Домой Десны Гермес с дионисом на руках. Пракситель

Гермес с дионисом на руках. Пракситель

«Гермес с младенцем Дионисом» или «Гермес Олимпийский» - классическая статуя из паросского мрамора , обнаруженная Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии . Высота фигуры Гермеса - 212 см, с пьедесталом - 370 см.

Статуя находится в собрании Археологического музея Олимпии . Конечности фигур Гермеса и Диониса частично утрачены; на волосах Гермеса сохранились следы киноварного покрытия.

Напишите отзыв о статье "Гермес с младенцем Дионисом"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гермес с младенцем Дионисом

Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.

Инв. II 1б 732

Аттика, Греция. 460–450 до н.э. Мастер Виллы Джулиа

Глина, черный лак, белая краска

В. 40,7; Ø венчика 41,5

Показать сохранность, происхождение, литературу

Сохранность:

склеен из фрагментов, утраты восполнены и частично тонированы; мелкие сбои по швам, потертость поверхности

Происхождение:

с 1923 - ГМИИ (поступил из ГИМ, Москва)

Литература:

Beazley, 1925. S. 349, Villa Giulia Maler № 4; Щербаков, 1926. С. 2, № 15-16; Блаватский, 1930. С. 48, рис. 3; Блаватский, 1935. С. 136, № 6; Блаватский, 1953. С. 204-205; Beazley ARV², 1963. P. 618, no. 4; Lossewa, 1967. S. 481, Taf. 44-45; Античная расписная керамика, 1985. № 45 (85-87); CVA Pushkin Museum 4, 2001. P. 25-26, Pl. 22-23

Вторая четверть V в. до н.э. - время расцвета аттической краснофигурной вазописи, отличающейся необыкновенным разнообразием в сюжетах и темах росписей, композиционных решениях, художественных приемах. Для мастеров, работающих в этот период, больше не составляет труда передать сложные позы и ракурсы человеческой фигуры, мускулатуру обнаженных тел и складки разнообразных драпировок. Вазописцы работают бок о бок с мастерами монументальной живописи, не только наблюдая поиски и достижения последних, но стремясь использовать их в своих росписях. Особенно ярко эти тенденции проявляются в многофигурных сценах на больших сосудах - кратерах и амфорах. Подражая крупнейшим художникам своего времени, прежде всего фасосцу Полигноту, многие мастера стремятся к большей монументальности композиций, к обозначению пространства, среды, в которой действуют персонажи. Другие вазописцы в эти же годы сосредоточиваются на достижении максимальной ясности и гармоничности изображаемых сцен, их уравновешенности. К числу последних относится мастер Виллы Джулиа, получивший имя по месту хранения его вазы 1 .

В собрании Музея он представлен одним из самых ярких своих произведений - чашевидным кратером с изображением Гермеса и младенца Диониса. Выбран тот момент мифа, когда маленького Диониса после смерти его матери, Семелы, Гермес передает на воспитание нисейским нимфам. Сцена трактована необычайно поэтично. Гермес, сидящий на скале, держит на коленях мальчика, тянущего ручки к нимфе. За Гермесом изображена менада, будущая спутница Диониса; ее имя - Метюсе - написано рядом с фигурой. На другой стороне тулова седой старец с посохом и две женщины, убегающие в разные стороны; в них одни исследователи видят Нерея и его дочерей, нереид, другие - фессалийского героя Пелия с дочерьми 2 . Длинные линии плотного черного лака чередуются с тонкими, едва заметными штрихами жидкого лака золотистого тона. Не перегруженный деталями, лаконичный и четкий, рисунок мастера отличается свободой и гармоничностью, а композиция в целом проникнута строгим, сдержанным ритмом.

Фигура Гермеса с младенцем Дионисом на коленях будет повторена вазописцем практически без изменений еще раз - на чашевидном кратере в Британском музее 3 . Сам прием - воспроизведение одних и тех же фигур в разных росписях - характерен как для мастера Виллы Джулиа, так и для многих его современников. Однако в творчестве этого вазописца некоторое однообразие сюжетов и типов с лихвой искупается мастерским рисунком и особым настроением покоя и гармонии, свойственными большинству его работ.

О.В. Тугушева


________________

1 Beazley ARV², 1963. P. 618-626; Robertson, 1992. P. 169-173.

2 Пелий - сын Посейдона и смертной Тиро; свергнул с царского трона своего сводного брата Эсона, правителя Иолка, отправил племянника Ясона в Колхиду за золотым руном, чтобы избежать наказания за злодеяние. Тем не менее, кара настигла его: он был зарезан и сварен в котле своими дочерьми, хотевшими по совету Медеи, жены Ясона, вернуть отцу молодость (БЭС, 2000. «Пелий»); см. также: Мифологический словарь, 1991. С. 434.

3 British Museum E 492 - Robertson , 1992. Fig. 179.

Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный

Пракситель - первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская , где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская).

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность.

Эллинизм

В конце 4 века до Н.Э. на развалинах громадной державы Александра македонского возникает несколько новых монархий-деспотий. Этот мир отличался огромной пестротой, контрастами богатства и бедности,

влиянием восточных культов.

Центрами эллинистической культуры стали города Египта (Александрия), Сирия, Пергам в Малой Азии, остров Родос.

«Ника Самофракийская» (190 г. до Н.Э.)

В честь морской победы над флотом сирийского царя поставили жители острова Самофракия. Фигура богини была поставлена на молу и обдавалась брызгами моря. Крылатая богиня как бы бежала навстречу морю, ее одежда облепила тело богини и четко его обрисовала Эта прихотливость говорит о новых веяниях в скульптуре. Складки мокрой одежды четко вылеплены скульптором, отлично передан порыв летящей богини, кажется, что тяжелые от воды крылья трепещут на ветру.

«Венера Мелосская» (120 г. до Н.Э.) скульптор Агесандр. Одна из наиболее прославленных скульптур мира Изображена богиня любви и красоты Афродита (по-римски Венера), вероятно, богиня смотрелась в щит, который был в ее руке. Интересен контраст между обнаженным телом и великолепно проработанными складками одежды богини. Богиня и стоит и как бы движется, движение ее тела несколько винтообразно, торс немного наклонен. Все это признаки нового времени

В Пергаме самое известное произведение был«Алтарь Зевса» (180 -160 г. до Н.Э.)

Наиболее интересен фриз алтаря. На фризе алтаря изображена битва богов и гигантов, фигуры динамичны, напряжены мускулы, переданы страсть боя и боли. Образы мощны, грандиозны, момент драматический. Это уже идея утверждения малости, слабости человека перед высшими силами. Такой идеи не могло быть в классической Греции. Остров Родос - самый восточный остров в Эгейском море. Скульптура этого острова многофигурна, драматична, призвана воздействовать на человеческие эмоции._

«Фарнейский бык», «Лаокоон» (40 г. до Н.Э.) «Лаокоон» представляет многофигурную композицию, которая изображает жреца Трои и его сыновей; За то, что жрец не позволял троянцам втащить в город огромного коня, Посейдон наслал на жреца и его сыновей змеев, и они убили Лаокоона с сыновьями. Этот момент и изображает скульптура. Патетика преувеличена, чрезмерный драматизм и слишком большая наглядность отличает эту скульптуру.

ПРАКСИТЕЛЬ
АФРОДИТА КНИДСКАЯ
(АФРОДИТА БРАСКИ)

Римская копия
I в. до н.э. Глиптотека,
Мюнхен

О дно из самых прославленных произведений в античной скульптуре – Афродита Книдская, первая древнегреческая скульптура (высота – 2 м), изображающая обнаженную женщину перед купанием. По легенде каждодневные ванны возвращали Афродите девственность. Плиний писал, что многие люди специально отправлялись на остров Книд, к берегам Малой Азии, чтобы увидеть знаменитую Афродиту, которая стояла в открытом круглом храме. Время не сохранило оригинала этой статуи, зато известно имя земной женщины, послужившей скульптору моделью. Пракситель создал богиню любви и красоты как олицетворение земной женственности, вдохновляясь образом своей возлюбленной – красавицы Фрины. Действительно, лицо Афродиты хотя и создано по канону, с мечтательным взглядом томных затененных глаз, несет оттенок индивидуальности, указывающей на конкретный оригинал. Создав почти портретный образ, Пракситель заглянул в будущее.

Сохранилась романтическая легенда об отношениях Праксителя и Фрины. Рассказывают, что Фрина просила Праксителя подарить ей в знак любви его лучшее произведение. Он согласился, но отказался сказать, какую из статуй считает лучшей. Тогда Фрина приказала слуге сообщить Праксителю о пожаре в мастерской. Испуганный мастер воскликнул: «Если пламя уничтожило и Эрота, и Сатира, то все погибло!» Так Фрина узнала, какую работу она может просить у Праксителя.

Скульптурная группа «Гермес с младенцем Дионисом» считается подлинным произведением Праксителя. Она, чудом сохранившаяся почти целиком, была найдена лежащей на полу во время раскопок храма Геры в Олимпии. Согласно мифу, Гермес, посланник богов Олимпа, должен был отнести маленького Диониса и передать на воспитание нимфам. Скульптор представил Гермеса в момент, когда, остановившись в пути, он, набросив плащ на высокий пень и опираясь на него, развлекал младенца, играя гроздью винограда. (Рука Гермеса не была найдена, но, судя по изображению на фреске из Помпей, Гермес держал именно виноград.)

Гермес с младенцем Дионисом. IV в. до н.э. Музей, Олимпия

Скульптура «Гермес с младенцем Дионисом» характерна для периода поздней классики. Она олицетворяет не физическую мощь, как было принято раньше, а красоту и гармонию, сдержанное и лиричное человеческое общение. Изображение чувств, внутренней жизни персонажей – новое явление в античном искусстве, не свойственное высокой классике. Мужественность Гермеса подчеркнута младенческим обликом Диониса. Изогнутые линии фигуры Гермеса грациозны. Его сильное и развитое тело лишено атлетизма, свойственного работам Поликлета. Выражение лица хотя и лишено индивидуальных черт, но мягкое и задумчивое. Волосы были раскрашены и схвачены серебряной повязкой.

Пракситель достиг ощущения теплоты тела тонкой моделировкой поверхности мрамора и с большим мастерством передал в камне ткань плаща Гермеса и одежды Диониса.

Эллада - колыбель западно- и восточноевропейской культуры, науки, философии, пластических искусств. Примером последних нам послужит статуя «Гермеса с младенцем Дионисом».

Миф о рождении Гермеса

У бога Зевса была бурная личная жизнь. Жена Гера безумно его ревновала. Когда она узнала об очередном любовном приключении супруга, то решила отомстить его возлюбленной Семеле, которая ждала от Зевса ребенка. Она уговорила Семелу, чтобы та попросила, дабы Зевс исполнил ее просьбу, поклявшись нерушимой клятвой, и явился к ней во всем величии. С ужасом он выполнил просьбу любимой. От его молнии и блеска запылал дворец, а у Семелы начались преждевременные роды. Гера была в гневе, когда узнала, что по требованию Зевса Гермес с младенцем Дионисомотправился к сестре Семелы, которую звали Ино, чтобы ребенок вырос.

Возможно, этот момент мифа изобразил греческий скульптор. Далее, Гера лишила разума мужа Ино. Он решил убить свою семью и успел покончить с одним из детей. Ино, спасаясь от безумца, бросилась с другим сыном в воды моря. Они стали морскими божествами. Тем временем вновь появился спаситель юного с младенцем Дионисом мигом перенеслись в Нисейскую долину к нимфам. А может, этот эпизод мифа изваял Пракситель. Дионис вырос и стал бурных оргий и властителем козлоногих сатиров и нимф. Его атрибутами стали венок из плюща и жезл-тирс.

Пракситель

От скульптора четвертого века до н. э. Праксителя до нашего времени дошло мало работ. Одна, которая предположительно приписывается ему, - это «Гермес с младенцем Дионисом». О том, что ее изваял именно Пракситель, мы знаем из работы древнегреческого писателя Павсания. Некоторые искусствоведы сомневаются, что автором скульптуры был Пракситель. «Гермес с младенцем Дионисом» выполнен в приеме, не характерном для классики. Ваятель жил так давно, что точную биографию воссоздать сложно. Известно, что жил он в Афинах. Его воспитал отец-скульптор Кефисодот. Мастерскую отца посещали философы, художники, поэты.

Пракситель вырос в атмосфере высоких творческих споров об искусстве. Известно также, что он любил красавицу Фрину. В молодости Пракситель многократно создает пленительные женские образы. Лучшей, по восторженным описаниям, является В город Книд потоком шли паломники, чтобы полюбоваться совершенным произведением. Оригинал не сохранился. Имеется только несколько копий, по которым можно судить, насколько нежен, женственен и обаятелен был созданный вдохновенной любовью этот образ.

В годы зрелости, в 334 году, Пракситель выполнил скульптурную работу «Гермес с младенцем Дионисом». О ней мы поговорим ниже. После себя скульптор оставил школу мастеров, его почитателей, которым, к сожалению, не удалось достичь таких вершин в искусстве создания жизненных и прекрасных образов.

Раскопки германских археологов

В 1874 году греческое государство подписало с Германией договор об археологических исследованиях. В их ходе 8 мая 1887 года была обнаружена скульптура, покрытая толстым слоем глины. Ее назвали «Гермес с младенцем Дионисом». Она была найдена в руинах храма Геры в городке Олимпия, который ранее был простым поселением на Пелопоннесе, где возникли и проводились Олимпийские игры.

Находка Эрнста Курция

Честь этой находки принадлежит Э. Курцию. У двухметровой скульптуры молодого человека, стоящего, прислонившись к дереву, покрытому плащом, хорошо сохранились голова, туловище, ноги и частично руки. У Гермеса, как и сегодня, не хватало правого предплечья и левой руки. У Диониса нет левой руки и правой ноги.

Лицо и туловище Гермеса поражают полировкой, в то время как сзади сохранились следы зубила и рашпиля, что говорит о незавершенности работы. Сама же скульптурная группа выполнена из лучшего паросского мрамора. Она стоит на основании из серого известняка, окруженного двумя блоками мрамора. Скульптура была вряд ли очень известной, так как не нашлось ни одной ее копии.

«Гермес с младенцем Дионисом»: описание

Похоже, что круглая композиция Праксителя была предназначена для плоскостного восприятия. Он не рассчитывал, что зритель будет ее обходить. Скульптор хотел показать нежные и гармоничные отношения. Этот статичный образ находится в расслабленном состоянии. Для этого предназначена опора, на которую опирается Гермес. Ее мягкая ткань оттеняет сияющего Диониса. Он легок и изящен. Все предполагают, что в руке Гермес держал гроздь винограда, к которой тянется младенец. Их связывают не только физические, но и духовные узы: милая игра, когда Гермес созерцает движение ребенка. Взгляд бога полон нежной заботы.

Его лицо прекрасно и благородно. Шапочка волос с завитками, в которых свет дробится, оставляет открытым его совершенный лик. А весь облик, удлиненный, полон элегантности. Гармонично соотношение частей фигур. Если рассматривать всю композицию, то 1/3 (A) - это верхняя часть, в которой Гермес держит Диониса, а нижняя часть идет от талии и до конца ног (B). Фигуру бога можно разделить на неравные части: 1/3 (C) - голова, 2/3 (D) - его торс до талии с младенцем на руках. Нижняя часть композиции также соблюдает эти пропорции: 2/3 (E) занимает торс и бедра, а последняя треть (F) - это голень и стопы. Такое деление можно уравнять так: A верхней общей композиции равно C+D в фигуре бога, В = E+F. Без рисунка это немного сложно, но если вдуматься, то это говорит о благородстве и гармонии пропорций. Вся композиция «Гермес с младенцем Дионисом» отдает в мир божественную энергию и любовь.



Новое на сайте

>

Самое популярное