Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной:
1) союзы : а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные; в) по связи с теми или иными синтаксическими значениями: семантические (хотя, если) / асемантические, т.е. синтаксические (что , как и др.); г) по участию в дифференциации синтаксического значения: союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа;
2) союзные слова , представляющие собой относительные местоимения или местоименные наречия и коррелирующие с определенными опорными словами;
3) интонация завершенности или незавершенности;
4) корреляты – указательные местоимения, употребленные в главной части и говорящие о ее незавершенности;
5) опорные слова – слова в главной части, распространяемые придаточной частью;
6) порядок предикативных частей : фиксированный и нефиксированный;
7) парадигма : свободная и несвободная;
8) типизированные лексические элементы : а) эмоциональная лексика; б) модальная лексика; в) антонимическая лексика;
9) частные средства связи : а) параллелизм строения предикативных частей; б) неполнота одной из частей.
- - Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении, например: И, сделав это,...
Справочник по правописанию и стилистике
- - ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват...
Справочник по правописанию и стилистике
-
Справочник по правописанию и стилистике
- - При интонационном подчеркивании придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е, реже у с л о в н ы е и у с т у п и т е л ь н ы е, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде...
Справочник по правописанию и стилистике
- - 1) сочинительные и подчинительные союзы; 2) союзные слова, или реляты в сложноподчиненном предложении; 3) корреляты; 4) опорные слова в сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры; 5) интонация...
- - 1) соединительные союзы; 2) разделительные союзы; 3) противительные союзы; 4) пояснительные союзы; 5) присоединительные...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая...
Синтаксис: Словарь-справочник
-
Синтаксис: Словарь-справочник
- - 1) широкое использование двойных союзов: если... то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....
Синтаксис: Словарь-справочник
-
Синтаксис: Словарь-справочник
- - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая соотношение...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - Частные синтаксические значения, которые определяются лексическим наполнением предикативных частей: 1) синтаксические специализированные элементы-конкретизаторы синтаксических значений следствия, результата,...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - 1) широкое использование двойных союзов: если.. то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - 1) опорные слова с прогнозирующей функцией в составе первой части: а) глаголы восприятия, глаголы мыслительной и речевой деятельности и соотносительные с ними существительные, прилагательные, слова категории...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной: 1) союзы: а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
"средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении" в книгах
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
автораЗнаки препинания в сложноподчиненном предложении § 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только,
в сложноподчиненном предложении
Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимировичв сложноподчиненном предложении запятаямежду главной и придаточной частями предложения § 115перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят перед подчинительным союзом § 116перед усилительно-ограничительными частицами как раз,
XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичXXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Сколько
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него ещё ребенок
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные (дополнительные и подлежащные), реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и
§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две
XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичXXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Когда мы
§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок
§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит кто о чем - молчи… (Пушкин);
§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза,
§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении
автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой: О чём
§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении 1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчиненного предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует:1) придаточная изъяснительная: Как он
§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей главной части сложноподчиненного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается
§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в качестве единого знака ставятся в сложноподчиненном предложении:1) перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного предложения на две
основные виды и функции
подчинительные союзные соотносительные
союзы слова слова
Основным синтаксическим средством связи в СПП являются специальные связующие элементы. Формальные показатели взаимозависимости главной и придаточной частей - это подчинительные союзы, союзные (относительные) слова, соотносительные (указательные) слова.
Подчинительные союзы.
Напомним, что по структуре подчинительные союзы бывают простые (чтобы, хотя, если, словно и др.) и составные (потому что, несмотря на то что, так как и др.). Кроме простых и составных союзов необходимо различать двойные, которые включают в свой состав слова-скрепы (если...то, когда...то, как... то), и парные (чем...тем). Последние два вида союзов отличаются друг от друга тем, что если обе части парных союзов структурно необходимы, то в двойных союзах слова-скрепы можно опустить.
Н-р, Если вы придете, то мы подружимся.
Чем скорее ночь, тем меньше неприятностей.
Союзы с четко выраженной семантикой закрепляются за определенным видом придаточных и называются семантическими, однозначные, монофункциональные: хотя, несмотря на то, что -уступительные, так как, потому что - причины и т.д.
Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называют функциональными, асемантическими, синтаксическими, полифункциональ- ными, многозначными. Это союзы что, чтобы, как и др. Н-р, союз как может служить для присоединения к главной части придаточных с разными значениями: изъяснительные (дополнительные) придаточные, придаточные сравнения, временные, условия. Некоторые составные союзы (так как, потому что) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть СПП и приобретает функцию соотносительного слова.
С-р.: Было бы с ним хорошо не спорить, потому что он в спорах волнуется до бешенства.
Было бы с ним хорошо не спорить потому, что он в спорах волнуется до бешенства.
Особенность составных союзов заключается в том, что в силу конструктивной необязательности соотносительных слов в главной части, их первая часть свободно может кочевать из главной части в придаточную.
Ср.: Ей захотелось петь для того, чтобы все знали о ее счастье.
Ей захотелось петь, для того чтобы все знали о ее счастье.
Такое варьирование возможно при составных союзах: потому что, для того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, после того как и др.
Итак, подчинительные союзы по своей структуре делятся на простые, составные, двойные и парные подчинительные союзы. По особенностям функционирования они делятся на семантические и синтаксические. СПП с союзами в придаточной части рассматриваются как союзный тип СПП.
Союзные слова.
Функцию союзных слов в СПП выполняют местоимения в широком понимании этой части речи (чей, который, где и под.) или при узком понимании местоимения как части речи местоимения (чей, который, какой) и наречия, местоименные наречия (где, куда зачем, откуда).
Союзные слова (относительные) располагаются в придаточной части СПП. В отличие от подчинительных союзов союзные слова являются знаменательными словами и поэтому выполняют функцию членов предложения.
СПП с союзными словами в придаточной части составляют относительный тип СПП.
Отличие подчинительных союзов от союзных слов.
Известно, что разграничение подчинительных союзов и союзных слов представляет большую сложность и для обучаемых, и для обучающих вопросам синтаксиса СПП.
Распространены следующие типичные ошибки:
- Неразграничение омонимичных подчинительных союзов и союзных слов, таких как что, как, когда, чем, что(бы).
- Отождествление союзных слов типа который, какой, чей, где, куда,откуда, почему, зачем, отчего и др. с подчинительными союзами.
- Затруднения в распознавании составных союзов типа потому что, оттого что, вследствие того что, несмотря на то что, благодаря тому что и др.
- Неправильное определение синтаксической функции союзного слова.
- Затруднения в постановке смыслового вопроса от главной части к придаточной. Н-р, союзное слово который нередко разбирают как определение, между тем как это слово часто субстантивируется и может быть любым членом придаточной части.
Ср.: Понадобится проводник, который бы хорошо знал лесные тропы.
союз. сл. (субст.м-пр.)
В разгар пира зашел Травкин, которого никто не звал.
со юз.сл.(субст.м-
пр)
Травкин прислушался, затем пошел по ходу сообщения, ЦЗ_кртррого вышли два немца.
союз.сл.(субст.м-пр.)
Надя провела ребят светлым коридором, окна которого выходили на
X. X X X." wihh нниннннн.
огород.
СО ЮЗ.СЛ J(м-пр)
Каков поп, таков и приход.
От подбора вопроса, который задается от главной части к придаточной, зависит точность в определении вида придаточной части.
союз
Ср.: Сообщение, что мы получили эти книги, обрадовало нас (о чем? Придаточное изъяснительное или дополнительное, в зависимости от выбранной классификации)
СОЮ 3. сл. (м-сущ)
Сообщение, что мы получили, обрадовало нас (какое? Придаточное определительное)
При разграничении подчинительных союзов и союзных слов необходимо помнить: в русском языке есть слова, которые всегда выполняют в СПП только роль союзов или союзных слов, и только пять слов (мы их уже называли «коварными» словами) в силу омонимичности могут выступать - в зависимости от содержания предложения - то как подчинительные союзы, то как союзные слова.
Таблица 23.
Как видим, «коварных» слов не так уж и много, но они часто встречаются в СПП, и именно эти слова вызывают наибольшие затруднения при грамматической характеристике СПП.
Правила разграничения подчинительных союзов и союзных слов
- Если перед омонимичным словом стоит предлог, то это - союзное
Перед союзом предлог стоять не может.
СС(м-сугц)
Ср.: Он вежливо поклонился Чичикову; начпго последний ответил тем же.
СС(м-сущ)
По-французски она говорила очень плохо, за_ что и страдаю впоследствии.
- Можно использовать прием трансформации (замены) сомнительного союза истинным союзом, союзного слова другим союзным словом или функциональным эквивалентом (знаменательным словом).
Ср.: Борис еще поморщился немного, что пьяница пред чаркою вина (что = будто).
СС(м-сущ)
Не бывает чудес на свете, кроме тех, что создаются разумом и волей человека
- Союз можно опустить, и смысл предложения сохраняется.
Ср.: Мы обрадовались, когда начался лес. (Мы обрадовались - начался лес).
С С (м-нар)
Никто не знает, когда мы увидимся. (Опустить союзное слово нельзя)
- Придаточную часть, которая начинается союзным словом, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение. Придаточную часть, которая начинается союзом, так трансформировать нельзя.
Ср.: Трудно было определить, что чувствовал этот чеювек. (Что чувствовал этот чеювек?)
союз
Трудно было поверить, что все это правда. (Придаточную часть нельзя преобразовать в вопросительное простое предложение).
- К союзным словам можно присоединить усилительные частицы же или именно, к союзу - нельзя.
Ср,.: Он никак не мог узнать, когда (Уже) придет поезд.
союз
Он обрадовался, когда начался лес.
- На союзное слово падает логическое ударение, тогда как союз такого ударения лишен, т.е. является проклитикой.
Ср.: Охотно мы дарим, что нам ненадобно самим.
союз
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
Надо помнить, что в каждом конкретном случае могут помочь сразу несколько приемов разграничения союзов и союзных слов.
Таблица 24.
Разграничение подчинительных союзов и союзных слов
Соотносительные (указательные) слова.
Соотносительные слова, вместе с союзами и союзными словами, тоже
являются грамматическим средством связи частей СПП. Соотносительные слова всегда находятся в главной части СПП и выражаются определительными, указательными и неопределенными местоимениями (при широком понимании этой части речи): тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, потому, оттого, кто-то, где-то, что-то и др. Они прикрепляют придаточную часть к главной, которая конкретизирует их значение.
Соотносительные слова необходимо отличать от союзных слов:
- Соотносительные слова находятся в главной части, а союзные слова - в придаточной;
- К соотносительным словам относится придаточная часть;
- Соотносительные слова лишают главную часть смысловой завершенности;
- Соотносительные слова предопределяют вид придаточной части.
- Соотносительные слова делают связь между главной и придаточной частями более тесной.
- Выражаются знаменательными частями речи;
- Являются членами предложения;
- Часто подвергаются субстантивации.
Ср.: Каждому, кто испытал счастье общения с умным чеювеком, хочется стать лучше, знать больше.
указслЩпр)
Я тот, чей взор надежду губит.
Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову с помощью союзного слова (см. примеры выше) или союза.
Н-р, Дома выглядели так, будто много лет их не касалась рука человека.
Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложений, либо не обязательны и тогда используются в качестве выделительных слов.
Ср.: Пред нами предстал такой вид жилища, что мы неловко остановились.
Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку.
В первом предложении соотносительное слово такой конструктивно необходимо: без него невозможна следующая придаточная часть. Во втором соотносительное слово то легко опускается без ущерба для общего смысла предложения. Учет этого помогает верно определить вид придаточной части: первое СПП с придаточной определительной, второе СПП с придаточной изъяснительной (дополнительной) частью.
Соотносительное слово надо отличать от слов-скреп, которые входят в состав двойных союзов и могут опускаться, как в некоторых случаях соотносительные слова. Это двойные союзы причины, времени, условия - ко- гда.то, если. то, как. то. Слова-скрепы тоже находятся в главной части СПП при препозиции придаточной части. Они подчеркивают результативный характер второй части предложения. Соотносительные же (указательные) слова находятся в главной части, которая всегда препозитивна по отношению к последующей придаточной.
Ср.: Если вы согласны, то я сейчас же приступаю к работе (двойной союз если..то).
Я там, где меня ждут (соотносительное слово там).
Соотносительные слова необходимо отличать от части парных союзов, где обе части структурно необходимы.
СС(м-суш) указ.сл(субст.м-пр)
Ср.: (Чем болеешь),[ тем лечись].
(Чем ближе ночь), [тем меньше неприятностей] (парный союз ч ем... тем).
В.В.Бабайцева указывает случаи, при которых соотносительные слова в главной части необходимы:
- При отрицании, усилении, выделении или ограничении с помощью специальных частиц не, только, лишь, даже, же и др. того, о чем говорится в придаточной части.
- При наличии вводных слов в главной части, которые выражают отношение к тому, о чем говорится в придаточной части.
См.: [Подобные факты происходят, конечно, потому], (что многие люди любят себя больше, чем дело).
- Соотносительные слова употребляются в главной части, если придаточное соотносится как однородное с другими членами главной части.
Соотносительные слова невозможны в СПП с придаточной присоединительной частью, так как выполняют функцию добавочного сообщения.
См.: Отца долго не было, что нас обеспокоило.
Пошел дождь, так что наша поездка не состоялась.
Т. о., СПП с соотносительными словами в главной части образуют три структурных разновидности СПП:
- Местоименно-соотносительный тип (указательное слово в главной части + союзное слово в придаточной);
- Местоименно-союзный тип (указательное слово в главной части + союз в придаточной).
союзный тип относительный тип местоименно
местоименносоотносительный союзный
тип тип
Кроме подчинительных союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями СПП являются и другие, сопутствующие грамматические средства связи, а именно порядок следования главной и придаточной частей, грамматическое соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части, интонация и др.
- Типы позиций придаточных частей в СПП. Фиксированный и нефиксированный порядок следования частей СПП. Гибкость- негибкость структуры. Предложения контаминированной структуры
Таблица 25
Известны следующие классификации СПП
История синтаксиса выработала три принципа классификации СПП, которые и легли в основу трех наиболее популярных классификаций этих синтаксических структур. Это логико-синтаксическая, формальнограмматическая, структурно-семантическая классификации СПП.
Логико-синтаксическая классификация сложноподчиненных предложений.
Известно, что в истории русской грамматики первая наиболее полная классификация придаточных по соотношению с членами простого предложения (на основе изоморфизма придаточных частей с членами простого предложения) была разработана Ф.И.Буслаевым. Эта классификация, именуемая традиционной (аналогической, функциональной, логикограмматическая), возникла в середине XIX века.
Ф.И. Буслаев считал, что «каждый из членов главного предложения, кроме сказуемого, может быть выражен предложением придаточным» (Ф.И.Буслаев). Это исходное положение позволило ученому выделить следующие виды придаточных предложений: придаточные подлежащие, дополнительные, определительные, обстоятельственные: места, времени, образа действия, меры и степени, причины, условия, уступки, сравнения.
Принцип ЛГК СПП - изоморфизм придаточной части члену простого предложения по функции.
Ср.: Кто вспыльчив, тот не зол (= вспыльчивый не зол, т.е. придаточное подлежащее);
Говори, что полезно (= говори полезное, т.е. придаточное дополнение);
Интересно беседовать с человеком, который много испытал (=с человеком опытным, т.е. придаточное определение);
Петербург стоит там, где Нева впадает в Финский залив (= при впадении Невы в Финский залив, т.е. придаточное обстоятельственное места) и т.д.
Обычным приемом определения типа придаточных служит постановка к нему вопроса, аналогичного тому, который мы задаем к членам простого предложения.
Классификация Ф.И.Буслаева основывалась на идеях предшественников: А. Х. Востокова («Русская грамматика») и Н. И. Греча («Практическая русская грамматика»).
- И. Греч выделял три типа придаточных предложений в зависимости от того, какую часть речи они замещают в главной:
Я тот, у которого есть счастье (= счастливый, т.е. придаточное прилагательное);
Узнали, когда возвратились (= по возвращению, т.е. придаточное обстоятельственное).
Эта первая попытка классификации придаточных была очевидно несовершенной, так как в ней явно смешиваются морфологические и синтаксические понятия.
Дальнейшее свое развитие учение о видах придаточных получило в трудах Ф. И.Буслаева. Его классификация просуществовала долго и стала вполне традиционной - в дальнейшем она подвергалась только уточнениям и дополнениям. Известное уточнение сделал С.И.Абакумов, который трактовал придаточные предложения как «развернутый член предложения». Впрочем, он разъяснял: «От обычных членов простого предложения они отличаются тем, что они предикативны». Ученый подчеркивал, что полного тождества такие конструкции не имеют. Именно Абакумов дополнил и усовершенствовал классификацию Ф. И. Буслаева, предложив, в частности рассматривать среди придаточных также придаточные сказуемые.
О близости по функции придаточных предложений и членов простого предложения свидетельствует ряд данных:
- Синонимичность придаточных с обособленными членами простого предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами.
- Прослеживается объединение членов предложения и придаточных сочинительными союзами и, или, да, но, указывающими на однородность входящих компонентов.
- Наблюдаются случаи перехода придаточных предложений в члены простого предложения в случаях фразеологизации придаточных частей.
Все вышесказанное явления подтверждают, что придаточные выполняют функции, близкие к функциям отдельных членов простых предложений.
Достоинства логико-грамматической классификации СПП заключаются в следующем:
- Основное достоинство этой классификации в признании объективно существующего сходства в принципах построения и семантике простых предложений и СПП.
- Логико-грамматическая классификация СПП - первая полная классификация придаточных на основе изоморфизма их членам простого предложения.
- Сейчас продолжают учитывать функции придаточных по отношению к членам главного предложения.
- Эта классификация удобна в практическом отношении - тип придаточных определяется по вопросу, аналогичному тем вопросам, которые задаются к членам предложения.
- Имеет доказуемые аргументы: синонимичность придаточных частей и членов простого предложения, однотипность функций придаточных и членов простого предложения.
- Соответствие между членами предложения и придаточными носит приблизительный характер, не учитывается предикативность придаточных предложений, т.е. имеет место абсолютизация характера соотношения членов предложения и придаточных частей.
- Не учитываются разнообразные и сложные смысловые отношения между главной и придаточной частями в СПП. Придаточные могут относиться ко всей главной части, а не только к ее отдельному члену (таковы, н-р, придаточные следствия, присоединительные, сравнительные). Эти придаточные характеризуются более слабой связью с главной частью, а значит, они более самостоятельны. Иными словами, изоморфизмом с членами простого предложения обладают не все придаточные.
- Разграничение придаточных дополнительных и придаточных подлежащих, придаточных определительных и придаточных сказуемых в большинстве случаев достаточно искусственно. Так, идентичные по структуре и смысловом отношениям придаточные относились к разным видам.
Ему вспомнилось (что?), как они дружили (придаточное подлежащее).
Лицо было такое, будто он чем-то удивлен (придаточное сказуемое).
У него было такое лицо, будто он чем-то удивлен (придаточное определительное).
Т.е. разграничение основывалось на структурных различиях и, следовательно, было сопряжено с элементами формально-грамматического подхода.
А раз так, то тогда не совсем правомерно данную классификацию считать логической.
И наоборот, разные предложения по структуре и грамматическому значению рассматривались как предложения одного типа.
Ср.: Ему вспомнилось, как ездил домой (придаточное подлежащее).
Было собрано все, что нужно в дороге (придаточное тоже подлежащее)
- Не учитывается структура придаточной части и разновидности смысловых отношений в составе СПП.
- Во многих случаях прослеживается условность и схематичность определения вида придаточных. Так, при отсутствии соотносительного (указательного) слова в главной части вид придаточной иногда определить однозначно невозможно.
И наоборот, наличие указательного слова в главной требует конкретного ответа без учета структуры и характера смысловых отношений между главной и придаточной частями.
Ср.: Я тот, кого никто не любит (придаточное сказуемое).
Тот день, когда мы встретились, я не забуду никогда (придаточное определительное).
Неслучайно Д.Н.Кудрявский иронизировал по этому поводу: «Таким образом оказывается, что одно и то же предложение может быть чем угодно, смотря по тому, рядом с чем оно стоит. Это значит определить елку как дерево, около которого лежат еловые шишки. Понятно, в таком случае елкою можно назвать и березу, под которой валяются еловые шишки».
Отмеченные недостатки и послужили причиной отказа в 60-х годах XX
в. от традиционной классификации в школьном курсе русского языка.
Несмотря на эти недостатки, Буслаевская логико-грамматическая классификация СПП просуществовала в школе более ста лет (с 1858 г. до 1959 г.). Сегодня в учебном комплексе В. В. Бабайцевой мы видим возвращение к основам этой классификации. В учебнике С. Г. Бархударова логикограмматическая классификация СПП представлена частично. Все СПП делятся на 3 группы: изъяснительные, определительные, 9 видов обстоятельственных.
Тип придаточной части устанавливается двояким путем:
- В соответствии с тем, каким членом предложения в главной части является соотносительное местоименное слово, конкретизируемое последующей придаточной частью, т. е. член главной части, выраженный соотносительным словом, конкретизируется придаточной частью.
- Если в главной части нет соотносительного слова, то вид придаточной определяется в соответствии с тем, какой отсутствующий член главной части восполняется придаточной частью.
В дальнейшую разработку логико-грамматической классификации СПП позднее внесли свой вклад С.И.Абакумов, Ф.Л.Шапиро, В.М.Никитин, А.И.Чередниченко, В.Н.Мигирин, В.В.Виноградов и др.
Н-р, у А.Н.Гвоздева представлено более всестороннее рассмотрение видов придаточных СПП; им учитывалось уже большее количество признаков:
- Функция придаточной части по отношению к членом простого предложения;
- Структурные особенности главной и придаточной частей;
. Разновидности смысловых отношений между главной и придаточной частями.
У А.Н.Гвоздева в классификации представлены такие виды придаточных:
- Придаточные подлежащие;
- Придаточные сказуемые;
- Придаточные дополнительные;
- Обстоятельственные времени;
- Обстоятельственные места;
- Обстоятельственные образа действия;
- Обстоятельственные причины;
- Обстоятельственные цели;
- Обстоятельственные условия;
- Обстоятельственные уступки;
- Обстоятельственные меры и степени
- Следствия;
- Присоединительные.
Заслуга А.Н.Гвоздева видится в том, что, сохранив в основе традиционный принцип классификации СПП, он представил не схематическую классификацию СПП, а осуществил структурно-семантический подход к классификации СПП, показал взаимоотношение групп СПП в общей системе этого вида сложного предложения.
Формально-грамматическая классификация сложноподчиненных предложений Принцип формально-грамматической классификации СПП - их различение по средствам связи главной части с придаточной.
Как яркий представитель формально-грамматической школы в России А. М. Пешковский при классификации СПП сосредоточил внимание на средствах связи придаточных частей с главной: подчинительных союзах и союзных словах. А.М.Пешковский делит на два крупных класса:
- СПП с союзным подчинением придаточных;
- СПП с относительным подчинением придаточных,
- Причинные (так как, как, потому что, затем что и др.);
- Цели (чтобы, затем чтобы, дабы и др.);
- Следствия (так что);
- Изъяснительные (что, чтобы, будто и др.);
- Пояснительные (то есть, именно, как-то);
- Условные (если, кабы, ежели, коли);
- Уступительные (хотя, несмотря на то что, пусть);
- Сравнительные (как, будто, точно(;
- Временные (когда, как только, меж тем как).
Что касается СПП с относительным подчинением (с союзными словами), то А. М. Пешковский подразделил их на:
- Собственно-относительные СПП (связь придаточной части с каким- либо членом в главной). Н-р, Каков поп, таков и приход.
- Вопросительно-относительные СПП (связь придаточной со всей главной частью).Н-р, Мы встретимся, куда б судьба нас не сослала.
союз
Ср.: Я знаю, что хотел сказать правду. союз.сл.
Я знаю, что он хотел сказать. Тг
Как видим, смысловые отношения
в обоих предложениях одинаковые - изъяснительные, между тем по А. М. Пешковскому эти СПП попадают в разные группы: 1) СПП с союзным подчинением, а именно с изъяснительным союзом; 2) СПП с относительным подчинением, а именно с собственно-относительным, так как придаточная часть относится к глаголу в главной части.
Дальнейшие попытки систематизировать СПП на формальнограмматической основе прослеживаются в работах Л.А.Булаховского и А.Б.Шапиро.
А.Б.Шапиро, указывая на ошибку А. М. Пешковского, писал: «Исследование производится так, как будто главное и придаточное - это отдельные, самостоятельные предложения. Главное и придаточное непрерывно взаимодействуют». Однако сам А. Б. Шапиро, формально разделив все СПП на две группы в зависимости от наличия/отсутствия в главном предложении указательных слов, в конкретном анализе ограничивает свою задачу традиционной классификацией придаточных предложений в составе СПП по средствам связи.
Цель:
- научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
- определять средства связи придаточного с главным;
- правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Задачи:
- Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
- Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
- Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
- Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся.
- Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
- Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.
Оборудование:
- презентация, карточки с текстом для анализа;
- карточки с лингвистическим текстом;
- оценочная карта для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.
II. Мотивационный этап.
1) Письменный опрос.
На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.
- Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
- Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пытает костер. - Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
- Деревья быстро пожелтели.
- Покраснела рябина, посинела вода.
1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:
- СПП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- БСП, интонация.
2) Фронтальный опрос.
В каком разделе языкознания изучается предложение?
На какие группы делятся все предложения?
В чем отличие простого предложения от сложного?
Какие виды предложений вы знаете?
В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
Какие средства связи между частями предложения?
Какой вид предложений мы уже изучили?
3) Целеполагание.
Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)
Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)
III. Операционно-познавательный этап.
1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.
Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?
Что обозначает главное предложение?
Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)
Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Чем интересны следующие предложения?
(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)
2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.
Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.
Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)
Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.
Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.
Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в
восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных
исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые
спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)
Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.
Работать будем в группах.
Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.
Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:
- […глагол], (что…).
- (Когда…), […].
- […ук.сл. + сущ.], (которое…).
В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)
Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.
Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.
Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):
Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения,
входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью
_________, _________, а также _________. Придаточное предложение может
относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________.
Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В
сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме
независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.
Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).
- Без ошибок – «5».
- 1, 2 ошибки – «4».
- 3, 4 ошибки – «3».
V. Домашнее задание.
Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.
Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.
Литература:
- Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
- С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.
2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?
Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.
3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?
Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.
4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?
Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.
5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?
В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).
6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.
Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.
1. Сложноподчиненное предложение (СПП) - это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть находится в зависимости от иной. Независящая часть именуется главной частью, а зависимая - придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
2. Придаточные предложения отделяются от головного запятыми. В том случае придаточное предложение стоит посреди головного, то придаточное предложение отделяется от головного с 2-ух сторон.
3. Придаточное предложение может занимать различное место по отношению к главной части.
Пока супруга готовила завтрак, Данилов вышел в огород .
(Пока ),
Он остался тут с тем , чтоб быть у вас в студии послезавтра.
, (чтоб )
В том , что деньги пропали, уже никто не колебался .
[В том , (что ), ]
Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) - курсивом.
4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в основном либо ко всему главному предложению .
К одному слову в основном предложении относятся последующие типы придаточных:
Ко всему главному предложению обычно относятся последующие типы придаточных:
5. Класс придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя найти класс придаточной части по типу союза либо союзного слова. Так, к примеру, слова когда , где могут присоединять разные по значению придаточные части, а не только лишь придаточные со значением времени, места:
Необыкновенную группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в каких вопрос к придаточной части не ставится.
6. Средствами связи придаточного и головного предложений являются подчинительные союзы либо союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), также указательные слова (в главной части предложения).
В российском языке представлены последующие группы подчинительных союзов :
1) временные: когда , пока, только, только ;
2) причинные: потому что , так как , ибо ;
3) условные: в том случае , если ;
4) мотивированные: чтоб ;
5) уступительные: хотя ;
6) следствия: так что ;
7) сравнительные: как , как будто , как будто , чем ;
8) изъяснительные: что , как , ли, чтоб .
Примечание. В российском языке есть огромное количество производных союзов, составленных из
Обычных союзов и указательных слов: после того как, невзирая на то что, для того чтоб, благодаря тому что;
2-ух обычных союзов: словно, как ;
Обычных союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтоб, в силу того что, с того времени как, в итоге чего и др.
7. Союзные слова могут быть выражены
Примечание. Некие союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения нужно попробовать поменять союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (в том случае такая альтернатива невозможна - это альянс), также поставить на него фразовое ударение. К примеру:
Я знаю, что он придет - альянс;
Я знаю, что (= какую вещь) он принесет - союзное слово, дополнение. См. тщательно Как различать союзы и союзные слова.
Аспектом разграничения нередко может служить класс придаточного предложения, так как некие из их присоединяются только союзами либо только союзными словами.
Союзы и союзные слова обычно стоят сначала придаточного предложения и служат показателем границы меж основным и придаточным. Исключение составляет альянс ли , который находится посреди придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.
8. Указательные слова находятся в основном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Потому почти всегда указательное слово может дать подсказку вам, к какому типу относится придаточное предложение:
Он возвратился в тот город, где провёл молодость (тот - указательное слово, определение; придаточное определительное);
Он остался с тем , чтоб доказать свою невиновность (с тем - указательное слово, событие цели; придаточное цели);
Прочтите так , чтоб никто не видел записки (так - указательное слово, событие вида действия, меры и степени; придаточное вида действия и степени).
Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в основном предложении могут быть, а могут и не быть.
9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной
Эталон разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной
1В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2который привязывает к ногам пудовые гири.
Источники:
Дополнительно:
Дополнительно на сайт: