Домой Лечение зубов Конспект НОД: «Покормим птиц зимой. Пальчиковая игра «Веселый счет»

Конспект НОД: «Покормим птиц зимой. Пальчиковая игра «Веселый счет»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 младшей группе «Покормите птиц зимой»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Бордова Елена Борисовна

Образовательная область: познавательное развитие

(ознакомление с природой, с предметным и социальным окружением)

Цель: формировать обобщенное представление о жизни птиц зимой, развитие умений использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности.

Задачи:

Познавательная : уточнить представления детей о жизни птиц в зимнее время. Нацелить детей на помощь им.

Развивающая : закрепить умение создавать изображение, используя знакомые техники: аппликация, обрывание.

Воспитательная : воспитывать в детях заботливое отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество, здоровье, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная

Методические приёмы: минутка вхождения в день, беседа, рассказ воспитателя, составление рассказа детьми, художественное слово, рассматривание, просмотр видеоролика, физкультминутка, продуктивная деятельность, прослушивание аудиозаписи, чтение стихотворения, дидактическая игра.

Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстраций; чтение стихов, художественных произведений; заучивание стихотворения И.Агеева «Ах вы милые мои воробьи, синички… »; поделка кормушек совместно с родителями; кормление птиц; подготовка материала для аппликации.

Словарная работа: зимующие, перелётные, нахохлившись.

Материалы: видео и аудио записи; игрушка-Петрушка; опорные карточки для составления рассказа; карточки и иллюстрации с изображением зимующих птиц; корм для птиц: семечки, кусочки сала, хлебные крошки; кормушки для птиц; листы бумаги формата А-4 с изображением птиц у кормушки; клей-карандаш; влажные салфетки.

1.Организационный момент.

Воспитатель:

Придумано кем- то просто и мудро-

При встрече здороваться «Доброе утро! »

«Доброе утро! »- солнцу и птицам.

«Доброе утро! »- улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Давайте, ребята, ещё раз скажем друг другу « Доброе утро!».

2.Основная часть.

Создание мотивации.

Ребята, вы заметили по пути в детский сад, как холодно на улице? А почему?

Дети: Потому, что на дворе зима.

Воспитатель: правильно, прошло уже два зимних месяца – декабрь и январь. Зима уже приближается к концу, а наш друг-Петрушка ни разу не побывал с нами на прогулке- у него ведь нет тёплой одежды. Он о зиме ни чего не знает. Расскажите ему, какая она – зима.

Воспитатель предлагает детям рассказать о зиме, используя опорные картинки. (Приложение №1)серия картин «Времена года.Зима.»

Воспитатель:Вся земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, без листьев. На улице холодно. Все люди надели тёплую одежду. Зимнее солнце светит, но не греет. Птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель: Почему многие птицы улетают в тёплые края?

(Потому, что они боятся холодов и они не могут добывать себе достаточно корма.)

Воспитатель: Как одним словом называются птицы, которые улетают?

(Перелётные.)

Воспитатель: Ребята, а все ли птицы улетают?

(Нет не все, некоторые остаются.)

Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение:

Птичьи гнёзда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех смелей

Наш дворовый воробей.

С нами на зиму остался,

Холода не испугался.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать.

Воспитатель: Покажите, где на наших карточках изображён воробей? Какие ещё птицы остались с нами?

(Вороны, синицы, галки, голуби, сороки, снегири, дятлы) (Приложение№2)

Воспитатель: Все птицы, которые не улетают, а остаются зимовать с нами, называются…

(Зимующие.)

Воспитатель: Ты, Петруша, оставайся в тёплой группе, а мы с ребятами заглянем в зимний парк (воспитатель привлекает внимание детей к экрану). (Видеоролик «Птицы зимой») .

Воспитатель: В зимнее время птицам очень холодно и очень трудно добывать себе пищу в таком глубоком снегу. Поэтому птицы стремятся приблизиться к человеческому жилью, в надежде, что здесь им будет легче отыскать себе корм, что люди помогут им пережить холодную зиму. (Видеоролик «Покормите птиц зимой») .

Воспитатель: Мы с вами можем помочь птицам? Как?

(Покормить их.)

Воспитатель: Чем?

(Хлебными крошками, крупой, семечками, а синички ещё очень любят сало.)

Воспитатель: А куда всё это нужно положить, прямо на снег или на дорожку?

(Можно на дорожку, скамейку, но лучше всего устроить птичью столовую- повесить кормушку.)

Воспитатель: Правильно. Послушайте, как об этом пишет Г. Ладонщиков.

Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек

На крыльцо бежим скорей-

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На окошке сидя, птицы

Чистят пёрышки свои.

Здесь щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас так же терпеливо

И красавцы снегири.

Все привыкли, не пугливы-

Хоть руками их бери.

Воспитатель: В такие холода, как сегодня, птицам особенно нужна наша помощь, поэтому мы сегодня повесим на нашем участке ещё несколько кормушек- это и будет наша птичья столовая. Посмотрите на экран, вот так люди помогают птицам зимой (видеоролик, и чтение стихотворения «Покормите птиц зимой») .

Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем (физкультминутка – пальчиковая игра) .

Пальчиковая игра «Веселый счет»:

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело, мы расскажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках-

Всем хватило зёрнышек!

Самомассаж пальчиков:

Утро настало солнышко встало:

Вставай, большак, вставай, указка,

Вставай, серёдка, вставай, сиротка,

Вставай, крошка- Митрошка.

Привет, ладошка.

Воспитатель: Предлагаю нашим ручкам немного потрудиться - покормить наших птичек. Вот они сидят и ждут, когда же мы положим для них угощение?

Продуктивная деятельность:

Воспитатель задает вопросы: Какие птицы прилетели? Что они любят кушать?

(Снегирь - ягоды рябины, зёрнышки.

Синичка – зёрнышки, хлебные крошки, сало.)

Воспитатель объясняет и показывает приёмы работы. Самостоятельная работа детей в сопровождении спокойной музыки. Воспитатель напоминает об осанке, аккуратности в работе, правила пользования клеем. Окончив работу, дети протирают руки влажной салфеткой. Воспитатель ласково поощряет детей, предлагает вместе прочесть стихотворение:

Ах, вы милые мои

Снегири, синички!

Вам кормушку смастерил я –

Угощайтесь птички!

Звучит фонограмма птичьего щебета.

3.Итог. Ребята, кто-то нам оставил записку. Слушайте внимательно.

Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,

Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.

Ребята, можно так делать в лесу? Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу.

Правила

1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать п подходить к ним – нельзя.

2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.

3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.

4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть красивое остается в природе.

5. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.

6. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Приложение № 3

Воспитатель: Вы слышите, это птички у кормушки щебечут, радуются, благодарят вас за угощение. Посмотрите за окно, кто сегодня прилетел в нашу столовую? Теперь, ребята, эти синички расскажут всем птицам в округе, что в детском саду у них много добрых друзей, которые готовы помочь птичкам пережить холодную зиму. Дома вы тоже можете устроить птичью столовую за окном или на балконе.

Звучит весёлая позитивная музыка, дети могут продолжать наблюдать за птицами на кормушки.

Подведение итога конкурса «Птичья столовая». Кормушки для птиц сделанные из бросового и природного материала. Презентация кормушек выполненных дома вместе с родителями.

Фотосессия. Выставка детских работ.

На прогулке: открытие Птичьей столовой.(кормушки изготовленные руками детей и родителей).

Затем кормушки развешиваются на деревьях всей территории детского сада и на участке где гуляют дети.

Ребята смогут не только кормить птиц, но и наблюдать за ними.

В заключении обязательно подвести детей к мысли, что необходимо беречь и охранять родную природу, а начинать можно с простого – подкармливать птиц!

победители конкурса «Птичья столовая»

Приложение №1

Приложение №3

Приложение №2

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Покормите птиц зимой".

Горчакова Юлия алексеевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: данный конспект непосредственно - образовательной деятельности рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, а также может быть полезен педагогам, занимающимся проблемой экологического воспитания дошкольников. Детей очень привлекают нетрадиционные техники рисования, при помощи которых можно закрепить полученные знания об окружающем мире, о птицах.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, художественная литература, познание, коммуникация, музыка, экология.
Цель: продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования - рисование пластилином (пластилинография).
Задачи:
Образовательные:

- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия;
- продолжать учить соблюдать правила композиции, аккуратно работать с с пластилином, совершенствовать умение отщипывать маленький кусочек пластилина и растягивать его по силуэту снегиря.

Развивающие:
- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
- продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Словарная работа: синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, дятел.
Предварительная работа: разучивание стихов о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края, отгадывание загадок о птицах, беседа о зиме, как о голодном и трудном времени для птиц.
Оборудование:
- демонстрационный материал (картинки и фотографии зимующих птиц в презентации; записи голосов птиц на CD-диске; образец работы - динамическая таблица, мультимедийное оборудование, корзинка с загадками);
- раздаточный материал (пластилин, досочки для лепки, стеки, листы бумаги с изображением снегиря на ветке рябины, разрезные картинки, медали).
Логика непосредственно-образовательной деятельности:
Организационный момент.

Звучит песня «Зимняя сказка». Дети с воспитателем входят в группу.
Здравствуйте, девчонки, добрый день, мальчишки!
Наигрались в куклы, полистали книжки.
А сейчас мы вместе отдохнём немного,
В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!
Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас поздороваемся друг с другом.
К солнышку потянулись, лучик взяли,
К сердцу прижали, другу отдали.
Вводная беседа. Актуализация знаний детей.
Показываю иллюстрации с изображением зимних пейзажей.
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).
О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).
Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в удивительный зимний лес, который может подарить вам интересные встречи.
Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,
Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу. (Звучит запись «Голоса птиц»).
Присядем на пеньки. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей).
Как здесь удивительно и красиво! В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Зачем ты, человек, пришёл в лес? С добром или нет? Под деревьями на белом снегу отпечатались следы зверей и птиц. Лесные поляны - это гладкие страницы большой книги - Книги леса.
Там, где в соснах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Кто загадку отгадает,
Тот картинку получает.

1. Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей).
(Показываю презентацию с изображениями птиц).

2. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).

3. Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел).

4. Окраской – сероватая,
Повадка – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (Ворона).

5. Верещунья, белобока,
А зовут её… (сорока).

6. Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет!
Кто назвать её сумеет? (Снегирь).
Посмотрите на экран и скажите мне, о ком мы будем говорить сегодня? (О птицах). Как всех этих птиц можно назвать одним словом? Совершенно верно, это зимующие птицы.
Посмотрим о них небольшой фильм.
Просмотр видео о жизни зимующих птиц.
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Птицы просыпаются с солнышком и целый день ищут себе корм. Голодная птичка холодной ночью может погибнуть.
Релаксационное упражнение «Согрей птичку».
Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
Физминутка «Птичка ожила».
Птичка крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо - влево,
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой.
А какая из этих птиц прилетает к нам только зимой? (Снегирь). Какая она? Как вы думаете, почему её так назвали: снегирь?
За правильные ответы вы получили картинки. Попробуйте все вместе составить из них изображение птицы.
Дидактическая игра «Собери снегиря».
Какая птица получилась? Расскажите стихи, которые вы знаете о снегире.
Побелело за окошком,
Всё в снегу, какая ширь.
Как румяная матрёшка -
На крыльце живой снегирь.
Снегирей в окно увидишь:
Здравствуй, милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйдешь
Дай им спелых зёрен горсть.
Понравилась вам прогулка по лесу? А сейчас давайте вернёмся в нашу группу.
У вас на столах лежат нераскрашенные картинки. Что это за птица? Верно, это снегирь. Что ещё вы заметили на столах? (Пластилин).
Что мы можем сделать? (Придать цвет картинке при помощи пластилина).
Обследование снегиря.
Что есть у снегиря? (Туловище, голова, лапки, крылья, тело покрыто перьями, на голове есть клюв, глаза).
Какого цвета грудка у снегиря? А крыло?
Поэтапный показ и объяснение последовательности выполнения работы.
С техникой пластилинографии мы уже знакомы. Давайте вспомним, как пластилином раскрасить картинку? (Ответы детей). А сначала подготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Сначала - "зовущие» движения пальцев, затем "режущие» движения одной ладони по другой.
Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга.
Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью, то же – левой рукой.
Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Смотрите очень внимательно, ещё раз для всех покажу. Беру в руки пластилин, отщипываю маленький кусочек, кладу его на левую ладонь, правой ладонью сверху накрываю и катаю шарик, затем я этот шарик прикладываю к картинке и большим пальцем правой руки прижимаю и растягиваю. Заметьте, начинаю снизу, ряд за рядом, чтобы было видно перья. Для изображения ягод рябины, я просто прижимаю шарик большим пальцем. Вот такая картинка у меня получилась.




Я верю, что у вас получится ещё лучше и ярче. С чего начнёте работу?
Художественное творчество, индивидуальная помощь.
Анализ и оценка детских работ. Рефлексия.

Какие яркие, красивые снегири у вас получились! Как живые, настоящие, очень симпатичные и весёлые! Ребята, что вам сегодня понравилось? Как вы считаете, получилось у вас раскрасить снегиря с помощью пластилина? Кто считает, что да, получилось, прикрепите зелёный шарик в левый верхний угол картинки, а если кто-то считает, что было много трудностей, прикрепите красный шарик в левый верхний угол. Вот умнички!



Я думаю, что у многих из вас около дома висит кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и становятся частыми гостями в ней. А вы можете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней.
Приучите этих птиц
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Мне очень понравилась наша прогулка, ваши работы такие замечательные, вы обязательно сделаем выставку, а ещё у меня есть для вас маленький сюрприз - медалька - снегирёк «За помощь птицам зимой».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Покормите птиц зимой".

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие.
Цель : формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия.
Развивающие:
- активизировать внимание, память и мышление; вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
- продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Словарная работа: Синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, дятел.
Предварительная работа : Разучивание стихов о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края, отгадывание загадок о птицах, беседа о зиме, как о голодном и трудном времени для птиц.
Организационный момент.
Звучит песня «Зимняя сказка». Дети с воспитателем входят в группу.
Здравствуйте, девчонки, добрый день, мальчишки!
Наигрались в куклы, полистали книжки.
А сейчас мы вместе отдохнём немного,
В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!
Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас поздороваемся друг с другом.
К солнышку потянулись, лучик взяли,
К сердцу прижали, другу отдали.
Вводная беседа. Актуализация знаний детей.
Показываю иллюстрации с изображением зимних пейзажей.
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).
О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).
Зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегам. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
Жалко? (Очень жалко!)
Послушайте стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы.
Нос наружу - ой-ой-ой!

Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки-непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю.
Не дожить мне до весны!»
Посмотрите на экран и скажите мне, о ком это мы будем говорить с вами сегодня? (О птицах). Как всех этих птиц можно назвать, одним словом? Совершенно верно, это зимующие птицы.

А сейчас вставайте в круг, и давайте поиграем.
Игра называется "Перелетные - зимующие".
Я вам буду бросать мяч и называть птицу, а вы будете говорить перелетная это птица или зимующая. (проводится игра).
Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережа: «Ладно!
Потерпи недолгий срок…»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист - зерна.
А на лист - пшена.
Конопли две горсти -
Собирайтесь, гости!
Ребята, птицы - наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы.
Как мы можем помочь птицам зимой?
Правильно, можно сделать кормушки.
Посмотрите, какую кормушку сделала Настя с папой.

Когда пойдем на прогулку, развесим наши кормушки!
Я вам хочу напомнить, что еда нашего стола для птиц не годится. Синичке можно предложить кусочек несоленого сала; воробьям - хлебные крошки, семена, крупу, зерна.

И еще, чтобы накормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно, в одно и тоже время.
2. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно; нельзя подкармливать время от времени! Именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
3. Во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, коробки.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдал», как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
А сейчас я предлагаю нарисовать зимующих птиц.
Пальчиковая гимнастика
Мы кормушки смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь -сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомится кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

Итог занятия:
Птицы - это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись!
Чтобы от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!

Елена Четвертнова

(познавательное занятие\\r\\nс элементами ручного труда для старшей группы).\\r\\n

Воспитатель : Четвертнова Е. М.

Конспект НОД : «Покормим птиц зимой »

Образовательная область : Познавательное развитие (ФЦКМ) и коммуникация.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей : 5-6 лет.

Цель : Расширять представления о зимующих птицах родного края .

Задачи :

Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц ;

Формировать желание наблюдать за птицами , не мешая им;

Развивать познавательный интерес к миру природы;

Закреплять знания о повадках птиц ;

Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц ) ;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Познакомить детей с птицами клест , свиристель.

Оборудование и материалы : картина «Зимующие птицы » , картинки с изображением «Зимующих птиц » , «Виды кормушек» , «Птичья зарядка» - (физминутка) ; модель для дидактической игры – солнце и снежинка из бумаги; клей, ножницы, веревочки, коробки от сока, пластиковые бутылки, различные семена (пшено, дробленое зерно, пшено) .

Ход НОД:

Организационный момент : воспитатель стоит у окна и смотрит в него

на улицу с очень озабоченным видом. Один из детей обязательно

заинтересуется, чем занят воспитатель.

Ребенок : Елена Михайловна, а что вы делаете?

Воспитатель : смотрю в окно и ищу птиц , но не нахожу ни одной, как

ты думаешь, почему?

Ребенок : потому, что на улице стало холодно и все птицы улетели в

теплые края.

Воспитатель : и даже воробьи, голуби, сороки?

Ребенок : да.

Воспитатель для того чтобы привлечь к занятию всю группу

обращается к остальным детям с вопросом.

Воспитатель : ребята, скажите, а все ли птицы осенью улетают в теплые

Дети :(Ответы детей)

Воспитатель : а почему они остаются?

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : да ребята, эти птицы питаются зерном и называют их

зерноядные. Повторите это слово.

Дети : зерноядные.

Воспитатель : назовите птиц , которые улетают и почему они покидают

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : ребята, они питаются насекомыми и водными

обитателями, и называют этих птиц насекомоядные . Повторите за мной.

Дети : насекомоядные.

Воспитатель : а кто назовет птиц , которые прилетают к нам зимовать ?

Дети : снегирь, синица.

Воспитатель : а еще к нам прилетают клест и свиристель. Таких птиц

называют кочующие, потому что они перелетают с одного места на другое.

Давайте вместе посмотрим на улицу (смотрят в окно, как вы думаете,

почему нет на нашем участке зимующих и кочующих птиц ?

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : а как мы можем с вами исправить эту проблему?

Дети : (ответы детей)

Игра «Согрей птичку» .

Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения) . Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, что бы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное) .

Воспитатель : да, ребята, можно повесить кормушки. А хотите узнать

какой корм любят птицы ?

Дети : (ответы детей) .

Воспитатель : Давайте свами рассмотрим картину «Зимующие птицы » , а я вам расскажу про этих птиц .

Зимующие птицы – те , которые зимой не улетают на юг .

Эту группу составляют все оседлые птицы и птицы , перекочевавшие в

данную местность на зимовку . Зимуют в нашем крае не все птицы , а только

приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.

Воробьи – очень прожорливые птички. Питаются в основном

растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также

вскармливают птенцов. Зимой любят лакомиться семечками подсолнечника.

Снегири – спокойные птицы , они неторопливы, не суетливы, держат

себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь

рябины он всегда уступит своей подружке. Снегири зерноядные птицы .

Синички-Зимой насекомые прячутся , и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы , не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью : трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек , если увидите их возле дома. Они будут клевать

все, что вы дадите : зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица . Она хорошо

приспособилась жить с человеком, прекрасно изучила его привычки и

характер. Рядом с человеком всегда есть чем поживиться, ведь вороны –

птицы всеядные .

Мы привыкли к Голубям и почти не обращаем на них внимания, так как

они всегда находятся рядом с человеком. Питаются хлебными крошками.

Клест - удивляет в клестах то, что птенцов они выводят зимой , в самые

трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с

толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Ребята,

а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова

«клестить» , что значит «сжимать, сдавливать, стискивать» . Клюв у этой

птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (от слова «клестить»

произошло и слово «клещи» , их передняя часть тоже сжата, сдавлена).

Питается клест семенами из шишек.

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым

хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Е нежнейшее оперение

имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой

желтой полоской. Названа она так потому, что слово «свиристеть» на

старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Песня свиристеля

Нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри» , похожая на звучание свирели.

Летом эти птицы питаются насекомыми , которых нередко ловят на лету,

личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и

зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника,

барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и зачастую

полностью снимают урожай с этих кустарников.

Воспитатель : скажите ребята, какой корм мы можем насыпать в

кормушки для наших птиц ?

Дети : сало, овес, семечки, ягоды шиповника, хлебные крошки.

Физминутка «Птичка ожила» .

Птичка крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула ,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо - влево,

Удивилась, что за дело?

Нет тут птицы ни одной ,

Полечу-ка я домой.

Воспитатель : а теперь давайте проверим, как вы запомнили перелетных

и зимующих птиц .

Перед детьми на столе лежат вырезанные из бумаги снежинка и

солнышко, изображения птиц .

Игра «Перелетные и зимующие птицы » .


Воспитатель : ребята, вам нужно разложить зимующих птиц на

снежинку, а перелетных на солнышко.

Воспитатель : ребята, помните, в начале занятия мы говорили о том, что

можно повесить кормушки на участке и подкармливать птиц ?

Дети : да.

Воспитатель : хотите сами изготовить кормушки из подручного

материала?

Дети : да.

Воспитатель : самая простая кормушка для птиц (синиц) – из молочного

пакета или сока. Можно взять пустую пластиковую бутылку и быстро соорудить прозрачную кормушку. Также можно вырезать из картона круг или другую фигуру, намазать клеем ПВА, посыпать зернышками и привязать веревочку, повесить на веточку.

Воспитатель : посмотрите у меня на столе лежат заготовки кормушек, клей,

ножницы, веревочки, коробки от сока, пластиковые бутылки, различные семена (дробленое зерно, пшено, зерно) . Подойдите и выберите то из чего вы будите делать свои кормушки, присаживайтесь за столы и начинайте работу, кому будет нужна помощь – зовите.







В конце занятия рассматриваем получившиеся кормушки.

Итог занятия.

Воспитатель : дети скажите мне, о чем было наше сегодняшнее занятие?

Дети : о перелетных и зимующих птицах .

Воспитатель : с какими птицами вы сегодня познакомились?

Дети : свиристель и клест.

Воспитатель : что еще узнали из занятия?

Дети : чем питаются птицы зимой .

Воспитатель : какую помощь вы оказали сегодня птицам ?

Дети : сделали кормушки.


Воспитатель : ребята, когда пойдем на прогулку давайте развесим все

наши кормушки по участку, порадуем птиц – наших гостей .

Дети : давайте.

Воспитатель : на этом наше занятие закончено, все молодцы.




Новое на сайте

>

Самое популярное