Домой Гигиена Главные герои сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери

Главные герои сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"

Жанр: литературная сказочная повесть

Главные герои повести "Маленький принц" и их характеристики

  1. Автор, летчик, романтик, человек, который сохранил детскую непосредственность и способность удивляться чудесам.
  2. Маленький принц. Мальчик, который путешествовал по планетам
  3. Роза. Единственная на свете, потому что Маленький принц ее приручил
  4. Лис. Еще один друг Маленького принца, которому было грустно одному и он сильно хотел, чтобы его приручили.
  5. Змея. Могущественная, способна была отправить Маленького принца домой.
План пересказа повести "Маленький принц"
  1. Удав и шляпа
  2. Мальчик в пустыне
  3. Барашек в ящике
  4. Астероид Б-612
  5. Баобабы
  6. 43 заката
  7. Человек-гриб
  8. Маленький принц отправляется в путь
  9. Король
  10. Честолюбец
  11. Пьяница
  12. Счетовод
  13. Фонарщик
  14. Географ
  15. Земля
  16. Цветок
  17. Сад цветов
  18. Приручение Лиса
  19. Стрелочник
  20. Торговец пилюлями
  21. Поиски колодца
  22. Разговор со змеей
  23. Прощание
  24. Намордник и ремешок
Кратчайшее содержание повести "Маленький принц" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Автор терпит аварию в Африке и знакомится с Маленьким принцем
  2. Маленький принц рассказывает о своей планете и о розе
  3. Маленький принц рассказывает о планетах, которые он посетил
  4. Маленький принц рассказывает о Земле, о Змее и Лисе, о розовом саде
  5. Автор ищет колодец и понимает музыку воды
  6. Автор прощается с Маленьким принцем и тот возвращается на свою планету.
Главная мысль повести "Маленький принц"
Мы ответственны за тех, кого приручили.

Чему учит повесть "Маленький принц"
Приводить в порядок свою планету, а вернее следить за тем, чтобы планета была чистой. Смотреть вокруг не просто глазами, а сердцем, замечать прекрасное в природе, слышать музыку и чувствовать радость от жизни. Учит быть другом и хранить верность своим друзьям. Учит любить. Учит ответственности. Учит чудесам.

Отзыв на повесть "Маленький принц"
Это очень красивая и немного грустная повесть про Маленького принца, который покинул единственный цветок на свете, который любил, из-за глупой ссоры. И потом долго искал свой путь обратно. Мне очень понравилось отношение Маленького принца к жизни. И мне было жаль автора, лиса, розу и самого Маленького принца, потому что они нашли, что искали, но при этом стали грустить.

Пословицы к повести "Маленький принц"
Хорошо там, где нас нет.
Когда ты идешь, не думай, что где-то оставил свою тень.
Осилит разлуку нашу горсть сырой земли.

Краткое содержание, краткий пересказ повести "Маленький принц" по главам
Глава 1.
Автор поражен описанием того, как удав проглотил жертву целиком и рисует, как удав проглотил слона. Рисунок получается похожим на шляпу и взрослые его совсем не боятся. И даже советуют мальчику больше не рисовать.
Тогда автор выбирает профессию летчика. Но часто показывает людям свой рисунок удава, чтобы понять, можно ли с ними разговаривать
Глава 2.
Автор терпит аварию в сахаре и занимается починкой мотора самолета.
Утром он слышит просьбу нарисовать барашка и видит, что рядом стоит замечательный мальчик.
Автор рисует барашка, но оказывается, что тот слишком хилый. Автор добавляет барашку рога, но тогда барашек кажется слишком взрослым. Автор рисует нового барашка и тот получается старым. Тогда автор просто рисует ящик, в котором сидит барашек, и мальчик счастлив.
Так автор знакомится с Маленьким принцем.
Глава 3.
Маленький принц ничего не рассказывает о себе, а только расспрашивает автора. Его позабавил самолет и он решил, что на нем далеко не улетишь. Автор понимает, что Маленький принц прилетел с другой планеты. Автор обещает нарисовать колышек и веревку, чтобы барашек далеко не ушел, но Маленький принц отказывается, говоря что там, у него, очень мало места.
Глава 4.
Автор понимает,что Маленький принц прилетел с очень маленькой планеты, например с астероида. Автор считает, что астероид Б-612, который когда-то в начале 20 века открыл турецкий астроном. Но взрослые странные люди и они не верили турецкому астроному, пока он был одет по-турецки. Лишь когда астроном оделся в европейский модный костюм, люди поверили в его открытие.
Глава 5.
Маленький принц интересуется, ест ли барашек кустики и приходит в восторг. Ведь ему надо, чтобы барашек ел кустики баобабов.
Автор возражает, что баобабы огромные деревья, но Маленький принц замечает, что когда они молодые, то совсем маленькие.
Оказывается планета Маленького принца была заражена семенами баобабов и теперь ему приходится каждое утро полоть баобабы, чтобы они не выросли.
Ведь Маленький принц знал одного лентяя, который не выполол три кустика, баобабы выросли и разорвали планету.
Глава 6.
Однажды Маленький принц предложил пойти посмотреть на закат, но автор сказал, что придется немного подождать.
Тогда Маленький принц рассмеялся и сказал, что забыл, что он не дома. Ведь там можно было пройти несколько шагов и снова смотреть на закат. Так он однажды видел закат 43 раза, настолько маленькой была его планета.
Глава 7.
Маленький принц спрашивает, едят ли барашки цветы, даже те, у которых шипы и автор говорит что едят.
Маленький принц не может понять, зачем тогда цветы выращивают шипы. А автор отмахивается от него, говоря, что занят серьезным делом - крутит болт. Маленький принц говорит автору, что тот рассуждает как взрослый.
Он рассказывает, что на одной планете видел человека, который был сама серьезность и думал только о цифрах. Но на самом деле это был не человек, а гриб. И очень важно понять, почему барашки едят розы, а розы все равно пытаются отрастить шипы. Ведь если барашек съест цветок, который ты любишь, то это все равно, что если бы вселенная потухла.
Глава 8.
Маленький принц рассказал, как однажды на его планете проросла роза.Это было удивительное растение, которое восхитило Маленького принца.
Но роза была очень капризной, она боялась сквозняков и требовала, чтобы пришли тигры. Маленький принц не понимал, что роза озарила его жизнь и рассердился на ее слова. Но ведь цветами надо просто любоваться и ни в коем случае не слушать, что они говорят.
Глава 9.
Маленький принц решил улететь с перелетными птицами и на прощание прочистил все три вулкана, и выполол ростки баобабов.
Роза попросила прощения у Маленького принца и сказала, что любит его.Она попросила Маленького принца, чтобы тот стал счастливым.
Глава 10.
На первом астероиде, который посетил Маленький принц жил Монарх. Он сидел на троне и его мантия покрывала всю планету. Маленькому принцу негде было присесть и он зевал.
Король объявил, что ему принадлежит весь мир и все слушаются его приказаний. При этом он был разумным королем и понимал, что если народу приказать броситься в море, случится революция, а если генералу приказать превратиться в чайку и генерал этого не выполнит, то виноватым окажется сам король.
Но Маленькому принцу стало скучно и он отказался стать судьей на планете. Он отправился дальше и король поспешно назначил его послом.
Глава 11.
На следующей планете Маленький принц встречает Честолюбца, который требует, чтобы Маленький принц восхищался им и хлопал в ладоши. Маленький принц хлопает, а Честолюбец снимает шляпу и раскланивается и так много раз.
Маленькому принцу это надоедает и он уходит.
Глава 12.
На следующей планете жил Пьяница и она была заставлена пустыми бутылками. Пьяница пил потому что ему было совестно. А совестно ему было потому, что он пил.
Маленький принц быстро покинул эту планету.
Глава 13.
На следующей планете жил деловой человек и он все время считал. Он насчитал уже пятьсот миллионов и Маленький принц спросил чего.
Деловой человек не любил когда ему мешали. За его жизнь это случалось только три раза. Когда прилетел майский жук, когда у него был приступ ревматизма и когда появился Маленький принц.
Но Маленький принц хотел получить ответ и деловой человек ответил, что считает звезды, потому что он ими владеет. Но Маленький принц спросил, что он делает со звездами и человек ответил, что может написать на бумажке число звезд, которыми владеет и положить в банк.
Маленький принц удивился, ведь всему чем владел он, была польза от такого владения, а какая была польза звездам от того, что это человек считал, что владеет ими?

Глава 14.
На следующей планете жил фонарщик, который каждую минуту зажигал и каждую минуту гасил фонарь, потому что таков был его уговор, а его планета вращалась все быстрее и быстрее.
Маленький принц посоветовал ему идти вслед за солнцем и тогда все время был бы день, но Фонарщик сказал, что больше всего хочет спать.
Маленький человек пожалел его, потому что этот человек был верен своему слову и думал не только о себе.
Глава 15.
На следующей планете жил географ, который не знал есть ли на его планете океан или горы. Ведь он был географ, а не путешественник. Он хотел бы найти путешественника и стал расспрашивать Маленького принца о его планете. Но Маленький принц расстроился, когда узнал, что географ называет цветы эфимерными и не отмечает в книгах, ведь они могут очень быстро исчезнуть.
Впервые Маленький принц пожалел, что покинул свою розу.
Географ советует Маленькому принцу посетить Землю.
Глава 16.
Седьмая планета в путешествии Маленького принца была Земля. Это очень большая планета и на ней приходилось держать целую армию фонарщиков, которые по очереди зажигали и гасили фонари. Только фонарщикам Северного и Южного полюса было легко - они зажигали фонари всего раз в году.
Глава 17.
Маленький принц оказался в Африке и увидел Змею. Он поздоровался с ней и рассказал о своей планете и цветке, который он покинул. Змея сказала, что она очень могущественная и может все вернуть земле.
Она предложила Маленькому принцу, когда он пожалеет о покинутой планете, прийти к ней и она поможет ему.
Глава 18.
Маленький принц пересек пустыню и встретил только один невзрачный цветок. Он спросил его, где найти людей, но цветок не знал. Он ответил, что людей носит ветер, потому что у них нет корней и это очень неудобно.
Глава 19.
Маленький принц поднялся на гору и вокруг видел только камни и горы. На всякий случай он поздоровался, но ему ответило эхо. Маленький принц решил что Земля странная планета.
Глава 20.
Маленький принц пришел в сад, в котором росли розы. Он поздоровался и спросил кто они. Розы ответили, что они розы. Маленькому принцу стало грустно, ведь он считал, что его цветок один во всем мире. Он лег на траву и заплакал.
Глава 21.
И тут появился Лис. Он сказал Маленькому принцу, что не приручен, но хочет, чтобы его приручили. Маленький принц не знал, что значит приручен. Но Лис объяснил, что это узы, когда кто-то становится для тебя единственным, другом, любимым.
Лис попросил, чтобы Маленький принц приручил его и Маленький принц приручил его.
Но настало время прощаться и Маленький принц сказал, что Лису будет больно, и он будет несчастлив. Но Лис сказал, что нет.
Маленький принц сходил к розам и сказал, что они не приручены. Что они пустые и ради них не стоит умирать, а его роза единственная, потому что он поливал и заботился о ней.
Лис сказал Маленькому принцу что зорко только сердце, и что мы в ответе за тех, кого приручили.
Глава 22.
Маленький принц встретил Стрелочника, который сортировал людей. Он пропускал поезда и Маленький принц спросил, куда едут люди, что они ищут. Но Стрелочник сказал, что хорошо там, где нас нет и люди ничего не ищут. Только дети смотрят в окна.
Маленький принц сказал, что только дети знают что ищут, и если у них отнимают дорогую им куклу, они плачут.
Глава 23.
Маленький принц встретил торговца пилюлями от жажды. Торговец утверждал, что такие пилюли экономят много времени. Но Маленький принц решил, что будь у него столько свободного времени, он просто пошел бы к роднику.
Глава 24.
Автор допил последний глоток воды и боялся умереть от жажды. Из-за этого он почти не слушал Маленького принца. Но Маленький принц предложил поискать колодец и они пошли через пустыню.
Маленький принц сказал, что пустыня красива тем, что в ней скрываются родники.
Потом он уснул и автор долго нес его, поражаясь, какой он хрупкий.
На рассвете он нашел колодец.
Глава 25.
Автор достает ведром воды и они пьют. Маленький принц говорит, что люди сами не знают чего ищут и поэтому не могут найти счастья. Но смотреть надо сердцем, а не глазами и тогда счастье окажется рядом, в каждой капле воды.
Маленький принц сказал, что уже год как он на Земле и ему надо сходить на то место, куда он упал.
Автору стало неспокойно. Он вспомнил про лиса и про тех, кого приручили.
Глава 26.
На следующий день автор слышит, как Маленький принц разговаривает со змеей и обещает прийти вечером. Как он спрашивает, сильный ли у змеи яд.
Автор испугался и принялся уговаривать Маленького принца. Но тот отвечал, что в этот день его планета как раз окажется над тем местом, где он находится и он сможет на нее вернуться. Но его тело слишком тяжелое и ему не получится его поднять.
Маленький принц просит автора не ходить с ним, потому что тому покажется, что он умирает, и что ему больно. Но автор идет, прощается с Маленьким принцем и Маленький принц дарит ему радость, радость смотреть на звезды и видеть особенное, знать, что он в это время смеется ему в ответ на своей планете.
Потом змея кусает Маленького принца и он падает.
Глава 27.
Прошло шесть лет. В тот раз автор не нашел тела Маленького принца и потому знает, что тот вернулся к себе на планету.
Но его гложет беспокойство, ведь он не нарисовал ремешок для намордника барашку. И теперь автор беспокоится, что однажды барашек все-таки съест розу.

Рисунки и иллюстрации к повести "Маленький принц"

Говоря о таком глубоком и по-настоящему непростом произведении, как «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, необходимо знать о самой личности его автора. Это бы такой же непростой человек с совершенно уникальным взглядом на жизнь.

Удивительно, но, сам не имея детей, Антуан де Сент-Экзюпери сумел сохранить в себе ребенка, и совсем не так глубоко, как многие взрослые. Поэтому он видел мир глазами растущего человека, он понимал и принимал детское мировоззрение. В этом и заключается успех его произведения «Маленький принц».

Вот мы и подошли вплотную к этому удивительному, живому и такому волшебному творению французского писателя, который по основному роду своей деятельности был военным летчиком.

Читая «Маленького принца», сложно поверить, что он был написан человеком такой суровой профессии: настолько это глубокое, нежное и неординарное произведение. Но особенно интересны и необычны его герои. О них и пойдет речь.

Герои-люди: один пласт повествования

«Маленький принц» – это сказка, и такой она становится отчасти потому, что главные действующие лица в ней не только люди. Тут читатель встретит и мудрого прирученного лиса, и коварную змею, и даже капризную розу. Но все-таки человеческих персонажей больше.

Первым и, безусловно, главным является, конечно же, сам Маленький Принц. И тут нас поджидает первая загадка: раз это сын правителей, значит, в сказке должны быть и король, и королева. Ведь без них никакого принца быть не может. Однако нигде в истории нет никакого упоминания о родителях Маленького Принца.

Мы видим его портрет: действительно, есть корона и плащ, но чем же он тогда правит? Или чем правят его папа с мамой? На этот вопрос нет, и не предполагается ответа. Мы воспринимает мир через призму мировоззрения маленького ребенка, и в таком возрасте ни для кого не важен статус родителей. Все дети принимают друг руга как данность. И даже Маленький Принц для них – это просто ребенок, и его происхождение никого не интересует. Такова констатация факта.

Однако этот малыш уже ответственен и мудр даже больше, чем любой взрослый. Он ухаживает за своей планетой, каждый день, не забывая об этом ни на миг, он заботится о капризной розе, спасая ее от всех возможных невзгод. Он любит своих друзей и искренне привязывается к ним. Но, как любой ребенок, Маленький Принц любопытен и неосмотрителен. Поссорившись с розой и заскучав, он, недолго думая, уходит с родной планеты и отправляется в далекое путешествие – посмотреть, а как же живут другие? Это так по-детски! Ну кому же не хотелось, хотя бы раз, сбежать из дома?

Взрослый ребенок
Правда, этот ребенок – он и взрослый одновременно. У него нет родителей, и он сам строит свою жизнь. Помощи ждать неоткуда, да ее и не предполагается. Поэтому Маленький Принц разумен не по годам, хотя и позволяет себе простые детские шалости.

Итак, оторвавшись от родной крошечной планеты, этот ребенок отправляется в путешествие по другим мирам. Пока он не окажется на нашей бренной Земле, на пути ему встретятся другие планеты, и на них будут не менее удивительные персонажи. Каждый из них – это олицетворение каких-либо страстей. Каждый занят чем-то одним, и не может оторваться от своего дела, хоть оно, по сути, никому не нужно. Это уже представляет собой устройство нашего взрослого мира: многие люди занимаются тем, что никому не нужно, тратя свою жизнь на пустое.

Так и король, который единолично правит на планете, где нет других людей. Вся его страсть – это власть, совершенно пустая и ненужная. Так и фонарщик, который каждые сутки включает и выключает единственный фонарь на планете, где нет других людей. С одной стороны, это вроде ответственность, а с другой – пустая трата собственной жизни. Так и пьяница, который целыми днями пьет, и счетовод, который дальше своих цифр не видит.

Разочаровавшись в соседях, маленький Принц летит дальше и, наконец, попадает на нашу планету, где встречается с автором-повествователем. И удивительно, но отчего-то эти два человека, большой и маленький, находят общий язык и понимают друг друга. Может, так происходит, потому что образ Маленького Принца – это тоска автора по ушедшему детству, это тот самый маленький ребенок, живущий не очень глубоко в душе Анутана де Сент-Экзюпери.

Однако образ не автобиографичен. В нем есть отголоски маленького Тонио, но уже одно то, что автор рассказывает от своего имени, не позволяет отождествлять маленького принца с ним самим. Это разные люди. И ребенок – это лишь проекция, некий собирательный образ, отголоски детских воспоминаний, но никак не сам Антуан де Сент-Экзюпери.

В книге есть и другие герои, только это не люди. Однако они играют очень важную роль для раскрытия и всего смысла произведения, и его деталей.

Герои-животные: очень значимые для повествования персонажи

Маленький Принц – это ребенок, и в первую очередь он им и остается. Поэтому для него, как и для любого малыша, огромное значение имеют животные. Все знают, как любят своих котят и щенков маленькие дети, так и главный герой этой удивительной сказки нуждается в четвероногом друге. И ему удается приручить Лиса.

Лис – это очень важный персонаж, он помогает раскрыть саму суть философии всей сказки, помогает заглянуть в самые глубины повествования. И направляет сюжет.

Итак, постепенно Лис приручается, и, в конце концов, становится зависим от мальчика. И именно ему принадлежат бессмертные слова: 2мы в ответе за тех, кого приручили». Это первый урок любви, преданности, доверия. И Маленький принц его благодарно принимает и усваивает всем своим существом. И именно тогда появляется тоска по розе: ведь она там одна, среди баобабов, которые разрывают планету, испуганная и такая беззащитная. И прирученная. А он, маленький Принц, в ответе за тех, кого приручил. Значит, пора домой.

И вот тут появляется Змея. Этот образ легко читает и узнаваем еще по библейским канонам. Змей-искуситель, который был там, продолжает выполнять ту же самую функцию практически во всех литературных произведениях. И тут, как только появляется желание у мальчика вернуться домой, возникает и этот самый искуситель, предлагающий свою помощь. В Библии это было яблоко, а в произведении французского писателя – укус.

Змея говорит, что может отправить ребенка домой, что у нее есть волшебное средство и, конечно же, это яд. В библейском сюжете люди после общения со змеей попали на Землю, а вот в сказке Экзюпери все происходит наоборот – мальчик исчезает. Куда, об этом в произведении нет ни слова, но змея обещает вернуть его на родную планету. А раз уж никакого тела не оказывается, то читателю остается надеяться, что так оно и происходит. Или все же Маленький Принц отправляется туда, откуда пришел Адам, – в рай?

Прирученный лис и коварная змея – это важные, сюжетообразующие герои данного произведения. Их значение в развитии повествования невозможно переоценить.

Капризная роза: красота, у которой есть шипы

Если Лис – это олицетворение преданности и доверия, Змея – это коварство и искушение, то Роза – это любовь и противоречивость. Прообразом этого героя послужила жена автора Консуэло, особа весьма своенравная, вспыльчивая и, естественно, капризная. Однако любящая. И ведь Маленький Принц так и говорит о ней, что его Роза – капризна, порой невыносима, но все это защита, так же, как и шипы. А на самом деле, у нее очень мягкое и доброе сердце.

Тоскуя по цветку, мальчик и соглашается на предложение змеи. Ради любви люди способны на многое. И даже умереть, чтобы потом вновь возродиться где-то за звездами, где-то на совсем иной планете, крохотной, но зато в обнимку с прекрасной розой.

Змеи всегда имели особенный дар в одночасье переносить людей в совершенно другой мир. И, кто его знает, может быть, все так и было, как пообещала Маленькому Принцу та змея, и он действительно оказался на своей планете со своим цветком.

Сказка не дает ответа. Но раз это сказка, то все мы можем надеяться на счастливый конец!

Главные герои “Маленького принца” Экзюпери

3.7 (74.74%) 19 votes

Если отбросить сухие выкладки, то описание «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери поместиться в одно слово - чудо.

Литературные корни сказки лежат в бродячем сюжете про отвергнутого принца, а эмоциональные - в детском взгляде на мир.

(Иллюстрации акварелью, сделанные Сент-Экзюпери, без которых просто не выпускают книжку, так как они и книжка образуют единую целую сказку )

История создания

Впервые образ задумчивого мальчика появляется в форме рисунка в записках французского военного лётчика в 1940 году. Позднее автор органично вплёл собственные зарисовки в тело произведения, изменив взгляд на иллюстрацию как таковую.

Исходный образ выкристаллизовался в сказку к 1943 году. На то время Антуан де Сент-Экзюпери обитал в Нью-Йорке. Горечь от невозможности разделить судьбу товарищей, воюющих в Африке, и тоска по любимой Франции просочились в текст. Проблем с изданием не было и в том же году американские читатели познакомились с «Маленьким принцем», однако, восприняли его прохладно.

Вместе с английским переводом вышел и оригинал на французском. До французских издателей книга дошла только спустя три года, в 1946, спустя два года после смерти авиатора. Русскоязычный вариант произведения появился в 1958 году. А сейчас «Маленький принц» обладает чуть ли не наибольшим количеством переводов - существуют его издания на 160 языках (включая зулу и арамейский). Общий объём продаж перевалил за 80 миллионов экземпляров.

Описание произведения

Сюжетная линия строится вокруг странствий Маленького Принца с крошечной планеты Б-162. И постепенно его путешествие становится не столько фактическим перемещением от планеты к планете, сколько дорогой к познанию жизни и мира.

Желая узнать нечто новое, Принц покидает свой астероид с тремя вулканами и одной любимой розой. На пути он встречает множество символичных персонажей:

  • Правителя, убеждённого в своей власти над всеми звёздами;
  • Честолюбца, ищущего восхищения своей персоной;
  • Пьяницу, заливающего выпивкой стыд от пагубного пристрастия;
  • Делового человека, постоянно занятого подсчитыванием звёзд;
  • усердного Фонарщика, который каждую минуту зажигает и тушит свой фонарь;
  • Географа, никогда не покидавшего свою планету.

Эти персонажи, вместе с садом роз, стрелочником и другими - это мир современного общества, обременённого условностями и обязанностями.

По совету последнего мальчик отправляется на Землю, где в пустыне знакомится с потерпевшим аварию лётчиком, Лисом, Змеёй и другими персонажами. На этом заканчивается его путешествие по планетам и начинается познание мира.

Главные герои

Главный герой литературной сказки обладает детской непосредственностью и прямотой суждений, подкреплёнными (но не замутнённую) опытом взрослого человека. От этого в его действиях парадоксальным образом совмещаются ответственность (внимательный уход за планетой) и спонтанность (внезапный уход в путешествие). В произведении он - образ правильного, не замусоренного условностями образа жизни, который наполняет её смыслом.

Лётчик

Всё повествование ведётся от его лица. Он имеет схожести и с самим писателем, и с Маленьким Принцем. Лётчик взрослый, но он моментально находит общий язык с маленьким героем. В одинокой пустыне он проявляет принятую нормами человеческую реакцию - злится от проблем с ремонтом двигателя, боится умереть от жажды. Но напоминает ему о детских свойствах личности, которые не следует забывать даже в самых суровых условиях.

Лис

Это образ обладает внушительной смысловой нагрузкой. Утомленный однообразием жизни Лис хочет найти привязанность. Приручаясь, он показывает Принцу суть привязанности. Мальчик понимает и принимает этот урок и, наконец, понимает природу отношений со своей Розой. Лис - это символ понимания природы привязанности и доверия.

Роза

Слабый, но прекрасный и темпераментный цветок, у которого всего-то четыре шипа для защиты от опасностей этого мира. Несомненно прообразом цветка стала вспыльчивая жена писателя - Консуэло. Роза олицетворяет противоречивость и силу любви.

Змея

Второй ключевой для сюжетной линии персонажа. Она, подобно библейскому аспиду, предлагает Принцу способ вернуться к любимой Розе при помощи смертельного укуса. Тоскуя по цветку, принц соглашается. Змея ставит точку на его путешествии. Вот только была ли эта точка действительным возвращением домой или чем-то иным, решать придётся читателю. В сказке Змея символизирует коварство и искушение.

Анализ произведения

Жанровая принадлежность «Маленького Принца» - литературная сказка. Есть все признаки: фантастические персонажи и их чудесные действия, социально-педагогический посыл. Однако присутствует и философский контекст, отсылающий к традициям Вольтера. Вместе с нехарактерным для сказок отношением к проблемам смерти, любви, ответственности это позволяет отнести произведение и к притчам.

События в сказке, подобно большинству притч, обладают некоторой цикличностью. В отправной точке герой представлен как есть, затем развитие событий приводит к кульминации, после которой «всё возвращается на круги своя», но получив философскую, этическую или моральную нагрузку. Так происходит и в «Маленьком Принце», когда главный герой решает вернуться к своей «прирученной» Розе.

С художественной точки зрения текст наполнен простыми и понятными образами. Мистическая образность вместе с простотой изложения позволяют автору естественно переходить от конкретного образа к концепции, идее. Текст щедро пересыпан яркими эпитетами и парадоксальными смысловыми конструкциями.

Нельзя не отметить и особый ностальгический тон сказки. Благодаря художественным приёмам взрослые видят в сказке беседу со старым добрым другом, а дети - получают описанное простым и образным языком представление о том, что за мир их окружает. Во многом именно этим факторам «Маленький принц» обязан своей популярностью.

План
Введение
Сказка «Маленький принц» - самое известное произведение А. де Сент-Экзюпери.
Основная часть
В основе произведения - традиционный сказочный сюжет.
Характеристика героев:
- Маленький принц;
- Роза;
- Лис.
Заключение
Люди подчинились суетности земной жизни, забыв о радости общения, дружбе, любви, человеческом счастье.
Сказка «Маленький принц» - наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь й ответственность, дружба и верность. Сент-Экзюпери берет за основу традиционный сказочный сюжет. Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Прекрасный принц совсем ребенок, который страдает от капризного и взбалмошного цветка. На долю маленького принца выпадают всевозможные испытания. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и - линия Маленького принца, история его жизни.
Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко - на его родной планете. Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется «астероид Б-612». Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он летчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...». Ребенок ощущает себя частью мира природы. Мальчик деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью...
Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца автобиографичен.
Ещё одним героем сказки является Роза. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. -
Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас...». Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Прообразом капризной и трогательной Розы послужила жена французского писателя.
Ещё одним героем сказки «Маленький принц» является Лис. Издавна в сказках Лис является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в произведении своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым». И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня
приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...». Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ.
Вот какими мне представляются герои сказки А. Сент- Экзюпери «Маленький принц».



Новое на сайте

>

Самое популярное