Домой Полость рта Консультации по социально бытовой адаптации детей инвалидов. Публикация педагога на тему планирование реабилитационной работы

Консультации по социально бытовой адаптации детей инвалидов. Публикация педагога на тему планирование реабилитационной работы

Социально-средовая реабилитация инвалидов -- это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Необходимость социально-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалидность приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости. Инвалид же может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, бытовых потребностях.

Этот этап реабилитации включает в себя: социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование, социально-средовую адаптацию.

Социально-средовая ориентация понимается, как процесс формирования умения человека в статусе инвалида ориентироваться в окружающей среде - жилой, градостроительной, образовательной, производственной.

Социально-средовое образование - это процесс обучения инвалида навыкам пользования вспомогательными устройствами окружающей среды для осуществления жизнедеятельности. Этот процесс включает обучение навыкам пользования пандусом, поручнями, совмещая их с навыками пользования индивидуальными вспомогательными средствами передвижения. При социально-средовом обучении, наряду с потребностями инвалида, учитываются требования эргономики к психофизическому статусу инвалида. Эргономика - наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность, снижающих затраты энергии Словарь финансовых и экономических терминов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=jt;div=LAW. - (12.03.2014)..

В ходе социально-средового обучения достигается социально-средовая адаптация как результат приспособления инвалида к объектам жизнедеятельности посредством использования вспомогательных устройств и безбарьерной градостроительной среды. Итог социально-средовой адаптации инвалида - адаптированность инвалида в доступной для него среде жизнедеятельности.

Социально-средовая адаптация крайне необходима для инвалидов с нарушениями способности к двигательной активности, которая возникает вследствие отсутствия конечности и дистальных её отделов, отсутствия или нарушения произвольной подвижности конечностей, вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей.

В соответствии с указанными двигательными нарушениями находятся и ограничения жизнедеятельности: снижение способности передвигаться; снижение способности ходить; снижение способности преодолевать препятствия или подниматься по лестнице; снижение способности поддерживать позу; снижение способности действовать руками; снижение способности поднимать; снижение способности держать, способности фиксировать предмет, удерживая его; снижение способности доставать, способности протягивать руку и тянуться за предметами.

Социально-средовая адаптация инвалидов имеет специфические особенности в зависимости от характера среды жизнедеятельности.

В жилых помещениях обеспечивается возможность беспрепятственного перемещения инвалида за счёт устранения порогов между комнатами и при выходе на балкон, установки горизонтальных настенных поручней, облегчающих передвижение.

Для инвалидов, пользующихся кресло-колясками, предусматривается широкий дверной проём лифта, пандус при выезде из подъезда, перила и поручни при сходе с лестницы.

Градостроительная среда предусматривает для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата устранение архитектурно-строительных барьеров. Благоприятная градостроительная среда для инвалида - это: низкие бордюрные камни, пандусы в подземных переходах, оборудованные поручнями, островки безопасности на оживлённых транспортных магистралях.

При нарушениях функций нижних конечностей в умеренно выраженной степени функциональных расстройств инвалид пользуется опорной тростью, при выраженной - костылями, при значительной выраженности - креслом-коляской.

В соответствии с указанными требованиями определяется необходимость приспособления транспорта к потребностям инвалидов:

человеку с тростью необходимы низкие ступени при входе (выходе) в транспортное средство;

человеку с костылями для обеспечения доступности пользования транспортом необходимо оборудование транспортного средства специальными низкими ступеньками при входе/выходе, в салоне - удобное место с возможностью фиксации костылей;

инвалиду на кресло-коляске необходимо обеспечить вход (выход) в городской транспорт специальным подъёмником, оборудовать специальную площадку в салоне автобуса, троллейбуса с фиксатором кресло-коляски.

В производственной среде в целях социально-средовой реабилитации инвалидов предусматривается компактное расположение производственных и вспомогательных помещений, указывающих путь передвижения, ближайшее к входу расположение цехов, где работают инвалиды, соблюдение безопасности движения транспорта по пути следования инвалидов, специально оборудованные рабочие места, позволяющие инвалиду с наименьшими затратами энергии осуществлять производственный процесс и производить продукцию. Производственная среда предусматривает специальную адаптацию инвалидов с учётом специфики предприятия, расположения цехов и т. д.

Основное место в реабилитационном воздействии занимает обучение инвалида жизни с инвалидностью; формирование образа нового «Я» и нового вынужденного образа жизни. Социальная реабилитация инвалидов в широком её понимании включает необходимость обучения их навыкам социального общения, социальной независимости, навыкам проведения досуга, участия в спортивных мероприятиях, обучение умению решать личные проблемы: создать семью, воспитать детей и т. п. Важным для инвалида являются знания своих прав и льгот, гарантированных государством.

Сущность и содержание социальной реабилитации инвалида непосредственным образом связаны с социальной интеграцией, которая представляет процесс подготовки и готовность инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовность общества принять инвалида - с другой.

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2019 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Реабилитация инвалидов

2 марта 2017, 12:17 Окт 5, 2019 02:00

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) и национальными стандартами Российской Федерации: ГОСТ Р 52143-2003, ГОСТ Р 52876-2007, ГОСТ Р 53059-2008, ГОСТ Р 53349-2009, ГОСТ Р 53872-2010, ГОСТ Р 53874-2010, услуги по СР инвалидов включают в себя:

Услуги по социально-средовой реабилитации.
- услуги по социально-педагогической реабилитации.
- услуги по социально-психологической реабилитации.
- услуги по социокультурной реабилитации.
- услуги по социально-бытовой адаптации.
- физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Сущность реабилитации инвалида - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид.

Её цель - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Социальная реабилитация инвалидов (далее - СР) представляет собой комплекс мер (реабилитационных услуг), направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций его организма, обеспечение ему оптимального режима общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях.

Основная цель социальной реабилитации – восстановление способностей инвалида к самостоятельной семейно-бытовой и общественной деятельности, т.е. восстановление социального статуса (восстановление человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции).

Социальная реабилитация инвалида осуществляется по двум основным направлениям:

1.социально-бытовому,

2.социально-средовому,

3.профессиональная.

1.Социально-бытовая реабилитация включает

1.1 социально- бытовую ориентацию,

1.2 социально-бытовое образование,

1.3 социально-бытовую адаптацию,

1.4 социально-бытовое устройство.

1.1Социально-бытовая ориентация - это процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения. В этом процессе участвует специалист, который ориентирует инвалида в социально-бытовых проблемах, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определённых усилий. В процессе социально-бытовой ориентации достигается новое качество - социально-бытовая ориентированность инвалида.

Социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Занятия по курсу социально - бытовой ориентации направлены на:

1.Накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения.

2.Развитие навыков межличностного взаимодействия.

3.Расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.

Социально-бытовая адаптация - это обучение клиента самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилого помещения клиента в соответствии с имеющимися у него ограничениями жизнедеятельности.

Направлена на восстановление у клиента утраченных им бытовых навыков или приобретение новых, восстановление его двигательной активности с помощью вспомогательных технических средств.

Социально-бытовая ориентировка с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1.Диагностика возможностей клиента к выполнению действий по самообслуживанию.

2.Восстановление или замещение утраченной функции клиента путем проведения с ним индивидуальных занятий, направленных на развитие мелкой моторики.

3.Развитие социально-бытовых навыков клиента в период реабилитации (обучение самообслуживанию, пользованию бытовой техникой).

4.Подбор и обучение клиента пользованию техническими средствами реабилитации с учетом ограничения его жизнедеятельности (кресло – коляски, трости, поручни, ходунки, ортезные системы и т д.).

5.Предоставление технических средств реабилитации клиентам на прокат из социального пункта проката, созданного при отделении.

1.2 Социально-бытовое образование призвано обучить инвалида бытовым навыкам, утраченным в результате физического либо сенсорного дефекта, а также, возможно, в результате выраженного психического заболевания.

В самой технологии обучения социально-бытовым навыкам возможны разные варианты, в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных) возможностей - с другой:

  • возможность обучения или переобучения инвалидов пользованию обыденным (типовым) хозяйственно-бытовым оборудованием, кухонной утварью за счёт сохранившихся функциональных способностей;
  • обучение инвалидов пользованию приспособленными, переоборудованными приборами, предметами, оснащёнными элементарными насадками, рычагами и др.;
  • обучение инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими их потребностям.

Реализация данных положений будет различной в зависимости от локализации анатомического дефекта и степени выраженности функциональных нарушений с учётом соответствия эргономических требований физическим и психофизиологическим возможностям инвалида.

1.3 Основной целью социально-бытовой реабилитации является социально-бытовая адаптация . Социально-бытовая адаптация - это процесс приспособления инвалида в статусе человека, имеющего дефект в состоянии здоровья, к условиям ближайшего социума. Это процесс, в результате которого инвалид приобретает способность совершать движения и целенаправленные действия по самообслуживанию.

В одних случаях в ходе адаптации используются возможности приспособления инвалида к привычным для быта предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни. Адаптированность инвалида в конкретных социально-бытовых условиях - результат взаимодействия инвалида и реабилитолога, социального педагога.

Социально-бытовая адаптация инвалидов реализуется в трёх категориях жилищ: специально оборудованных квартирах, специально оборудованных модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг, в домах-интернатах общего и психоневрологического профиля.

1.4 Социально-бытовое устройство является важным компонентом социально-бытовой реабилитации.

Для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата особую значимость приобретает специальное оборудование, различные вспомогательные приспособления, обеспечивающие бытовую независимость, особая планировка квартиры, позволяющая передвигаться на кресле-коляске или с использованием ходунков.

Применительно к инвалидам особую важность приобретает создание условий, облегчающих доступность пользования бытовыми приборами; наличие специальных устройств, обеспечивающих возможность самообслуживания, и приспособлений, облегчающих самостоятельный приём пищи, пользование столовыми приборами; оборудование устройств для чтения, рукоделия, для самостоятельного подъёма со стула, кровати, приспособлений для поднятия предметов с пола и др.

2.Социально-средовая реабилитация включает в себя:

1.1 социально-средовую ориентацию,

1.2 социально-средовое образование,

1.3 социально-средовую адаптацию.

2.1 Социально-средовая ориентация – процесс формирования умения пожилого человека, инвалида, ориентироваться в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной, производственной.

2.2 Социально-средовое образование - это процесс обучения инвалида навыкам пользования вспомогательными устройствами окружающей среды для осуществления жизнедеятельности. Этот процесс включает обучение навыкам пользования пандусом, поручнями, совмещая их с навыками пользования индивидуальными вспомогательными средствами передвижения.

При социально-средовом обучении, наряду с потребностями инвалида, учитываются требования эргономики к психофизическому статусу инвалида. (Эргономика - это научная дисциплина, комплексно изучающая человека или группу людей в конкретных условиях его/их деятельности с целью оптимизации средств, условий и процесса деятельности.)

2.3 Социально-средовая адаптация необходима для лиц с нарушениями способности к двигательной активности

В ходе социально-средового обучения достигается социально-средовая адаптация как результат приспособления инвалида к объектам жизнедеятельности посредством использования вспомогательных устройств и безбарьерной градостроительной среды. Итог социально-средовой адаптации инвалида - адаптированность инвалида в доступной для него среде жизнедеятельности.

Социально-средовая адаптация крайне необходима для инвалидов с нарушениями способности к двигательной активности, которая возникает вследствие отсутствия конечности и дистальных её отделов, отсутствия или нарушения произвольной подвижности конечностей, вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей.

В соответствии с указанными двигательными нарушениями находятся и ограничения жизнедеятельности: снижение способности передвигаться; снижение способности ходить; снижение способности преодолевать препятствия или подниматься по лестнице; снижение способности поддерживать позу; снижение способности действовать руками; снижение способности поднимать; снижение способности держать, способности фиксировать предмет, удерживая его; снижение способности доставать, способности протягивать руку и тянуться за предметами.

Социально-средовая адаптация инвалидов имеет специфические особенности в зависимости от характера среды жизнедеятельности.

В жилых помещениях обеспечивается возможность беспрепятственного перемещения инвалида за счёт устранения порогов между комнатами и при выходе на балкон, установки горизонтальных настенных поручней, облегчающих передвижение.

Для инвалидов, пользующихся кресло-колясками, предусматривается широкий дверной проём лифта, пандус при выезде из подъезда, перила и поручни при сходе с лестницы.

Градостроительная среда предусматривает для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата устранение архитектурно-строительных барьеров. Благоприятная (без архитектурно-строительных барьеров) градостроительная среда для инвалида - это: низкие бордюрные камни, пандусы в подземных переходах, оборудованные поручнями, островки безопасности на оживлённых транспортных магистралях.

При нарушениях функций нижних конечностей в умеренно выраженной степени функциональных расстройств инвалид пользуется опорной тростью, при выраженной - костылями, при значительной выраженности - креслом-коляской.

В соответствии с указанными требованиями определяется необходимость приспособления транспорта к потребностям инвалидов:

  • человеку с тростью необходимы низкие ступени при входе (выходе) в транспортное средство;
  • человеку с костылями для обеспечения доступности пользования транспортом необходимо оборудование транспортного средства специальными низкими ступеньками при входе/выходе, в салоне - удобное место с возможностью фиксации костылей;
  • инвалиду на кресло-коляске необходимо обеспечить вход (выход) в городской транспорт специальным подъёмником, оборудовать специальную площадку в салоне автобуса, троллейбуса с фиксатором кресло-коляски.

В производственной среде в целях социально-средовой реабилитации инвалидов предусматривается компактное расположение производственных и вспомогательных помещений, указывающих путь передвижения, ближайшее к входу расположение цехов, где работают инвалиды, соблюдение безопасности движения транспорта по пути следования инвалидов, специально оборудованные рабочие места, позволяющие инвалиду с наименьшими затратами энергии осуществлять производственный процесс и производить продукцию. Производственная среда предусматривает специальную адаптацию инвалидов с учётом специфики предприятия, расположения цехов и т. д.

Основное место в реабилитационном воздействии занимает обучение инвалида жизни с инвалидностью; формирование образа нового "Я" и нового вынужденного образа жизни. Социальная реабилитация инвалидов в широком её понимании включает необходимость обучения их навыкам социального общения, социальной независимости, навыкам проведения досуга, участия в спортивных мероприятиях, обучение умению решать личные проблемы (создать семью, воспитать детей и т. п.). Важным для инвалида являются знания своих прав и льгот, гарантированных государством.

Сущность и содержание социальной реабилитации инвалида непосредственным образом связаны с социальной интеграцией, которая представляет процесс подготовки и готовность инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовность общества принять инвалида - с другой.

3.Профессиональная реабилитация - это система мер, направленных на подготовку человека к профессиональной деятельности, восстановления или получения профессиональной трудоспособности путем адаптации, реадаптации, обучения, переобучения или переквалификации с возможным последующим трудоустройством и необходимым социальным сопровождением с учетом личных склонностей и пожеланий лица.

Целью профессиональной реабилитации является достижение инвалидом материальной независимости и самообеспечения.

Профессиональная реабилитация инвалида - это многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда:

1.На его прежнем рабочем месте.

2.На новом рабочем месте по прежней специальности.

3.Профессиональная подготовка с учетом прежних профессиональных навыков.

4.Профессиональное обучение новой специальности.

5.Адаптация инвалида к такой трудовой деятельности, которая не имела существенного значения для его материального самообеспечения, а рассматривалась как гуманитарная помощь.


Похожая информация.


Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения) .

Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.

Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения.

Социально-бытовое устройство инвалидов осуществляется не только в индивидуально оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг или в специализированных домах-интернатах. При строительстве или реконструкции помещения, предназначенного для инвалида, необходимо учитывать эстетичный внешний вид и интерьер, которые создают ощущение психологического комфорта и удобства; соблюдать стандарты по площади и оборудованию техническими средствами реабилитации и вспомогательными приспособлениями по уходу.

Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. Здесь важны индивидуальный подход к инвалиду и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание. Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение.

Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь инвалиду, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.

Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: самообслуживания, самостоятельности передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.

Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.

Самостоятельность передвижения - это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.

Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности. Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности. Без активизации ресурсов клиента социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству .

Сформированная таким образом социально-бытовая адаптивность клиента предполагает развитие у него способности автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, социально-экономическую независимость от государственных учреждений, готовность изменить быт, профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися эстетическими, познавательными потребностями и потребностями в самоактуализации.

Последовательность формирования социально-бытовой адаптивности определяется следующими этапами.

Первыйэтап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности клиента к трудовой деятельности, самообслуживанию, социально-экономической независимости.

Второйэтап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.

Третийэтап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.

Четвёртый этап. Сопровождение клиента для достижения его автономности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотивацией клиента необходимо создать соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, фирмами. Трудовая деятельность обеспечивает самореализацию клиента, предполагает результат и способствует возникновению ощущения радости от выполненной работы. В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда .

Приоритетными формами проведения социально-бытовой адаптации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также экскурсии. Их необходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что, социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе "инвалид". В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни. Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей клиента. При построении занятий-практикумов специалист основывается на имеющемся уровне развития способности клиента автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности.



Новое на сайте

>

Самое популярное