Домой Ортопедия Станислав Лем «Звёздные дневники Ийона Тихого. С.Лем

Станислав Лем «Звёздные дневники Ийона Тихого. С.Лем

Лет эдак в 15 я обожала Пиркса. Он такой плечистый, гордый, бедный и честный, усердный и мужественный. Девичьи бредни олицетворяет весьма адекватно.

А вот Йон Тихий... Вы вслушайтесь в имя-то! Ведь по нему дурдом рыдает. Тихий он, не буйный - оттого и не в изоляции. Дурачок. Он ракету чинит, высунувшись из люка. Ногами зажимает одну деталь, а руками держит ключи и крутит гайку. Он красит ракету кисточкой!!!

В общем, «Непобедимый» и Пиркс - наше все. В 15. И в 20 - тоже. Не все уже, но многое.

Второй раз я прочла «Дневники» в 30. Пришла с работы после длинной разборки с партнерами по поводу того, кто вообще из нас, таких классных и умных, настоящий кретин. Они ответ знали, Я тоже. Только ответы не совпадали:confused:

Я уныло побродила по комнате. Рвать и метать нет сил. Все такое серое, все кругом - ну, понимаете. И тут мне под руку из полки будто сам прыгнул этот томик. Покет-формат, не лучшее издание.

В общем, я влюбилась в Тихого во второго взгляда. Зверски. До умопомрачения. Ну и что, пусть не молод. Пусть красит ракету сам и в странный цвет... Разве книга вообще - об этом? Разве любая настоящая притча строится в богатых декорациях? На то она и притча, чтобы сочетать странный примитивизм антуража и глубину мысли. Йон очень не прост. Может, я и теперь полагаю, что он - тихий, то есть не буйный... А где вы видели людей, идеально здоровых психически? Врачи вон полагают, они вымерли. Или недообследованы.

И вообще!!! (женский аргумент) Он не рассуждает и не путешествует. Он снит. Он велик.

У него нет раздвоения личности - он способен существовать в неограниченном числе копий, быть морду самому себе и воровать у себя обед, олицетворяя одним собою всю нашу демократию в действии.

Он глубоко проникает в суть явлений. Может руководить творением мира не хуже бога. Ему хватит мужества и ответственности признать ошибки и... смело усугубить их.

Наконец, он не индиот. Он почти знает, что такое сепулька. Он борется с мусором в космосе и зрит в корень, обличая самого Электриция.

:dont: Чуть не забыла. Я ведь пришла домой, пылая праведным гневом. После пары историй из Тихого гнев сгинул. В конце концов, так ли важно, кто из нас прав? Разберемся. Мы хоть полкарты вселенной не заклеиваем бумагой...

Оценка: 10

Одни из самых наибредовейших приключений, которые мне доводилось читать (если честно, то более систематически бредовых еще не читал, просто делаю скидку на будущее - вдруг еще что-то попадет в руки, так сказать, более...). Думал может возраст уже у меня не тот, но рассказы явно не рассчитаны на детей и на сказку все же не смахивают (видно как минимум по герою, который явно не тинейджер, а человек степенный, в возрасте, одним словом - Тихий).

С творчеством Лема знакомился достаточно давно по произведениям «Непобедимый», «Солярис»... (может еще что-то, уже не помню). Поэтому дневниками был достаточно удивлен. Раньше я бы, наверно, забросил такое чтиво и утилизировал свое свободное время с большей пользой/удовольствием. Теперь же желание составить свое мнение и расставить оценки на Фантлабе заставляли меня продираться сквозь текст, несмотря на навеваемую дневниками дрему, переодически перемежая их более интересными книгами.

В процессе чтения самопроизвольно приходили и уходили некоторые ассоциации из прочитанного:

Стальная Крыса, Гарисона - рассчитана на подростковую аудиторию, безбашенные целеустремленные приключения ради приключений. Нет не то.

Шекли, многочисленные рассказы, Особенно Грегор и Арнольд. - Вообще не то, несмотря на то, что у Шекли рассказы тоже разные - от почти гениальных до полностью бредовых - все равно не то. Абсолютно не тот уровень.

Даже не знаю с чем сравнить. Надо будет при случае еще Адамса почитать...

Но и здесь не без проблеска, первый рассказ(седьмое путешествие) позабавил меня не мало и обещал приятное продолжение чтения, хотя ближе к концу тоже скатился. Так что увы... так как в домашней библиотеке стараюсь держать книги которые могу кому-либо посоветовать к чтению - эту придется пристроить где-то в другом месте.

P.S.: Высокие оценки других лаборантов могу объяснить только старой закалкой - редко попадавшаяся в советском союзе фантастика сходу, наверно, попадала в разряд интересных (не с чем сравнить-с) и елементарным размышлением: всем нравится, а я двойку поставлю? (ну просто не могу себе представить, что молодое поколение останется в захвате от этих дневников, хотя может я и не прав...)

Оценка: 4

В своем отзыве на «Кибериаду» я написал, что на данный цикл отзыва, наверное, писать не буду, потому что он примерно такой же и о том же. Но перечитав рассказы о смелом космопроходце я слегка изменил свое мнение.

Да, циклы похожи, но все же у них есть некоторые различия. Ирония произведений о Тихом вышла даже какой-то более мрачной и привязанной к реалиям времени автора, что ли. Юмор местами кажется устаревшим, но скажем так, это, к сожалению, не совсем так, ибо у нас во многих отраслях до сих пор полно нелепых указов и работы ради демонстрации своей бурной деятельности, а не реального результата. Хотя отдельные выпады автора свою актуальность все же подрастеряли.

В целом «Ййон» и сегодня все еще неплох, но читать все рассказы залпом, а тем паче в паре с той же «Кибериадой», все же не стоит. Потому что буквально кожей начинаешь чувствовать, как разочарованность автора в этом мире и его обитателях все нарастает, а легкое подтрунивание над теми или иными явлениями плавно перетекает в пессимистичный сарказм. И от этого становиться немного грустно. Ведь сводить все к «хотели как лучше, получилось как всегда, поэтому и стараться не стоит» тоже не вариант. Да, наш мир далек от идеала, в нем полно глупостей и нелепостей, но работаем с тем, с чем можем. Ведь нам, в отличие от Тихого, из него пока просто некуда деться. Мы не можем просто сесть на ракету и улететь за космический горизонт, подальше от всех нелепостей.

Оценка: 8

Как и некоторые другие коментаторы, познакомившиеся с этим циклом уже лишь в зрелом возрасте, я остался им категорически недоволен. Глубокий смысл рассказов (там, где он есть), наверное, был оригинален для 60ых, но сейчас не представляет особенного интереса, а местный юмор я просто не понял. Смеяться, на мой взгляд, негде.

Отдельно отмечу не понравившийся мне тон. Это тон кабацкой байки, хорошо подходящий приключениям бравого солдата Швейка, или, в крайнем случае, героям очередного фэнтези, но в научно-фантастических рассказах он мне показался неуместным, вызывающим диссонанс.

Оценка: 5

Читал это замечательное произведение и в юности и перечитывал много позднее. Бесподобный юмор, фантазия, ирония и самоирония просто на высоте. Но далеко не все способны понять это произведение. Этим оно напоминает фильм «Кин-дза-дза», которым либо восторгаются, либо хают. Середины практически не бывает.

Оценка: 10

Меня «Звездные дневники» Лема впечатлили.

Интересный персонаж, современный барон Мюнхгаузен, приключения которого можно воспринять и как за выдумки или бред Ийона Тихого, так и за реальные и довольно странные события, происходившие в звездных прериях Млечного Пути

В основе своей объем каждого путешествия невелик, но не в масштабах текста надо оценивать эти рассказы, а за фирменный юмор и иронию пана, а так же за оригинальные фантастические идеи и их реализацию. Именно данного принципа я и придерживался при оценке этого цикла:

1 (8 баллов). «Путешествие седьмое» - неплохая вещь с идеей колец времени и ее одновременным высмеиванием; «Последнее» - интересная зарисовка о проблемах, связанных с развитием Интернета и любых глобальных сетей и их влияния на повседневную и интимную жизнь человека.

2 (7 баллов). «18», «20», «25» и «28» - идеи создания Вселенной из будущего, опять кольца времени и фамильная история Тихих. Не знаю, я конечно, понимаю, что цель цикла - это в принципе иронизирование и явное высмеивание фантастики, но здесь мне мало что лично понравилось. Тем более повторение одной высмеиваемой идеи и вся эта шелуха с конструированием мира из настоящего.

3 (6 баллов). «Двадцать шестое и последнее», по моему мнению, худший рассказ из хроник о Йионе, ибо, как было сказано в цитате Сапковского из одного комментария: «когда в произведении речь заходит о политике и ее пропаганде, получается ж*па». Ну, может, не совсем точно...

4 (9 баллов). Наконец заговорим о хорошем. Сразу скажу, что кое-что из «девяток» мне лично очень бы хотелось сделать «десятками», но с таким выбором мне было трудно определиться, так что оставил все как есть. В «8», «11», «12», «22», «23», «24»-ых приключениях на нас обрушивается просто море замечательных фантастических элементов, во многом просто уникальных и не встречаемых мною ранее. Это и прекрасная ирония о попытках вступления землян в межзвездную федерацию и их собственном происхождении, и планета роботов с человеческой разведкой и шпионами на ней, и история мира, развитие которого стало связано с аппаратом, замедляющим или ускоряющим поток времени и обращающим его вспять, и просто чудесные истории христианской миссии к инопланетянам, и прекрасный способ борьбы с очередями плюс рассказ о достижении истинной гармонии.

5 (10 баллов). И, наконец, тройка моих фаворитов, любимых путешествий Тихого с самыми оригинальными НФ-идеями, прекрасными сюжетами и с пометкой «must read». Это, разумеется, «Тринадцатое...», «Четырнадцатое...» и «Двадцать первое...» приключения из «Звездных дневников». В №13 мы увидим поиски Йиона некоего Учителя, который подарил Галактике некоторые воистину чудесные социально-технологические изобретения, в том числе поразительный способ обретения бессмертия. №14 нам поведает об инопланетном мире, на котором эволюция была связана с регулярными астероидными бомбежками сие планеты. Ее фауна, разумная раса и технологии очень хорошо прописаны и продуманы. И наконец №21. Самый крупный по масштабам строк и набору идей рассказ из данного цикла. Странное и пугающее развитие целой планеты и цивилизации в сторону биотехнологий и исследованиях разума, которые приобрели просто отталкивающие формы для меня. Направление религиозной мысли, связанное с этим, проработано паном Лемом на ура, а идеи из этого произведения похожи на замыслы постгуманистов, чью реализацию мне, да, думаю, и не только, хотелось бы предотвратить.

Вот и все. Под конец хотелось сказать о единственном минусе всей этой цикловой громады - отсутствие четкой хронологии и некоторые неясности с ходом времени на Земле и корабле Йиона Тихого. Вроде бы и нет сверхсветовых скоростей у него, а целые столетия на матушке-Земле как-то медленно протекают. Хотя придираться к таким мелочам и не стоит. Просто получайте удовольствие от хорошей книги.

Оценка: 9

Совершенно неповторимый цикл, ничего равного ему по «юмористической составляющей» в фантастической литературе я не знаю. Стопроцентное лечение от любой формы хандры и стрессов! И чудесные варианты имен и названий! (Не знаю. какова тут степень заслуги переводчиков).

Шедевр безусловный! :appl::appl:

Оценка: 10

Первое произведение, прочтенное мною у Станислава Лема. Книга запомнилась надолго. Приключения в космосе, достойные барона Мюнхгаузена, словно написаны не польским фантастом, но кем-то другим - настолько не похожа книга на грустный, лирический «Солярис», пугающий своими антиутопическими картинами «Эдем» и таинственный «Непобедимый». Но уже с первых строк узнается лемовский стиль. Автор умело пародирует все: от научных гипотез до самого себя.

Прочтите эту книгу, и не пожалеете об этом.

Оценка: 8

Лем пишет просто бесподобно! Ничего подобного я не читал даже у Стругацких и Булычёва. Так остроумно используются петля времени, планета роботов, путешествие в будущее, распыление на атомы. А чего стоит Организация Объединённых Планет! А посвящение инопланетян в христианство!

Кстати говоря, Тихий не показался мне таким уж выдающимся персонажем. Обычный путешественник, открыватель миров и авантюрист. Не в упрёк Тихому будет сказано, но он - вполне заурядный персонаж. При этом «Звёздные дневники Ийона Тихого» - выдающееся произведение. Такое несоответствие между главным героем и произведением.

Оценка: 10

Прочитав часть отзывов, стал понимать за что людям нравится этот цикл. Но сам его никак не могу оценить высоко. Юмор в книге на мой взгляд в основном абсурдный, и после прочтения произведений Дугласа Адамса совершенно не производит должного впечатления. Как кто-то уже раньше заметил, в книге обсуждается много глубоких идей, которым по-моему там не место.

Что же касается путешествия восьмого, то группа тихопсихоаналитиков перед сдачей настоящего тома в печать изучила все факты, имевшие место во сне И. Тихого . В работе доктора Гопфштоссера интересующийся Читатель найдет сравнительную библиографию предмета, где раскрывается влияние снов других знаменитостей, таких как Исаак Ньютон и семейство Борджа, на сонные видения Тихого и наоборот.

Вместе с тем в настоящий том не вошло путешествие двадцать шестое, которое в конце концов оказалось апокрифом. Это доказала группа сотрудников нашего Института путем электронного сравнительного анализа текстов . Стоит, пожалуй, добавить, что лично я давно уже считал так называемое «Путешествие двадцать шестое» апокрифом ввиду многочисленных неточностей в тексте; это относится, в частности, к тем местам, где речь идет об одолюгах (а не «одоленгах», как значилось в тексте), а также о Меопсере, муциохах и медлитах (Phlegmus Invariabilis Hopfstosseri).

В последнее время слышны голоса, ставящие под сомнение авторство Тихого в отношении его «Дневников». Печать сообщала, что Тихий будто бы пользовался чьей-то помощью, а то и вовсе не существовал, а его сочинения создавались неким устройством, так называемым «Лемом». Согласно наиболее крайним версиям, «Лем» даже был человеком. Между тем всякий, кто хоть немного знаком с историей космоплавания, знает, что LEM – это сокращение, образованное от слов LUNAR EXCURSION MODULE, то есть лунный исследовательский модуль, построенный в США в рамках проекта «Аполло» (первая высадка на Луну). Ийон Тихий не нуждается в защите ни как автор, ни как путешественник. Тем не менее пользуюсь случаем, чтобы опровергнуть нелепые толки. Укажу, что LEM, правда, был снабжен небольшим мозжечком (электронным), но это устройство использовалось для весьма ограниченных навигационных целей и не смогло бы написать ни одной осмысленной фразы. Ни о каком другом ЛЕМе ничего не известно. О нем умалчивают как каталоги больших электронных машин (см., напр., каталог «Нортроникс», Нью-Йорк, 1966-69), так и «Большая космическая энциклопедия» (Лондон, 1979). Поэтому недостойные серьезных ученых домыслы не должны мешать кропотливой работе тихологов, от которых потребуется еще немало усилий, чтобы довести до конца многолетний труд по изданию «OPERA OMNIA» И. Тихого.

Профессор А.С. ТАРАНТОГА

Кафедра сравнительной астрозоологии Формальгаутского университета

за Редакционную комиссию «Полного собрания сочинений» Ийона Тихого,

а также

за Ученый Совет Тихологического института и Коллектив Редакции квартальника «Тихиана»

Предисловие к расширенному изданию

Wstęp do poszerzonego Wydania, 1971

© Перевод. К. Душенко, 1994

С радостью и волнением предлагаем Читателю новое издание сочинений Ийона Тихого; здесь, наряду с текстами трех не известных ранее путешествий (восемнадцатого, двадцатого и двадцать первого), помещены любопытнейшие рисунки, выполненные рукой Автора, а также содержится ключ к ряду загадок, над которыми напрасно бились виднейшие эксперты-тихологи.

Что касается иллюстраций, то Автор долго отказывался предоставить их в наше распоряжение, утверждая, что рисовал экземпляры звездно-планетных существ – in flagranti или из своей домашней коллекции – лишь для себя и к тому же в большой спешке, так что ни художественной, ни документальной ценности эти рисунки не имеют. Но, будь они даже мазней (с чем, впрочем, согласны не все знатоки), они незаменимы в качестве наглядных пособий при чтении текстов, местами весьма трудных и темных. Вот первая причина удовлетворения, которое испытывает наш коллектив.

Но кроме того, тексты новых путешествий приносят успокоение уму, жаждущему окончательного ответа на извечные вопросы, которые человек задает себе и миру; здесь сообщается, кто и почему именно так сотворил Космос, естественную и всеобщую историю, разум, бытие и прочие не менее важные вещи. Оказывается – какой приятный сюрприз для Читателя! – участие нашего достопочтенного Автора в этой сотворительной деятельности было немалым, нередко даже решающим. Поэтому понятно упорство, с которым он – из скромности – защищал ящик письменного стола, где эти рукописи хранились, и не менее понятно удовлетворение тех, кто в конце концов преодолел сопротивление Тихого. Попутно выясняется, откуда возникли проблемы в нумерации звездных дневников. Лишь изучив настоящее издание, Читатель поймет, почему Первого путешествия И. Тихого не только никогда не было, но и быть не могло; напрягши внимание, он также уяснит себе, что путешествие, названное двадцать первым, было одновременно и девятнадцатым. Правда, в этом нелегко разобраться, ибо Автор вычеркнул несколько десятков строк в конце указанного документа. Почему? Опять-таки по причине своей непреоборимой скромности. Не будучи вправе нарушить наложенную на мои уста печать молчания, я все же решусь чуть-чуть приоткрыть эту тайну. Видя, к чему ведут попытки исправить предысторию и историю, И. Тихий в качестве Директора Темпорального института сделал нечто такое, из-за чего так и не состоялось открытие Теории Передвижения во Времени. Когда же по его указанию это открытие подверглось закрытию, то вместе с ним исчезли Программа телехронического исправления истории, Темпоральный институт и, увы, директор Института И. Тихий. Горечь утраты отчасти смягчается тем, что как раз благодаря ей мы уже можем не опасаться фатальных сюрпризов хотя бы со стороны прошлого, отчасти же тем, что безвременно усопший по-прежнему жив, хотя никоим образом не воскресал. Этот факт, признаёмся, поражает воображение; объяснение Читатель найдет в соответствующих местах настоящего издания, а именно в путешествиях двадцатом и двадцать первом.

Ийон Тихий чрезвычайно храбрый и умный человек. К своим годам он имеет несколько орденов млечного и туманного пути, является почетным членом общества по опеке на самыми маленькими планетами солнечной системы, а также и других благотворительных и научных обществ. Йион Тихий давно славится своими переходами через звездные галактики, чем заслужил почет и уважение. Также он умелый охотник за всякими метеорами и кометами, которые то и дело, пролетают над головой. А в то время, пока он находится дома, он пишет дневники, в которых детально описывает все свои путешествия и прилагает, также, для интересующегося читателя и карты всех своих маршрутов. Скорее всего, надеясь, что кто-то последует его примеру.

И сколько только приключений не выпадало на долю Ийона. Вот, к примеру, взять его седьмое путешествие, где его корабль попал в петлю времени. Тело Ийона стало множится прямо на его же глаза. Стали появляться Ийоны в прошлом, настоящем, будущем. Появились понедельничные, вторничные и пятничные Ийоны, а также прошлогодние и которые будут только через год. Тут появляются пара мальчишек, бывшие Ийоны, и к его большой радости, налаживают аппаратуру в космической ракете. Ийон смог продолжить свое путешествие дальше. А когда было четырнадцатое путешествие Ийона, то он участвовал в заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Но ООН не такой на Земле, а Организации Объединенных планет солнечной системы. На заседании рассматривались самые страшные деяние, которые были на планете Зимьи. Таким словом была обозначена планета Земля. Больше всего присутствующих волновали атомные взрывы, которые частенько происходят на этой планете. Некоторые деятели делегации высказывались за такое мнение, что у жителей Земли вообще отсутствует всякий, и какой бы то ни был разум.По ходу заседания были затронуты вопросы вступительного взноса Землян. Общим числом голосов была названа цифра в один биллион платины, все это количество должно быть уплачено в срок, который будет определен позднее. Заседание почти закончилось и один из инопланетян с планеты Таракании стал бить по голове Ийона и тот сразу же проснулся. Это был сон. Ийон готовится к полету на планету Энтеропия. Предварительно он берет в руки Космическую энциклопедию и пытается получить немного информации о планете и населяющих ее существах. Самые распространенные существа планеты зовутся ардриды. Животные не блещут особым многообразием, зато в энциклопедии упоминается о осьмиолах и курдлях. Но даже дочитав энциклопедию до самого конца, Ийон так и не может понять, кто же такие сепульки?! Для того, чтобы Ийону было весело проводить время по время его долгого полета, он ставит на нос ракеты батарею, заряженную несметным количеством анекдотов на целых 5 лет.

После долгого полета, Ийон наконец таки прилетает на Энтропию. Там его встречает один из рабочих космодрома. Причем, этот рабочий выглядит очень странно, а именно он зеленого цвета. Как потом выяснилось, зеленый цвет тела при встрече с кем-то, это знак почтения и улыбки. То есть, фактически рабочий так приветствовал нашего Ийона. После акта приветствия нашего путешественника направили в специальную мастерскую. Там его осмотрели, и предупредили, что если с ним, что-то случиться, то он может смело рассчитывать на помощь. После чего, Ийон покинул мастера и пошел в город. Здания вдоль которых проходит Ийон переливаются всеми цветами. Прохожие также переливаются и постоянно говорят про какие-то там сепульки. Еще до полета Ийон пытался выяснить, что же это такое. Но так до конца и не выяснил. Тихий подходил несколько раз к некоторым из жителей планеты и просил у них, как можно приобрести себе сепульку? На что инопланетные существа краснели, чернели, желтели, словом, смущались такого вопроса и говорили ему в ответ, что без жены сепульку никак не получитьсяприобрести. Ийону изрядно надоело спрашивать кто такие сепульки, поэтому он решил поохотиться на курдлей. Он подошел к инструктору и спросил его, как лучше поймать курдлю, на что тот ответил ему, что из-за частых метеоритных дождей курдли вырастили себе непробиваемый панцирь, и поэтому все жители планеты охотятся за ними изнутри. Для этого Тихи намазался соусом, перцем, кетчупом и всякими запаховыми приправами, сжал в руках бомбу и стал ждать. Как только курдль проглатывает охотника, нужно уже внутри него настроить часовой механиз и взорвать курдля. Но к сожалению, внутри курдля уже был второй охотник, который вовсю настраивать бомбу. Тихий сначала решил мирно удалится, но тот его заметил и захотел уступить ему право взорвать курдля. Они долго спорили, время уходило, но в конце концов курдль был взорван и Тихому достался отличны трофей, который он повезет с собой за Землю на своей ракете.

Все последующие дни проходили в более культурной обстановке. Тихий посетил почти все выставки, музеи, конференции и официальные речи популярных существ этой планеты. Однажды утром Тихого разбудил сильнейший грохот на улице. Он вскочил с кровати и быстро подбежал к стеклу. Оказалось, что попросту начался смег. Смег это сезонное падение метеоритов на поверхность планеты. Обычно такое явление здесь длится около двух месяцев.Но Тихий помнил слова мастера, что бояться все равно нечего. У каждого на планете есть свой резерв. Тихий не до конца понимал, что может быть резервом, пока не увидел, как на крышу местно театра не упал здоровенных размеров метеорит. Он летел с такой скоростью, что от удара разрушился почти весь театр. Вдруг, откуда не возьмись к зданию подбегают какие-то существа в костюмах, подтаскивают к полуразрушенной стене театра трубу и из этой трубы в театр стал закачиваться какой-то непонятный состав типа смолы. Стал надуваться пузырь и вдруг он принял точные очертания музея. Только он был еще не такой твердый как музей и поэтому ветер его слегка полыхал туда-сюда. То влево, то вправо. Тихий зашел в зал и сел на свое место. Оно ему показалось несколько мягким и горячим. Видимо, это было дело рук домодувов. Вдруг мимо него напрямик к героям стали проносить черные ящики с сепульками. Но и тут ему не удалось узнать, что же они все таки значат. Он потерял сознание, а когда очнулся, то сидящая рядом инопланетная дама рассказала ему, что его насмерть убило пролетающим метеоритом. И пришлось вызывать резерв, чтобы его снова вернуть к жизни. Тихий окончательно испугался и ринулся бегом в отель. Стоя перед зеркалом, он очень четко осматривал себя, но вроде все было на месте. Только рубашка была одета задом наперед и несколько пуговиц не хватало. Пока он смотрел на себя в зеркало, зазвонил телефон. Он поднял трубку и слышит голос Зазуля местного ученого, который желает с ним встретится в профессорском доме. Тихий быстро собрался и поехал к нему. По пути к профессору он встретил инопланетянина с накрытой тележкой. Они решают поехать вместе. Не доехав несколько метров до дома профессора, перед Тихим открывается страшная картина. Дом ученого сгорел от попадания метеорита, а сам ученый видимо погиб. А команда домодувов еще пока что не подоспела. Инопланетянин просит открыть ему ворота. Тихий открывает их, а через щель в тележке видит огромный живой глаз, который говорит старческим голосом. Тихий бросается бегом на космодром и улетает с Энтеропии. Ийон надеется, что господин Зазуль на него не обидится.

Краткое содержание романа «Звёздные дневники Ийона Тихого» пересказала ОсиповаА. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Звёздные дневники Ийона Тихого». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Ийон Тихий - «знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галaктичecкoгo плавания, охотник за метеорами и кометами, неутомимый исследователь, открывший восемьдесят тысяч три мира, почётный доктор университетов Обеих Медведиц, член Общества по опеке над малыми планетами и многих других обществ, кавалер млечных и туманностных орденов» - автор восьмидесяти семи томов дневников (с картами всех путешествий и приложениями).

Космические путешествия Ийона Тихого изобилуют невероятными приключениями. Так, в путешествии седьмом он попадает в петлю времени и множится на глазах, встречаясь с самим собой понедельничным, четверговым, воскресным, пятничным, прошлогодним и другими - из прошлого и будущего. Спасают ситуацию два мальчугана (которыми Тихий был так давно!) - они исправляют регулятop мощности и чинят руль, и в ракете вновь воцаряется покой. В путешествии четырнадцатом Тихому приходится оправдывать перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Планет деяния жителей Зимьи (под таким названием значится там планета Земля). Ему не удаётся представить в выгодном свете достижения земной науки, в частности атомные взрывы. Часть делегатов вообще сомневается в разумности жителей Земли, а некоторые даже отрицают возможность существования на планете жизни. Встаёт вопрос и о вступительном взносе землян, который должен составить биллион тонн платины. Под конец заседания весьма сочувствующий жителям Земли инопланетянин с Тарракании, пытаясь продемонстрировать, как добротно сработан эволюцией представитель землян Ийон Тихий, начинает долбать его по макушке своим огромным присоском... И Тихий в ужасе просыпается. Путешествие четырнадцатое приводит Тихого на Энтеропию. Готовясь к полёту. Тихий изучает статью об этой планете в томе «Космической энциклопедии». Он узнает, что господствующая раса на ней - «ардриты, существа разумные многопрозрачногранные симметричные непарноотростковые». Среди животных особо отмечены курдли и осьмиолы. По прочтении статьи Тихий остаётся в неведении относительно того, что такое «смет» и что такое «сепульки». По предложению заведующего ремонтной мастерской Ийон Тихий рискует поставить себе на ракету мозг «с батареей анекдотов на пять лет». Действительно, сначала Тихий с удовольствием слушает, затем с мозгом что-то случается: рассказывая анекдоты, он глотает самую соль, начинает говорить по слогам, и вся беда в том, что его невозможно заткнуть - сломался выключатель.

Тихий прибывает на Энтеропию. Служащий космопорта, прозрачный, как хрусталь, ардрит, взглянув на него, зеленеет («ардриты выражают чувства сменой окраски; зелёная соответствует нашей улыбке») и, задав необходимые вопросы («Вы позвоночный? Двоякодышащий?»), направляет новоприбывшего в «резервную мастерскую», где техник производит какие-то измерения и на прощание говорит загадочную фразу: «Если во время смега с вами что-нибудь станется, можете быть совершенно покойны... мы немедленно доставим резерв». Тихий не вполне понимает, о чем идёт речь, но не задаёт вопросов - многолетние странствия научили его сдержанности.

Оказавшись в городе, Тихий наслаждается редкостным видом, какой представляют собой центральные кварталы в сумерках. Ардриты не знают искусственного освещения, потому что светятся сами. Здания искрятся и разгораются жильцами, которые возвращаются домой, в храмах лучатся в экстазе прихожане, на лестничных клетках радужно переливаются дети. В разговорах прохожих Тихий слышит знакомое слово «сепульки» и пытается выяснить, наконец, что же оно может означать. Но у кого из ардритов он ни спрашивает, где можно приобрести сепульку, вопрос каждый раз вызывает у них недоумение («Как же вы возьмёте её без жены?»), смущение и гнев, что незамедлительно выражается их окраской. Отказавшись от мысли узнать хоть что-либо о сепульках, Тихий собирается охотиться на курдлей. Проводник даёт ему инструкции. Они явно необходимы, так как животное в процессе эволюции приспособилось к метеоритным осадкам, нарастив непробиваемый панцирь, и поэтому «на курдля охотятся изнутри». Для этого нужно, намазавшись особой пастой и «приправив» себя самого грибным соусом, луком и перцем, присев, дождаться (схватив обеими руками бомбу), пока курдль не проглотит приманку. Оказавшись внутри курдля, охотник настраивает часовой механизм бомбы и, используя прочищающее действие пасты, удаляется возможно быстрее «в сторону, противоположную той, откуда прибыл». Покидая курдля, следует стараться упасть на обе руки и ноги, чтобы не расшибиться. Охота складывается удачно, курдль берет приманку, но во внутренностях зверя Тихий застаёт ещё одного охотника - ардрита, который уже настраивает часовой механизм. Каждый пытается уступить право охоты другому, теряя драгоценное время. Побеждает гостеприимство хозяина, и оба охотника вскоре покидают курдля. Раздаётся чудовищный взрыв - Ийон Тихий получает очередной охотничий трофей - ему обещают сделать чучело и отправить его на Землю грузовой ракетой.

Несколько дней Тихий занят культурной программой - музеи, выставки, визиты, официальные приёмы, речи. Как-то утром он просыпается от ужасного грохота. Оказывается, это и есть смег, сезонный метеоритный град, выпадающий на планете каждые десять месяцев. Никакое убежище не может дать защиты от смега, но поводов для беспокойства нет, так как у каждого имеется резерв. Относительно резерва Тихому ничего не удаётся выяснить, но вскоре становится ясно, что это. Направляясь на вечернее представление в театр, он становится свидетелем прямого попадания метеорита в здание театра. Тут же прикатывает большая цистерна, из которой вытекает некое похожее на смолу месиво, ардриты-ремонтники начинают через трубы накачивать туда воздух, пузырь растёт с головокружительной быстротой и через минуту становится точной копией театрального здания, только ещё совсем мягкой, колеблющейся при порывах ветра. Ещё через пять минут здание затвердевает, и зрители заполняют его. Усаживаясь на место, Тихий замечает, что оно ещё тёплое, но это единственное свидетельство недавней катастрофы. По ходу действия пьесы героям приносят сепульки в огромном ящике, но и на этот раз Ийону Тихому не суждено узнать, что же это. Он ощущает удар и лишается чувств. Когда же Тихий приходит в себя, на сцене уже совершенно другие герои и речи нет о сепульках. Сидящая рядом ардритка объясняет, что его убило метеоритом, но из астронавтического агентства привезли резерв. Тихий немедленно возвращается в отель и тщательно осматривает себя, чтобы убедиться в собственной идентичности. На первый взгляд все в порядке, но рубашка надета наизнанку, пуговицы застёгнуты как попало, а в карманах обрывки упаковки. Исследования Тихого прерывает телефонный звонок: с ним хочет встретиться профессор Зазуль, видный ардритский учёный. Тихий едет к профессору, живущему в пригороде. По дороге он нагоняет пожилого ардрита, везущего перед собой «что-то вроде крытой тележки». Они продолжают путь вместе. Подойдя к изгороди. Тихий видит клубы дыма на месте профессорского дома. Его спутник объясняет, что метеорит упал четверть часа назад, и домодувы сейчас приедут - за городом они не слишком торопятся. Сам же он просит Тихого открыть ему калитку и начинает поднимать крышку тележки. Сквозь дырку в упаковке большого свёртка Тихий видит живой глаз. Раздаётся скрипучий старческий голос, приглашающий Тихого подождать в беседке. Но тот опрометью несётся на космодром и покидает Энтеропию, питая в душе надежду, что профессор Зазуль на него не в обиде.

Станислав Лем

Звёздные дневники Ийона Тихого

Предисловие

Описание доблестей Ийона Тихого, имя которого известно в обеих частях Млечного Пути, не входит в намерения издателя. Мы представляем вниманию Читателя избранные отрывки из «Звездных дневников» Ийона Тихого. Знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галактического плавания, охотник за метеорами и кометами, неутомимый исследователь, открывший восемьдесят тысяч три мира, почетный доктор университетов Обеих Медведиц, член Общества по опеке над малыми планетами и многих других обществ, кавалер млечных и туманностных орденов Ийон Тихий сам представится читателю в этих «Дневниках», ставящих его наравне с такими неустрашимыми мужами древности, как Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен, Павел Маслобойников, Лемюэль Гулливер или магистр Алькофрибас.

Совокупность «Дневников», насчитывающих восемьдесят семь томов ин-кварто, с картами всех путешествий и приложениями (звездным словарем и ящиком с образцами), находится в обработке у группы ученых-астрогаторов и планетников; вследствие огромного объема необходимой работы они выйдут еще не скоро. Полагая, что таить великие открытия Ийона Тихого от широчайших слоев Читателей было бы неуместно, издатель выбрал из «Дневников» небольшие отрывки и выпускает их в необработанном виде, без сносок, примечаний, комментариев и словаря космических выражений.

В подготовке «Дневников» к печати мне не помогал никто; тех, кто мне мешал, я не перечисляю, так как это заняло бы слишком много места.


АСТРАЛ СТЕРНУ ТАРАНТОГА,

профессор космической зоологии Фомальгаутского университета

Фомальгаут, 18 VI. Космической Пульсации

Вступление к III изданию

Настоящее издание сочинений Ийона Тихого, не будучи ни полным, ни критически выверенным, является все же шагом вперед по сравнению с предыдущими. Его удалось дополнить текстами двух не известных ранее путешествий - восьмого и двадцать восьмого. Это последнее содержит новые подробности биографии Тихого и его предков, любопытные не только для историка, но и для физика, поскольку из них вытекает зависимость (о которой я давно догадывался) степени семейного родства от скорости.

Что же касается путешествия восьмого, то группа тихопсихоаналитиков перед сдачей настоящего тома в печать изучила все факты, имевшие место во сне И. Тихого. В работе доктора Гопфштоссера интересующийся Читатель найдет сравнительную библиографию предмета, где раскрывается влияние снов других знаменитостей, таких как Исаак Ньютон и семейство Борджа, на сонные видения Тихого и наоборот.

Вместе с тем в настоящий том не вошло путешествие двадцать шестое, которое в конце концов оказалось апокрифом. Это доказала группа сотрудников нашего Института путем электронного сравнительного анализа текстов. Стоит, пожалуй, добавить, что лично я давно уже считал так называемое «Путешествие двадцать шестое» апокрифом ввиду многочисленных неточностей в тексте; это относится, в частности, к тем местам, где речь идет об одолюгах (а не «одоленгах», как значилось в тексте), а также о Меопсере, муциохах и медлитах (Phlegmus Invariabilis Hopfstosseri).

В последнее время слышны голоса, ставящие под сомнение авторство Тихого в отношении его «Дневников». Печать сообщала, что Тихий будто бы пользовался чьей-то помощью, а то и вовсе не существовал, а его сочинения создавались неким устройством, так называемым «Лемом». Согласно наиболее крайним версиям, «Лем» даже был человеком. Между тем всякий, кто хоть немного знаком с историей космоплавания, знает, что LEM - это сокращение, образованное от слов LUNAR EXCURSION MODULE, то есть лунный исследовательский модуль, построенный в США в рамках проекта «Аполло» (первая высадка на Луну). Ийон Тихий не нуждается в защите ни как автор, ни как путешественник. Тем не менее пользуюсь случаем, чтобы опровергнуть нелепые толки. Укажу, что LEM, правда, был снабжен небольшим мозжечком (электронным), но это устройство использовалось для весьма ограниченных навигационных целей и не смогло бы написать ни одной осмысленной фразы. Ни о каком другом ЛЕМе ничего не известно. О нем умалчивают как каталоги больших электронных машин (см., напр., каталог «Нортроникс», Нью-Йорк, 1966-69), так и «Большая космическая энциклопедия» (Лондон, 1979). Поэтому недостойные серьезных ученых домыслы не должны мешать кропотливой работе тихологов, от которых потребуется еще немало усилий, чтобы довести до конца многолетний труд по изданию «OPERA OMNIA» И. Тихого.


Профессор А.С. ТАРАНТОГА

Кафедра сравнительной астрозоологии Формальгаутского университета

за Редакционную комиссию «Полного собрания сочинений» Ийона Тихого,

а также

за Ученый Совет Тихологического института и Коллектив Редакции квартальника «Тихиана»

Предисловие к расширенному изданию

С радостью и волнением предлагаем Читателю новое издание сочинений Ийона Тихого; здесь, наряду с текстами трех не известных ранее путешествий (восемнадцатого, двадцатого и двадцать первого), помещены любопытнейшие рисунки, выполненные рукой Автора, а также содержится ключ к ряду загадок, над которыми напрасно бились виднейшие эксперты-тихологи.

Что касается иллюстраций, то Автор долго отказывался предоставить их в наше распоряжение, утверждая, что рисовал экземпляры звездно-планетных существ - in flagranti или из своей домашней коллекции - лишь для себя и к тому же в большой спешке, так что ни художественной, ни документальной ценности эти рисунки не имеют. Но, будь они даже мазней (с чем, впрочем, согласны не все знатоки), они незаменимы в качестве наглядных пособий при чтении текстов, местами весьма трудных и темных. Вот первая причина удовлетворения, которое испытывает наш коллектив.

Но кроме того, тексты новых путешествий приносят успокоение уму, жаждущему окончательного ответа на извечные вопросы, которые человек задает себе и миру; здесь сообщается, кто и почему именно так сотворил Космос, естественную и всеобщую историю, разум, бытие и прочие не менее важные вещи. Оказывается - какой приятный сюрприз для Читателя! - участие нашего достопочтенного Автора в этой сотворительной деятельности было немалым, нередко даже решающим. Поэтому понятно упорство, с которым он - из скромности - защищал ящик письменного стола, где эти рукописи хранились, и не менее понятно удовлетворение тех, кто в конце концов преодолел сопротивление Тихого. Попутно выясняется, откуда возникли проблемы в нумерации звездных дневников. Лишь изучив настоящее издание, Читатель поймет, почему Первого путешествия И. Тихого не только никогда не было, но и быть не могло; напрягши внимание, он также уяснит себе, что путешествие, названное двадцать первым, было одновременно и девятнадцатым. Правда, в этом нелегко разобраться, ибо Автор вычеркнул несколько десятков строк в конце указанного документа. Почему? Опять-таки по причине своей непреоборимой скромности. Не будучи вправе нарушить наложенную на мои уста печать молчания, я все же решусь чуть-чуть приоткрыть эту тайну. Видя, к чему ведут попытки исправить предысторию и историю, И. Тихий в качестве Директора Темпорального института сделал нечто такое, из-за чего так и не состоялось открытие Теории Передвижения во Времени. Когда же по его указанию это открытие подверглось закрытию, то вместе с ним исчезли Программа телехронического исправления истории, Темпоральный институт и, увы, директор Института И. Тихий. Горечь утраты отчасти смягчается тем, что как раз благодаря ей мы уже можем не опасаться фатальных сюрпризов хотя бы со стороны прошлого, отчасти же тем, что безвременно усопший по-прежнему жив, хотя никоим образом не воскресал. Этот факт, признаёмся, поражает воображение; объяснение Читатель найдет в соответствующих местах настоящего издания, а именно в путешествиях двадцатом и двадцать первом.



Новое на сайте

>

Самое популярное