Домой Детская стоматология Условия необходимые для нормального развития ребенка дома. Условия, определяющие развитие речи ребенка

Условия необходимые для нормального развития ребенка дома. Условия, определяющие развитие речи ребенка

Условия развития - те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Это окружающие предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними. Материальные условия влияют на познавательное развитие, социальные - на развитие личности поведения. От условий зависят индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех задатков, которые имеются от рождения, качественное своеобразие и сочетание психических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Условия психического развития: наследственность _ свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом; среда _ окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования; активность _ деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются темперамент и задатки способностей. Природные свойства ребёнка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами качества возникают благодаря социальному наследованию (в процессе обучения и воспитания).

Генетические факторы _ потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. От этих факторов в определенной степени зависит направление развития.

Помимо наследственности, биологический фактор, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Во время пренатального развития нарушения физического и психического равновесия у матери могут оказывать влияние на реализацию генетического потенциала ребенка. Примеры таких нарушений:

  • - недостаточное питание матери;
  • - заболевания матери в период беременности;
  • - употребление лекарств и других веществ.

В пользу значимости среды в психическом развитии ребёнка говорят исследования, доказавшие, что те участки мозга ребёнка, которые не упражняются в результате достаточного количества внешних впечатлений, контактов и т. д., перестают нормально созревать и могут потерять способность к функционированию.

В психологии развития известен термин «госпитализм» _ двигательная и эмоциональная заторможенность, резкое снижение активности. Это явление наблюдается при недостатке, дефиците необходимых и значимых для ребёнка контактов со взрослыми (в первую очередь, эмоциональных).

Социальная среда -- понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей. Социальная среда _ это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики. Развитие личности как процесс «социализации» осуществляется в определённых социальных условиях семьи, ближайшего окружения (микроситуация); социально-экономических, политических и т. д. (макроситуация).

В психологии широко известна модель экологических систем, предложенная американским психологом У. Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека - это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны человек сам способен изменить (реконструировать) свою жизненную среду. С другой стороны - испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.

Вся эта экологическая среда состоит из четырёх составляющих:

Макросистема - сам субъект и его ближайшее окружение (семья, детский сад, сверстники по школе и т. д.) - оказывает непосредственное влияние на ход развития.

Мезосистема - взаимоотношения между микросистемами (события в школе, семье и связи между ними или связи между школой и группой сверстников).

Экзосистема - элементы среды, в которых субъект не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние.

Макросистема - установки, нравы, традиции, ценности окружающей культуры. Эта система влияет на образовательные стандарты, а значит, оказывает влияние на развитие и поведение.

Одним из ключевых понятий идей Л. С. Выготского выступает социальная ситуация как основной механизм психического развития. Это та конкретная форма значимых для ребёнка отношений, в которых он находится с окружающей действительностью (прежде всего, социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные типы и формы деятельности, _ основное условие личностного развития.

Согласно А. В. Петровскому, сама социальная ситуация может быть стабильной или изменяющейся. Вхождение ребёнка как социального существа в жизнь общности (социализация) предполагает прохождение трёх фаз:

  • - адаптация (к действующим нормам, формам взаимодействия, деятельности);
  • - индивидуализация (как удовлетворение «потребности в персонализации», т. е. поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности);
  • - интеграция личности в общность (обусловлена противоречиями между стремлениями субъекта представить свои особенности в общности и потребностью этой общности одобрить лишь те из них, которые соответствуют её ценностям и способствуют успеху совместной деятельности и т. д.).

Сюняева Дарья Олеговна
Условия, определяющие развитие речи ребенка

Условия , определяющие развитие речи ребенка

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия . Так, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью, потребностью в речевом общении, а также иметь полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления .

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь . Безусловно , роль самых главных взрослых, при условии воспитания ребенка в семье , играют его родители. В этом случае основная ответственность за речевой развитие ребенка ложится именно на них.

В данном разделе нами рассматриваются основные приемы и методики, обеспечивающие речевое развитие ребенка .

Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи . Всякое общение с ребенком или действие должно сопровождаться речью. В семье малышу, естественным образом, обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное же значение имеет речь мамы, которая для ребенка является источником жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.

Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей . Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи , сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи . Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Для успешного развития речи детей представляется очень важным воздействие не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

Рассказывание - один из приемов развития детской речи , он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения. Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Хорошим приёма развития речи является рассматривание картинок, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Одним из лучших средств развития речи и мышления детей

является игра, которая доставляет ребенку удовольствие , радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.

Очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей о

обыгрывание игрушек, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития .

Дети со слов взрослых способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.

Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи . Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.

Кроме этого средством развития речи и мышления детей является чтение детям книжек. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

Ознакомление детей с окружающим миром способствует развитию речи и мышления детей . При этом важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.

Таким образом, все вышеперечисленные методы и приемы являются обязательными для выполнения родителями, так как они обеспечивают разносторонние условия развития речи ребенка на всех этапах его взросления

Одним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики у детей. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда , когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод : ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три и т. п. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и , следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии , и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено . Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память , внимание, связная речь.

Мышечные ощущения говорящего от движений его артикуляционных органов - это и есть «материя языка» в ее субъективном восприятии; в устной речи к мышечным ощущениям добавляются еще слуховые ощущения, которые присутствуют в виде представлений (образов) и при речи про себя (внутренней речи ) . Ребенок , научившийся воспринимать тот или иной комплекс звуков как слово, т. е. понявший его как знак определенного явления действительности, запоминает-слуховые и мышечные ощущения от данного слова. Поскольку ребенок еще не умеет владеть своим артикуляционным аппаратом, сначала он учится слышать слово (речь, а затем - произносить его. Однако слуховой образ слова и его «мышечный» образ у ребенка создаются одновременно; другое дело, что «мышечный» образ слова на первых порах бывает очень неточным. Известно, что дети третьего и даже четвертого года жизни, не умеющие правильно произносить те или иные слова, тем не менее имеют их правильные слуховые образы и замечают, когда взрослые искажают эти слова. Следовательно, чувственная основа речи для каждого человека - это его ощущения : слуховые и мышечные (речедвигательные) . По данным физиологов, именно речедвижения, «отдающиеся» в мозгу, заставляют работать мозг (определенные его участки ) как орган речи . Поэтому ребенка надо учить артикулировать звуки речи , модулировать просодемы, т. е. надо помочь ему усвоить «материю языка» , иначе он не сможет усвоить речь. Это закономерность. Выше уже было сказано, что компоненты артикуляционного аппарата - это язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие, а при освоении письменной речи - рука , пальцы пишущей руки. Но при этом надо заметить, что пальцы рук являются не только органом письменной речи , но и влияют на развитие речи устной . Оказывается, эта роль пальцев была известна (бессознательно понята) очень давно талантливым людям из народа, создавшим в незапамятные времена такие детские потешки, как «Ладушки» , «Сорока» и др., в которых мать, няня заставляет работать пальцы ребенка («Этому дала, этому дала» , - говорит она, начиная перебирать пальчики малыша). Поставленные физиологами в последние годы эксперименты подтвердили роль пальцев ребенка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления.

Так М. М. Кольцова описывает поставленный сотрудниками Лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в Институте физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ эксперимент с детьми в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев с задержкой речевогоразвития . Исходя из положения, что в процессе речи большую роль играют мышечные ощущения от работы речевого аппарата, экспериментаторы предположили, что детям, у которых задержанное речевое развитие , можно помочь, если усилить тренировку их речевого аппарата. Для этого надо вызвать их на звукоподражание. Именно тренировки, включающие главным образом, звукоподражание и ускоряли речевое развитие младенцев .

Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи , просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии : через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. В первые годы жизни это бывает не так просто, и тут должен прийти на помощь ребенку воспитатель , имеющий профессиональные знания.

Исследования речевого развития близнецов дают основания утверждать, что в их отставании от одиночнорожденных детей, по-видимому, большую роль играют психологические, нежели биологические факторы. Вместе с тем вышеизложенные факты позволяют заключить, что в случае близнецов можно говорить не только о количественных различиях, но и о качественно своеобразном пути овладения речью по сравнению с ситуацией одиночнорожденного ребенка . Применение коммуникативного подхода (исследования диалога, прагматики, особенностей речи в различных социальных контекстах) к анализу вербального взаимодействия у детей-близнецов дает возможность выделить те своеобразные приемы, которые они вырабатывают с целью адаптации к условиям близнецовой ситуации, что, в конечном счете, и позволяет им проходить свойственные одиночнорожденным детям стадии речевого развития быстрее или медленнее и демонстрировать феномены речи , не встречающиеся у одиночнорожденных сверстников. Хотя исследований, организованных в данном русле, мало, они заслуживают более пристального внимания.

Таким образом, необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также ранообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи , а также высокий уровень профессионального мастерства педагогов и хорошая подготовка родителей к процессу воспитания и обучения. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать.

(согласно Г.М. Дульневу и А.Р.Лурия):

1 ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ -«нормальная работа головного мозга и его коры». При наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

2 УСЛОВИЕ - «нормальное физическое развитие ребёнка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

3 УСЛОВИЕ - «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребёнка с внешним миром».

4 УСЛОВИЕ - систематичность и последовательность обучения ребёнка в семье, в ДОУ и образовательной школе.

Следует отметить, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребёнка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками.

Впервые данное положение было отмечено врачом и психологом Г.Я.Трошиным в его книге «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология ненормальных детей», вышедшей в 1915 г. Затем это неоднократно подчёркивал Л.С.Выготский .

К таким закономерностям, прежде всего, относятся определённая последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании ВПФ, ведущая роль обучения в психическом развитии.

Эти и другие конкретные проявления общности нормального и нарушенного развития были чётко обозначены в исследованиях Л.В.Занкова, Т.А.Власовой, И.М.Соловьёва, Т.В.Розановой, Ж.И.Шиф и др., проводившихся в период с 1930 – 1970-х гг. Эти психологи и их сотрудники показали, что основные закономерности развития восприятия, памяти, представлений, мышления, деятельности, установленные при изучении нормально развивающегося ребёнка, распространяются и на глухого, и на у/о.

Сравнительные исследования, охватывающие несколько типов нарушенного развития, с 1960-х гг. начали проводиться и в других странах. В США были исследования С.Кирка, Х.Фурта; В Великобритании - Н.О.Коннора и др. Во всех этих исследованиях были установлены закономерности, как общие для лиц с недостатками развития и нормально развивающимся, так и свойственные только лицам с отклонениями от нормального развития.

По мнению русского физиолога И.П.Павлова, наблюдается видимое соотношение патофизиологии и нормальной физиологии: исследования нарушенных функций позволяют обнаруживать то, что в скрытой и усложнённой форме существует и происходит в условиях нормального развития.

Одним из первых ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В.И.Лубовским. ОСНОВНЫМ ТЕЗИСОМ является доказательное постулирование наличия

3-х ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ:

I УРОВЕНЬ - закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития.

II УРОВЕНЬ - закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств.

III УРОВЕНЬ - специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза.

С позиций современных исследователей закономерности или особенности, выделяемые часто исследователями как специфические для данного дефекта, не всегда являются таковыми. Многие из них в действительности имеют более общий характер и прослеживаются в развитии детей, относящихся к нескольким типам нарушенного развития. Таким образом, сопоставление особенностей детей, относящихся к какому-то одному типу нарушения развития, с нормой явно не достаточно, т.к. не даёт возможности выявить специфические признаки данного дефекта, обнаружить закономерности развития, только ему присущие.

Л.С.Выготский рассмотрел такие недостатки как слепота, глухота, у/о. Он отметил, что причины их вызывающие ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как - ПЕРВИЧНОЕ НАРУШЕНИЕ . Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребёнка, что проявляется в формировании ВТОРИЧНЫХ и последующего порядка в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ:

1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНЫХ ДЕФЕКТОВ в процессе психического развития ребёнка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг., как общая закономерность аномального развития.

2) По мнению Л.С.Выготского, второй закономерностью являются - ЗАТРУДНЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ и нарушения связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития.

Ж.И.Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребёнка в целом. Так же автором отмечается, что у детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме.

3) НАРУШЕНИЯ ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ, СОХРАНЕНИЯ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности.

4) НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ .

Ещё Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с 2-х лет речь начинает играть ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ РОЛЬ в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как МОЗГОВОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.

Нейрофизиологические исследования показывают, что ЗАПАЗДЫВАНИЕ В СОЗРЕВАНИИ ЛОБНЫХ СТРУКТУР является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких как у/о, ЗПР, РДА и др. При всех отклонениях психического развития в большей или в меньшей степени наблюдается ДИВЕРГЕНЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО и ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, что затрудняет нормальное развитие ребёнка и требует использования специальных приёмов его воспитания и обучения.

5) БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности.

Для того чтобы у ребёнка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.

6) РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОСТОЯНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ.

Проблема взаимодействия личности и среды является чрезвычайно важной при анализе процесса психического развития. Особое место занимает в решении этой проблемы анализ не только активности личности, но и особенностей её адаптации.

Широкая распространённость состояний психического недоразвития и в особенности лёгких его форм, является для общества дополнительным источником серьёзных проблем, к основным из которых можно отнести НЕПОЛНОЦЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, с сопутствующими ей ростом преступности среди несовершеннолетних.

Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с различными формами психического недоразвития достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности в детском возрасте. Однако в гораздо меньшей степени уделялось внимание изучению ГЕНЕЗИСА И СПЕЦИФИКИ СОБСТВЕННО ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ, неизбежно возникающих у этих детей В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Между тем именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребёнка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, ОБЩЕЙ ИЛИ ЧАСТИЧНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, нередко достигающие уровня клинической или криминальной выраженности.

Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них отклонений.

Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые (например, наличие пандусов для въезда на коляске), так и социально-психологические - готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.

КОНЦЕПЦИЯ А.Р.ЛУРИЯ и его последователей О МОЗГОВЫХ

ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - является методической основой для выявления самого факта отклонения от нормального онтогенеза, структуры отклонения, определение наиболее нарушенных и сохранных мозговых структур, что необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогического процесса.

ВОЗРАСТНЫЕ СИМПТОМЫ:

КАЖДЫЙ ВОЗРАСТ накладывает свой отпечаток на ХАРАКТЕР РЕАГИРОВАНИЯ В СЛУЧАЕ ПАТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

1) СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЙ (от 0 –до 3-х лет) - на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом соматовегетативных реакций, таких как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства.

2) ПСИХОМОТОРНЫЙ УРОВЕНЬ (4 - 7 лет) - интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов - неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений.

3) АФФЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ (7 -12 лет) - на любую вредность ребёнок реагирует с заметным аффективным компонентом - от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями.

4) ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИДЕАТОРНЫЙ (12 – 16 лет ) - ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыдущих уровней, но они, как правило, занимают периферическое место в картине дизонтогений. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о явлениях ЗПР.

Перечисленные выше реакции являются обострённой формой нормального возрастного реагирования на ту или иную вредность.

В 2. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

НЕДОСТАТКОВ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ.

В 1927 г. ШВАЛЬБЕ впервые ввёл термин «ДИЗОНТОГЕНЕЗ» для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма. В.В. Ковалёв (1985) употребляет понятие «ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ », применяя его к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрастах в результате расстройства и созревания структур и функций головного мозга.

Термин ДИЗОНТОГЕНИЯ» был введён представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма ещё не достигли зрелости. В большинстве своём это так называемые НЕПРОГРЕДИЕНТНЫЕ БОЛЕЗНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ (непрогредиентный характер нарушений означает отсутствие усугубления первичного дефекта, лежащего в основе психического недоразвития), своего рода пороки развития, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющим собой его патологическую модификацию, затрудняющую полноценное психосоциальное развитие ребёнка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях медицинской помощи.

В работах психиатров ВЫДЕЛЯЮТСЯ II ОСНОВНЫХ ТИПА ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА:

1) ретардация, 2)асинхрония.

Под РЕТАРДАЦИЕЙ - понимается запаздывание или приостановку психического развития. Различают ОБЩУЮ (ТОТАЛЬНУЮ) и ЧАСТИЧНУЮ (ПАРЦИАЛЬНУЮ) ПСИХИЧЕСКУЮ РЕТАРДАЦИЮ.

При ЧАСТИЧНОЙ РЕТАРДАЦИИ - наблюдается приостановка или запаздывание в развитии отдельных психических функций. Нейрофизиологической основой парциальной ретардации является нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем.

Характерным признаком АСИНХРОНИИ - является выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других. Это становится основой дисгармоничного развития психики в целом.

Следует отличать АСИНХРОНИЮ от ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕТЕРОХРОНИИ - т.е. разновремённости созревания церебральных структур и функций, что наблюдается при нормальном психическом развитии.

Тема: Причины отклонений в развитии.

    Условия нормального развития ребенка.

    Биологические факторы отклонений в развитии.

    Социально-психологические факторы отклонений в развитии.

Литература:

    Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

    Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб., 2003.

    Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. – СПб., 2003.

- 1 –

Фактор – причина какого-либо процесса, явления (Соврем. словарь иностранных слов. – М., 1992, с.635).

Существует множество видов воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. И прежде чем характеризовать причины приводящие к отклонениям в развитии, необходимо рассмотреть условия нормального развития ребенка.

Такие 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулировали Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия.

Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного мозга и его коры».

Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие – «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Данные анализа психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии. Здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70% от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной помощи.

- 2 -

Круг патогенных причин весьма широк и разнообразен. Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые).

К биологическим факторам можно отнести:

    генетические факторы;

    соматический фактор;

    индекс повреждения мозговых структур.

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

    пренатальные (до начала родовой деятельности);

    натальные (в период родовой деятельности);

    постнатальные (после родов, и имевшие место в период до 3-х лет).

Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности.

К биологическим факторам риска , способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

    хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

    инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

    венерические заболевания (гонорея, сифилис);

    эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

    несовместимость по резус-фактору;

    алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

    биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

    серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

    гипоксические (кислородная недостаточность);

    токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

    патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающиеся травматизацией головного мозга новорожденного;

    мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

    хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

- 3 –

Биологические по природе патогенные факторы не исчерпывают собой круг причин отклонений в развитии. Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны.

К социальным факторам можно отнести:

    ранние (до 3-х лет) средовые воздействия;

    текущие средовые воздействия.

К социальным факторам риска относятся:

    неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством и т.п.);

    длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);

    сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);

    психологическое состояние матери во время родов;

    отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр.

Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.

Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер.

Молодые неопытные родители, воспитывающие первого ребенка, буквально после первого месяца начинают активно искать ответы на следующие вопросы: , когда он сделает , заговорит, как развивать мелкую моторику, какие должны быть условия развития ребенка в семье, чтобы он развивался правильно? И многие другие. А если вдруг что-то идет с отставанием (или опережением) от общепринятых норм, начинают волноваться. В большинстве случаев избежать этого не сложно, достаточно создать для этого необходимые условия. Об этом и поговорим.

Какими должны быть условия развития детей раннего возраста

Создать условия для нормального развития ребенка на самом деле не сложно. Только для начала определимся что это, чтобы говорить об одних и тех же вещах. Специалисты под благоприятными условиями развития ребенка в семье понимают такую организацию жизненного пространства малютки, которая будет стимулировать его развитие. Но это в теории, а как на практике?

Создаем условия нормального развития ребенка 0-6 месяцев

Первое, что нужно обеспечить, — это доступность как можно большего количества самых разнообразных по форме, цвету, материалу и фактуре предметов. Естественно все они должны быть безопасными. Пусть даже кроха еще не может дотянуться до большинства из них, но ведь ему можно и нужно помочь. Чаще выкладывайте его на пол, и немного помогайте дотянуться до той или иной игрушки.

Подобные занятия можно совмещать с закаливанием. Каким бы качественным и современным не был одноразовый подгузник (подробнее: ), все равно он мешает коже дышать. Не одевайте его, воздушные ванны пойдут ребенку только на пользу.

Подобные выкладывания на живот значительно расширят обзор малыша, позволят увидеть, сколько вокруг всего интересного. Кстати, необязательно окружать его только игрушками. В большинстве случаев дети обожают играться с какими-то бытовыми предметами. Так футляр из-под очков или ситечко могут занять вашего карапуза минут на 30.

Создаем условия нормального развития ребенка 6-12 месяцев

После полугода в развитии ребенка начинается новый период. Сейчас у него проявляется повышенная потребность в двигательной активности и освоении новых движений. Так вот, главное правило создания благоприятных условий развития детей раннего возраста гласит – не ограничивайте.

Сократите время пребывания в манеже ил кроватке, пусть лучше ребенок проводит больше времени на полу. Так он быстрее научиться ползать, садиться, переворачиваться, вставать, держась за что-то. Конечно, первое время придется постоянно ему помогать и поддерживать, но малыш быстро учится. Вроде бы вчера только делал первые попытки встать на ножки, а уже сегодня уверенно идет вдоль стены.

Заметили, что кроха разбрасывает все, что попадется под руку? Это нормально, значит, развивается по возрасту. Период разрушения обязательно должен присутствовать, ведь в это время происходит активное развитие мышления ребенка. Он учится сравнивать, налаживает причинно-следственные связи (я бросил – мама подняла).

Вместо того, чтобы ограничивать ребенка и наказывать за очередную испорченную вещь, предложите ему игры связанные с разрушением. Стройте башенки из кубиков и разрешайте их ломать, дайте разорвать на кусочки старую газету. Игрушки, которые берете на прогулку, привязывайте на веревочки, чтобы они не падали в грязь. В результате – ребенок получит, что хочет, а вы обойдетесь минимальными убытками или вообще без них.

Благоприятные условия развития ребенка раннего возраста в семье помогают перерасти многие проблемы. Например, на определенном этапе взросления кроха начинает тыкать пальцами в различные отверстия, при этом сильно пугая родителей. Так вот, чтобы подобное поведение не переросло в навязчивую идею (например, сунуть палец в розетку), нужно создать условия, помогающие быстрее ее перерасти. Вот и позаботьтесь о наличии соответствующих игрушек или придумайте что-то из подручных средств.

В рамках одной статьи, сложно рассмотреть все аспекты создания условий развития детей раннего возраста, но основная мысль, надеюсь, понятна. Дополнительную информацию вы можете получить из следующих материалов: и .



Новое на сайте

>

Самое популярное