Домой Профилактика Благословение богу. Что такое божье благословение в православии

Благословение богу. Что такое божье благословение в православии

В нашей жизни есть то, что мы изучили очень хорошо, и то, что для нас продолжает оставаться тайной за семью печатями. К примеру, большинство людей хорошо знают, какую важную роль играют деньги. Любой из нас с уверенностью скажет, что иметь достаточное количество денег – это хорошо! И будет прав, потому что деньги – это уютный дом, деньги – это сытный и вкусный обед, деньги – это добротная и красивая одежда.

Чтобы осознать ценность денег, необязательно иметь высшее образование. На добывание их люди тратят большую часть своей жизни, а многие даже идут на риск, причиняя вред своему здоровью.

Западный Донбасс – регион, в котором я живу, – шахтерский. Тут действуют десять крупных угольных шахт, поэтому практически в каждой семье есть хотя бы один шахтер, а встречаются и целые династии горняков. Чтобы заработать деньги, шахтер ежедневно спускается под землю на глубину до 380 метров, втискивается в лаву, которая представляет собой нечто вроде норы высотой 70-100 сантиметров, здесь ему порою до 200 метров приходится проползать на коленках, где нужно еще и работать: таскать металл, лопаты, кувалды. Случается, что горнякам приходится трудиться по колено в воде. К тому же работа в шахте опасна и тем, что там используется очень много механизмов, оборудования, а вокруг – замкнутое пространство. Бывает, в шахтах происходят обвалы, пожары, а в случае аварии и укрыться зачастую негде.

Ради чего шахтеры подвергают свою жизнь такой опасности? Ради пары тысяч гривень, которые их жены тратят в мгновение ока.
Почему люди, иногда самые близкие и родные, ссорятся и становятся заклятыми врагами? Библия говорит, что “…корень всех зол есть сребролюбие…” (1-е Тимофею 6:10). Основная причина подавляющего большинства войн и конфликтов – это борьба за деньги.

Однако финансы – всего лишь небольшая часть нашего физического, материального мира, который не есть первоосновой бытия. Основой всего происходящего вот уже несколько тысячелетий на планете Земля являются процессы, протекающие в духовном мире. И сколько бы аргументов ни выдвигали философы в пользу первичности материи, жизнь нам изо дня в день приносит доказательства того, что все сущее берет начало в духовном мире. Даже наука сегодня не берется оспаривать это утверждение.

За последнее время я изучил много материалов о Второй мировой войне – документальных фильмов, книг, газетных публикаций. Многие исследователи пришли к выводу, что политика Третьего рейха строилась на принципах оккультной магии. Есть подтверждения того, что Гитлер считал себя магом и был окружен советниками, посвященными в тайны эзотерических орденов. Время атак и наступлений немецкой армии совпадало с различными духовными датами. Гитлер во всех своих действиях советовался с предсказателем, проводился специальный ритуал посвящения в солдаты СС. Кроме того, десять процентов солдат немецкой армии были задействованы в уничтожении людей в концентрационных лагерях, где массовые убийства военнопленных, которых можно было просто заставить работать, напоминали жертвоприношения. Гитлер в свое время тщательно изучал труды Блавацкой, посылал людей из своего окружения в Тибет. Все это делалось с единственной целью – заручившись покровительством духовного мира, одержать победу над миром.

Гитлер был уверен, что завоюет всю Землю, опираясь не на физический мир, а духовный.

Погружение Гитлера в сатанинский духовный мир произошло во время его пребывания в Вене, куда в 1907 году он приехал для того, чтобы поступить в Академию искусств. Полный провал на вступительных экзаменах и последовавшая за ним череда несчастий – смерть горячо любимой матери, скитания по ночлежкам из-за отсутствия средств, недопущение к новым вступительным экзаменам в академию – повергли молодого Гитлера, считавшего себя гениальным художником, в состояние подавленности и депрессии. В отличие от большинства людей, не нашедших своего места в жизни, молодой Гитлер никогда не старался отгородиться от реальности при помощи алкоголя или курения. Все свободное время он проводил в библиотеках, где совершенствовал свои познания в различных областях науки. Он читал все подряд – от книг по истории и экономики до оккультных романов, трудов по гипнозу, спиритизму и исследований доктрин восточных религий.

После приезда в Вену Гитлер стал членом сразу нескольких оккультных обществ, посещал спиритические сеансы. Друг Гитлера Вальтер Штайн, еврей, который успел эмигрировать в Англию до того, как его бывший приятель развернул глобальную антисемитскую пропаганду, рассказывал, что нацистская партия, действительно, имела сатанинскую природу.

Предметом особого поклонения Гитлера было так называемое Копье Судьбы. Этот предмет назывался еще и Святым Копьем и представлял собой оружие, которым римский центурион (сотник) Гай Кассий пронзил тело распятого Иисуса. Тем самым Касий исполнил библейское пророчество, гласившее: “Воззрят на Того, Которого пронзили”.
После этого легионер чудесным образом излечился от катаракты, поэтому уверовал в высшие силы и сделался святым, а затем и проповедником, приняв новое имя – Лонгин. Его почитали как героя, и после смерти он стал одним из первых мучеников, а впоследствии и святых, причастных к новой религии.

Предполагаемое “Копье судьбы”

Считалось, что после совершения “удара милосердия” копье обрело чудесные свойства. Кроме того, оно имело замечательную историю. Предание гласит, что выковали это копье как талисман, который должен был принести победу иудейскому народу в борьбе против вавилонян. Считают, что Иисус Навин держал его в руках во время штурма Иерихона. Потом копье якобы перешло к царю Ироду, который с ним никогда надолго не расставался, но во время казни Христа оно неизвестно как оказалось в руках Кассия.

Позже Копьем Судьбы владели многие царские особы – византийский император Константин Великий, объявивший христианство официальной религией своего царства, германский вождь Алларих, который остановил нашествие гуннов и спас Римскую империю (правда, ненадолго). Среди хозяев Копья Судьбы были Карл Мартелл, разбивший мусульман, и Генрих I Птицелов, который якобы с помощью магического копья в начале X века остановил нашествие орд кочевников с Востока. В дальнейшем копье стало собственностью королевской фамилии Гогенштауфенов. Фридрих Барбаросса, который привел Священную Римскую империю германских народов к расцвету, не расставался с ним ни на минуту. Согласно легенде, он умер вскоре после того, как обронил копье в реку во время переправы через нее.

Пытался завладеть Копьем Судьбы и Наполеон, но оно было тайно вывезено в Вену. Копье Лонгина старались заполучить преимущественно военачальники. В их руках оно превращалось в грозное оружие, обеспечивавшее им победу в сражениях. У наблюдавших за судьбой копья могло сложиться мнение, что оно защищает Европу от нашествий чужеземцев.

Гитлер увидел Копье Судьбы в венском музее Хофбуг, куда пришел со своим другом Штайном. Экскурсовод рассказал о легенде, связанной с этим копьем. Тот, кто завладеет им и раскроет заключенную в нем тайну, будет определять судьбу мира. Возможно, сам экскурсовод не придавал значения своим словам, но Адольф в них сразу же поверил.

Штайн рассказывал, что, увидев копье, Гитлер буквально впал в транс. Лицо его покраснело, глаза сверкали странным светом. Он раскачивался на ногах, охваченный несказанной эйфорией, само пространство вокруг него, казалось, было проникнуто тонким свечением. Лицо Гитлера преобразилось, будто какой-то всемогущий дух внезапно вселился в его душу, создавая в нем и вокруг него губительную трансформацию своей собственной природы.

На следующий день Гитлер снова пришел в музей и простоял около Копья Судьбы почти весь день. Такие посещения стали довольно частыми, во время них Адольф всегда впадал в транс. Его приятель Штайн ясно осознавал, что будущий фюрер, по его словам, “заключил с демоном договор, и нет сомнений в том, что Гитлер – антихрист”.

Во время созерцания копья Гитлер, похоже, убедился в том, что оно обладает магическими свойствами и способно дать своему владельцу неограниченные силы. К тому же Адольф обрел твердую уверенность в том, что именно он избран для “священной” миссии – очистить страну от пришельцев с Востока. Гитлер начал считать себя реинкарнацией императора Фридриха II Барбароссы, владевшего этим талисманом и не раз побеждавшего врага с его помощью. А когда один из оккультных апостолов Гитлера Хьюстон Чемберлен поделился с ним своими соображениями о том, что Иисус Христос был арийцем, фюрер начал всеми правдами и неправдами стремиться завладеть дорогим для него оружием. После объединения в 1938 году Германии и Австрии Гитлер направил в музей Габсбургов особую группу СС. Они погрузили Копье Судьбы в бронированный поезд и через несколько дней его уже доставили в Нюрнбергский собор Св. Екатерины. Здесь копье простояло в течение шести лет, охраняемое офицерами личной дивизии фюрера. Сам вождь нации часто наведывался туда и проводил около Копья Судьбы долгие часы, пребывая в глубокой задумчивости.

Когда войска союзников начали приближаться к городу, копье было помещено в личный подземный бункер Гитлера. 30 апреля 1945 года реликвия была захвачена американским лейтенантом Уолтером Хорном, после чего перешла во временное пользование президента США Трумэна. Позже выяснилось, что Гитлер совершил самоубийство через час после того, как копьем завладели американцы.

Встреча Адольфа Гитлера с древним талисманом могущества являлась, по-видимому, не случайной. После нее он обрел то, чего ему не хватало для того, чтобы стать фюрером, “мессией”. А именно – идею собственной избранности и магической силы, символом которой было знаменитое Копье Судьбы.

Почему же Советский Союз, несмотря на все оккультные ухищрения Гитлера, одержал победу в Великой Отечественной войне? Здесь можно говорить о героизме советского народа, который, бесспорно, сыграл важную, но не решающую роль, о специфическом климате России, помешавшем немецким оккупантам. Но все это – составляющие физического мира, победа же была одержана с помощью мира духовного. Известно, что Иосиф Сталин в юности учился в духовной семинарии, поэтому о существовании духовных законов знал не понаслышке. В 1942 году Сталин приказал освободить всех священников, которые в то время находились в лагерях ГУЛага. Он вновь открыл православные и католические храмы, чтобы люди могли молиться Богу.

В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года состоялась историческая встреча Сталина с высшими иерархами Русской православной церкви – ее главой митрополитом Сергием, митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием и митрополитом Киевским и Галицким Николаем. Во время этой встречи православной церкви были возвращены многие из тех привилегий, которые она имела до октябрьского переворота 1917 года. Поинтересовавшись положением православной церкви и поблагодарив ее за патриотическую деятельность (взносы церкви в Фонд обороны в годы войны составили 300 миллионов рублей), Сталин выразил заинтересованность в том, чтобы открывались семинарии, академии и даже новые приходы, издавался ежемесячный православный журнал и т.д.

Вскоре Московская патриархия получила в свое распоряжение хорошее здание, начали открываться храмы в селах и городах СССР. Возобновился выход “Журнала Московской патриархии”, открывались семинарии. Известно, что по приказу Сталина во время войны Москву семь раз облетал самолет с чудотворной иконой на борту. Вождь, который насаждал атеизм и материализм, в критический момент обратился за помощью к духовному миру и, как свидетельствует история, не проиграл.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, несмотря на то, что в годы его руководства страной в школах и вузах преподавали атеизм и философию материализма, сам материалистом, судя по определенным фактам его биографии, не был. Известно, что в доме Брежнева жил необычный кот, которого генсеку подарили тибетские монахи. В моменты, когда хозяину грозила опасность, кот начинал вести себя довольно странно – он метался по комнатам, шипел, выгибался дугой. Видя такое поведение животного, Брежнев всячески старался обезопасить себя. Однажды чудо-кот даже спас генсеку жизнь. “Предупрежденный” своим питомцем о грозящей ему опасности, Брежнев в этот день решил сменить автомобиль. И не напрасно, потому что на машину, в которой обычно ездил генеральный секретарь, в тот день было совершено нападение.

Эти факты я привел в подтверждение того, что практически все вожди, предводители, цари, которые вершили судьбы целых народов и попали в мировую историю, осознавали реальность духовного мира и искали в нем поддержки.

Атеизм, материализм – это теории, которые развивали для распространения в массах, среди толпы, для воспитания посредственных людей. Те, кто хотели быть первыми, стремились побеждать и властвовать, рано или поздно начинали понимать, что человек, который опирается на физический мир, изначально обречен на поражение. Ему не победить того, кто черпает силу из мира духовного – Божьего или дьявольского. В глубине души каждый человек понимает, что сверхъестественная сила – в духе, а плоть – ненадежная опора.

Что такое благословение?

Духовный мир оказывает на нашу жизнь большее влияние, чем физический. Вот почему сегодня исследовать духовный мир, его законы важнее, чем изучать мир физический.

Важнейшей составляющей духовного мира является Божье благословение. Что же такое благословение? Уверен, не многие христиане могут вразумительно ответить на этот вопрос. Когда я спрашиваю у церкви: “Вы хотите, чтобы Бог благословил вас?”, все отвечают: “Аминь!”. Но зачастую многие прихожане произносят “аминь” по привычке, потому что “так положено говорить в церкви”. Люди понимают, что деньги – это что-то конкретное и понятное, а благословение – нечто абстрактное и не поддающееся объяснению. И, следовательно, будет ли человек тратить личное время, жертвовать своей жизнью и даже рисковать ею ради того, чего он не понимает? Конечно же, нет. Поэтому для того, чтобы стать благословенными, нам нужно, в первую очередь, разобраться, что же на самом деле представляет собой Божье благословение.

Однажды мне рассказали о случае, который произошел в Харькове, где я провожу служения. Жила в этом городе семья – муж, жена и двое их маленьких детей. У супругов был прибыльный бизнес – швейная фабрика и два магазина на центральном городском рынке. Магазины приносили неплохой доход – 70 тысяч долларов в месяц. Поэтому семья жила в достатке. Христиане неоднократно проповедовали этим людям Евангелие, пытались убедить их в том, что им пора примириться с Богом. Но, увы, для этой семьи деньги были вещью конкретной, а Бог вместе с Его благословением – абстракцией. В этом они походили на многих других людей, которые говорят: “Мне некогда тратить время на ерунду: ходить в церковь, молиться, петь песни, жертвовать! Я занятой человек, мне нужно делать карьеру, зарабатывать деньги!”.

Я уверен, Бог не против карьеры и уж тем более не против денег. Но каждый из нас должен понимать, что без Божьего благословения мы можем в один миг потерять все, над чем трудились многие годы. Так произошло и с этой семьей. Однажды муж с женой ехали в автомобиле на очень большой скорости и попали в аварию. Как это ни печально, но ни большие деньги, ни влиятельные связи не сохранили им жизни. Сиротами остались двое несовершеннолетних детей, вокруг которых тут же началось оживленное движение: родственники принялись спорить между собой о том, кто возьмет над детишками опекунство, ведь осталось немалое состояние. Возникает вопрос: когда супруги попали в аварию, что могло их спасти – деньги или все же Божье благословение?

Человек может достичь самых высоких вершин, но, не имея Божьего благословения, упадет со своего рукотворного олимпа и разобьется. Если же мы получим благословение на вою жизнь, оно всегда будет защищать нас и помогать достойно выходить из любых, даже самых сложных ситуаций.

Те люди, которые не поняли, что такое Божье благословение, что оно является большей ценностью, чем деньги, карьера, авторитет и уважение в обществе, не застрахованы в своей жизни ни от каких проблем. Я встречал многих христиан, которые ради больших заработков уходили далеко от Божьего благословения, так и не осознав его ценности. Это происходит сегодня и происходило вчера. Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша жил в доме своего довольно состоятельного отца. Я уверен, что он не голодал и не одевался в “секонд-хэнде”. Библия повествует о том, что даже слуги в том доме избыточествовали хлебом. Всего там было вдоволь, поэтому молодой человек осознавал, как важно иметь в своем распоряжении достаточное количество денег.

Почему блудный сын оказался у свиного корыта? Потому что, не осознав ценности Божьего благословения, променял его на деньги. А ведь деньги можно было бы использовать для получения Божьего благословения, как это сделал царь Соломон.

Цена Божьего благословения

Третья книга Царств говорит о том, что когда Соломон взошел на трон, он еще не был величайшим и богатейшим в мире царем. Но, скорее всего, он размышлял о том, как с помощью денег можно приблизиться к Богу. Соломон позвал к себе главного скотника и спросил: “Сколько на нашей ферме быков?” – “У нас есть тысяча быков”, – ответил скотник.

К сожалению, зачастую, когда у человека появляются деньги, он думает: “Куплю себе новую куртку, поменяю машину, ремонт в квартире сделаю, вложу деньги в бизнес и т.д.”.

Однако Соломон мыслил по-другому: “У меня появились собственные деньги, есть тысяча быков. Как я могу их использовать, чтобы получить Божье благословение?”. Соломон понимал, что благословение ценнее денег, поэтому не стал решать финансовые проблемы государства, а использовал то, чем обладал, для жертвы. Молодой царь сказал:

“Постройте тысячу жертвенников и сожгите на них всех быков”. Бог смотрел на эту жертву и, думаю, был просто потрясен! Поэтому, когда Соломон молился, Господь пришел к нему и сказал: “Соломон, проси, что дать тебе”. Соломон ответил Богу: “Я хочу мудрости!”. А что такое мудрость? Это и есть благословение от Господа.

Соломон понимал, что деньги, материальное богатство приходят и уходят, а Божье благословение – это то, что у него никто и никогда не отнимет. Благословение – это на всю жизнь. Если человек проживет до ста лет, то до ста лет он будет благословенным.

Так что же такое благословение? Это то, что получил Соломон.

“И сказал ему (Соломону. – Прим. автора) Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои”

3-я Царств 3:11-13

Соломон просил лишь благословения, а получил и благословение, и богатство, и славу. Он взошел на престол, и его царство стало таким богатым, что во дворце даже тарелки, застежки, пряжки и ремешки на сандалиях у слуг были из золота. А серебро во время правления Соломона вообще не считалось драгоценным металлом. В Израиле царили образцовый порядок, процветание, мир.

Вот чем отличается жизнь человека, на которого пришло Божье благословение.
В Библии также можно прочитать историю об Аврааме, который был средоточием Божьих благословений. Он был богат скотом, серебром и золотом. Авраам побеждал в войнах, его уважали люди. Даже Господь называл его Своим другом, поэтому между Богом и Авраамом постоянно шел диалог. Скажете, повезло в жизни? Не в везении дело, а в том, что Авраам осознавал ценность Божьего благословения и ради него готов был жертвовать многим.

Согласитесь, поступок 75-летнего Авраама, который, послушавшись Бога, оставил места, где прожил всю свою жизнь, и отправился в неизведанную Ханаанскую землю, впечатляет. После этого в его жизни исполнилось все, что обещал Бог. А обещание Господа было таким:

“… Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все пламенна земные “

Бытие 12:2-3

Вот в чем заключался секрет успешной жизни Авраама. Бог сказал ему такие потрясающие слова благословения! И Авраам, осознавая ценность этих слов, решился пожертвовать своим комфортом, стабильностью, привычной, ровно текущей жизнью и отправиться в землю, на которую ему указал Господь.

Примечательно, что не только Авраам ощущал на себе действие Божьего благословения, но и все его окружение. Племянник Авраама Лот, который тоже согласился идти в Ханаан, разбогател настолько, что “…непоместительна была земля для них (Авраама и Лота. – Прим. автора), чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе ” (Бытие 13:6).

За деньги можно приобрести многое, но здоровье за деньги не купишь. Можно приобрести шикарную кровать с подогревом и водяным матрацем, но крепкий здоровый сон купить невозможно. Можно заплатить проститутке, но настоящую любовь не купишь. Есть в жизни нечто такое, что приносит счастье, радость, но это невозможно купить за деньги. Это и называется благословением от Бога.

Можно нанять вооруженных до “зубов” телохранителей, но Божью защиту не купить ни за какие деньги. Как-то я ехал на автомобиле по трассе и наблюдал жуткую картину – аварию, в которой пострадали десятки людей и машин. Глядя на лежавшие в кювете перевернутые колесами вверх автомобили, я размышлял: у их хозяев было достаточно денег, чтобы купить себе такие шикарные машины, чего же им не хватало? А нуждались они в Божьем благословении. Но эти люди, к сожалению, так и не успели узнать, что оно собой представляет.

А ведь, имея Божье благословение, можно избежать любых катастроф и аварий. Я уверен, что благословенный человек никогда не будет нищим, больным, несчастным, а его судьба – разрушенной.

Бог хочет вывести нас из проклятия и привести к благословению. Не случайно слово “благословение” в различных его вариациях встречается в Библии около 430 раз.
В основе его лежат два слова – “благое” и “слово”. Когда Бог благословляет человека, Он говорит в его жизнь благие, созидающие слова. Божье Слово имеет способность материализоваться, становиться плотью, – это подтверждают многие места Библии, в частности Книга Бытие.

“И сказал Бог: да будет свет. И стал свет “

Бытие 1:3

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”

Бытие 1:26-27

Господь Словом сотворил мир, поэтому благое слово, сказанное Богом в вашу жизнь, обязательно принесет вам процветание, успех и радость. Такие слова оживляют дух и плоть человека. Если тело ваше сковано болезнью, если дух ваш пребывает в унынии, просите, чтобы Бог произнес в ваш адрес слова благословения, они обязательно исцелят вас.

Однако следует знать, что не только Божьи слова материализуются в нашей жизни, но и наши собственные. Не понимая этого, большинство людей не придают значения тому, что говорят. “Это же просто слова. Ну, сказал сгоряча, не подумав”, – так мы обычно оправдываемся после того, как наговорим кому-то много неприятных, обидных, разрушительных слов. Иисус однажды сказал:

“Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”

Матфея 12:36-37

Бог очень серьезно относится к нашим словам, потому что именно они становятся источником как благословения, так и проклятия. Нам нужно научиться говорить добрые, ободряющие слова в адрес окружающих людей и в свой собственный адрес.

Андрей Тищенко - старший епископ Украинских Христианских Церквей (УХЦ) “Новое поколение”.
Член Совета директоров Международной организации церковного роста, возглавляемой доктором Йонги Чо, бакалавр психологии и теологии.

Итак, всем сердцем и устами пойте и благословляйте имя Господа.

Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов.

И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами.

И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.

Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.

Увидите, что Он сделает с вами. Прославляйте Его всеми глаголами уст ваших и благословляйте Господа правды и превозносите Царя веков.

В земле плена моего я прославляю Его и проповедую силу и величие Его народу грешников.

Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

Благослови, душа моя, Господа!

Прокляты все ненавидящие тебя, благословенны будут вовек все любящие тебя!

Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила.

Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил.

Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны, ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничижает по Своей воле.

Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь.

Благословен Бог, вечно живущий, и благословенно царство Его! Ибо Он наказует и милует, низводит до ада и возводит, и нет никого, кто избежал бы от руки Его.

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, и проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.

Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас.

Доброе дело – благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедывать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его.

Воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его.

Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную, она не поколеблется.

Да веселятся небеса, да торжествует земля, и да скажут в народах: Господь царствует!

Благословен Ты, Боже, и благословенно имя Твое вовеки, и благословенны все святые Ангелы Твои!

Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и всё, что на нём.

Благословите, все ветры, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, огонь и жар, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, росы и инеи, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, ночи и дни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословен Ты, Господи Боже мой, и благословенно имя Твоё святое и славное вовеки: да благословляют Тебя все творения Твои вовек!

Славьте Господа, ибо вовек милость Его, и скажите: спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твоё и да хвалимся славою Твоею!

Благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века!

Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твоё святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

Твоё, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и всё, что на небе и на земле, Твоё: Твоё, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

Благословение как качество личности – способность иметь право разрешать, позволять сделать что-либо, давать доброе напутствие, желать счастья, удачи и благополучия.

Идёт священник по пустыне, а на встречу лев. Священник начинает молиться: — Господи, внуши этому льву христианские мысли. Лев встаёт на колени: — Боже, благослови пищу мою!

Благословение – секрет удачи и благополучия. Благословение – это сила, не дающая утратить энтузиазм в своём развитии. Проявляется оно в четырех формах, причём каждая последующая форма выше предыдущей. Самое простое благословение – словесное. Вторая форма – мысленное или ментальное благословение. Человек, глядя вслед другому человеку, который перед встречей совершил что-то доброе, подумал: — Я желаю ему счастья. Пусть у него всё будет хорошо. Эта форма благословения выше первой, ибо проявляется сдержано. В словесном благословении может сидеть гордыня, ложное эго.

Третья форма – благословение взглядом. Человек посылает теплый взгляд тому, кто сделал для него что-то доброе. Четвертая форма – это благословение на уровне ума. Вы реально человека не видите, но услышали, что он совершил доброе дело. В этом случае может пойти умственный посыл. Благословение, как по электронной почте, уходит к адресату.

Благословение – доходная статья счета благочестия. Оно необходимо нам для погашения проклятий. Есть еще телепатическое благословение, подвластное только святым. Оно посылается не кому-то лично. Святые его «генерируют» и «ретранслируют» вокруг себя для свободного пользования, как бесплатный Wi-Fi. В святых местах, в Божьих храмах свободный доступ к Wi-Fi благословений. Святые люди создали этот запас благочестия и благословений, они не озадачивались, кто их будет брать. Дождь проливает свои воды везде: и на океан, и на горы, и на поля, свободно, берите все, кому надо. Это особенный вид благословений.

Благословение проливается на человека волшебным дождем, если он умеет служить другим людям, то есть может «читать» их желания и намерения. Нужно понять другого, его переживания, проявить к нему сострадание и милосердие. Когда человек научился строить отношения с окружающими, то есть приобрел навык не выпячивать на первый план свои желания и намерения, а наоборот, прежде всего, думать о намерениях других, благословения окружающих накрывают его целительным водопадом.

Как только на счет благочестия начинают поступать «средства» от благословения, в жизни человека происходят волшебные изменения – начинает исполняться всё, что он хотел. К примеру, вы бескорыстно помогли одинокой старушке: принесли еды, помогли убраться в квартире. Она говорит: — Спасибо, доченька! Дай Бог тебе здоровья! Такое благословение может дать вам больше здоровья, чем все клиники мира вместе взятые. Женское, особенно материнское, благословение обладает невероятной силой.

Если вы сделали «добро» старушке и потом говорите: Ну, старая, благословляй меня скорее, да я и пойду уже. Это не работает. Благословение имеет силу, если идет от чистого сердца. У него абсолютно свободная природа. Благословение нельзя выбить силой, добиться под давлением, вынудить угрозой. Благословение достигается бескорыстным служением, искренней заботливостью и уважительностью к другому человеку.

Руслан Нарушевич пишет: «Когда мы помогаем людям служением достичь их желаний, они дают взамен благословения, чтобы мы исполнили наши. Но когда женщина служит всем и не заикается ни грамма о том, что ей нужно, в чем ей нужно благословение, они никогда его не получит, хотя вроде все делает правильно. Когда мужчина всем говорит, что ему нужно, но не собирается никому служить, он тоже не получит ничего. Поэтому оказывается нужны две вещи – нужно знать свои желания и уметь их адекватно выражать. И второе – уметь служить другим, чутко понимая, глубоко понимая их желания и стремления. В этом секрет и так мы на самом деле улучшаем свою судьбу. Силой благословения может быть нейтрализованы самые ужасные проклятия… Проклятье невозможно отменить. Если оно прозвучало, его уже невозможно обезвредить. Его можно только смягчить».

Благословение подразумевает право его давать. Далеко не всякий человек может дать благословение. Это качество личности, стало быть, не все поголовно им обладают. Прежде всего, нужно найти того, кто имеет чистоту и силу давать благословения и не насиловать тех, кто не может этого сделать.

Человек бессилен давать благословения, если у него нет соответствующего ресурса. Поэтому нужно найти человека квалифицированного, обладающего чистотой и благочестием, и попросить у него благословения именно в той сфере, где он специалист. Например, хороший мастер может благословить ученика. Словом, за благословением нужно обращаться к человеку с учетом его квалификации и силы. Абсурдно просить благословения на здоровье у больного, семейного счастья – у бабника и волокиты, знания – у глупца и невежды, богатства – у нищего, могущества – у хиляка, успеха — у неудачника.

Рассказывает один священник: — После богослужения подходит молодой человек и говорит: «Благословите, батюшка, завтра иду вступительные экзамены сдавать». «Бог тебя благословит», - отвечаю и осеняю его крестом. Через несколько дней встречаемся. «Как экзамен?» - спрашиваю его. «»Двойку» поставили». «Ну и слава Богу», - утешаю, как могу. «А как же благословение?» - недоуменно смотрит на меня юноша. «Ну вот поступил бы ты, куда хотел, - пытаюсь ему объяснить, - а лет через двадцать бы и понял, что не ту профессию выбрал. А Господь тебя уберег. Мы ведь отчего переживаем? Оттого, что не по-нашему выходит. Просим у Бога то, что нам сегодня кажется важным, а Он будущее зрит, бережет от неправильного выбора. Ты попросил - Он и помог. Знаешь, как святые отцы говорили? Слава Богу за все! А в России есть поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло». Наклонил голову мой собеседник, сложил ладошки крестом - правая поверх левой - да и просит: «Благословите, батюшка, на все хорошее».

Следующий шаг – нужно обратиться к найденному вами человеку, прославив его качества. Естественно, это нужно делать без лести, подхалимажа и лжи. Раз вы его выбрали, значит, искренне считаете, что он специалист в том, о чем вы его намереваетесь просить. Прославив его качества, нужно, проявив уважительность и смирение, рассказать, не унижаясь, о своей проблеме или о беспомощности своего положения. Завершающий этап – правильно выразить просьбу о благословении.

Есть такая притча. Один монах имел брата мирянина-бедняка и всё, что зарабатывал, отдавал ему. Но тот беднел тем больше, чем больше подавал ему монах. Видя это, монах пошёл к некоторому старцу и рассказал ему о происходящем. Старец посоветовал:

Если хочешь послушать меня, то больше не давай ему ничего, но скажи ему: «Брат! Когда у меня было, я давал тебе. Но теперь ты трудись, а что выработаешь, отдавай мне». Всё, что он ни принесёт тебе, принимай от него и передавай какому-либо страннику или нуждающемуся старцу, прося, чтобы они помолились о нём. Монах поступил по этому наставлению и когда пришёл к нему брат-мирянин, он сделал так, как было ему заповедано старцем. Мирянин ушёл от него печальный. Но вот, по прошествии некоторого времени, он приходит и приносит несколько овощей из сада. Монах, приняв их, отдал старцам, прося их, чтобы они молились за брата его. Когда они приняли это приношение, мирянин возвратился в свой дом. Немного позднее он опять принёс овощей и три хлеба, а монах, приняв их, поступил так же, как и в первый раз. Мирянин же, получив благословение, ушёл. В третий раз он уже принёс много съестного припасу, и вина, и рыбы. Монах, увидев это, удивился, и, созвав нищих, угостил их трапезою. При этом он спросил мирянина: - Не имеешь ли ты нужды в нескольких хлебах? Тот ответил ему: - Нет! Прежде, когда я брал у тебя что-либо, то оно входило как огонь в дом мой и пожирало его. Ныне же, когда не принимаю от тебя ничего, имею всё с избытком - Бог благословил меня.

Благословение – источник энтузиазма личности. Благословенный человек обладает запасами энтузиазма, поэтому именно у него нужно просить благословения. Кому придет в голову просить благословения у человека, впавшего в глубокую депрессию, олицетворяющего собой уныние, разочарование и скорбь.

Разумный человек тянется за благословением к людям – носителям энтузиазма. В какой сфере они проявляют энтузиазм, там и можно просить благословения. Вячеслав Рузов пишет: «Поэтому разумный человек у всех просит, даже, казалось бы, у подозрительных личностей, но всё равно просит. Потому что у каждого есть, чем благословить. У каждого есть в чем-нибудь энтузиазм. Конечно, лучше попросить у того, кто духовно развит. Но настоящее благословение мы можем получить от любого живого существа, если сможем терпеть его и быть ему благодарным – это настоящее благословение, тогда оно приходит автоматически. Если мы терпим кого-то и благодарны ему, благословение приходит автоматически и возникает энтузиазм… Пока мы не теряем энтузиазм – значит это благословение есть. Если мы чувствуем в себе энтузиазм, если мы смогли встать и прийти, и общаться, значит, благословление уже есть. Вот когда вы почувствуете что лень, значит, энтузиазм и благословение закончилось, надо идти и заново просить. То есть, когда лень, нужно хотя бы сходить за энтузиазмом, за новым благословением, хотя бы за ним, тогда будет всё хорошо».

Благословение дается по запросу. Можно выйти на улицу и благословить первого прохожего, но это не работает. Благословение предполагает желающего и дающего благословение. Картинка складывается, когда один желает, а другой может дать. Поэтому нужно осознать, что со стороны желающего должно быть действительно великое желание и должен быть человек, у которого есть эти благословения, и тогда он может их беспрепятственно дать.

Петр Ковалев 2014 год

"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах" (Еф.1:3)

Мы часто говорим друг другу: «Благослови тебя Господь!», но задумываемся ли мы над тем, что говорим. Что мы понимаем под благословениями? Говоря о благословениях, мы часто неправильно их себе представляем. Чаще всего мы считаем благословением что-то физическое или материальное. Например, если все в семье здоровы, мы считаем такую семью благословенной. Если есть достаточно денег, и нет долгов - благословение. Если у нас хороший дом или квартира, плюс машина - мы особенно благословенны. Если в семье много детей - она просто весьма благословенна. И действительно, всё это в какой-то мере является благословением от Господа, потому что и богатство, и здоровье, и детей даёт Господь.

Однако, что происходит, когда любимый человек сильно заболевает? Мы перестаём быть благословенными? Что происходит, когда мы всю жизнь ездим на троллейбусах и живём в плохих условиях? Бог нас не благословляет? Что происходит, когда мы теряем работу, и нет денег, чтобы купить самое необходимое? Когда дети становятся наркоманами и алкоголиками? Это означает, что Бог перестал нас благословлять? Ответ - нет! Проблема в том, что мы склонны рассматривать благословения как что-то, что приносит нам материальное или моральное удовольствие. Но мы забываем, что все эти благословения в лучшем случае временны! Деньги будут потрачены. Дом со временем обветшает. Здоровье ухудшится. Даже дети могут стать досадой и огорчением для своих родителей (Пр. 17:25), или никогда не придти к Богу, и погибнуть в аду как миллиарды других людей.
Мы должны знать, что настоящие благословения Божьи - не материальные или физические, потому что всё материальное проходит, оно не вечно, и может приносить с собой не только радость, но и горькую печаль. А ведь «Благословение Господне - оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22)
Что же является истинным, неизменным Божьим благословением, которое обогащает и приносит только радость?
Рассмотрим послание к Ефесянам 1 главу с 3-го стиха. Откройте вашу Библию, если хотите получить благословение.
Истинное Божье благословение - духовное, но прежде, чем мы его рассмотрим, давайте обратим внимание, как начинается этот стих. Вначале - хвала Господу! «Благословен Бог». Павел превозносит Господа, воздаёт Ему славу за Его величие. Далее он говорит, что «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа благословивший нас…». Глагол «благословивший» употреблён в прошедшем времени, в активном залоге, что означает, что в какой-то момент в прошлом Бог благословил нас, и те благословения, которые мы получили в какой-то момент в прошлом, продолжаются и сегодня, и будут продолжаться в будущем. Другими словами, мы были благословлены, мы сейчас благословлены и мы будем благословлены! Вы можете этого не ощущать, и обстоятельства жизни могут указывать на совсем противоположное, но факт остаётся фактом!
В 3-м стихе есть 3 истины, которые помогают нам больше узнать о Божьих духовных благословениях.
1. Количество духовных благословений (Сколько?).
Их количество можно суммировать в одном слове - «всяким», т.е. «все». Это означает, что в Господе мы находим абсолютно всё, что нам нужно для нашей христианской жизни. Бог ничего не утаил от Своих детей. Когда Он даровал нам спасение, Он дал нам всё необходимое для служения Ему. У нас есть всё, чтобы быть довольными, успешными, послушными и полезными для Божьего Царства и иметь счастье в Иисусе Христе! Когда мы пришли к Богу, мы получили всё необходимое от Него! Мы получили всё это в момент обращения, и ничего больше не осталось на потом!
2. Качество духовных благословений (Какие?).
Павел говорит о них, как о «благословениях в небесах». Это буквально означает, что эти благословения созданы в небесах. Это не земные благословения, это небесные благословения! Помня об этом, мы рассмотрим, что именно эти небесные благословения из себя представляют. О них говорится с 4 по 14 стихи.
Стих 4 говорит о предпочтении. По какой-то причине, Бог по Своей мудрости, избрал меня и вас братья и сёстры прежде создания мира. Он знал меня, прежде чем соткал в утробе матери, и уже тогда определил, что я буду членом Его семьи. Невозможно объяснить и полностью понять это избрание и все его последствия, но я буду радоваться этому! Одно из величайших духовных благословений, которое получили все христиане - это то, что они были избраны во Христе благодатью Божьей. (Рим. 8:28-31) «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» Он полюбил меня, несмотря на то, что знал обо мне всё. Какое благословение!
Стих 5 говорит об принятии. Мы были приняты в Божью семью. Т.е., в момент нашего обращения к Богу в молитве покаяния, мы стали детьми Божьими. (1 Ин. 3:2) «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Мы Его сыновья и дочери (поэтому называем друг друга ‘братья и сёстры’) и имеем все права и привилегии. (Рим. 8:17) «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Мой Небесный Отец усыновил меня, и я - Его дитё. Какое благословение!
Стих 6 говорит о примирении. Слово «облагодатствовал» означает «удостоил благословениями; сделал привлекательными; окружил благосклонностью». Когда мы уверовали в Господа Иисуса Христа, мы примирились с Богом, и перестали быть отчуждёнными, безбожниками и врагами. Как пишет Павел (Еф. 2:16, 19), мы примирились «с Богом посредством креста… и уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» Эти стихи буквально означают, что Бог доволен нами! Многие христиане тратят много времени, пытаясь сделать то, что Иисус уже сделал, когда умер на кресте - угодить Небесному Отцу! Небесный Отец доволен мной, потому что я облечён в праведность Христа. Какое благословение!
Стих 7а говорит о победе Христа. Три греческих слова в НЗ переведены как «искупление». Это слово означает «отпускание на свободу пленника после уплаты выкупа». Здесь говорится о покупке раба, а затем его немедленном освобождении. Это то, что совершил для нас Иисус! Он уплатил выкуп Своей собственной жизнью. (1 Пет. 1:18-19) «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». А затем Иисус освободил нас. (Луки 4:18) Иисус сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу».
Стих 7б говорит о прощении. Мы получили и получаем прощение грехов, потому что Иисус богат благодатью и даёт её всякому, кто просит у Него прощения. (Пс. 102:12) «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». (Ис. 43:25) Господь говорит: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну». (Михей 7:18-19) «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». Бог простил и прощает нам все наши грехи, когда мы исповедуем их. Какое благословение!
Стих 11 говорит о получении наследства. Каждое дитё Божье имеет приготовленные лично для него обители на небесах. (Ин. 14:1-3) «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Это самое прекрасное наследство, которое только может быть - наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для нас (1 Пет. 1:4). У меня есть дом на небесах. Какое благословение!
Стих 12 говорит о нашем преобразовании. Здесь говорится о новом образе жизни, который мы принимаем, когда верим в Иисуса Христа как нашего Спасителя и Господа. Наше упование на Христа изменяет нашу жизнь. (2 Кор. 5:17) «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». Вера во Христа, которая не приносит внутренних и внешних изменений, - не является живой спасительной верой. Такая вера мертва. Когда Христос дарует нам спасение, Он начинает процесс преобразования нашей жизни, когда мы всё больше уподобляемся Ему во всех делах, словах и даже мыслях. Он даёт нам жизнь и способность жить новой жизнью. Какое благословение!
Стихи 13-14 говорят о нашей полной сохранности. В момент нашего обращения мы были запечатлены Святым Духом. Он является залогом, т.е. предоплатой, первым взносом, гарантирующим наше вечное спасение. Святой Дух - это Божье обещание, что то, что Бог начал совершать в нас в момент уверования, Он будет продолжать совершать, пока мы не окажемся на небесах. (Флп. 1:6) «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Мы знаем в Кого уверовали, и уверены, что Он силён сохранить залог наш на оный день (2 Тим. 1:12). Какое благословение!
3. Квалификация для получения духовных благословений (Кто?).
В 3 стихе есть важное условие, при котором человек получает все духовные небесные благословения. Этим единственным условием является пребывание «во Христе»!
Единственный способ для любого человека получить все духовные благословения - это пребывать в Иисусе Христе. В момент обращения (уверования, покаяния) человек помещается в тело Христа. (1 Кор. 12:13) «Все мы одним Духом крестились в одно тело, … и все напоены одним Духом». Все христиане - «тело Христово» (1 Кор. 12:27). Мы погрузились в Христа! Пребывая во Христе, верующий человек становится соучастником всех духовных благословений.
Когда мы посмотрим на наши благословения с точки зрения Господа, думаю, мы все скажем, что мы воистину благословенны! Бог даровал нам неописуемые и бесценные благословения. Нам нужно только научиться славить Господа за Его благословения. Мы должны помнить, что то, что мы часто считаем благословением, на самом деле может им не являться. Настоящие благословения - духовные, которые мы имеем всегда, не зависимо от того, что происходит вокруг. Истинные благословения не изменяются и никогда не проходят. Если мы получили Божье спасение, мы обильно благословлены! Будем благодарить Господа за эти благословения!

Вочман Ни

НАДЕЯТЬСЯ НА БОЖЬЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

В последнее время я постоянно ду­маю о том, что в работе всё зависит от Божьего благословения . Часто мы прояв­ляем верность, но, несмотря на нашу вер­ность, нет благословения и нет плода. Часто мы проявляем старательность, но, несмотря на нашу старательность, нет благословения и нет плода. Часто мы про­являем веру; мы действительно верим, что Бог может что-то сделать; мы также молимся, чтобы Он работал. Но, когда Бог не благословляет нас, всё тщетно. Мы, те, кто служит Богу, должны рано или поздно прийти к осознанию того, что нам нужно надеяться на Божье благо­словение. Без Божьего благословения ни верность, ни старательность, ни вера, ни молитвы не принесут результата. С Божьим благословением, даже если нам кажется, что мы ошибаемся, у нас будет плод. Даже если нам кажется, что всё безнадёжно, у нас будет плод. Таким обра­зом, все проблемы связаны с Божьим бла­гословением.

ПЕРВОЕ

В связи с благословением я хотел бы вспомнить случай с умножением хлебов (Мк. 6:35-44; 8:1-9). Дело не в том, много ли хлебов у нас в руках, а в том, благо­словил ли их Господь. Даже если бы у нас было больше хлебов, этого было бы недостаточно, чтобы накормить четыре тысячи или пять тысяч человек. Даже если бы у нас было, не пять хлебов, а в де­сять или в сто раз больше, этого всё равно было бы недостаточно, чтобы накормить четыре тысячи или пять тысяч человек. Дело не в том, много ли мы имеем. Рано или поздно мы должны прийти к тому, чтобы понять: дело не в том, много ли мы можем достать из своих запасов, много ли у нас даров и велика ли наша сила. Должен наступить такой день, когда мы скажем Господу: «Господь, всё зависит от Твоего благословения. Когда я прихожу к Тебе с хлебами, то, сколько бы их ни было: один-два или сто, Господь, всё зависит от Твоего благословения». Это главный вопрос. Насколько Господь дей­ствительно благословил нас? Не имеет большого значения, много ли у нас хлебов. Люди получают питание и жизнь от Господнего благословения.

Моё сердце беспокоит один вопрос: действительно ли мы дорожим Божьим благословением? В работе это главный вопрос. Возможно, сегодня у нас нет даже пяти или семи хлебов, а нам нужно пищи больше, чем на три или пять тысяч человек. Я боюсь, что все наши запасы меньше, чем запасы во времена апосто­лов, а пищи нам нужно больше, чем во времена апостолов. Наступит день, когда мы поймём, что наши собственные за­пасы, наш собственный источник, наша собственная сила, наш собственный труд и наша собственная верность не имеют значения. Братья, в будущем нас ожи­дает большое разочарование, поскольку мы увидим, что мы ничего не можем сделать.

Мы должны задуматься, почему в Евангелиях Господь совершил два почти одинаковых по природе, по содержанию чуда? Боюсь, причина в том, что этот урок непросто усвоить. Почему Он сна­чала умножил хлебы для пяти тысяч человек, а затем - для четырёх тысяч? В Евангелиях есть два почти одинаковых по природе чуда потому, что этот необхо­димый урок непросто усвоить. Многие по-прежнему надеются не на Божье благо­словение, а на несколько хлебов в собст­венных руках! Хлебов в наших руках ничтожно мало, но мы всё равно рассчи­тываем на них. Однако чем больше мы рассчитываем на них, тем труднее стано­вится работа. Иногда она становится не­выполнимой. Но меня отчасти утешают слова, сказанные одним братом сто лет тому назад. Он сказал: «Когда Бог хочет совершить маленькое чудо, Он ставит меня в трудное положение. Когда Бог хочет совершить большое чудо, Он ставит меня в такое положение, где я ничего не могу сделать». Наше положение трудное, и кажется, что мы ничего не можем сде­лать. Часто наше положение бывает по-настоящему трудным, и мы подобны мальчику, у которого есть всего несколько хлебов. Мы надеемся на чудо, и это чудо заключается в том, что Сам Господь берёт их и благословляет их.

Братья и сестры. Господне благослове­ние творит чудеса. Когда Господь даёт благословение, хлебы умножаются. Когда Господь даёт благословение, то, даже если мы ничего не видим, даже если у нас нет уверенности, даже если мы не можем ничего сделать, хлебы умножаются. Это чудо основано на благословении Господа. Если есть благословение, то можно на­кормить и четыре тысячи, и пять тысяч. Если нет благословения, то даже хлеба, купленного на двести или пятьсот дина­риев, будет недостаточно, чтобы насытить так много людей. Господь обучал учени­ков, ведя их к тому, чтобы они надеялись на Божье благословение.

Часто мы не в силах сделать что-либо; у нас ничего не получается. Обстановка кажется трудной; кажется, что мы ничего не можем сделать. Если вы будете смот­реть на свои обстоятельства, выход найти будет невозможно. Однако Господь снова и снова находит выход. Этот выход и есть благословение Господа. Когда у нас есть благословение, всё получается и нет ничего трудного. Когда нет Господнего благословения, ничего не получается и всё становится трудным. Господь хочет привести нас к такому переживанию, которого у нас ещё никогда не было, - к тому, чтобы на первом месте стояло Его благословение. Если Господь приведёт нас к этому, у Него появится возмож­ность работать. Если Господь не приведёт нас к этому, нам придется сказать, что даже хлеба, купленного на двести дина­риев, недостаточно. Сегодня трудность заключается в том, что сами мы не можем удовлетворить нужду. Всех наших с вами денег недостаточно. Всех нас с вами не­достаточно. Но у Господа есть выход. В Божьей работе главное - благословение; всё остальное не имеет значения.

ВТОРОЕ

Братья, если Бог приведёт нас к по­ниманию того, что в Божьей работе всё зависит от Божьего благословения, наша работа для Бога в корне изменится. Мы не будем думать о том, много ли у нас людей, денег, хлеба. Мы будем говорить, что у нас всего недостаточно, но бла­гословения достаточно. Мы не можем удовлетворить нужду, но благословение может удовлетворить нужду. Мы не можем удовлетворить нужду в полной мере, в полном объёме, но благословение пре­восходит всё, чего нам недостаёт. Когда мы увидим это, работа в корне изменится. В любых обстоятельствах мы должны уделять больше внимания благослове­нию, чем обстоятельствам. Методы, соображения, человеческая мудрость, умные слова - всё это бесполезно. В Божьей работе мы должны верить в Божье благословение и надеяться на него. Часто мы бываем небрежны и наносим ущерб работе, но это не проблема. Если Господь хотя бы немного благословляет нас, мы можем справиться с любыми обстоя­тельствами.

Мы искренне надеемся, что в работе мы не будем совершать ошибок и не будем говорить или действовать распущенно. Однако если у нас есть Божье благосло­вение, то иногда кажется, что, даже оши­баясь, мы не можем ошибиться. Иногда кажется, что мы допустили серьёзный промах, но если у нас есть Божье благо­словение, то на самом деле это оказыва­ется не ошибкой. Поэтому однажды я сказал брату Уитнессу, что если у нас есть Божье благословение, то всё, что мы делаем правильно, будет правильно, и всё, что мы делаем неправильно, тоже будет правильно; ничто не может ис­портить благословения.

ТРЕТЬЕ

Сегодня главное - научиться не созда­вать препятствий для Божьего благосло­вения. Некоторые наши склонности не позволяют Богу благословлять нас, и от них нужно избавиться. Некоторые черты нашего характера не позволяют Богу благословлять нас, и от них нужно избавиться. Мы должны научиться ве­рить в Божье благословение, полагаться на него и в то же время устранять все пре­пятствия для Божьего благословения.

Рассмотрим для примера ситуацию в Сиане. Когда братья разделились на две группировки, это явно стало препятст­вием для Божьего благословения. Если бы эта проблема не была решена, Божьего благословения не было бы. Вот ещё один пример. Недавно в Сычуане возникли трудности. Поэтому не следует ожидать, что Сычуань получит какое-то особое благословение. Я упоминаю об этом только для примера.

Вы должны увидеть, что Господь никогда не жалеет для вас ничего хоро­шего. Если работа не ладится, если со­стояние братьев и сестёр плохое, если число спасённых не растёт, мы не должны винить в этом внешнюю обстановку или каких-то людей. Нельзя винить в этом братьев. Боюсь, на самом деле причина в том, что в нас есть какие-то препятствия для благословения. Если Господь сможет достигнуть в нас Своей цели, то Бог бла­гословит нас «до избытка». Однажды Бог сказал израильтянам: «Испытайте Меня... не открою ли Я для вас отверстий не­бесных и не изолью ли на вас благосло­вения до избытка?» (Мал. 3:10). Сегодня Бог говорит то же самое. Нормальная жизнь христианина - это жизнь бла­гословения. Нормальная работа хрис­тианина - это работа, получающая благословение. Если мы не получаем благословения, мы должны сказать: «Господь, возможно, проблема во мне».

С годами становится всё более и более очевидным, что одних братьев Бог может благословить, а других - нет. Сами мы не можем судить об этом, но с тече­нием лет этот факт становится настолько очевидным, что мы как бы заранее знаем: если пойдёт один брат, то не будет никаких проблем и у него наверняка будет благословение, а если пойдёт дру­гой, то у него наверняка не будет благо­словения и не будет плода. Мы как бы можем предсказать результат.

ЧЕТВЁРТОЕ

Чтобы получить благословение, нужно выполнить определённые требования. Получение благословения - это не слу­чай и не удача. Пути и дела Бога со­ответствуют Его принципам. Некоторые ситуации нравятся Богу, а некоторые - нет. Исав был очень хорошим, но Богу он не нравился. Иаков не был хорошим, но Богу он нравился. У Бога на всё есть Свои причины. Если человек не полу­чает Божьего благословения, на это всегда есть какая-то причина. Если мы не получаем благословения, мы не должны перекладывать ответственность за это на обстановку или обстоятельства. Если мы не получаем благословения, на это обя­зательно есть какая-то причина. Если бы мы пришли в Господе к тому, чтобы научиться всем сердцем надеяться на Божье благословение и всем сердцем про­сить Бога показать нам, почему мы не можем получить благословения, то у Божьей работы было бы большое будущее. В противном случае работа не будет действенной и не принесёт результатов. Мне действительно хотелось бы, чтобы мы жили на земле, надеясь на Божье бла­гословение. Нет ничего важнее Божьего благословения, потому что результаты работы зависят от благословения.

Я понимаю, что у каждого из нас есть свои слабости. Кажется, что некоторые из них Бог не замечает, а к другим Он относится нетерпимо. Если у вас есть эти слабости, у вас не может быть благо­словения. Кажется, что на некоторые слабости Бог не обращает внимания. Его не беспокоит то, что вы снова и снова совершаете эти ошибки. Но другие слабости очень сильно беспокоят Бога. Поэтому мы должны внимательно от­носиться к тем слабостям, которые могут привести к потере Божьего благослове­ния. Возможно, мы не можем избавиться от всех своих слабостей, но мы должны просить Бога, чтобы Он был милостив к нам и чтобы мы были людьми, кото­рые могут получить благословение. Мы должны сказать Господу: «Господь, пусть я слабый сосуд, но не дай этому сосуду быть настолько мелким и настолько маленьким, чтобы он не мог получить благословения». Пусть мы мелкие и маленькие, но мы всё равно можем полу­чать благословение. Благословение и дары Бога являются Его работой. Поэтому мы надеемся, что Бог будет милостив к нам.

ПЯТОЕ

Пусть благословение исходит от нас так же, как оно исходило от Авраама! Я верю, что скоро в работе благовестия произойдёт большой поворот. Пусть Господь благословит нас и будет милостив к нам! Давайте считать благословение чем-то, что мы должны получать по­стоянно. Мы не должны препятствовать Богу давать нам великие благословения. Спасение тысячи человек может стать препятствием для спасения десятков тысяч. Возможно, спасение нескольких десятков человек в одном месте стало препятствием для спасения нескольких тысяч других людей. Каждый раз, когда мы получаем одно благословение, мы должны ожидать второго благословения. Мы должны постоянно получать от Бога всё большие и большие благословения. Каждый из наших соработников должен надеяться, что Бог совершит среди нас такую работу, которую Он раньше никогда не совершал. Впереди нас ждёт в десять, в сто раз больше ^боты. Неужели не­сколько спасённых людей или построен­ный зал для собраний - это предел благословения? В прошлом у нас был постоянный рост, но сейчас мы остано­вили его. Наши благословения в прошлом стали для нас препятствиями в настоя­щем. Это очень печально.

Приходя к Богу, мы должны всегда вести себя так, как если бы мы вышли работать впервые. Некоторые вышли ра­ботать двадцать лет назад, но кажется, что они вышли работать только что. Некоторые вышли работать уже тридцать лет назад, но кажется, что они только что приступили к работе. Мы должны отложить в сторону всё, что было в прош­лом. В трудных ситуациях Бог сделает больше, если у нас будут большие ожи­дания, большие надежды, большие жела­ния. Никогда нельзя мерить Бога своими мерками. Несколькими хлебами можно накормить четыре или пять тысяч чело­век. Если мера благословения велика, то ничто не может воспрепятствовать ему. Если мы, Божьи служители, будем, собираясь вместе, отчаянно надеяться на Божье благословение, то будущие резуль­таты превзойдут всё, о чём мы просим или помышляем.

ШЕСТОЕ

Божье благословение можно сравнить с птицей, которая может залететь с улицы в комнату только добровольно. Когда она находится за окном, её нельзя заста­вить залететь внутрь. Если же она залетит внутрь, её очень легко спугнуть. Бог Сам благословит то, что Он хочет благосло­вить; мы не можем принуждать Его. Благословение, подобно птице, трудно «заманить» и легко «спугнуть». Малейшая неосторожность может «спугнуть» бла­гословение.

Последние два-три года я наблюдал за тем, как наши братья-соработники занимались разными вещами. Один соработник сказал что-то другому соработнику, и между ними произошёл спор. Этот соработник был совершенно прав в своих словах и действиях, но внутри мне всё время хотелось сказать ему: «Брат, пусть ты прав, но неужели мы должны поступать исходя из того, правильно ли это? Или мы должны по­ступать исходя из того, принесёт ли это Божье благословение?» Возможно, часто мы поступаем правильно. Но если Бог не благословляет нас, когда мы поступаем правильно, то что мы можем сделать? В отношении каждого своего действия мы должны спрашивать себя не о том, правильно ли оно, а о том, есть ли у нас Божье благословение. Мы не хотим спо­рить о том, что правильно, а что непра­вильно; мы хотим просить благословения. Если мы будем просить благословения для своей работы, мы будем очень огра­ничены в своих словах и в своей повсед­невной жизни. Возможно, мы правы, но благословит ли нас Бог? Мы можем очень легко лишить благословения себя, а также других братьев. В своих поступ­ках мы исходим не из того, правильно это или неправильно. Мы должны на­деяться на Божье благословение. Воз­можно, вы полностью правы, но может ли Бог благословить вашу общую работу? Нашей жизнью должно руководить Божье благословение.

В Своей работе Бог не благословляет не только неправильное, но и правильное. Благословение приходит тогда, когда мы стоим вместе в единодушии. Поэтому я хочу, чтобы мы знали: когда братья спорят между собой, это очень серьёзно. Воз­можно, мы совершенно правы в каком-то вопросе, но благословение исчезнет! Братья, я серьёзно предупреждаю вас: вы не должны говорить распущенно, и вы не должны думать, что достаточно быть правым. Пусть Господь будет милостив к нам. Братья должны быть осторожны в отношении разговоров друг с другом и взаимной критики. Правы мы или нет, это не имеет значения. Если мы правы, но Бог не благословляет нас, то какая польза от такой правоты? Работа стро­ится не на наших способностях, не на наших дарах, не на нашей верности и не на нашем труде. Если мы упускаем Божье благословение, то всё тщетно.

СЕДЬМОЕ

Что такое благословение? Благослове­ние заключается в том, что Бог работает без всякой причины. С точки зрения логики, за один грош можно купить товара на один грош. Но иногда мы не тратим ни одного гроша, а Бог даёт нам в тысячи раз больше «товара». Иначе говоря, то, что мы получаем, невозможно сосчитать. Божье благословение - это работа, кото­рую Он совершает без всякой причины и которая превосходит то, что нам пола­гается. Пятью хлебами накормили пять тысяч человек, и осталось ещё двенад­цать полных коробов! Вот что такое бла­гословение. Некоторые люди не должны были получить определённый результат. Они должны были иметь мало, но, как ни странно, они имеют много. Вся наша работа строится на Божьем благосло­вении. Благословение - это результат, который мы получаем незаслуженно. Если мы получаем результат независимо от своего дара, то это и есть благословение. Если результат превосходит то, чего мы можем достигнуть своей силой, то это и есть благословение. Можно сказать резче:

если из-за своих неудач и слабостей мы не заслуживаем никаких результатов, но, как ни странно, получаем что-то, то это и есть благословение. Если мы будем искать Божьего благословения, Бог даст нам не­ожиданные результаты. Надеемся ли мы в своём служении на то, что Бог даст нам большие результаты? Многие братья и сестры ожидают только результатов, на которые они могут рассчитывать сами. Благословение означает, что результат превосходит ожидания.

Если мы ожидаем только тех резуль­татов, которые соответствуют нам, если мы ожидаем только маленьких результа­тов и не ожидаем больших, то мы рискуем потерять Божье благословение. Поскольку мы обращаем внимание только на то, что мы трудимся всю ночь напролёт, то Бог не может сделать что-либо, превос­ходящее наши ожидания. Мы должны занять такое положение, в котором Бог может благословить нас. Мы должны сказать Господу: «Сами по себе мы не за­служиваем никаких результатов, но мы ожидаем, Господь, что ради Своего имени, Своей церкви и Своего пути Ты что-то дашь нам». Иметь веру в работе - зна­чит верить в Божье благословение и на­деяться на него. Иметь веру в Божьей работе - значит верить, что результат не будет соответствовать причине, не будет соответствовать нам. Я верю, что, когда мы будем применять это на практике, Бог благословит нас в нашем пути. Я надеюсь, что, когда братья будут обсуждать вопрос миграций, у нас будет благословение Господа и оно превзойдёт то, чего мы заслуживаем.

Иногда кажется, что Бог не просто не даёт нам благословения, а намеренно отказывает нам в благословении. Когда Бог отказывает в благословении, это более серьёзно, чем когда Он не даёт благословения. Если посмотреть на нашу силу и наши дары, то наши результаты должны быть лучше, но мы их не полу­чаем. Мы трудимся всю ночь напролёт и должны получить какие-то результаты, но если Бог откажет нам в благосло­вении, то мы получим меньше, чем должны были получить. Мы трудимся на протяжении долгого времени, но не по­лучаем никакого плода. Мы проявляем старательность, но не получаем никакого плода. Это происходит потому, что Бог отказывает нам в благословении.

Я не уверен, что вы чувствуете всю серьёзность этого. Вы ни в коем случае не должны спорить о том, что правильно и что неправильно в нашей работе. Правильно это или неправильно, это не имеет значения. Вы должны обращать внимание на то, благословляет ли вас Бог. Часто мы совершенно правы, но Бог не благословляет нас. Ловить рыбу всю ночь напролёт правильно, но Бог не благо­словляет нас. Мы живём на земле не для того, чтобы делать правильные вещи, а для того, чтобы переживать Божье бла­гословение. Давид и Авраам совершали ошибки, Исаак был не очень полезным, а Иаков был хитрым, но Бог благословил всех их. Поэтому дело не в том, правы мы или нет, а в том, благословляет ли нас Бог. Возможно, мы сегодня намного лучше Иакова, но если Бог не благослов­ляет нас, то у нас ничего не получится. Мы должны быть людьми, которых Бог может благословить. Можно спорить, можно быть правым, но если Бог не благословляет нас, то у нас ничего не по­лучится.

Всё будущее работы зависит от Божьего благословения, а не от того, правы мы или нет. Если Бог благословит нас, мно­гие грешники будут спасены. Если Бог благословит нас, мы сможем послать людей в отдалённые районы. Если бла­гословения не будет, люди не будут спасены. Если благословения не будет, работники не появятся. Если благосло­вения не будет, никто не захочет посвятить себя. Если благословения не будет, никто не захочет мигрировать. Если есть бла­гословение, даже то, что кажется ошиб­кой, оказывается не ошибкой. Когда Бог благословляет нас, то, даже ошибаясь, мы не можем ошибиться. Однажды на собрании мы спели, казалось бы, непра­вильный гимн, но, поскольку Бог благо­словил нас, у нас был хороший результат. Иногда мы проповедуем, и кажется, что мы говорим не те слова не тем людям, но Бог всё равно благословляет некото­рых из слушателей. Когда мы говорим в следующий раз, возможно, мы снова говорим не те слова, но Бог снова благословляет какую-то другую группу людей. Я не хочу сказать, что мы можем быть намеренно небрежными. Я хочу сказать, что, когда у нас есть Божье бла­гословение, мы не можем ошибиться. Кажется, что наши ошибки должны мешать, но Ему ничто не мешает. Бог сказал: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:13). Бог благослов­ляет того, кто Ему нравится. Это очень серьёзно. Мы ни в коем случае не должны думать, что благословение - это мелочь. Благословение - это души и посвящения. Возможно, за словом «бла­гословение» стоит пятьдесят душ и сто посвящений. Из-за слов, позиции и мне­ний некоторых людей благословение Господа может прекратиться. Мы должны просить Господа, чтобы Он подталки­вал нас внутри, пока мы не получим Его благословение. В противном случае, потеряв благословение Господа, мы совер­шим самый большой грех. Возможно, благословение - это сотни или тысячи душ. Мы должны надеяться на Божье благословение и не позволять ему пройти мимо нас. Мы должны просить у Бога благодати.

ВОСЬМОЕ

Братья! Мы должны научиться жить в Божьем благословении. Если мы работаем, если мы что-то делаем, это хорошо, но наша мера должна расти. В своей работе, в своих делах мы должны просить Бога, чтобы Он хранил нас в Своём благословении. Если мы не раз­решим эту проблему, нашей работе будет нанесён большой ущерб. В 1945 году брат Уитнесс был в Шанхае. Однажды он сказал, что собрание братьев полу­чило Божье благословение. Я верю, что брат Уитнесс продвинулся вперёд в этом вопросе. Мы должны увидеть перед Богом, что мы ожидаем не результатов от нашего труда, а Божьего благосло­вения. Иногда у нашей работы есть результаты, но это скудные и незначитель­ные результаты. Если мы будем ожи­дать Божьего благословения, произойдёт много вещей, превосходящих наши ожи­дания. Если мы будем ожидать Божьего благословения, произойдёт много вещей, превосходящих нашу меру. В работе мы должны постоянно ждать чудес и не­ожиданных событий. Мы не должны постоянно рассчитывать, что мы сами сможем принести какой-то плод. По­стоянно рассчитывая получить эти ма­ленькие результаты, мы тем самым ограничиваем Бога. Если мы не надеемся на Божье благословение, нам не на что рассчитывать в будущем. У нас будут трудности с финансами; у нас будут труд­ности с движением вперёд. Поэтому мы должны надеяться на Божье благосло­вение, а не на плоды своих трудов. Если мы будем рассчитывать только на плоды своих трудов, неизвестно, сколько лет потребуется на то, чтобы многие люди поверили в Господа. Мы должны всегда рассчитывать, что Бог сделает что-то не­ожиданное. Мы должны молиться, чтобы Бог дал нам видение и показал нам, что такое благословение.

Некоторые следят за тем, чтобы молодые люди всё делали правильно, как положено. Вместо этого мы должны следить за тем, чтобы они получали Божье благословение. Если Бог сможет благословить человека, неизвестно, во сколько раз его плод превзойдёт его дары и способности. В противном случае он может быть очень старательным и очень много трудиться, но всё это будет бес­полезно.

Кого-то Бог может благословить, а кому-то Он не даёт благослове­ния. Кому-то Он отказывает в благо­словении. Возможно, наш характер лучше, чем характер другого брата, и наш дар больше, чем его дар, но он в своей работе приносит плод, а мы в своей - нет. Часто мы смотрим на людей свы­сока, потому что мы лучше них, однако Бог благословляет их. Нельзя сказать, что Бог ошибается. Мы должны понять, что в глазах Бога мы являемся людьми, кото­рым Он отказывает в благословении.

Мы не должны из-за этого сердиться и завидовать. Вместо этого мы должны сурово судить себя. У нас есть много оправданий, но у наших братьев тоже много оправданий. Мы правы, но они тоже правы. Если Бог отказывает нам в благословении, что мы можем сделать? Мы правы, но мы не можем обретать души. Мы правы, но мы не можем со­зидать церковь. Мы правы, но от этого нет никакой пользы. Поэтому мы должны устранить всё, что задерживает благосло­вение и препятствует ему. Впредь мы не должны быть людьми, которые упрямо спорят о том, что правильно, а что не­правильно; мы должны быть людьми, которые получают от Бога великие благословения.



Новое на сайте

>

Самое популярное