Домой Профилактика Рабочие иммигранты используются преимущественно в отраслях экономики. Мировые центры миграции

Рабочие иммигранты используются преимущественно в отраслях экономики. Мировые центры миграции

Одной из причин миграции часто является поиск лучших условий труда и занятости, которые для большинства людей неотделимы от доступа к социальному обеспечению. В поддержку национальных и международных усилий по защите прав на социальное обеспечение всех работников и их иждивенцев МАСО издала «Справочник по расширению охвата работников-мигрантов социальным обеспечением», в котором разъясняется, почему социальная защита растущего количества мигрантов становится все более насущным вопросом. (1)

Из более чем миллиарда внутренних и международных мигрантов на международную миграцию приходится свыше одной четвертой части. Однако закономерности международной миграции в последнее время претерпевают определенные изменения, связанные с мегатрендом эволюции рынков труда (). Если раньше это движение имело общемировую направленность Юг-Север, то теперь потоки мигрантов все больше формируются в направлении Юг-Юг. Впрочем, потоки миграции Север-Север и Юг-Север по-прежнему значимы.

Более 10% населения мира – это внутренние мигранты, перемещающиеся в пределах своих стран. Значительная их доля – 40% – приходится на жителей азиатских стран. Во многих странах также наблюдаются существенные потоки миграции населения из сельских районов в города. Наиболее четко эта тенденция выражена в Индии и Китае. Примерно половина городских работников в Китае – это выходцы из сельской местности. В 2013 году только в одном Китае численность трудовых мигрантов из числа бывших крестьян достигла 269 миллионов человек.

В масштабах государства охват трудящихся-мигрантов социальным обеспечением крайне важен для решения стратегической задачи расширения охвата национальных систем социального обеспечения. С учетом численности мигрантов и зачастую их маргинального положения на рынках труда такое расширение охвата социального обеспечения необходимо и для продвижения международного сообщества к цели обеспечения хотя бы базового уровня социального обеспечения для всех – ведь более 70% населения планеты сегодня лишено достаточного доступа к социальному обеспечению.

Не менее важно обеспечивать перевод прав на социальное обеспечение, полученных плательщиком взносов в рамках одной системы социального обеспечения, в другую систему, действующую в той же стране или за рубежом. «Переводимость» прав на социальное обеспечение тем самым означает способность участников сохранять, поддерживать и переносить права на пособия из одной программы социального обеспечения в другую. Применительно к внешней миграции такая возможность обычно закрепляется в соответствующих двусторонних или многосторонних соглашениях.

Двусторонние и многосторонние соглашения

По имеющимся данным, число таких соглашений существенно варьируется по регионам: в 2009 году в ЕС и Западной Европе действовало 1628 двусторонних или многосторонних соглашений (включая 1034 соглашения между странами ЕС), в то время как их насчитывалось 181 в странах Восточной Азии и Тихого океана, три в странах Южной Азии и 102 соглашения в Африке (не считая Реюньона).

В качестве примеров многосторонних инициатив можно привести Генеральную конвенцию о социальном обеспечении государств Западной Африки (ECOWAS), Межафриканскую конференцию по вопросам социального обеспечения (CIPRES) стран Центральной и Западной Африки, Многостороннюю ибероамериканскую конвенцию о социальном обеспечении, Соглашение о социальном обеспечении Карибского сообщества (CARICOM), Соглашение MERCOSUR SIACI (стран Латиноамериканского общего рынка); Единый закон о распространении страхования на граждан государств-членов Совета сотрудничества стран Залива (GCC), работающих в других государствах-членах GCC, а также – в Евразийском регионе – Бакинскую декларацию и Рамочный документ.

Отсутствие подобных соглашений между странами, направляющими и принимающими мигрантов, лишает работников стимула к участию в фондах социального обеспечения и соблюдению в полном объеме требований об уплате страховых взносов. В свою очередь, это провоцирует неформальные отношения в сфере труда и занятости. В целом, невозможность перевода прав на социальное обеспечение повышает потенциальную уязвимость большинства трудящихся-мигрантов – как в период их работы за рубежом, так и после их возвращения на родину из-за невозможности сохранить заработанные права.

Проблемы государственной политики в отношении миграции

Миграция порождает самые разные проблемы для стран, поставляющих и принимающих рабочую силу. Так, на экономику стран, поставляющих мигрантов, значительное влияние могут оказывать доходы граждан, получаемые за рубежом: их денежные переводы на родину превышают 10% валового внутреннего продукта (ВВП) в ряде стран, в том числе в Непале и на Филиппинах.

Страны, принимающие мигрантов, переживают множество экономических, демографических и социальных последствий, ряд которых оказывает благоприятное воздействие:

  • Привнесение определенных профессиональных навыков и компетенций, которые отсутствуют или недостаточно развиты в принимающей стране.
  • Трудящиеся-мигранты часто предприимчивы и трудолюбивы.
  • Как правило, работники-мигранты составляют возрастную группу от 20 до 39 лет; в среднем они моложе основной части местного населения, что может способствовать его «омоложению».

Проблемой для директивных органов принимающих стран является то, что приток мигрантов, как показывает опыт, может вести к снижению общего уровня оплаты труда; кроме того, им необходимо решать проблемы, связанные с культурными особенностями и социальной интеграцией мигрантов, особенно когда они концентрируются на одной территории.

Для стран происхождения мигрантов, особенно развивающихся стран, исход значительной части населения с высшим образованием создает проблемы для общества, которое лишается многих из наиболее образованных специалистов.

В «Справочнике по расширению охвата работников-мигрантов социальным обеспечением» содержатся данные, свидетельствующие о том, что в страны ОЭСР уезжает свыше 20% специалистов с высшим образованием в возрасте 25 лет и старше из Афганистана, Боснии и Герцеговины, Камбоджи, Республики Конго, Гватемалы, Новой Зеландии, Португалии и Вьетнама, и свыше 40% из Барбадоса, Ганы, Ливана и Либерии. Из стран Карибского бассейна эмигрирует более 50% взрослого населения с высшим образованием.

Социальное обеспечение и мигранты

Существует много причин, почему национальные системы социального обеспечения должны охватывать трудящихся-мигрантов и лиц, находящихся у них на иждивении. Помимо необходимости удовлетворять насущные потребности и обеспечивать социальную защиту участие этих групп населения в системах социального обеспечения выгодно для самих систем и для общества в целом:

  • Системы социального обеспечения выплачивают пособия и оказывают услуги, помогающие снижать риски, с которыми сталкиваются эти зачастую незащищенные группы работающего населения. Безусловной причиной охвата таких работников системами социального обеспечения является защита прав человека.
  • Расширение охвата населения социальным обеспечением способствует сплоченности общества, ускорению экономического роста и укреплению государственной поддержки систем социального обеспечения.
  • Социальное обеспечение трудящихся-мигрантов может восприниматься как справедливое решение немигрирующим населением (например, работниками, командируемыми на работу за рубеж).
  • Работники-мигранты могут способствовать улучшению демографической ситуации в стране и нередко являются «чистыми вкладчиками» системы социального обеспечения на протяжении всей своей жизни.
  • Охват трудящихся-мигрантов повышает эффективность других мер по формализации неформального сектора, стимулирует и поддерживает мобильность занятого населения, препятствует эксплуатации трудовых мигрантов.

Администрирование программ социального обеспечения мигрантов

Тем не менее, включение трудящихся-мигрантов в программы социального обеспечения может создавать проблемы для органов социального обеспечения, связанные с такими особенностями мигрантов, как ограниченный трудовой стаж в принимающей стране, частая смена работы, во многих случаях занятость мигрантов в неформальном секторе, удаленность от иждивенцев и т.д., что отличает их от большинства работников. Кроме того, мигранты реже участвуют в типичных отношениях «работодатель – наемный работник», лежащих в основе большинства систем социального обеспечения.

Вставка 1. Сложности с расширением охвата на трудовых мигрантов

  • Численность и характеристики трудовых мигрантов трудно прогнозировать. Как показывают результаты исследований, мигранты, как правило, первыми страдают от экономических спадов, а нестабильность миграционных потоков создает проблемы для органов социального обеспечения с точки зрения управления и планирования.
  • По составу трудящиеся-мигранты представляют собой неоднородную группу, в которую входят как бедные и уязвимые работники неформального сектора (очень часто женщины), так и высокооплачиваемые, мобильные специалисты.
  • Очень часто задачу включения мигрантов в программы социального обеспечения затрудняет и высокая степень их культурно-языкового разнообразия.
  • Отдаленность таких работников от зависимых членов семьи препятствует достаточному охвату мигранта и членов его семьи социальным обеспечением.
  • Недостаток информации о личной ситуации каждого трудящегося-мигранта; эти сведения не всегда вносятся в национальные базы данных, и мигранты не могут обращаться за помощью к тем же источникам, что и граждане принимающей страны.
  • Трудовые мигрантов часто работают в неформальном секторе и, как правило, накапливают меньший стаж. Это влияет на их права на получение пособий (в частности, в системах с относительно высокими минимальными требованиями к стажу, т.е. к сроку проживания в стране или уплаты взносов), на возможность перевода прав на пособия в страну происхождения, а также на такие функции работодателя, как сбор и уплата взносов в систему социального обеспечения.
  • Административные задачи, связанные с охватом трудовых мигрантов программами социального обеспечения, как правило, довольно сложно решать: они включают взаимодействие с другими службами, зачастую за рубежом, на основе двусторонних и многосторонних соглашений, ведение зачастую весьма громоздких систем учета личных данных и взносов трудовых мигрантов, а также необходимость общения на разных языках.
  • В силу раздробленности трудового стажа мигрантов им часто начисляются пенсионные пособия в значительно меньшем размере, чем местным работникам. Это может быть связано с периодами работы без начисления стажа, прогрессивными ставками начисления пенсионных прав или несоответствием минимальным требованиям к выслуге лет. Хотя некоторые вопросы могут прописываться в многосторонних соглашениях, одной из главных проблем остается достаточность размера пенсионных пособий.
  • Участниками двусторонних соглашений чаще всего становятся государства с упорядоченными программами трудовой миграции, что потенциально ведет к маргинализации или исключению трудящихся-мигрантов из стран, не имеющих оформленных отношений с принимающей страной. В ряде соглашений, например, в Многосторонней ибероамериканской конвенции о социальном обеспечении, подписанной Испанией, Португалией и 12 государствами Латинской Америки, может предусматриваться возможность «экспорта» выплаты пособий, но не перевод прав в полном объеме.(2)

Будучи неоднородной группой, мигранты характеризуются разными возможностями перевода3 социально-трудовых прав. К ним относятся:

  • лица, находящиеся под защитой двусторонних или многосторонних соглашений между странами их происхождения и трудоустройства;
  • лица, которые имеют право на социальные пособия даже в случае отсутствия двусторонних соглашений;
  • лица, не имеющие прав на пенсии по старости и прочие долгосрочные выплаты, но имеющие право на непереводимые краткосрочные пособия, например, медицинские пособия;
  • лица, занятые в неформальной экономике и имеющие весьма ограниченный доступ к социальному обеспечению в принимающей стране.

Согласно результатам исследований, две трети зарегистрированных и незарегистрированных мигрантов из Африки, Азии и Латинской Америки работают в других странах без каких-либо двусторонних соглашений и, тем не менее, имеют право на получение ряда социальных пособий. Среди лиц, приехавших на работу в страны Европы, Северной Америки и Океании, которые заключили двусторонние соглашения со странами происхождения мигрантов, доступ к социальному обеспечению имеют от 48% до 65% мигрантов. Даже в отсутствие двусторонних и многосторонних соглашений примерно 35% мигрантов в странах Европы, Северной Америки и Океании имеют возможность пользоваться хотя бы некоторыми услугами системы социального обеспечения. Среди мигрантов с ограниченными правами на социальное обеспечение в силу отсутствия у них документов или по причине их занятости в неформальной экономике этот показатель достигает в лучшем случае 16% в Европе и равен нулю в Северной Америке и Океании. (2,3)

Меры по распространению программ социального обеспечения на мигрантов

Для расширения охвата социального обеспечения на внутренних и международных трудовых мигрантов с учетом вышеперечисленных проблем необходимо принять ряд мер, связанных с регулированием, администрированием, управлением, обменом информацией и организацией возвращения мигрантов на родину.

К мерам в сфере регулирования относятся:

  • Распространение программ социального обеспечения на трудящихся-мигрантов посредством включения их в определение «работник» в законодательстве о социальном обеспечении, либо путем соответствующей адаптации механизмов начисления пособий и сбора взносов. В последнем случае такие меры могут включать понижение критериев для возникновения соответствующих прав, смягчение требований к стажу и упрощение методики расчета взносов.
  • Учреждение добровольных программ социального обеспечения для лиц, работающих за рубежом (как это происходит в Албании, Сальвадоре, Индии, Мексике, Шри-Ланке), с пособиями, устанавливаемыми для конкретных случаев (такими как пенсионные накопления, пособия на оплату лечения или дорожных расходов, а также семейные пособия).
  • Обеспечение защиты прав работников-мигрантов, гарантирование прав на перевод пособий из одних стран в другие.
  • Улучшение возможностей для перевода пособий из одних систем социального обеспечения в другие в той же стране или в других странах путем гармонизации правил, регулирующих назначение пособий, и закрепления процедур признания, перевода и выплаты начисленных пособий, а также обеспечение необходимой координации между различными организациями социального обеспечения в целях эффективного решения и администрирования конкретных случаев.
  • Обеспечение достаточности пособий для трудящихся-мигрантов в рамках систем обязательного и добровольного социального страхования на основе эффективных механизмов финансирования и создания стимулов/устранения препятствий для участия трудовых мигрантов в таких программах.
  • Особенно важна роль двусторонних и многосторонних соглашений. В них должен найти отражение ряд ключевых принципов, включая равные права трудящихся-мигрантов; правило, согласно которому пособия по социальному обеспечению (например, пенсия по старости, образующаяся за счет взносов работника и/или работодателя) должны выплачиваться из фондов социального обеспечения только в одной стране; гарантии того, что права, возникшие у работника, надежно защищены, а механизмы и финансирование выплат пособий из различных источников не только подробно прописаны, но и эффективно функционируют. Успех таких соглашений зависит от административного и управленческого потенциала соответствующих органов социального обеспечения.

К необходимым мерам в области администрирования и управления относятся:

  • Тесное взаимодействие с заинтересованными сторонами и организациями трудящихся-мигрантов с целью привлечения их к участию в системе социального обеспечения.
  • Создание передвижных офисов и упрощение процедур и требований к вступлению в программы социального обеспечения для поощрения участия в них.
  • Анализ воздействия и практическая реализация двусторонних и многосторонних соглашений, включая ведение учета, предоставление информации, создание механизмов расчетов и координацию действий с соответствующими службами в стране и за рубежом.
  • Эффективное применение ИКТ для учета, контроля и количественной оценки прав на различные виды пособий, а также для облегчения взаимодействия с другими системами социального обеспечения и всеми заинтересованными сторонами.
  • Меры по поддержке семей работников-мигрантов, включая назначение специализированных пособий и оказание административного содействия (например, посредством выдачи трудовым мигрантам двух удостоверений, которые позволят им и зависящим от них супругам получать пособия, даже если они находятся в разных странах).

Информационные меры, направленные на повышение осведомленности населения о программах социального обеспечения и мигрантах и одобрение обществом этих программ и трудовой миграции в целом:

  • Просветительская деятельность как среди трудящихся-мигрантов, так и среди местного населения по вопросам социального обеспечения на разных языках с использованием наиболее пригодных для этого каналов распространения информации и с учетом индивидуальных потребностей аудитории на разных этапах трудовой жизни.

Меры по организации возвращения мигрантов на родину, основанные на понимании того, что трудовая миграция – это, как правило, временное явление:

  • Оказание поддержки трудящимся-мигрантам, возвращающимся на родину (оплата проезда и содействие реинтеграции трудовых мигрантов в системы социального обеспечения и рынки труда на родине).

Социальное обеспечение должно развиваться с учетом растущей экономической роли трудовой миграции

Расширение сферы действия систем социального обеспечения на всех трудовых мигрантов сопряжено с существенными проблемами. Однако возрастание роли мигрантов в экономике стран и уязвимость их положения на рынке, особенно когда речь идет о неформальном секторе, – достаточно убедительные доводы в пользу того, чтобы работа в этом направлении была продолжена. Глобализация и усугубляющиеся экологические последствия изменения климата говорят о том, что численность мигрантов будет только расти.

Сегодня, безусловно, ясно одно: когда программные инициативы начнут подкрепляться эффективным администрированием, произойдет значительный прогресс, который принесет реальные выгоды трудовым мигрантам и неработающим членам их семей, а также самим системам социального обеспечения и обществу в целом.

Sources

1. ISSA . 2014. Handbook on the extension of social security to migrant workers. Geneva, International Social Security Association.

2. Taha, N.; Siegmann, K. A.; Messkoub, M. 2015 . "How portable is social security for migrant workers? A review of the literature", in International Social Security Review , Vol. 68, No. 1.

3. Holzmann, R.; Koettl, J.; Chernetsky, T. . 2005. Portability regimes of pension and healthcare benefits for international migrants : An analysis of issues and good practices (Social Protection Discussion Paper Series No. 0519). Washington, DC, World Bank.

11.1. Предложение экономических ресурсов

На рынке факторов производства (ресурсном рынке) роли фирм и домохозяйств в принципе меняются: домохозяйства предлагают имеющиеся в их распоряжении ресурсы (труд, землю, капитал), а фирмы предъявляют спрос на факторы производства.

Исследование ресурсного рынка важно по ряду причин. Во-первых, именно на этом рынке формируется денежный доход населения страны: предлагая фирмам имеющиеся в их распоряжении ресурсы, домохозяйства получают вознаграждение в виде заработной платы, прибыли, процента и ренты. Следовательно, цены на рынке факторов производства определят в дальнейшем доход населения и, в конечном итоге, состояние рынка товаров и услуг. Во-вторых, цены на факторы производства показывают, каким образом распределяются в стране ограниченные ресурсы, что позволяет использовать их наиболее эффективным путем. В-третьих, для фирмы закупка ресурсов является издержками производства. Максимизируя прибыль, фирма всегда будет стремиться снизить издержки на единицу продукции. Соответственно цены ресурсов определят, в какой комбинации будут использоваться факторы при производстве данного вида товаров и услуг. Наконец, в-четвертых, цены ресурсного рынка, прежде всего заработная плата, вопросы распределения дохода являются объектом политической борьбы и всегда находятся в центре общественного мнения.

В каждый момент времени в любой стране суммарное предложение какого-либо фактора производства – труда, земли, капитала – имеет вполне конкретную величину. Действительно, количество наемных работников, площадь обрабатываемой земли, объемы капитальных ресурсов в России, положим, в первом полугодии 1999 г. можно выразить точной цифрой. Однако с течением времени эти объемы могут существенно измениться, причиной тому служат и экономические, и неэкономические факторы. Например, оживление экономики (экономический фактор) вызывает увеличение инвестиций и рост предложения капитала, а засуха (неэкономический фактор) приводит к сокращению предложения зерна и т.п. Наша цель – выяснить, каким образом экономические факторы влияют на предложение ресурсов для отдельной отрасли и фирмы.

Мобильность ресурсов. Большое влияние на предложение ресурсов оказывает их мобильность, под которой понимают возможность фактора производства менять сферу своего применения. Тот ресурс, который под воздействием каких-либо побудительных причин легко перемещается из одной области применения в другую, считается мобильным. Если же ресурс не перемещается даже при наличии серьезных мотивов, то его принято считать немобильным. Перемещение ресурсов может оказать существенное воздействие на их предложение для фирмы и отрасли: факторы производства, имеющие высокую мобильность, обладают эластичным предложением, т.е. их QS значительно меняется при небольшом изменении цены ресурса, соответственно предложение немобильных факторов неэластично.

На мобильность ресурсов влияет временной фактор: чем длиннее рассматриваемый интервал, тем большей мобильностью обладают экономические ресурсы. Например, капитал в небольших по длительности периодах обычно немобилен: станки, оборудование, здания используются, как правило, для производства конкретного вида товаров и услуг, и в коротком по времени периоде затруднительно переналадить их на выпуск иной продукции. В течение длительных периодов времени мобильность капитала, напротив, очень высокая, и экономические причины способны вызвать значительные перемещения капитала из одной области в другую.

Что касается земли, то она обладает высокой мобильностью в экономическом плане: один и тот же участок земли можно использовать для выращивания картофеля, а на следующий год – капусты и т.д. Его можно продать для застройки. Однако застроенный участок земли уже менее мобилен: если на нем выстроен цех, а кто-то хочет на этом месте построить гостиницу, то цена этого участка земли окажется столь значительной, что перекроет затраты на снос цеха (иначе, проще поставить гостиницу на другом месте). Такие затраты на покупку земли, естественно, снижают ее мобильность.

Особенностью труда является то, что его предложение фактически всегда связано с необходимостью физического присутствия владельца этого ресурса – работника – на месте применения своих производственных функций. Для земли и капитала это не является необходимым: владелец земли или капитала может находиться за тысячи километров от самого фактора производства, но получать доход за его использование другими людьми. На мобильность трудовых ресурсов в значительной степени оказывают влияние неэкономические факторы: вид работы, престижность профессии, коллектив сослуживцев, удаленность от места жительства, жилищные проблемы и т.п. Несомненно, заработная плата (цена ресурса) имеет также большое значение для перемещения кадров. Сдерживающим фактором к расширению предложения специалистов той или иной профессии служат и иные причины: отсутствие способностей к данной профессии у некоторых людей, необходимость обучения и др. К примеру, квалифицированному инженеру 45 лет трудно переучиваться на бухгалтера и совсем невозможно стать профессиональным спортсменом. Однако молодежи под силу и то, и другое. В год обычно меняется 3-4% всех трудовых ресурсов страны: определенное количество уходит на пенсию, приходят молодые работники. За небольшой срок, 10-15 лет, общество способно почти полностью перепрофилировать состав трудовых ресурсов. Соответственно суммарные трудовые ресурсы более мобильны, чем отдельный индивидуум.

Различия цен ресурсов. Поскольку на мобильность факторов производства оказывают воздействие цены ресурсов, возникает вопрос: что же влияет на эти цены и приводит к их различию? Если бы все единицы любого ресурса были идентичны, а их мобильность определялась только экономическими причинами, то цены таких единиц ресурса не отличались бы друг от друга в любой области применения. Действительно, когда рабочие имеют одинаковую квалификацию и на каком-либо производстве устанавливается более высокая зарплата, это вызовет расширение предложения труда рабочих на данном производстве и понизит уровень зарплаты (цену ресурса) до среднего уровня, установившегося по всей экономике. Перелив идентичных ресурсов из одного сектора экономики в другой будет продолжаться до тех пор, пока существуют побудительные причины такого перемещения – различие в ценах ресурсов, – и прекратится, когда цены уравняются.

Однако в реальной жизни существуют различия в ценах ресурсов. Условно их можно разделить на две группы: динамические (или неравновесные) и равновесные. Динамические различия в ценах ресурсов наблюдаются в тех случаях, когда отдельные отрасли и начинают резко расширяться, а другие – сокращаться. Например, сокращение военных заказов приводит к падению спроса военных отраслей как на ряд стратегических ресурсов (медь, никель и т.п.), так и на специалистов соответствующих профессий, что вызывает снижение их относительных цен и заработной платы. С другой стороны, наблюдается интенсивный рост выпуска изделий бытовой техники, что повышает спрос этих отраслей промышленности на экономические ресурсы и побуждает относительный рост их цен. Динамические различия в ценах ресурсов не столь долговечны и исчезают, когда отрасли вновь достигают равновесия. Какой период займет процесс выравнивания цен, зависит от мобильности факторов, т.е. оттого, сколь быстро экономические ресурсы могут переместиться из одной отрасли в другую.

Равновесные различия в ценах ресурсов, как показывает само название, наблюдаются даже в тех случаях, когда отрасли находятся в равновесии. Можно указать три вида подобных различий, обусловленных определенными причинами:

а) внутренние различия, присущие самим единицам ресурсов;

б) различия в издержках, связанных с приобретением более производительных единиц ресурса;

в) различия, вызванные неденежными преимуществами при использовании ресурсов.

С равновесными различиями каждый из нас сталкивается постоянно, поскольку люди имеют разные склонности к профессиям, и более талантливый, более умелый работник всегда получает больше остальных (первая причина). Вполне естественно, что если на подготовку производительного ресурса (например, мелиорированной земли) затрачены определенные средства, то и цена единицы такого ресурса превысит цену менее производительного фактора (вторая причина). Что касается неденежных преимуществ, то мы также достаточно часто встречаемся с подобными фактами: порой люди идут на менее оплачиваемую работу, которая устраивает их по иным, неденежным причинам: близость к дому, наличие детского сада, возможность отдыхать в удобное время и т.п. Равновесные различия в оплате факторов производства не устраняются путем перемещения ресурсов и могут сохраняться в течение долгосрочного периода.

Принцип максимизации общей выгоды. Тот факт, что динамические различия цен ресурсов устранимы, а равновесные могут существовать длительное время, позволяет сформулировать так называемый принцип максимизации общей выгоды. Согласно данному принципу, владельцы факторов производства выбирают такой способ применения своих ресурсов, который обеспечивает им получение максимальной общей выгоды. Под общей выгодой понимаются как денежные, так и неденежные вознаграждения и блага. Принцип максимизации общей выгоды чаще трактуется как принцип равной общей выгоды, который можно сформулировать следующим образом: благодаря мобильности экономических факторов, устранение динамических различий в ценах ресурсов приводит к выравниванию общей выгоды, получаемой от применения этих факторов в различных сферах производства. Иными словами, все единицы любого ресурса будут распределяться между их пользователями таким образом, чтобы владельцы факторов производства получали равную общую выгоду независимо от сферы применения ресурсов. Принцип максимизации общей выгоды универсален и играет в теории распределения дохода ту же роль, которую имеет принцип максимизации прибыли в теории производства товаров и услуг.

Хотя неденежные блага оказывают заметное влияние на цены ресурсов, прежде всего труда, они не подвержены значительным изменениям с течением времени. В этой связи долю неденежных благ в общей выгоде можно считать стабильной. Тогда основной причиной изменения общей выгоды является денежное вознаграждение, получаемое владельцами экономических ресурсов; на это вознаграждение оказывает влияние состояние рынка факторов производства. Владелец любого экономического ресурса будет стремиться расширить предложение своих услуг в тех отраслях, где выше оплата единицы ресурса, поскольку там он получит более высокую прибыль.

Итак, количество ресурса, которое его владелец будет предлагать на рынке факторов производства (QS ресурса), определяется общей выгодой, получаемой владельцем ресурса в результате использования ресурсов в процессе производства. Общая выгода в свою очередь зависит от цены ресурса, следовательно, мы можем найти зависимость QS ресурса от его цены, т.е. определить предложение ресурса и построить кривую его предложения. Поскольку повышение цены фактора производства приводит к увеличению QS, кривая предложения ресурса имеет знакомый нам «восходящий» вид. Заметим, что изменения иных факторов, влияющих на QS ресурса (квалификация, неденежные выгоды, издержки на улучшение качества ресурса), воздействуют в целом на предложение ресурса и приводят к сдвигам кривой его предложения.


(Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1)

До сих пор были рассмотрены особенности формирования спроса на экономические ресурсы. Однако рынок факторов про­изводства, как и любой другой рынок, характеризуется не только стороной спроса, но и стороной предложения. Именно о пред­ложении экономических ресурсов, об общих его особенностях и пойдет речь ниже.

Предложение факторов производства - это то их количество, ко­торое может быть представлено на ресурсном рынке при каждом данном значении цены. На рынках факторов производства спрос на экономические ресурсы порождает их предложение так же, как спрос на товары и услуги порождает их предложение на товарных рынках. Однако факторные рынки имеют значительные отличия от рынков товаров и услуг, что во многом обусловлено специфи­кой предложения каждого конкретного фактора производства.

Анализируя ситуацию на факторных рынках, можно конста­тировать, что общие особенности предложения экономических ресурсов проистекают из постулата о редкости и ограниченности факторов производства, вовлекаемых человеком в хозяйствен­ную деятельность, - как первичных (земли, капитала, труда, предпринимательской способности), так и производных от них факторов производства.

График предложения экономического ресурса будет иметь положительный наклон. Главным фактором, определяющим объемы предложение ресурса, является его цена, которая для владельца экономического ресурса будет отражать величину до­хода на принадлежащие ему факторы производства. Следова­тельно, рост цен на экономический ресурс (за редким исключе­нием) будет вызывать расширение объемов его предложения. Однако кривая рыночного предложения любого редкого и огра­ниченного ресурса S R , скорее всего, будет сначала плавно воз­растать, а в дальнейшем крутизна ее подъема будет увеличивать­ся.

Поясним. Допустим, использование какого-то ред­кого природного ресурса потребует, в связи с растущими объемами производства готовой продукции, привлечения все большего количества этого ресурса. По мере роста объемов про­изводства издержки производства обычно растут, ведь с како­го-то момента времени расширение объемов выпуска приведет к необходимости использования все менее производительных еди­ниц данного ресурса, вплоть до его полного использования в стране (сейчас во внимание не берется возможность расширения предложения ресурсов за счет их импорта из-за рубежа);



Крутизна наклона графика рыночного предложения ограни­ченного ресурса к оси абсцисс будет возрастать по мере продви­жения к границе полного использования фактора. И во многом это обусловлено законом редкости, ограниченности ресурсов.

Мобильность факторов производства – это их возможность менять сферу своего примене­ния. Мобильность экономических ресурсов во многом определя­ет особенности распределения факторов производства между от­раслями и фирмами. Фактор производства будет являться мо­бильным, если он легко перемещается из одной области использования в другую под воздействием каких-либо побуди­тельных причин. Фактор производства будет отнесен к немо­бильным, если под воздействием весьма существенных побуди­тельных мотивов (а главный из них - возможность получить бо­лее высокий доход на данный экономический ресурс) он не может быть перемещен и перераспределен между отраслями и фирмами. Предложение факторов производства, отличающихся высокой мобильностью, более эластично, чем предложение услуг немобильных факторов.

Мобильность факторов производства связана с фактором времени. В долговременном периоде фактор, который не обла­дает способностью к перемещению в течение коротких временных интервалов, может приобрести мобильность. Допустим, в краткосрочном периоде мобильность такого фактора производ­ства, как капитал (станки, оборудование, здания, ориентируе­мые, как правило, на выпуск конкретной продукции),

совер­шенно незначительна. Но в долгосрочном плане, когда есть, как минимум, возможности переналадки производства на выпуск другой продукции, мобильность капитала очень высокая, что может вызвать значительные его переливы из одной области в другую и повысить степень эластичности его предложения.

Не менее важной и уж во всяком случае куда более фундаментальной частью влияния современных информационных технологий на международную конкурентную борьбу следует признать вызванное их распространением изменение важнейших ресурсов общественного развития.
Принципиально значимым представляется тот самоочевидный, но недостаточно осмысленный современными исследователями факт, что в новом, информационном, постиндустриальном мире важнейшие ресурсы общественного развития перестают быть привязанными к определенной территории и становятся мобильными.
Главным ресурсом развития, которым еще недавно служило пространство с относительно жестко закрепленными на нем людьми и производством, становятся относительно мобильные благодаря господству информационных технологий и демократических стандартов финансы и интеллект, легко перетекающие с территории на территорию. Именно по этой причине развитие информационных технологий и вызываемая ими глобализация означают смерть «учения о жизненном пространстве» - геополитики.
В силу этих изменений традиционный для российской истории призыв к «новым варягам» из развитых стран «придите и правьте» в 90-е годы ХХ века уже не имел того в целом позитивного смысла, который, возможно, заключался в нем на заре российской истории.
Так как новые ключевые ресурсы развития больше не имеют однозначной территориальной «привязки», сегодня эффективное освоение практически любой территории наиболее передовым, информатизированным обществом состоит уже не в оздоровлении и развитии находящегося на ней общества. Напротив: изменение ресурсов развития диктует и коренное изменение характера освоения. Сегодня оно во все большей степени заключается в обособлении внутри осваиваемого общества с последующим изъятием из него основной части здоровых и прогрессивных элементов, то есть людей - носителей финансов и интеллекта.
При таком освоении прогресс более развитого, «осваивающего» общества во многом идет за счет нарастающей деградации «осваиваемого», причем масштабы деградации разрушаемого общества и утраты его культуры, как это обычно бывает при «развитии за счет разрушения», существенно превосходят выигрыш в культуре и прогрессе более развитого общества.
Этим освоение эпохи глобализации принципиально отличается от «старого доброго» колониализма - как традиционного, основанного на прямом политическом господстве (наиболее распространенным до Второй Мировой войны), так и неоколониализма, основанного на экономическом господстве при предоставлении формальной политической самостоятельности (развившемся после Второй Мировой войны в результате ослабления традиционных колониальных держав и качественного усиления США и СССР).
Колониальная держава, даже заинтересованная только в разработке недр, поневоле втягивается в комплексное освоение территории, а затем и в обеспечение ее социального прогресса. Ведь самое простое производство требует местных рабочих, которым надо обеспечить минимальное образование и здравоохранение. Туземные специалисты также дешевле командированных из метрополии, не говоря уже о наличии у них дополнительной мотивации; подготовка же этих специалистов (потребности которых в образовании, здравоохранении и досуге качественно выше, чем у рабочих) означает уже создание местной интеллигенции и объективно требует формирования и развития социума.
Конечно, такое комплексное освоение территории имеет тенденцию к неконтролируемому выходу за пределы первоначальной мотивации (освоение полезных ископаемых) и ведет к чрезмерным затратам. Именно затратность и потребность в снижении издержек и представляется фундаментальной причиной краха традиционных колониальных держав и переходу к нео- или экономическому колониализму, инициированному под эгидой прежде всего США.
Неоколониализм снижает издержки на освоение той или иной территории путем перекладывания расходов на организацию ее политической жизни и социального развития на саму эту территорию.
В силу незрелости местных обществ они оказываются неприспособленными к самостоятельному развитию и перекладывают часть расходов на него, - хотя и меньшую, чем при традиционном колониализме, - обратно на осваивающие общества. Наиболее убедительное проявление этой незрелости, не позволяющей развиваться самостоятельно, дает нам современная Африка, прекратившаяся с завершением «холодной войны» в вымирающий континент, а также развитие государств на территории бывшего СССР.
Таким образом, снижение издержек при неоколониализме сопровождается и снижением эффективности организации общественной жизни на осваиваемых территориях. В условиях глобального противостояния между двумя блоками дотирование социального прогресса было вынужденной необходимостью, связанной со сдерживанием противника.
Победа в «холодной войне» и уничтожение социалистического лагеря избавили развитые страны от этой необходимости и в сочетании с распространением современных информационных технологий позволили еще больше снизить издержки, открыв двери третьему этапу колониализма - колониализму эпохи глобализации.
Этот колониализм отказывается от самой идеи развития территорий и превращает развитие как таковое в исключительную привилегию сегодня развитых, а завтра, возможно, и лишь наиболее развитых стран. Свойственное ему развитие за счет чужой деградации всегда является «игрой с отрицательной суммой» в чистом виде. В этом его коренное отличие от относительно гармоничных процессов традиционного колониального развития, сопровождавшихся достаточно глубоким оцивилизовыванием колоний.
Таким образом, распространение информационных технологий качественно изменило относительную ценность ресурсов, выдвинув на первый план наиболее мобильные интеллект и финансы. Это, в свою очередь, в корне изменило характер преобладающей модели стратегического сотрудничества между развитыми и развивающимися странами: созидательное освоение вторых первыми при помощи прямых инвестиций во все большей степени уступает место разрушительному, деструктивному освоению при помощи изъятия финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Для более полного осмысления реалий такого освоения следует уточнить, что объективной (и практически единственной) предпосылкой как для быстрой концентрации капитала, так и для наиболее быстрого и окончательного отрыва его (наряду с интеллектом) от национальной почвы является глубокий и по возможности представляющийся наиболее безысходным системный общественный кризис - как социально-экономический, так и политический.
Ведь, чтобы обрести необходимую для использования в современных информационных технологий мобильность, и капитал, и интеллект в массе своей должны прежде всего отчаяться в возможности приемлемого применения на своей родине. В противном случае их избавление от собственного национального облика займет неприемлемо много для процессов глобальной конкуренции времени и, скорее всего, будет недостаточно окончательным.
Следует особо отметить, что на практике весьма эффективным, радикально ускоряющим процесс выделения из общества его финансовых и интеллектуальных ресурсов и потому неминуемо широко применяемым механизмом обособления являются провокационные (в том числе и стихийные, не до конца сознаваемые теми, кто их использует) методы обособления и изъятия.
Они заключаются в активном поощрении всех черт, которые не просто выделяют привлекательные для развитой страны элементы «осваиваемого» или просто отсталого и потому подлежащего освоению общества из его основной части, но и являются принципиально неприемлемыми для нее. Вызываемое (а точнее - усиливаемое) таким образом отторжение привлекательных для развитых стран элементов «осваиваемого» общества кардинально облегчает изъятие из этого общества его наиболее прогрессивной части. Примером могут служить приписываемые Эйзенхауэру проницательные слова о том, что беспощадное подавление Советским Союзом венгерской революции 1956 года отдало «свободному миру» лучшую часть венгерской молодежи, вынужденную покинуть родину ().
Осмысление реалий и последствий описанного изменения формы сотрудничества между развитыми и развивающимися обществами породило шокирующее, но бесспорное и применяющееся в практическом прогнозировании понятие «конченых стран». К ним относятся страны, подвергнувшиеся разрушающему воздействию нового, «информационного» империализма. Результатом становится утрата ими - по всей вероятности, безвозвратная - не только важнейших, интеллектуальных и финансовых ресурсов развития, но и самой способности их производить. Понятно, что такое развитие событий если и не полностью, то, во всяком случае, на весьма длительные сроки лишает их всякой исторической перспективы.
Добавим, что происходящая при этом утрата или, по крайней мере, упадок национальной культуры дополнительно ослабляет сопротивляемость этих стран информационному воздействию их мировых конкурентов.
Описанная деградация международного сотрудничества и его реальных целей была наиболее убедительно и полно проанализирована на примере «освоения наследства» свежераспавшегося СССР развитыми странами. В этом свете представляется весьма интересным и значимым, что непосредственной причиной бурного развития и распространения информационных технологий, вызвавшего указанную деградацию, стало именно глобальное поражение самого Советского Союза в «холодной войне».
Связь между этими событиями не имеет отношения к конспирологии: поражение и последовавший за ним распад СССР вполне естественным образом дал развитым странам столь концентрированную и качественную финансовую и особенно интеллектуальную подпитку, что они смогли «на его костях» кардинально ускорить свое развитие. Различие стратегических ориентаций и, соответственно, возможностей и перспектив развитых стран Европы, с одной стороны, и США, с другой, лучше всего показывает то, что первые впитали преимущественно финансы, в то время как вторые - преимущественно интеллект.
Победив в «холодной войне», развитые страны отнюдь не ограничились простым уничтожением своего глобального противника, как все еще принято думать. Победители сделали гораздо большее: они захватили и освоили его наиболее важные в новых условиях ресурсы - правда, использовавшиеся им из рук вон плохо. (Ключевым внутренним противоречием социализма, с точки зрения организации управления, было то, что он, готовя наилучшие в мире человеческие ресурсы, использовал их заведомо наихудшим способом. Именно это было непосредственной причиной имманентной враждебности советской элиты и среднего класса - в первую очередь интеллигенции - к собственному государству, собственной идеологии и, в конечном счете, собственной стране).
Освоив ресурсы СССР, развитые страны не просто придали импульс собственному технологическому и политическому прогрессу, но и - что значительно более важно - кардинально усилили свой отрыв от остального мира. При этом они создали и прочно закрепили, в том числе и институционально, описанную выше деструктивную модель международного экономического взаимодействия - наиболее успешную для себя и наиболее разрушительную для большинства остальных стран мира.

Новое на сайте

>

Самое популярное