Домой Удаление Ударным не может быть гласный согласный слог. Как обозначить буквой безударный гласный звук

Ударным не может быть гласный согласный слог. Как обозначить буквой безударный гласный звук

ФОНОЛОГИЯ.

§ 10. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук.. . . . . . . . . . . . . .

§ 11. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

§ 12. Система согласных фонем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 13. Сильные и слабые позиции согласных фонем.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ГРАФИКА

§ 14. Предмет графики как научной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 15. Характеристика русского алфавита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 16. Слоговой принцип русской графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . .

V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольная работа №1 по теме «Фонетика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольная работа №2 по темам «Фонетика. Фонология. Графика.» . . . . .

VI. ТЕСТЫ ПО ТЕМАМ «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»

VII. СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ. . . . . . .

VIII. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

IX. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

ФОНЕТИКА

Понятие о фонетической транскрипции

Фонетической транскрипцией называется специальная система записи звучащей речи. Эта транскрипция выполняется в квадратных скобках. Один знак в транскрипции всегда обозначает один и тот же звук (т.е. для обозначения одного звука всегда используется один и тот же знак). Существует несколько основных правил транскрибирования.

1. В транскрипции используются знаки, напоминающие гласные буквы русского алфавита, кроме я, ё, ю . Знак е обозначает звук [е] переднего ряда, знак э – звук [э] передне-среднего ряда.

2. Знаки ъ и ь используются для обозначения редуцированных гласных звуков 2-ой степени редукции: [ъ] – редуцированный среднего ряда среднего подъема нелабиализованный, [ь] – редуцированный переднего ряда верхне-среднего подъема нелабиализованный.



3. Редуцированный звук, близкий к [а], обозначается в транскрипции знаком [Λ]. Редуцированный звук, средний между [и] и [е] (или «[и] с призвуком [е]»), обозначается в транскрипции [и е ]. Звук, средний между [ы] и [э] (или «[ы] с призвуком [э]»), обозначается в транскрипции [ы э ].

4. Точка над гласным звуком непереднего ряда обозначает продвижение ударного гласного вперед под влиянием соседних мягких согласных, например: [ла́˙н’], [л’˙о́н], [л’˙у́˙д’и ].

5. Знак ^ над гласным переднего ряда обозначает напряженность, закрытость ударного гласного, которая появляется под влиянием мягких согласных: .

6. Черта под гласным звуком обозначает количественную редукцию безударного гласного верхнего подъема, например: [ы ].

7. В транскрипции используются знаки, напоминающие согласные буквы русского алфавита, кроме щ. Обозначаемый ею звук в транскрипции передается знаком [ш’:], например: [ш’:и]. Для обозначения среднеязычного сонорного согласного используются знак латинского алфавита [j] или [й]. Для обозначения звонкого фрикативного заднеязычного согласного, часто употребляемого в словах церковной тематики, используется знак греческого алфавита [γ], например: [бо́γъ ра́˙д’и ].

8. Мягкость согласного обозначается знаком «апостро́ф», например: [д’]. Отсутствие апострофа указывает на твердость согласного звука, например: [д].

9. Долгота согласного звука обозначается либо чертой над звуком [ка´съ], либо двоеточием после звука, например: [ка´с:ъ].

10. Знак под сонорным согласным обозначает оглушение сонорного звука, например: [мокр ^ ].

11. Дуга над сочетанием согласных означает их слитное произношение: [но˙д’ж’-бы ]

12. Тире «-» обозначает, что два (или более) лексических слова являются одним фонетическим (безударные слова в произношении примыкают к ударным), например: [у -до́мъ] [к-на́м-л’и ]

13. В транскрипции не используются прописные буквы и отсутствуют знаки препинания.

14. Знак / обозначает паузу в речевом потоке, при помощи этого знака фраза делится на синтагмы. В конце фразы ставится //, т.к. эта пауза более длительная.

15. В каждом фонетическом слове при транскрибировании указывается ударение.

Классификация гласных звуков

Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:

1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;

2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;

3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.

Основные ударные гласные звуки

§3. Классификация согласных звуков

Все согласные современного русского языка классифицируются по четырем артикуляционным признакам:

2. по месту образования шума;

3. по способу образования шума;

4. по наличию/отсутствию палатализации (дополнительной йотовой артикуляции).

Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).

Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.

Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».

Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».

В остальных безударных сло га х после мягких шипящих на месте а, по нор м ам русской орфоэпии, произносится безударный з ву к, напоминающий [и], но значительно ос лабленного (обозначается [ь]): часовщик - [чь]совщик, чаров ни ца - [чь]ровница, чановой - [чь]новой, частиков ы й - [чь]стиковый, Чарторийск - [чь]рторийск, Чакаларово - [чь] ка ларово, Чародинский район - [чь]ро ди нский район.

В редко встречающихся ино с транных словах на месте а после [ч] сохра ня ется [а]: чайрикер - [чай]рикер, чатуранга - [ча]туранга, ч ай хана - [чай]хана, Чангырташ - [ча]нгырташ, Чам п ерико- [ча]мперико, Чаттопадхайя - [ча]ттопадхайя.

Орфоэпия. Безударные - е, я, э, и

На месте звуков е и я после мяг ких согласных в первом предударном слоге произносится без ударный [иэ]: весна - [в"иэ]сна, нести - [н "иэ ]сти, кедровник - [к"иэ]дровник, Бештау- [б"и э ]штау, Венеция - [виэ]неция, Регина - [р"иэ]гина, рябина - [р "иэ ]бина, лягушка - [л"иэ]гушка, плясать - п[л"иэ] с ать, Вязовка - [в"иэ]зовка, Мясковский - [м"иэ]с ко вский. Произношение на месте е и я отчётливого гласного [и] - [в"и]сна, [р"и]бина, [б"и]штау, [м"и]сковский - не является литер атур ным.

В малораспространённых сл ов ах может быть произнош. нередуци рова нных гласных: алегретто - а[л"э]гретто, бестселлер - [б"э]стселлер, л ега то - [л"э]гато, ренклод - [р"э]нклод, Кейптаун - [к"э]йптаун, Медея - [м"э]дея, Нерон - [н"э]рон, Веспуччи - [в"э]спуччи; гяур - [г"а]ур, кяриз - [к"а]риз, Ня жло в - [н"а]жлов, Шяшупе - [ш"а]шупе, Ляшко - [л"а]шко.

В начале слова на месте е и я в пер вом предударном слоге произносится безударный [иэ] в сочетании с предшествующим [й]: езда - [йиэ]зда, Елабуга - [йиэ]лабуга, ярл ы к- [йиэ]рлык, Япония - [йиэ]пония, а также в середине слова после гласного: поезда - по[ йиэ ]зда, уязвить - у[йиэ]звить. Произношение [йа]рлык, [йа]пония - является неправильным.

В остальных предудар ны х слогах, а также в заударных слогах на месте е и я по сл е мягких согласных произносится безударный [ъ]: вел ик ан - [в"ь]ликан, генератор - [г"ь]нератор, ледох од ный - [л"ь]доходный, лейбористский - [л"ьй]борист ск ий, вынести - вы[н"ь]сти, поле - по[л"ь], Петр оп авловск - [п"ь]тропавловск, Геленджик - [г"ь]ленджик, Венесуэла - [в" ьнь] суэла, Месопотамия - [м"ь]сопотамия, В ер стовский - [в"ь]рстовский, Менделеев - [м"ь]нделеев, Нест ер ов - нес[т"ь]ров, Врубель - вру[б"ьл"]; пятачок [пь]тачок, лягушачий - [л"ь]гушачий, Вязовая - [в"ь]зовая, Пятигорск - [пь]т иг орск.

В нерусифицированных заи мс твованных словах на месте букв е и я после мягких согласных бы ва ет сохраняются произношения не ре дуцированных гласных: беккерель - [б" э] ккерель, берклианство - [б"э]рклианство, берса ль ер - [б"э]рсальер, вейсманизм - [в"эй]сман и зм, геноцид - [г"э]ноцид, кенотаф- [к"э]нотаф, Безансон- [б"э ]з а нсо н, Бенвенуто - [б"э]нвенуто, Лекув ре р - [л"э]ку вр ер; лямблиоз - [л"а]мблиоз, кяманча - [к"а]манча, рясофорный - [р"а офорный, сямисэн - [с"а]мисэн, Гяндж ач ай - [г"а]нджачай, Ляльмикар - [л"а]льмикар, Шяш ув ис - [ш"а]шувис, Лятошинский - [л"а]тош инс кий, Бялыницкий-Бируля - [б"а]лыницкий-бируля.

На месте гласной я , а также а после [ч] и [ш":] в безударных оконча н иях произносится [ъ]: моря, поля - мо[р"ъ], по[л"ъ], братья, сучья - бра[т "йъ ], су[чйъ]; бремя, пламя - бре[м"ъ], пла[м"ъ]; песнями, каплями- пес[н"ъми], кап[л"ъми]; сидя, играя - си[д"ъ], игра[йъ]; новая, красная - нова[йъ], кр асна[йъ]; дача, чаща - да[чъ], ча[ш":ъ].

После [ж], [ш], [ц] на месте е в первом пре д ударном слоге произносится звук, средний между [ы] и [э] - [ыэ]: шерстистый - [шыэ]рстистый, шептать - [шыэ]птать, Шексна - [шы э ]ксна, Шелонь - [шыэ]лонь, Шевченко - [шыэ]вченко; желток - [жыэ]лток, жел ези стый - [жыэ]лезистый, жевать - [жыэ]вать, Желча- [жыэ]лча, Жерновский район - [жыэ]рновский район, Желяб ов - [жыэ]лябов, Жеромский - [жыэ]ромский; цена - [цыэ]на, цементный - [цыэ]ментный, ценить - [ цыэ ]нить, Целинный - [цыэ]линный.

В некоторых заимствованных словах мо же т быть произнош. без редукции гласного: шедевр - [шэ]девр, шерхебель - [шэ]рхебель, Шербур - [шэ]рбур, Шетл ен дские острова - [шэ]тлендские острова, Шенье - [шэ]нье; женьшень - [жэ]ньшень, жеода - [жэ]ода, Ж емайте - [жэ]майте, Жерве - [жэ]рве, Жерар - [жэ]рар; цейтнот - [цэй]тнот, центурия - [цэ]нтурия, Цешанув - [цэ]ш ан ув, Церера - [цэ]рера.
В некоторых иностранных словах во змо жно произнош. [э] на месте е после гласного и в первом предударном слоге: миелит - ми[э]лит, пиетет - пи[э]тет, Пиер ия - пи[э]рия, Тиете - ти[э]те.

В остальных безударных слогах по
сл е [ш], [ж], на месте буквы е произносится - [ъ]: шелкопряд - [шъ]лкопряд, шерстяной - [шъ]рстяной, шелу ши ться - [шъ]лушиться, нашему - на[шъ]му, Шевардино - [шъ]вардино, Шепетовка - [шъ]петовка, Ше ба лин - [шъ]балин, Шелгунов - [шъ]лгунов, железняк - [жъ]лезняк, жестяной - [жъ]стяной, жестикулировать - ъ]стикулировать, также - так[жъ], Железноводск - [жъ]лезноводск, Желнино - [жъ]лнино, Жемч уг ова - [жъ]мчугова, целлофан - [цъ]ллофан, целиком - [цъ]ликом, цементировать- [цъ]ментировать, деревце - дерев[цъ], Цел ин оград - [цъ]линоград, Целебесское море - [цъ]лебесское море.

В некоторых иностранных сло вах в целях точной передачи звукового облика слова может сохраняться произношение гласного: "шевроле" - [шэ]вроле, ш ел ьтердек - [шэ]льтердек, шенапан - [шэ]напан, Шентала - [шэ]нтала, Шеридан - [шэ]ридан, " Шек пендех" - [шэ]кпендех; жерминаль - [жэ]рминаль, Жетыколь - [жэ]тыкдоль, Женисья - [жэ]нисья, Жерарден - [жэ]р ар ден, Жерико - [жэ]рико, цевадин - [цэ]вадин, целибат- [цэ]либат, церападус - [цэ]рападус, Це денб ал - [цэ]денбал.

В начале иностранных слов, а также в положе н ии после гласного на месте буквы э произносится [э]: экран -[э]кран, эфир - [э]фир, эвкалипт - [э]вкалипт, Эйф е ль - [э]йфёль, Эвридика - [э]вридика, Эчмиадзин - [э]чмиадзин, диэлектрик - ди[э]лект ри к, коэффициент - ко[э]ффициент, муэдзин - му[э]дзин, Буэнавентура - бу[э]навентура, Жуэнвиль - жу[э]нвиль, Лоэнгрин - ло[э ]н грин.

Неправильно произношение на месте буквы э звука [и] - оно пр идаёт сниженную стилистическую окраску речи. Более того, подобное звучание [э] может иск аз ить смысл высказывания диктора: произношение [и]кран вместо [э]кран вызывает ассоциацию со словосоч ет анием и кран, [и]мир вместо [э]мир - с и мир, [и]миссия вместо [э]миссия - с и миссия.

Произношение [и], [у], [ы] в безуда рн ых слогах происходит несколько ослабленно по сравнению с ударными, однако качественно они не меняются: лисица - [л"и]сиц а, бурундук - [буру]ндук, Кызыл- [кы]зыл.

На месте и , если в потоке речи она слива етс я с предшествующим словом на твёрдый согласный, по правилам орфоэпии, произносится [ы]: свет и тень - свёт-[ ы]- тень, кот и повар - кот-[ы]-повар, в Италии- [в-ы]талии, из Испании - [из-ы]спании.

Если же диктору нужно дать ясное предс тавл ение о звучании незнакомого иностранного слова, прибегают к люфт-паузе между ним и предшествующим словом, чаще предл о гом. Тогда во втором слове, начинающемся с гласной буквы и , будет произноситься [и]: со об щение опубликовано в "Ибараки симбун" (не [в-ы] бараки симбун), мы подъехали к Икве (не: [к-ы]кве), наше путешеств ие началось с Исаклы (не: [с-ы]саклы).

В сложных словах, первая часть кото ры х оканчивается на твёрдый согласный, а вторая начинается с гласного [и], на месте и по нормам орфоэпии пр ои зносится безударный [ы]: Госиздат - гос[ы]здат, горисполком - гор[ы]сполкбм, педин ст итут - пед[ы]нститут, Совинформбюро - сов[ы]нформбюро. Но отчетливый гласный [и] произносится в слове Ком ин терн - ком[и]нтерн.

После [ш], [ж], [ц] на месте гласной и в без уд арном положении произносится [ы]: шиповник- [шы]повник, гамаши - гама[шы], Грамши - грам[шы]; жираф - [ж ы]р аф, пляжи - пля[жы], Жигули- [жы]гули, Жилярди - [жы]лярди; циновка - [цы]новка, циклонич еск ий - [цы]клонический, Цивиль - [цы]виль, Цинциннати - [цынцы]ннати.

Чтобы научиться красиво и грамотно говорить, занимайтесь изу че нием орфоэпии русского языка, а также закреплением изученного материала на практике. После того, как с гласными звуками разобрались, посмотрите, как произносятся

Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.

В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как

я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.

Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).

Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).

Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).

Как определить гласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Отличия гласного звука от согласного:

  • гласный звук состоит только из голоса;

  • при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;

  • гласный звук образует слог: у| тя| та .

Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (гóлос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит "голосовóй".

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.

Обратите внимание! Слова тигр и тигры , берёза и берёзы - это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята , берёза и берёзовый - это однокоренные слова.

Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.

[а] [а] [а] [а]
Валы́, грачи́, столы́, росá.

Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег - снега - снеговик - снегурочка .

Проверяемое слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ко вёр , стре лá , пи сьмó .
Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кó врик , стрéлы , стрéлка , пи́сьма .

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

а) или заменить форму слова о ря́ - мó ре, у мó ря) ;
б) или подобрать однокоренное слово (тра вá - трá вка, зелё ный - зé лень) - так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным .

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково .

Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё , то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е : слёзы - слезá , пчёлка - пчелá , сёстры - сестрá .

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

Вспомните! В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя : ло пата, ка ртина, па льто, о дежда. Правописание таких слов надо либо запоминать , либо проверять по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарными . Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.

Обратите внимание! Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Орфограммой мы будем называть букву , написание которой надо проверить или запомнить .

Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, - это орфограмма . Её написание надо проверять или запоминать.

Повторение

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду?...
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО.

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.


Рис. 3 ()

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цве ты, со сна, мя чи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos - правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?

вода, трава - слышу А, что писать? А или О?

мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят - найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.

У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.

Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть - какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки - сова или сава ? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на со вы , Теперь под ударением О, значит, напишем сова . Далее действуем так же.

Рис. 11. Журавль ()

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь ()

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.
).

  • Tutrus.com ().
    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
    2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха - какая шапка? (м.ховая - Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая - А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная - Е) .
    3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва - слово - О, зв.зда - звезды - Е, ш.ры - шар - А, б.льной - боль - О, ц.почка - цепь - Е.)
    4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.


    Новое на сайте

    >

    Самое популярное