Домой Полость рта История дня ашуры. Приближается день Ашура: в какие дни нужно соблюдать пост? Образцы турецкой кухни

История дня ашуры. Приближается день Ашура: в какие дни нужно соблюдать пост? Образцы турецкой кухни

День Ашура приходится на 10-й день священного для мусульман месяца мухаррам. Само название «Ашура» происходит от арабского слова «ашара», что означает «десять». В 2009 году день Ашура отмечается 26 декабря (10 мухаррама 1431 года по хиджре).

По преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».

В мусульманской традиции день Ашура посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции - Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда.

Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 года по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей».

После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение . В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления - траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая - «шахсей-вахсей»). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней, их даже собирают в особые сосуды - слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников.

Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.

Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.

Согласно мусульманской традиции, если кто посетит больного в день Ашура , то это будет равносильно тому, как если бы он посетил всех детей Адама. Тот человек, который в этот день даст напиться страдающему от жажды, получит за это вознаграждение, как если никогда не ослушивался Аллаха. Кто совершит полное омовение в день Ашура, будет защищен от страданий и многих болезней. Кто проведет ночь, предшествующую дню Ашура, в поклонении (ибадате), а утро будет поститься, будет сохранен от ужаса предсмертной агонии. Кто будет щедр с людьми, находящимися в материальной зависимости от него, то Всевышний проявит Свою щедрость к такому человеку в течение целого года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ашура — это самый важный праздник в календаре мусульман шиитов. Он отмечается в 10-й день месяца Мухаррам — первого месяца в мусульманском календаре. Для шиитов, которые составляют около 15 процентов всех мусульман в мире, это самый большой праздник в году. Однако для остального мира он чаще всего ассоциируется с кровавыми шествиями, во время которых его участники бичуют себя, нанося удары цепями с острыми лезвиями на конце, кинжалами и саблями. Кровавая традиция праздника Ашура в объективе фотографов.

16 ФОТО

1. Процессия шиитов в Индии. (Фото: THAIER AL-SUDANI / REUTERS).

Праздник Ашура — это день поминовения внука пророка Мухаммеда, который погиб в 680 году во время битвы при Кербеле (в центральной части Ирака) с войсками халифа Язида из династии Омейядов. Внук пророка Мухаммеда — Хусейн ибн Али — почитается шиитами как третий имам и их духовный предок. Шииты живут в основном в Ираке, Иране и Бахрейне, и являются меньшинством в таких странах как Афганистан, Пакистан, Ливан и Саудовская Аравия.


2. Кровавая традиция праздника Ашура в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Для мусульман праздник Ашура — это день траура. Они оплакивают мученическую героическую смерть Хусейна во имя добра и справедливости. И хотя это праздник шиитов, в нем также принимают участие татарские сунниты.


3. Мужчина разрезает кожу ребенка в знак скорби во время шествия в Мумбаи — столице индийского штата Махараштра. (Фото: DANISH SIDDIQUI/REUTERS).

В этот день проходят традиционные шествия мужчин, которые в знак траура по Хусейну калечат свои тела бичами, ножами, мачете и бьют себя в грудь. Так они выражают свою скорбь и солидарность с погибшим внуком пророка Мухаммеда.


4. В празднике Ашура принимают участие также женщины, они не участвуют в кровавых шествиях, а в этот день в знак скорби носят черную одежду без украшений. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
5. Что интересно, самобичевание и самоувечья несовместимы с принципами ислама. Шиитские духовные лидеры выносят против этой традиции фетвы (решение по какому-либо вопросу, основанное на принципах ислама). (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
6. Кровавая процессия в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Однако не везде праздник Ашура связан с кровавыми обрядами. Известны, например, также обычаи публичного чтения отрывков из произведения XVI века — «Сад мучеников», в котором описываются трагические обстоятельства смерти внука пророка Мухаммеда.


7. Ашура — самый большой праздник в шиитском мусульманском календаре. Во время процессий его участники часто подвергаются нападениям со стороны суннитских повстанцев, поэтому такие мероприятия теперь проходят с кордонами местной полиции. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
8. Самобичевание в знак траура по погибшему Хусейну ибн Али. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
9. Один из участников кровавой процессии в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
10. Ливанские шииты, сторонники Хезболлаха, слушают историю жизни и смерти имама Хусейна ибн Али во время праздника Ашура в Бейруте. (Фото: HUSSEIN MALLA/AP).
11. Самобичевание шиитов в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
12. Кровавая традиция праздника Ашура в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
13. Кровавый обычай должен напомнить шиитам о героической и мученической смерти внука пророка Мухаммеда. (Фото: PAP / EPA).

В 2018 году мусульмане будут праздновать день Ашура 20 сентября. Это десятый день месяца мухаррам по мусульманскому календарю. Рассказываем про пост в день Ашура, о сути и традициях праздника.

День Ашура: суть праздника

Согласно мусульманской традиции, в день Ашура произошли много важных священных событий. Землю, море и небеса сотворили в день Ашура. Родился Адам. Пророк Нух(Ной) вышел из ковчега. Закончились страдания пророка Айкуба(Иова). Еще день Ашура — день спасения Мусы(Моисея), пишет РИА Новости .

Что нужно делать в день Ашура-2018?

В день Ашура нужно посещать больных, помогать страждущим, быть щедрым с людьми. Считается, что тот, кто совершит полное омовение в день Ашура, будет защищен от страданий и многих болезней, а кто проведет предшествующую ночь в поклонении и утром будет поститься, будет сохранен от ужаса предсмертной агонии.

Пост в день Ашура: надо ли соблюдать?

На День Ашура принято соблюдать двух или трехдневный добровольный пост.

Согласно исламскому вероучению, пост установил Мухаммед после переезда из Мекки в Медину. Но потом в Рамадан установили обязательный пост, и тогда у мусульман-суннитов пост в день Ашура стал добровольным, пишет newsru.co.il . А вот у мусульман-шиитов он обязательный.

В день Ашура убили внука пророка Мухаммеда, имама Хусейна. Он пал смертью борца за веру. С этого моменты для шиитов день Ашура стал трагической датой. Верующие строго постятся, оплакивают мученическую смерть Хусейна; в некоторых странах мусульмане-шииты проводят в день Ашура церемонии, сопровождающиеся самоистязанием.

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными, уточняет РИА Новости.

Месяц Мухаррам является одним из четырёх, священных для мусульман месяцев, а 10-й день месяца называют днём ‘Ашура (от слова «ашара», что означает «десять») Относительно этого дня существует много разных историй и притч. Исторически так сложилось, что на протяжении многих тысячелетий, возможно, и миллионов лет, на этот день приходились значительные события, которые касались некоторых пророков (мир им) и Творца (Свят Он и Велик).

День ‘Ашура ‒ день поминовения пророков посланников Аллаха (мир им). В этот день Аллах оказал помощь и внимание 10 пророкам, а так же это один из десяти дней, когда Всевышний проявляет свою щедрость.

Первое историческое событие, связанное с этим днём, произошло во времена праотца всего человечества и пророка Адама (мир ему). По Своей милости, Всевышний принял покаяние у Адама в день Ашуры.

Пророк Идрис (Енох) (мир ему) был вознесён в день ‘Ашура.

Идрис попросил надежного друга из числа ангелов вознести его на небеса. Тот согласился удовлетворить просьбу и начал подниматься вместе с пророком в непостижимую высь. На четвертом небесном уровне они повстречали ангела смерти и спросили: «Скажи, пожалуйста, сколько осталось жить Идрису?» «А где он?» ‒ уточнил ангел смерти. «Да вот он», ‒ воскликнул друг Идриса. «Удивительно, мне было приказано забрать его душу на четвертом небесном уровне, хотя он [как человек] вроде бы должен быть на земле?!» И забрал душу Идриса.

св. хадисов Ибн Хаббана

Ибн Кутейба говорил, что «Идрис был вознесён ангелом, когда ему было триста пятьдесят лет ». [См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т., 2000. Т. 8. С. 463.]

День ‘Ашура является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ноя) (мир ему). В этот день Аллах даровал Нуху (Ною) (мир ему) и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах Великого потопа. Ноев Ковчег утвердился на горе аль-Джудий. (Св. Коран, 11:44)

В этот день родился пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему), в этот день он был вознесён на уровень халиля, в этот же день был спасён от огня.

Именно на этот день пришлось спасение пророка Мусы (Моисея) (мир ему) и его народа, от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском.

Один из величайших примеров искренней и грамотной набожности пред Богом в истории человечества ‒ пророк Юнус (Иона) (мир ему) ‒ был спасён из брюха кита в день ‘Ашура. Кит, из желудка которого он взмолил Аллаха о спасении, подплыл к берегу и, раскрыв пасть, выпустил его.

В это день Аллах принял покаяние (тавба) Дауда (Давид) (мир ему).

Аллах провёл через испытание и трудность пророка Сулеймана (Соломона) (мир ему), лишив его на некоторое время власти и могущества. В день ‘Ашура Всевышний вернул своему прекрасному рабу власть.

В этот день был живым вознесён к Господу пророк Иса (Иисус) (мир ему), чтобы потом вернуться на землю до Конца Света.

Пост в день ‘Ашура

В день ‘Ашура пророки Нух и Муса (мир им), в знак благодарности Господу Миров за чудесное спасение соблюдали пост. О посте в день ‘Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот великий день соблюдали пост даже арабы во времена джахилии. Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное, и это отягощало их, им было сказано поститься в день ‘Ашура для искупления греха. [См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му’асыра. Т 1, с. 399]

В этот день курайшиты меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов.

Мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

День ‘Ашура был днём поста для арабов ещё до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал другим поститься. После установления обязательного поста в месяц Рамадан Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Кто хочет, тот может поститься [в ‘Ашура], а кто не желает, тот может не поститься.

св. хадисов аль-Бухари (2003), Муслима (1130)

В первые годы Ислама пост в день ‘Ашура был обязательным постом, и даже после перенесения обязательного поста на Рамадан, у него осталось почётное положение.

Один из величайших сподвижников Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это?», они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я ближе Мусе, чем вы», затем он постился и велел соблюдать этот пост».

св. хадисов аль-Бухари (3397)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) показал тем самым своим сподвижникам, что эти события имели место быть, таким образом подтвердив единство корней монотеистических религий в том числе и в религиозной практике.

Пост в день ‘Ашура является желательным (мустахаб). Верующий человек всегда помнит слова Всевышнего, переданные в хадисе-кудси:

Самым любимым из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является вмененное Мною ему в обязанность. И будет раб Мой стремиться приблизиться ко мне Мне, совершая дополнительное, пока не будет проявлена к нему Моя Божественная любовь.

Аль-Бухари Рияд: Аль-Афкяр ад-давлийя,

1999. С.1247, хадис №6502

Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года.

Вот несколько хадисов о посте в день ‘Ашура:

Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день ‘Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года.

Св. хадисов Муслима (2803)

Лучший пост после рамадана - это пост в месяце Аллаха, мухарраме.

Св. хадисов Муслима (1163)

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллах, то будем поститься и девятый день», но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер.

Св. хадисов Муслима (2722)

Поститесь в день ‘Ашура, но не будьте [излишне] похожи на иудеев, поститесь [также] в день до него и день после.

Хадис от Ибн ‘Аббаса,

св. хадисов Ахмада (2154)

Имам Ахмад сказал: «Тот, кто желает соблюдать пост в день ‘‘Ашура, пусть постится девятого и десятого числа. Если же он станет сомневаться в вычислении месяца, то пусть постится три дня, и это говорил Ибн Сирин ». [См. “аль-Мугъни” 4/441]

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: «Пост в этот день имеет три вида: Наилучший из них - это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид - это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа. А что касается соблюдения поста только девятого числа, то это является причиной неправильного понимания хадисов этой темы и его путей передач! И это мнение ошибочное с точки зрения языка и шариата ». [См.: Задуль-ма’ад, 2/76]

Также относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) можно посмотреть в книгах: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

В Священном Коране сказано:

Спешите заслужить прощение от Господа вашего и райскую обитель, обширную, как Земля и небеса, что уготована для богобоязненных.

Св. Коран, 3:133

Пусть же Всевышний поможет нам понять суть нашего бренного бытия, извечного и вместе с тем конечного предназначения человека, и выбрать тот путь, который соответствует Его Слову и ведёт к достижению счастья и благополучия в обоих мирах ‒ в мире земном и в мире вечном! Амин.

Радия Завдетовна,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

Использованные источники:

Ш. Аляутдинов «Ответы на ваши вопросы об Исламе»

Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству»

Краткая справка об имаме Хусейне

Политическая и религиозная ситуация накануне восстания при Кербеле

В период, когда власть в халифате принадлежала омейядам (за исключением Умара II), политика государства начала сильно расходиться с практическими предписаниями ислама . Нормы Шариата нарушались правящей элитой (так, Язид открыто пил вино и приглашал ко двору шутов и певиц). Кроме того, правящая элита отдавала явное предпочтение арабам перед мусульманами иных национальностей, что противоречило установлениям Корана и Сунны . Наконец, народ был недоволен растущей социальной несправедливостью. Всё это привлекало симпатии большого количества мусульман к имаму Хусейну и побуждало его встать в оппозицию к режиму омейядов, проводивших политику целенаправленного вытеснения норм Шариата из жизни общества и государства, а также преследовавших представителей семейства пророка Мухаммада (Ахл аль-Бейт).

Когда Муавия ибн Абу Суфиан, вопреки нормам ислама, решил передать власть в халифате по наследству своему сыну Язиду, тот потребовал, чтобы в соответствии с арабской традицией влиятельные люди, в том числе и имам Хусейн, принесли ему присягу. Однако имам Хусейн отказался сделать это.

Множество людей были недовольны режимом Язида и стали отправлять имаму Хусейну письма с выражением поддержки и симпатии. Особенно много таких писем приходило из Куфы (Ирак), жители которой изъявляли желание поднять восстание и приглашали имама Хусейна стать их лидером.

События, предшествовавшие Ашуре

Шиитская критика, впрочем, базируется на том, что шиитские учёные считают сфабрикованными хадисы о необходимости празднования дня Ашура, отмечая, что они были придуманы в эпоху омейядов с целью отвлечь внимание мусульманской уммы от трагедии при Кербеле .http://atlasshrugs2000.typepad.com/atlas_shrugs/2009/01/islam-celebrate-1.html

Использованная литература

A Shi"ite Encyclopedia, Chapter 5b // www.al-islam.org

A.K. Ahmed. The Hidden Truth about Karbala. Qum, "Ansariyan Publications", 2009.

Примечания



Новое на сайте

>

Самое популярное