Домой Десны Сегодня день ашура нужно ли поздравить. Кровавая традиция праздника ашура

Сегодня день ашура нужно ли поздравить. Кровавая традиция праздника ашура

Большинство источников сходится на том, что имам Аш-Шафии родился в Газзе в Шаме (территория современной Палестины). С этим согласно и большинство историков, писавших о жизни факихов, а также составителей их биографий, согласно хронологическому порядку. Существует также мнение о том, что он родился в Аскаляне, находящемся в 9 милях от Газзы.

Мнение большинства биографов относительно его родословной свидетельствует о том, что его отец был из племени Курайшитов из рода Мутталиба . Согласно этому мнению его родословная цепь выглядит следующим образом: он Мухаммад бин Идрис бин Аббас бин Усман бин Аш-Шафии бин Саиб бин Убайд бин Абд Язид бин Хашим бин Мутталиб бин Абд Манаф . С Пророком Мухаммадом , мир ему и благословение Аллаха, его родословная пересекается на Абд Манафе.

Все источники согласны с тем, что он жил он бедно – жизнью сироты. Когда он начал изучать Коран проявились его сообразительность и сила памяти. Выучив наизусть Священный Коран, он обратился к изучению хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В изучении хадисов он был очень усерден, часто посещал уроки и слушал мухаддисов того времени, заучивая все, что слышал, наизусть. Некоторые хадисы он потом записывал на кусках обожженной глины или шкурах животных. Иногда он ходил в Диван (канцелярия) собирать бумаги, обратная сторона которых обычно пустовала. На них он потом записывал то, что его интересовало.

Некоторое время он провел в пустыне у племени Хузейль. Имам говорит относительно этого: «Я покинул Мекку и остановился у племени Хузейль в пустыне, изучая их речь и перенимая их культуру. Они были наиболее красноречивыми из арабов на тот период. С ними я кочевал и останавливался там, где они останавливались. Когда я вернулся в Мекку, я свободно начал читать стихи и рассказывать про них предания и поэзию». В изучении их поэзии Аш-Шафии достиг таких высот, что имам Асмаи , с его признанным положением в науках арабского языка, сказал: «Я исправлял стихи Хузейля у юноши из племени Курайш, которого зовут Мухаммад бин Идрис».

Получать знания имам начал у мекканских богословов и мухаддисов (знатоков хадиса) и достиг таких больших высот на этом поприще, что Муслим бин Халид аз-Занджи разрешил ему выносить фатвы, сказав ему: «Выноси фатвы, о, Абу АбдуЛлах. Поистине, пришло время тебе выносить фатвы».

Это было время, когда об имаме шла молва, и его имя получило широкое распространение благодаря его большим знаниям, особенно в науке хадиса. Увлеченность и страсть к знаниям побудила имама Аш-Шафии переселиться в Медину. Однако он не захотел отправиться в путь, не имея каких-либо знаний о Малике и его трудах, в связи с чем одолжил книгу «Муватта» имама Малика у одного человека в Мекке и прочитал ее. Некоторые предания указывают, что он выучил ее наизусть.

В Медину имам отправился с рекомендательным письмом от наместника Мекки наместнику Медины. Это переселение направило жизнь Аш-Шафии целиком к фикху. Как только увидел его, Малик, обладавший проницательностью, сказал: «О, Мухаммад, бойся Аллаха и остерегайся грехов. Поистине, Всевышний Аллах озарил твое сердце светом, так не туши его грехами, и завтра приходи ко мне на урок и приведи того, кто будет читать тебе». Аш-Шафии рассказывает дальше, что на следующий день он отправился к Малику и начал читать его книгу наизусть, хотя книга была в руках. «Всякий раз, когда я хотел прервать чтение от почтения и волнения перед Маликом, он говорил мне: «О, юноша, давай еще», пока я не закончил книгу за несколько дней».

После смерти имама Малика, да будет Аллах им доволен, Аш-Шафии почувствовал, что достиг определенного уровня в знаниях. У него по-прежнему было плохое материальное положение, что и подтолкнуло его к поиску заработка, который покрыл бы его нужды и вывел бы его из бедности.

В это время как раз в Мекку прибыл наместник Йемена и Курайшиты – родственники имама обратились к нему с просьбой взять Аш-Шафии к нему на службу. Наместник согласился и взял Аш-Шафии собой. Об этом имам говорит: «У моей матери не было денег мне на дорогу и мне пришлось отдать дом под залог, и затем я отправился с ним. После прибытия в Йемен я занимался у наместника некоторыми делами».

Его назначили на работу в Наджране, где вскоре он установил знамя справедливости и распространил его, Он сам рассказывал об этом: «Когда я стал управлять Наджраном был там Харис бин Абд Аль Мудан и люди из Сакифа. Их обычаем было заискивание и подхалимство перед новым наместником, что они хотели проделать и со мной. Однако у них это не получилось».

Когда они не нашли ожидаемого, они обвинили Аш-Шафии в том, что он с алавитами. Тогда Ар-Рашид приказал привести к нему девятерых алявитов и Аш-Шафии вместе с ними. Источники передают, что он убил девятерых, а Аш-Шафии спасся благодаря своим сильным аргументам и свидетельства Мухаммада ибн аль-Хасана в его пользу.

В 184 году, в год испытания, Аш-Шафии, которому исполнилось 34 года, прибыл в Багдад. И быть может, Аллах испытал его таким образом, чтобы он обратился к знаниям и оставил служение Султану и управление его делами.

Ибн Хаджар сказал: Главенство фикха в Медине закончилось на Малике бин Анас, он отправился к нему, находился с ним неотлучно и получил у него знания. Главенство фикха в Ираке закончилось на . Он получил знания от его ученика Мухаммада бин аль-Хасана и перенял от него все, что тот слышал от своего учителя. Собрав фикх обеих школ, школы хадиса и школы «мнения» («раъй»), имам в дальнейшем занялся выведением основ и утверждением правил, достигнув при этом небывалых высот, заставив прислушаться к себе и противников и сторонников. После этого имам получил большую популярность, и его имя возвеличилось и распространилось повсюду.

Сторонники школы «мнения» были поражены его знаниями и способностями после их первой встречи в 184 году. Об этом ар-Рази пишет: «Благодаря Аш-Шафии прекратилось господство школы «мнения» над школой хадиса».

Вернувшись в Мекку имам занялся преподаванием и обучением. В сезон хаджа происходили его встречи с великими учеными того времени, которые посещали его занятия. В один из таких сезонов с ним встретился имам Ахмад бин Ханбаль.

Второе прибытие Аш-Шафии в Ирак состоялось в 195 году по хиджре, где он и написал свою книгу «Ар-Рисаля», в которой заложил основы науки «Усуль-уль-фикх».

В «Манакиб аш-Аш-Шафии» ар-Рази приводится: «Рассказывают, что Абдурахман бин Махди попросил у молодого Аш-Шафии составить книгу, где он упомянул бы правила вывода заключений из Корана, сунны, иджма, кияса, разъяснение отмененного и отменяющего аятов, степени общего и частного (амм ва хасс). В ответ имам написал «Рисаля» и отправил к нему. Прочитав ее, ибн Махди сказал: «Я не думаю, что Аллах создал подобного ему человека»». Затем ар-Рази говорит: «Знай, поистине имам Аш-Шафии написал «Рисаля» будучи в Багдаде, а когда отправился в Египет, переписал ее и в каждой из них много знаний».

Затем Аш-Шафии отправился в Египет. Сказал ар-Раби’ , что он слышал как Аш-Шафии говорил об этом:

Душа моя стала стремится в Египет
И пустыни разделяют меня от нее,
Всевышним клянусь, не знаю, богатство ли ожидает,
Иль слава, или к могиле своей я стремлюсь

Сказал: «Клянусь Аллахом, прошло немного времени и он получил все это» («Тарих Багдад», 2/70, «Сияр а’лям ан-нубаля», 10/77). (Смысл: В этом стихе Аш-Шафии задается вопросом о своем будущем, и что его ожидает в Египте, слава и богатство или смерть? И как мы видим, судьба ему предопределила получить в Египте и то и другое. Он получил богатства из доли близких родственников, которая полагалась представителям рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Там же постигли его слава и всеобщее признание, благодаря распространению его учения, взглядов и фикха. И в Египте его постигла смерть, и там он нашел свой покой).

Он умер на 54 году жизни в последнюю ночь месяца Раджаб 204 года по хиджре.

Дауд Али аз-Захири сказал: «Аш-Шафии обладал такими достоинствами, которыми не объединились ни в ком другом: благородный род, правильная религия и убеждения, великодушие, знания о достоверности и слабости хадисов, об отмененных и отменяющих хадисах, знание Корана и сунны, жизнеописания халифов, хорошие книги».

Ахмад бин Ханбаль сказал про него: «От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передается, что Всевышний Аллах посылает этой общине в начале каждого столетия человека, обновляющего религию. Умар бин Абдульазиз был в начале первого столетия, и я надеюсь, что Аш-Шафии является обновителем другого столетия».

Также имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Аш-Шафии был как солнце для этого мира, и как здоровье для тела. Разве существует им замена?»

А Аллах знает лучше.

[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]

Имамы четырех мазхабов занимают большое место в сердцах людей общины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из-за обширности их знаний и их искренности в служении Аллаху. Одним из этих четырех имамов является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Он является третьим из четырех имамов, согласно временной хронологии, и вторым, согласно числу последователей.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (767-820 гг. н.э.) родился в Газе (Палестина) в 150 году по мусульманскому календарю – в год смерти имама Абу Ханифы.

Когда Мухаммаду исполнилось два года, мама отправилась с ним в Мекку на родину его предков. Они поселились неподалеку от главной святыни Ислама – мечети аль-Харам. Спустя некоторое время мать устроила его в школу. Так как материальный достаток семьи был крайне мал, платить за учебу не было возможности. Это могло бы сказаться на отношении к нему со стороны учителей, однако события сложились по-иному: ребенок с самого начала относился к учебе трепетно и с неописуемым энтузиазмом. Он садился непосредственно рядом с учителем и старался запомнить все пояснения. В периоды отсутствия учителя маленький Мухаммад поворачивался к остальным детям и начинал им пересказывать урок. Посредством этого у него стремительно развивалась память, он завоевал уважение и авторитет среди сверстников, не говоря уже об учителях. Учебу для него делают бесплатной. К семи годам Мухаммад ибн Идрис становится носителем Священного Писания – заучивает Коран наизусть.

Видя, что школа не даст большего, чем уже получил, он оставил ее и отправился в мечеть аль-Харам, через которую проходило множество людей, в том числе и ученых. Он начал посещать научные круги мечети и специализироваться на грамматических тонкостях арабского языка, а также наречиях разных арабских племен. Когда он многого достиг в этой области, ему посоветовали: “А не заняться ли тебе подробным изучением исламского богословия (фикх) и наук, связанных с изучением Корана и Сунны?” Это пожелание находившихся рядом внимательных и доброжелательных людей стало для будущего имама судьбоносным. Все свое внимание, усилия, время, а точнее, весь остаток жизни Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и посвятил пути Всевышнего, пути наследников пророков, пути изучения и обучения.

За всю свою жизнь аш-Шафи‘и побывал во всех центрах богословской мысли того времени. Был, как мы уже упомянули, в Мекке, затем в Медине, Йемене, Ираке (Куфе). Много путешествовал по областям Персии, Рима и другим неарабским территориям. Затем на два года остановился в Палестине, приумножая и укрепляя свои религиозные познания.

Однажды, после многих лет странствий и учебы, когда аш-Шафи‘и находился в Палестине, прибыл караван из Медины. От людей он узнал о благополучии имама Малика и решил навестить его в радости и достатке.

Через двадцать дней Мухаммад был уже в Медине. Время его прибытия совпало со временем третьей молитвы, поэтому он сразу направился в мечеть Пророка. В мечети он увидел металлическое сиденье, вокруг которого было разложено порядка четырехсот тетрадей.

Через некоторое время в сопровождении большого количества людей в дверях мечети показался имам Малик ибн Анас. Приятный аромат благовония распространился по всей мечети. Он сел на стул и начал урок с вопросов. Задав первый вопрос, он не получил ответа. Аш-Шафи‘и, затерявшийся в толпе сидевших вокруг имама, прошептал на ухо своему соседу ответ. Тот ответил учителю и оказался прав. Так продолжалось некоторое время. Имам Малик, удивившись четкости и правильности ответов, спросил у отвечавшего: “Откуда у тебя такие знания?” Тот ответил: “Рядом со мною сидит юноша, который подсказывает мне”. Имам Малик подозвал к себе юношу и, увидев, что это аш-Шафи‘и, обрадовался, обнял его, прижав к груди. Затем воскликнул: “Заверши урок вместо меня!”

В Медине, рядом с Маликом ибн Анасом аш-Шафи‘и пробыл более четырех лет. В 179 году по мусульманскому календарю умер имам Малик. Мухаммаду тогда было 29 лет. Рассказывают, что имам аш-Шафии не оставил ничего не изученным из знаний и трудов имама Малика. Имам аш-Шафии не покинул Медину, пока не скончался имам Малик.

Вскоре Медину посетил глава Йемена. Группа курайшитов рассказала ему об очень одаренном молодом человеке. Мухаммаду ибн Идрису предложили отправиться в Йемен, в город Сан‘а’, для ведения свободной общественной деятельности на государственном посту. Аш-Шафи‘и согласился.

Своими стараниями он очень быстро заслужил признание, почитание и доверие народа, а также уважение со стороны главы области. Звезда его популярности в Йемене светила все ярче и ярче. Параллельно с этим завистников и недоброжелателей становилось все больше и больше.

Так совпало, что в те времена вспыхнула смута, восстание против халифа. Завистники так все организовали, ведя лживые интриги, что в отчете, отправленном инспектором халифа в Багдад, по результату оценки обстановки в области было указано, что аш-Шафи‘и, который на самом деле никакого отношения не имел к этой смуте, является чуть ли не главным зачинщиком восстания. В отчете, отправленном халифу, было написано: “Этот человек невероятно силен и опасен своим умом и красноречием. Он может сделать то, что другой не в состоянии выполнить мечом и даже зубами. Если ты, о правитель правоверных, хочешь оставить эту область в составе своего государства, то необходимо срочно казнить всех смутьянов”. Халиф вынес приговор на основании этого заключения и приказал немедленно привести его в исполнение.

Правитель Йемена не мог не подчиниться главе государства. Все участники смуты были пойманы, закованы в кандалы и отправлены в Багдад к Харуну ар-Рашиду на казнь. В их числе был и имам аш-Шафи‘и.

Арестанты прибыли к халифу в сумраке ночи. Харун ар-Рашид восседал за занавесом. Смутьяны проходили вперед по одному. Каждый, кто проходил через занавешенное пространство, падал обезглавленным. Очередь имама постепенно продвигалась вперед, и он неустанно молил Всевышнего мольбой, которая и ранее часто сходила с его уст: “Аллаахумма, йа латыыф! Ас’алюкял-лутфа фии маа джарат бихиль-макаадиир” (О Господи, о Милостивый! Я прошу у тебя милости, мягкости, доброты Твоей во всем том, что (почти) необратимо! [Тебе не составит труда изменить то, что тобою самим уже окончательно определено]”.

Подошла очередь имама. В кандалах его подвели к халифу. Находившиеся рядом с предводителем подняли свои взоры на того, кто вот-вот покинет мирскую обитель. В эти свободные мгновения аш-Шафи‘и воскликнул: “Мир тебе, о правитель правоверных, и благодать Его”, опустив слова “милость Всевышнего”. Халиф ответил: “И тебе – мир, милость Всевышнего и благодать Его”. И продолжил: “Ты начал с сунны, хотя никто не приказывал тебе это делать. Я обязан был ответить тебе. Разве не удивительно?! Как ты смеешь говорить в моем присутствии без моего разрешения?! Мухаммад ответил: “Воистину, в могущественном Коране сказано: “Всевышний дал обещание тем, кто уверовал из вас и творил благие дела, что сделает их преемниками (правителями) на земле [кем и являлся халиф], как делал таковыми тех, что были до вас. Даст им возможности в религии, которую Он пожелал для них. Воистину, заменит Он для них страхи на чувство спокойствия и безопасности [чего хотелось бы пожелать для себя]”. Аллах если обещает, то выполняет Свое обещание, – продолжил аш-Шафи‘и. – Он дал тебе возможность править на Его земле и дал мне чувство спокойствия и безопасности после моего страха. Ведь ты ответил мне: “И тебе – милость Всевышнего (т.е. ты помилован)”. Через твою снисходительность, о правитель правоверных, милость Господа снизошла и на меня”.

Халиф воскликнул: “Как ты можешь искать оправдания после своего предательства в пользу претендента на мой пост?!”
“Что касается уже этого вопроса, – продолжил аш-Шафи‘и, – раз уж ты даешь мне право говорить, то я отвечу правдиво и честно. Только прошу у тебя снять с меня кандалы. Если – нет, то твоя рука выше, а моя – ниже [ты вправе единолично выносить решение]. Всевышний же не нуждается в ком-либо из нас и извечно восхваляем [Он выше всего и над всем]”. Халиф приказал снять кандалы. Имам опустился на колени и процитировал: “О те, которые уверовали! Если придет к вам грешник [о справедливости и правдивости которого неизвестно] с вестью, то проверьте ее достоверность!” Я не являюсь тем, за кого меня выдают. Это все клевета. Тебе принимать решение в соответствии с Писанием Творца. Ты ведь сын дяди (двоюродный брат) Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), защищающий от зла веру и заступающийся за его последователей.

Выражение лица ар-Рашида резко изменилось, засветилось от радости:
– Пусть удалятся все твои страхи! Садись! Каковы познания твои относительно Писания Всевышнего? Ведь это первое, с чего начинают.
– О каком из Писаний ты спрашиваешь? Ведь Всевышний ниспослал немало Писаний.
– Неплохо, – воскликнул халиф, – я спросил у тебя о Писании, что было низведено пророку Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует).
– Наук, связанных со Священным Писанием, немало. Есть аяты, которые однозначны по смыслу (мухкям), а есть те, что многогранны или не имеют четкой ясности (муташабих). Есть те, что были ниспосланы ранее, и те, что ниспосланы позже. Есть взаимоисключающие, отменяющие (насых-мансух).

Аш-Шафи‘и продолжал и продолжал перечислять научные направления, связанные с изучением смыслов и практическим применением Священного Писания. Правитель правоверных и те, кто стоял рядом с ним, были приятно удивлены и поражены познаниями молодого человека.

Халиф начал спрашивать и по другим научным областям, в том числе и физиогномике, а великий ученый все отвечал и отвечал с невероятной точностью и красотой речи.

В заключение халиф обратился с просьбой: “О имам! Дай мне наставление”. Имам аш-Шафи‘и приступил к проповеди, которая пронзила до глубины души присутствовавших и духовно вознесла их сердца. Глаза правителя переполнились слезами…

Благополучно пройдя через это жизненное испытание и получив уважение, признание со стороны правителя, имам отправился в Мекку, где его встретили с любовью и почетом. Войдя в город, он раздал все золото и серебро, что было даровано ему, исполняя завещание матери. Шел 180 год по мусульманскому календарю… Великому богослову тогда исполнилось тридцать лет!

В Мекке имам провел последующие семнадцать лет своей жизни, просвещая и обучая людей. За эти годы ушли из жизни величайшие имамы Абу Юсуф (182 г.), Мухаммад ибн аль-Хасан (188 г.), а также халиф Харун ар-Рашид (193 г.).

Мухаммад ибн Идрис решил на месяц посетить Багдад. Прибыв в столицу, он начал преподавание в западной центральной мечети, где постоянно проходили научные беседы и лекции. Во время приезда имама в этой мечети было более двадцати научных групп. Из них осталось только три. Все остальные стали слушателями имама аш-Шафи‘и.

Из Багдада имам в сопровождении большого количества учеников, среди которых было немало известных богословов того времени, отправился в Египет. Жители Багдада вышли провожать великого ученого. Среди них был и его ученик имам Ахмад Ибн Ханбаль…

27 числа месяца Шавваль 198 года имам приезжает в Египет вместе с правителем этой местности, отправленным новым халифом. Тот просит имама остановиться у него, но он отказывается и поселяется у своих родственников по материнской линии, следуя обычаю пророка Мухаммада в такого рода ситуациях. Ученые-богословы Египта очень радушно встретили имама. Он начал проводить лекции и уроки в самом крупном на тот момент просветительском центре Египта – в мечети ‘Амра ибн аль-‘Аса. Аш-Шафи‘и был первым, кто в Египте ввел правило в стиле преподавания. Он начинал уроки по завершении утренней молитвы (“Фаджр”) и до полуденной (“Зухр”).
Сначала приходили чтецы Священного Корана и читали перед ним, а также слушали его чтение. Потом – изучавшие хадисоведение, после этого – специалисты арабского языка, поэзии и т. д. После полудня уроки завершались, и имам отправлялся домой с наиболее близкими учениками, говоря: “Мирская жизнь – это путешествие, в котором необходим посох (то, на что можно опереться, особенно когда устал и обессилел)”.

Имам аш-Шафии говорил: " Я не ел досыта с шестнадцати лет, т.к. сытость отяжеляет тело, очерствляет сердце, затмевает ум, навевает сон и ослабляет человека для поклонения… Я не клялся именем Аллаха, ни при каких обстоятельствах ".

От Ахмада ибн Яхья передают, что однажды имам аш-Шафии, выходя с рынка, наткнулся на человека, порочившего имя одного ученого. Аш-Шафии, повернувшись к своим ученикам, сказал: «Сохраняйте свой слух от слушания непристойностей, также как вы сохраняете ваши языки от их произношения. Воистину, слушающий - соучастник говорящего. Кто не уберегает свой нафс, тому не принесут пользу его знания…».

За время пребывания имама в Египте большое количество ученых-богословов и языковедов, как мужчин, так и женщин, приумножили свои познания.

Имам аш-Шафи‘и очень любил напиток из сахарного тростника и порой шутил: “Я остался в Египте из-за любви к сахарному тростнику”.

Глубокими познаниями этого величайшего ученого и невероятными масштабами его общественной полезности восхищались многие светила исламского богословия. Думаю, будет достаточно одной цитаты. Сын имама Ахмада ибн Ханбаля спросил однажды своего отца: “Кем был аш-Шафи‘и? Я вижу, ты постоянно упоминаешь его в своих молитвах”. Величайший имам ответил: “Я упоминаю его имя в своих молитвах уже сорок лет, прося у Всевышнего милости и прощения. О сын мой! Аш-Шафи‘и (по своей значимости) был подобен солнцу для этого мира, здоровью – для тела. Есть ли что-то, что могло бы заменить эти вещи?!”

Получилось так, что годы проживания имама аш-Шафи‘и в Египте стали последними. Он заболел, силы быстро начали покидать его. В последнюю пятничную ночь месяца Раджаб 204 года после пятой молитвы душа великого ученого покинула тело…

Имам аль-Музани - один из учеников имама аш-Шафии рассказывал, что когда приблизилась смерть имама аш-Шафии, я зашел к нему и спросил, как он себя чувствует. Он сказал: " Я чувствую себя покидающим этот мир и своих близких, из рога смерти выпивающим и к Аллаху отправляющимся. И я не знаю, куда моя душа попадет – в Рай или в Ад ".

Незадолго до смерти имам завещал, чтобы его тело после смерти было омыто правителем Египта. Наутро в пятницу родные пошли за правителем области, с которым у имама аш-Шафи‘и были близкие дружеские отношения, и пересказали предсмертное пожелание. Аль-‘Аббас ибн Муса спросил: “Остался ли имам должен кому-то?” Ему ответили: “Да”. Правитель приказал подчиненным расплатиться со всеми долгами ученого и, обращаясь к родственникам, заключил: “Имам, прося омыть его тело, имел в виду именно это”.

muslimpress.com

Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис Аш Шафии, аль Муталлибий, аль Курайший (150-204г.х./767-820г.г.) третий, из четырех имамов Ахль Сунны ва Аль Джамаа.

Родословная :

Его полное имя: Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн ’Аббас ибн ’Усман ибн Шафи’и ибн Саиб ибн ’Убайд ибн ’Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн ’Абд Манаф ибн Кусай ибн Киляб, ибн Муррат, ибн Кааб, ибн Люай ибн Галиб, ибн Фихр ибн Малик, ибн Надр, Курайш ибн Кинана ибн Хузейма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн, Назар ибн Маад, ибн Аднан, Аш Шафии Аль Муталлибий аль Курайши.

Он восходит своей родословной к пророку, и объединяется с ним в Абдулманафе ибн Кусей, так же есть мнение что он сын (потомок) дяди пророка,

Что же касается его родословной со стороны матери, то существует два мнения,

1) Что она из племени Азд Йемен, её имя Фатима бинта Абдулла аль Азади. Это мнении достоверное и распространенное, на котором есть единогласие.

Так как все придания, которые приходят от Шафии в отношении его родословной упоминается, что его мать из племени Азд.

2) Его мать курейшитка алиитка — родословная восходит к Али ибн Абу Талибу. Однако эта информация не приемлемая, и противоречит единогласию.

Личность:

Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис Аш Шафии, аль Муталлибий, аль Курайший (150-204г.х./767-820г.г.) третий, из четырех имамов Ахль Сунны ва Аль Джамаа, основатель шафиитского мазхаба в исламском фикхе, основатель науки усулу ль фикх, так же является имамов в науке о толковании Корана, и хадисоведению. Занимал должность судьи, был известен справедлтвостью, остроумием, и привязанностью к религиозным наукам. Имам Аш Шафии был красноречив, обладал талантом поэта, был искусным стрелком, путешественником. Очень много учёных высказывались о нем с похвалой, даже имам Ахмад сказал: «Аш Шафии был подобен солнцу для религии, как благодетель для людей. Есть мнение, что он тот курейшитский имам, о котором упомянул пророк, мир ему и благословение, сказав: «Учёный Курайшит, заполнит землю знаниями».»

Аш Шафии, родился в Газе, в 150 г.х., а когда ему было два года, мать переехала с ним в Мекку. Аш Шафии выучил почтенный Коран, когда ему было 7 лет, после чего выучил книгу Аль Муватаъ, в возрасте 10 лет. После чего он занялся поиском знаний в Мекке, достигнув того, что ему дали право издавать фетвы, когда ему ещё и 20 лет не было. Затем Аш Шафии переселился в лучезарную Медину, где продолжал получать знания, учась у самого Имама Малика ибн Анаса. После чего отправился в Йемен, и продолжал там свою деятельность. А в 184г. отправился в Багдад, где стал приобретать знания у Мухаммада ибн Аль Хасана Аш Шейбани, изучая ханафитский мазхаб, таким образом он вобрал в себя фикх Хиджаза (маликитский мазхаб) и фикх Ирака (ханафитский мазхаб). Через некоторое время Имам Аш Шафии вернулся в Мекку, и прожил там приблизительно 9 лет, в течении этого времени он проводил уроки в Мекке в Аль Хараме.

В 195г.х. он во второй раз отправился в Багдад, и занялся тем, что начал составлять там свою книгу «Ар Рисаля» , в которой представил фундаментальные основы по усулу ль фикх. Через 4 года, в 199г. он отправился в Египет, где возобновил составление своей книги «Ар Рисаля», которую начал в Багдаде, так же он начал распространение своего нового мазхаба, проводил дискуссии с оппонентами, и занимался обучением, вплоть до своей смерти в 204г.х. да помилует его Аллах.

Место рождения:

Родился имам Аш Шафии в Газе, в Шаме в 150г.х. Большинство учёных историков — факихов сошлись на этом. Однако, соседствует с этим, так же мнение что он родился в Аскаляне, местечко вблизи Газы, более того, существует мнении, что он родился не на территории Шама, а в Йемене. Причина же таких разногласий состоит в том, что от самого Шафии передано три предания об этом:

1) Он родился в Газе . От Мухаммада ибн Абдулла ибн Аль Хакам сказал: Сказал мне Мухаммад ибн Идрис Аш Шафии: «Я родился в газе в 150 г., а потом приехал в Мекку в возрасте 2х лет».

2) Он родился в Аскаляне . От Амра ибн Савада передается: Мне сказал Аш Шафии: «Я родился в Аскаляне. А когда мне исполнилось 2 года мать перевезла меня в Мекку. Я очень любил два дела, стрельбу из лука, и получение знания, я достиг в стрельбе таких достижений что мог выбивать десяточку,» После чего Аш Шафии замолк, и ничего не сказал о знаниях, и тогда я сказал ему: «Клянусь Аллахом в знаниях ты преуспел больше чем в стрельбе».

3) Он родился в Йемене . От Абдуррахман ибн Аби Хатима передаётся что он сказал: я слышал как Мухаммад ибн Идрис говорил: «Я родился в Йемене. Моя мать боялась, что моя родословная будет предана забвению. Она сказала: «тебе следует быть со своим родом, чтобы быть подобным им, я опасаюсь что твоя родословная будет забыта и она стала готовить меня в Мекку. В Мекку я прибыл, когда мне было десять лет, или около того… . Там я стал приобретать знания, и мне сказали: «не торопись, и занимайся тем, что принесёт пользу тебе. Я ощутил сладость в изучении знаний, и учился пока не был наделен тем, чем был наделен».

Сказал аз Захаби: «Его слова в Йемене это ошибка, если конечно не имелось в виду род. Такое можно предположить, однако это противоречит внешнему смыслу».

Некоторые учёные попытались объединить эти три предания.

Сказал ибн Касир: «…и вот эти три предания о месте его рождения, известно что он родился в Газе, после чего в детстве переехал в Мекку, после чего мать перевезла его в Йемен. Когда же он немного подрос, и прочитал Коран, его отправили в город его рода, в Мекку. Там он изучал фикх. Аллах знает лучше».

Год рождения:

А что касается времени его рождения, то все предания объединились на том, что он родился в 150г.х. в год смерти имама Абу Ханифа, Есть так же версия о том, что Аш Шафии родился в день смерти Абу Ханифы, однако не реально подтвердить достоверность этого, так как это очень сложно.

Детство:

Рос Аш Шафии в бедной семье, он проживал в йеменских поселениях в Палестине. Когда умер отец, он был ещё ребёнком. Мать перевезла его в Мекку, опасаясь, что его благородная родословная будет предана забвению, в этот период ему было всего лишь два года, она перевезла его в Мекку, чтобы он жил на своей земле и проникся этой культурой, жил среди них, и был одним из них.

В Мекке Аш Шафии жил жизнью бедняка сироты, несмотря на то, что он был из благороднейшего рода. И это оказало сильное влияние на его жизнь и благонравие. Он выучил Коран в 7 летнем возрасте, что является показателем его остроумия и крепкой памяти. После этого он обратился к изучению хадисов, и выучил сборник хадисов имама Малика, «аль Муваттаъ». Сказал Аш Шафии: «Я выучил Коран когда мне было 7 лет, и выучил аль Муваттаъ когда мне было 10 лет».

Когда распространилось имя имама Медины, Малика ибн Анаса во все концы исламского мира, имам Аш Шафии вознамерился отправиться в Медину для получения знаний, Передаётся от Шафии что он сказал: «Я покинул Мекку когда мне было 14, у меня ещё не было бороды и я дошёл из Абтаха до Зутува, там я увидел всадников, и один старик из всадников взял меня с собой до Медины, я прочитал Коран по дороге из Мекки в Медину 16 раз, я вошёл в Медину восьмого дня после молитвы аср, помолился аср в мечети пророка, мир ему и благословение Аллагьа, когда я находился рядом с могилой пророка, я увидел Малика ибн Анаса облаченного в два плаща, при этом он говорил: «мне рассказал Нафи, от ибн Умара, от обитателя этой могилы и указал на могилу порока, мир ему и благословение, и я увидел его трепет и благоговение». Имам Аш Шафии пошёл к имаму Малику, когда же Малик увидел его то сказал: «О Мухаммад, побойся Аллаха, сторонись грехов, поистине ты достигнешь высокого положения, поистине Аллах поместил в твоём сердце нур, не гаси же его ослушанием. Передаётся от Шафии: «Будучи выучившим Аль Муватаъ я пришёл к Малику, и сказал: я хочу услышать Аль Муватаъ от тебя. Малик ответил: «поищи себе того, кто почитает её для тебя». Я повторил ему сказав: «ничего страшного в том чтобы ты послушал моё чтение, если тебя не затруднит, то я хотел бы прочесть для себя», Он сказал: «Поищи того кто прочитает тебе её», Тогда я повторил ещё раз, и он сказал: « читай». Когда он услышал моё чтение он требовал чтобы я читал до тех пор, пока я её не закончил. В другом риваяте передаётся: Я пришёл к Малику, будучи выучившим «Аль Муваттаъ» и он сказал мне: «Найди себе того, кто почитает для тебя, Я же ответил, Я сам её прочитаю и прочитал «аль Муваттаъ» по памяти, Тогда он сказал: «Если и есть тот, кто преуспел, то это этот юноша».

Мухаммад аш-Шафии всегда считал имама Малика величайшим учителем, но, будучи человеком решительным и независимым, позднее позволял себе критику в адрес его фикха в книге Ихтилаф Малик ва аш-Шафии. На самом деле «Опровержение имама Малика», в том виде, в котором она сохранилось, является работой его египетского ученика ар-Раби аль-Муради В ответ на эту книгу, египетские маликиты написали полемический труд, направленный непосредственно против аш-Шафии Китаб ар-радд аля аш-Шафии, написанный Абу Бакром Мухаммадом аль-Кайравани

Помимо имама Малика, в Медине были и другие преподаватели, у которых учился Мухаммад аш-Шафии. Среди них был и мутазилит Ибрахим ибн Абу Яхья который, как говорят биографы, учил его только исламскому праву и хадисоведению, но не обучал основам религии (усуль ад-дин)

Испытание:

После возвращения из Медины у него по-прежнему было плохое материальное положение, что и подтолкнуло его к поиску заработка. По просьбе курайшитов, наместник Йемена вызвал аш-Шафии в провинцию Наджран (Северный Йемен) для выполнения некоторых официальных функций. Там он отличался справедливостью в судебных разбирательствах и обрёл популярность среди населения. В Наджране Мухаммад аш-Шафии познакомился со взглядами египетского имама аль-Лайса ибн Саьда, у которого в Йемене было много последователей.

В 174 году Мухаммада аш-Шафии арестовали и в кандалах отправили в резиденцию халифа в Ракке. Там аш-Шафии имел беседу с халифом Харуном ар-Рашидом, которому он очень понравился. Помимо этого, за него заступился верховный судья (кади) Багдада - Мухаммад аш-Шайбани. Харун ар-Рашид отпустил аш-Шафии (хотя остальные девять участников восстания были казнены) и переложил всю ответственность за него на Мухаммада аш-Шайбани, у которого аш-Шафии впоследствии учился два года. Мухаммад аш-Шафии никогда больше не вмешивался в государственные дела и даже отказался от предложения халифа стать судьёй Йемена.

За два года пребывания в Ираке, аш-Шафии познакомился с ханафитской школой фикха, которая продолжала процветать благодаря усилиям двух учеников имама Абу Ханифы - Абу Юсуфа и аш-Шайбани. Аш-Шафии часто посещал лекции Мухаммада аш-Шайбани и иногда даже спорил с ним. На одном из занятий Мухаммаду аш-Шафии показалось, что аш-Шайбани с некоторым предубеждением рассказывает о мазхабе имама Малика. Из-за уважения к имаму аш-Шайбани он не стал открыто вступать с ним в спор. После того, как аш-Шайбани закончил лекцию и ушёл, аш-Шафии занял его место и начал критиковать все те доводы, которые аш-Шайбани выдвинул против Малика ибн Анаса. Узнав о произошедшем, имам аш-Шайбани предложил аш-Шафии устроить публичный научный диспут (муназарат), но тот не соглашался, не желая, чтобы люди видели, как друзья спорят друг с другом. После долгих уговоров аш-Шафии всё же согласился на диспут. По окончании спора всем было ясно, что аш-Шафии превзошёл своего учителя; однако на их тёплые дружеские отношения это ничуть не повлияло. Текст диспута между аш-Шайбани и аш-Шафии сохранился в книге Манакиб Фахруддина ар-Рази. Впоследствии опровержению аш-Шайбани был посвящён труд Китаб ар-радд аля Мухаммад ибн аль-Хасан.

За десять лет пребывания в Багдаде аш-Шафии смог посетить Персию, Сирию и другие области Халифата. Харун ар-Рашид регулярно одаривал его большими суммами денег. Около 184 года аш-Шафии вернулся в Мекку. Приехав в Мекку, аш-Шафии раздал половину своих богатств беднякам и организовал кружок в Запретной мечети. В 189 году аш-Шафии вернулся в Багдад, чтобы начать преподавание. В столице Халифата он обрел большую популярность и уважение самых широких слоёв общества. Здесь же, в Багдаде, была написана первая версия книги ар-Рисаля и другие сочинения, которые относятся к мазхаб аль-кадим.

В 191 году он вернулся в Мекку, но через год снова выехал в Багдад. Вероятно в этот период пребывания в Мекке аш-Шафии встречался с Ахмадом ибн Ханбалем (ум. в 241 г.х.)…

В 194 году имам аш-Шафии уехал в Египет. Живя в Египте, аш-Шафии глубоко изучил мазхаб имама аль-Лайса ибн Саьда и пересмотрел многие свои прежние позиции по вопросам права, сформировав таким образом мазхаб «аль-джадид». Мухаммад аш-Шафии читал лекции в мечети Амра ибн аль-Аса. Его египетские ученики успешно конкурировали с доминировавшими в то время маликитами. Здесь он написал новую (сохранившуюся) версию «Ар-Рисаля» и большинство сочинений, вошедших в «Китаб Аль-Умм».

Уровень знания:

Имам Аш Шафии обладал знанием арабского языка, знанием Корана, правильно понимал смыслы Корана. Был искусным в понимании тонкостей Корана и их значений. Некоторые ученики Шафии рассказывали: «Когда Аш Шафии брался за тафсир он будто бы присутствовал при его ниспослании. Он обладал знанием о хадисах, он знал наизусть аль Муваттаъ имама Малика, и знал тонкости правил сунны и понимал их значения, он знал что являлось отмененным и отменяющим, обладал пониманием кыяса (сравнение по аналогии)». Аш Шафии так же вывел правила для правильного проведения кыяса. Он призывал к изучению религии говоря: «тот кто обучился Корану, то его положение выросло, тот кто записал хадис, то его аргументация усилилась, тот кто изучил фикх, то его положение облагородилось, тот кто изучал язык, его характер будет деликатным, тот кто изучал математику то его видение будет обильным, тот же кто не сохранит себя, не получит пользы от знаний».

Ар Рабиа ибн Сулейман сказал: «Аш Шафии, да помилует его Аллах, сидел в своем кружке после утренней молитвы, и к нему приходили те, кто изучал Коран, после восхода солнца они уходили, и на их место приходили те, кто изучал хадисы, они расспрашивали о толковании и значениях когда же солнце поднималось они вставали, и приходили те, кто занимался разбором разных вопросов, когда наступала середина между утром и обедом они расходились, и на их место приходили изучающие арабский, стихотворный слог, грамматику и поэзию, и это все продолжалось до середины дня».

Сказал имам Ахмад: «сказал нам имам Аш Шафии: «Вы более знающие о хадисах и передатчиках, чем я, если хадис будет достоверным то дайте мне знать, не важно из Куфы, Басры, или Шама, чтобы я мог пойти туда, если он является достоверным. Передаётся от имама Ахмада Ибн Ханбаля что он сказал: Когда меня спрашивали, о каком-то вопросе, на который я не знал ничего из хадисов, то я говорил мнение Аш Шафии, потому что он имам учёный из курейш. Передаётся от пророка, мир ему и благословение, что он сказал: «Учёный курейшит заполнить землю знанием».

Нрав:

Аш Шафии был известен своей щедростью. Рассказывает ар Рабиа ибн Сулейман: «Я поженился, и Аш Шафии спросил меня: сколько ты назначил калым? Я ответил: 30 динаров. Аш Шафии спросил а сколько ты уже отдал? Я сказал: 6 динаров, Тогда он поднялся к себе домой и отправил ко мне мешочек в котором находилось 24 динара». Имам Аш Шафии был очень богобоязненный, и много совершал поклонения. Он прочитывал Коран в течении ночи, а в месяц Рамадан прочитывал его два раза, один раз днём и один раз ночью, и таким образом 60 раз завершал чтение Корана в течении месяца. От Рабиа Ибн Сулеймана передаётся что он завершал чтение Корана в месяц Рамадан 60 раз, и все это в намазе.Аль Хасан ибн Али аль Карабиси рассказывает: «я провёл с Аш Шафии 80 ночей, он молился треть ночи, и когда он читал аят в котором указана милость Аллаха, то просил её для себя и для верующих, а когда читал аят в котором упоминалось наказание то просил защиты для себя и всех верующих, Словно в нем собрались надежда и страх».

Кончина:

Мухаммад аш-Шафии умер в Каире в последний день месяца раджаб 204 года по хиджре. Обстоятельства его смерти остаются неопределенными: по одним данным, он умер вследствие побоев от фанатично настроенных маликитов, по другим - из-за болезни.

Рассказывается, что причиной смерти Аш Шафии стало заболевание геморроем. Передаётся от Рабиа ибн Сулеймана о состоянии имама Аш Шафии на закате его жизни: «Имам Шафии жил здесь (в Египте) 4 года, и написал полторы тысячи листов рукописи, и издал книгу «аль Умм», состоящую из тысячи листов, так же написал книгу «ас Сунан» и многое другое, и все это в течении 4 лет. Он сильно болел, так сильно, что порой, когда он садился верхом, кровь заполнила его штаны и хуффы (по причине геморроя)». Ар Рабиа так же рассказывал: «однажды в период сильной болезни к Аш Шафии пришёл его ученик Аль Музани и спросил: «Как вы себя чувствуете сегодня Устаз?» И Аш Шафии ответил: «Я чувствую что покидаю эту мирскую жизнь, расстаюсь со своими друзьями, чувствую себя испившим кубок смерти, идущим к Аллаху, и ко встрече со своими грехами. После чего обратил свой взор на небеса радуясь продикломировал:

К тебе о Бог творений я обращаю свои надежды.

Хоть я и был грешником о тот Даритель Щедрый…»»

Погребальную молитву за имама Аш Шафии возглавил правитель Египта. На похоронах так же присутствовали двое его сыновей - Мухаммад и Усман.

Его учителя:

В Мекке:

Суфьян ибн Уейна. Муслим ибн Халид аз зинджи. Саид ибн Салим аль Кадах. Давид ибн Абдуррахман аль Атар. Абдуль Маджид ибн Абдуль Азиз ибн Абу Рувад.

В Медине:

Малик ибн Анас. Ибрахим ибн Сад аз Зухри. Абдуль Азиз ибн Мухаммад ад Даравардий. Ибрахим ибн Мухаммад аль Аслями. Мухаммад ибн Абу Саид ибн Абу Фудайк. Абдулла ибн Нафи Саиг.

В Йемене:

Мутараф ибн Мазин Санани, Хишам ибн Юсуф Санани, Амр ибн Аби Салема ат Туниси, Яхья ибн Хассан ат Туниси аль Бакри.

В Ираке:

Мухаммад ибн Аль Хасан Аш Шейбани, Вакы’ ибн аль Джаррах аль Куфи, Хаммад ибн Усама аль Куфи, Исмаиль ибн Ибрахим аль Басрий, АбдульВаххаб ибн АбдульМаджид аль Басрий.

Ученики имама аш Шафии:

Абу Саур аль Кальби аль Багдади. Ахмад ибн Ханбаль, Исмаиль Ибн Яхья, Абу Ибрахим Аль Музани аль Мисри, Аль Харис ибн Асад Абу Абдуллах аль Махасиби, Абу Амр Ан Накаль, Хармаля ибн Яхья Абу Хафс аль Мисри Ат Туджиби, Аль Хасан ибн Мухаммад Ибн Саббах Абу Али аль Багдади Аз Захфирани, Абу Али Аль Багдади Аль Карабиси, Ар Рабиа ибн Сулейман, Абу Бакр Аль Хумейди аль Макки, Абу Якуб аль Бувейти аль Мисри, Абу Айюб аль Хашими аль Курайши аль Багдади, Абу аль Хасан аль Кинани аль Макки, Бахр ибн Наср аль Хавляни.

Книги, написанные имамом Аш Шафии:

Китабу Ар Рисаля аль Кадым. Китабу Ар Рисаля аль джадид. Ихтиляфу ль Ахадис, Джимау ль Ильм. Ибталу ль Истихсан, Ахкаму ль Куран, Баяну фарди Ллях, Сифату ль Амри ва Ан Нахйи, Ихтиляф Малик ва Аш Шафии, Ихтиляфу ль Иракыин, Радду Аля Мухаммад ибн Аль Хасан, Китабу ль Али ва Абдулла, Фадаилю Курайш.

Мухаммад бин Идрис аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) родился в 150 году по мусульманскому календарю в Газе (Палестина). На Абду-Манафе его род соединяется с родом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Отец имама умер через некоторое время после его рождения.

Когда Мухаммаду (да будет доволен им Аллах!) исполнилось два года, мама отправилась с ним в Мекку, на родину его предков. Они поселились неподалёку от главной святыни Ислама - мечети аль-Харам. Через некоторое время она устроила его в школу. В связи с бедностью, платить за учёбу не было возможности. Ребёнок с самого начала относился к учёбе трепетно и с неописуемым энтузиазмом. Он садился непосредственно рядом с учителем и старался запомнить все пояснения. Во время отсутствия учителя маленький Мухаммад (да будет доволен им Аллах!) поворачивался к остальным детям и начинал им пересказывать урок. Благодаря этому у него стремительно развилась память, появились уважение и авторитет среди сверстников, а также внимание учителей. Учёбу для него сделали бесплатной. В семь лет Мухаммад бин Идрис (да будет доволен им Аллах!) выучил Коран наизусть.

В Мекке будущий имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) учился у Муслима ибн Халида аз-Занджий, муфтия Мекки. В возрасте пятнадцати лет он получил от него разрешение выносить фетвы (богословско-правовые заключения). Также он обучался у Суфьяна ибн Уяйната - мекканского мухаддиса (учёного специалиста по хадисам). Занимаясь с ним, будущий имам запоминал высказывания Пророка (мир ему и благословение Аллаха!), а потом записывал их на глиняных черепках или коже.

После нескольких лет, проведённых в Мекке, будущий имам отправился в Медину, где стал учеником великого учёного Малика ибн Анаса, основателя маликитского мазхаба. За девять дней аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) выучил его книгу "Муватта" - сборник самых достоверных хадисов. Позже имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) скажет о себе: "Что бы я ни услышал, я никогда этого не забывал!".

В 184 году по хиджре имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) отправился в Йемен, где занимался преподавательской деятельностью. Известно, что откровенность имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) привела к конфликту с чиновниками, и в 184 году по хиджре он был доставлен в Ирак, закованный в тяжёлые цепи. Против него были выдвинуты различные необоснованные обвинения, в том числе обвинения в заговоре. Это произошло во время халифата Харуна ар-Рашида из династии Аббасидов. Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) вместе с другими предстал перед халифом, но был помилован благодаря своему красноречию, настолько успешно он выступил в свою защиту.

В Ираке имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) познакомился с Мухаммадом ибн Хасаном аль-Шайбани - одним из выдающихся учеников Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!).

Однажды Мухаммад ибн Хасан пригласил имама Шафии (да будет доволен им Аллах!) в гости. Увидев, что Мухаммад обладает большим и красивым домом и значительным достатком, имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) заплакал. Тогда Мухаммад ибн Хасансказал ему: "Пусть не пугает тебя то, что ты увидел, поистине, это приобретено дозволенным образом", и предложил разделить с ним всё свое имущество. Но имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) отказался.
В Ираке он изучил книги факихов (правоведов), живших в этой части исламского государства. Вскоре же после этого он вернулся в Мекку, где читал лекции в Масджид уль-Хараме. В Мекке имам остался надолго, просвещая и обучая людей. За годы его преподавания ушли из мирской жизни величайшие имамы Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, а также халиф Харун ар-Рашид.

В 195 году по хиджре имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) вновь посетил Ирак. Прибыв в столицу, он начал преподавание в центральной мечети, где постоянно проходили научные беседы и лекции. К моменту приезда имама, в этой мечети было более двадцати научных групп. Из них после начала его выступлений осталось только три. Все остальные стали слушателями имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!).
Из Багдада имам в сопровождении большого количества учеников, среди которых было немало известных богословов того времени, отправился в Египет. Огромное число жителей Багдада вышло провожать великого учёного.

В 198 году по хиджре имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) прибыл в Египет. Учёные-богословы Египта очень радушно встретили его. Он начал проводить лекции и уроки в самом крупном на тот момент просветительском центре Египта - в мечети Амра ибн аль-Аса. Примечательно, что аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) ввёл новый метод преподавания. Он начинал уроки после завершения утренней молитвы. Сначала приходили чтецы Священного Корана и читали перед ним, а также слушали его чтение. Потом - изучавшие хадисоведение, затем - занимавшиеся богословскими диспутами (муназара), за ними - специалисты арабского языка, поэзии и т.д.

За время пребывания имама в Египте, очень большое количество учёных-богословов и языковедов, как мужчин, так и женщин, приумножили свои познания. У него было много учеников, следовавших его школе мысли, и наиболее видными из них являются: Аль-Музани, ар-Раби и Юсуф ибн Яхья.

Аль-Музани. Полное имя аль-Музани было Исмаил бин Яхья аль-Музани. Он был постоянным соратником имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) во время его пребывания в Египте. Аль-Музани отличился написанием книги, где полностью собрал Фикх аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!). Эта книга, изложенная в сжатом виде под названием "Мухтасар аль-Музани", стала самой читаемой книгой по фикху среди последователей мазхаба имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!), которых стали называть «шафиитами».

Ар-Раби аль-Маради. Ар-Раби заметен тем, что был основным рассказчиком книги аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) "Аль-Умм". Он записал её при жизни Имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) параллельно с "Ар-Рисаля" и другими книгами.

Юсуф ибн Яхья аль-Бути. Юсуф ибн Яхья сменил аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) в качестве главного учителя этого мазхаба. Он был заключён в тюрьму и замучен до смерти в Багдаде по той причине, что отверг официально утверждённую тогдашними властями заблудшую философию мутазилитов о создании Корана.

Жизнь Имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) была очень нелёгкой, но её сложности, в том числе и материальные, никогда не отвлекали его от избранного жизненного пути: "Пусть говорят, что там-то дождь льёт жемчугом, а там-то колодцы переполнены золотом. До тех пор, пока я жив, у меня будет пропитание, а если умру, то могила для меня найдётся. Заботы мои равны (по значимости) заботам королей, а душа во мне - душа свободного человека, для которого унижение всё равно, что неверие".

За всю свою жизнь имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) побывал во всех центрах богословской мысли того времени. Был, как мы уже упоминали, в Мекке, затем в Медине, Йемене, Ираке, Палестине. Много передвигался по областям Ирана, Рима и по другим неарабским территориям. Путешествия на пути Всевышнего и посещения разных земель, наблюдения за жизнью набожных людей и изучение местных обычаев, культур разных племён и народов, послужили основой для умелого разъяснения и написания как богословских правил, так и различных методов практического применения Священного Писания и Сунны пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!).

Известный ученый Ибн Хаджар сказал: «Имам аш-Шафи‘и – имам имамов по знаниям, богобоязненности, отрешенности от мирского (зухд), познанию Аллаха (ма‘рифа), по остроте ума, по знанию Корана наизусть (хифз) и по родословной, потому что он выгодно отли­чался во всех перечисленных деяниях».
Он превзошел всех своих современников, даже тех, кто был раньше него, как Малик бин Анас, Суфьян бин Уяйна и их шейхи. Он вобрал в себя все, что было до него, что послужило причиной увеличения количества его последователей во всех уголках Земли, и его мазхаб рас­пространился вплоть до обеих святынь (Мекка и Медина) и Палестины. Эти три места самые ценные на земле.

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) знаменит ещё и тем, что он первым из всех исламских учёных вывел такую науку, как "Усуль аль-Фикх" (Основы мусульманского права). Его первой книгой по этой дисциплине стала "ар-Рисаля". В ней имам изложил условия и требования для аргументации аятами Корана, хадисами Пророка (мир ему и благословение Аллаха!), иджмом (единодушное мнение мусульманских богословов) и киясом (суждение по аналогии) того или иного утверждения. Кроме того, в "ар-Рисаля" были разъяснены понятия "насих" - отменяющий и "мансух" - отменённый, а также правила толкования аятов и хадисов, касающихся конкретных ситуаций и имеющих всеохватное значение и другие правила иджтихада.

Имам аш-Шафии делил ночь на три части: треть он посвящал изучению знаний, другую треть - ибадату (поклонению Всевышнему), а оставшуюся треть оставлял для сна.

Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах!) говорил о достоинствах имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!): «Приводится от Пророка (мир ему и благословение Аллаха!), что Всевышний посылает для этой Уммы (общины мусульман) в начале каждого столетия человека, который обустраивает дела религии. В первом веке этим человеком был Умар ибн Абдул Азиз, а во втором столетии таковым является имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!)».
Также имам Ахмад (да будет доволен им Аллах!) сказал: "Не совершил я намаза за сорок лет без того, чтобы не помолиться за имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!)».

По этой причине его сын как-то спросил ибн Ханбала: "Каким же человеком был аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!), что ты так часто обращаешься ко Всевышнему за него?". - "О сын мой, аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) был как солнце для мира, как здоровье для людей. Так, посмотри же, найдётся ли этим двум вещам замена?", - ответил имам Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах!).

Передают, что аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) был захидом - аскетом, богобоязненным человеком, который много времени уделял поклонению Аллаху. О себе он как-то сказал: "После шестнадцати лет я ни разу не ел досыта, потому что это отягощает тело, делает чёрствым сердце, лишает проницательности, ведёт ко сну и приводит к слабости в поклонении". Люди же рассказывают, что однажды имам пришёл в Мекку с десятью тысячами динаров. Утром за пределами города он разбил палатку. Высыпав деньги на свою одежду, каждому, кто входил к нему, аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) горстями раздавал монеты. Приближался обеденный намаз. Для того, чтобы совершить его, имам встал, и, встряхнув одежду, увидел - оказалось, что на ней уже ничего не было!
Учёные сообщают, что из-за большой смиренности и страха перед Всевышним, имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) порой падал в обморок, слыша аяты Корана. Однажды Харис ибн Лябид, стоя на холме Сафа в Мекке, прекрасным голосом прочитал аят: "Это День, когда они не заговорят, и не будет им разрешено найти оправдание".

Услышав это, имам изменился в лице, кожа его содрогнулась и он упал в обморок. Когда аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) пришёл в сознание, он произнёс: "Я прошу защиты у Аллаха от положения лжецов! О Всевышний, Тебе покорились сердца познавших и перед Тобой склонились шеи любящих Тебя. О Создатель мой, даруй мне от Твоей щедрости, и прости мои ошибки по милости Твоей!".

От имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) приводят следующее: "Три лучших поступка: щедрость в бедности, набожность в уединении и слово истины, сказанное тому, кого боятся люди". Также имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) советовал:
"Холодность по отношению к людям ведёт к вражде, слишком мягкое отношение к ним - к приобретению плохих друзей; так держись же золотой середины!".

"Поверить сплетне хуже её самой, поскольку сплетня направлена в чей-то адрес, а верить ей - значит признавать сплетню допустимой. А ведь тот, кто совершает что-либо, равен тому, кто считает это дозволенным".

Аль-Музани рассказывает, что незадолго до смерти он вошёл к имаму, когда тот болел, и спросил его: "Как Вы себя чувствуете?" Имам же ответил: "Я чувствую себя покидающим этот мир и расстающимся со своими братьями, испивающим чашу смерти и прегрешений своих, и встречающим, и направляющимся к Аллаху. Я не знаю, пойдёт ли моя душа в Рай, чтобы я мог поздравить её, или в ад, чтобы принести ей соболезнования мои".

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) умер тридцатого числа месяца Раджаб в 204 году по хиджре в возрасте пятидесяти четырёх лет. Его могила находится в Египте. Спустя некоторое время тело имама аш-Шафии решили перезахоронить в Багдаде, и, когда начали вскапывать его могилу, оттуда начал исходить аромат мускуса - тогда его тело решили оставить там же.

В хадисе сказано: «Алим из курейшитов заполнит землю наукой (исламской)» .

В своё время он был лучшим среди имамов - с позиций знаний, деяний, разума, аскетизма, умений, памяти, происхождения. Имам аш-Шафии создал свой собственный мазхаб (правовую школу) всего за четыре года. О его жизни написано более сорока книг.

В число наиболее значимых для мусульман дней в году входит День Ашура (10 число месяца Мухаррам, в 2018 году приходится на 20 сентября - прим. сайт) . На его особенность указывает тот факт, что немало важных событий в истории ислама приходятся именно на эту дату в календаре.

Заметим, что День Ашура является одним из тех дней, которые особо почитаются не только мусульманами, но и приверженцами других религий, в частности, иудеями. Дело в том, что именно этот день ознаменовался спасением Посланника Всевышнего Мусы (Моисея, а.с.) и его народа от армии египетского фараона.

Кроме того, с особым почтением к данному дню относились и мекканские многобожники. Курайшиты в День Ашура соблюдали пост и меняли ткань, покрывавшую Каабу, которая в те времена была крупнейшим языческим центром и местом паломничества для арабских язычников со всей Аравии.

Супруга Милости миров Мухаммада (с.г.в.) – Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала о том, что курайшиты соблюдали пост в Ашура в эпоху джахилии, т.е. доисламского периода» (Бухари).

После начала пророческой миссии Посланник Всевышнего (с.г.в.) велел в Ашура еще до того момента, как Создатель вменил в обязанность верующим поститься в Рамазан. Причём такой пост изначально был для мусульман обязательным, и в то же время у верующих было право выбора – поститься или же накормить взамен нуждающихся. Однако как только пост в Рамазан стал обязательным, ураза в День Ашура обрела добровольный (но всё же желательный) характер.

Что делать в День Ашура

Как уже было сказано, в первую очередь мусульманам желательно поститься. В жизнеописании Посланника Господа миров (с.г.в.) приводится история, как тот по прибытию в Медину узнал, что иудеи постятся. Мухаммада (с.г.в.) поинтересовался у них, почему они это делают и, узнав, что те постятся в знак благодарности Создателю за спасение сынов Израиля, как это делал Пророк Муса (а.с.), воскликнул: «Мы, мусульмане, ближе к Пророку Мусе, чем вы, и мы более достойны поститься в этот день» (Муслим).

С этого момента мусульмане стали держать уразу в День Ашура, но Заключительный Божий посланник (с.г.в.) велел делать это на протяжении двух дней. Дело в том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал верующих по возможности избегать уподобления людям Писания, и Ашура в данном отношении не стала исключением. Таким образом, правоверным рекомендуется провести в состоянии поста либо 9 и 10 числа месяца Мухаррам, либо 10 и 11. Если же раб Аллаха станет соблюдать уразу только в День Ашура, то в этом нет ничего греховного, и мусульманин может прибегнуть к этому.

Ашура у шиитов

Несколько иначе этот день проводят мусульмане-шииты (cм. фото) . Дело в том, что на 10 число месяца Мухаррам помимо спасения сынов Израиля пришлась и дата мученической гибели в сражении при Кербеле внука Посланника Аллаха (с.г.в.) – Хусейна ибн Али, особо почитаемого у и считающегося одним из праведных имамов.

После смерти четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба к власти в Арабском халифате пришёл Муавия ибн Абу Суфьян, который стал родоначальником династии Омейядов. С политикой новой династии были согласны далеко не все, так как, по утверждению шиитских источников, их действия расходились с предписаниями ислама. Оппозиция того времени консолидировалась вокруг внука Пророка Мухаммада (с.г.в.) – Хусейна, который пользовался в то время большим авторитетом. Данные разногласия привели к гражданской войне, в которой схлестнулись правительственные войска халифа Язида – сына Муавии с оппозицией, которую возглавил Хусейн ибн Али. В 680 году по григорианскому летоисчислению состоялась битва при Кербеле, в которой войско имама Хусейна было разбито, а сам он убит.

В память о драматичных событиях тех лет шииты проводят в первую декаду Мухаррама траурные мероприятия, кульминация которых приходится именно на День Ашура. В шиитских мечетях читаются тематические проповеди, посвящённые Ашуре, люди облачаются в чёрные одежды и бьют себя кулаком по груди, а иногда и истязают себя ножами либо ударами цепей до крови, символизируя тем самым готовность умереть за идеалы ислама. (Отметим, что всё же большинство шиитских богословов называют практику самоистязания запретной).

Достоинства Дня Ашура

1. Ураза в этот день способствует прощению грехов

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Тому, кто соблюдает пост в Ашура, прощаются грехи, совершённые за прошлый год» (Муслим).

2. Поститься в этот день = выполнять сунну Пророка (с.г.в.)

Из хадисов известно, что Божий Посланник (с.г.в.) в День Ашура держал уразу с особым усердием, подобным посту в Рамазан.



Новое на сайте

>

Самое популярное