Домой Боль в зубе Судьба человека - шолохов михаил александрович - читать бесплатно электронную книгу онлайн или скачать бесплатно данное литературное произвенение. Анализ рассказа «Судьба человека» (М.А

Судьба человека - шолохов михаил александрович - читать бесплатно электронную книгу онлайн или скачать бесплатно данное литературное произвенение. Анализ рассказа «Судьба человека» (М.А

(Литературное расследование)


В расследовании принимают участие:
Ведущий - библиотекарь
Независимый историк
Свидетели - литературные герои

Ведущий: 1956 год. 31декабря в «Правде» напечатан рассказ «Судьба человека» . С этого рассказа начался новый этап развития нашей военной литературы. И тут сыграли роль шолоховское бесстрашие и шолоховское умение через судьбу одного человека показать эпоху во всей сложности и во всем драматизме.

Основной сюжетный мотив рассказа - судьба простого русского солдата Андрея Соколова. Его жизнь ровесника века соотнесена с биографией страны, с важнейшими событиями истории. В мае 1942 года он попал в плен. За два года он объехал «половину Германии», бежал из плена. Во время войны потерял всю семью. После войны, встретив случайно мальчика-сироту, Андрей усыновил его.

После «Судьбы человека» стали невозможны недомолвки о трагических событиях войны, о горечи плена, пережитых многими советскими людьми. В плену оказывались и очень преданные Родине солдаты и офицеры, попадавшие на фронте в безвыходное положение, но к ним часто относились как к предателям. Рассказ Шолохова как бы сдёрнул вуаль со многого, что было скрыто боязнью оскорбить героический портрет Победы.

Давайте вернемся в годы Великой Отечественной войны, в самый трагический её период - 1942-1943 годы. Слово независимому историку.

Историк: 16 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 270 , в котором говорилось:
«Командиров и политработников, во время боя сдающихся врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту, как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину»

Приказ требовал уничтожать пленных всеми «средствами как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи»

Только в 1941 году по немецким данным, в плен попали 3 млн. 800 тыс. советских военнослужащих. К весне 1942 года в живых из них осталось 1 млн. 100 тыс. человек.

Всего в годы войны из примерно 6,3 млн. военнопленных погибло около 4-х млн.

Ведущий: Закончилась Великая Отечественная война, отгремели победные залпы, началась мирная жизнь советского народа. Как сложилась в дальнейшем судьба таких людей, как Андрей Соколов, прошедших плен или переживших оккупацию? Как наше общество относилось к таким людям?

Свидетельствует в своей книге «Моё взрослое детство» .

(Свидетельствует девушка от лица Л.М. Гурченко).

Свидетель: В Харьков стали возвращаться из эвакуации и не только харьковчане, но и жители других городов. Всех надо было обеспечивать жилплощадью. На оставшихся в оккупации смотрели косо. Их в первую очередь переселяли из квартир и комнат на этажах в подвалы. Мы ждали своей очереди.

В классе вновь прибывшие объявляли бойкот оставшимся при немцах. Я ничего не понимала: если я столько пережила, столько видела страшного, меня наоборот, должны понять, пожалеть… Я стала бояться людей, которые смотрели на меня с презрением и пускали в след: «овчарочка». Ах, если бы они знали, что такое настоящая немецкая овчарка. Если бы они видели, как овчарка ведет людей прямо в душегубку… эти люди так бы не сказали… Когда на экране пошли фильмы и хроника, в которых были показаны ужасы казни и расправы немцев на оккупированных территориях, постепенно эта «болезнь» стала уходить в прошлое.


Ведущий: … 10 лет минуло после победного 45-го года, Шолохова война не отпускала. Он работал над романом «Они сражались за Родину» и рассказом «Судьба человека».

По мнению литературоведа В. Осипова, этот рассказ не мог бы быть создан в любое другое время. Он стал писаться тогда, когда его автор окончательно прозрел и понял: Сталин не икона для народа, сталинизм - это сталинщина. Едва вышел рассказ - так похвалы чуть не от каждой газеты или журнала. Ремарк и Хемингуэй откликнулись - прислали телеграммы. И поныне ни одна антология советской новеллистики без него не обходится.

Ведущий: Вы прочитали этот рассказ. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, что вас тронуло в нем, что оставило равнодушным?

(Ответы ребят)

Ведущий: Существует два полярных мнения о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»: Александра Солженицына и писателя из Алма-Аты Вениамина Ларина. Давайте их послушаем.

(Свидетельствует юноша от лица А.И.Солженицынa)

Солженицын А. И.: «Судьба человека» - очень слабый рассказ, где бледны и неубедительны военные страницы.

Во-первых: избран самый не криминальный случай плена - без памяти, чтобы сделать это бесспорным, обойти всю остроту проблемы. (А если сдался в памяти, как было с большинством - что и как тогда?)

Во-вторых: главная проблема представлена не в том, что родина нас покинула, отреклась, прокляла (об этом у Шолохова ни слова), а именно это создает безвыходность, а в том, что там среди нас объявлялись предатели…

В-третьих: сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура пришедшего из плена: «СМЕРШ-проверочно-фильтрационный лагерь».


Ведущий: СМЕРШ - что это за организация? Слово независимому историку.

Историк: Из энциклопедии «Великая Отечественная война»:
«Постановлением Госкомобороны от 14 апреля 1943 года образовано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» - «Смерть шпионам». Разведслужбы фашисткой Германии пытались развернуть против СССР широкую подрывную деятельность. Они создали на советско-германском фронте свыше 130 разведывательно-диверсионных органов и около 60 спецразведывательно-диверсионных школ. В действующую Советскую Армию забрасывались диверсионные отряды и террористы. Органы «СМЕРШ» вели активный розыск вражеских агентов в районах боевых действий, в местах нахождения военных объектов, обеспечивали своевременно получение данных о засылке вражеских шпионов и диверсантов. После войны, в мае 1946 года органы «СМЕРШ» преобразованы в особые отделы и подчинены МГБ СССР».

Ведущий: А теперь мнение Вениамина Ларина.

(Юноша от лица В. Ларина)

Ларин В .: Рассказ Шолохова возносят только за одну тему солдатского подвига. Но литературные критики такой трактовкой убивают - безопасно для себя - истинный смысл рассказа. Правда Шолохова шире и не заканчивается победой в схватке с фашисткой машиной плена. Делают вид, что у большого рассказа нет продолжения: как большое государство, большая власть относится к маленькому человеку, пускай и великому духом. Шолохов выдирает из сердца откровение: смотрите, читатели, как власть относится к человеку - лозунги, лозунги, а какая, к чёрту, забота о человеке! Плен искромсал человека. Но он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся? Никому не нужен! Сирота! А с мальцом две сироты…Песчинки… И ведь не только под военным ураганом. Но Шолохов велик - не соблазнился дешевым поворотом темы: не стал вкладывать своему герою ни жалостливых мольб о сочувствии, ни проклятий в адрес Сталина. Разглядел в своем Соколове извечную суть русского человека - терпеливость и стойкость.

Ведущий: Давайте обратимся к творчеству писателей, которые пишут о плене, и с их помощью воссоздадим обстановку тяжелых военных лет.

(Свидетельствует герой рассказа «Дорога в отчий дом» Константина Воробьева)

Рассказ партизана: В плен я попал под Волоколамском в сорок первом, и хотя прошло с тех пор шестнадцать лет, и остался я жив, и семью развел, и все такое прочее, но рассказать о том, как я прозимовал в плену - не умею: нету у меня русских слов для этого. Нету!

Бежали мы из лагеря вдвоем, а со временем собрался из нас, бывших пленных целый отряд. Климов… восстановил нам же всем воинские звания. Понимаете, был ты, скажем до плена сержантом, - им и остался. Был солдатом - будь им и до конца!

Бывало …уничтожишь вражеский грузовик с бомбами, сразу вроде бы и выпрямится душа в тебе, и возликует там что-то - воюю же теперь не за одного себя, как в лагере! Победим же его сволоча, обязательно докончим, и вот так дойдешь до этого места до победы то есть, так и стоп!

И то, после войны сразу же потребуется анкета. А там будет один маленький вопрос - находился ли в плену? По месту этот вопрос всего лишь для ответа одним словом «да» или «нет».

И тому, кто вручит тебе эту анкету совсем не важно, что ты делал в войну, а важно, где ты был! Ах, в плену? Значит… Ну, что это значит - вы сами знаете. По жизни и по правде такое положение должно было быть совсем наоборот, а вот поди ж ты!...

Скажу коротко: ровно через три месяца мы присоединились к большому партизанскому отряду.

О том, как мы действовали до самого прихода своей армии, я расскажу другой раз. Да это, думаю, и не важно. Важно то, что мы не только живыми оказались, но и в человеческий строй вступили, что мы опять превратились в бойцов, а русскими людьми мы остались и в лагерях.

Ведущий: Давайте вслушаемся в исповеди партизана и Андрея Соколова.

Партизан: Был ты, скажем, до плена сержантом - им и оставайся. Был солдатом - будь им до конца.

Андрей Соколов : На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.

И для одного, и для другого война - тяжелая работа, которую нужно сделать добросовестно, отдать всего себя.

Ведущий: Свидетельствует майор Пугачёв из рассказа В. Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»

Чтец: Майор Пугачев вспомнил немецкий лагерь, откуда он бежал в 1944 году. Фронт приближался к городу. Он работал шофером на грузовике внутри огромного лагеря на уборке. Он вспомнил, как разогнал грузовик и повалил колючую, однорядную проволоку, вырывая наспех поставленные столбы. Выстрелы часовых, крики, бешеная езда по городу в разных направлениях, брошенная машина, дорога ночами к линии фронта и встреча - допрос в особом отделе. Обвинение в шпионаже, приговор - двадцать пять лет тюрьмы. Приезжали власовские эмиссары, но он не верил им до тех пор, пока сам не добрался до красноармейских частей. Все, что власовцы говорили, было правдой. Он был не нужен. Власть его боялась.


Ведущий: Выслушав свидетельство майора Пугачева, невольно отмечаешь: его рассказ прямое - подтверждение правоты Ларина:
«Он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся?.. Никому не нужен! Сирота!»

Свидетельствует сержант Алексей Романов, в прошлом школьный учитель истории из Сталинграда, реальный герой рассказа Сергея Смирнова «Путь на Родину» из книги «Герои великой войны» .

(Свидетельствует читатель от лица А. Романова)


Алексей Романов: Весной 42-го я попал в интернациональный лагерь Феддель, на окраине Гамбурга. Там, в Гамбургском порту, мы пленные, работали на разгрузке кораблей. Мысль о побеге меня не оставляла ни на минуту. С моим другом Мельниковым решили бежать, продумали план побега, прямо скажем, план фантастический. Бежать из лагеря, проникнуть в порт, спрятаться на шведском пароходе и доплыть с ним в один из портов Швеции. Оттуда можно с британским судном добраться до Англии, а потом с каким-нибудь караваном союзных судов прийти в Мурманск или Архангельск. А затем опять взять в руки автомат или пулемет и уже на фронте расплатиться с гитлеровцами за все, что пришлось пережить в плену за эти годы.

25 декабря 1943 года мы совершили побег. Нам просто сопутствовала удача. Чудом удалось перебраться на другую сторону Эльбы, в порт, где стояло шведское судно. Забрались в трюм с коксом, и вот в этом железном гробу без воды, без пищи мы плыли на Родину, а ради этого мы были готовы на все даже на смерть. Очнулся через несколько дней в шведской тюремной больнице: оказалось, что нас обнаружили рабочие, разгружающие кокс. Вызвали врача. Мельников был уже мертв, а я выжил. Я стал добиваться отправки на Родину, попал к Александре Михайловне Коллонтай. Она и помогла в 1944 г. вернуться домой.

Ведущий: Прежде чем мы продолжим наш разговор, слово историку. Что говорят нам цифры о дальнейшей судьбе бывших военнопленных

Историк: Из книги «Великая Отечественная война. Цифры и факты» . Вернувшиеся из плена после войны (1 млн. 836 тыс. человек) были направлены: более 1 млн. человек - для дальнейшего прохождения службы в частях Красной Армии, 600 тыс. - для работы в промышленности в составе рабочих батальонов, и 339 тыс. (в том числе некоторая часть гражданских лиц), как скомпрометировавшие себя в плену - в лагеря НКВД.

Ведущий: Война - это материк жестокости. Оградить сердца от сумасшествия ненависти, ожесточения, страха в плену, в блокаде порой не возможно. Человек буквально подводится к вратам страшного суда. Порой вынести, прожить жизнь на войне, в окружении труднее, чем вынести смерть.

Что же общего в судьбах наших свидетелей, что роднит их души? Справедливы ли упреки адрес Шолохова?

(Выслушиваем ответы ребят)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в «Бородине», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Лев Толстой. Все это есть Андрея Соколова, у партизана из рассказа Воробьева, у майора Пугачева, у Алексея Романова.



Остаться на войне человеком - это не просто выжить и «убить его» (т. е. врага). Это - сохранить свое сердце для добра. Соколов ушел на фронт человеком, им же остался и после войны.

Чтец: Рассказ на тему трагических судеб пленных - первый в советской литературе. Писался в 1955-м! Так почему Шолохов лишен литературного и нравственного права начинать тему так, а не иначе?

Солженицын попрекает Шолохова, что писал не о тех, кто «сдался» в плен, а о тех, что «попали» или «взяты». Но не учел, что Шолохов иначе не мог:

Воспитан на казачьих традициях. Не случайно отстаивал перед Сталиным честь Корнилова примером бегства из плена. И в самом деле, человек с давних батальных времен прежде всего сочувствие отдает не тем, кто «сдался», а тем, кто «попадал-брался» в плен по неодолимой безысходности: ранение, окружение, безоружие, по измене командира или предательства правителей;

Взял на себя политическую смелость отдать свой авторитет, чтобы защитить от политической заклейменности тех, кто был честен в исполнении воинского долга и мужской чести.

Может, приукрашена советская действительность? Последние строки о горемыках Соколове и Ванюшке начинались у Шолохова так: «С тяжелой грустью смотрел я им вслед…».

Может, приукрашено поведение Соколова в плену? Нет таких упреков.

Ведущий: Сейчас легко анализировать слова и поступки автора. А может стоит задуматься: легко ли было ему прожить его собственную жизнь? Легко ли было художнику, который не смог, не успел сказать все, что хотел, и, конечно, мог сказать. Субъективно мог (хватало и таланта, и мужества, и материала!), но объективно не мог (время, эпоха, были таковы, что не печаталось, а потому и не писалось…) Как часто, как много во все времена теряла наша Россия: не созданные скульптуры, не написанные картины и книги, как знать, может быть, самые талантливые…Большие русские художники рождались не вовремя - то ли рано, то ли поздно - неугодными правителям.

В «Разговоре с отцом» М.М. Шолохов передает слова Михаила Александровича в ответ на критику читателя, бывшего военнопленного, пережившего сталинские лагеря:
«Ты что же полагаешь, я не знаю, что бывало в плену или после него? Что мне, неизвестны крайние степени человеческой низости, жестокости, подлости? Или считаешь, что, зная это, я сам подличаю?… Сколько умения надо на то, чтобы говорить людям правду…»



Мог Михаил Александрович в своем рассказе о многом умолчать? - Мог! Время научило его молчать и недоговаривать: умный читатель все поймет, обо всем догадается.

Немало лет прошло с тех пор, как по воле писателя все новые и новые читатели встречаются с героями этого рассказа. Думают. Тоскуют. Плачут. И удивляются - тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нем доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего.

Литература:

1. Бирюков Ф. Г. Шолохов: в помощь преподавателям, старшеклассникам. и абитуриентам / Ф. Г. Бирюков. - 2-е изд. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2000. - 111 с. - (Перечитывая классику).

2. Жуков, Иван Иванович. Рука судьбы: Правда и ложь о М. Шолохове и А. Фадееве. - М. : Газ.-журн. об-ние "Воскресенье", 1994. - 254, с., л. ил. : ил.

3. Осипов, Валентин Осипович. Тайная жизнь Михаила Шолохова... : документальная хроника без легенд / В.О. Осипов. - М. : ЛИБЕРЕЯ, 1995. - 415 с., л. порт p.

4. Петелин, Виктор Васильевич. Жизнь Шолохова: Трагедия рус. гения / Виктор Петелин. - М. : Центрполиграф, 2002. - 893, с., л. ил. : портр. ; 21 см. - (Бессмертные имена).

5. Русская литература XX века: пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Л. А. Иезуитова, С. А. Иезуитов [и др. ] ; ред. Т. Н. Нагайцева. - СПб. : Нева, 1998. - 416 с.

6. Чалмаев В. А. На войне остаться человеком: Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Чалмаев. - 2-е изд. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2000. - 123 с. - (Перечитывая классику).

7. Шолохова С. М. Казненный замысел: К истории ненаписанного рассказа /С. М. Шолоховва // Крестьянин.- 1995. - № 8.- февр.

"Судьба человека": как это было

Имя лауреата Нобелевской премии М. А. Шолохова известно всему человече­ству. Произведения Шолохова подобны эпохальным фрескам. Во время Великой Отечественной войны писатель посчитал своим долгом разить словом ненависти врага, укреплять любовь к Родине у совет­ских людей. Ранней весной 1946 года, в первую послевоенную весну, Шолохов слу­чайно встретил на дороге неизвестного че­ловека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события становились про­шлым, а потребность рассказать о них все увеличивалась. И вот в 1956 году за не­сколько дней был завершен рассказ-эпо­пея «Судьба человека».

Это рассказ о великих страданиях и вели­кой стойкости простого русского человека. В главном герое Андрее Соколове с любо­вью воплощены черты русского характера: терпение, скромность, чувство человечес­кого достоинства, слившееся с чувством истинного патриотизма, с великой отзывчи­востью на чужую беду, с чувством фронто­вого товарищества.

Рассказ состоит из трех частей: экспози­ции, повествования героя и концовки. В экс­позиции автор рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы под­готавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, «слов­но присыпанные пеплом, наполненные неиз­бывной смертной тоской». Он вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед испо­ведью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки. Все это заставляет нас почувствовать, что мы узнаем о трудной, а может быть, и о трагической судьбе.

И действительно, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Этот человек показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он - ровесник века. С детства узнал, почем «фунт лиха», в гражданскую войну сражался против вра­гов Советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Вернувшись домой, работал плотником, слесарем, шофером, создал семью.

Война разрушила все надежды и мечты. С начала войны, с первых ее месяцев Соко­лов был дважды ранен, контужен и, наконец, самое страшное - попал в плен. Герою при­шлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года находился Соколов в фашистском плену. При этом он умудрился сохранить человече­ское достоинство, не смирился со своей уча­стью. Он пытается бежать, но неудачно, рас­правляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать коман­дира. С особой силой достоинства героя проявились в нравственном поединке Соко­лова с Мюллером. Измученный, истощен­ный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человечес­кий облик коменданта концлагеря.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь, И живет теперь Соколов надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась - у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь «исказнила» человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно пре­одолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощу­щением горя. Эта внутренняя трагедия тре­бует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает ра­дость маленькому человеку, усыновляя та­кого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Най­ден смысл жизни, побеждено горе, торжест­вует жизнь. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, чело­век несгибаемой воли, выдюжит, и около от­цовского плеча вырастет тот, который, повз­рослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Глубокой, светлой верой в человека про­никнут рассказ Шолохова. При этом загла­вие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о народной судьбе. Писатель чувст­вует себя обязанным поведать миру суро­вую правду о том, какой огромной ценой оп­латил русский народ право человечества на будущее. «Если вы действительно хотите понять, почему Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмот­рите этот фильм», - писала когда-то одна английская газета о фильме «Судьба чело­века», а значит и о самом рассказе.

Михаил Александрович Шолохов

Судьба человека


СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

Евгении Григорьевне Левицкой,

члену КПСС с 1903 года

Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.

В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое - всего лишь около шестидесяти километров, - но одолеть их оказалось не так-то просто. Мы с товарищем выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стегнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались белые пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком щедро смазанной конской сбруи.

Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку.

Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Подручными средствами конопатили ненадежную посудину и вычерпывали из нее воду, пока не доехали. Через час мы были на той стороне Еланки. Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:

Если это проклятое корыто не развалится на воде, - часа через два приедем, раньше не ждите.

Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.

Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень. Я присел на него, хотел закурить, но сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка «Беломора» совершенно размокла. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне влажные, побуревшие папиросы.

Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

Здорово, браток!

Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком. - Он помолчал немного, потом спросил: - А ты что же, браток, свое начальство ждешь?

Мне было неудобно разуверять его в том, что я не шофер, и я ответил:

Приходится ждать.

С той стороны подъедут?

Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?

Часа через два.

Порядком. Ну что ж, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает. Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить, и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим.

Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы».

Знаменитое произведение Михаила Шолохова «Судьба человека» рассказывает нам о жизни простого русского солдата. В образе Андрея Соколова показана судьба всего советского народа. Неожиданно наступившая для всей страны война разрушила все мечты на будущее у нашего героя.

Отняв родных и близких, не позволили русскому человеку сломиться, благодаря его сильной воли и стойкости характера. Встретив маленького мальчика Ванюшу, Соколов понял, что в его жизни еще будут светлые и радостные моменты.

Рассказ учит нас быть мужественными, любить и стойко защищать Родину, какие бы удары не преподносила вам жизнь. Всегда найдётся человек, который подарит любовь, заботу и сделает вашу жизнь счастливой.

Подробный пересказ

Рассказ повествует о нелегкой жизни человека - Соколова, на его долю выпала нелегкая судьба, но он стойко пережил все невзгоды и поступал храбро, проявлял уважение и заботу к другим, даже когда у самого было худо в жизни.

Рассказчик и Соколов встретились случайно, они стояли и курили, пока Соколов говорил о своей жизни.
Соколов жил в Воронежской губернии, работал, как и все - не покладая рук, рядом с ним была заботливая жена. Но мирная жизнь кончилась, и началась война. Стал Соколов шофером, а дома остались дети и любящая жена, которая провожала мужа со слезами на глазах. Это не понравилось Соколову, подумал, что заживо хоронят его. На войне был дважды ранен, а когда ночевали в церкви - три разный случая случились с героем.

Первый - вправил ему руку неизвестный человек.

Второй - Соколов задушил человека, который хотел взводного отдать фашистам.

Третий - фашисты убили верующего, который не хотел осквернять церковь, чтобы справить нужду.

После Соколов решился на побег, на третьи сутки его поймали и после пребывания в карцере, отправили в Германии.

Однажды Соколова чуть не убили, но смог избежать ее. Соколов сказал такому же человеку по несчастью, что для них маленькие могилы приготовили. Это услышал Мюллер - комендант лагеря, в котором находился Соколов.

Комендант лагеря приказал выпить его за свою же смерть, не закусив (Соколов решил не брать и куска хлеба он фашиста, хотя очень хотел есть), смеясь пленному в лицо, как бы унижая его положение и показывая свою полную власть над его жизнью. Так он выпил три стакана, а комендант, удивившись такому стойкому человеку, решил не убивать за сказанные слова. В концлагере Соколова морили голодом, но все же он смог выжить.

Далее Соколова снова отправили в шоферы, когда он вез очередного майора, то оглушил его и забрал пистолет, после чего преодолев пост, вернулся к своим. Тут его ждали плохие новости - он потерял семью. Такое горькое известие пошатнула Соколова, но не надолго. Он, собравшись с силами, решил не отступать. Понял, что делать ему более нечего и пошел на фронт. Перед этим посмотрел на остатки своего дома.

Через некоторое время Соколов узнает, что сын - Анатолий жив и хорошо закончил училище, и пошел на фронт (на фронте он хорошо отличился, имел много наград и был отличным бойцом), в сорок пятом году был убит снайпером.
Когда же война кончилась, он поехал в Урюпинск к другу. Там и остался жить. Возле магазина познакомился с маленьким мальчиком Ваней, у которого мать и отец погибли во время войны. Однажды сказал мальчику, что он его отец и усыновил его, а жена товарища помогла за уходом ребенка. Но потом опять беда - сбил случайно корову (она выжила), жители всполошились, а автоинспектор отобрал разрешение на права, несмотря на уговоры. Всю зиму плотничал, а потом подался снова к товарищу(общался с ним некоторое время по почте), который с удовольствием его приютил, да и там новую книжку на разрешение водить дадут. Соколов решил, что отдаст мальчика в школу, тогда и найдет постоянное место жительства, а сейчас повременит. На этом рассказ Соколова кончается - подходит лодка, и рассказчик прощается со случайным знакомым. Он стал думать над услышанным. А маленький мальчик помахал ему своей маленькой розовой рученькой на прощание. Так рассказчик понял, что важно не обидеть ребенка и скрыть от него свою мужскую слезу.

Данный рассказ учит о том, что нужно проявлять человечность к другим, несмотря ни на что. Соколов - отверженный человек, "настоящий русский", который противостоял злу, смог заглянуть страху в глаза. Поступок Соколова (когда он взял к себе мальчика), показывает, что люди могут проявлять сочувствие к другим, жалеть и помогать.

Также рассказ учит стоять за себя и сохранять честь, так Соколов отстоял свое достоинство, когда пил за свою смерть, что помогло спастись ему.

Соколов - пример русского человека, который вобрал в себя все качества людей того времени, показатель того, что людям все же присуща доброта и смелость.

И еще один урок приносит рассказ, что за свою жизнь нужно бороться всеми силами, как это делал Соколов. Не бояться противника или врага, а смело смотреть в его лицо и наступать. Ведь жизнь - одна, и не нужно ее терять без боя.

Краткое содержание Шолохов Судьба человека по главам

Андрей Соколов

В самом начале рассказа мы видим, как рассказчик едет на телеге с товарищем в станицу Букановскую. Действие происходит ранней весной, когда только начал таять снег и поэтому дорога оказалась утомительной. Через некоторое время ему приходится переправляться через реку с неожиданно появившимся шофером. Оказавшись на другом берегу, повествующий остался ждать водителя, который обещал прибыть через 2 часа. И возможно ожидание было бы утомительным, но неожиданно к сидевшему рассказчику подходит мужчина с ребенком, который и станет главным героем повествования. Андрей Соколов, так его звали, приняв неизвестного ему человека за шофера, присаживается рядом и рассказывает ему о своей жизни.

Жизнь Соколова до войны

Главный герой родился в 1900 году в Воронежской губернии. Воевал в Красной Армии. Когда наступил голод в стране Советов, ушел батрачить, поэтому и выжил. Похоронив родителей и сестренку, отправился в Воронеж, где работал плотником и простым рабочим на заводе. Там же встретив свою любовь, вскоре женился. Женщина попалась Андрею ласковая, все понимающая, настоящая хозяйка. Ирина, так ее звали, никогда не попрекала его за лишнюю выпитую рюмочку, ни за грубое слово. Позже в семье появились дети - две дочки и сын. И вот тогда-то, Соколов решил покончить с выпивкой и заняться серьезным делом. Больше всего его тянуло к машинам. Таким образом, он стал работать шофером. Так бы и продолжалась мирная, размеренная жизнь, если бы не нападение фашистской Германии на нашу страну.

Война и плен

Прощание с семьей было таким тяжелым, как будто Соколов предчувствовал, что своих родных он больше не увидит. На фронте он также шоферил. Был два раза ранен. Но война не отступала от наших родных просторов и преподнесла ему тяжелые испытания. В 1942 году в одном из наступлений фашистов, подвозя снаряды в траншеи, наш герой был контужен. Придя в сознание, он понял, что очутился в тылу врага. Желая умереть, как настоящий русский солдат, Соколов с гордо поднятой головой встал перед фашистами. Таким образом, Андрей попадает в плен. За все свое время у немцев в жизни нашего героя происходят довольно- таки весомые события. Во-первых, помня о чести и достоинстве советского воина, он спасает коммуниста и убивает предателя. Там же пленный военврач вправляет Соколову вывихнутую руку. Все эти моменты раскрывают всевозможные типы человеческого поведения в страшных обстоятельствах.

Эпизоды, где фашисты расстреливают верующего человека, который всю ночь отпрашивался в уборную и расстрел несколько военнопленных, заставили задуматься о побеге. Такой случай ему подвернулся. Когда всех отправили рыть могилы, Андрей бежал. Но далеко ему уйти не пришлось. На четвертые сутки его поймали немцы. Этот побег отдалил его больше от родины. Нашего героя отправляют на работы в Германию. Где только не пришлось ему побывать. И не представлял себе Соколов, что только сила духа помогла ему избежать смерти.
На волоске от смерти.

Один из самых впечатляющих эпизодов - пребывание у лагерфюррера Мюллера, показывает нам мужество русского солдата. Находясь в плену, каждый выживал, как мог. Среди наших воинов было много предателей. Неосторожно сказанная фраза про Германию, приблизили Андрея к гибели. Перед самой смертью, немцы предложили выпить. И Соколов, показывая русское достоинство и отвагу, употребляет 3 стакана шнапса, не закусывая. Такой поступок вызывает почтение у фашистского изувера. И он, не только дарует ему жизнь, но и дает ему в барак булку хлеба и маленький кусочек сала.

Сцена допроса показала фашистам стойкость, самоуважение советского человека. Для германских войск это был неплохой урок.

Освобождение из плена

По истечении некоторого времени нашему герою стали доверять, и он начинает работать водителем у немцев. В удобный для него момент солдат бежит, захватив с собой майора и пакет важных документов. Этот побег помогает Соколову реабилитироваться перед Родиной. Подлечившись в лазарете, солдат стремится быстрее увидеть семью, но узнает, что во время бомбоударов погибли все его родные. Больше уже ничего не держало Андрея. Он уходит вновь на фронт, чтобы отомстить за гибель жены и детей.

Сын Анатолий

Счастье и горе перекликаются на протяжении всего рассказа. Радостная весть о своем старшем сыне побуждает Соколова на новые подвиги. Но эти моменты длились недолго. Анатолия убивают в День Победы над фашистскими захватчиками.

Послевоенное время

После похорон сына, оставшись совсем один, наш герой не хочет возвращаться на родину и едет к своему товарищу, который давно приглашал его к себе в Урюпинск. Приехав к нему, Андрей устраивается работать водителем вместе с другом. Однажды, чисто случайно, он встречает мальчика, сироту. Этот мальчуган так сильно тронул его сердце, что отдав всю теплоту и любовь, Соколов усыновляет его. Именно Ванюшка со своей детской чистотой и откровенностью помогает вернуться к жизни и становится путеводной звездой в горестной жизни героя. Не случайно, эта встреча происходит ранней весной.

Яркое солнце, бегущие звонкие ручьи говорит о том, что появление Вани растопило сердце героя. И жизнь продолжается. Возможно, он бы так и пребывал с приемышем в Урюпинске, если бы не сбил случайно корову с ног. Лишили Андрея книжки. И взяв за руку мальчика, с лучшей надеждой на будущее, он отправляется в дальнюю дорогу, Кашарский район. Читая последние строчки произведения отчетливо видно, как в соединении двух осиротевших судеб, автор показывает, что, несмотря на страдания и тяготы во время войны, русский человек не сломился и своим примером на образе Соколова помогает возродиться людям, которые также прошли через лишения и горе.

Но жизнь продолжается. И вновь возводят дома, школы, больницы, работают заводы. Люди влюбляются, женятся. И живут ради будущего поколения, в сердцах которых теплится искренняя теплота и любовь. Ведь именно в них наша сила и могущество.

Картинка или рисунок Судьба человека

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Янссон Последний в мире дракон

    Муми-тролль, играя в саду, случайно зацепил стеклянной банкой крошечного дракона. Это случилось среду ясным летним днем. Дракончик был очень маленький, с коробок для спичек, крылья были прозрачные и напоминали плавники золотой рыбки

  • Краткое содержание Чуковский Серебряный герб

    Бедные, самые обычные люди всегда страдали из-за своего простого и бедного положения в обществе. Как ни странно, но именно бедность всегда наказуема. Все любят и уважают обеспеченных людей, редко кто обратит внимание на бедняка

  • Краткое содержание Мериме Кармен

    Путешествуя по Испании, главный герой заводит опасное знакомство. Беседа за сигарой и совместной трапезой располагает к доверию, и незнакомец становится попутчиком. Антонио, проводник рассказчика, признаёт в случайном знакомом преступника

  • Краткое содержание Сказка Летучий корабль

    У стариков было трое сыновей, двое считались умными, а третьего никто и за человека не считал, потому что он глупым был

  • Краткое содержание Бианки Первая охота

    Надоело щенку гонять кур по двору, вот и пошел он охоту ловить диких птиц и зверей. Думает щенок, что сейчас поймает кого то и домой пойдет. По пути его увидели жуки, насекомые, кузнечики, удод, ящерица, вертишейка, выпь

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа села Зипуново".

по литературе.

Выполнил

ученик 9 класса

Пешин Александр.

Бабкина Евгения Николаевна.

Председатель экзаменационной комиссии

Ассистент

2007-2008 уч. год.

1. Введение. стр. 3

2. Изображение русского народного характера

в рассказе М.Шолохова "Судьба человека".

2.1 Особенности композиции произведения. стр. 5

2.2 В образе Андрея Соколова сосредоточены лучшие черты

характера русского человека. стр. 7

2.3 Сила главного героя – в тесном единении с народом. стр. 10

3. Заключение. стр. 11

4. Литература. стр. 12

5. Приложение. стр. 13

Итоговая аттестационная работа

по литературе.

Изображение русского народного характера в рассказе М.Шолохова "Судьба человека".

Да, вот они, русские характеры.

Кажется, прост человек,

а придет суровая беда,

в большом или малом, и

поднимается в нем великая сила человеческая красота.

А. Н. Толстой.

Введение.

В Великую Отечественную войну основным героем большинства произведений становится простой человек, вчерашний герой труда, сражавшийся за свободу и независимость своей Родины.

Война для советских людей стала их жизнью, их тяжким, но необходимым трудом. И потому-то он, русский человек, извечный труженик, не дрогнул перед суровым ликом испытаний.

Рассказы и повести, создававшиеся в ходе Великой Отечественной войны, буквально впитывали в себя дыхание документа, а то и оперативную сводку с места событий. Нередко домысел уступал место жгучей правде, которая к тому же была выше любой фантазии. Чувство историзма, донельзя обостренное в художнике, позволяло переплавить документ, оперативную сводку, информацию в художественное свидетельство жизни народа в огне войны.

В будничном и внешне неприметном факте, явлении, событии открывалось то значимое и значительное, особенное и непреходящее, что составляло сущность нашей жизни.

Органично связан с такими произведениями и вместе с тем качественно отличен от них рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», созданный писателем спустя десять лет после победного завершения Великой Отечественной войны. Рассказ запечатлел войну в новом ее измерении и осознании, когда на первый план выдвинулась не задача мобилизации духа соотечественников в схватке с врагом, а искреннее сострадание народной беде, разделенной на частные человеческие судьбы. Рядовой человек в рассказе Шолохова оказывается главной фигурой, героем времени и народной трагедии. Исполненный высокого гуманизма и сострадания, рассказ-исповедь стал выдающимся явлением в отечественной литературе.

А история его создания, по разным свидетельствам, предстает таковой.

Прибыв в субботу 8 декабря 1956 года в Москву, Михаил Александрович прямо с вокзала позвонил в «Правду» и предупредил, что скоро приедет в редакцию со своим новым рассказом. В шесть часов вечера в кабинете главного редактора он стал читать собравшимся сотрудникам начало рассказа. Прервав неожиданно чтение, заметил: «Это то, что успел написать… А дальше будет так…» И он продолжил связный рассказ уже без текста, по памяти. Пообещав завершить рассказ до Нового года, он сдержал свое слово. 29 декабря 1956 года Шолохов прочитал сотрудникам «Правды» рассказ целиком. А уже через день – 31 декабря 1956 года – в «Правде» вышла первая половина рассказа, а 1 января 1957 года – его окончание.

Сам же замысел возник в первый послевоенный год, когда писатель встретился с прототипом Андрея Соколова. С ним был мальчик, которого он звал сынком. И в минуты ожидания парома через Дон у них – у автора, принятого новым знакомым за «брата-шофера», и у встреченного им сутуловатого человека – завязалась беседа, из которой и вызрел в душе художника рассказ «Судьба человека».

Цель моей аттестационной работы .

Изучение творческой истории рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» и характеристика значительного, весомого образа Человека, Воина и Труженика.

Задачи:

а) отметить особенности шолоховского мастерства – умение передавать самые сложные душевные переживания человека, переносящего лишения и невзгоды, через внешние, подчас еле заметные проявления – жест, мимику, короткое слово;

б) выявив смысл заглавия рассказа, проанализировать мужество, стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, умение любить и дружить воина и труженика Андрея Соколова.


Особенности композиции произведения.

Своеобразна композиция шолоховского произведения. По своей форме оно представляет рассказ в рассказе.

Повествование рассказчика обрамляется авторским зачином и краткой концовкой. Основной драматизм повествования заключен в центральной части произведения – в рассказе Андрея Соколова. Авторский зачин носит черты эпического повествования, а концовка является своеобразным лирическим отступлением, в котором автор выражает кровную связь с судьбой своих героев.

Рассказ от первого лица придает произведению характер исповеди и позволяет писателю, сохраняя колорит обыденности, проникнуть в глубину духовного мира героя.

Обрамление, в котором звучит голос повествователя, подготавливает встречу с героем, ставившим нас на определенную точку зрения, заставляет увидеть в жизни и людях то, что может быть, в других обстоятельствах не привлекло бы к себе внимания. Заметим также, что повествователь время от времени прерывает рассказчика то репликой, то небольшим лирическим отступлением, то зарисовкой природы, – как бы своеобразным лирическим аккомпанентом к рассказу.

Разбирая вступительную часть произведения, обратим внимание на суховатое, почти деловое его начало. Дело происходит в послевоенную весну, в конце марта 1946 года. Автор едет в станицу Букановскую, за шестьдесят километров. Выезжает с товарищем до восхода солнца на паре лошадей. Через шесть часов путники добрались до переправы через речку Еланку, которая возле хутора Моховского разлилась на целый километр. Еще через час путешествия на ветхой лодочке повествователь переправился на другой берег Еланки. Присев на поваленный плетень, сунул руку в правый карман ватной стеганки, обнаружил размокшую пачку «Беломора» и стал сушить на солнце влажные, побуревшие папиросы…

Как видим, рассказ начинается просто, «обычно», ведется неторопливо. Точно указывается название хуторов, речушек, количество преодоленных километров. Зачем?

Шолохов стремится к достоверности, к правдивости, к созданию впечатления обыденности, даже ординарности происходящего. Вместе с тем отмечаем продуманность каждой подробности картины.

Повествователь говорит о своей одежде (солдатские ватные штаны, стеганка, старая солдатская ушанка), упоминает о машине, которую шофер пригнал из хутора. Но именно по одежде и по тому, что рядом с ним находится машина, Андрей Соколов принял автора за «своего брата – шофера» и откровенно разговорился с ним.

Задержимся на лирическом мотиве, который дважды звучит во вступлении: «От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи (опять точность: не просто дерева, а ольхи), а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли». И: «это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо сидеть на плетне вот так, одному…» Этим негромким мотивом, создающим настроение покоя, тишины, умиротворенности, завершается вступительная часть рассказа.

Характерно, что появление героя в рассказе тоже как будто не предвещает ничего особенного и не нарушает колорита обычной жизни, воссозданной Шолоховым: «Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту лет пяти-шести, не больше». Что здесь необычного?

Отмечу, что и по виду Андрей ничем не отличается от многих своих сверстников, разве ростом и сутуловатостью. У него большие темные руки – руки труженика. Одет он плохо: в защитных летных штанах, в прожженном ватнике, в изъеденных молью носках, у него «тощий» вещевой мешок – видно, не сладко живется прохожему. Он достает потертый кисет, и по вышитой надписи на кисете мы узнаем, что перед нами, очевидно, бывший фронтовик.

Яркая художественная деталь подчеркивает, что за обыденностью, ординарностью, внешней неприметностью кроются большие человеческие трагедии: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника …».


В образе Андрея Соколова сосредоточены лучшие черты

характера русского человека.

Жизнь Андрея Соколова до войны была типичной для многих миллионов тружеников. До женитьбы он был совершенно одинок. В первое время после женитьбы кое-когда ему приходилось выпивать с товарищами, и выпивать много (своеобразный «опыт» потом сказался при поединке с Мюллером); когда появились дети, он нашел в себе силы «отколоться» от товарищей и прекратить выпивки, семейная жизнь пришлась Андрею по душе и разбудила в нем лучшие чувства.



Новое на сайте

>

Самое популярное