения которого составляла примерно 200 тысяч жителей. Помимо вавилонян в городе проживали люди других культур, языков и национальностей. Были и насильно завезенные рабы, пленники. Представители той или иной культуры говорили на своих языках и следовали своим традициям.

«Чудеса» Вавилона

Этот город-легенда был не только могущественным центром, но и являлся невероятно красивым городом. Геродот назвал его самым красивым местом из всех, что он видел. Сады Семирамиды (Висячие Сады) и Вавилонская башня, которые являются Чудесами Света, ворота богини Иштар, семиярусная башня Зиккурат и вавилонский лев – это то, что Вы обязательно должны увидеть, если соберетесь посетить руины Вавилона.

  • 539 год – время завоевания Вавилона персами. После восстания 479 года город утратил независимость и статус государственной столицы и важнейшего центра культуры.

Позже жителей Вавилона стали переселять в Селевкию-на-Тигре – новую столицу. В конечном итоге от Вавилона осталось бедное поселение, которое вскоре тоже исчезло. Некогда великий, могущественный город царей и богов превратился в засыпанные песком и забытые руины.



Новое на сайте

>

Самое популярное