Домой Налет на языке Царское село александровский парк белая башня. Пушкин (Царское Село)

Царское село александровский парк белая башня. Пушкин (Царское Село)

1821-1827, архитектор А. А. Менелас.

Белая башня возвышается вблизи правого крыла Александровского дворца на территории так называемого "зверинца". Сооружение спроектировал и построил архитектор Адам Адамович Менелас (Adam Menelaws) в 1821-1827 годах в псевдоготическом стиле. Первоначально здесь, на восточном бастионе Зверинца, находился люстгауз - небольшой парковый павильон с куполом, созданный в 1750-1752 годах по проекту архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли. Бастион, ров и часть сохранённых конструкций люстгауза были включены Менеласом в новый комплекс Белой башни.

Высота башни - донжона (главной башни средневекового замка) 37,8 метра. Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила своё название. Вокруг башни разбили садик, и весь комплекс огородили чугунной решёткой. Входом на территорию стала служить искусственная Руина в виде развалин средневекового замка. Кроме того, по проекту выдающегося русского поэта Василия Жуковского (воспитателя наследника Александра Николаевича), рядом с воротами-руиной возвели предмостное укрепление - земляную крепость, в плане повторяющую восьмиконечную звезду (согласно фортификационному учению известного французского инженера XVII столетия, маршала Франции Себастиана де Вобана).

Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися кверху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проёмы и арка главного входа прорезают стены. По сторонам проёмов располагаются ниши со статуями. Над вторым ярусом поднимается высокий четырёхгранный столп, скупо прорезанный оконными проёмами и завершённый зубчатым парапетом.

В декоре фасадов башни строгость гладких белых стен оттенена богатством пластического убранства. Чугунные скульптуры рыцарей отлиты на Александровском заводе по моделям Василия Демут-Малиновского. Четыре чугунных льва fotki.yandex.ru/next/users/amskhalaya/album/228011/view... на террасе изготовлены по модели К. Ландини. Облик рыцарей с национальными чертами англичанина, немца, француза, а также древнерусского витязя напоминал о странах-участницах Священного союза, основанного по идее Александра I по окончании наполеоновских войн.

В отделке интерьеров башни принимали участие многие известные петербургские мастера: росписи исполнили Джованни-Батист Скотти и В. Брандуков, мебель изготовили придворные поставщики братья Гамбс, паркеты выполнил мастер Михаил Знаменский.

Основные помещения башни - столовая, гостиная и кабинет - были отделаны в готическом стиле и расписаны художниками В. Додоновым и И. Бернаскони. Наибольший интерес представляла роспись стен в гостиной, изображавшая средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами. Внутренние помещения по высоте ярусов соединялись винтовой лестницей, которая заканчивалась выходом на верхнюю площадку башни. Отсюда открывался великолепный вид на парки, город и окрестности, а в конце XIX - начале XX века отсюда снимались панорамные виды Царского Села для почтовых открыток. Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге.

Стоящая рядом декоративная Руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Двухэтажные пристройки к башням использовались под жильё. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.

Башня использовалась детьми императора Николая I - великими князьями Александром, Николаем, Михаилом и Константином. И в дальнейшем, на протяжении всего своего исторического существования павильон оставался местом игр, воспитания и образования царских детей. Здесь они брали уроки рисования, занимались гимнастическими упражнениями, обучались фортификации. Установленный на обзорной площадке телескоп служил для практических занятий по астрономии.

В 1830-е годы на семи площадках вокруг башни были размещены характерные для своего времени гимнастические снаряды и спортивные игры: кегельбан, дорожка для бегания в виде лабиринта, гигантские шаги ("столб с вертлюгом для бегания вокруг"), различные виды качелей и каруселей, бревно для эквилибрирования, снаряды для прыжков и подтягивания, мачта с полным корабельным оснащением и верёвочными лестницами, окружённая "сеткой для прыгания" (аналог батута). Когда императорская семьи отсутствовала, Белая башня была доступна для публики.

Высота сооружения сыграла отрицательную роль в её судьбе в военное время: она использовалась фашистами в качестве наблюдательного пункта для корректировки обстрела местности, и поэтому сама стала мишенью. В 1941-1944 годах верхний этаж был полностью разбит советской артиллерией, сильно повреждённые стены постепенно обрушились до террасы.

Решение о восстановлении было принято лишь в 1980-е годы, тогда же институт "Спецпроектреставрация" и архитектор Ирина Павлова подготовили проект воссоздания павильона. Спустя ещё десятилетие, в 1990-е, было воссоздано историческое объёмно-пространственное решение башни; архитектура фасадов, включая балконы и террасы, столярные заполнения, элементы металлического декора и скульптуры рыцарей и львов; выполнена черновая отделка интерьеров. При реконструкции здания в соответствии с противопожарными нормами вместо единственной винтовой лестницы, соединявшей ярусы, была устроена двухмаршевая с деревянными ступенями на металлических косоурах. Восстановлены ворота-руина и мост через ров. В 2000-ом реставрационные работы были снова приостановлены и окончательно завершены в 2012 году. Башня открыта после ремонтно-реставрационных работ 10 октября 2012 года

В процессе ремонта была восстановлена система водоотведения, в цокольном этаже произведена консервация исторической кирпичной кладки стен, сводов, включая фрагменты, сохранившиеся от люстгауза Зверинца и узкого коридора в толще стены (так называемой потерны); отреставрирована сохранившаяся часть кованой винтовой лестницы, по замыслу Адама Менеласа объединявшей все ярусы башни; отремонтированы подлинные металлические печи.

Воссоздание элементов декора помещений выполнено по фотографиям начала ХХ века. В Гостиной восстановлен лепной плафон, мраморный камин, наборный паркет из берёзы, дуба и ореха и резной дубовый плинтус. В Кабинете - лепной декор плафона и наборный паркет. В помещениях, изображений которых не сохранилось, восстановлена штукатурная облицовка стен, лепные карнизы, установлен щитовой дубовый паркет.

Также воссоздана историческая планировка участка внутри бастиона. На специально распланированных площадках в 2013 году предполагается разместить аналоги спортивных снарядов, использовавшихся великими князьями в XIX веке. На бруствере появятся реплики 12 пушек XIX века, неподалеку от бастиона - в планах восстановление земляной крепости - кронверк "Звезда", очертания которой сохранились за воротами-руиной.

Александровский парк расположен в городе Пушкин, в 30 километрах от центра Санкт-Петербурга. Он входит в состав музея-заповедника Царское село, частью которого также являются и Екатерининский дворец. Вход в Александровский парк свободный, поэтому потратиться придется только на дорогу. Территория парка занимает 200 гектар, поэтому если вы любите гулять и наслаждаться природными красотами и уникальными ландшафтными решениями зодчих XVIII века, лучше запастись бутербродами и зонтиком, на случай переменчивой петербургской погоды. Если же встать пораньше и приехать в Царское село утром, то вы сможете за один день объять необъятное посетив Александровский сад, Екатерининский парк и Екатерининский дворец. На такую прогулку вам потребуется целый день, а может быть его и вовсе не хватит.

Александровского парк и его достопримечательности

Вход в Александровский парк расположен ровно напротив парадного входа в Екатерининский дворец. До Царского села можно добраться на маршрутках № 287, 342, 545, конечная остановка которых находится недалеко от станции метро «Московская» в Санкт-Петербурге. Если вы взяли экскурсию в Санкт-Петербурге, то скорее всего в нее будет включен Екатерининский дворец и будет отведено немного свободного времени на Екатерининский парк. Поэтому если вы хотите насладиться Екатерининским парком и Александровским парком в полной мере, лучше приехать в Царское село самостоятельно.

Большой китайский мост

У входа в Александровский парк нас встречает Большой китайский мост. Мост был построен в 1785 году по проекту Камерона, шотландского архитектора, построившего Камеронову галерею в Екатириненском парке строительстве Екатерининского дворца. Особенность Большого китайского моста состоит в том, что сооружен он из розового гранита. Парапет же украшен китайскими вазами, из которых свисают красные кораллы, выполненные из кованного железа. Скульптуры же четырех китайцев, украшающие мост восстанавливали два раза. Сначала из-за обветшания в XIX веке, а потом в 2010 году их воссоздали на смену утраченных во времена Великой Отечественной войны.

Новый сад

Александровский парк условно делится на два парка — это Новый сад и Пейзажный сад. Территория нового сада ограничена каналом в форме квадрата. Через канал в нескольких местах переброшены небольшие мостики, один из которых даже имеет название Трясучий мостик. Почему он так называется вы узнаете сами, когда окажетесь на нем.







В большой квадрат Нового парка вписаны еще четыре одинаковых квадрата. Каждый из квадратов являет собой какую-то особенность. В зоне справа от входа расположен небольшой пруд Озерки.



Вторая зона Нового сада полностью занята горой «Парнас», ее видно за зарослями.

В третьей зоне расположен Китайский театр, а точнее его руины. Здание было возведено по проекту Антонио Ринальди под руководством Неелова. И в 1779 году для Екатерины II здесь состоялось первое представление. Здание сгорело в ходе обстрела города Пушкин в 1941 году.







Четвертая зона Нового сада занимает куртина «Грибок». Дословно куртина обозначает театральный занавес, а в средневековье так называлась часть вала оборонительных сооружений бастиона. Конкретно эта куртина представляет собой небольшую возвышенность в центре, от которой лучами отходит восемь аллей, отгороженных друг от друга высоким подстриженным кустарником.

Драконов мост

Также к достопримечательностям Нового сада Александровского парка можно отнести несколько мостов, объединенных одной тематикой древнего Китая.









Самый выделяющийся из таких мостов называется Драконовым мостом.



Драконов мост был построен одновременно с Большим китайским мостом, который находится у входа в парк. Украшающие мост крылатые драконы, первоначально были изготовлены из известняка, как и фигуры китайцев на большом мосту. Драконы, которые украшают мост в настоящее время являются чугунными и вылиты в 1860 году.

Пейзажный сад

Территория парка, находящаяся вне квадрата ограниченного каналом называется пейзажным садом, его территория гораздо больше Нового сада. Здесь хорошо просто гулять по нескончаемым тропкам и дорожкам, но и в пейзажном парке найдется несколько достопримечательностей, обязательных для посещения.





Арсенал

Чтобы дойти до Арсенала придется пройти весь новый сад и еще столько же по пейзажному парку. Проще всего сюда попасть от главного входа в парк, для этого понадобиться просто идти прямо. Дальше этого сооружения мы не заходили. Дело в том, что большинство тропинок Александровского парка гравийные или вовсе протоптанные, а погода в Санкт-Петербурге почти всегда сырая. Поэтому готовясь к продолжительной прогулке по парку, лучше всего одевать непромокаемую удобную обувь. Мы же были обуты в летние кеды, да плюс ко всему возникли трудности с предметным ориентированием, поэтому было принято решение дальше Арсенала не заходить. Построенное в 1834 году здание Арсенала было разрушено в ходе Великой Отечественной войны и восстановлено совсем недавно в 2015 году.

Белая башня

От Арсенала мы двинулись в восточную часть парка, где расположена главная достопримечательность Александровского парка, но сначала мы пройдем к Белой башне.



Белая башня построена в 1827 году. Ее вид навеян средневековыми замками. А построена Белая башня была для сыновей императора Николая I, где они занимались гимнастикой и военными искусствами. Как и прочие павильоны Александровского парка, Белая башня почти полностью была разрушена, сохранился лишь первый этаж.





Александровский дворец

Главная достопримечательность Александровского парка это Александровский дворец. До него от Белой башни совсем недалеко. Расположен он справа от центрального входа в парк. Кроме того, недалеко от дворца находится еще один вход в парк. Но сначала мы пройдем вдоль прудов, расположенных недалеко от дворца.



В центре одного из прудов находится Детский домик. Дороги к нему нет, разве что вплавь, поэтому и выглядит это сооружение таинственно и заброшено.





А вот и главная достопримечательность Александровского парка — Александровский дворец. Построен он в стиле голландского классицизма в 1796 году. Александровский дворец это двухэтажное вытянутое здание с двойными флигелями по бокам. Построено оно еще при Екатерине II, но основной резиденцией правящей царской семьи дворец стал только при Николае II. В этом дворце проходили празднования 300-летия дома Романовых. Именно а Александровском дворце подписал отречение от престола последний император Российской империи Николай II. В Александровском дворце вся царская семья содержалась под стражей и именно отсюда арестованная царская семья была отправлена в Тобольск. К большому сожалению, в Александровский дворец в настоящее время попасть нельзя, здание находится на реконструкции.



Кроме всего показанного в Александровском парке есть еще несколько достопримечательностей, к которым мы не смогли подобраться или просто упустили из виду. Чтобы вы не совершили наших ошибок, вот список этих достопримечательностей: Шапель, Теплицы, Китайская деревня и Большой каприз. Все эти достопримечательности находятся слева от центрального входа в парк. Есть еще несколько достопримечательностей, посмотреть на которые можно только углубившись в парк — Пенсионерная конюшня, Павильон лам и Красносельские ворота. Все достопримечательности, как и планировка парка нанесены на карту, которую выдают в кассах Екатерининского парка, если вы купите билет в Екатерининский парк. Поэтому если вы решили погулять только по Александровскому парку, вам придется руководствоваться только своим чутьем. Александровский парк обладает внушительной территорией, но гулять по ней приятно и удобно, нет переходов ни в горку, ни под горку. Гулять здесь можно хоть целый день, главное запастись бутербродами, а уж скамеек и лавочек в парке хоть отбавляй.

Павильон «Белая башня» находится в пейзажном саду Александровского парка. Он является частью комплекса строений, навеянных образом средневекового рыцарского замка. Помимо «Белой башни» в данный ансамбль входят Ворота-руины (2 башни с воротами между ними), ров и вал, который венчает кирпичный бруствер.

Комплекс был построен в период с 1821 по 1827 годы по замыслу знаменитого архитектора и паркостроителя Адама Адамовича Менеласа для сыновей императора Николая I – великих князей Николая, Александра, Константина и Михаила, которые занимались здесь гимнастическими и военными упражнениями. На верхнем этаже «Белой башни» располагалась мастерская придворного живописца Александра Ивановича Зауервейда (1783–1844), который учил императорских детей рисованию и живописи.

Кроме того, по замыслу воспитателя наследника Александра Николаевича, великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852), около Ворот-руин было возведено предмостное укрепление – земляная крепость, в плане повторяющая 8-миконечную звезду (опираясь на фортификационное учение выдающегося французского инженера XVII века, маршала Франции Себастиана Вобана).

Павильон «Белая башня» имеет высоту 37,8 метра. Окружена неглубоким рвом. Внутри здания одна над другой были устроены комнаты: на первом этаже – буфетная и столовая, на втором – гостиная, на третьем и четвертом – кабинет и спальня, на пятом – библиотека и гардеробная. Павильон завершала открытая площадка, с которой открывался великолепный вид на живописные окрестности Царского Села.

В оформлении интерьеров «Белой башни» участвовали многие знаменитые петербургские мастера: паркеты были выполнены мастером М. Знаменским, росписи исполнили В. Брандуков и Джованни Батиста Скотти, мебель сделали придворные поставщики братья Гамбс.

Фасады павильона были декорированы чугунными скульптурами, отлитыми на Александровском заводе по моделям одного из блестящих русских скульпторов I половины XIX столетия Василия Ивановича Демут-Малиновского (1779–1846). На террасе были установлены 4 чугунных льва, изготовленных по модели К. Ландини.

Великая Отечественная война не пощадила «Белую башню». Она практически полностью была разрушена, уцелела только нижняя часть здания. Восстановительные работы были начаты в 1990-х годах. В настоящее время павильон «Белая башня» пребывает в стадии консервации.

Комплекс сооружений под названием Белая башня находится в так называемом Пейзажном парке, являющимся частью Александровского парка в городе Пушкин на юге от Санкт-Петербурга. Внешне, башня похожа на средневековый рыцарский замок, возвышающийся на 37,8 метра.
Белая башня была построена в 1821-1827 годах по проекту архитектора А.А.Менеласа для сыновей Императора Николая I и Александры Федоровны, которых звали Александр, Николай, Михаил и Константин.
Дети императора занимались здесь военными и гимнастическими упражнениями, а также получали уроки рисования от придворного живописца А.И.Зауервейда (1783-1844).
Сегодня все посетители парка видят восстановленное здание Белой башни , так как она была разрушена полностью во время войны с фашистами.

Четыре чугунные фигуры военных, три рыцаря и один русский витязь, украшающие фасад башни, вероятно, символизируют четырех царевичей. Они были отлиты на Александровском заводе.

Комнаты внутри башни располагаются одна над другой. Столовая и буфет находятся на первом этаже, гостиная – на втором, кабинет и спальня находятся на третьем и четвертом этажах, а на пятом располагается бибилиотека и гардероб. С открытой площадки на крыше башни открывается прекрасный вид на Царское Село.
Белая башня открыта для посетителей , в ней проходят интерактивные программы и мероприятия для школьников и взрослых. – от 80 до 300 рублей . Индивидуальным посетителям предлагается предварительно записываться по телефонам, указанным на сайте музея-заповедника Царское село .

На территории комплекса сейчас также расположены интерактивные работы наших современников.
Многим из нас видели еще в школьных учебниках иллюстрацию знаменитой картины Рембранта «Ночной дозор» , которая находится в Государственном музее Нидерландов (Рейксмюзеум ). Если вы собрались в Амстердам, то . Эта картина была написана Рембрандтом в 1642 году по заказу Стрелкового общества и, пожалуй, эта одна из самых популярных картин в мире.

«Ночной дозор» провисел почти 200 лет в здании Стрелкового общества. Картина потемнела, закоптилась и фигуры стрелков чуть проглядывали из темноты, это дало новое название картины – «Ночной дозор». Первоначально она называлась длинно и пафосно: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга». Когда во время реставрации в 1947 году сняли слой копоти, стало понятно, что действие на картине происходит днем, но имя «Ночной дозор» уже закрепилось.

Два российских скульптора Михаил Дронов и Александр Таратынов решили придать картине Рембрандта 3D объем и сделать скульптурную композицию из 22 бронзовых фигур «Ночного дозора». С 2006 по 2008 год эта работа располагалась в Амстердаме на площади Рембрандта, потом переехала в Нью-Йорк, потом в Москву, а сейчас устроилась в Александровском парке в Пушкине у Белой башни под Санкт-Петербургом (на фото внизу «Ночной дозор» в Амстердаме и в Пушкине ).

Следующая инсталляция 3D, расположенная здесь, создана А.Таратыновым по самому знаменитому парному профильному портрету «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» работы Пьеро делла Франческа эпохи Ренессанса.

Картина была написана после 1472 года и находится в Галерее Уфицци во Флоренции. Купить онлайн билет в галерею Уффици можно на этом сайте . Также можно совершить виртуальный тур в Галерею Уффици .
Урбинский герцог и его жена в представлении А.Таратынова выглядят так.

На заднем плане видно еще одно строение комплекса Белая башня – это земляная крепость , по виду сверху напоминающую восьмиконечную звезду. Она находится рядом с Воротами-руинами.

Устремленное к мужу лицо Баттисты Сфорца.

Еще одна инсталляция выполнена по картине Питера Брейгеля Старшего «Притча о слепых» («Слепцы»). Сюжет этой картины основан на библейской притче о слепых, которая гласит «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму» .

Скульптура повторяет сюжет картины и представляет нам шесть фаз падения при том, что два последних человека в цепочке пока не догадываются, что им не миновать падения в яму, в которую упал поводырь с посохом.
Оригинал картины выставлен в музее Каподимонте в Неаполе .

Месторасположение Государственного Музея-Заповедника «Царское Село»

196601 Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7 (25 км к югу от Санкт-Петербурга)

Как добраться до Царского Села (город Пушкин)

От Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга до Царского Села:
Электропоезд до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станции метро «Московская» г. Санкт-Петербурга до Царского Села:
Маршрутное такси № 342, 545 до Государственного музея-заповедника «Царское Село»;
или автобус №187 или маршрутное такси № 286, 287, 347 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Башня-руина – это памятник, посвященный Русско-турецкой войне 1768 – 1774 годов, символизирующий падение Османской империи. Монумент построен по проекту архитектора Юрия Фельтена и напоминает ушедшую в землю огромную дорическую колонну, наверху которой устроена большая квадратная площадка и круглый в плане павильон.

Высота Башни-руины составляет 21 метр, ее стены имеют зубчатый верх и прорезаны стрельчатыми арками, выполненными в готическом стиле. Памятник напоминает развалины старинного крепостного сооружения, интерес к которым в XVIII веке значительно возрос.

Для справки: зодчие того времени ценили красоту живописных развалин Греции и Италии и возводили искусственные руины в парках, создавая в них атмосферу меланхолии. Венчающая монумент беседка в Екатерининском парке стала одной из первых русских парковых построек, выполненных в готическом стиле.

Стены строения были расписаны художниками под руководством Алексея Бельского и искусственно «состарены» с помощью трещин, имитирующих естественные повреждения.

К башне примыкает каменная стена с огромной аркой, наверху которой встроен камень с надписью: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году». В арке сделан вход в коридор, откуда начинается винтообразный пандус, ведущий к смотровой площадке, С нее открывается великолепный вид на пейзажную часть Екатерининского парка Царского Села .

У современников Башня-руина ассоциировалась с руинами античной Греции, на которую «уселась» Турция, символически представленная беседкой наверху, незначительной по размеру в сравнении с самой башней.

Историк архитектуры Дмитрий Швидковский писал, что Башня-руина, «представляющая собой как бы часть погребенных под землей античных развалин с маленькой турецкой надстройкой - аллегория дремлющей под османской властью великой Греции».

Во время войны внутри сооружения находился пороховой погреб, а беседка была наполовину разрушена. В 2009 году завершилась реставрация памятника и Башня-руина открылась для посетителей. Теперь, как и более двух веков назад, можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться красотой парка.

Башня-руина стала первым по времени памятником парка, посвященным русско-турецкой войне. Монументальная и эффектная, она является одной из самых популярных достопримечательностей Царского Села , которую часто рисуют художники.



Новое на сайте

>

Самое популярное