Домой Протезирование и имплантация Ночь рождения пророка мухаммада. Девятый неопровержимый довод

Ночь рождения пророка мухаммада. Девятый неопровержимый довод

В Поволжье и на Кавказе мусульмане всегда придавали особое значение празднованию дня рождения «Милости для миров» Мухаммада (с.а.в.), совершая дополнительные намазы, читая Коран, повторяя салаваты - приветствия Пророку Мухаммаду (с.а.в.). Это является возможностью для дополнительного поклонения Аллаху через вспоминание Его Посланника. О пользе приветствия Посланника Аллаха (с.а.в.) рассказал специалист отдела дагвата Духовного управления мусульман Татарстана Тимергали хазрат Юлдашев.

- Какое отношение ко дню рождения Пророка Мухаммада (с.а.в.) является традиционным для Ислама?

Слово «маулид» означает «рождение», «маулид ан-Наби» - «рождение Пророка Мухаммада (с.а.в.)». Это событие, произошедшее 12 раби` уль-аваль, является великим для всей мусульманской уммы. Известно, что в этот же месяц Посланник Аллаха (с.а.в.) и умер.

Некоторые люди радикальных взглядов не принимают маулид, называя его нововведением – бидгаат, харамом. Однако существует множество доводов в пользу того, что это событие можно и нужно отмечать. Так, согласно саких (достоверному) хадису аль-Бухари, даже неверующий человек, дядя Пророка (с.а.в.) Абу Ляхаб, просто обрадовавшийся рождению Мухаммеда (с.а.в.), приобрел для себя пользу. Когда его рабыня Сувайба принесла ему эту радостную весть, он, в честь этого события освободил ее и устроил пир. Через год после смерти Абу Ляхаба, который всю свою жизнь боролся с призывом Мохаммеда (с.а.в.), противостоял Исламу, во сне увидел Аббас (р.а.). Абу Ляхаб сказал ему: «После смерти мне не пришлось увидеть покой. Но каждый понедельник мне облегчаются мучения в Аду». Всевышний Аллах дал ему эту милость по той причине, что Посланник Аллаха (с.а.в.) родился в понедельник. Что же говорить о верующих мусульманах, любящих Пророка Мухаммеда (с.а.в.), произносящие ему слова салавата - приветствия! Есть хадисы, в которых Пророк (с.а.в.) говорит, что, чем больше и искреннее мы будем говорить приветствия ему, тем лучше для нас.

В месяц раби` уль-аваль мы чаще с любовью вспоминаем Посланника Аллаха (с.а.в.), за это получаем от Всевышнего больше наград – савабов. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно». (Коран, сура «Сонмы» 33:56). Мы радуемся тому, что по велению Аллаха пришел такой великий человек как Мухаммед (с.а.в.), который озарил нашу жизнь. Если бы этого не было бы, люди на земле были бы лишены возможности узнать Ислам, лишены счастья обретения в своих сердцах любви к Творцу - Единому Аллаху, душевной гармонии при поклонении Ему. Поэтому радоваться рождению Пророка (с.а.в.), читать ему салават, означает благодарить Всевышнего за Его Посланника.

Проводить маулид - это многовековая традиция татар. В каких формах это происходило раньше? Как отмечают маулид ан-Наби сейчас?

Татары с давних времен придерживались в Исламе пути тасаввуфа, тарикатов. Мусульмане-суфии – это люди, размышляющие о своей вере в Аллаха, восхваляющие Его, работающие над самими собой, над очищением своих сердец, над ихсаном – искренним поклонением Всевышнему. За салават Пророку Мухаммеду (с.а.в.) они получают через него баракат от Аллаха.

Всевышний Аллах в Коране сообщает нам о том, чтобы мы обращались к Пророку (с.а.в.) уважительно: «…Не обращайтесь к Пророку, как вы это делаете по отношению друг к другу. Потому, что ваши дела могут стать тщетными…». (Коран, 49:2)

Аллах обращается ко всем пророкам по именам кроме Мухаммада (с.а.в.), по отношению к которому из-за особого уважения звучат обращения: «О Пророк!», «О Посланник!», «О завернувшийся!» С этого следует понять, что сам Аллах Всевышний придавал великое значение и уважение своему любимцу. Так почему же нам творениям Аллаха не почитать его как следует. Когда мы слышим имя Пророка, то должны добавлять: «Да благословит его Аллах и приветствует! » В хадисе говорится: «Обретет несчастья тот, который, услышав имя Посланника Аллаха (с.а.в.), не произнесет слова салавата». Так мы увидели, что согласно Корану и хадисам нужно обязательно произносить приветствие Пророку Мухаммаду (с.а.в.). Всевышний Аллах в Священном Коране только в 4 местах использует имя «Мухаммед», утверждая, что он является Его посланником, истинным пророком, последним из пророков. «Мухаммед не является никем, кроме как Посланником» (сура «Семейство Имран» 3:144), «..Мухаммад является Посланником и последним из пророков…» (Коран, сура «Сонмы» 33:40). «Мухаммад- посланник Аллаха…» (Коран, сура «Победа»:29).

« … и уверовали в истину, ниспосланную Мухаммеду от их Господа». (Коран, сура «Мухаммад» 47:2.)

Наши бабуши и дедушки, конечно же, были знакомы с этими аятами и хадисами. Именно поэтому у нас до нашего времени сохранились традиции проведения маулида ан-Наби. Ведь через любовь и духовное приближение к Пророку (с.а.в.), совершенному человеку, по своим качествам являющемуся примером для всех мусульман, можно стать лучше и ближе к Сунне, к самому Аллаху. Когда великий ученый Ибн Сирин с отцом отправились в хадж, отец по дороге умер. После смерти его тело потемнело. Опечаленному Ибн Сирину, заснувшему рядом с умершим, в сне явился Пророк (с.а.в.), обратившийся к нему со словами: «Просыпайся. Лицо твоего отца засияло. Он потемнел от совершенных скрытых грехов, но Всевышний Аллах простил ему их за салаваты мне». Действительно, лицо его отца посветлело. Поэтому, как обратили внимание спутники Ибн Сирина по хаджу, с этого времени он постоянно произносил про себя слова салавата Пророку.

- Разрешен ли тавассуль – обращение к Всевышнему через Пророка Мухаммада (с.а.в.)?

Обращаться к Аллаху с дуа через Пророка (с.а.в.) может помочь искренне верующему человеку добиться желаемого от Всевышнего: «О Аллах! Дай мне то-то и то-то ради нашего великого Пророка Мухаммада (с.а.в.)». Проявлять сильную любовь к Пророку (с.а.в) не является ширком, а способом приближения к Аллаху. Халиф Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) не остановил Биляла (р.а.), рыдавшего на могиле Посланника Аллаха (с.а.в.). Согласно хадисам, пророки – самые совершенные люди, выбранные Всевышним Аллахом, в своих могилах совершают намаз. Маулид и приветствия Посланнику Аллаха (с.а.в.) помогают нам получить великое благо – баракат и милость от Аллаха.

Хасан Хусаинов

Ан-Наби Дауд*

О пророке Давиде и его могиле (Ан-Наби Дауд) в Иерусалиме рассказывают немало легендарных историй, похожих на те, что повествуют о патриархах из Хеврона. Вот несколько примеров:

В эпоху царствования султана Мурада правителем Иерусалима был человек по имени Махмуд-паша. Это был справедливый и честный муж, благоволивший к евреям.

Известно, что в те далекие времена государственный пост мог купить любой человек, у которого были деньги. Случилось так, что один из государственных постов купил у дамасского паши, который обладал полномочиями генерал-губернатора Сирии и Палестины, один скверный араб по имени Ибн Фараж. Он оказался самым настоящим тираном и грабителем и жестоко притеснял иерусалимских евреев. В одну из суббот (2-го числа месяца элул 5385 года от Сотворения мира, или 1625 года от Р. X.) он ворвался в синагогу во время дневной службы и бросил в тюрьму 15 высокочтимых иудеев.

Пленников не выпускали на волю, пока те не заплатили по 3000 дукатов. Такие случаи происходили нередко, поэтому вскоре евреи совсем обнищали. Многие из них пытались бежать из Иерусалима, однако лишь единицам удавалось прорваться сквозь ряды стражников, специально поставленных для этой цели. Наконец им удалось сообщить султану о том, как обстоят дела в Иерусалиме. Падишах пришел в негодование, услышав это, и 22-го дня месяца кислев 5386 года (декабрь 1626 года) приказал дамасскому паше снять с должности ненавистного тирана.

Однако Ибн Фараж смог подкупить не только пашу, но и коменданта крепости. Теперь он свирепствовал, не зная границ, и сотни евреев чахли в темницах, не имея возможности удовлетворить его непомерную жадность.

Однако во вторник, 12-го дня месяца кислев 5387 года от Сотворения мира тиран внезапно бежал. Причина его неожиданного исчезновения состояла вот в чем. Как свидетельствует один из документов, напечатанный через год в Венеции, а также многочисленные записи, сделанные чиновниками еврейской общины, во сне тирану явился почтенный старец, облаченный в пурпурную мантию, который хотел задушить его. Охваченный ужасом, тиран спросил: «Почему?» – и в ответ услышал, что «царь Давид хочет отомстить за своих подопечных». Ибн Фараж долго и смиренно умолял сохранить ему жизнь, и в конце концов такая милость была ему дарована, но лишь с тем условием, что он покинет Иерусалим и Святую землю на рассвете следующего дня.

Другой мусульманин, правитель Иерусалима, будучи на могиле царя Давида, пожелал увидеть саму гробницу, где лежали царские останки. Он вошел в расположенную над ней комнату и принялся рассматривать склеп сквозь образованное в полу отверстие. Неожиданно у него из-за пояса выпал кинжал, украшенный драгоценными камнями, и провалился в склеп. Правитель приказал одному из сопровождающих спуститься по веревке вниз и достать его, не желая расставаться с ценным кинжалом. Этот человек оставался внизу так долго, что остальные не вытерпели и принялись тянуть веревку обратно. К концу было привязано бездыханное тело их товарища. Вторая и третья попытки окончились так же печально. В конце концов разъяренный правитель, который поклялся, что не уйдет без своего драгоценного кинжала, приказал, чтобы сам шейх, охранявший могилу Давида, спустился вниз.

На это шейх сказал, что своими знаками царь Давид ясно дает понять, что он не желает, чтобы магометане подходили к его гробнице. Однако известно, что царь покровительствовал евреям, поэтому он советует паше обратиться со своей просьбой к верховному раввину. За тем немедленно послали. Глава иудеев тут же собрал всю общину и приказал людям соблюдать пост и молиться об избавлении от гнева мусульман, с одной стороны, и царя Давида – с другой, ведь он, согласно их представлениям, был все еще «жив и активен».

Три дня он молил о благословении, чтобы нашелся хоть один человек, который бы по своей воле согласился пойти на столь рискованное предприятие. На третий день один еврей вызвался добровольно спуститься в склеп во имя спасения всей общины.

Очистившись душой и телом, он, в присутствии всех высокопоставленных мусульманских чиновников, спустился вниз. Не успел он скрыться в подземелье, как раздался приказ поднять его обратно. Через несколько минут еврей уже стоял перед изумленной толпой целый и невредимый, сжимая в руках злополучный кинжал. По его словам, едва коснувшись ногами пола гробницы, он оказался лицом к лицу с почтенным старцем, облаченным в сияющие одежды. Незнакомец тут же дал ему в руки кинжал и жестом приказал удалиться.

Одна пожилая еврейка, набожная и работящая, имела обыкновение стирать вещи одного из шейхов, служивших у могилы Давида. Как-то раз, когда женщина принесла ему чистое белье, шейх предложил показать ей гробницу Давида, и старушка, полная священного благоговения, последовала за ним. Отворив дверь, шейх впустил ее внутрь и, как только женщина вошла, захлопнул за ней дверь, запер ее на ключ и отправился прямиком к кадию. Получив аудиенцию, шейх сказал, будто еврейка сама проникла в святилище, вход в которое он оставил ненадолго открытым, чтобы проветрить помещение. Став свидетелем подобного святотатства, шейх, по его словам, запер ее внутри и просит теперь публично наказать богохульницу, что станет поучительным примером другим.

Кадий и другие мусульмане тут же отправились к месту погребения пророка. Но когда дверь в гробницу открыли, внутри никого не было. Тогда шейх торжественно поклялся, что видел собственными глазами, что еврейка была в склепе, когда он закрывал дверь.

– Я хорошо ее знаю, – сказал он, – эта женщина работала у меня прачкой.

– Не может быть, чтобы эта женщина была здесь, – послышался голос одного из присутствовавших, – пятнадцать минут назад моя служанка ходила к ней домой и застала ее там за работой.

Судья и его помощники тут же направились в дом старой еврейки. Та и правда была на месте, занятая своей стиркой. На вопрос, где она была целый день, женщина ответила, что находилась дома с самого рассвета.

Кадий, убежденный в ее правоте, обвинил шейха в лжесвидетельстве и приказал жестоко наказать его.

Лишь перед самой смертью старая женщина отважилась рассказать о том, что на самом деле произошло с ней в тот день. Попросив собраться всех старейшин еврейской общины, она призналась, что шейх действительно закрыл ее в темной комнате, однако через некоторое время явился какой-то почтенный старец, чьи великолепные одежды сияли таким ослепительным светом, словно на нем был свинец. Приблизившись к женщине, он произнес: «Не бойся и следуй за мной». Он провел ее по подземному ходу, пролегавшему через самое сердце земли, к какой-то двери. Женщина отворила дверь и оказалась у навозной кучи в Мейдане. Тут незнакомец приказал ей немедленно отправляться домой и ни при каких обстоятельствах не рассказывать ни одной живой душе о том, что с ней произошло.

«Мавлид - ан - Наби » - крупномасштабное театрализованное представление. Оно посвящено Дню Рождения пророка Мухаммада. В этой программе будет рассказана история жизни этого человека, а также представлены его самые добрые дела и поступки.

Мероприятие «Мавлид - ан - Наби » приурочено к празднованию очередного Дня Рождения пророка Мухаммада. Этот праздник ежегодно отмечают во многих странах мира. С недавнего времени стали регулярными такие торжественные мероприятия и в нашей стране. Кстати, в Москве уже проходили подобные театрализованные постановки. И самой успешной и масштабной из них стала программа, показанная в Крокус Сити холле в 2015 году. Это световое и звуковое театрализованное шоу с участием известных артистов привлекло внимание огромного количества зрителей и оказалось интересным людям различных национальностей и религий. Именно поэтому в 2016 году было решено повторить успех предыдущего шоу и сделать его ещё более ярким и красочным. В рамках этого мероприятия будет представлено множество театрализованных сцен, наглядно представляющих жизнь и основные дела пророка Мухаммада. Также здесь прозвучат в исполнении талантливых и известных вокалистов торжественные композиции, восхваляющие этого человека. На протяжении всего мероприятия на большом экране будет демонстрироваться специально подобранный видеоряд, наглядно иллюстрирующий всё происходящее на сцене. А великолепные современные световые и звуковые технологии позволяет сделать представление необычайно красочным и даже создать некоторый эффект присутствия.

По словам организаторов, данная программа должна стать необычайно масштабной и зрелищной. Неудивительно, что она сможет заинтересовать большое количество человек. И поэтому всем тем, кто хочет заказать билеты на театрализованное представление «Мавлид - ан - Наби », следует поторопиться и сделать это заблаговременно. Данная программа позволит людям в наглядной и простой форме узнать о жизни и благих деяниях известнейшего мусульманского пророка, а также получить немало новой и интересной информации и о самом исламе. Праздничная постановка будет интересной и понятной не только взрослой публике, но и юным зрителям. При этом она может привлечь внимание всех людей, интересующихся культурой и религией, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.

Мусульманская община мира отмечает день рождения Пророка Мухаммеда 12 числа третьего месяца исламского лунного календаря - раби аль-авваль. По григорианскому календарю в 2011 году день рождения Пророка приходится на 15 февраля. Однако само празднество начинается накануне - с момента захода солнца вечером предшествующего дня.

Историки не знают точной даты рождения Мухаммеда ибн Абдаллы и относят это событие к периоду между 570-м и 580-м годами нашей эры (по григорианскому календарю). Праздник приурочен ко дню его смерти . Это объясняется и тем, что в традиции ислама смерть рассматривается, прежде всего, как рождение для вечной жизни. Поэтому дни рождения отмечаются мусульманами либо очень скромно, либо не отмечаются вообще, а даты смерти справляются более торжественно.

Мухаммед, которого Аллах избрал своим посланником и пророком, родился в Мекке, рано потерял родителей. Ему не пришлось учиться - с ранних лет он начал трудиться.

До 40 лет он жил как все мекканцы, был известен среди них своей исключительной честностью и добрым поведением, надежностью и был облечен доверием. Он любил уединяться в расположенных вокруг Мекки горах, закрываться в пещерах, предаваться размышлениям.

В двадцать седьмой день месяца Рамадан 610 года на горе Джабаль ан-Нур в пещере Хира перед Мухаммедом явился кто-то в человеческом облике и возвестил слова Аллаха: "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламов, научил человека тому, чего он не знал". Это был архангел Джибраил, посланец Аллаха. Мухаммед повторил слова вслед за ним, и архангел исчез. Так Мухаммед узнал от Джибраила о том, что Аллах избрал его своим Пророком . Так началась и земная жизнь священной Книги ислама.

После святого Пророка Мухаммеда Всевышний не посылал к человечеству своих пророков, не передавал священные писания. С Кораном связано окончательное утверждение монотеизма - веры в Единого Бога и прекращение обожествления идолов и поклонения им.

В день дарования Пророку Мухаммеду земной жизни празднуют Маулид ан-Наби. Маулид (арабское слово) - рождение, место рождения, время рождения. В соответствии с шариатскими нормами и практикой мусульман, маулид - это название мероприятия, на котором рассказывается о жизни Пророка Мухаммеда, о его характере и поведении во всех жизненных ситуациях.

Празднование Маулида ан-Наби, или рождения посланника Аллаха, - одно из благочестивых новшеств в исламе. Впервые Маулид начали праздновать по указанию правителя местности Ирбиль, который был известным богословом и богобоязненным человеком. Для проведения первого Маулида он собрал известных ученых и праведных суфиев, хорошо знающих хадисы.

Маулид проходит следующим образом: люди собираются для чтения отдельных сур Корана, слушают рассказы (часто в поэтической форме и в виде многоголосного, преимущественно мужского, пения) о знаменательных событиях, происшедших во времена Пророка Мухаммеда, угощают людей, пришедших на Маулид. Среди этих людей могут быть родственники, друзья, соседи, а также те, кто с чистым намерением хочет поддержать устроителей Маулида. За это мусульмане получают небесную награду - сауаб - за совместное поминание благородных деяний Пророка и возвеличивание Всевышнего.

Участие в Маулиде требует особого поведения. Во-первых, надо иметь искреннее намерение (нийат) исполнить желание пригласившего. Во-вторых, нужно отбросить любые неблагочестивые мысли. В-третьих, идя на Маулид, необходимо совершить ритуальное омовение и умаститься дозволенными благовониями. На Маулиде следует отрешиться от мирской суеты: житейских трудностей, желаний, сомнений.

Женщины и мужчины совершают и слушают Маулид раздельно . Если нет возможности расположиться удобно по отдельным помещениям, то между ними нужно повесить плотный занавес. Угощение на Маулид должно подаваться по средствам его устроителя.

В некоторых странах мусульмане в день Маулида устраивают праздничные факельные шествия, участники которых несут изображения матери Пророка благочестивой Амины. В мечетях проходят богослужения во славу матери Пророка. Бедным по случаю торжества раздается милостыня.

В Египте и некоторых других арабских странах этот праздник особенно любим детьми . Повсюду появляются украшенные флажками павильончики, где продаются разнообразные по величине сахарные фигурки "арусат ан-наби" - "невесты пророка" - с бумажным пестрым веером за спиной. Другая популярная сахарная фигурка - всадник с саблей в руке.

Во многих мусульманских странах день "благословенной годовщины" объявлен выходным, а в Пакистане ему отводятся три дня.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

По данным опроса, проведенного на сайте сайт, 25% посетителей сайта совершенно не знают историю жизни Пророка Мухаммада (мир ему) и не знают, в какой он день родился. Кроме того, более 30% считают, что о дне рождении Пророка Мухаммада (мир ему) даже лучше не знать и тем более это не праздновать. Повальная безграмотность, к сожалению, присуща множеству современных мусульман России

Чтобы восполнить пробел в знаниях, мы решили опубликовать 21 неопровержимый далиль празднования Мавлида ан Наби, данный труд написал потомок Пророка (мир ему) - Мухаммад бин Аляви, которому не безралична «гафлят» (беспечность), в которой находятся мусульмане.

ПЕРВЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Празднование благочестивого мавлида Пророка (мир ему и благословение) является выражением своей радости по поводу прихода в мир Избранника Аллаха (мир ему и благословение), а от подобной радости получает пользу даже неверующий.

В девятом доводе мы немного подробнее разъясним этот вопрос, потому что основа довода одинакова, даже если разнится способ приведения доказательства, мы использовали этот метод в данном исследовании, дабы избежать повтора.

В сборнике хадисов имама аль-Бухари приводится изречение о том, как Абу Лахабу каждый понедельник облегчаются муки ада, потому что он освобождил свою служанку Сувайбу, когда она передала ему радостную весть о рождении Избранника Аллаха (мир ему и благословение).

По этому поводу аль-Хафиз Шамсуддин Мухаммад ибн Насруддин ад-Димашки сказал: «Даже если этому неверному, опороченному, порицаемому в Коране словами: «да отсохнут его руки!», которому обещано вечное наказание в Аду, облегчается кара каждый понедельник только за то, что он обрадовался рождению Пророка (мир ему и благословение). В таком случае, каково же должно быть состояние раба Аллаха, который всю свою жизнь радовался рождению Пророка (мир ему и благословение) и умер в единобожии?»

Эта история, приведенная имамом аль-Бухари в своем сборнике «Сахих», в главе, повествующей о бракосочетании, является мурсаль, а также ее привел аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатху аль-Барий», его рассказал и имам Абдурраззак ас-Санани в «Аль-Мусаннафу», аль-Хафиз аль-Байхаки в книге «Ад-Даляилу», Ибн Касир в жизнеописании Пророка (мир ему и благословение) в книге «Аль-Бидая ва ан-нихая», Мухаммад ибн Умар Бахрак в книге «Хадаику аль-анвари», аль-Хафиз аль-Багавий в книге «Шарху ас-Сунна», Ибн Хишам и ас-Сухайлий в книге «Ар-Равду аль-унуфи», аль-‘Амири в книге «Бахджату аль-махафили». Даже если эта история и является мурсаль, она все равно принимается, берется за основу, ибо ее привел аль-Бухари, на него опираются ученые-богословы из числа хуфазов, и из-за того, что в данном хадисе говорится лишь о достоинствах (манакиб) и особенностях (хасаис), а не о дозволенном (халяль) и запретном (харам). А учащиеся, изучающие шариатские науки, хорошо знают разницу в приведении в качестве довода хадиса, касающегося похвальных качеств (манакиб) и шариатских заключений (ахкам). Что же касается вопроса принесения пользы неверным их хорошими деяниями, то в этом среди ученых-теологов есть разночтения, а данная работа не имеет своей целью подробное его обсуждение. Основа у этого вопроса составляет сообщение, приведенное в книге «Сахих», - об облегчении для Абу Талиба по просьбе Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

ВТОРОЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам также возвеличивал день своего рождения, выражая в нем благодарность Всевышнему Аллаху за Его величайшее благо, которым Он одарил Пророка (мир ему и благословение), за то, что Он оказал ему милость - создал его и даровал ему мирскую жизнь, ведь благодаря рождению Пророка (мир ему и благословение) все сущее возрадовалось и обрело счастье. Это возвеличивание Пророк (мир ему и благословение) выражал соблюдением поста, как об этом говорится и в следующем хадисе, переданном Муслимом от Абу Катады:

في الحديث عن أبي قتادة : أن رسول الله صلّى الله عليه وسلّم سُئل عن صيام يوم الاثنين، فقال : فيه وُلدتُ وفيه أُنزل عليَّ. (رواه الإمام مسلم في الصحيح في كتاب الصيام)

Когда у Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в понедельник, он ответил: «В этот день я родился, и в нем мне было ниспослано Откровение». В этих словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) заключен смысл, что день, в котором он родился, то есть понедельник, можно отмечать, но методы его празднования бывают разные. Они указывают на правомерность его празднования, независимо от того, отмечается он соблюдением поста или угощением людей пищей, их сбором для вспоминания или благословения Пророка (мир ему и благословение), или слушанием повествований о его прекраснейших нравственных качествах, совершенствах и достоинствах и т.п.

ТРЕТИЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Выражение радости по случаю рождения Пророка (мир ему и благословение) требуется, согласно следующим словам Всевышнего Аллаха:

قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُواْ (يونس 58)

Смысл: «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам» (сура 10 «Юнус», аят 58). Всевышний Аллах повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) - наибольшая милость, ибо Создатель сказал:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ (الأنبياء 107)

Смысл: «Мы послали тебя лишь только как милость для всех миров» (сура 21 «Аль-Анбияъ», аят 107).

ЧЕТВЕРТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Пророк (мир ему и благословение) не оставлял без внимания даже давно минувшие важные религиозные события, и каждый раз с наступлением времени, когда произошли подобные события, это служило хорошей возможностью, чтобы напомнить о них и возвеличить эти дни.

Пророк (мир ему и благословение) лично установил это правило, как об этом говорится в достоверном хадисе:

لما وصل المدينة ورأى اليهود يصومون يوم عاشوراء سأل عن ذلك فقيل له : إنهم يصومون لأن الله نجّى نبيهم وأغرق عدوهم فهم يصومونه شكرا لله على هذه النعمة، فقال صلّى الله عليه وسلّم : نحن أولى بموسى منكم، فصامه وأمر بصيامه

«Когда Пророк (мир ему и благословение) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их о причине этого поста, и они ответили, что это день, в который Всевышний Аллах потопил фараона и спас их пророка Мусу (мир ему), и они проводят его в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху за это благо. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мы ближе к Мусе (мир ему), имеем больше прав на него, чем вы». С этого дня он также стал возвеличивать день ‘Ашуры соблюдением поста и повелел мусульманам поститься в этот день.

ПЯТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Благочестивый мавлид побуждает мусульман призывать благословение (салават) и приветствие (салям) на Пророка (мир ему и благословение), которые также требуются, согласно словам Всевышнего:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً (الأحزاب 56)

Смысл: «Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют Пророка! О те, которые уверовали, вы также благословляйте его и приветствуйте усердно!» (сура 33 «Аль-Ахзаб», аят 56).

А те действия, которые побуждают нас к исполнению обязательного по Шариату, сами по себе также является обязательными согласно Шариату. Сколько же пользы и помощи кроется в благословении Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ведь их фактически невозможно ни сосчитать, ни пером описать!

ШЕСТОЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Благочестивый мавлид включает в себя вспоминание о рождении благородного Пророка (мир ему и благословение), его чудес (му‘джизатов), его жизнеописания и ознакомления с ним. А разве нам не велено познавать Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и не требуется ли от нас следовать ему, подражать, брать за образец его деяния, уверовать в его чудеса и признавать его знамения?! Книги же, посвященные мавлидам, полностью отвечают этим целям и требованиям.

СЕДЬМОЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Получение вознаграждения путем исполнения хотя бы доли из того долга, который мы обязаны выполнить перед Пророком (мир ему и благословение), разъясняя его совершеннейшие качества и похвальные благие нравы. Во времена Пророка (мир ему и благословение) поэты приходили к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и декламировали перед ним свои панегирики, посвященные ему. Пророк (мир ему и благословение) одобрял их и был доволен их действиями, он вознаграждал их какой-либо приятной вещью, добром и совершением для них хорошей мольбы. Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был доволен теми, кто восхвалял его, то как же он будет не доволен теми, кто собрал его высочайшие достоинства, в то время как в этом заключено приближение к нему путем вызывания его любви и довольства?!


ВОСЬМОЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Знание совершенств и чудес Пророка (мир ему и благословение) влечет за собой усовершенствование веры в него, увеличивает и усиливает любовь к нему. Ведь человек по своей природе создан любящим красивое, прекрасное, и поистине, нет прекраснее, совершеннее и достойнее нравственных качеств Пророка (мир ему и благословение), его совершенств, достоинств. Усиление любви к Пророку (мир ему и благословение) и усовершенствование веры в него обязательно по Шариату, а то, что способствует этому, также является обязательным.

ДЕВЯТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Возвеличивание Пророка (мир ему и благословение) имеет законное основание в Шариате. А выражение радости дню его благородного рождения, устройство угощения, сбор людей для поминания Всевышнего, оказание почета и поддержки бедным и нуждающимся являются одними из величайших проявлений возвеличивания, радости и благодарности Всевышнему Аллаху за то, что Он посредством Пророка (мир ему и благословение) направил нас на путь Своей истинной религии, облагодетельствовал нас, послав к нам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) наилучшим образом!

ДЕСЯТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал следующее о достоинствах и особенностях пятницы:

وَفِيهِ خُلِقَ آدَمُ

«В ней был создан Адам». Из этого следует, что Пророк (мир ему и благословение) почтил, возвеличил время, о котором достоверно известно, что в нем родился кто-то из пророков Аллаха, мир им всем. В таком случае, как же необходимо почитать день, в котором родился наилучший (мир ему и благословение) из всех пророков и достойнейший из всех посланников?!

Это возвеличивание не касается только этого дня, оно, в частности, относится и к нему, а также касается других подобных дней и случаев всякий раз, когда они повторяются, подобно тому как в данном случае обстоит дело с пятницей, когда мы выражаем благодарность Всевышнему за его блага, проявляя достоинства и особенности пророчества, возрождая серьезные исторические события, имеющие значимость в истории человечества и для мира вечного. Точно так же возвеличивание места, в котором родился пророк, берется из случая, когда Джибриль (мир ему) велел Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) совершить два ракаата намаза в Вифлееме (Байт ал-Ляхм) и затем спросил его:

أتدري أين صلّيت ؟ قال: لا، قال: صلّيتَ ببيت لحم حيث وُلد عيسى (رواه البزّار وأبو يعلى والطبراني)

«Знаешь ли ты, где совершил намаз?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Нет». Джибриль (мир ему) продолжил: «Ты помолился в Вифлееме, где родился пророк ‘Иса (мир ему)». Об этом повествуется в хадисе от Шаддада бин Авса, переданном аль-Баззаром, Абу Я‘ла и ат-Табарани. Аль-Хафиз аль-Хайсамий в книге «Муджма‘ аз-заваиди» сказал, что хадис является достоверным. Этот хадис привел и аль-Хафиз Ибн Хаджар в книге «Фатху аль-Барий».

ОДИННАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Мавлид - это действо, которое получило одобрение у ученых-богословов и мусульман во всех странах, его отмечают в каждом уголке земли, и это обязательно согласно Шариату, по правилу, взятому из хадиса, рассказанному Ибн Мас‘удом:

ما رآه المسلمون حسناً فهو عند الله حسن، وما رآه المسلمون قبيحاً فهو عند الله قبيح (أخرجه أحمد)

«То, что мусульмане считают хорошим, является хорошим и перед Аллахом, а то, что мусульмане считают мерзким, недостойным, оно является мерзким и для Аллаха». Хадис передал имам Ахмад.

ДВЕНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Мавлид включает в себя собрание людей, поминание Всевышнего, раздачу добровольных пожертвований, восхваление и возвеличивание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а это все является сунной (желательным). Эти все деяния согласно Шариату, также требуются от нас, они восхваляемы. В пользу этого положения говорят достоверные предания, побуждающие нас заняться этим.

ТРИНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Всевышний Создатель также сказал:

وَكُـلاًّ نَّقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنبَاء الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ (هود 120)

Смысл: «О Пророк! Я рассказываю тебе эпизоды из жизни посланников, от которых укрепляется твоя вера» (сура 11 «Худ», аят 120). Из этого явствует, что мудрость того, что Всевышний Аллах рассказал Пророку (мир ему и благословение) эти эпизоды из истории пророков и посланников, мир им, кроется в укреплении в его благословенном сердце веры, ее усовершенствовании. И нет никакого сомнения в том, что мы сегодня нуждаемся в укреплении в своих сердцах веры, слушая о жизни и деятельности самого лучшего из пророков больше, чем в этом нуждался он. Поистине, наша нужда в этом велика.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Не все из того, что не совершали наши праведные предшественники (саляф салихун) и чего не было в начальную эпоху Ислама, является порицаемым и плохим новшеством (бид‘а), которое запрещено совершать и необходимо отвергнуть. Но необходимо сопоставить привнесенное, нововведенное с доводами Шариата. То, в чем содержится благо (маслаха), является необходимым (ваджиб), то, в чем есть запретное (харам), соответственно, - запретным, а то, что включает в себя нежелательное (макрух), является нежелательным, то, в чем есть разрешенное (мубах), - разрешенным, то, в чем содержится одобряемое (мандуб), - одобряемым. А для средств существуют те же самые шариатские решения, что и для целей. Ученые-богословы разделили нововведения на пять категорий:

1. Необходимое нововведение: например, опровержение и выступление против сторонников заблудших течений, отклонившихся от истинного пути, и изучение грамматики арабского языка (дабы не ошибиться в чтении Священного Корана и благородных хадисов).

2. Одобряемое нововведение: например, строительство домов для приюта и школ, оглашение призыва к намазу (азан) через минареты и совершение других благих дел, которые не имели места в начальную эпоху Ислама.

3. Нежелательное нововведение: оно подобно излишнему орнаменту и украшению мечетей и страниц Священного Корана;

4. Разрешенное нововведение: например, использование сита (для просеивания муки), употребление разнообразной еды и напитков;

5. Запретное нововведение: это то привнесенное, что противоречит Сунне, и не вписывается в систему шариатских аргументов и не содержит в себе шариатской выгоды, блага.

ПЯТНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Не всякое нововведение является запретным. Если бы это было так, то собирание Абу Бакром, Умаром и Зайдом, да будет доволен ими Аллах, текста Священного Корана, фиксирование его на листах из-за страха потерять его текст со смертью чтецов Корана, знавших его наизусть, да будет доволен ими Аллах, тоже было бы запретным. Также было бы запретным и собирание Умаром, да будет доволен им Аллах, людей за одним имамом для совершения намазов-таравих в месяце Рамадан, говоря при этом: «Какое это прекрасное новшество!». Было бы запретным написание произведений по всем полезным отраслям знаний, мы были бы обязаны вести войну с неверующими, используя лук и стрелы, в то время как они воюют с нами посредством огнестрельного оружия, артиллерии, танков, авиации, подводных лодок и морского флота. Было бы запретным оглашение призыва к намазу с минаретов, воздвижение домов для приюта, школ, больниц, скорой помощи, домов для сирот, тюрем. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится:

كلُّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةٌ

«Всякое нововведение есть заблуждение». Ученые-богословы отнесли его к плохим новшествам. На подобное ограничение дают разрешение те деяния, которые ввели старшие сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и их последователи (таби‘уны), но которые не были во времена самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение). И мы сегодня ввели множество вещей, которые не совершали праведные предшественники, как, например, сбор людей за одним имамом в конце ночи для совершения желательного намаза-тахаджуд после таравиха, завершение чтения Корана на нем, произношение мольбы при завершении чтения Корана, выступление имама с проповедью в двадцать седьмую ночь в намазе-тахаджуд, обращение призывающего со словами: (صلاة القيام أثابكم الله)«Встаньте на ночной намаз (бодрствования), да вознаградит вас Аллах!» Все это не совершали ни Пророк (мир ему и благословение), ни кто-либо из праведных предшественников, и разве будет в этом случае запретным новшеством наше следование этим деяниям?!

ШЕСТНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Празднование мавлида, даже если его не было в эпоху Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), является нововведением, но хорошим нововведением, ибо оно подпадает под шариатские доводы и абсолютные правила. Мавлид является нововведением с точки зрения формы его проведения, т.е. специального сбора людей для этого, но не с точки зрения его составных частей, ибо все, что совершается на мавлиде, присутствовало и во времена Пророка (мир ему и благословение), как об этом стало известно из указанного двенадцатого довода в пользу мавлида.

СЕМНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Всякое деяние, не имевшее в начальную эпоху Ислама такого метода проведения, как собрание людей, но составные части которого были тогда, согласно Шариату, является необходимым, ибо то, что состоит из законных действий, само также является законным. И это не является секретом ни для кого.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Имам аш-Шафи‘и (да смилуется над ним Аллах!) говорил: «Все новшества делятся на два вида. Первое - это новшества, противоречащие или Корану, или Сунне, или иджма‘ или асару. Подобное нововведение является заблуждением. Второе - хорошие новшества, не противоречащие ничему из вышеперечисленного. Такое нововведение разрешено и заслуживает похвалы».

Имам аль-‘Иззу ибн ‘Абд ас-Салам, ан-Навави, Ибн Асир также отмечают, что нововведения подразделяются на те виды, на которые мы указали выше.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Каждое благое деяние, которое охватывают шариатские доводы, введение которого не имеет цель противоречить Шариату, которое не содержит в себе чего-либо порицаемого, - относится к религии.

Мнение фанатика, что якобы этого не совершали праведные предшественники (саляф салихун), вовсе не является доводом, напротив, это отсутствие довода. И это не секрет для человека, занимающегося изучением науки основ религии (усуль). Наш законодатель - Пророк (мир ему и благословение) - назвал нововведение, приводящее к правильному пути, сунной (желательным), и обещал для совершающего его вознаграждение, ибо сказано в его хадисе:

مَنْ سنّ في الإسلام سنة حسنة فعمل بها بعده كُتب له مثل أجر مَن عمل بها ولا ينقص من أجورهم شيء (رواه مسلم)

«Тому, кто привносит в Ислам благую традицию, воздается вознаграждение за нее, а также и за тех, кто следовал этому, при этом не уменьшается их вознаграждение». Так сказано в хадисе, переданном Муслимом.

ДВАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Чествование мавлида Пророка (мир ему и благословение) является возобновлением памяти об Избраннике Аллаха (мир ему и благословение), и это разрешено и является законным в Исламе. Ведь ты видишь, что большинство обрядов хаджа являются возобновлением достопримечательных воспоминаний, событий и восхваляемых мест. Например, хождение (са‘ю) между холмами Сафа и Марва, бросание камушков, жертвоприношение животных в местности Мина - все это связано с давно минувшими событиями. И мусульмане оживляют память о них, обновляя, выполняя их таким же образом и в настоящее время. А доводом в пользу этого служат слова Всевышнего Аллаха (обращенные к пророку Ибрахиму(мир ему)):

وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ (الحج 27)

Смысл: «Провозгласи среди людей то, что они обязаны совершить хадж» (сура 22 «Аль-Хадж», аят 27), а также слова Всевышнего, приведенные в истории о пророках Ибрахиме и Исмаиле, мир им:

وَأَرِنَا مَنَاسِ كَنَا (البقرة 128)

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Двадцать первый довод: Все доводы, которые мы упомянули выше в пользу законности мавлида, говорят о таком мавлиде, лишенном порицаемых аспектов, которые необходимо отвергнуть. Если же мавлид охватывает что-либо из таких вещей, которые необходимо отвергнуть, подобно смешиванию мужчин с женщинами, совершению грехов, излишнему расточительству, которыми недоволен хозяин мавлида, то нет никакого сомнения в том, что это запретно и порицаемо. Однако запрет в таком случае будет касаться конкретных негативных случаев, но не будет затрагивать саму сущность мавлида. И это не является секретом для того, кто поразмыслит над этим.

Смысл: «Научи нас обрядам поклонения (или хаджа)» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 128).



Новое на сайте

>

Самое популярное