Домой Пульпит Одиночество как социальная проблема и пути ее решения при обслуживании пожилых инвалидов на дому. Одиночество пожилых людей как социальная проблема Проблема одиночества инвалида семьи или общества кратко

Одиночество как социальная проблема и пути ее решения при обслуживании пожилых инвалидов на дому. Одиночество пожилых людей как социальная проблема Проблема одиночества инвалида семьи или общества кратко

  • 6. Философские аспекты теории ср
  • 7. Многосубъектность ср
  • 8. Специалист по ср как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика специалиста по ср
  • 9. Проблема профессиональных рисков в ср
  • 10. Профессионально – этические основы ср
  • 11. Прогнозирование, проектирование и моделирование в ср
  • 12. Нормативно-правовые основы ср
  • 13. Понятие эффективности в ср. Критерии эффективности
  • 14. Модели теоретического обоснования ср: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные
  • 15. Психосоциальная работа как теоретическая модель и практика
  • 16. Задачи и принципы организации управления в системе ср. Структура, функции и методы управления
  • 17. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно-правовые формы
  • 18. Социальная политика рф: ее цели и основные направления. Взаимосвязь социальной политики и ср
  • 19. Развитие системы социальных служб в субъектах рф
  • 20. Роль общественных организаций в развитии профессиональной ср
  • 21. Технологии ср. Понятие, цель, функции и структура технологического процесса
  • 22. Методы индивидуальной, групповой и общинной ср
  • 23. Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров
  • 24. Методы исследований в ср
  • 25. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  • 26.Девиантное и делинквентное поведение, как проблема социальной работы. Особенности социальной работы с девиантами и делинквентами
  • 27. Наркомания и токсикомания как формы проявления девиантного поведения
  • 28. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения
  • 29. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 30. Инвалидность: Социальная защита и реализация прав инвалидов
  • 31. Пенсионное обеспечение населения в рф
  • 32. Социальное обслуживание населения в рф
  • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
  • 33. Теория и практика соц. Страхования в России
  • 34. Молодежь как объект социальной работы. Технологии социальной работы с молодежью
  • 35. Семья как объект социальной работы. Технологии социальной работы с семьей
  • 36. Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления
  • 37. Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подростками
  • 38. Гендерный подход в практике социальной работы
  • 39. Социальное положение женщин в России. Социальная поддержка женщин в условиях реформ
  • 40. Технологии ср по охране материнства и детства
  • 41. Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами
  • 42. Проблемы занятости населения в современной России. Практика социальной работы с безработными
  • 43. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях
  • 44. Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев населения
  • 45. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
  • 46. Основы социальной медицины
  • 47. Содержание и методика социально-медицинской работы
  • 48. Сиротство как одна из актуальных проблем современности: причины, последствия, динамика
  • 49. Одиночество как социальная проблема
  • 50. Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций
  • 49. Одиночество как социальная проблема

    Одиночество – это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание связанное с утратой существующих жизненных ценностей или близких людей; постоянное ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.

    Одиночество в старости – неоднозначное понятие, имеющее социальный смысл, это прежде всего отсутствие родственников, а также отдельное проживание от молодых членов семьи, либо полное отсутствие человеческого общения. Это социальное состояние, которое отражает психофизический статус пожилого человека, затрудняющее ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей. Оно может быть обусловлено различными причинами как психического, так и социально-экономического характера.

    Изоляция и самоизоляция являются неприменными атрибутами старости (на шестом десятке влечение к одиночеству является нормальным и даже инстинктивным). Одиночество не связано с количеством общественных контактов, а в значительной степени является субъективным психическим состоянием.

    Классификация моделей одиночества:

      Психодинамическая модель (Зимбург), 1938.

    Согласно данной модели одиночество является отражением характерных черт личности. Согласно данному подходу одиночество является результатом ранних детских влияний на личностное развитие.

      Феноменологическая модель (Карл Роджерс), 1961.

    Данная теория сконцентрирована на терапии направленной на личность больного. Согласно Роджерсу поступки индивида, это результат сформировавшихся в обществе образцов, ограничивающих свободу человека социально-оправданными методами. В этой связи создается противоречие между истинным «я» человека и его проявлениями в отношениях с другими людьми. Роджерс считает, что одиночество результат слабой адаптации личности к социально-экономическим условиям. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в несоответствии представления индивида о собственном «я».

      Экзистенциональный подход (Мустафос), 1961.

    В основе данного подхода лежит идея об изначальном одиночестве всех людей. Одиночество – система защитных механизмов, которая отделяет человека от решения жизненных вопросов, и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество, проистекает из конкретной реальности одинокого существования и столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями переживаемыми в одиночку.

    4. Социологический подход (Баумен) 1955, (Крисмен) 1961, (Слейтор) 1976.

    Баумен выдвинул гипотезу о трех силах ведущих к усилению одиночества:

      ослабление связей в первичной группе;

      увеличение семейной мобильности;

      увеличение социальной мобильности.

    Крисмен и Слейтор связывают свой анализ с изучением характера и анализом способностей общества удовлетворить потребности его членов. Одиночество – это нормативный общестатистический показатель характеризующий общество. В определении причин одиночества особый акцент делается на значении событий происходящих в жизни человека в зрелом возрасте и на социализацию, которая под воздействием некоторых факторов негативно воздействует на личность (СМИ).

    5. Интеракционистский подход (Бейс), 1973.

    Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

    2 типа одиночества:

      эмоциональное (отсутствие тесной интимной привязанности);

      социальное (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

    Бейс рассматривает одиночество как нормальную реакцию.

    6. Когнетивный подход (Пепло), 70е годы.

    Он акцентирует роль познания как фактора, определяющего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Одиночество наступает тогда, когда индивид осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

    7. Интимный подход (Дерлега, Мареулис), 1982.

    Употребляется понятие интимность для истолкования одиночества. Одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремиться к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Данные исследователи считают, что как внутрииндивидуальные факторы, так и факторы среды способны привести к одиночеству.

    8. Системный подход (Ландерс), 1982.

    Он расценивает одиночество как потенциально потайное состояние, которое приостанавливает собой механизм обратной связи, помогающей индивиду и обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов. Ландерс считает одиночество полезным механизмом, который в результате способствует благополучию индивида и общества.

    Выделяет два мотива поведения:

      индивидуальный;

      ситуативный.

    На основе этих мотивов формируются разные степени и типы одиночества. Различия между этими типами проводятся по основаниям касающимся оценки индивида, его социального положения, типа испытанного им дефицита социальных отношений и временной перспективы связанной с одиночеством. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций – страх, неуверенность. Тип ущербности определяет природа недостаточных социальных отношений. Главным является сбор информации о значимых для индивида отношений.

    В древние времена, когда существование людей было сугубо общинным, коллективным, родовым, можно говорить о трех формах одиночества:

    1. Обряды, ритуалы, испытания.

    2. Наказание одиночеством, выражающееся в изгнании из рода и обрекающего наказанного почти на верную смерть.

    3. Добровольное уединение отдельных индивидов, оформившееся в отдельный институт отшельничества, который просуществовал не менее 2,5 тыс. лет.

    В философских исследованиях к проблемам одиночества существует несколько подходов:

    1. Оценочная патология (Паркерт, Цимерман).

    Типология Кельбеля, 4 типа одиночества:

      позитивный внутренний тип – гордое одиночество, переживаемое как необходимое средство раскрытия новых форм общения с другими людьми;

      негативный внутренний тип – одиночество, переживаемое как отчуждение от своего «я» и от других людей;

      позитивный внешний тип – преобладает в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски позитивного опыта;

      негативный внешний тип – появляется в том случае, когда внешние обстоятельства ведут к весьма негативным ощущениям.

    2. Социологический подход.

    Типология временной перспективы (Янг, Бег) 1978, три типа одиночества:

      хроническое – характерно для тех людей, которые небыли удовлетворены своими социальными связями и отношениями в течении 2х и более летподряд;

      ситуативное – наступает в результате значимых стрессовых событий в жизни. Ситуационно одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество;

      преходящее.

    Дирсон, Периман, 1979:

      безнадежно одинокие люди, данные люди не имеют супругов, интимных отношений. Отличительная черта: чувство неудовлетворенности связями со сверстниками;

      периодически или временно одинокие, люди связанные социальными отношениями с родственниками, но не привазаны. Отличительная черта: нет близких отношений;

      пассивно или устойчиво одинокие люди, люди смирившиеся со своим положением и считают его неизбежностью.

    Социальная работа с одинокими пожилыми людьми должна способствовать их интеграции в коммуникативную сферу.

    Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности:

    Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающемуКогда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

    Почему мы боимся инвалидов? Как они сами к этому относятся и как правильно относиться к ним?

    Наверное, любой здоровый человек боится потерять своё здоровье и оказаться на месте инвалида. Но больше, чем инвалида, мы боимся самих себя: люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно. Мы совершенно спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что это инвалиды. Но если вдруг нам становится известно, что у человека искусственный протез, то мы сразу пугаемся. Нам кажется, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться. Только при этом мы не знаем как. Вот и начинаем бояться.

    Больше всего инвалидов боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Ребенку достаточно объяснить, что человек сильно хромает из-за того, что у него повреждены ноги. Надо доступно объяснить, что именно «болит» у инвалида с детским параличом, обширным ожогом лица или другими необычными внешними проявлениями. Как только ребенок понимает в чем дело, он перестает бояться.

    Главное -- это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами окажемся в зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Я думаю, что это ясный ответ на вопрос, ограждать или не ограждать своих детей от общения с людьми, имеющими инвалидность.

    К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина.

    С наступлением инвалидности у человека возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера при адаптации к жизненным условиям. Инвалидам во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации; общественный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции, чувству отчуждения. Инвалид живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и другие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Существуют как социальные, так и экономические препятствия для сексуальных взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью. Социально-психологическое самочувствие большинства инвалидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неуравновешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах.

    Заострим внимание на наиболее важных проблемах в жизнедеятельности инвалидов.

    Разумеется, среди проблем инвалидов главной является здоровье, ведь часто помимо инвалидизирующего заболевания человек имеет несколько «попутных» недугов. У инвалидов старшего возраста отмечаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Заболеваемость этой категории граждан характеризуется множественной патологий, нетипичными проявлениями и высокой частотой осложнений. Инвалиды сегодня остро нуждаются в качественном и бесплатном оказании медицинских услуг. У них возникают реальные трудности по приобретению протезно - ортопедических изделий, кресел-колясок, тифлосредств, сурдосредств и т. д. Отсутствие специально приспособленных мест в больницах усугубляет положение инвалидов. Инвалиды остро ощущают недостаточность бесплатных медицинских препаратов, в медицинской помощи - в амбулаторном лечении, стационарном, санаторно-курортном, в диспансерном наблюдении. Однако далеко не все нуждающиеся инвалиды получают всю необходимую помощь.

    Физическая зависимость инвалидов принимает острые формы по причине одиночества. Одиночество и проблемы психологического характера свойственны подавляющему большинству инвалидов, которые чувствуют себя ненужными, всеми забытыми, что еще больше осложняет их жизнь.

    Материальное положение - единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Инвалиды гораздо болезненнее, чем представители других категорий населения, переносят последствия политических и экономических реформ: большинство из них вынуждены отказаться от привычного образа жизни, сложившихся стандартов потребления, снизить уровень социальных притязаний, расстаться со своими социальными ожиданиями и планами, вести пассивный образ жизни.

    Постоянный рост цен на продукты питания, товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет большинству инвалидов преодолеть «черту бедности». Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость инвалида и, в конечном счете, сказываются на состоянии его здоровья и продолжительности жизни. Таким образом, ухудшение здоровья населения сопровождается процессом снижения уровня жизни.

    Не менее значимой проблемой инвалидов является психологическая неприспособленность к окружающему миру. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и выраженность дефекта определяют снижение адаптационных и интеграционных возможностей. Инвалид, имея значительные ограничения жизнедеятельности, зачастую теряет способность к самообслуживанию, самоконтролю, саморазвитию.

    Самочувствие инвалидов во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье. Трудоспособные инвалиды и инвалиды, проживающие в домах-интернатах, обычно не очень интенсивно общаются со своими родственниками, в отличие от тех инвалидов, которые нуждаются в постоянном уходе и находятся на попечении родных. К сожалению, к наиболее острым проблемам людей с ограниченными возможностями, относятся взаимоотношения с другими членами семьи.

    В каждой семье, имеющей инвалида, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на инвалида - либо способствует реабилитации, либо тормозит ее. Практически все семьи с детьми-инвалидами нуждаются в различных видах помощи, в первую очередь психологической. Обычно с рождением ребенка-инвалида в семье возникает целый ряд сложных психологических проблем, которые приводят не только к психологической дезадаптации родителей, но и к распаду семьи.

    Для инвалидов проблема получения образования по-прежнему занимает особое место. Социологические исследования, проведенные сотрудниками Российского государственного социального университета, показали, что 29 % опрошенных инвалидов не удовлетворены уровнем своего образования, более половины молодых инвалидов уверены, что их конституционное право на образование ущемляется. При этом из тех, кто учится или хотел бы учиться (а их около 42 %), главными причинами, мешающими им в этом, назвали нехватку средств 67,7 %, неразвитость инфраструктуры образовательных профессиональных учреждений для инвалидов -- 51,8 %, физический недуг -- 45,5 % . .

    Создание условий для получения максимально доступного инвалидам образования, отвечающего их специфическим потребностям, вырастает в общегосударственную проблему. Неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений связана с необходимостью переезда с постоянного места жительства, что не всегда приемлемо для инвалида. Кроме того, следует учитывать тот факт, что 68 % инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства.

    Основным препятствием для развития интегрированных форм образования является неприспособленность большинства учебных заведений к таким формам работы. Физические возможности инвалидов требуют создания безбарьерной среды -- особой архитектуры помещений, специального оборудования учебных мест и технических средств обучения, специальной методики обучения, предоставления сурдопереводчиков и других услуг. Кроме того, практически отсутствуют квалифицированные педагогические кадры, профессионально подготовленные для работы со студентами-инвалидами в условиях интегрированного обучения.

    В настоящее время недостаточно развита система непрерывного многоуровневого профессионального образования инвалидов. Не обеспечены условия и программы обучения, учитывающих индивидуальные возможности лиц с нарушением здоровья, и принципа «нормализации», т.е. предоставления возможностей для обучения таких категорий лиц в обычных учебных заведениях. Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками, ограничении возможностей передвижения и общения с реальным миром. Инвалид может быть талантливой личностью, но не иметь возможности реализовать свои способности и творческие наклонности. Государство и общество должны создавать такую структуру образования, такие условия жизни, чтобы инвалид не чувствовал ущербности и смог удовлетворить свои потребности. Повышение уровня профессионального образования инвалида станет фактором успешного трудоустройства, социального включения, материальной самостоятельности, психологического комфорта.

    В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми, несмотря на установленное законом квотирование рабочих мест для инвалидов. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Серьезные проблемы с поиском работы возникают не только у самих инвалидов, но и у родителей, воспитывающих ребенка-инвалида: в силу необходимости ухода за ним они не могут полноценно трудиться и, следовательно, неконкурентоспособны на рынке труда.

    Согласно данным социологических исследований, почти 2 / 3 инвалидов считают, что их состояние здоровья позволяет им работать. Как показывает практика, трудоустройство выступает одной из самых трудноразрешимых проблем инвалидов.

    Численность работающих инвалидов неуклонно сокращается. На протяжении многих лет доля трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2 % от среднесписочной численности работающих. Наиболее тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов 1 и 2 групп, среди них удельный вес работающих составляет не более 8 %. Резкое снижение численности работающих инвалидов связано с переходом к рыночной экономике, массовым высвобождением работающих, в первую очередь инвалидов, конкуренцией за рабочие места. .

    Международным сообществом признается недопустимость такого положения для страны, чтобы каждый десятый гражданин был экономически пассивным. Трудоустройство не только повышает уровень благосостояния инвалидов и их семей. С социально-экономической точки зрения оно выгодно и для государства, так как позволяет увеличить доходы от расширения рынка труда и облегчения социальных программ по льготному обеспечению инвалидов. Принимая во внимание увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, необходимо более внимательно и бережно относиться к трудовым ресурсам.

    Важной проблемой также является доступ к объектам социальной инфраструктуры -- учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг (парикмахерских, прачечных и т.п.), местам работы и отдыха, многим магазинам в связи с архитектурными и строительными барьерами, неприспособленностью общественного транспорта для пользования лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов. Игнорирование потребностей инвалидов в обычной для каждого человека жизнедеятельности, недоступность социально значимых объектов снижают возможности лиц с физическими дефектами полноценно участвовать в жизни общества.

    Не оснащен городской транспорт подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим их размещение и передвижение внутри транспортного средства. Не предусматрены специальные места для размещения инвалидов в воздушном транспорте. Удобство, комфортность и безопасность не гарантированы в полной мере инвалиду также на пассажирских морских и речных судах. При перевозке инвалидов железнодорожным транспортом в составах не используются вагоны с широким коридором, специальным туалетом и местом для инвалидных колясок. Недостаточно уделяется внимание и оборудованию вокзалов, станций, переходов и т.д. На сегодняшний день на морских и речных судах не предусмотрены удобства для перевозки инвалидов с нарушением двигательных функций. Инвалиды остро нуждаются в приспособлении квартирных условий к их психосоматическим возможностям, расширении дверных проемов инвалидов 1 гр., адаптации путей перемещения инвалидов в подъезде живого дома. Многие социально-культурные объекты не оснащены пандусами. Необходимо отметить, что проблема создания инфраструктуры, позволяющей инвалидам удовлетворять свои потребности в нормальной жизнедеятельности до сих пор практически не решена, особенно в отдаленных от центра местностях.

    Не хватает государственной поддержки редакций и издательств, выпускающих специальную литературу для инвалидов.

    Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, обеспечение сурдотехникой не в полном объеме финансируется за счет средств государственных средств.

    Язык жестов официально признан средством межличностного общения. На телевидении, в кино - и видеофильмах должна предусматриваться система субтитрирования или сурдоперевода, что практически не реализовывается, только некоторые телевизионные передачи сопровождаются субтитрами или синхронным переводом.

    Также имеют место быть проблемы физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Основными причинами выступают практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений и оборудования, недостаток профессиональных тренерских кадров, недостаточное информационно-методическое и пропагандистское обеспечение, низкая роль учреждений здравоохранения, образования, социальной зашиты населения в реабилитации инвалидов средствами физкультуры и спорта, недостаточное внимание к массовым занятиям инвалидов физкультурой и спортом за счет увлечения спортом высших достижений. Таким образом, положение инвалидов в современной России характеризуется наличием проблем, которые можно сгруппировать в материально-финансовые, психологические, медицинские, профессионально - трудовые, образовательные, социально - бытовые и социально-средовые.

    В социальных отношениях общества и инвалидов доминирует практика социальных ограничений, которая определяет доступ инвалидов к ресурсам и жизненным шансам. Подобная социальная несправедливость по отношению к людям с ограниченными возможностями не должна допускаться в цивилизованном обществе, поэтому обеспечение инвалидов равными с другими людьми возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод является приоритетным направлением государства и общества в целом. Это требует всестороннего изучения проблем инвалидов, которое позволит лучше понять их потребности и определить пути устранения трудностей в соответствии с принципом адресного подхода.

    1.2 Одиночество пожилых людей как социальная проблема

    Одиночество с научной точки зрения одно из наименее разработанных социальных понятий.

    Одиночество – это социально-психологическое состояние, которое характеризуется недостаточностью или отсутствием социальных контактов, поведенческой или эмоциональной неудовлетворенностью индивида, характером и кругом его общения.

    Факторы проявления одиночества:

    Чувство, когда увеличивается разрыв с окружающими;

    Боязнь последствий одинокого образа жизни;

    Ощущение покинутости, беспомощности, ненужности собственного существования.

    Чувство одиночества особенно актуально в пожилом возрасте.

    Существуют три основных измерения одиночества, касающиеся оценки индивидом его социального положения, типа испытываемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством .

    Эмоциональные характеристики – выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких как страх и неизвестность.

    Тип ущербности определяет природу недостающих социальных отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для индивида отношениях. Данное измерение одиночества можно поделить на три подкатегории: чувство ущербности, чувство опустошенности, чувство покинутости.

    Временная перспектива – третье измерение одиночества. Его также подразделяют на три подкомпонента: степень, до которой одиночество переживается как неизменное; степень, до которой одиночество переживается как временное;

    И степень, до которой индивид примеряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в своём окружении.

    Как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых древних времен. Ещё в ветхозаветной книге Экклезиаста даны убедительные подтверждения тому, что одиночество остро воспринималось людьми той эпохи как трагедия. «Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата, нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством». .

    В древние времена, когда существование людей было общинным, родовым, существовали три основные формы одиночества.

    Во-первых, обряды, ритуалы, испытания, воспитание одиночеством, которые существовали у всех племён и народов. Такие обряды имели громадное психологическое значение. Обряды изоляции позволяли человеку осмыслить и осознать себя, психологически обособиться.

    Во-вторых, это наказание одиночеством, выражавшиеся в изгнании из рода и обрекавшие наказанного почти на верную смерть, т.к. одиночество означает полный отрыв индивида от привычного для него круга общения, уровня культуры.

    Философ и социальный психолог Эрик Фромм считал, что сама натура человека не может быть согласно с изоляцией и одиночеством. Он подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека ужаса перед одиночеством. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причина преждевременной гибели – страх умереть в одиночестве. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству. Это потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности, потребность создавать самосознанием и необходимость иметь объект поклонения.

    В-третьих, это добровольное уединение отдельных индивидов, оформившихся в социальный институт отшельничества, просуществовавший многие тысячелетия.

    Многие философы часто проводили черту различия между позитивными и негативными аспектами уединённости и одиночества. Они подчеркивали позитивные аспекты уединения, когда уединенность обеспечивает возможность общения с Богом и с самим собой. Уединение рассматривалось как средство реализации силы характера, выбирающего одиночество на определенный период времени.

    В социологии различают три типа одиночества.

    1. Хроническое одиночество – развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Хроническое одиночество испытывают люди, которые «не были удовлетворены своими отношениями в течение двух и более лет».

    2. Ситуативное одиночество – наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть супруга или разрыв брачных отношений. Ситуативно-одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество.

    3. Приходящее одиночество – наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным и случайным приступам чувства одиночества.

    Среди различных типологий одиночества наиболее интересна работа Роберта С. Вейса. По мнению Вейса «существует фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиночество». Он называл эти состояния эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое, по его мнению, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, второе – отсутствием доступного круга социального общения .

    Вайс считал, что особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, бывает тревожное беспокойство, а особым признаком одиночества, порожденного социальной изоляцией, ощущение намеренного отторжения:

    «Одиночество типа эмоциональной изоляции возникает в отсутствие эмоциональной привязанности, и его можно преодолеть, лишь установив новую эмоциональную привязанность или возобновив ранее утраченную. Люди, переживающие эту форму одиночества, склонны испытывать чувство глубокого уединения, независимо от того, доступно ли им или недоступно общество других. Такой индивид, например, описывает непосредственно окружающий его мир, как опустошенный, безлюдный и бессодержательный; чувство глубокого уединения может быть описано и в понятиях внутренней опустошенности, в этом случае индивид обычно говорит, что он испытывает пустоту, оцепенение, безразличие».

    «…Одиночество типа социальной изоляции возникает в отсутствие привлекающих социальных взаимосвязей, и это отсутствие может быть компенсировано включением в такие взаимосвязи».

    С возрастом личностные черты, которые провоцируют одиночество, усугубляются.

    Польский психолог Л. Симеонова сделала попытку сгруппировать типы поведения людей, подверженных одиночеству .

    1. Потребность человека в самоутверждении, когда в центре внимания стоит только собственный успех.

    2. Однообразие в поведении. Человек не в состоянии выйти из некой выбранной им роли и потому не может позволить себе раскованность, раскрепощённость, естественность в контактах с другими людьми.

    3. Сосредоточенность на своих отношениях. События собственной жизни и своё внутреннее состояние представляются ему исключительными. Он мнителен, полон мрачных предчувствий, панически боится за своё здоровье.

    4. Нестандартность поведения, когда мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в данной группе правилам и нормам. В таком поведении можно было бы найти две причины: одна из них – своеобразие видения мира, оригинальность воображения, что часто отличает людей талантливых, опережающих своё время. Вторая – нежелание считаться с другими. Человек уверен, что все должны подстраиваться под него. Не я против течения, а течение против меня.

    5. Недооценка себя как личности и отсюда боязнь быть неинтересным другим. Обычно такое поведение характерно для людей застенчивых, с заниженной самооценкой, стремящихся всегда держаться в тени. Такого человека чаще не отвергают, а просто не замечают, что им болезненно переживается.

    Наряду с этими характеристиками, связанными с переживанием одиночества, выделяется такая черта, как конфликтность, то есть склонность обострять не только конфликтные, но зачастую и просто осложнённые ситуации человеческих конфликтов.

    Все перечисленные характеристики не просто затрудняют общение, но и объективно препятствуют установлению интимно-личностных отношений между людьми, принятию одним человеком другого как личности. Именно отсутствие такого типа межличностных отношений переживается человеком как одиночество.

    В любом возрасте одиночество – это реакция на дефицит качества и количества социального общения. Для тех, кто дожил до старости, неизбежна в определенной степени уединенная жизнь.

    Исследования, проведенные американским социологом Перлманом и его коллегой Даниелом, выяснили гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживают с родственниками, чем среди стариков, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большее влияние на благополучие, чем контакты с родственниками. Контакты с друзьями и соседями снижали их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают и другие, в то время, как общение с членами семьи не оказывает влияние на моральное состояние пожилого человека.

    Есть ещё другой аспект одиночества, жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Женщины не только живут дольше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам. Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел по дому у мужчин уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается .

    Женщины более внимательны к своему здоровью. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в ещё большей степени по мере старения. Теперь в её обязанности входит следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин. Итак, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них больше социальных ролей, чем у мужчин.

    По проведенным исследованиям овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоявшие в браке, а среди женщин, состоявших в браке и овдовевших, не обнаружено существенной разницы в ощущении одиночества. Это объясняется различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Мужчины предпочитают заниматься делами, связанными с уединением, а женщины посвящают свободное время различного рода социальной деятельности. Хотя большинство старых людей признают свои социальные связи удовлетворительными и не чувствуют себя одинокими, некоторые из них все же остро ощущают одиночество. В любом возрасте одиночество – это реакция на дефицит качества и количества социального общения.

    Основными причинами одиночества является то, что человек в старости утрачивает прежние социальные роли, права, часто теряет родных и близких, отделяется от приобретенных самостоятельность детей, наступает некоторый духовный упадок, что приводит к сужению круга интересов и социальных контактов. На активные социальные связи влияет широкий круг факторов, которые особенно важны в поздний период жизни. Для старых людей одним их таких факторов является здоровье.

    Проблема одиночества и изоляции пожилых людей – это ещё и проблема невосстребованности их обществом – одиночества не только по условиям проживания, но и по ощущению своей ненужности, когда человек считает, что его недопоняли, недооценили. Это порождает негативные эмоции и депрессию .

    Также проблема одиночества в старости приобретает такую специфическую черту, как вынужденное уединение, причиной которого является физическая немощь, затруднения при решении повседневных гигиенических и бытовых вопросов.

    Несмотря на то, что в средствах массовой информации, во власти, в законодательстве проблемы пожилых людей декларируются, по настоящему в психологическом и социальном смысле они ещё не решаются. Система социальной работы ещё только делает первые попытки её решения, разрабатывает механизмы и способы решения этой проблемы. Значительную роль в осуществлении проблемы одиночества пожилых людей сыграют высококвалифицированные специалисты, решая следующие задачи:

    · Совершенствование социальной помощи пожилым людям, позволяющей им сохранять независимость и относительную самостоятельность;

    · Поиск новых форм и режимов занятости пожилых людей.

    Таким образом, одиночество – это характерное для человека очень важное явление, требующее внимательного изучения. Каждый тип одиночества – особая форма самосознания, которая свидетельствует о разрыве отношений связей, составляющих жизненный мир человека. Знание типов одиночества даёт возможность узнать переживания одинокого человека, более тщательно проанализировать феномен одиночества, его источники, а также оценить воздействие одиночества на жизнь.

    Одиночество – реакция на дефицит качества и количества социального общения.

    1.3 Деятельность специалиста по социальной работе на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возрасти и инвалидов МУКЦСОН «Гармония»

    Социальная работа – это осуществляемая профессионально подготовленным специалистом деятельность по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, неспособным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы.

    Социальная работа с людьми пожилого возраста заключается в оказании практической помощи тем, кто имеет низкий материальный уровень, страдает от различных хронических болезней, а также в создании условий, способствующих их физическому выживанию, и сохранению их социальной активности. Социальная работа с людьми пожилого возраста может рассматриваться на двух уровнях:


    Информация о работе «Возможности деятельности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей (на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУ КЦСОН "Гармония" г. Устюжна)»


    Для многих инвалидов одиночество становится одной из главных жизненных проблем. Можно привыкнуть к болезненному состоянию, терпеть телесный дискомфорт, внешние неудобства и недостатки, но труднее управлять внутренним состоянием, когда вызываемая обстоятельствами душевная тяжесть усугубляется ощущением одиночества.

    Среди инвалидов немало людей, думающих примерно так: никто меня не навещает, поговорить не с кем, нигде не бываю, ничего не вижу, родные меня утомили, государство не обеспечивает безбарьерной средой, работы по силам нет, я одинокий, забытый и никому не нужный. Всё однообразно, уныло, скучно, и, – о ужас! – это на всю жизнь. Кого из пожизненных инвалидов не посещали подобные мысли?

    Инвалиды-домоседы часто обижаются на непонимание окружающих, которые надоедают советами, жалобами на или делятся жизненными тяготами. Своих, говорят, проблем хватает, зачем чужими нагружаться? Меня тоже не обошли подобные трудности, но что делать, все мы люди и хотим понимания. Смолоду мое пожизненное заключение в комнате состояло из общества двух соседских бабушек с рассказами о пережитом и естественными жалобами на . Прислушиваясь к их суждениям, я открыла, что они очень мудрые и говорят много полезных вещей, хотя одна была неграмотной. Человека надо просто выслушать, и это будет для него реальная помощь. В общении со старушками думалось, что, возможно, и для такой миссии мне послано одиночество. Ничего напрасного не бывает, и посылается только посильное. Выслушивание других – это школа закалки терпения и выдержки, способ накопления власти над собою, это доброе дело для ближнего без расчета на вознаграждение.

    Человеческая душа по природе одинока, потому одиночество не обходит никого, ни больных, ни здоровых. Одиночество можно любить и ненавидеть, одиночества бывает слишком много, но его может и не хватать. Одиночество чаще всего состояние душевное и духовное, а не вещественное, можно быть совершенно одиноким в гуще народа и в обществе близких. Об одиночестве людей из ученой и художественной среды можно прочесть в их письмах и дневниках. Наверное, для этой категории людей одиночество состояние естественное, без пребывания в одиночестве ничего не откроешь и не сотворишь – надо, чтобы не мешали думать. Потому наша земля так прекрасно устроена, что Бог в одиночестве создавал мироздание, никто не мешал творить.

    Одиночество не всегда плохо, это еще отдых души, время на любимые увлечения, радость созерцания природы и возможность делать добрые дела. У каждого свои обстоятельства и жизненная позиция, но одно можно сказать уверенно: чтобы не обижаться на судьбу и окружающих, надо любить доставшуюся тебе жизнь, особенно если известно, что изменить ситуацию невозможно и дружить с одиночеством предстоит до конца дней.

    Принято считать, что одиночество сглаживается общением. В таком случае, если человеку не с кем общаться, надо дружить с самим собою, учиться быть себе другом. Радость тогда бывает в доме, когда она есть в тебе самом. Никто, кроме самого человека, не сможет его развлечь, прогнать уныние и хандру. Радость, отчаяние, уныние, веселье, хандра, депрессия – понятия душевно-духовного характера, потому и бороться с ними можно духовными путями.

    Древние восточные мудрецы и христианские пустынножители покидали мирские удовольствия ради жизни в одиноком аскетизме, где становились умудренными и прозорливыми? Именно к таким людям идут за советами и утешением. Конечно, это были особые люди, избранные, но ведь люди же. Наверное, одинокие тоже в определенной степени избранные. Состояние одиночества может способствовать развитию и накоплению душевного и духовного богатства, создавать ощущение внутренней полноты, которая становится еще полнее, когда человек ею делится. Ситуация каждого индивидуальна – надо думать самому, учиться анализировать события, а не искать готовых ответов.

    Когда мне было двадцать лет, друг детства, узнав о моей грустной участи жить в комнатном заточении, бросил ободрительную фразу: «Раз такое дело, читай книжки и повышай свой интеллект!» Он оставил мне большой чемодан книжек с русской классикой, и с этим чемоданом я вступила на дорогу борьбы с одиночеством. За прошедшие с тех пор сорок лет я слышала сотни советов доброжелателей, но совет «читать книги» оказался самым полезным. Это было семя, своевременно брошенное на почву тревог, сомнений и растерянности. Занимаясь рукодельями в поисках дела по душе и по силам, все свободное от практических занятий время я заполняла чтением, чтобы некогда было раскисать и впадать в депрессии, как часто случается с нашим братом.

    Серьезное чтение способствует размышлениям и раздумьям. Думающий человек уже не одинок. Место одиночества в душе отнимают думы и плоды раздумий, а думать – это труд и немаленький. Чтение классики и познавательных книг хорошая школа для самообразования. Официальное образование дает профессию, но интеллект и кругозор расширяются чтением, появляется вкус к языку и содержанию, приходит радость от встречи с хорошей книгой. В древности книг в нашем понимании не было, но уже Библия пишет, что книга «проводник разума, источник мудрости, и река знания» (Ездра. 14.48)

    В рассказе Чехова «Пари» молодой человек заключил с миллионером пари о том, что пятнадцать лет безвылазно просидит в одной комнате, за что богач выплатит ему большую сумму денег. За годы пребывания в одиночестве парист выучил языки и прочитал много книг. Когда подошло время получения выигрыша, постаревший молодой человек нарушил условия договора, сбежав за пять минут до истечения срока отсидки. Деньги для него утратили значение в сравнении с полученными в одиночестве бесценными знаниями.

    Чтобы не быть одиноким, надо занимать одинокое душевное пространство полезной информацией и чаще страдать о других, чем о себе. При думах о других человеку посылается утешение и духовные заряды, достаточные для поддержки внутренней гармонии собственной души и поддержки страждущих. Чем больше в душе сострадания и милосердия, тем больше прибудет сил физических, душевных и духовных, которые можно направить ближним.

    В наше время очень распространено впадание в депрессию. Мой опыт позволяет заключить, что депрессия – это неумение дружить со своим внутренним миром и наполнять его полезной информацией, а также нежелание насыщать свободное время добрыми делами. В депрессию впадают, когда не надо думать о хлебе насущном, но хочется нечто такого, чего человек сам не знает. Бедным людям слово депрессия не известно, также занимающиеся благотворительностью состоятельные люди в депрессию не впадают – некогда. Они помнят, что их ждут слабые, бедные, немощные. Такое напряженное ожидание прогонит любую депрессию, только надо этого захотеть. Но хотеть не хочется – лень! Надо просто работать на любых направлениях, и на депрессию не останется времени.

    Раздумья и анализ происходящего учат наблюдать за окружающей жизнью, не уходя с головой в свои беды; учат помнить, что у окружающих тоже есть не менее острые горести, просто другие. Болезненная претензия ко всему свойственна не только инвалидам, но и здоровым людям, потребительски относящимся к жизни. Им все должны, они никому ничего. Берущий и ничего не отдающий человек превращается в одинокого раба собственного недовольства и разъедающих сердце глубоких печалей.

    Своя рубашка ближе к телу, однако умение ставить собственную рубашку в конец очереди на получение душевного тепла – парадокс! – ведет к получению такого тепла извне. Когда душе заниматься собственными страданиями от одиночества, если память и руки заняты заботой о других?

    Никакое одиночество не страшно обладателям любви. Любовь к людям, к родине и своей истории, любовь к природе и всему окружающему миру – разве мало для наполнения любовью души и сердца! Все это есть даже у самого недвижимого инвалида. «Отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть», – писал Василий Великий. Всякому человеку можно обрести любовь в разных обстоятельствах. Есть земля, где мы родились, народ, которому принадлежим, есть родина и природа, даже если она выражается маленьким принесенным букетиком или простой травинкой.

    Многие могут сказать: родина нас забыла. На родине бывают разные государственные системы, они меняются, но родина никого не забывает, если не забудут её. Полюбите родину, и эта любовь заполнит частицу внутреннего одиночества. Чтобы полюбить родину, надо полюбить её историю, а чтобы полюбить историю, надо её изучать. Знакомство с историей посредством чтения заполнит ещё одну нишу одинокого пространства души. На серьезное вдумчивое чтение уйдет масса свободного времени, и скучная одинокая жизнь заполнится растущими интересами.

    Полюбите природу и научитесь радоваться всякой веточке. Размышления о том, как на тоненьком стебельке образуются зеленые листочки и распускается прелестный цветок, или из незаметного зернышка вырастает огромное дерево, обращаются в радостное изумление непостижимым совершенством божьих творений! Ощущение тайны божественного домостроительства усиливает душевную радость, отнимая у невыносимого одиночества еще кусочек пространства.

    «Свободен человек тогда, когда он располагает обилием и властен расточить его. Ибо свобода всегда есть власть и сила, и эта свобода есть власть над душою и над вещами, и сила в щедрой отдаче их», – писал выдающийся русский философ Иван Ильин.

    «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, если рука твоя в силах сделать его», – написано в Библии. Следующих этому правилу одиночество не терзает, просто некогда в него погружаться, нуждающиеся всегда найдутся рядом.

    Все написанное выше основано на моем житейском опыте, переживаниях и взглядах, сформированных за многие годы одиночества. Заполняя время посильными делами помощи ближним, чтением и размышлениями, позднее творчеством, не позволяя себе хандрить от невозможности изменить обстоятельства, я не ощущала одиночества, хотя жизненная обстановка по существу мало изменялась. Мне полюбилось одиночество и стало его не хватать. Одиночество научило меня думать и слушать других. В долгий период поиска своего дела мое одиночество было заполнено любой работой, которую могла сделать для других. Заставляла себя постоянно быть при деле, только бы не сидеть сложа руки, и душевное одиночество само собой отступало. Наверное, оно боится заботы о ближних, боится того приятного состояния, когда радость ближнего также радует тебя, приносит душевную легкость и внутреннее удовлетворение. Старание сделать свое одиночество полезным для других помогает не попадать в его мутные сети. Одиночество научило меня творческой работе и творческой созерцательности, наполнило душу любовью и благодарностью судьбе за выпавшую земную жизнь.

    Еще одиночество научило говорить с Богом на Его языке, ведь молчание – это язык Бога. И слава Богу за все!



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное