Домой Стоматит Лингвистический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"

Лингвистический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"

Ключевые слова: Анчар, лингвистический анализ текста, Пушкин, черновики.

А.С. Пушкин “Анчар”

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит -- один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И тигр нейдет -- лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес -- и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

При анализе любого стихотворения необходимо использовать не только литературоведческий, но и лингвистический анализ для более глубокого понимания смысла произведения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки А.С. Пушкин пишет несколько произведений, связанных с проблемой свободы и тирании в стране. Но за поэтом пристально следят, поэтому за основу произведения он берет легенду о смертоносном ядовитом дереве. Незадолго до этого П. Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «дерева жизни», символизировавший «царство милосердия». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «дереве смерти» как антитезу катенинскому древу.

При анализе данного стихотворения был применен принцип уровневого подхода к тексту, учтен принцип историзма.

Стихотворение «Анчар» условно можно разделить на две части. В первой дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. Это деление подсказывает сбив ритма в строке «Но человека человек», а также изменение звукового образного ряда. В первой части поэт использует аллитерацию, подчеркивающую мрачно-монотонный колорит (глухие согласные, шипящие), во второй - усиливается употребление сонорных звуков, которые подчеркивают развитие действия. Говоря об орфографических нормах, стоит отметить употребление старославянских слов с неполногласием («хладными, древо»). Именно А.С. Пушкин выработал стилистическую норму языка и разграничил употребление слов с полногласием и неполногласием. В данном стихотворении поэт использует славянизмы для создания колорита эпохи и торжественной приподнятости, т.к. Пушкин «рассказывает легенду».

Лексика была подобрана тоже с учетом стилистики легенды: чахлый, жаждущий, ветви, каплет, ввечеру, тлетворный, владыка,- она придает торжественность повествованию. Для понимания смысла произведения необходимо прокомментировать некоторые слова: Анчар- тропическое южноазиатское ядовитое дерево; Лыко- кора молодой липы и других лиственных деревьев. Таким образом, анализ лексики помогает постичь проведенную автором аллегорию восточной легенды с судьбой России и понять истинный смысл стихотворения: гибельность для страны неограниченной власти. лингвистический стихотворение пушкин анчар

Стихотворение богато художественно-изобразительными средствами: эпитетами (чахлая и скупая пустыня; черный вихорь; властный взгляд), метафорами (зелень мертвая ветвей, древо смерти), которые создают в сознании читателя яркие образы губительности дерева. Автор использует единственное сравнение «как грозный часовой», подчеркивающее одиночество и важную миссию дерева. Также А.С. Пушкин использует прием градации «и птица не летит, и тигр нейдет», но человек «послушно в путь потек» для усиления изображения власти владыки. В основе всего произведения лежит антитеза жизни и смерти, а также «непобедимого владыки» и « бедного раба». Поэт создает явную проекцию кому из них суждено жить, кому умирать. Легенда как жанр подразумевает яркую образность, поэтому Пушкин дополняет картину олицетворением «природа в день гнева породила» дерево.

На морфологическом уровне явных повторов нет, но стоит обратить внимание на значение глагола «течь». В стихотворении «стекает дождь в песок горючий», и человек «послушно в путь потек», проводится явная параллель. Употребление глагола «течь» по отношению к человеку говорит о лишении его воли, действии по необходимости свыше. Александр Сергеевич тем самым говорит о невозможности сопротивления власти, как и природе.

Синтаксические конструкции простые. В основе лежит параллелизм, основанный на контрасте: вихорь набежит - мчится прочь, яд растопясь от зною-застывает ввечеру, человек в путь потек - и к утру возвратился. Данный параллелизм изображает отторжение всего живого к дереву.

В стихотворении «Анчар» А.С. Пушкин проявляет свою позицию главным образом в выборе темы произведения; через исход сюжета и образы читатель понимает авторское отношение к власти.

Лучше понять авторский замысел помогает обращение к черновым рукописям. Черновые варианты «Анчара» сохранились, поэтому мы можем выявить места, в которых поэт испытывал затруднения. Например, строка о рабе: «И тот послушно в путь потек» в черновиках имела варианты «И тот бездумно в путь потек», «И тот за ядом в путь потек», «И смелый…». Оставление слова «послушно» означает желание автора показать невозможность отказа, смирение со своей участью. А вместо строки «И к утру возвратился с ядом» было: « И возвратился с ядом», «И возвратился безопасно», «и возвратился с ним послушно». Эти варианты строки говорят о первоначальном намерении автора возвратиться в целости. Этим меняется вся концепция стихотворения - в нем не остается ни идей о свободе и гуманности, ни о самодержавии, губительном для общества. Именно не оставленное слово «безопасно» подтверждает главную символику произведения: Анчар - воплощение неутолимой судьбы, владыка- человек, повелевающий самой судьбой и смертью, а раб является лишь орудием для достижения целей государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что лингвистический анализ текста позволяет глубже понять и отдельные детали, и общий смысл произведения. Анализ стихотворения «Анчар» показал, что все образы усиливают осознание гибели для общества неограниченной власти, но, в то же время, невозможность на данном этапе этому противостоять.

Библиографический список

1. Пушкин А.С. Анчар - http://roslit.com/book/Anchar_Pushkin

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается темагибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

Краткий анализ

История создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу ” и умер, сам отравленный ею.

Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “вихорь черный н а древо смерти набежит “, “послушно в путь потек “.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой “, “зелень мертвую “, “густой прозрачною смолою “.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой “.

Инверсии – “зелень мертвую “, “густой прозрачною смолою “, “вихорь черный”.

План

  1. История создания
  2. Композиция
  3. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Тема

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка” , который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесенный им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причем раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Жанр

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

Средства выразительности

Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  • метафоры – “ природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “ вихорь черный на древо смерти набежит “, “ послушно в путь потек “;
  • эпитеты – “ в пустыне чахлой и скупой “, “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “;
  • сравнения – “ анчар, как грозный часовой “;
  • инверсии – “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “, “ вихорь черный”.

В нем также легко проследить антитезу “царь – раб” . Для ее создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

После возвращения из ссылки А.С.Пушкин понял, что его мечты о свободном творчестве не могут осуществиться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым его шагом,его произведения подвергаются жестокой цензуре.В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Говриллиада»:эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар». В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева упас-анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племён посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара,которую употребляли для отравления стрел.Великий поэт использовал эти рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому.
Стихотворение делится не две части.В первой части даётся описание ядовитого дерева... Во-второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба... При изображении анчара А.С.Пушкин использовал эпитеты,направленные на раскрытие его основного качества- губительного для всего окружающего. (анчар стоит «один во всей вселенной»,породила его природа «в день гнева»).Употреблено одно сравнение-«анчар как грозный часовой».В образе владыки Пушкин подчеркивает его всевластие, безжалостность.(«послал к анчару властным взглядом», «непобедимый владыка»).В образе раба подчеркнута покорность.(«послушно в путь потек», «умер бедный раб у ног непобедимого владыки»).Эти два образа резко противопоставлены друг другу. Пушкин воспользовался антитезой(«непобедимый владыка», «бедный раб»).А образ анчара дополняет образ владыки, усиливает его. Анчар несёт смерть окружающей природе, князь-людям. Поражает обилие аллитерации, подчёркивающее мрачно-монотонный колорит(согласные «п» повторяется двадцать три раза,а звук «ч»-восемнадцать случаев).(«природа жаждущих степей» «в день гнева породила», «корни ядом напоила»). Использовано огромное количество эпитетов,передающих настроение и смысл стиха.На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёсную рифму:
«В пустыне чахлой и скупой»,
«Анчар как грозный часовой»;
«На почве зноем раскаленной»,
«Стоит-один во всей вселенной».
Это стихотворение написано в двусложном размере:
«В пус/ты/не/ чах/лой/ и/ ску/пой/,
На/ поч/ве/ зно/ем/ рас/ка/лен/ной/,
Ан/чар/ как/ гроз/ный/ ча/со/вой/,
Сто/ит-/один/ во/ всей/ все/лен/ной»
Называется четырёхстопный ямб.
Всё это - рифма,метафоры, размер - и передают то настроение и ту мысль,которую хотел донести до нас автор.
Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия,призыв к её уничтожению.
«Анчар»-это одно из моих любимых стихотворений А.С.Пушкина. Оно пленило меня своим протестом.. Гениальное стихотворение гениального поэта.

Стихотворение «Анчар» — один из ярких приме-
ров философской лирики А. С. Пушкина. По форме
и содержанию оно похоже на стихотворную притчу,
В которой раскрывается природа существующего в
мире зла, а также тема рабства и тирании.
В основу положена легенда о смертоносном дереве
анчаре. Ядовитый сок этого дерева с незапамятных
времён использовался для смазывания наконечников
стрел, которыми восточные воины поражали врагов.
Добывали этот яд, рискуя жизнью.
Стихотворение Пушкина можно было бы назвать
красивой и мрачной средневековой балладой, однако
в черновых вариантах поэт недвусмысленно прово-
дил параллель между российским царём и грозным
восточным правителем, отправившим на смерть
невинного раба.
Композиция построена на приёме антитезы (про-
тивопоставления). Стихотворение делится на две ча-
сти: в первой рассказывается об анчаре, во второй —
о человеческих взаимоотношениях. Вторая часть на-
чинается с союза но, который ставит четкую раздели-
тельную границу и обозначает резкий контраст.
Главный поэтический образ стихотворения — ан-
чар, пропитанное ядом «древо смерти». Это мета-

фора гигантского, вселенского, космического зла.
Анчар окутан тьмой: вокруг него крутится «вихорь
чёрный », нет ни солнца, ни света. Он изображён в
ореоле мрачного и грозного величия. Листья анчара
тоже « дремучие » (тёмные). Он самый зловещий и
страшный из всех обитателей пустыни. В мире раска-
лённых песков он самый могущественный. Природа
породила смертоносное дерево в «день гнева». Это
страшная ошибка, потому что сама природа сторо-
нится анчара: «к нему и птица не летит, и тигр ней-
дётз — ужасное дерево изолировано от всего живого и
естественного. Но это не останавливает могуществен-
ного владыку, желающего добыть сок анчара. Одним
взглядом он направляет к анчару своего раба, зная,
что посылает его на верную смерть.
В обществе, основанном на тирании и рабстве, зло
становится законом. В черновиках стихотворения
видно, как долго Пушкин искал подходящее слово,
чтобы выразить противоестественность такого со-
циального устройства. Не царь, не вождь, не князь,
а « человека человек » посылает к смертоносному
дереву. Человек, который распоряжается не только
свободой, но и жизнью другого человека, равного
ему от природы. Однако страшно не только то, что
тиран полностью властвует над жизнью своего раба,
но и то, что раб воспринимает это покорно: он «по-
слушно в путь потек » .
Автор выносит приговор обоим — и тирану, и
его рабу. Они оба виноваты в распространении зла.
Рабство — обратная сторона тирании, и существовать
они могут только вместе. Рабство души, внутренняя
нес в о бода помогают существованию зла.
36
Раб умирает, но яд, добытый им, принесёт погибель
ещё многим людям. Так выражена автором главная
идея стихотворения: зло порождает зло. Роль вла-
дыки во второй части произведения сходна с ролью
анчара в первой — оба несут зло, причём князь за-
имствует свою смертоносную силу у анчара:
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Анчар убивает всё живое в силу своих природных
свойств, а князь — сознательно, злой волей. Так и
общество, построенное на рабстве, порождает зло.
Контрастность и противопоставление пронизывает
всё произведение: тьма — свет, свобода — рабство,
жизнь — смерть.
Ярче других в тексте прослеживается антитеза
«владыка — раб». Она выражена эпитетами: (власт-
ный взгляд; бедный раб; непобедимый владыка).
Глаголы тоже подчеркивают это противопоставление
(послал — потек). Чтобы усилить напряжение, ав-
тор вводит анафору (П рunёс он смертную смолу …
Принёс — и ослабел и лёг).
Иногда автор соединяет даже, казалось бы, проти-
воположные понятия: например, в словосочетании
«зелень мертвая ветвей» «зелень ветвей» объединена
с эпитетом «мертвая » . В стихотворении использу-
ются романтические средства поэтической вырази-
тельности: мотив одиночества (Анчар … один во всей
вселенной); романтические эпитеты, передающие



Новое на сайте

>

Самое популярное