Домой Запах изо рта Храм геры в олимпии ордер. Храм Геры в Олимпии, Греция: история, архитектор, фото

Храм геры в олимпии ордер. Храм Геры в Олимпии, Греция: история, архитектор, фото

Отправляясь в Грецию, прежде всего, каждый подразумевает отдых. И это непреложная истина. Греция именно то место, где можно насладиться в полной мере как ласковыми водами заливов, озер и моря, так и великолепными видами, врезающимися в память на всю жизнь.
Недалеко от курортного города Лутраки расположен небольшой поселок Перахора. Здесь живут душевные и гостеприимные люди, которые могут очень многое рассказать о самых знаменитых местах своей земли. Одной из наиболее известных достопримечательностей является храм Геры в Перахоре. Это священное место до сих пор впечатляет своим величием, хоть и превратилось в мрачноватые руины.

Немного исторических фактов

В древние времена в Перахоре жили дорийцы. Культ богини Геры исповедовался ними на протяжении нескольких веков. И именно они возвели в 9 веке до нашей эры святилище, посвященное могущественной богине и дожившее, хоть и в руинах, до наших дней.
Храм Геры состоит из двух частей. Его руины хранят мифические тайны, которые сотканы из древних легенд на протяжении многих веков. Перахора хоть и невелик, но имеет свои тайны. Поговаривают, что именно в этих местах волшебница Медея, полюбившая астронавта Ясона и впоследствии оставленная им, жестокой местью отравила жизнь аргонавта, предав смерти общих детей.
Храм в Перахоре был заброшен еще в 8 веке до нашей эры. Впоследствии же он подвергся разрушению. И лишь спустя много веков стали проводиться археологические раскопки храма Геры, которые позволили открыть глазам местных жителей и приезжающих туристов руины некогда величественного святилища, которым являлся храм Геры в Перахоре.

Полезная информация

До этого примечательного храма в Перахоре можно добраться автобусом из Лутраки. Маршрут вовсе не сложен, учитывая удобную дорогу. К тому же на склонах холмов растут прекрасные в своей природной элегантности цикламены, радующие глаз.
Знаменитый храм Геры находится недалеко от мыса Малагави. К тому же и многие другие достопримечательности уютного уголка Греции, которым является Перахора, также доступны для осмотра и непременного восхищения.
Доступ к святилищу матери греческих богов Геры открыт всем. Каждый, кому доведется выслушать мифические истории, перемежающиеся историческими фактами, оставит великолепным в своем роде руинам частицу искреннего поклонения. Оставит также неизгладимое впечатление поклонение великой земле, пропитанной как оливковым маслом, легендами о богах и их детях, о суровых испытаниях, доставшихся греческим героям, о храмах, возведенных в честь величия, в том числе и о храме Геры в Перахоре, который является свидетелем событий, давших жизнь славной Греции.

Храм богини Геры на горе Олимп считается очень значимым памятником во времена раннего периода дорики. Если кто-то не знаком с этой удивительной частью истории, настоятельно рекомендуем, преуспеть, устранив сложившиеся пробелы.

Храм считается одним из самых древних периптеров, благодаря которым современный мир узнал о фундаментах того времени, остатках колоннады, а также иных украшениях из керамики. Эти фрагменты показывают нам особенные черты тех дорических построек, которые были известны в ранний период дорики. А поскольку его возобновляли ни один раз, а целых три, то мы узнали о его останках, и то от последнего храма. Этот один из самых древнейших храмов конца VIII века до н. э.

Архитектура Храма Геры

Прямоугольная целла с рядами опор и пронаосом. Снаружи его не украшали колоннадой, и планировка была, как и у всех тех, кто шел впереди. В момент его строения, площадь его являлась намного больше, а фундаментовая кладка сделали из точно отшлифованных квадров.

У него был пронаос , наос, колоннада, имеющих 16 колонн и описфодом, будучи самым ранним строительным элементом, который стал известен современным потомкам. Его можно отнести, как концу 12-го в., так и началу 6-го в. до н. э. В точной дате сооружения не были полностью уверены даже исследователи. По обнаруженным данным стало понятно, что последние работы значились еще в начале 6 в. до н. э. Позже впервые храм перестроили. А в последнем сохранилась конструкция предыдущего, со всеми его материалами и фундаментом. Поэтому, у обоих этих храмов было много общего, последний из них имел двухступенчатое основание, размеры которого достигали 18,75 x 50 м по стилобату.

Имел вид узкого, продолговатого наоса с пронаосом и олисфодомом, обвитые колоннадами. Стеновая конструкция сооружена на цоколе, по высоте достигала около метра. Известняк-ракушечник стал его главным материалом. Снаружи цоколь состоял из высоких плит-орфостатов , стоящих на ребре. Та сторона, что внутри имела 4-ре горизонтальных рядов, которые стояли рядом и терлись между собой гладкими краями. Для долговечности и прочности у опоры перекрытия присутствовала соответствующая толщина.

Вот почему цокольная часть построек того времени была такой толстой, мощной, крепкой. Об этом остались даже свидетельства.

Из раскопок было доказано, что её остатки схожи на толстенный шар глины, покрывающей пол наоса и портиков . Это как раз и стало поводом того, что всем известная статуя Гермеса, работа которой принадлежала Праксителю , дошла почти в целостности и хорошо сохранилась для будущих поколений. Более того, нашим соотечественникам посчастливилось увидеть эту самую статую, стоявшую на возвышенности.

В цоколе стен присутствовали важнейшие пазы, которые важны были для установления деревосвязующих элементов. Они были, как фахверк , который скреплял сырцовую кладку сверху. С внешней стороны стены обделывали интересной штукатуркой. Однако, от перекрытия сохранилась малая часть, т.к. наверно, его сделали из дерева.

Наос и его устройство внутри

Хочется остановить внимание на том, как наос устроен изнутри. Его стены обладали четырьмя выступами в виде малых стеночек, которые доходили почти вверх к наосу . Поперечные стены расположились, таким образом, как и колонны птерона , хотя заметно реже. Скорее всего, по окончанию их находились колонны, которые ставили между выступами. Наос разделялся на несколько кораблей. В начале устройство объединялось с дерево-сырцовой схемой и имело общее со старинным храмом Артемиды в Спарте .

Рядом с ним располагались такие же близстоящие столбы, которые имели такое же большое значение. Во времена классицизма такие стенки виднелись в целле храмовой постройки Аполлона в Бассах . Это было творческим нововведением авторов того времени. Герайон установили на промежуточном временном моменте. Похожие выступы, служили защитой для потолка и кровли, умножая красоту продольным стенам целлы.

Как строились колоны великого храма

В Герайоне колоны были ровно расставлены, что не вполне соответствует дорическим строениям позднего периода времени: колонны, как внутри, так и извне стояли на общих осях. Это было так из-за того потому, что стояла необходимость связать в общую конструкцию каркас, а так же наружный портик целы из дерева.

По окончанию 6 в., выступы в ней поменяли на 2 ряда по 8 колонн, которые ставили на маленькое расстояние (около 2 м) от стен. Внешние колонны, частично сохранившиеся и в наше время, значительно отличаются друг от друга. Размеры и форма капителий у них абсолютно разная. Если вспомнить один древнейший и важнейший момент, то становится понятным и доступным тот факт, что Павсаний во 2 в. н. э. обнаружил и обратил внимание на 1 колонну из дубового материала.

Из этого следует вывод о том, что все колонны в 3-м храме вначале тоже были созданы из дерева. И только со временем оно заменилось на камень, который тоже соответствовал духу своего времени. В любом случае колонны, как по размеру, так и по стилю, настолько разные, что видно, что их выполняли в разное время, в разном месте. После разрушения одних колонн, ставились другие, в которых отражалась архитектура своей эпохи, начиная с 7 в. до н. э., и оканчивая римским периодом. Не разрушенные колоны, имели два или несколько барабанов, которые были сделаны ракушечника, покрытого штукатуркой. Диаметр их от 1,01 до 1,29 м. Размеры каннелюры и глубины также имели ни одно отличие.

Самая старая из тех колон, которая сохранилась, вмещала в себя 6 каннелюр и гладко отшлифованную шейку под эхином ранне-архаическим свойствам и формам. Именно эта колонна считается первой, которая относится к 7 в. до н. э. С этого времени, все черты этого ордера отражались в колонна. Хорошо их было заметно в таком случае в капители. Их вынос небольшой, а профиль упругий. В Герайоне оси колонн и установление плит стилобата не подходят друг к другу.

Эту черту можно встретить и в более поздней стадии. Пролеты в осях на торцовых сторонах равняются размерам от 3,51 м. до 3,65 м, а там, где стороны длиннее, их размеры намного меньше: от 3,20 м до 3,30 м. Такие же размеры были и в храмах . Угловые интерколумнии были уже на 20-30 см. меньше. Из этого становится понятно, что у последнего был триглифный фри з, потому как похожее сужение произошло из-за устранения неполадок углового триглифа.

Как укреплялись и украшались храмовые стены

Торцы стен пронаоса для того, что бы сохранить кладку от перепадов температурных режимов, защищали. Вот поэтому данный храм стал одним из лучших в . Делали крепление и окружали древесными досками в отдельных пазах, вырезанных в стене, а именно, в цокольной ее части и в покрывавших полы плитах.

В более поздний период времени обшивка имела куда более точные размеры, похожие на ту эпоху, которая имела раскреповку и значительно узенький торец в боковой части. У такого храма форма не крепкая (с косой подрезкой); нависавшей части придавали мрачную окраску. Уже в первых важнейших сооружениях была двухскатная кровля, оформленная черепицей.

Это можно заметить по найденным фрагментам терракотовых частей, которые являются одними из самых первых видов терракоты. Кровля позднего Герайона была отделана черепицей. Её плоские части стали вогнутые; калиптеры, которые закрывали детали швов, имели полуциркульное сечение. У антефиксов , внутри которых была выпуклая розетка, главным украшением считался расписной яркий узор по черному фону. Фронтон радует глаз акротерием с шпилевидными окончаниями. Диаметр 2,31 м , говорит о важнейшей керамической работе той эпохи.

Акротерий храма

Акротерий из-за специальных соединяющих деталей скреплялся с немалой коньковой черепицей. В состав росписи акротерия входило интересное чередование округленных моментов узорного украшения. Это придавало строению оригинальность и неповторимость. Данный момент свидетельствует о фантазии и творческом подходе тех авторов, которые приложили к устроению немалое усилие. Тогда светлыми красками красили по темному, а темными по светлому.

Под двухскатной кровлей располагалось, видимо, еще горизонтальное перекрытие потолка. Созданный для 7 века до н. э. дерево-сырцовом замыслу Герайон был периптером , перед которым осталось много, не дошедших до нас более ранних храмов построек. Вот какие данные можно отыскать, если с усердием покопаться в истории и сделать соответствующие полезные выводы. А для этого понадобится терпение, логика, немного усидчивости и житейской мудрости.

Храм Геры на карте

Храм Геры, один из самых древних монументальных храмов в Греции, расположен в северо-западной части священной рощи Алтис, на южных склонах холма Кроний и отделен от него мощной стеной-террасой. Жители Скиллунта, древнего города Элиды, подарили храм Олимпийскому святилищу. Павсаний считал, что храм был построен приблизительно через восемь лет после того, как Оксил взошел на трон Элиды в 1096 г. до н.э. На самом деле это произошло намного позже. Согласно мнению некоторых ученых, первый храм, построенный приблизительно в 650 г. до н.э., был небольшим дорическим храмом с целлой и пронаосом, к которым позже, около 600 г. до н.э., были добавлены опистодом и птерон. Однак, теория, что храм был построен ближе к 600 г. до н.э., сегодня преобладает. Храм много раз ремонтировался, а римляне преобразовали его в своего рода музей для избранных сокровищ святилища, таких, как известный Гермес Праксителя.

Храм ориентирован с востока на запад, имеет вытянутые пропорции и относительно небольшую высоту. Это был гексастильный периптер дорического ордера с шестнадцатью колоннами по боковым сторонам. Колонны изначально были деревянными. По мере износа, их постепенно, на протяжении долгого времени, от архаичных до римских времен, заменяли каменными, с присущими каждому периоду архитектурными особенностями развивающегося дорического стиля. Даже во втором столетии н. э., когда Павсаний посетил храм, одна деревянная (дубовая) колонна все еще была в опистодоме. В колоннах находились неглубокие ниши, в которые помещались живописные портреты победителей Герийских игр. Нижняя часть храма была построена из известняка-ракушечника, а верхняя часть - из сырцового кирпича. Антаблемент был сделан из древесины с терракотовой облицовкой и терракотовой черепицей. Центральный кольцевой акротерий диаметром 2,3 м., также сделанный из терракоты, украшала впечатляющая живописная роспись.

Храм был разделен на три части: пронаос, целлу и опситодом. И пронаос, и опистодом представляли собой портики с двумя колоннами в антах. Чтобы попасть в целлу, разделенную в длину двумя рядами дорических колонн, нужно было пройти через пронаос и двойные двери, шириной 2,90 м. Каждая вторая колонна была встроена в поперечную стену. Четыре таких внутренних перегородки делили пространство на пять ниш. На пьедестале в дальнем конце целы были установлены священные статуи Зевса и Геры, упомянутые Павсанием (V, 17, 1). Зевс был изображен стоящим перед Герой, которая сидела на троне. Часть этой скульптурной композиции - голова Геры, сделанная из камня, была найдена рядом с Герайоном и сейчас экспонируется в Археологическом музее Олимпии. Каждые четыре года шестнадцать благородных женщин Элиды, организующие Герийские игры, накрывали скульптуру богини в целле новым тканым пеплосом. Известно, что в храме хранился диск Ифита, на котором были написаны правила перемирия на время Олимпийских игр. Кроме этого, в опистодоме хранился украшенный мифологическими сценами ларец первого rоринфского тирана Кипсела, сделанный из древесины, золота и слоновой кости, а также стол Колота, на котором были изображены оливковые короны победителей Олимпийских игр.

В наши дни от здания храма сохранились только фундамент святилища с массивным ортостатом и нижняя часть колонн. Фрагменты терракотового антаблемента и центрального акротериона демонстрируются в музее.

Храм Геры (Герайон) в святилище Зевса в Олимпии — важнейший памятник ранней дорики. Это — один из древнейших дорических периптеров, от которого до нас дошли не только фундаменты, но также остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений. Вместе с тем, в нем четко выражены наиболее характерные особенности ранних дорических построек; но он отстраивался три раза, и мы имеем перед собой лишь остатки третьего храма.

Древнейший храм, датируемый концом VIII века до н. э., представлял собой прямоугольную целлу с внутренним рядом опор и пронаосом; он еще не имел наружной колоннады и был по плану несколько уже последующих.

При постройке второго храма площадь сооружения была увеличена, фундаменты выложены из правильно отесанных квадров. Он имел пронаос, наос и описфодом (самый ранний из дошедших до нашего времени), окруженные колоннадой (6 x 16 колонн). Сооружение его относится к самому концу VII века или к началу VI века до н. э. (Исследователи расходятся в установлении времени постройки этого храма. Последние работы, посвященные этому вопросу, относят Герайон к началу VI века до н. э.).

Вскоре была произведена новая перестройка храма. В третьем Герайоне был полностью сохранен план второго храма, использованы его фундаменты и материалы. Таким образом, второй и третий храмы очень похожи (рис. 26; табл. 4 и 5).

Третий Герайон стоял на двухступенчатом основании размером 18,75 x 50 м по стилобату. Узкий, вытянутый с востока на запад наос с пронаосом и олисфодомом были обрамлены колоннадами. Стены храма были выложены на цоколе высотой в 1 м, сложенном из известняка-ракушечника. Наружная сторона цоколя состояла из поставленных на ребро высоких плит — орфостатов, внутренняя — из четырех горизонтальных рядов квадров. Постели этих квадров были заглублены, и они соприкасались друг с другом только гладко притесанными краями (рис. 14). Лежавшая на цоколе верхняя часть стены была выложена из кирпича-сырца. Чтобы служить надежной опорой перекрытия, она должна была иметь значительную толщину, чем объясняется также большая толщина цокольной части. Остатки этой сырцовой кладки при раскопках были обнаружены в виде толстого слоя глины, покрывавшей пол наоса и портиков (она-то и сохранила знаменитую статую Гермеса работы Праксителя, некогда стоявшую на одном из пьедесталов в храме). В цокольной части стен можно видеть особые пазы, служившие для установки деревянных связей —своего рода фахверка, скреплявшего сырцовую кладку верхней части. Снаружи стены были оштукатурены. От перекрытия не сохранилось ничего. Вероятно, оно было деревянным.

Очень интересно внутреннее устройство наоса. Его боковые стены имели по четыре выступа в виде коротких стенок, быть может доходивших до верха наоса. Эти поперечные стенки располагались в плане соответственно колоннам птерона, но в два раза реже; возможно, что они оканчивались колоннами, стоявшими также и между выступами. Во всяком случае в наосе имелось два ряда колонн. Когда поперечные стенки были разобраны, что было, по- видимому, сделано несколько позднее, то исчезли и ниши вдоль боковых стен. Наос оказался теперь разделенным на три корабля.

Первоначальное устройство наоса было связано с дерево-сырцовой конструкцией всего сооружения и напоминает древний храм Артемиды в Спарте с аналогично расположенными столбами, имевшими такое же конструктивное назначение. В классическую эпоху подобные стенки мы увидим в целле храма Аполлона в Бассах, где они, вероятно, проявились исключительно из художественных соображений. Герайон стоит на промежуточном этапе. Здесь эти выступы-стенки, помогая поддерживать потолок и кровлю, обогащали решение продольных стен целлы.

Расстановка колонн в Герайоне поражает регулярностью, не свойственной дорике позднейшего времени: внутренние и наружные колонны храма расположены на общих осях (рис. 26).

Вероятно, это объясняется необходимостью связать в дерево-сырцовой конструкции наружный портик и деревянный каркас целлы. В VI веке при перестройке выступы в целле Герайона были заменены двумя рядами по 8 колонн, поставленных на небольшом расстоянии (около 2 м) от стен и выделивших ее среднее пространство.

Наружные колонны Герайона, часть которых сохранилась до нашего времени, очень сильно различаются между собой пропорциями и формой капителей. То обстоятельство, что Павсаний во II веке н. э. видел еще в описфодоме одну дубовую колонну, дало повод предположить, что первоначально все колонны третьего храма тоже были деревянными и лишь постепенно заменялись каменными, каждый раз в стиле соответствующего времени.

Во всяком случае стилевые отличия и размеры колонн настолько разнообразны, что их разновременность не вызывает сомнений.

По мере своего разрушения колонны заменялись новыми, отразив в своих формах развитие архитектуры, начиная с VII века до н. э. и кончая эпохой римского владычества.

Сохранившиеся колонны составлены из двух или нескольких барабанов; материалом для них (и других каменных частей храма) послужил ракушечник, покрытый штукатуркой. Их диаметр колеблется от 1,01 до 1,29 м. Число каннелюр и глубина их тоже различны.

Наиболее древняя из сохранившихся колонн, вторая с западного угла (рис. 26), имеет 6 каннелюр и гладкую шейку под эхином ранне-архаической формы. Энтазис ее очень значителен. Это единственная колонна, которую можно отнести к VII веку до н. э.

Начиная с этого времени все характерные изменения дорического ордера нашли свое отражение в колоннах Герайона. Особенно показательны в этом отношении капители (рис. 26). Их вынос уменьшается, профиль эхина приобретает большую упругость. В Герайоне нет соответствия между осями колонн и расположением плит стилобата. Эта черта встречается и в позднейшей дорике.

Пролеты в осях на торцовых сторонах храма колеблются от 3,51 м до 3,65 м, на длинных сторонах они уже: от 3,20 м до 3,30 м. Аналогичное соотношение было принято в дорических храмах Сицилии.

Угловые интерколумнии были сужены на 20—30 см по сравнению с соседними, из чего можно заключить, что храм имел триглифный фриз, поскольку такое сужение естественно возникало в связи с решением проблемы углового триглифа (стр. 36).

Торцы стен пронаоса для защиты их сырцовой кладки от разрушения были обиты досками, укрепленными в особых пазах, вырезанных в цокольной части стен и в плитах пола. В дальнейшем эта обшивка, аналогичная обшивке ант в архитектуре эгейского мира, дала постоянную форму дорическому анту, всегда имевшему раскреповку и очень узкий торец сбоку.

Гейсон храма имел еще слабо развитую форму (с косой подрезкой, без мутул); нависавшая часть была окрашена снизу в черный цвет.

Уже самый ранний из строившихся на этом месте храмов имел двухскатную кровлю, крытую черепицей. Об этом свидетельствуют найденные фрагменты терракотовых частей, являющиеся одними из самых ранних примеров архитектурной терракоты.

Кровлю позднего Герайона также покрывала черепица. Плоские черепицы кровли (солены) слегка вогнуты; перекрывавшие швы калиптеры имели полуциркульное сечение. Полукруглые антефиксы украшал расписной пестрый узор по черному фону. Посредине они имели выпуклую розетку. Фронтон был увенчан большим круглым акротерием с зубчатыми краями (рис 26). Диаметр его достигал 2,31 м, свидетельствуя о высоком керамическом мастерстве того времени. Акротерий особыми связями (подпорками) был скреплен с огромной коньковой черепицей. Роспись акротерия состояла из очень красивого чередования кругов геометрического узора — то светлого по темному фону, то темного по светлому. Под двухскатной кровлей в Герайоне имелось, по-видимому, еще горизонтальное потолочное перекрытие (О существовании потолка известно из текста Павсания (V, 20, 4)).

Выполненный в характерной для VII века до н. э. дерево-сырцовой технике, Герайон тем не менее по своему плану является вполне сформировавшимся периптером, которому, надо думать, предшествовало значительное количество не дошедших до нас более ранних храмов.

Архитектура V века до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами, который сложился в зодчестве архаики. Ведущее место занимают храмы дорическою ордера, их пропорции обретают большую цельность и гармоничность по сравнению с приземистыми и тяжеловесными храмами VI века до н. э., а конструктивные решения отличаются точным расчетом и логической ясностью.

Наиболее полно эти черты проявились в храме богини Геры (раньше его считали храмом бота морей Посейдона), построенном во второй четверти V века до н. э. в городе Пестум, греческой колонии на юге Италии. Здание, размеры которого составляют 60 х 24 м, сложено из твердого известняка золотистого цвета. Колоннада, поддерживающая перекрытие, возвышается на типичном для дорического храма трехступенчатом основании. Строго продумано и определено число колонн, окружающих храм: шесть - на фасаде и тринадцать - на продольных сторонах. Такое соотношение - характерная черта классической архитектуры. Чтобы определить количество колонн на продольной стороне храма, следует удвоить их число на фасаде и добавить еще одну. Внутри храма хорошо сохранилась часть двухъярусной колоннады, делившей пространство на три нефа.

Простые выразительные формы храма Геры делают его одним из лучших памятников греческой классики и сообщают архитектурному облику здания торжественную монументальность. В нем нашла образное воплощение мысль о величии и славе богатого города. Героический характер искусства классики особенно ярко сказывается в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи, а плиты метон украшали рельефами. Сюжеты для этих изображений скульпторы черпали из мифологии, которая, по словам К. Маркса, «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву».

Обращаясь к греческим мифам, художники эпохи классики умели переосмысливать старинные предания и находить в них темы, близкие современности. Мастера V века до н. э. успешно решили одну из величайших проблем искусства, которая во все эпохи стоит перед архитекторами и скульпторами, - задачу органической взаимосвязи, синтеза архитектуры и скульптуры. Фронтоны храмов представляли удобное место для больших многофигурных композиций. Статуи естественно заполняли поле фронтона и вместе с тем гармонично согласовывались с его очертаниями. Архитектура и скульптура выступали как равноценные искусства, дополняя и обогащая друг друга. В этом проявляется глубокое отличие искусства Греции от древневосточного искусства, где законы монументального зодчества определяли развитие скульптуры, полностью подчиняя ее требованиям архитектуры.

Описание взято с сайта:
http://www.antica.lt/page-id-234.html



Новое на сайте

>

Самое популярное