В последние годы в состав Военно-Морского Флота России вошло много новейших кораблей. В основном это фрегаты и корветы, построенные с применением стелс-технологий.
Фрегаты проекта 22350
Новейшие российские фрегаты проекта 22350 способны выполнять широкий спектр задач. Фрегаты несут мощное ударное вооружение, представленное 16 ракетами П-800 «Оникс» и «Калибр». Также корабли имеют сильную ПВО, по крайней мере для данного класса кораблей.
Фрегат проекта 22350
Корабли относится к первому рангу — высшему рангу боевых кораблей во флоте России. Корпус фрегата длиной 135 м и шириной 16 м сделан по стелс-технологии с длинным полубаком (для невидимости на чужих радарах). Осадка 4,5 м. Малая осадка позволяет кораблю действовать в мелководных заливах и устьях крупных рек. В теории, корабли проекта способны проходить по речным судоходным каналам западной части России (по судоходным стандартам минимальная глубина российских каналов и речных путей в целом, 4,5 метра).
Полное водоизмещение 4500 т. Скорость до 30 узлов, при 14-ти узлах корабль проходит 4850 миль. Автономность по продуктам питания 30 дней, рассчитанный на экипаж 180 человек и 20 морских десантников (охраны корабля от диверсантов и штурмовых групп боевых пловцов).
Главная силовая установка ДГТ 2х30 450 л.с. ГТА М7Н1: маршевая ГТУ 8 450 л.с., форсажная ГТУ 22 000 л.с. Боевой корабль имеет транцевую корму. Форштевень острый. Дно двойное.
Электронная «начинка» фрегата и вооружение
Противовоздушное вооружение
Вооружены зенитно-ракетной системой «Полимент-Редут». Система является морской версией , большинство компонентов морской системы схожи с сухопутной.
Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. Стелс-фрегаты проекта 22350 имеет восемь ячеек. В ячейке располагается один транспортно-пусковой контейнер с ракетой большой или средней дальности (9М96Е, 9М96Е2) или четыре ракеты малой дальности (9М100).
Для ракет 9М96Е, 9М96Е2 на маршевом участке траектории используется инерционно-командное наведение, на конечном участке - активное радиолокационное самонаведение. Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.
Скорость перехватываемых целей от 750 м/с до 2800 м/с, что позволяет комплексу эффективно перехватывать сверхзвуковые цели. Комплекс «Полимент-Редут» способен эффективно перехватывать стандартные американские противокорабельные ракеты «Harpoon» на всей траектории полёта.
Также фрегаты имеют зенитно-артиллерийский комплекс «Палаш». предназначен для создания эшелонированной обороны от вражеских противокорабельных ракет. Комплекс устанавливается на корабли водоизмещением более 500 тонн и предназначен для перехвата дозвуковых крылатых ракет, вертолетов, низколетящих самолетов и обстрела малоразмерных морских целей. Также «Палаш» способен вести огонь по береговым целям, поддерживая десант.
Пусковые контейнеры ЗРС «Полимент-Редут»
ЗРС «Полимент-Редут» способен обеспечивать ПВО эскадрам кораблей, портам и объектам, находящимся на побережье. Также комплекс способен выполнять задачи противоракетной обороны.
Максимальная дальность пуска зенитных ракет в 150 км позволяет держать на расстоянии тактическую авиацию противника. Также важным фактором является, что зенитно-ракетная система способна эффективно перехватывать цели на высотах до 10 метров. Такая малая высота перехвата позволяет эффективно перехватывать низколетящие цели, в том числе и ракеты (что очень важно в современной войне, так как в наше время активно используются низколетящие ракеты).
Фрегаты проекта 11356
Российские вооружены зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1». Комплекс предназначен для обороны от всех средств воздушного нападения (самолеты, крылатые ракеты и др.). Комплекс включает в себя трехкоординатную радиолокационную станцию. Радар комплекса является общим для всех систем вооружения корабля. Ракеты размещаются в пусковых установках и взлетают при помощи вертикального старта. Вертикальный старт позволяет ракетам атаковать цель на 360 градусов (круговая оборона).
Фрегат проекта 11356
Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1» использует ракету 9М317МЭ. Зенитная управляемая ракета 9М317МЭ является модификацией ракеты 9М317, входящую в состав зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Комплекс способен поражать цели от 2,5 км до 50 км по дальности. Минимальная высота поражения ЗРК «Штиль-1» составляет 5 метров. Такая малая высота позволяет комплексу поражать низколетящие противокорабельные ракеты, атакующие корабль или эскадру, в состав которой входит корабль.
Фрегат также способен прикрывать порты и береговые ракетные установки от атак с воздуха. Максимальная высота поражения составляет 15 км. Большинство современных многоцелевых истребителей и тактических бомбардировщиков имеют практический потолок в пределах 15-19 км. Таким образом, для ЗРК «Штиль-1» по высоте досягаемы почти все воздушные цели.
Также фрегаты имеют две шестиствольные автоматические зенитные пушки , которые предназначены для уничтожения атакующих дозвуковых противокорабельных ракет. При необходимости, АК-630М способны уничтожать низколетящие самолеты и вертолеты.
Корветы проекта 20380
Новейшие российские стелс- имеют широкий спектр вооружения: противокорабельные ракеты Х-35 «Уран», зенитно-ракетная система «Полимент-Редут», зенитно-ракетный артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик», 2 зенитные артустановки АК-630М, малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК», универсальная автоматическая пушка А-190.
Корвет проекта 22380
Перечисленная номенклатура вооружения содержит много зенитных систем. Кроме «Кортика» все системы уже описаны выше. Единственное отличие ЗРС «Полимент-Редут» в том, что на данных корветах четыре ячейки, вместо восьми на фрегатах проекта 22350. Всего построено шесть и строится ещё восемь корветов данного проекта.
Вывод
Морской противовоздушной обороне уделяется большое внимание. Так, даже небольшие корабли, такие как фрегаты и корветы имеют возможность обеспечить достаточную противовоздушную оборону сопровождаемым кораблям в море или обеспечить защиту в пункте базирования. Ракетные крейсера и эсминцы (проектов 1144 «Орлан», 1164 «Атлант», проектов 956 «Сарыч») имеют гораздо большие возможности по ПВО, однако имеют значительно больший тоннаж и стоимость.
/Александр Растегин /
Соединений. По наиболее распространенной классификации водоизмещению занимает промежуточное положение между корветами и эскадренными миноносцами .
Происхождение названия
Возникновение термина фрегат относится к эпохе Средневековья. Основными военными кораблями того времени были галеры (греч. galea ) - гребные суда с парусами в качестве дополнительного движителя. Помимо иных классификаций использовалась деление галер в зависимости от парусного вооружения. Трехмачтовые галеры с фок-мачтой , несущей прямые паруса, получила название саета . Быстроходные облегченные модификации сает стали называть фрегатами . Позже этот термин распространился на все парусные военные двухдечные суда, несущие прямые паруса на трех мачтах и косой парус на бизани .
В русском языке слово "фрегат" появилось при Петре I и использовалось до 90-х годов XIX века для обозначения всех военных кораблей, выполняющих крейсерские функции, независимо от наличия парусного вооружения.
Фрегат в парусном флоте
Реплика фрегата «Штандарт» - первого корабля Балтийского флота, заложеного по указу Петра I 24 апреля 1703 года.
Выделение фрегатов в самостоятельный тип кораблей связано с появлением в XVII веке лёгких и быстроходных судов, используемых дюнкеркскими приватирами для рейдов в проливе Ла-Манш во время англо-голландских войн. В составе английского флота того времени практически не осталось быстроходных судов, так как основной упор был на тяжеловооруженные и тихоходные галеоны , неспособные противостоять атакам на английские коммерческие суда. Дюнкеркские фрегаты положили началу строительства маневренных и быстрых кораблей, несущих пушечное вооружение , но не предназначенных для ведения линейного морского боя. Фрегаты выполняли задачи по дальней разведке, охране конвоев, доставки сообщений и уничтожению судоходства противника вдали от его метрополии, то есть в тех случаях, когда использование линейных кораблей было избыточным, а шлюпов - недостаточным.
Типы кораблей: минный тральщик, миноносец, крейсер, эсминец, линкор (1850-1945 г.).
Исчезновение специальных наименований парусных военных судов было обусловлено не столько появлением парового двигателя, сколько использованием железа и стали при постройке корпусов и одновременно с этим развитием вооружения.
Паровой двигатель не сыграл значительной роли в изменении ситуации: так в 1860-1870 гг. все еще существовали типы кораблей, классифицировавшиеся как «парусно-винтовые», «колесные фрегаты» или «паровые корветы». Даже появление брони не привело к каким-либо значительным переменам, потому что применялись такие названия как, «бронированные фрегаты», «бронированные корветы» и «бронированные плавучие батареи».
Со временем, после отказа от парусного оборудования, а главным образом, от размещения артиллерийских орудий по бортам, появились
новые названия для военных кораблей, которые в 1870-х г. были известны как броненосцы и линейные корабли. Пришедшие на смену броненосцам корабли таких же примерно размеров и вооружением называли крейсерами. Согласно расположению бронированной защиты они подразделялись на броненосные и бронепалубные крейсера. В 1910-1915 гг. развитие броненосного крейсера привело к появлению линейного крейсера с большей скоростью и более мощным вооружением. Разница между броненосным и бронепалубным крейсерами постепенно стерлась, им на смену пришел новый тип корабля, так называемый легкий крейсер. После первой мировой войны крейсера делились на легкие и тяжелые.
Использование парового двигателя возродило древнее оружие - таран, который принес успех в битве при Лиссе (1866). Поэтому с таранами строились не только броненосцы и крейсера, но и меньшие по размерам специализированные корабли, подобные итальянскому «Аффондаторе».
Благодаря созданию нового оружия - торпеды - в мировых флотилиях появился новый тип кораблей - миноносцы.
Поскольку огромные линкоры и крейсера оказались недостаточно быстрыми и маневренными, чтобы противостоять этим небольшим судам, возник еще один тип кораблей - эскадренные миноносцы, или просто эсминцы. Они предназначались для уничтожения миноносцев, однако с дальнейшим изменением своего назначения, сохранили свое первоначальное название.
Миноносцы и эсминцы образовывали так называемые торпедные или легкие суда, в отличие от линкоров и крейсеров, именовавшихся тяжелыми.
В начале 1900-х г. в состав ВМФ стали включать подводные лодки. По прошествии нескольких лет они уже подразделялись на несколько типов: подводные лодки малые (для прибрежных районов), средние (морские) и большие (океанские).
Во время первой мировой войны появился еще один класс небольших военных судов, куда входили торпедные и артиллерийские катера.
В годы первой мировой войны британские и германские флотилии использовали несколько кораблей для транспортировки, спуска на воду и подъема на борт гидросамолетов, однако лишь после окончания войны были введены в действие настоящие авианосцы. Этот тип военно-морских кораблей сформировался за двадцатилетний промежуток между двумя мировыми войнами, сыграв крайне важную роль во второй мировой войне.
Первые корабли, оборудованные как минные заградители и минные тральщики, начали действовать тоже во время первой мировой войны и совершенствовались даже после второй мировой войны по мере развития минной технологии. Во время второй мировой войны снова вернулись такие наименования как «фрегат» и «корвет», но они применялись не для обозначения судов с одной или двумя артиллерийскими батареями, а для кораблей-эскорта со специальной противовоздушной и противолодочной защитой.
После войны 1939-1945 гг. линкоры и миноносцы исчезли из флотилий, поэтому ныне военные суда делятся на подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты и корветы, МТЛ, канонерские лодки, минные тральщики, плюс несколько видов специальных кораблей, таких как например десантных.
В скором времени ожидайте темы о современных миноносцах.
Сижу, пишу новую статью и натыкаюсь на любопытный кусок текста, о котором я совсем забыл:
«Если определение авианесущих, десантных и минно-тральных кораблей не вызывает затруднений благодаря ясности их функциональных задач, то выделение класса эскортных и многоцелевых кораблей и его разграничение «снизу» от боевых катеров неизбежно носит субъективный характер . Сейчас в классе эскортных и многоцелевых кораблей выделяются крейсеры, эскадренные миноносцы, фрегаты и корветы , и границы между этими подклассами крайне неопределенны . Широко известна условная классификация изданий Jane ’s Fighting Ship , считающих боевыми катерами единицы со стандартным водоизмещением до 400 т, корветами - от 400 до 1200 т, фрегатами от 1200 до 4000 т, а всё что выше - эскадренными миноносцами и крейсерами (раньше крейсерами в Jane ’s Fighting Ship полагали корабли стандартным водоизмещениемболее 5000 т). Однако даже эта классификация утрачивает своё значение в связи с тенденцией к росту водоизмещения надводных боевых кораблей и катеров, а самое главное - сплошь и рядом противоречит национальным классификациям большинства флотов мира ».
«Основным типом боевого корабля (эскортного/многоцелевого) дальней морской зоны становится многоцелевой большой фрегат /эскадренный миноносец, а ближней морской зоны - многоцелевой корвет/малый фрегат ».
Источник: Рыбас А. Л., Барабанов М.С. Макиенко А.В., Пухов Р.Н., Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными государствами,под редакцией Рыбаса А. Л., Москва, Наука, 2008, 470 с. Процитированные отрывки - Барабанов М.С., сс. 297-298.
Спасибо за внимание.