Домой Десны Сценарий игры зарница для взрослых. Военно-спортивная игра "Зарница": правила, эмблема, сценарии

Сценарий игры зарница для взрослых. Военно-спортивная игра "Зарница": правила, эмблема, сценарии

Зарница. Сценарий для начальной школы

Штруба Ольга Михайловна, методист МУДО "Дома детства и юношества г. Черемхово"
Данное мероприятие будет полезно педагогам-организаторам, учителям физической культуры, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования. Военно-спортивная игра предназначена для детей начального звена, 5-6 - х классов, можно использовать для старшей и подготовительной группы детского сада.
Данное мероприятие наиболее удачно в проведении ко Дню защитника Отечества. В сценарий внесены этапы спортивного, военно-патриотического, физкультурного характера. Оно способствует сплочению коллектива, воспитанию у молодого поколения духа патриотизма; формированию стремления к победе.

Игра Зарница

Военно-спортивная игра для обучающихся начальных классов.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, начальное звено.
Цели и задачи:
- пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и укрепление физической подготовки обучающихся;
- сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
- формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
- формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях;
Форма проведения - эстафета, состоящая из нескольких этапов. Старт командам даётся одновременно. Время прохождения этапов фиксируется по последнему участнику, прибывшему на финиш. В маршрутных листах отмечается только количество набранных баллов.
Оформление площадки: разноцветные флажки, транспаранты с надписями: «Зарничка», «Старт», «Финиш».

Реквизит: 8 планшетов, щит с кольцом для баскетбола, 2 мешка, 15 флажков (3 больших + 12 маленьких), 2 пары санок, 1 щит для «дартса», 2 пары лыж без крепления, щит с ватманом 2 маркера, 4 маршрутных листа для 4-х команд, верёвка с флажками для ограждения + колышки, 7 указателей этапов (колышек со щитом, например: «Эрудит», 1 этап); корзина, 6 средних мячей, 1 мяч футбольный, 1 волейбольный, 10 карандашей, 2 бутылки с красящей водой, калькулятор, 6 кеглей, дартс, 2 дротика.

Судьи на этапах: «Старт»; 1 этап «Тир»; 2 этап «Снайпер»; 3 этап – «Эрудит»; 4 этап «Бег в мешке»; 5 этап «Дартс»; 6 этап «биатлон»; 7 «Футбол»; финиш.

Участники: 4 команды по 6 человек.

Ход спортивного праздника:

Секретарь: Одной семьёй живут народы,
Крепка Россия как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит!
Кто умеет состязаться,
Кто без дела не сидит,
Кто хочет силой потягаться,-
Для тех наш праздник открыт!

Итак, начинаем спортивные состязания «Зарничка», посвящённые тем, кто служил и будет служить в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, кто охраняет и кому предстоит охранять покой граждан и мирное небо над головой!

Прошу команды на построение!

Представление судейской коллегии.
- Командам для участия в соревнованиях сдать рапорта!
- Слово для ознакомления с ходом соревнований предоставляется главному судье ________.

Главный судья рассказывает командам о ходе соревнований.
Цель: набрать максимальное количество баллов.
- Прошу команды на стартовую линию!Старт: секретарь регистрирует команды и раздаёт маршрутные листы, судья вписывает название команды, даёт старт.

1 этап «Тир». Каждый участник команды поочерёдно бросает по 2 мяча, стараясь сбить кегли (6 штук). Судья возвращает мяч участникам и подсчитывает количество баллов. (Сколько сбитых кеглей, столько баллов, максимально – 12).

2 этап «Снайпер». Участники разбиваются на 3 пары. Стартует первая пара: один садится на санки, второй везёт к баскетбольному кольцу. Добежав до черты, везущий останавливается и бросает мяч в кольцо; сидящий встаёт, берёт мяч и бросает в кольцо, затем впрягается в сани, везёт напарника к команде. 2-я и 3-я пара проделывают аналогичный путь. Судья подсчитывает баллы и вписывает в маршрутный лист. Максимальное количество баллов -6, по числу бросков. Сколько попаданий, столько баллов.

3 этап « Эрудит» . Участники отвечают на вопросы судьи.

2. Как надо одеваться при катании на коньках, ходьбе на лыжах? (В тёплый спортивный костюм и лёгкую куртку, тёплые носки,вязанную шапочку, иметь рукавицы)
3. Всегда ли зимние игры приносят детям пользу? (иногда при неправильном поведении игры могут принести не пользу, а вред. Это может случиться, если, например, обучающийся будет слишком долго, много часов без перерыва, находиться на морозе. Можно простудиться и заболеть.
Если кататься в тяжёлой шубе, то быстро устанешь. Точно также навредишь здоровью, если, разгорячившись, сядешь на лёд, снег или распахнёшь на морозе пальто, или съешь снег или лёд.)


- одевайся легко но тепло;
- проверяй, правильно ли наложены коньки и лыжи;
- катайся не более часа или полутора часа;
- если поскользнешься, постарайся упасть на бок, не на спину,- тогда меньше ушибёшься;
- нельзя отдыхать на морозе, нельзя садиться на лёд и на снег, нельзя пить очень холодную воду;
- отдыхать только в тёплом помещении, расстегнув верхнюю одежду;
- не распахивай пальто на холоде;
- не катайся при сильном морозе или ветре, не катайся и в оттепель.)
5. Почему детям полезно кататься на коньках, ходить на лыжах? (Очень полезно зимой быть на воздухе потому, что воздух зимой гораздо чище, чем летом, в нём почти совсем нет пыли. От игр зимой на воздухе дети становятся более здоровыми, крепкими. Гуляя, играя на воздухе зимой, они привыкают к холоду, легко переносят холод, редко простуживаются, редко болеют. Зимой воздух очень хорошо закаливает детей. Подвижные игры и спортивные развлечения на воздухе зимой очень полезны для здоровья)
6. Назовите зимние виды спорта. (Лыжные гонки,биатлон,прыжки на лыжах с трамплина,горнолыжный спорт, фристайл, сноубординг, спидрайдинг, сноукайтинг, бобслей, скелетон, фигурное катание, конькобежный спорт, шорт-трек, хоккей с шайбой, хоккей с мячом,кёрлинг, зимний виндсерфинг, зимний кайтселинг.

Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов (максимально 6).

4 этап «Бег в мешке». Участники поочерёдно прыгают в мешке до флажка, огибают его, допрыгивают до начала этапа, передают следующему.
Цель: пройти дистанцию без падения. За каждого упавшего участника судья убирает один балл. Максимальное количество баллов – 6.

5 этап «Дартс». Участники поочерёдно кидают дротики в мишень (дартс), используя 2 попытки. Каждое попадание-балл. Максимально – 12 баллов. Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов.

6 этап «Биатлон». Участники поочерёдно проходят определённый участок этапа на лыжах, затем кидают в корзину мячи (3 попытки), возвращаются на лыжах на исходную позицию. Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов (максимум – 18 баллов).

7 этап «Футбол». Участники поочерёдно забивают мяч в «ворота». Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов (максимально 6 баллов).

После прохождения всех этапов капитаны команд сдают маршрутные листы в судейскую коллегию, которая подводит итоги.

Команды выстраиваются на площадке, главный судья соревнований объявляет победителя (1 команда получает призовое место), остальные грамоты за участие и сладкие призы.

Если команды набрали одинаковое количество баллов, проводится заключительный этап, выявляющий победителя – перетягивание каната.

Подведение итогов и награждение участников!

(У каждой команды свой маршрутный лист, для того, чтобы дети не сталкивались на этапах и проходили маршруты одновременно).

Маршрутный лист № 1.


1 1этап «Тир».
2 2 этап «Снайпер».
3 3 этап « Эрудит».
4 4 этап «Бег в мешке».
5 5 этап «Дартс».
6 6 этап «Биатлон».
7 7 этап «Футбол».
Итого:

Маршрутный лист № 2.

Команда___________________________________________________________

Образовательное учреждение_______________________________________________________

Количество участников_____________________________________________________

№ п/п Наименование этапа Количество набранных баллов ФИО судьи Роспись судьи на этапе
1 7 этап «Футбол».
2 1этап «Тир».
3 2 этап «Снайпер».
4 3 этап « Эрудит».
5 4 этап «Бег в мешке».
6 5 этап «Дартс».
7 6 этап «Биатлон».
Итого:

Маршрутный лист № 3.

Команда___________________________________________________________

Образовательное учреждение_______________________________________________________

Количество участников_____________________________________________________

№ п/п Наименование этапа Количество набранных баллов ФИО судьи Роспись судьи на этапе
1 6 этап «Биатлон».
2 7 этап «Футбол».
3 1 этап «Тир».
4 2 этап «Снайпер».
5 3 этап « Эрудит».
6 4 этап «Бег в мешке».
7 5 этап «Дартс».
Итого:

Маршрутный лист № 4.

Команда___________________________________________________________

Образовательное учреждение_______________________________________________________

Количество участников_____________________________________________________

№ п/п Наименование этапа Количество набранных баллов ФИО судьи Роспись судьи на этапе
1 5 этап «Дартс».
2 6 этап «Биатлон».
3 7 этап «Футбол».
4 1 этап «Тир».
5 2 этап «Снайпер».
6 3 этап « Эрудит».
7 4 этап «Бег в мешке».
Итого:

Итоговый табель баллов.

№ п/п Название команды Представление команды 1 этап «Тир». 2 этап «Снайпер». 3 этап « Эрудит». 4 этап «Бег в мешке». 5 этап «Дартс». 6 этап «Биатлон». 7 этап «Футбол». Общий балл

3 этап « Эрудит». Участники отвечают на вопросы судьи.
1. В какое время года меньше всего пыли на улице? (зимой)
2. Как надо одеваться при катании на коньках, ходьбе на лыжах?
3. Всегда ли зимние игры приносят детям пользу?
4. Какие правила надо соблюдать при различных играх на морозе, чтобы уберечь себя от простуды и травм?
5. Почему детям полезно кататься на коньках, ходить на лыжах?
6. Назовите зимние виды спорта.

Найти знамя

(отрядная мини-зарничка)

Пусть противник условный,

Фанерный пускай автомат,

Но в нас настоящие верность, и стойкость,

И сила российских солдат.

Отряд делится на 2 отделения из равного числа армейцев; в состав каждого отделения входят командир отделения, стрелки (2), разведчики (3), связисты (5), санитары (2), минеры (2) и просто рядовые. Установлена строгая форма одежды, знаки различия, эмблемы юнармейских специальностей. Основное содержание и правила игры участники должны знать заранее. Руководитель игры уже изучил местность, наметил рубежи, продумал детали зарнички, составил маршрутные карты для каждого отделения.

Для игры нужен участок пересеченной местности, по которому прокладывается замкнутый маршрут (кольцо) протяженностью 2-4 километра. В начале маршрута, т. е. на старте, одинаковом для обоих отделений, оборудован Генштаб. Здесь ставятся боевые задачи перед командирами «воюющих сторон», ведется контроль за их осуществлением в ходе игры. В середине «кольца» - спрятанное знамя. Боевая задача для каждого отделения формулируется так: пройдя все этапы своего маршрута, обнаружить знамя за наименьшее время и с наименьшими потерями.

Схема маршрута игры «Найти знамя»

Маршрут для каждого отделения (каждого полукольца) разделен на 5 этапов по 300-400 метров:

Вражеский дзот.

Медсанбат.

Участок «Газы».

Минное поле.

Спрятанное знамя.

На контрольных пунктах этапов располагается по одному посреднику (наблюдателю). Их задача - строго следить за соблюдением всех правил участниками игры, вести точный подсчет очков и ошибок.

По сигналу Главнокомандующего оба отделения расходятся в разные стороны, ориентируясь на сведения, содержащиеся в полученной карте, и приказы-рекомендации Генштаба. Не теряя времени, каждое отделение доходит до первого этапа «Вражеский дзот» (установленный фанерный щит). Дальше спешить нельзя - можно погибнуть. В бой с вражеским дзотом вступают 2 стрелка. Они, используя ручные фанаты, с расстояния 10 метров от противника как можно быстрее должны поразить его. Продолжать стрельбу до самой победы! Тогда наблюдатель приказывает дальнейшее продвижение в поисках знамени. За поражение вражеского дзога засчитывается 10 очков.

На следующем этапе, «Медсанбат», обнаруживается, что в отделении есть раненый. Задание выполняют санитары - нужно быстро и правильно выполнить перевязку плечевого сустава пострадавшего. За правильность выполнения - 10 очков.

У следующей отметки «Осторожно, газы!» юнармейцы надевают противогазы (ватно-марлевые повязки) или покрывают органы дыхания элементами одежды и так бегут до следующего этапа. За правильность действий всего отделения- 10 очков, за «уклонение»- штрафные санкции- дисквалификации, так как этот воин отравился.

Следующий этап «Минное поле». В игру вступают минеры. Они обнаруживают «минное поле», обезвреживают мины. За все «обезвреженные мины» - 10 очков.

После успешно выполненной опасной операции отделение направляется на поиск «спрятанного знамени». Какое-то из отделений приходит первым, ищет знамя и, обнаружив его, отправляет его в Генштаб. Отделению, нашедшему и доставившему знамя в штаб, присуждается 50 очков. Но здесь, в середине кольца, возможен и встречный бой с противником. Конфликтная ситуация в двусторонней игре неизбежна, но необходимо категорически запретить играющим применение действий, способных нанести телесные повреждения, привести к порче одежды и инвентаря. За «раненого» минусуется 2 очка, за «убитого» - 4 очка. За несоблюдение установленных дисциплинарных правил тоже налагаются штрафные очки.

Уцелевшие воины бегут к Генштабу по пути, уже проделанному противником (но не выполняя задания).

С момента старта каждое отделение посылает вслед за противником группу разведчиков. Они должны, умело маскируясь, выводить из игры личный состав «врага» («подстрелить») и перехватить найденное противником знамя.

Каждое отделение, выполняя задания на этапах, посылает в Генштаб с донесением связистов. По полученной от связистов информации в Генштабе анализируют картину происходящих событий.

Сразу же по окончании зарнички вывешивается найденное знамя, объявляются предварительные итоги игры. Важно проанализировать, что именно одних привело к победе, а для других послужило причиной поражения. Можно устроить шутливую «минуту молчания» тем, кто не сумел выдержать схватки. Затем следуют обязательные рукопожатия бывших противников, обмен репликами типа: «Да, у вас дружная ватага!», «А у вас замечательный командир!».

Окончательные итоги игры подводятся на очередной линейке.

1

3
-
19
15
15
17

Каждая цифра соответствует букве

Ключ к расшифровки:

Игра «ЗАРНИЦА»

Патриот- это тот, кто любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек

или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

2.Коррекция мышления, внимания, памяти, речи.

3.Развитие пространственных представлений, быстроты, ловкости, силы.

Форма проведения: спортивная игра.

Место проведения: спортивная площадка.

Участники:

    1,2 классы

    3,4 классы

    5-7 классы

Атрибуты и оборудование:

    Маскировочная лента для выполнения задания «Паутина»,

    Самолеты бумажные и мячи для выполнения задания «Сбей вражеский самолет»,

    Теннисные мячи для выполнения задания «метание мячей на дальность»,

    Обручи и теннисные мячи для выполнения задания «меткий стрелок», имитация метания гранат из положения лёжа,

    Конверты с заданием «шифровка»,

    Викторина на тему «лечебные и съедобные травы»

Для каждой группы:

    Эмблема и название команд

Предварительная работа:

    Создание штаба по подготовке проведению военно-спортивной игры «Зарница» с определением функций каждого члена штаба.

    Оформление станций

    Формирование отрядов. Проведение инструктажей по ТБ в классе с оформлением соответствующих записей, бесед на военную тематику.

Ход игры

Звучит сигнал к началу игры, отряды под руководством командиров (воспитателей)

занимают свои места на площадке.

Выходит ведущий игры.

Ведущий: Здравствуйте, товарищи, бойцы!

Дети: Здравствуйте!

Ведущий: Товарищи бойцы мы сегодня собрались чтобы поиграть в военно-спортивную игру «Зарница».

Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности.

Командирам отряда сдать рапорт.

Ведущий: В этом состязании Вам нужно пройти 8 этапов. Во время прохождения всех этапов Вы покажете свою смелость, ловкость, быстроту и смекалку.

Ваша задача заключается в том, что вы должны собрать карту т. е. соединив все кусочки. А кусочки карты получите после прохождения каждого этапа.

Затем по карте вы сможете определить место нахождения флага. После того как флаг будет найден нужно доложить – главнокомандующему штабом о выполненном задании!

Командирам отрядов получить путевые листы.

Командиры подходят к ведущему и берут путевые листы.

Ведущий: Отрядам приступить к выполнению задания.

Отряды группируются, знакомятся с планом, выполнения задания, начинают свой маршрут, выполняя поочередно одно задание за другим.

«Паутина»

Дети должны перелезть через маскировочную ленту и не задеть ее.

«Метание теннисных мячей»

Участники команды по очереди бросают предмет. Учитывается дальность лучшего броска.

«Меткая артиллерия»

Попасть «снарядами» - мячами – в самолет, который висит на дереве.

«Полоса препятствий »

Каждый участник команды проходит полосу препятствий.

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Транспортировка больного.

«Меткий стрелок»

Метание кеглей в обруч из положения лёжа (имитация гранаты)

«Шифровальная»

Раздаются конверты с шифром.

Текст расшифровки:

«Ваша задача - поднять свой флаг над штабом и начать петь песню».

«Викторина»

Тема викторины: «лечебные и съедобные травы»

Пока ответственные за этапы подводят итоги. Воспитатели проводят игры с детьми.

В назначенное время все отряды снова собираются на площадке и сдают рапорта ведущему о том, что задание выполнено.

Ведущий: Батальон, равняйсь смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями! Собрали карты и нашли флаг!

А теперь приступаем к подведению итогов и к награждению.

Название станций

    Шифровальная

    Викторина

    Полоса препятствий

Название станций

Подпись ответственного на станции

    Меткая артиллерия (лучший результат и ФИ ученика)

    Полоса препятствий

    Меткий стрелок (лучший результат и ФИ ученика)

    Шифровальная

    Викторина

    Метание теннисного мяча(лучший результат и ФИ ученика)

Название станций

Подпись ответственного на станции

    Викторина

    Метание теннисного мяча (лучший результат и ФИ ученика)

    Меткая артиллерия (лучший результат и ФИ ученика)

    Полоса препятствий

    Меткий стрелок (лучший результат и ФИ ученика)

    Шифровальная

Название станций

Подпись ответственного на станции

    Метание теннисного мяча (лучший результат и ФИ ученика)

    Меткая артиллерия (лучший результат и ФИ ученика)

    Полоса препятствий

    Меткий стрелок (лучший результат и ФИ ученика)

    Шифровальная

    Викторина

находится

спортивной

площадке

Общелагерное мероприятие.

Цель: пристроить весь лагерь на сутки, а то и более и перессорить вожатых противоборствующих сторон.

Подготовка:

1. Для средних и маленьких проведение всеми забытого смотра строя и песни с выносом знамени отряда, которое делается наобум, типа Team Seal или Special Commando (можно и для старших, бывало, что это им по приколу).

2. Разработка физруками совместно с плавруком и завхозом (у нее берутся противогазы и носилки) военизированной эстафеты, желательно минут на 20, не меньше. Ну что туда включить придумаете сами. Внимание! Не забыть запрячь медперсонал, пусть научат детей при проведении диверсий, правильно бинтовать пробитые головы врагов и накладывать им шины на переломанные при допросе ноги. Эстафета обычно открывается с представления на балконах или крыше, где плохие чеченские террористы (бешеные лисы, бабки с красными глазами и т.д. и т.п.) кого-нибудь захватывают, а наши доблестные спецназовцы всех освобождают и обязательно у всех на глазах (лучше на крыше) дерутся с врагами, и в самый кульминационный момент чучело чечена-террориста с зеленой повязкой на голове выбрасывается с крыши вниз, все пугаются, кричат и падают в обморок… Занавесь…

3. Подготовка плохой одежды к кульминации праздника, т.е. к выходу в лес за скальпами красных, синих, голубых… и их флага (украсть), обруча с символикой (порвать), культового дерева (спилить)…

4. Изготовление ромбиков и символики, обговор правил (все равно они в пылу зарницы выполняться не будут).

5. Неплохо научить детей ориентироваться по солнцу, а то они потом в лесу могут заблудиться.

Место проведения: лес, лагерь, территория лагеря и леса, если есть речка, можно приплести и ее.

Все открывает линейка, на которой обьясняется об угрозе со стороны врагов и всем детям предлагается их ликвидировать. Варианты развития событий:

  • Лагерь делится на пополам и одни у других срывают ромбики, которые умные сразу же крепят на булавку и бегут как ни в чем не бывало, а дураки пришивают в медпункте на краю леса - это долго и муторно;
  • Весь лагерь ищет штаб диверсантов и должен этот штаб ликвидировать, а также переловить всех курьеров с секретными депешами и уничтожить склад с хим. оружием, замаскированный под … (дальше работает ваша фантазия) - быстро, но интересно;
  • Диверсантами объявляются все вожатые, ромбики у всех одноразовые и битва до победного конца, т.е. до последнего бездыханного вожатого - очень интересно детям, но вредно для здоровья вожатых, особенно опасны младшие отряды.

Всех выводят в установленные места, лучше на 2-3 часа (как показывает практика, больше не надо), сразу после тихого часа. Возьмите детям воды и оденьте на них головные уборы от клешей и всякой другой нечисти. Пусть под маскировку пользуются углем, но ни в коем случае не гуашью, а то возможны раздражения.

Да прибудет с нами здоровье и доброта к братьям нашим меньшим!!!

Адаптация правил «Зарницы»

1. Играющие делятся на две команды (в нашем случае это «красные» и «синие»). Команды будут поставлены в равные информационные и территориальные условия, не допускается дисбаланс в соотношении сил. В случае невозможности выполнения этого принципа, применяются компенсационные меры, которые согласуются со всеми играющими сторонами.

2. Роли арбитра и наблюдателей возьмут на себя мастера. Арбитр определяет местоположение лагерей противников (меткой базы является флаг) следит за выполнением правил, ведет подсчет очков, объявляет начало и конец игры, определяет победителя. Наблюдатели исполняют роли «региональщиков».

3. Цель обеих команд - захват флага противника. Захват флага знаменует конец игры. (!) Захват флага важен, но победитель будет определен в результате подсчета очков.

4. Если ни один из флагов не будет захвачен, то игра считается оконченной через 100 минут с момента ее начала.

5. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья - погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре.

6. Для того, чтобы вывести участника из игры, надо сорвать с него погоны.

7. Победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов, выполнение боевых заданий, убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру - снимаются.

· захват флага противника -> 50 очков

· убийство рядового -> 10 очков

· убийство капитана -> 20 очков

· выполнение задания -> от 5 до 30 очков

8. Очки начисляет «региональщик». Ему нужно приносить сорванные погоны противника, флаг и отчитываться о выполненных заданиях.

9. Любые предательства (убийство своих, выдача врагу информации без поражения в поединке, кража флага и пр.) запрещены.

10. Обрыв собственных пагонов запрещен.

11. Для допроса противника необходимо победить в поединке, и взять противника в плен. Освободиться из плена самостоятельно невозможно.

12. Плененный противник обязан рассказать все в рамках своей компетенции.

Рядовой: о своем задании и своих ТТХ.

Капитан: все задания отряда, все ТТХ отряда, местоположение своего флага.

13. Держать в плену более 15 минут запрещено. По истечении 15 минут игрока нужно либо убить либо отпустить.

14. После смерти (срыва погон) игрок может вернуться в штаб и отсидев 15-минутный штраф выйти в игру снова.

Очевидно, что нельзя убивать противников сразу, иначе они вернутся в игру через 15 минут. Их нужно держать в плену до последнего, тем самым увеличивая время их отсутствия в игре в 2 раза. Так-то.

ВСИ «Зарница» одно из важнейших мероприятий не сезоне, проводится в середине сезона или в его второй половине. К этому моменту все отряды застроены. Как правило, уже прошёл родительский день, и все дети вернулись в лагерь. Созданы все условия для столь массового и длительного мероприятия.

Цели игры:

  • Патриотическое воспитание молодежи;
  • Разностороннее развитие молодых людей, воспитание гражданственности;
  • Возрождение и повышение престижа воинской службы.

Задачи игры:

  • Подготовка юношей к службе в Российской армии;
  • Углубленное знание молодежью истории Отечества, истории Российской армии;
  • Создание атмосферы товарищеской взаимопомощи и выручки;
  • Физическое совершенство, военно-прикладная и техническая подготовка подростков;
  • Психологическая подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков и способности действовать в экстремальных ситуациях.

Для того чтобы полноценно подготовить детей к мероприятию перед зарницей проводится день подготовки. В этот день дети придумывают название отряда, рисуют отрядное знамя, отрабатывают строевой шаг, разрабатывают манёвры.

Как вы поняли, «Зарница» – игра военно-спортивная. Поэтому насущным является вопрос деления дружины на армии. В зависимости от первоначального сценария, Дружина делится, как правило, на 2, реже на 3 армии. Делить дружину на армии следует исходя из равенства сил.

Для удобства управления армией, а также при наличии нескольких боевых задач, можно делить армии на полки. Здесь нужно руководствоваться несколько другим принципом. Полк должен состоять из детей разного возраста. Как правило, этот вопрос решается жеребьевкой, проще всего по цветам. Тогда идентифицировать полки проще, каждый имеет свой цвет. Назначается командир полка с присвоением звания полковник. Также назначаются лейтенанты для управления более мелкими группами бойцов – взводами.

Важен вопрос взаимодействия внутри каждого отдельно взятого полка. Каждый боец должен чувствовать себя полноценным членом коллектива. С другой стороны действия полка должны быть слаженными. С этой точки зрения важно провести мероприятия для полкового и внутриполкового взаимодействия, например полковые учения.

«Зарница», как правило, проводится в два дня. В первый день проводится парад – открытие «Зарницы». Все отряды двигаются строем, начиная с младших отрядов и заканчивая старшими. Во время движения отряд должен маршировать, производить маневры (желательно, но необязательно), осуществлять равнение направо, петь строевую песню. Во время парада все вожатые строятся за спиной физрука и смотрят за прохождением парада. После того, как отряды отмаршировали, сдаются рапорта физруку (он же главнокомандующий). Когда рапорта сданы, физрук извещает о начале «Зарницы» и объявляет военное положение на территории лагеря.

В военное положение входят следующие пункты:

  • все должны находиться в корпусах.
  • все должны быть заняты полезным и интересным делом.
  • назначаются сменные дневальные, смена через 30 мин. Дневальный дежурит у входа в корпус (крыло корпуса). При появлении в корпусе любого вожатого дневальный кричит «Отряд стройся, дежурный на выход!» (кроме сончаса), при этом отряд должен максимально быстро построиться, дежурный каждой из комнат должен встать перед её дверью. Дневальный сдаёт рапорт вошедшему. В корпусе и комнатах должно быть чисто, кровати аккуратно заправлены.
  • Во время сончаса в корпусе должно быть тихо, все находятся по своим кроватям, передвижение по корпусу запрещено. При входе вожатых дневальный ограничивается сдачей рапорта.
  • передвижение по территории лагеря только строем не менее 10 человек.
  • передвижение по территории лагеря до 10 человек только по специальному пропуску установленного образца, выданному отрядными вожатыми.
  • Во время зарницы на территории лагеря и в корпусах дежурит комендатура из числа вожатых и, частично, из детей старших отрядов. В обязанности комендатуры входит осуществление контроля над выполнением правил военного положения. За невыполнение правил предусмотрена система штрафов (отрядам начисляются штрафные баллы, а нарушители зачисляются в штрафбат). Штрафбат призван для осуществления общественно-полезных работ (уборка территории, оттирание надписей со стен в корпусах и т.д.). Военное положение действует с момента его объявления до момента закрытия военно-спортивной игры «Зарница».

После полдника проводится полоса препятствий или станции. Число препятствий/станций назначается в зависимости от отведённого на них времени. Передвижение по станциям осуществляется по маршрутному листу или в сопровождении проводника из числа вожатых

Возможные станции:

Разведка. Дети должны на корточках и по-пластунски пробраться в обозначенную точку, тех, кто не дошел до точки и поднялся, отправляют на старт.

Переправа. Дети должны переправиться через препятствие, не задев его (препятствие может быть в виде лавки или другого препятствия с высотой до груди среднего ребёнка из отряда).

Прыжки с препятствиями. На этой станции дети должны преодолеть заданное расстояние, перепрыгивая друг через друга (как в чехарде). Если ребёнок не смог через кого–то перепрыгнуть, он возвращается обратно и повторяет путь заново. Станция считается пройденной только после того, как последний человек пересёк линию финиша.

Прорыв. На данной станции детям даётся задание пройти через ворота, которые охраняет вожатый с завязанными глазами. Дети, проходя через ворота, должны постоянно издавать какие–нибудь звуки. Тот, кого задел вожатый, считается пойманным, и за каждого пойманного отряду начисляется штраф.

Взятие высоты. Эту станцию рекомендуется проводить на каком-нибудь холме, где есть различные канавы, кусты, насыпи, высокая трава, деревья и т.д. Если нет такого склона, то станцию можно проводить в лесочке и назвать её «Маскировка». Дети стоят у подножья холма, а проводящий – на вершине холма. У проводящего свисток. По свистку проводящий отворачивается, а дети начинают подъем по склону. Через каждые 10 секунд свистит 2 раза и поворачивается. Дети, услышав двойной свист, должны попрятаться так, чтобы проводящий их не заметил. Проводящий тем временем считает тот народ, который он смог увидеть. После подсчета он опять встаёт спиной к склону и издает 1 свист, после чего дети продолжают подъем. Станция заканчивается после того, как первый поднявшийся ребёнок коснется проводящего (каждый замеченный ребёнок – штрафной балл).

Паутина. Дети должны преодолеть участок с натянутыми в хаотичном порядке верёвками, не задев их даже одеждой. Перед детьми ставится условие, что если во время прохождения ребёнком паутины хоть одна верёвка колыхнется (даже не по его вине), то этот ребёнок считается убитым. Паутину должен пройти каждый из играющих. Причем на этой станции ребёнок может быть убитым столько раз, сколько он задел паутину, и каждое касание приравнивается к определённой величине штрафа.

Болото. На этой станции дети должны, прыгая по кочкам, преодолеть болото. Кочки либо нарисованы мелом, либо сделаны из досок. Кочки могут быть разных размеров и форм, лежать друг от друга на разном расстоянии. Те дети, которые хотя бы одной ногой наступили мимо кочки, считаются утонувшими в болоте и должны вернуться к началу станции. За каждого утонувшего начисляется штраф.

Переноска раненого. Среди детей выбирается 1 человек на роль раненого, остальные должны дотащить его очень осторожно до намеченной точки. Если раненого уронили или небрежно несут, то он умирает, и отряд возвращается на начало станции, и выбирается другой раненый. За 1 погибшего на это станции назначается штраф.

Ключевая. На этой станции дети должны достать ключ от замаскированного командного пункта. Ключ подвешен на нитке, на высоте 3 или 3,5 метров над землёй. Детям говорится, что ключ спрятан где-то на этой территории. Их задача найти и сорвать его. После чего отряд бегом возвращается на линию старта всей полосы и отдает ключ вожатому, после чего (если весь отряд в сборе) вожатый останавливает время и плюсует к нему штрафы.

Сигнальный крест. Отрядам предлагается из любых материалов выложить на земле сигнальный крест так, чтобы его было видно с воздуха (проводящий станцию находится на балконе).

Шифровка. Расшифровать секретную телеграмму. Учитывается время, затраченное на расшифровку. (С учетом возрастных категорий)

Переправа. С помощью двух стульев (дощечек/ обручей) один человек от отряда должен переправить остальных на «другой берег».

Минное поле. У отряда есть три попытки для того, чтобы пересечь минное поле (листы формата А-4 чистые и с обозначенными крестом минами).

Костровая. За установленное время сложить костер под натянутой ниткой, зажечь так, чтобы нитка как можно быстрее перегорела. Отряду выдается 2 спички. Каждая новая спичка – штрафной балл.

Построение к бою. Отряду сообщается ситуация: противник очень близко и не знает о вашем приближении. Ваша задача – построиться в определенном порядке БЕЗЗВУЧНО для нападения. Варианты построения: треугольник (1-3-5-7-9 человек в ряду), стрела, квадрат (5х5).

Пройти часового. На открытой местности по отрезку, примерно 20 метров длинной, или по коридору корпуса туда и обратно ходит вожатый. Необходимо пройти незамеченным, т.е. за его спиной. В случае, когда данная станция проводится в корпусе, дети могут прятаться в комнатах, чтобы пройти из одного конца коридора в другой. Если вожатый, обернувшись, кого-то увидел, этот человек считается убитым.

Станции проводятся на время или на прохождение. После прохождения станций всеми отрядами, подводятся итоги. Оценивается правильность выполнения заданий или время прохождения, в зависимости от условий конкретного задания. За неправильное выполнение заданий или нарушение их условий начисляется штрафное время или баллы. Из-за сложности или невозможности оценивания некоторых станций, они не оцениваются, а проводятся для наполнения (главное, что дети этого не знают).

После станций для того, чтобы дети отдохнули, проводится военная викторина.

Ближе к вечеру обязательно выделяется блок времени (примерно 1 час) для объяснения отрядам правил ночного боя.

Ночной бой. Для ночного боя необходимо назначить детей на некоторые должности. Для обработки данных назначаются 2 штабиста (как правило, 1 и 2 отряд). В каждом отряде назначаются (или выбираются) разведка - 2 человека, прятальщики – 2 человека, комендатура – 2 человека. Остальные – поисковики. В 2350 штабисты, комендатура и прятальщики уходят в штаб. В штабе прятальщикам выдают пакеты, которые должны быть абсолютно одинаковыми. В каждом пакете лежит чертеж ракеты на чертеже проставляется стоимость (от 100 до 300) этого чертежа и номер отряда. Есть так же пакеты – фальшивки, которые выглядят, как настоящие только внутри нет никакого чертежа, а просто заложен чистый лист с номером отряда. Если отряд находит такой пакет, то с него снимается 50 баллов. За каждым из отрядов закреплено 2 настоящих и один фальшивый пакеты. Если отряд приносит свои пакеты, то с них снимается половина от заявленной стоимости пакета. Если отряд принёс свой фальшивый пакет, то с него снимается не 50, а 100 баллов.

Ровно в 24 часа на территории лагеря выключается свет, и из штаба выходят прятальщики, в задачу которых входит спрятать пакеты на оговоренной заранее территории. С учетом правил прятанья пакетов, которые запрещают прятать пакеты на высоте более 1 метра над землёй, сгибать и мять их, прятать в урнах, закапывать пакеты, прятать их в корпусах и подсовывать под двери. Пакет должен быть спрятан так, чтобы от него было видно не менее 1 четвёртой части, чтобы его можно свободно достать рукой даже ребёнка младшего отряда.

Через 2 минуты после выхода прятальщиков из корпусов выходит разведка, в функции которой входит отслеживать, кто и куда спрятал пакет. Они эти сведения сообщают поисковикам своего отряда, но ни в коем случае не имеют права прикасаться к пакетам. Разведка может вернуться в корпус только, когда включат свет в лагере.

Спустя 3 минуты после выхода разведки из столовой выходит комендатура, которая должна ловить разведку, но, не трогая при этом прятальщиков (у прятальщиков есть специальные пропуска). Пойманных разведчиков ведут в штаб, где за каждого пойманного разведчика отряду приписывают по 20 баллов.

Как только включают свет, комендатура возвращается в штаб. В это время из корпусов выходят поисковики и начинают поиски пакетов. Поиски продолжаются в течение 20 минут, все найденные пакеты приносятся в штаб, где проверят его подлинность (пакет не принимается, если он вскрыт до прихода в штаб), после чего по лагерю вновь гасится свет. Все поисковики должны срочно разойтись по своим корпусам потому, что выходит из штаба комендатура и отлавливает тех, кто не успел и ведет их в штаб. Где все приведённые остаются в плену до конца ночного боя. После того как все разошлись по корпусам, физрук с прятальщиками проверяют, правильно ли спрятаны ненайденные пакеты. После всех проверок начинается вторая фаза ночного боя, где повторяется всё вышеизложенное. Когда заканчивается вторая фаза, все дети расходятся по корпусам и готовятся к отбою. В 1.50 отбой и спустя 10 минут выходит комендатура из числа вожатых проверять, как дети засыпают.

В зависимости от условий лагеря, комплектации инвентарем, финансирования условные сигналы могут подаваться сигнальной ракетой, звуком (свисток/сирена/петарда).

День второй, естественно, начинается с подъёма и настоящей армейской зарядки.

Армейский аукцион. Проводится для того, чтобы распределить звания на дневной бой Зарницы (аукцион рассчитан на сезон с денежной системой). Продаются звания: генералов, полковников и лейтенантов. Дети, исходя, из своих личных сбережений повышают стоимость 1 звания. Если же на сезоне не работает денежная система, то звания распределяются на усмотрение вожатых, учитывая пожелания детей.

Дневной бой. Лагерь делится на две группировки, желтую и черную. В свою очередь каждая группировка разбивается на дивизии (полки). Из каждой группировки выделяется охранный полк во главе с генералом. Они охраняют штаб своей группировки. В каждом полку должен быть свой полковник и два лейтенанта. У всех носителей званий есть ряд преимуществ, у полковника погоны сорвать может только полковник, а полковник может оборвать погоны у всех, кроме генерала, то же самое лейтенант – у всех, кроме генерала и полковника. У каждого полковника находится пакет с фрагментом карты (на карте показано расположение штаба) и подсказка к паролю. Допускается наличие в каждой из группировок одного полка с фальшивым пакетом. Штабы обеих группировок находятся за территорией лагеря. Полков должно быть четное количество и по количеству меньше, чем вожатых на сезоне. К каждому полку прикрепляется один вожатый, который следит за правильным ходом игры. К началу боя группировки разбивают на полки (полки должны состоять из детей разных отрядов, это делается для того, чтобы уровнять полки по силе) и проверяют правильность пришитых погонов (погоны размером 5х10 должны быть пришиты на два стежка по краям). Непосредственно бой начинается, когда группировки сформированы и разведены по своим штабам. Если встретились 3 полка, один полк должен стоять и ждать пока два других выясняют отношения. Бой может проходить только один на один. Если полки догадались, где находится штаб противника и какое кодовое слово, то они спешат в штаб врага и там говорят вожатому кодовое слово и если они не ошиблись, то вожатый допускает их к охранному полку. Цель всего дневного боя – захватить вражеского генерала, привести его на большой плац, где второй генерал прилюдно оторвет ему погоны. Всех офицеров должно быть видно, поэтому у лейтенантов на погонах рисуется одна поперечная полоска, у полковника – две полоски, а у генерала одна большая звезда. Погоны можно закрывать одной рукой. Все кому в процессе боя оборвали погоны, те считаются убитыми и должны прибыть в морг, который находится в столовой. Если при стычке двух полков один отступил, но при этом потерял своего полковника, он должен присоединиться к ближайшему своему полку, у которого полковник ещё жив.

Парад – закрытие. Знаменует собой окончание игры «Зарница». Так же как и на параде открытия, отряды проходят строем, сдают рапорта и после этого физруки подводят итоги прошедшей игры. Вручают грамоты и ценные подарки победителям, поощрительные призы проигравшим. После всех награждений физрук объявляет о снятии с режима военного положения и о закрытии «Зарницы».

Примечания. Пожелания. Приложения.

Уважаемые коллеги вожатые, вам был предоставлен один из классических сценариев ВСИ «Зарница» проводимые некоторыми отрядами. Зарницы, проводимые этими отрядами традиционны, и изменения в сценарии, как правило, касаются внутренней структуры конкретного боя или общей легенды мероприятия. Могут меняться названия армий, их цвета, количество, отличительные знаки, правила определённых операций. Общие же правила Игры изменениям, как правило, не подлежат.

Чтобы разработать «Зарницу», необходимо приложить фантазию, тогда даже основываясь на базовом сценарии, можно сделать абсолютно специфичное и ни на что не похожее мероприятие. Были случаи, когда вожатые – любители компьютерных игр из жанра стратегий довольно лихо заворачивали сюжет «Зарницы», и вот здесь-то уже нельзя было обойтись без хитрости, выработки различных тактик и осуществления стратегий.

Практика показала, что вожатым участвовать в «Зарнице» нельзя, в силу того, что любой вожатый как раз и является генератором различных стратегий и хитростей, детская инициатива при этом теряется. В зависимости от легенды, вожатые могут быть объявлены военными наблюдателями ООН или журналистами-международниками (военкорами).

С этой точки зрения цель вожатых должна быть направлена на осуществление тотального контроля за выполнением правил игры, чтобы азартное обрывание погон в какой-нибудь из фаз не переросло в рукопашную схватку двух враждующих группировок. Во избежание конфликтных ситуаций вожатые всё же могут вмешиваться в ход игры, однако, в этом случае при грубом нарушении правил оборвать погоны нарушителя может только отрядный вожатый или главнокомандующий.

Приложения

Предлагаем вашему вниманию некоторые варианты сценариев дневного боя. Операция «Прорыв» заключается в следующем. Лагерь делится на две армии. Одна, по жребию, выходит за территорию лагеря, другая остаётся. Цели первой армии – пересечь территорию лагеря, цель другой – не допустить перехода вражеской армии. Операция осуществляется с пришиванием погон для подсчёта убитых и раненых с каждой из сторон. Могут быть назначены контрольные точки для перехода, прохождение которых строго обязательно.

Операция «Двойной прорыв» Лагерь делится пополам осевой линией, на которой находится генштаб. Каждая армия делится на 2 части, одна из которых будет прорываться к генштабу, а другая осуществлять заслон для прорывающихся из другой армии. Армии разводятся в противоположные стороны лагеря, желательно за его границы. Выставляются заградительные линии (засады) примерно посередине пути каждой из прорывающихся армий и в местах наиболее возможного прохода вражеских сил к генштабу. Из числа прорывающихся назначаются курьеры или т.н. «несуны» по количеству кусочков карты, которую нужно доставить в генштаб. Курьер помечается повязкой определённого цвета (повязку разрешается прятать). Задача остальных прорывающихся состоит в защите курьеров или в осуществлении обманных манёвров – отвлечении засадных «на себя» (ведь курьерской повязки не видно и никто не знает, кто именно курьер). По условному сигналу или при наступлении времени «Ч» армии начинают движение. Итоги подводятся по числу доставленных кусков карты или по числу убитых и раненых.

Во избежание батальных сцен на территории генштаба, на его территорию (круг, радиусом 10 метров) могут зайти только курьеры, предъявив свою повязку. Передавать повязку и карту нельзя. Очки начисляются за доставленные кусочки карты, а также за захваченных курьеров другой армии и доставку их карт.

Операция «Ставка» (захват флага)

Армиям необходимо за определенное время разбить лагерь в лесной зоне радиусом не менее 10 метров. Основная цель – захватить флаг вражеской армии.

Операция «Захват»

За каждым батальоном закрепляется корпус. На стене корпуса краской или мелом рисуется мишень такого же цвета, что и у армии, обладающей этим корпусом. Батальоны делятся на две части: обороняющуюся и атакующую. В атакующем взводе назначаются минёры, им выдаётся мел. В обороняющем взводе назначаются сапёры. У минёров и сапёров погоны особого образца. Убить минёра может только сапёр и наоборот. Основная цель – захватить корпус противоположной армии. Корпус считается захваченным, если на мишени минёром был поставлен крест.

I. Общий сбор
Каждый класс находится в своей классной комнате. В это время раздается сигнал: «Воздушная тревога!» Команды в течение 5 минут собираются и выбегают на улицу, где строятся на торжественную линейку.
II. Строевая подготовка.
Звучит военная музыка. Дети строятся в шеренгу.
Ведущий: Равняйсь! Смирно! На Право! Кругом! Здравия желаю, юнармейцы!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: Парад, смирно!
Давно отгремели залпы войны
Над нами мирное небо. Люди спокойно работают. Вы, дети, живете в мирное время. Это счастье, добытое в суровых сражениях и битвах. Наш покой охраняет наша славная Армия. Игру «Зарницу» мы посвящаем к Дню Победы!!
III. Вручение командам маршрутных листов
На торжественной линейке командир каждого класса докладывает о готовности класса к игре главнокомандующему: «Товарищ главнокомандующий! Отряд (название) к игре «Зарница» готов. Наш девиз (говорит класс). Командир (имя командира). Рапорт сдан!» Главнокомандующий отвечает: «Рапорт принят, вольно!»
Главнокомандующий. Сейчас каждая команда получит конверт с указанием маршрута, по которому вы должны двигаться. На каждом перевалочном пункте вас будет ждать постовой. Он объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания, и оценит их. Если задание выполнено, то команда получает фишку. По музыкальному сигналу все команды отправляются дальше по маршруту. Дойдя до последнего пункта, вы получаете конверт с секретной информацией. В этом конверте самое важное задание.
Итак, ваша задача — собрать больше фишек и выполнить последнее задание.
(Командиры получают маршрутные листы, команды разбегаются по своим маршрутам.)
IV. Прохождение маршрутов по станциям
1.Станция «Саперы».
Учувствуют 2 человека из команды. На определенном расстоянии друг от друга, будут лежать обручи. В них будут лежать надутые воздушные шары, в шарах будут лежать «мины». «Минами» будут игрушки. Задача одного игрока как можно больше и быстрее лопнуть шаров. Задача второго игрока отнести «мины» в коробку. Оцениваются быстрота, правильность выполнения.
2. Станция «Я – патриот».
Тут учащимся предлагается нарисовать на белом картоне флаг России мелом. Оценивается правильность выполнения задания.
3. Станция «Санитары».
Участвуют 6 человек из класса. Два человека должны правильно собрать аптечку. Один человек изображает раненого, а остальные 2 человека изображают санитаров, которые должны правильно оказать первую медицинскую помощь. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания.
4. Станция «Военный эрудит».
Участвует весь класс. Дети должны ответить на вопросы:
1) Символы России? (Флаг, гимн, герб).
2) В какой последовательности идут цвета российского флага? (Белый, синий, красный).
3) Как называется торжественное прохождение войск? (Парад).
4) Как называется наступательное движение войск? (Атака).
Оценивается правильность выполнения задания.
5. Станция «Свари суп».
На небольшом расстоянии стоит кастрюля и повара. По команде постового повар берет, что не обходимо для варки супа и пытается по пасть в кастрюлю (каждого повара будет по 2 попытки) Последний бежит к кастрюле, мешает ложкой содержимое, поднимает руку вверх и кричит «Готово». Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.
6. Станция «Военные звания».
Команде выдается лист бумаги и ручка, где наклеены погоны со звездами. Команда должна за определённое время на писать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии». Оценивается правильность выполнения задания.
7. Станция «Одни за всех и все за одного».
Команда должна преодолеть полосу препятствий:
1) прохождение змейкой;
2) перепрыгивание колес;
3) перелезание через домик.
Оценивается быстрота и ловкость.
8. Станция «Шифровка».
На последней станции команда, получают конверт с самым важным заданием — шифровкой. Задача команды расшифровать слово (У каждой своей команды, будет свое зашифрованное слово). Команда расшифровывает слово и поднимает флаг. Оценивается правильность выполнения задания.
Шифровка
3 1 26 1 9 1 5 1 25 1 -1716 5 15 33 20 30
193 16 11 22 13 1 415 1 526 201 2
16 14 10 15 1 25 1 20 30 17 6 20 3012 13 1 19
19 15 21 32 176 19 1532
Ключ к шифровке
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТ
123456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
УФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
V. Полевая кухня.
Пока подводят итоги, командам предлагается получить чашку чая и бублик.
VI. Подведение итогов.
Вот и подошла к концу военно-спортивная игра «Зарница». С задачей игры все ребята справились отлично. Вы показали себя, не только ловкими, сильными, смелыми, быстрыми, но и дружными, умеющими быть единой командой.
За активное участие в военно-спортивной игре «Зарница» отряды награждаются грамотами.



Новое на сайте

>

Самое популярное