Домой Лечение зубов Какими средствами связаны части сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненное предложение

Какими средствами связаны части сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненное предложение

Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной:

1) союзы : а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные; в) по связи с теми или иными синтаксическими значениями: семантические (хотя, если) / асемантические, т.е. синтаксические (что , как и др.); г) по участию в дифференциации синтаксического значения: союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа;

2) союзные слова , представляющие собой относительные местоимения или местоименные наречия и коррелирующие с определенными опорными словами;

3) интонация завершенности или незавершенности;

4) корреляты – указательные местоимения, употребленные в главной части и говорящие о ее незавершенности;

5) опорные слова – слова в главной части, распространяемые придаточной частью;

6) порядок предикативных частей : фиксированный и нефиксированный;

7) парадигма : свободная и несвободная;

8) типизированные лексические элементы : а) эмоциональная лексика; б) модальная лексика; в) антонимическая лексика;

9) частные средства связи : а) параллелизм строения предикативных частей; б) неполнота одной из частей.

  • - Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении, например: И, сделав это,...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Справочник по правописанию и стилистике

  • - При интонационном подчеркивании придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е, реже у с л о в н ы е и у с т у п и т е л ь н ы е, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - 1) сочинительные и подчинительные союзы; 2) союзные слова, или реляты в сложноподчиненном предложении; 3) корреляты; 4) опорные слова в сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры; 5) интонация...
  • - 1) соединительные союзы; 2) разделительные союзы; 3) противительные союзы; 4) пояснительные союзы; 5) присоединительные...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • Синтаксис: Словарь-справочник

  • - 1) широкое использование двойных союзов: если... то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая соотношение...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Частные синтаксические значения, которые определяются лексическим наполнением предикативных частей: 1) синтаксические специализированные элементы-конкретизаторы синтаксических значений следствия, результата,...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) широкое использование двойных союзов: если.. то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) опорные слова с прогнозирующей функцией в составе первой части: а) глаголы восприятия, глаголы мыслительной и речевой деятельности и соотносительные с ними существительные, прилагательные, слова категории...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной: 1) союзы: а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении" в книгах

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

автора

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только,

в сложноподчиненном предложении

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

в сложноподчиненном предложении запятаямежду главной и придаточной частями предложения § 115перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят перед подчинительным союзом § 116перед усилительно-ограничительными частицами как раз,

XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Сколько

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него ещё ребенок

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные (дополнительные и подлежащные), реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и

§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две

XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Когда мы

§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит кто о чем - молчи… (Пушкин);

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза,

§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой: О чём

§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении 1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчиненного предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует:1) придаточная изъяснительная: Как он

§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей главной части сложноподчиненного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается

§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в качестве единого знака ставятся в сложноподчиненном предложении:1) перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного предложения на две

  • Семантические и синтаксические союзы. Указательные слова (корреляты) - соотносительные местоимения и наречия; их

  • основные виды и функции

    подчинительные союзные соотносительные
    союзы слова слова
    Основным синтаксическим средством связи в СПП являются специальные связующие элементы. Формальные показатели взаимозависимости главной и придаточной частей - это подчинительные союзы, союзные (относительные) слова, соотносительные (указательные) слова.
    Подчинительные союзы.
    Напомним, что по структуре подчинительные союзы бывают простые (чтобы, хотя, если, словно и др.) и составные (потому что, несмотря на то что, так как и др.). Кроме простых и составных союзов необходимо различать двойные, которые включают в свой состав слова-скрепы (если...то, когда...то, как... то), и парные (чем...тем). Последние два вида союзов отличаются друг от друга тем, что если обе части парных союзов структурно необходимы, то в двойных союзах слова-скрепы можно опустить.
    Н-р, Если вы придете, то мы подружимся.
    Чем скорее ночь, тем меньше неприятностей.
    Союзы с четко выраженной семантикой закрепляются за определенным видом придаточных и называются семантическими, однозначные, монофункциональные: хотя, несмотря на то, что -уступительные, так как, потому что - причины и т.д.
    Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называют функциональными, асемантическими, синтаксическими, полифункциональ- ными, многозначными. Это союзы что, чтобы, как и др. Н-р, союз как может служить для присоединения к главной части придаточных с разными значениями: изъяснительные (дополнительные) придаточные, придаточные сравнения, временные, условия. Некоторые составные союзы (так как, потому что) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть СПП и приобретает функцию соотносительного слова.
    С-р.: Было бы с ним хорошо не спорить, потому что он в спорах волнуется до бешенства.
    Было бы с ним хорошо не спорить потому, что он в спорах волнуется до бешенства.
    Особенность составных союзов заключается в том, что в силу конструктивной необязательности соотносительных слов в главной части, их первая часть свободно может кочевать из главной части в придаточную.
    Ср.: Ей захотелось петь для того, чтобы все знали о ее счастье.
    Ей захотелось петь, для того чтобы все знали о ее счастье.
    Такое варьирование возможно при составных союзах: потому что, для того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, после того как и др.
    Итак, подчинительные союзы по своей структуре делятся на простые, составные, двойные и парные подчинительные союзы. По особенностям функционирования они делятся на семантические и синтаксические. СПП с союзами в придаточной части рассматриваются как союзный тип СПП.
    Союзные слова.
    Функцию союзных слов в СПП выполняют местоимения в широком понимании этой части речи (чей, который, где и под.) или при узком понимании местоимения как части речи местоимения (чей, который, какой) и наречия, местоименные наречия (где, куда зачем, откуда).
    Союзные слова (относительные) располагаются в придаточной части СПП. В отличие от подчинительных союзов союзные слова являются знаменательными словами и поэтому выполняют функцию членов предложения.
    СПП с союзными словами в придаточной части составляют относительный тип СПП.
    Отличие подчинительных союзов от союзных слов.
    Известно, что разграничение подчинительных союзов и союзных слов представляет большую сложность и для обучаемых, и для обучающих вопросам синтаксиса СПП.
    Распространены следующие типичные ошибки:

    1. Неразграничение омонимичных подчинительных союзов и союзных слов, таких как что, как, когда, чем, что(бы).
    2. Отождествление союзных слов типа который, какой, чей, где, куда,откуда, почему, зачем, отчего и др. с подчинительными союзами.
    3. Затруднения в распознавании составных союзов типа потому что, оттого что, вследствие того что, несмотря на то что, благодаря тому что и др.
    4. Неправильное определение синтаксической функции союзного слова.
    5. Затруднения в постановке смыслового вопроса от главной части к придаточной. Н-р, союзное слово который нередко разбирают как определение, между тем как это слово часто субстантивируется и может быть любым членом придаточной части.
    со юз.сл.(субст.м-пр)
    Ср.: Понадобится проводник, который бы хорошо знал лесные тропы.
    союз. сл. (субст.м-пр.)
    В разгар пира зашел Травкин, которого никто не звал.
    со юз.сл.(субст.м-
    пр)
    Травкин прислушался, затем пошел по ходу сообщения, ЦЗ_кртррого вышли два немца.
    союз.сл.(субст.м-пр.)
    Надя провела ребят светлым коридором, окна которого выходили на
    X. X X X." wihh нниннннн.
    огород.
    СО ЮЗ.СЛ J(м-пр)
    Каков поп, таков и приход.
    От подбора вопроса, который задается от главной части к придаточной, зависит точность в определении вида придаточной части.
    союз
    Ср.: Сообщение, что мы получили эти книги, обрадовало нас (о чем? Придаточное изъяснительное или дополнительное, в зависимости от выбранной классификации)
    СОЮ 3. сл. (м-сущ)
    Сообщение, что мы получили, обрадовало нас (какое? Придаточное определительное)
    При разграничении подчинительных союзов и союзных слов необходимо помнить: в русском языке есть слова, которые всегда выполняют в СПП только роль союзов или союзных слов, и только пять слов (мы их уже называли «коварными» словами) в силу омонимичности могут выступать - в зависимости от содержания предложения - то как подчинительные союзы, то как союзные слова.
    Таблица 23.
    Как видим, «коварных» слов не так уж и много, но они часто встречаются в СПП, и именно эти слова вызывают наибольшие затруднения при грамматической характеристике СПП.
    Правила разграничения подчинительных союзов и союзных слов
    1. Если перед омонимичным словом стоит предлог, то это - союзное
    слово.
    Перед союзом предлог стоять не может.
    СС(м-сугц)
    Ср.: Он вежливо поклонился Чичикову; начпго последний ответил тем же.
    СС(м-сущ)
    По-французски она говорила очень плохо, за_ что и страдаю впоследствии.
    1. Можно использовать прием трансформации (замены) сомнительного союза истинным союзом, союзного слова другим союзным словом или функциональным эквивалентом (знаменательным словом).
    союз
    Ср.: Борис еще поморщился немного, что пьяница пред чаркою вина (что = будто).
    СС(м-сущ)
    Не бывает чудес на свете, кроме тех, что создаются разумом и волей человека
    1. Союз можно опустить, и смысл предложения сохраняется.
    союз
    Ср.: Мы обрадовались, когда начался лес. (Мы обрадовались - начался лес).
    С С (м-нар)
    Никто не знает, когда мы увидимся. (Опустить союзное слово нельзя)
    1. Придаточную часть, которая начинается союзным словом, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение. Придаточную часть, которая начинается союзом, так трансформировать нельзя.
    СС(м-сущ)
    Ср.: Трудно было определить, что чувствовал этот чеювек. (Что чувствовал этот чеювек?)
    союз
    Трудно было поверить, что все это правда. (Придаточную часть нельзя преобразовать в вопросительное простое предложение).
    1. К союзным словам можно присоединить усилительные частицы же или именно, к союзу - нельзя.
    С С (м-нар)
    Ср,.: Он никак не мог узнать, когда (Уже) придет поезд.
    союз
    Он обрадовался, когда начался лес.
    1. На союзное слово падает логическое ударение, тогда как союз такого ударения лишен, т.е. является проклитикой.
    СС(м-сущ)
    Ср.: Охотно мы дарим, что нам ненадобно самим.
    союз
    Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
    Надо помнить, что в каждом конкретном случае могут помочь сразу несколько приемов разграничения союзов и союзных слов.
    Таблица 24.
    Разграничение подчинительных союзов и союзных слов
    Соотносительные (указательные) слова.
    Соотносительные слова, вместе с союзами и союзными словами, тоже
    являются грамматическим средством связи частей СПП. Соотносительные слова всегда находятся в главной части СПП и выражаются определительными, указательными и неопределенными местоимениями (при широком понимании этой части речи): тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, потому, оттого, кто-то, где-то, что-то и др. Они прикрепляют придаточную часть к главной, которая конкретизирует их значение.
    Соотносительные слова необходимо отличать от союзных слов:
    1. Соотносительные слова находятся в главной части, а союзные слова - в придаточной;
    2. К соотносительным словам относится придаточная часть;
    3. Соотносительные слова лишают главную часть смысловой завершенности;
    4. Соотносительные слова предопределяют вид придаточной части.
    5. Соотносительные слова делают связь между главной и придаточной частями более тесной.
    Общее между соотносительными и союзными словами:
    1. Выражаются знаменательными частями речи;
    2. Являются членами предложения;
    3. Часто подвергаются субстантивации.
    указ. сл(субст. м-пр.)
    Ср.: Каждому, кто испытал счастье общения с умным чеювеком, хочется стать лучше, знать больше.
    указслЩпр)
    Я тот, чей взор надежду губит.
    Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову с помощью союзного слова (см. примеры выше) или союза.
    Н-р, Дома выглядели так, будто много лет их не касалась рука человека.
    Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложений, либо не обязательны и тогда используются в качестве выделительных слов.
    Ср.: Пред нами предстал такой вид жилища, что мы неловко остановились.
    Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку.
    В первом предложении соотносительное слово такой конструктивно необходимо: без него невозможна следующая придаточная часть. Во втором соотносительное слово то легко опускается без ущерба для общего смысла предложения. Учет этого помогает верно определить вид придаточной части: первое СПП с придаточной определительной, второе СПП с придаточной изъяснительной (дополнительной) частью.
    Соотносительное слово надо отличать от слов-скреп, которые входят в состав двойных союзов и могут опускаться, как в некоторых случаях соотносительные слова. Это двойные союзы причины, времени, условия - ко- гда.то, если. то, как. то. Слова-скрепы тоже находятся в главной части СПП при препозиции придаточной части. Они подчеркивают результативный характер второй части предложения. Соотносительные же (указательные) слова находятся в главной части, которая всегда препозитивна по отношению к последующей придаточной.
    Ср.: Если вы согласны, то я сейчас же приступаю к работе (двойной союз если..то).
    Я там, где меня ждут (соотносительное слово там).
    Соотносительные слова необходимо отличать от части парных союзов, где обе части структурно необходимы.
    СС(м-суш) указ.сл(субст.м-пр)
    Ср.: (Чем болеешь),[ тем лечись].
    (Чем ближе ночь), [тем меньше неприятностей] (парный союз ч ем... тем).
    В.В.Бабайцева указывает случаи, при которых соотносительные слова в главной части необходимы:
    1. При отрицании, усилении, выделении или ограничении с помощью специальных частиц не, только, лишь, даже, же и др. того, о чем говорится в придаточной части.
    2. При наличии вводных слов в главной части, которые выражают отношение к тому, о чем говорится в придаточной части.
    вв.слово ук.сл(м-нар) союз
    См.: [Подобные факты происходят, конечно, потому], (что многие люди любят себя больше, чем дело).
    1. Соотносительные слова употребляются в главной части, если придаточное соотносится как однородное с другими членами главной части.
    См.: [Обеспокоенный анонимным письмом и тем, (что мы стали врагами), я полностью ушел в работу].
    Соотносительные слова невозможны в СПП с придаточной присоединительной частью, так как выполняют функцию добавочного сообщения.
    См.: Отца долго не было, что нас обеспокоило.
    Пошел дождь, так что наша поездка не состоялась.
    Т. о., СПП с соотносительными словами в главной части образуют три структурных разновидности СПП:
    1. Местоименно-соотносительный тип (указательное слово в главной части + союзное слово в придаточной);
    2. Местоименно-союзный тип (указательное слово в главной части + союз в придаточной).
    Структурные типы СПП можно представить следующим образом:

    союзный тип относительный тип местоименно
    местоименносоотносительный союзный
    тип тип
    Кроме подчинительных союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями СПП являются и другие, сопутствующие грамматические средства связи, а именно порядок следования главной и придаточной частей, грамматическое соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части, интонация и др.
    1. Типы позиций придаточных частей в СПП. Фиксированный и нефиксированный порядок следования частей СПП. Гибкость- негибкость структуры. Предложения контаминированной структуры
    (самостоятельно).
    Таблица 25
    Известны следующие классификации СПП
    История синтаксиса выработала три принципа классификации СПП, которые и легли в основу трех наиболее популярных классификаций этих синтаксических структур. Это логико-синтаксическая, формальнограмматическая, структурно-семантическая классификации СПП.
    Логико-синтаксическая классификация сложноподчиненных предложений.
    Известно, что в истории русской грамматики первая наиболее полная классификация придаточных по соотношению с членами простого предложения (на основе изоморфизма придаточных частей с членами простого предложения) была разработана Ф.И.Буслаевым. Эта классификация, именуемая традиционной (аналогической, функциональной, логикограмматическая), возникла в середине XIX века.
    Ф.И. Буслаев считал, что «каждый из членов главного предложения, кроме сказуемого, может быть выражен предложением придаточным» (Ф.И.Буслаев). Это исходное положение позволило ученому выделить следующие виды придаточных предложений: придаточные подлежащие, дополнительные, определительные, обстоятельственные: места, времени, образа действия, меры и степени, причины, условия, уступки, сравнения.
    Принцип ЛГК СПП - изоморфизм придаточной части члену простого предложения по функции.
    Ср.: Кто вспыльчив, тот не зол (= вспыльчивый не зол, т.е. придаточное подлежащее);
    Говори, что полезно (= говори полезное, т.е. придаточное дополнение);
    Интересно беседовать с человеком, который много испытал (=с человеком опытным, т.е. придаточное определение);
    Петербург стоит там, где Нева впадает в Финский залив (= при впадении Невы в Финский залив, т.е. придаточное обстоятельственное места) и т.д.
    Обычным приемом определения типа придаточных служит постановка к нему вопроса, аналогичного тому, который мы задаем к членам простого предложения.
    Классификация Ф.И.Буслаева основывалась на идеях предшественников: А. Х. Востокова («Русская грамматика») и Н. И. Греча («Практическая русская грамматика»).
    1. И. Греч выделял три типа придаточных предложений в зависимости от того, какую часть речи они замещают в главной:
    Ср.: Сообщили, что дом сгорел (=о сгорании, т.е. придаточное существительное);
    Я тот, у которого есть счастье (= счастливый, т.е. придаточное прилагательное);
    Узнали, когда возвратились (= по возвращению, т.е. придаточное обстоятельственное).
    Эта первая попытка классификации придаточных была очевидно несовершенной, так как в ней явно смешиваются морфологические и синтаксические понятия.
    Дальнейшее свое развитие учение о видах придаточных получило в трудах Ф. И.Буслаева. Его классификация просуществовала долго и стала вполне традиционной - в дальнейшем она подвергалась только уточнениям и дополнениям. Известное уточнение сделал С.И.Абакумов, который трактовал придаточные предложения как «развернутый член предложения». Впрочем, он разъяснял: «От обычных членов простого предложения они отличаются тем, что они предикативны». Ученый подчеркивал, что полного тождества такие конструкции не имеют. Именно Абакумов дополнил и усовершенствовал классификацию Ф. И. Буслаева, предложив, в частности рассматривать среди придаточных также придаточные сказуемые.
    О близости по функции придаточных предложений и членов простого предложения свидетельствует ряд данных:
    1. Синонимичность придаточных с обособленными членами простого предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами.
    Ср.: Я взглянул в лицо девушки, которая продавала яблоки. Я взглянул в лицо девушки, продававшей яблоки.
    1. Прослеживается объединение членов предложения и придаточных сочинительными союзами и, или, да, но, указывающими на однородность входящих компонентов.
    Ср.: Я думал уж о форме плана и как героя назову (здесь имеет место однофункциональность дополнения и придаточного предложения).
    1. Наблюдаются случаи перехода придаточных предложений в члены простого предложения в случаях фразеологизации придаточных частей.
    Н-р, Все разбрелись куда попало.
    Все вышесказанное явления подтверждают, что придаточные выполняют функции, близкие к функциям отдельных членов простых предложений.
    Достоинства логико-грамматической классификации СПП заключаются в следующем:
    1. Основное достоинство этой классификации в признании объективно существующего сходства в принципах построения и семантике простых предложений и СПП.
    2. Логико-грамматическая классификация СПП - первая полная классификация придаточных на основе изоморфизма их членам простого предложения.
    3. Сейчас продолжают учитывать функции придаточных по отношению к членам главного предложения.
    4. Эта классификация удобна в практическом отношении - тип придаточных определяется по вопросу, аналогичному тем вопросам, которые задаются к членам предложения.
    5. Имеет доказуемые аргументы: синонимичность придаточных частей и членов простого предложения, однотипность функций придаточных и членов простого предложения.
    Однако у этой классификации, как и у многих других, имеется ряд недостатков, а именно:
    1. Соответствие между членами предложения и придаточными носит приблизительный характер, не учитывается предикативность придаточных предложений, т.е. имеет место абсолютизация характера соотношения членов предложения и придаточных частей.
    2. Не учитываются разнообразные и сложные смысловые отношения между главной и придаточной частями в СПП. Придаточные могут относиться ко всей главной части, а не только к ее отдельному члену (таковы, н-р, придаточные следствия, присоединительные, сравнительные). Эти придаточные характеризуются более слабой связью с главной частью, а значит, они более самостоятельны. Иными словами, изоморфизмом с членами простого предложения обладают не все придаточные.
    3. Разграничение придаточных дополнительных и придаточных подлежащих, придаточных определительных и придаточных сказуемых в большинстве случаев достаточно искусственно. Так, идентичные по структуре и смысловом отношениям придаточные относились к разным видам.
    Ср.: Он вспомнил (что?), как они в детстве дружили (придаточное дополнительное).
    Ему вспомнилось (что?), как они дружили (придаточное подлежащее).
    Лицо было такое, будто он чем-то удивлен (придаточное сказуемое).
    У него было такое лицо, будто он чем-то удивлен (придаточное определительное).
    Т.е. разграничение основывалось на структурных различиях и, следовательно, было сопряжено с элементами формально-грамматического подхода.
    А раз так, то тогда не совсем правомерно данную классификацию считать логической.
    И наоборот, разные предложения по структуре и грамматическому значению рассматривались как предложения одного типа.
    Ср.: Ему вспомнилось, как ездил домой (придаточное подлежащее).
    Было собрано все, что нужно в дороге (придаточное тоже подлежащее)
    1. Не учитывается структура придаточной части и разновидности смысловых отношений в составе СПП.
    2. Во многих случаях прослеживается условность и схематичность определения вида придаточных. Так, при отсутствии соотносительного (указательного) слова в главной части вид придаточной иногда определить однозначно невозможно.
    Ср.: Неизвестно (что? или о чем?), когда он вернется (придаточное можно определить и как подлежащее и как дополнительное, какой ответ верен, не понятно).
    И наоборот, наличие указательного слова в главной требует конкретного ответа без учета структуры и характера смысловых отношений между главной и придаточной частями.
    Ср.: Я тот, кого никто не любит (придаточное сказуемое).
    Тот день, когда мы встретились, я не забуду никогда (придаточное определительное).
    Неслучайно Д.Н.Кудрявский иронизировал по этому поводу: «Таким образом оказывается, что одно и то же предложение может быть чем угодно, смотря по тому, рядом с чем оно стоит. Это значит определить елку как дерево, около которого лежат еловые шишки. Понятно, в таком случае елкою можно назвать и березу, под которой валяются еловые шишки».
    Отмеченные недостатки и послужили причиной отказа в 60-х годах XX
    в. от традиционной классификации в школьном курсе русского языка.
    Несмотря на эти недостатки, Буслаевская логико-грамматическая классификация СПП просуществовала в школе более ста лет (с 1858 г. до 1959 г.). Сегодня в учебном комплексе В. В. Бабайцевой мы видим возвращение к основам этой классификации. В учебнике С. Г. Бархударова логикограмматическая классификация СПП представлена частично. Все СПП делятся на 3 группы: изъяснительные, определительные, 9 видов обстоятельственных.
    Тип придаточной части устанавливается двояким путем:
    1. В соответствии с тем, каким членом предложения в главной части является соотносительное местоименное слово, конкретизируемое последующей придаточной частью, т. е. член главной части, выраженный соотносительным словом, конкретизируется придаточной частью.
    Н-р, Он ценил лишь то, что давалось путем борьбы и напряжения (придаточное дополнение). Имеет цену лишь то, что дается путем борьбы и напряжения (придаточное подлежащее). Ты то, чего я ждал от жизни (придаточное сказуемое). Лишь то решение верно, которое не порождает сомнений (придаточное определительное).
    1. Если в главной части нет соотносительного слова, то вид придаточной определяется в соответствии с тем, какой отсутствующий член главной части восполняется придаточной частью.
    Н-р, Мать удивилась (чему?), что я так быстро вернулся (придаточное дополнительное). Мать удивило (что?), что я так быстро вернулся (придаточное подлежащее). В комнате (какой?), куда он вошел, никого не было (придаточное определительное).
    В дальнейшую разработку логико-грамматической классификации СПП позднее внесли свой вклад С.И.Абакумов, Ф.Л.Шапиро, В.М.Никитин, А.И.Чередниченко, В.Н.Мигирин, В.В.Виноградов и др.
    Н-р, у А.Н.Гвоздева представлено более всестороннее рассмотрение видов придаточных СПП; им учитывалось уже большее количество признаков:
    1. Функция придаточной части по отношению к членом простого предложения;
    2. Структурные особенности главной и придаточной частей;
    ЗГЛ U и и
    . Разновидности смысловых отношений между главной и придаточной частями.
    У А.Н.Гвоздева в классификации представлены такие виды придаточных:
    1. Придаточные подлежащие;
    2. Придаточные сказуемые;
    3. Придаточные дополнительные;
    4. Обстоятельственные времени;
    5. Обстоятельственные места;
    6. Обстоятельственные образа действия;
    7. Обстоятельственные причины;
    8. Обстоятельственные цели;
    9. Обстоятельственные условия;
    10. Обстоятельственные уступки;
    11. Обстоятельственные меры и степени
    12. Следствия;
    13. Присоединительные.
    Группировки классов придаточных А.Н.Гвоздев не дает. В ходе изложения отмечается смысловая и структурная близость отдельных видов придаточных, относимых по традиционной классификации к разным видам. А.Н.Гвоздев дал также структурную характеристику средствам связи частей СПП. Он различает союзы и союзные слова, оговаривает многофункциональность некоторых из них, т.е. возможность употребляться с придаточными разного вида, и рассматривает типы сочетаемости соотносительных местоимений (указательных слов) и союзов или союзных слов в придаточных. Ученый отмечает однородность структур придаточных подлежащих и дополнительных, рассматривает конструкции, допускающие двоякое толкование (впервые речь шла о синкретизме грамматического значения придаточных).Ср.: Слышно было (ЧТО? или О ЧЕМ?), как ветер трепал кусты и деревья.
    Заслуга А.Н.Гвоздева видится в том, что, сохранив в основе традиционный принцип классификации СПП, он представил не схематическую классификацию СПП, а осуществил структурно-семантический подход к классификации СПП, показал взаимоотношение групп СПП в общей системе этого вида сложного предложения.
    Формально-грамматическая классификация сложноподчиненных предложений Принцип формально-грамматической классификации СПП - их различение по средствам связи главной части с придаточной.
    Как яркий представитель формально-грамматической школы в России А. М. Пешковский при классификации СПП сосредоточил внимание на средствах связи придаточных частей с главной: подчинительных союзах и союзных словах. А.М.Пешковский делит на два крупных класса:
    1. СПП с союзным подчинением придаточных;
    2. СПП с относительным подчинением придаточных,
    Далее, разбив подчинительные союзы на девять разрядов в соответствии с теми значениями, которые эти союзы выражают, А. М. Пешковский дал им полную функционально-семантическую характеристику:
    1. Причинные (так как, как, потому что, затем что и др.);
    2. Цели (чтобы, затем чтобы, дабы и др.);
    3. Следствия (так что);
    4. Изъяснительные (что, чтобы, будто и др.);
    5. Пояснительные (то есть, именно, как-то);
    6. Условные (если, кабы, ежели, коли);
    7. Уступительные (хотя, несмотря на то что, пусть);
    8. Сравнительные (как, будто, точно(;
    9. Временные (когда, как только, меж тем как).
    Ученый отметил многофункциональность многих союзов.
    Что касается СПП с относительным подчинением (с союзными словами), то А. М. Пешковский подразделил их на:
    1. Собственно-относительные СПП (связь придаточной части с каким- либо членом в главной). Н-р, Каков поп, таков и приход.
    2. Вопросительно-относительные СПП (связь придаточной со всей главной частью).Н-р, Мы встретимся, куда б судьба нас не сослала.
    Достоинство такой формально-грамматической классификации СПП - впервые было представлены тонкие наблюдения над значением союзов. Однако построенное ученым членение СПП не является классификацией видов придаточных; скорее, это классификация союзов. Кроме того, А. М. Пешков- ским не принимал во внимание характер синтаксических отношений между частями в СПП.
    союз
    Ср.: Я знаю, что хотел сказать правду. союз.сл.
    Я знаю, что он хотел сказать. Тг
    Как видим, смысловые отношения
    в обоих предложениях одинаковые - изъяснительные, между тем по А. М. Пешковскому эти СПП попадают в разные группы: 1) СПП с союзным подчинением, а именно с изъяснительным союзом; 2) СПП с относительным подчинением, а именно с собственно-относительным, так как придаточная часть относится к глаголу в главной части.
    Дальнейшие попытки систематизировать СПП на формальнограмматической основе прослеживаются в работах Л.А.Булаховского и А.Б.Шапиро.
    А.Б.Шапиро, указывая на ошибку А. М. Пешковского, писал: «Исследование производится так, как будто главное и придаточное - это отдельные, самостоятельные предложения. Главное и придаточное непрерывно взаимодействуют». Однако сам А. Б. Шапиро, формально разделив все СПП на две группы в зависимости от наличия/отсутствия в главном предложении указательных слов, в конкретном анализе ограничивает свою задачу традиционной классификацией придаточных предложений в составе СПП по средствам связи.

    Цель:

    • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
    • определять средства связи придаточного с главным;
    • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    Задачи:

    1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
    2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
    3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
    4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
    5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
    6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
    7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

    Оборудование:

    • презентация, карточки с текстом для анализа;
    • карточки с лингвистическим текстом;
    • оценочная карта для каждого ученика.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

    II. Мотивационный этап.

    1) Письменный опрос.

    На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

    1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
    2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
      И трещит, и пытает костер.
    3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
    4. Деревья быстро пожелтели.
    5. Покраснела рябина, посинела вода.

    1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

    1. СПП, интонация, союз.
    2. ССП, интонация, союз.
    3. ССП, интонация, союз.
    4. БСП, интонация.

    2) Фронтальный опрос.

    В каком разделе языкознания изучается предложение?

    На какие группы делятся все предложения?

    В чем отличие простого предложения от сложного?

    Какие виды предложений вы знаете?

    В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

    Какие средства связи между частями предложения?

    Какой вид предложений мы уже изучили?

    3) Целеполагание.

    Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

    Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

    III. Операционно-познавательный этап.

    1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

    Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

    Что обозначает главное предложение?

    Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

    К чему может относиться придаточное предложение? опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

    Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

    Чем интересны следующие предложения?

    (Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

    2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

    Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

    Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

    Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

    Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

    Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
    (Энциклопедия для детей. Русская литература.)

    Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

    Работать будем в группах.

    Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

    Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

    1. […глагол], (что…).
    2. (Когда…), […].
    3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

    В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

    Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

    Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

    Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

    IV. Рефлексивно-оценочный этап.

    Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

    Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
    _________, если находится после или перед главным;
    _________, если находится внутри главного.
    Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

    Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

    1. Без ошибок – «5».
    2. 1, 2 ошибки – «4».
    3. 3, 4 ошибки – «3».

    V. Домашнее задание.

    Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

    Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

    Литература:

    1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
    2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
    3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

    1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

    Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

    2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

    Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

    3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

    Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

    4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

    Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

    5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

    В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

    6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

    Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
    Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
    Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
    Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
    Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
    Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
    Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
    Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
    Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
    Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
    Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
    Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
    Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
    Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.

    1. Сложноподчиненное предложение (СПП) - это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть находится в зависимости от иной. Независящая часть именуется главной частью, а зависимая - придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

    2. Придаточные предложения отделяются от головного запятыми. В том случае придаточное предложение стоит посреди головного, то придаточное предложение отделяется от головного с 2-ух сторон.

    3. Придаточное предложение может занимать различное место по отношению к главной части.

  • перед основным предложением :
  • Пока супруга готовила завтрак, Данилов вышел в огород .

    (Пока ),

  • Придаточные могут стоять после головного предложения :
  • Он остался тут с тем , чтоб быть у вас в студии послезавтра.

    , (чтоб )

  • Придаточные предложения могут стоять посреди головного предложения :
  • В том , что деньги пропали, уже никто не колебался .

    [В том , (что ), ]

    Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) - курсивом.

    4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в основном либо ко всему главному предложению .

    К одному слову в основном предложении относятся последующие типы придаточных:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные вида действия и степени.
  • Ко всему главному предложению обычно относятся последующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, предпосылки, следствия, сопоставления, цели, условия, уступки (другими словами обстоятельственные типы придаточных, не считая придаточных вида действия и степени).
  • 5. Класс придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя найти класс придаточной части по типу союза либо союзного слова. Так, к примеру, слова когда , где могут присоединять разные по значению придаточные части, а не только лишь придаточные со значением времени, места:

  • Я спросил (о чем?) , когда прибывает поезд.
  • День (какой?) , когда мы ездили на море, был солнечным.
  • Позвони мне (когда?) , когда приедешь. (Придаточное времени).
  • Я спросил (о чем?) , где есть возможность приобрести учебники. (Придаточное изъяснительное).
  • Город (какой?) , где прошло мое детство, очень поменялся. (Придаточное определительное).
  • Там (где?) , где мы шли, было очень сыровато. (Придаточное места).
  • Необыкновенную группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в каких вопрос к придаточной части не ставится.

    6. Средствами связи придаточного и головного предложений являются подчинительные союзы либо союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), также указательные слова (в главной части предложения).

    В российском языке представлены последующие группы подчинительных союзов :

    1) временные: когда , пока, только, только ;

    2) причинные: потому что , так как , ибо ;

    3) условные: в том случае , если ;

    4) мотивированные: чтоб ;

    5) уступительные: хотя ;

    6) следствия: так что ;

    7) сравнительные: как , как будто , как будто , чем ;

    8) изъяснительные: что , как , ли, чтоб .

    Примечание. В российском языке есть огромное количество производных союзов, составленных из

    Обычных союзов и указательных слов: после того как, невзирая на то что, для того чтоб, благодаря тому что;

    2-ух обычных союзов: словно, как ;

    Обычных союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтоб, в силу того что, с того времени как, в итоге чего и др.

    7. Союзные слова могут быть выражены

  • относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;
  • местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, для чего, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только лишь служат средством связи частей СПП, да и являются членами предложения в придаточной части.
  • Примечание. Некие союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения нужно попробовать поменять союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (в том случае такая альтернатива невозможна - это альянс), также поставить на него фразовое ударение. К примеру:

    Я знаю, что он придет - альянс;

    Я знаю, что (= какую вещь) он принесет - союзное слово, дополнение. См. тщательно Как различать союзы и союзные слова.

    Аспектом разграничения нередко может служить класс придаточного предложения, так как некие из их присоединяются только союзами либо только союзными словами.

    Союзы и союзные слова обычно стоят сначала придаточного предложения и служат показателем границы меж основным и придаточным. Исключение составляет альянс ли , который находится посреди придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.

    8. Указательные слова находятся в основном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Потому почти всегда указательное слово может дать подсказку вам, к какому типу относится придаточное предложение:

    Он возвратился в тот город, где провёл молодость (тот - указательное слово, определение; придаточное определительное);

    Он остался с тем , чтоб доказать свою невиновность (с тем - указательное слово, событие цели; придаточное цели);

    Прочтите так , чтоб никто не видел записки (так - указательное слово, событие вида действия, меры и степени; придаточное вида действия и степени).

    Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в основном предложении могут быть, а могут и не быть.

    9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

  • Указать класс сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  • Именовать главное предложение и придаточное (выделить грамматические базы).
  • Указать вид придаточной части (найти по вопросу от главной части либо от слова в главной части).
  • Указать, каким образом придаточное предложение связано с основным предложением (средства связи, место придаточной по отношению к главной части)
  • Выстроить схему предложения.
  • Эталон разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

    1В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2который привязывает к ногам пудовые гири.

  • Предложение сложноподчинённое; состоит из 2-ух частей.
  • Предложение 1 - главное, грамматическая база бегун участвует ; предложение 2 - придаточное, грамматическая база который привязывает .
  • Придаточная часть - определительная (бегун (какой?) , который привязывает к ногам пудовые гири ); она относится к подлежащему бегун , выраженному существительным.
  • Средство связи - союзное слово который ; придаточная часть стоит после главной.
  • [ сущ. ], (который )
  • Источники:

  • Глава «Общая черта сложноподчинённых предложений» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс российского языка»
  • Статья «Синтаксический разбор. Сложноподчиненное предложение» на веб-сайте gramma.ru (тщательно, как найти класс придаточной части в сложноподчинённом предложении)
  • Дополнительно:

  • Упражнения к теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одной придаточной»
  • Дополнительно на сайт:

  • Где отыскать материал по теме «Двоеточие в сложноподчиненном предложении»?
  • Где отыскать материал по теме «Тире в сложноподчиненном предложении»?
  • Какие есть виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Что такое «неоднородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «однородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «параллельное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Каковой порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными?
  • Где отыскать эталоны анализа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Какая схема сложноподчинённого предложения именуется вертикальной, а какая горизонтальной?
  • Какие есть разряды подчинительных союзов?
  • Как отличить союзы от других частей речи?
  • Каковы условия нерасчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Каковы условия неотклонимого расчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Какое есть норма о постановке запятой в предложении с союзами «благодаря тому что», «в то время как» и т.п.?
  • Как верно: «потому что» либо «потому, что»?


  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное