Домой Профилактика Развиваем слуховое внимание. Развитие слухового внимания и восприятия

Развиваем слуховое внимание. Развитие слухового внимания и восприятия

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Такие упражнения помогают развивать у детей младшего дошкольного возраста слуховое восприятие, слуховое внимание и память и это является базой развития фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слов. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, вызывает затруднения при дифференциации акустически близких звуков (В-Вь, Б-П, С-Ш). У детей с нарушенным фонематическим слухом с трудом формируются навыки звуко- слогового анализа и синтеза слова (определение места, количества и последовательности звуков в словах), дети не могут подобрать слово с определенным звуком, с определенным количеством слогов и т. д.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могу правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Работу по формированию фонематического восприятия с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется начинать с развития слухового внимания и памяти, используя игры на развитие неречевого и речевого слуха.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, для обучения малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо, воспроизводить звукоподражания.

Воспринимаемые ребенком слуховые сигналы сопровождаются показом игрушек, картинок так или иначе связанных со слышанными звуками или выполнением действий при которых слышны те или иные звуковые сигналы. Дети раннего возраста различают звуки:

— по способу воспроизведения (хлопки, притопы),

По темпу (быстрые постукивания – «сильный дождь», медленные – «небольшой дождик»),

— по ритму (ритмичное звучание – «детки идут», сбитый ритм – «лошадка скачет»)

— по силе звучания (громкие звуки – «идет медведь», тихие — «крадется кошка»).

Работа по формированию слухового восприятия, внимания памяти проходит поэтапно:

  1. Нахождение и узнавание источника звука
  2. Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки, погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие игрушки. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание игрушек, начиная с 2 – 3лет. Малыш показывает что звучало, при возможности называет игрушку, обязательно сам извлекает звуки с помощью игрушки.

Играя со звучащими игрушками ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (долгие – короткие), по высоте звучания (высокие – низкие), по громкости (громкие – тихие). Так же ребенок учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания.

Игры для развития слухового восприятия ребёнка 2- 3 лет

Игры на развитие слухового восприятия необходимы для совершенствования умения сосредоточиваться на звуке. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Как можно чаще пойте ребенку простые песенки, отбивая ритм ладошками или топая ногой. Обыгрывайте сюжеты песен, вовлекая в игру ребенка, пойте, меняя тембр и силу голоса, напевайте знакомые мелодии без слов.

Старайтесь вести все разговоры дома спокойно, не повышая голоса. Многолетний опыт показывает, что если в доме высокий уровень шума (разговоры на повышенных тонах, постоянная музыка, работающий телевизор), то способность ребенка воспринимать на слух страдает в значительной степени.

Что ты слышишь?

Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию

Необходимый инвентарь : различные игрушки.

◈ Шепотом с расстояния 2-3 метра позовите ребенка. Затем давайте шепотом краткие и простые задания, например: принеси мне куклу, подними мишку.

◈ Говорите тихо, но очень четко.

Молоточек

Игра способствует развитию слуха, освоению понятии «громко», «тихо»

Необходимый инвентарь: детский молоточек.

◈ Предложите ребенку поиграть в плотника. Дайте ему молоток.

◈ Объясните, что сейчас вы будете забивать маленький гвоздик, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрируйте, как нужно стучать тихо.

◈ Потом забейте большой гвоздь. Для этого стучать надо сильно и громко.

◈ Отдайте крохе молоток, а сами руководите игрой, повторяя: «Маленький гвоздик, большой гвоздь».

Где я?

Необходимый инвентарь : бубен или колокольчик.

◈ Попросите малыша закрыть глаза. Отойдите в сторону и постучите в бубен. Ребенок должен, не открывая глаз, показать рукой то место, откуда исходит звук.

А можешь ли ты?

Игра способствует разбитию навыков аудирования

◈ В игровой форме давайте ребенку различные задания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку».

◈ Предложите ребенку поменяться ролями.

Отвернись и угадай

Необходимый инвентарь: карандаш или ручка.

◈ Возьмите карандаш и постучите вместе с малышом по разным предметам: по столу, по ножке стула, по мячу, по коробке, по стакану, по баночкам.

◈ Попросите ребенка отвернуться и отгадать, по какому предмету вы стучите.

◈ Поменяйтесь ролями: пусть кроха стучит, а вы угадываете.

«Раз-два!»

Игра развивает чувство ритма

Необходимый инвентарь : барабан.

◈ Покажите малышу, как можно маршировать под стук барабана. Побуждайте его повторять ваши действия.

◈ Если барабана нет, то подойдет любая коробка или, на худой конец, стол.

Внимание!

Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания

Необходимый инвентарь : мяч.

◈ Предложите малышу поиграть в мяч. Просите его совершить то или иное действие после того, как вы скажете: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч».

Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия

◈ Для того чтобы играть в эту игру, вам понадобится помощь одного или нескольких членов семьи.

◈ Игра также подходит для детского коллектива.

◈ Выберите ведущего. Он отворачивается (или закрывает глаза), а кто-нибудь из остальных игроков имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ведущий должен угадать, голос какого игрока он слышал.

Взрослые, у которых хорошо развит слух, отличаются стойким восприятием, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и замечательной памятью.

Способность запоминать звуки развивается у малыша на основе слухового внимания. Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз.


Развивать слуховое внимание очень важно с раннего детства, а не надеяться, что с возрастом всё появится само собой.

По мнению психологов, мелодичное окружение создает благоприятные условия для развития слухового восприятия у малыша. Это не означает, что нужно круглосуточно слушать музыку, но и идеальной тишины быть не должно .


Каждый звук головной мозг воспринимает в виде импульсов. И чем больше будет таких импульсов , тем активнее пр оисходят мыслительные процессы нашего крохи.

Если малыш в раннем возрасте не получает достаточно информации извне, его нервные клетки не работают, и происходит их физиологическая гибель.


Очень многое зависит от матери и от взрослых, которые окружают ребёнка, т.к. самую первую тактильную, зрительную и слуховую информацию кроха получает именно от них.


При общении с мамой, малыш оживляется, и действительно, эмоциональная подпитка, исходящая от матери позволяет нашей крохе быстро развиваться.


Первым шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. Уже в3 месяцамалютка поворачивает голову на голос мамы или любого взрослого и начинает улыбаться. Это проявляется так называемый «комплекс оживления».


Сейчас самое время купить погремушки с разными мелодичными и не очень мелодичными звуками. Они помогут не только закрепить новое умение, но и развить слуховое внимание.

Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка . Погремите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит источник звука и потянется к нему руками.

Одна из самых известных рекомендаций по развитию слухового восприят ия у ребенка - как можно больше с ним разговаривать.


Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает, смотрит, как общаются взрослые, у него создается речевая карта.

Постепенно происходит понимание, как соединяются звуки. Поэтому нужно совершенствовать восприятие речи. И помогут вам в этом игры .


Упражнения на развитие слухового внимания
§ Погремите, привлекая внимание, и, продолжая греметь, медленно передвигайте погремушку в поле зрения малыша. Ребёнок должен следить за ней взглядом.


§ Встаньте так, чтобы малыш мог вас увидеть, только повернув голову. Погремите игрушкой. На звук ребёнок должен повернуть голову.


§ Окликайте малыша из разных мест комнаты по имени, чтобы ребёнок переводил взгляд за звуком. Выполняйте это упражнение на разном расстоянии, чтобы малыш учился на слух соотносить звук с местоположением его источника.
Упражнения должны проводиться несколько раз в день, регулярно.


Упражнения для детей от девяти месяцев.



Колокольчики на дверях.


Если вы на разные двери повесите колокольчики с разным звучанием, они без слов расскажут малышу, что вы из коридора вошли в ванную комнату, а теперь возвращаетесь в салон, и он вас вскоре увидит.


Такое ожидание события и вслед за ним его реализация помогают ребенку устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий. Разное звучание колокольчиков развивает слуховое дифференцирование.


Возраст 1,5–2 года


Объясните ребенку, что заяц будет играть на дудке, а мишка – на гармошке. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем поиграйте на гармошке и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть покажет.


Извлеките из дудки сначала короткий звук, затем долгий. Попросите ребенка повторить.


Постучите в барабан быстро, затем медленно. Предложите ребенку повторить. Учите ребенка ритмично двигаться, а затем и говорить в ритм своих движений. Постучите в барабан и попросите ребенка потопать ножками в такт барабанной дроби. Лучше всего показать, как это делается, а потом, поддерживая малыша под мышки, поставить его ножки себе на ступни и шагать вместе с ним.

Предложите малышу похлопать в ладоши в такт вашим ударам в бубен.


Протяните звук «А-А-А», а затем быстро произнесите: «А!». Попросите малыша повторить.


Используя своё слуховое внимание, малыш улавливает звуковые события и пытается настроить свой слуховой аппарат к конкретной звуковой ситуации.


Постоянно развивая свою слуховую память, можно достичь больших результатов – быстро запоминать услышанные мелодии, сказанную речь на любом языке.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важно для развития речи на двух языках.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях (рис.8).

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяв добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как не вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Рис. 8. Занятие по развитию фонематического восприятия

В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I этап - узнавание неречевых звуков.

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап - различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап - дифференциация слогов.

V этап - дифференциация фонем.

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

I этап

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.

1. Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется - тихо.

Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

3. Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев - большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и. как маленький - тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т.д.

4. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.

Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.

Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.

5. Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.

II этап

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры.

1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

2. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом); кто плачет - мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т. п.

3. Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

4. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

III этап

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 - 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции логопеда).

3. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

IV этап

На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.

Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные - сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые - зеленый.

Понятно, что и эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.

Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.

V этап

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:

1) логопед произносит звуки кратко;

2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый - звуку и, зеленый - звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

VI этап

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа..

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый - звук у, зеленый - звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков - сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:

1) дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой - на звук к;

2) логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: "Тан., пау., вени." и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.

Консультация для родителей

Развиваем слуховое внимание у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без специальных волевых усилий.. Это внимание называют ещё пассивным, вынужденным. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей привлекательности или неожиданности.

Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».

Свойства внимания

Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.Именно высокая концентрация внимания позволяет замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания.

Устойчивость важнейшая характеристика внимания. Это длительность удержания внимания на одном и том же предмете или деятельности. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Чем интереснее деятельность, тем легче на неё переключиться. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Чтобы человек был способен выполнять одновременно два вида деятельности, необходима автоматизация одного из них. Если это условие не соблюдается, то совмещение действий, по мнению психологов, невозможно.

Нарушения внимания

Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.

Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Игры и упражнения для развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста.

«Мамы и детки»

Для этой игры тоже желательно использовать игрушки, но можно поиграть и без них. Взрослый произносит звукоподражания («мяу», «и-го-го» и др.) то низким, то высоким голосом. Если звучит низкий голос, то ребёнка зовёт взрослое животное (ребёнок должен определить, какое, а если высокий, то детёныш.

«Ау… Я здесь!»

Взрослый называет имя ребёнка то тихо, то громко. Если имя названо громко, то ребёнок громким голосом отвечает: «Я здесь!», а если тихо, то, тихим голосом говорит: «Ауууу…».

«Принеси то, что назову»

Для проведения этой игры можно использовать предметы, игрушки, а затем картинки. Несколько предметов (картинок) находятся на некотором расстоянии от ребёнка, может быть, даже в другой комнате. Взрослый просит ребёнка принести названный предмет (картинку). Просьба принести 2, 3 и большее количество предметов (картинок) является усложнением игры.

«Слушай, выполняй»

Ребёнок в этой игре выполняет названные взрослым действия, например, «Руки вверх, в стороны, вниз, на пояс, на голову, за голову, присядь, встань, повернись направо» и т. д. Прежде чем проводить такую игру, конечно же, нужно научить ребёнка понимать инструкции и выполнять соответствующие действия.

«Путаница»

Это усложнённый вариант предыдущей игры. Взрослый называет те же действия, но при этом пытается «запутать» ребёнка, выполняя другие действия. Задача ребёнка – воспринимать не зрительную, а слуховую информацию и действовать в соответствии с ней.

«Ухо, нос, голова»

Эта игра очень похожа на предыдущую. Взрослый называет многократно слова «ухо», «нос», «голова» в любом порядке. Если сказано слово «ухо», ребёнок должен положить руку на ухо, «голова» - на голову, «нос» - взяться за нос. При этом сам взрослый выполняет не то, что показывает. Задача ребёнка – выполнить всё в соответствии с названными словами взрослого. Игра обычно проходит очень весело.

«Сначала и потом»

Эта игра-упражнение подразумевает выполнение двухступенчатой инструкции, а затем и трёхступенчатой, например, «Сначала покатай машинку по полу, а потом посади зайчика на стул», «Сначала похлопай в ладоши, а потом достань кубики из шкафа», «Сначала топни ножкой, потом закрой шкаф и сядь на диван». Желательно после выполнения действий спросить ребёнка: «Что ты сделал сначала, а что потом?» «Расскажи, что ты сделал».

«Пожалуйста"

Ребёнок в этой игре выполняет названные взрослым действия только в том случае, если услышит слово «пожалуйста». В остальных случаях инструкция не выполняется, например, «попрыгай, пожалуйста», «сядь, пожалуйста» и т. д.

«Действуй по сигналу»

Это целая группа игр. В процессе их проведения у детей очень хорошо развивается переключаемость внимания. Суть этих игр в том, что ребёнку нужно каким-то образом отреагировать, например, выполнить движение (присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой) на какой-то словесный сигнал (название овоща, фрукта, предмета одежды, звука речи). Количество словесных сигналов, и, соответственно, действий, может постепенно увеличиваться. Вот несколько примеров таких игр-упражнений.

- «Присядь на корточки, когда услышишь название овоща: стул, коробка, магазин, кошка, помидор, окно, огурец, свёкла….»;

- «Подними руки вверх, когда услышишь название фрукта: банан, камень, булка, конфета, ананас, стол, апельсин, лимон, щётка….»;

- «Когда услышишь название овоща, присядь на корточки, а когда услышишь название фрукта – встань и подними руки вверх: собака, груша, редиска, слива, ковёр, миска, абрикос, репа, облако, картошка, капуста, киви, шкаф, морковка…».

Одним из всем известных вариантов этой игры является игра «Съедобное – несъедобное» , когда ребёнок должен поймать мяч только в том случае, если ведущий назвал то, что можно есть.

«Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвует несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать, в данном случае, птицу. Причём названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется, то игрок выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он считается победителем.

Эту игру можно проводить в разных вариантах, например, «Цветок, дерево, гриб».

«Разложи по порядку»

Это очень эффективное игровое упражнение и можно придумать много вариантов его применения. Суть в том, что ребёнку нужно разложить предметы (картинки) в том порядке, в котором их назвали, например, «яблоко, груша, виноград, лимон, апельсин…». Начинать желательно всего с двух предметов, а затем переходить к большему их количеству. Интереснее детям, когда взрослый использует для этой игры стихи или рассказы.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свёклу… Ох! (Ю. Тувим)

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Репа, свёкла, чесночок. (Л. Н. Смирнова)

Если вы располагаете временем, то можно попросить ребёнка не просто выложить, а нарисовать названные вами предметы по порядку на листе бумаги. Если ребёнок затрудняется в определении порядка объектов, можно этот порядок проговорить вместе.

«Разложи предметы»

Эта игровое упражнение кроме слухового внимания и слуховой памяти хорошо развивает у детей умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Взрослый даёт ребёнку примерно такие инструкции: «Карандаш положи справа, а фломастер слева», «Зайку посади справа, мишку слева, а лисичку – посередине». Для игры с детьми постарше можно использовать лист бумаги и плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры. Взрослый просит ребёнка запомнить, как нужно расположить предметы на листе, например: «Справа положи круг, слева квадрат, внизу прямоугольник, а вверху треугольник» или «В правый верхний угол положи круг, в левый нижний треугольник, в правый нижний квадрат, в левый верхний овал, а в центр прямоугольник». Фигуры для игры можно вырезать из бумаги. Кроме этого, можно использовать вырезанные из старых газет, упаковок картинки и создавать таким образом целые композиции.

«Художник»

Это один из вариантов предыдущей игры. Кроме внимания, ориентировки, она развивает графические навыки. У ребёнка лист бумаги и карандаши. Взрослый даёт ребёнку задание примерно в такой форме: «Жил был художник. Он начал рисовать картину. Вдоль нижнего края листа он нарисовал зелёную травку, вверху справа солнышко, а слева – голубое облачко. С правой стороны на травке он нарисовал красный цветочек, слева – синий

цветочек. А между ним – грибок….» и т. д. В конце взрослый говорит: «Художник закончил рисовать свою картину». После этого вместе можно проверить, правильно ли всё расположено.

«Раскрась фигуры»

Взрослый рисует на листе бумаги геометрические фигуры, затем предлагает ребёнку их раскрасить, например: «Круг раскрась красным карандашом, квадрат синим, треугольник зелёным, а прямоугольник – жёлтым»… Количество фигур зависит от возраста и возможностей ребёнка. Начать можно с двух фигур на карточке.

«Запомни предложения»

Взрослый предлагает ребёнку несколько сюжетных картинок и по каждой сам составляет предложение, предлагая ребёнку их запомнить. Количество картинок зависит от возможностей ребёнка. После этого картинки переворачиваются изображением вниз, перемешиваются. Ребёнок берет по одной картинке и вспоминает каждое предложение. Предложения можно составлять и с опорой на предметные картинки. В этом случае запоминать будет труднее.

«Запомни предложения» (вариант 2)

Взрослый называет ребёнку фразы без опоры на наглядность (без картинок). Задача ребёнка – воспроизвести их. Это, конечно, достаточно сложно, поэтому можно предложить ребёнку помощь: попросить его схематически изобразить эти фразы с помощью карандаша или фломастера.

Например, называете семь фраз:

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

«Подскажи словечко» («Доскажи слово в рифму»)

Это очень распространённая игра. Кроме слухового внимания она развивает у ребёнка чувство ритма и рифмы. Такие словесные упражнения можно найти во многих книгах.

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему (поможет).

Стала жаба важно квакать:

«Ква-ква-ква – не надо (плакать).

Подготовлен самолёт.

Он отправился в (полёт).

Мишка по лесу идёт,

Громко песенки… (поёт).

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду, много… (пчёл).

Для детей старшего дошкольного возраста можно найти в детских книгах такие забавные стихи-перевёртыши, в которых переставлены слова. Ребёнок должен восстановить смысл.

Быстро мчался спортсмен, нажимал на …медали,

И вручили ему за победу… педали.

Мы играли в хоккей, поломали мы… плюшки.

Мама нам испекла очень вкусные… клюшки.

«Закончи предложение»

В этом упражнении ребёнок должен внимательно послушать первую часть сказанного взрослым предложения и придумать вторую часть. Кроме слухового внимания в этом упражнении очень хорошо развивается мышление, воображение ребёнка, умение составлять предложения разных типов.

«М ама купила помидоры, чтобы.»

«Дети не пошли на улицу, потому что…»

«Катя рассердилась на Марину из-за того, что…»

« Дима хотел порисовать карандашами, но…»

«Четвёртый лишний» (на слух)

Взрослый называет 4 объекта, а ребёнок должен определить, какой из них лишний. Задание выполняется без использования игрушек и картинок.

* Мяч, кукла, ложка, юла.

* Кошка, волк, собака, коза.

* Платье, сапоги, туфли, босоножки.

* Тарелка, чашка, чайник, стул. и т. д.

«Запомни слова»

Ребёнку называют слова (от 4 до 10) и просят воспроизвести их. Следует учитывать возможности детей. Начинать лучше с коротких слов, состоящих из одного слога, а затем переходить к более длинным. Слова могут быть логически связанными между собой (мыло, паста, вода, полотенце, и не связанными (мак, кит, мёд дым).

«Запомни числа»

Упражнение аналогично предыдущему, но вместо слов взрослый называет числа. Значительным усложнением является упражнение, в котором ребёнку нужно воспроизвести числа или слова в обратном порядке.

«Пары слов»

Вариантов проведения этого упражнения несколько. Взрослый называет ребёнку несколько пар слов. Эти пары могут быть разными, например, прилагательное и существительное. В этом случае они логически связаны между собой. Это словосочетания. Ребёнку даётся установка

«золотая осень, голодный волк, лёгкий шар, звонкий колокольчик, сладкий компот».

После этого взрослый называет только первое слово из каждого словосочетания, а ребёнок вспоминает второе. Затем наоборот, взрослый называет второе слово, а ребёнок – первое.

Пары слов могут представлять собой только существительные, причём как логически связанные между собой (лошадь-телега, голова-волосы, кошка-молоко, так и не связанные (диван-мухомор, вода-окно, а также предложения из двух слов (существительное и глагол).

Успехов!

Внимание, представленное в слуховой модальности. Как правило, в общей психологии внимание как целостный процесс не рассматривается состоящим из видов, поделенных по модальности (зрительное внимание, слуховое внимание, тактильное внимание). Это объясняется тем, что внимание – интеграционный процесс. Внимание, в отличие от других психических процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов. В этом, то есть, и заключается интеграционная специфика внимания – оно не привязано к той или иной модальности, оно свободно.

Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой. Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Тем не менее в практической психологии понятие «слуховое внимание» используется. Отчасти это объясняется практической задачей – например, развивать «слуховое внимание» у дошкольников в процессе подготовки к школе. Более грамотным здесь было бы говорить о развитии всего внимания как целостного процесса, о том, чтобы делать этот процесс более гибким и управляемым со стороны сознания ребенка (то есть формировать произвольное внимание).

Речь идет здесь о следующем. Внимание как интеграционный процесс обеспечивает направленность нашего сознания на тот или иной окружающий объект. Задействованными здесь оказываются и зрительное восприятие, и слуховое, и мышление, и эмоциональная сфера – если надо для дела, то активизируется любой психический процесс. Этот объект существует в окружающем поле, и сознанием он воспринимается как элемент этого поля, а не как «картинка» или «звуковой образ». Однако опорным для сознания является здесь зрительное восприятие, на него как бы ложатся, наслаиваются иные ощущения. Именно поэтому ребенку довольно тяжело дается понимание материала только на слух – ему не хватает наглядности. Некоторая тренировка «слухового внимания» вполне здесь может помочь.

Метод исследования слухового внимания: испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, который специально указывается экспериментатором.

Новое на сайте

>

Самое популярное