Домой Стоматит Методы и приемы специальной дрессировки собак. Основные методы дрессировки собак Основные методы дрессировки служебных собак

Методы и приемы специальной дрессировки собак. Основные методы дрессировки собак Основные методы дрессировки служебных собак

Главные задачи дрессировщика состоят в том, чтобы добиться от собаки выполнения желаемого действия (вызвать проявление соответствующего безусловного рефлекса), а также выработать и закрепить условный рефлекс на определенный раздражитель (звуковую команду или жест). Чтобы добиться этого, в дрессировке используют определенные методы и приемы воздействия на собаку.

Различают четыре основных метода дрессировки: вкусо-поощрительный, механический, контрастный, подражательный.

Вкусо-поощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия, является пищевой раздражитель. При этом вид и запах пищевого раздражителя используют для побуждения собаки к совершению желаемого действия, а дачу лакомства - для закрепления выполненного действия.

Вкусо-поощрительный метод дрессировки применяют при отработке многих общих и специальных приемов дрессировки. Горячим сторонником и пропагандистом этого метода был известный советский дрессировщик В. Л. Дуров, который считал, что в основе дрессировки должен лежать принцип удовлетворения определенной биологической потребности животного и прежде всего потребности в пище.

Действительно, вкусо-поощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон. С его помощью у собаки быстро образуется большинство условных рефлексов. Наблюдается большая собаки в выполнении навыков, выработанных этим способом, укрепляется контакт с дрессировщиком, проявляется большая и собаки.

Однако наряду с этим вкусо-поощрительным методом дрессировки имеет и определенные недостатки. Он не обеспечивает безотказного выполнения приемов, особенно при наличии отвлекающих раздражителей; выполнение необходимых действий может ослабиться или исчезнуть в период сытости животного; с помощью только этого метода невозможно отработать все необходимые навыки.

Суть механического метода дрессировки заключается в том, что в качестве безусловного раздражителя используют различные механические раздражители, вызывающие у собаки защитный оборонительный рефлекс (например, рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки). При этом механический раздражитель не только вызывает у собаки первоначальное действие (безусловный рефлекс), но используется и для подкрепления условного рефлекса (сглаживание). Характерная особенность рассматриваемого метода дрессировки состоит в том, что в этом случае собака выполняет желательные для дрессировщика действия по принуждению.

Положительная сторона механического метода дрессировки состоит в том, что все действия прочно закрепляются и безотказно выполняются собакой в привычных условиях.

К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относится то, что частое его использование вызывает у некоторых собак угнетенное тормозное состояние и проявление недоверчивого отношения к дрессировщику (у собак с пассивно-оборонительной реакцией это проявляется в виде боязни и трусости, злобные собаки пытаются кусать дрессировщика). Только этим методом невозможно отработать все необходимые навыки.

Механический метод имеет большое значение в процессе дрессировки по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной, защитно-караульной и розыскной службам в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника, дразнящего собаку, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение указанного метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.

Контрастный метод является основным методом дрессировки служебных собак. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на собаку (дача лакомства, оглаживание, команда). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные раздражители - для закрепления этих действий. Например, чтобы приучить собаку контрастным методом к выполнению посадки, дрессировщик действует следующим образом. Держа собаку на коротком поводке у левой ноги в положении стоя, дрессировщик подает команду. После этого левой рукой он нажимает на круп собаки, прижимая се книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. После такого воздействия безусловным механическим раздражителем собака совершает посадку. Дрессировщик закрепляет это действие дачей лакомства и сглаживанием, в результате у собаки устанавливается условный рефлекс на команду.

Этому методу дрессировки присущи достоинства вкусо-поощрительного и механического методов.

Преимущество контрастного метода; быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; четкое и охотное выполнение собакой всех действий, отработанных этим методом благодаря наличию у нее (пищевого возбуждения); сохранение и упрочение контакта между дрессировщиком и собакой; безотказное выполнение собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечений и т. п.).

Опыт показал, что контрастный метод ускоряет процесс дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в различных условиях окружающей среды. В этом - основная ценность контрастного метода.

Подражательный метод используют при дрессировке собак как вспомогательный способ. Например, при развитии злобности и закреплении лая у собаки караульной службы использование злобной, хорошо облаивающей собаки может стимулировать проявление злобности у менее возбудимой и плохо облаивающей собаки. Отработку преодоления препятствий также можно вести способом подражания. Особенно широкое применение может иметь этот метод в практике воспитания щенков.


| |

В обучении собак используются разные методы, и порой очень сложно понять, какой из них больше подходит вам и вашей собаке. В настоящее время все чаще используют оперантное обучение .

Собака может учиться по-разному. Вам выбирать, какие методы обучения по душе.

Такие разные методы…

В кинологии существует большое количество методов дрессировки. Довольно грубо я бы их разделила на две группы:

  • собака является пассивным участником процесса обучения (например, классический, давно известный механический метод: когда для того, чтобы обучить собаку команде «Сидеть», мы нажимаем собаке на круп, доставляя тем самым некоторый дискомфорт и провоцируя собаку сесть);
  • собака является активным участником обучения (например, той же команде «Сидеть» мы собаку можем обучить, показав собаке кусочек лакомства и затем заведя ладонь в область темечка собаки, провоцируя её задрать голову и, таким образом, опустить заднюю часть тела на землю).

Механический метод даёт довольно быстрый результат. Другое дело, что упрямые собаки (например, терьеры или аборигенные породы) упираются тем больше, чем сильнее на них давят: вы надавливаете на круп, а собака изгибается, чтобы не сесть.


Еще один нюанс: собаки с более подвижной нервной системой при таком подходе очень быстро демонстрируют то, что называется «состоянием выученной беспомощности». Собака понимает, что «шаг вправо, шаг влево - расстрел», и если она ошибется, ее сразу же начнут поправлять, причем зачастую достаточно неприятно. В результате собаки боятся принимать собственное решение, в новой ситуации теряются, не готовы проявлять инициативу, и это естественно: они привыкли, что за них все решает хозяин.


{banner_wikipetclub-rastuaj}

Я не буду давать оценок, хорошо это или плохо. Этот метод существует давно и применяется до сих пор. Раньше, за отсутствием альтернатив, работа строилась преимущественно данным методом, и мы получали хороших собак, которые работали и в вооруженных силах, то есть, на которых можно было рассчитывать в реальных сложных ситуациях. Но кинология не стоит на месте и, на мой взгляд, грех не использовать результаты новых исследований, учиться и использовать на практике новые знания.


На самом деле, уже довольно давно в кинологии используется оперантный метод, который начала применять Карен Прайор. Сперва она применяла его с морскими млекопитающими, но метод работает со всеми: с его помощью можно обучить шмеля загонять мячи в ворота, а золотую рыбку - прыгать через кольцо. Если даже это зверье обучается оперантным методом, то что уж говорить о собаках, лошадях, кошках и т.д.


Отличие оперантного метода от классического состоит в том, что собака является активным участником процесса дрессировки.



При обучении оперантным методом собаки активно принимают участие в процессе дрессировки и предлагают новые трюки.

Что такое оперантное обучение собак

Ещё в 30х годах 19 века учёный Эвард Ли Торндайк пришёл к выводу о том, что процесс обучения, в котором обучающийся является активным агентом и где правильные решения активно поощряются, даёт быстрый и стабильный результат.


Его опыт, который известен, как «Проблемный ящик Торндайка». Эксперимент заключался в том, что в деревянный ящик с решётчатыми стенами сажали голодную кошку, которая видела по ту сторону ящика еду. Животное могло открыть дверку, нажав на педаль внутри ящика или потянув за рычаг. Но кошка сперва пыталась достать еду, просовывая лапы сквозь решетку клетки. После серии неудач она обследовала все внутри, производила разнообразные действия. В конце концов, животное наступало на рычаг, и дверка открывалась. В результате многочисленных повторных про­цедур кошка постепенно переставала совершать лиш­ние действия и сразу нажимала на педаль.

Впоследствии эти эксперименты были продолжены Скиннером.

Результаты исследований привели к очень важному для дрессировки заключению: действия, которые по­ощряются, т. е. подкрепляются, с большей вероятностью возникают в последующих пробах, а те, которые не подкрепляются, не используются животным в последую­щих пробах.


Действия, которые подкрепляются, собака повторяет в дальнейшем.

Рассматривая оперантный метод обучения, мы не можем не остановиться на понятии квадранта оперантного обучения, то есть, основных принципов действия данного метода.


В основе квадранта находится мотивация животного. Отсюда, действие, которое совершает животное, может приводить к 2 результатам:

  • подкреплению мотивации собаки (собака получает то, что хотела, и в таком случае она будет чаще и чаще повторять это действие, т.к. оно приводит к удовлетворению желаний);
  • наказанию (собака получает то, чего НЕ хотела получить, и в таком случае собака будет избегать повторения данного действия).

В разных ситуациях одно и то же действие может быть для собаки как подкреплением, так и наказанием - всё зависит от мотивации.


Например, поглаживания. Предположим, что наша собака любит, когда её гладят. В той ситуации, если наш питомец расслаблен или скучает, поглаживания любимого хозяина, конечно же, будут служить подкреплением. Однако если наша собака находится в интенсивном процессе обучения, наше поглаживание придётся очень некстати, и собака вполне может воспринять его, как некоторое наказание.


Рассмотрим ещё один пример: наша собака разлаялась дома. Проанализируем мотивацию: собака может лаять по различным причинам, но мы сейчас разберём ситуацию, когда собака лает от скуки, с целью привлечения нашего внимания. Итак, мотивация собаки: привлечь к себе внимание хозяина. С точки зрения хозяина собака ведёт себя неправильно. Хозяин смотрит на собаку и прикрикивает на неё, пытаясь заставить её замолчать. Хозяин считает, что в данный момент он собаку наказал. Однако у собаки совсем иная точка зрения на этот счёт - мы же помним, что она жаждала внимания? Даже негативное внимание является вниманием. То есть, с точки зрения собаки, хозяин только что удовлетворил её мотивацию, тем самым подкрепив лай. И дальше мы обращаемся к выводам, которые сделал в прошлом веке Скиннер: действия, которые поощряются, повторяются с возрастающей частотой. То есть, мы, сами того не желая, формируем у нашего питомца поведение, которое нас раздражает.


{banner_wikipetclub-rastuaj}

Наказание и подкрепление бывает положительным и отрицательным. Разобраться нам поможет иллюстрация.


Положительное - это когда что-то добавляется. Отрицательное - что-то убирается.


На фото: Квардрант оперантного обучения

Например: собака совершила действие, за которое получила что-то приятное. Это положительное подкрепление . Собака села и получила за это кусочек лакомства.


Если собака совершила действие, вследствие которого получила что-то неприятное, речь идёт о положительном наказании - действие привело к наказанию. Собака попыталась стянуть со стола кусок еды, а на неё с грохотом упала тарелка и кастрюля заодно.


Если собака испытывает нечто неприятное, совершает действие, вследствие которого неприятный фактор исчезает - это отрицательное подкрепление . Например, при использовании механического метода дрессировки при обучении усадке мы нажимаем собаке на круп -доставляем ей неприятные ощущения. Как только собака садится, давление на круп исчезает. То есть, действие усадки прекращает неприятное воздействие на круп собаки.


Если же действие собаки прекращает то приятное, чем она наслаждалась до этого, речь идёт об отрицательном наказании . Например, собака играла с вами в мяч или в перетяжки - то есть, получала приятные эмоции. Разыгравшись, собака неосторожно и очень больно прихватила вас за палец, из-за чего вы прекратили игру с питомцем - действие собаки прекратило приятное развлечение.

Одно и то же действие может рассматриваться как различные типы наказания или подкрепления в зависимости от ситуации или участника этой ситуации.

Вернёмся к лающей дома от скуки собаке. Хозяин прикрикнул на собаку, та замолчала. То есть, с точки зрения хозяина, его действие (крик на собаку и последовавшая за ним тишина) прекратило неприятное действие - лай. Мы говорим в таком случае (в отношении хозяина) об отрицательном подкреплении. С точки зрения скучающей собаки, которая жаждет получить внимание хозяина любым способом, крик хозяина как реакция на лай собаки, является положительным подкреплением. Хотя, если собака боится своего хозяина, а лай для неё являлся самопоощряемым действием, то крик хозяина в данной ситуации является для собаки отрицательным наказанием.


Чаще всего в работе с собакой грамотный специалист использует положительное подкрепление и, немного, отрицательное наказание.



При оперантном обучении собаки чаще проявляют инициативу и более активны.

{banner_rastyajka-mob-2}
{banner_rastyajka-2}

Плюсы оперантного метода обучения собак

Как вы видите, в рамках оперантного метода центральным и активным звеном обучения является сама собака. У собаки в процессе обучения данным методом появляется возможность делать выводы, контролировать ситуацию и управлять ею.


Очень важным «бонусом» при использовании оперантного метода обучения является «побочный эффект»: собаки, привыкшие быть активными участниками дрессировочного процесса, становятся более инициативными, уверенными в себе (они ведь знают, что у них, в конце концов, все получается, они руководят миром, могут сдвинуть горы и повернуть вспять реки), у них повышается самоконтроль и умение работать во фрустрирующих условиях.

Они знают: даже если сейчас не получается, ничего страшного, stay calm and keep doing – продолжай пробовать, и тебя ждет награда!


Навык, который осваивается оперантным методом, имеет свойство закрепляться быстрее, нежели навык, который отрабатывается механическим методом. Так говорит статистика.


Сейчас я работаю только мягкими методами, но моя предыдущая собака была подготовлена с помощью контраста (метод кнута и пряника) и механики. И честно скажу: мне кажется, что положительное подкрепление, когда мы активно поощряем правильное поведение и игнорируем (и стараемся не допускать) неправильное, дает стабильный результат несколько позже, чем механический подход.


{banner_wikipetclub-rastuaj}

Но… я обеими руками голосую за работу мягкими методами, потому что оперантный метод - это не только дрессировка, это цельная система взаимодействия, философия наших отношений с собакой, которая является нашим другом и, зачастую, полноценным членом семьи.


Я предпочитаю поработать с собакой несколько дольше, но получить в итоге питомца, который фонтанирует энергией, идеями и чувством юмора, сохранил свою харизму. Питомца, отношения с которым строились на любви, уважении, желании и интересе работать со мной. Питомца, который доверяет мне безоговорочно и который жаждет работать со мной. Потому что ему интересно и весело работать, ему интересно и весело слушаться.



{banner_rastyajka-mob-3}

СПОСОБЫ ДРЕССИРОВКИ

Под способом понимают такое воздействие на животное, которое приводит к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.

Хотя, по словам К. Прайор, «способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков, способных их придумать», однако наиболее употребимы следующие.

Способ наведения , который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В.Л. Дуров называл этот способ «жестикуляцией» и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». К этому способу относится и способ «мишени», описанный К. Прайор, заключающийся в инициировании двигательной реакции животного при помощи движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которыми можно вызывать достаточно сложное двигательное поведение животных. Мы часто инстинктивно используем этот способ - похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним - мы пользуемся способом наведения.

Способ наталкивания , когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. Таким образом мы можем дать понять собаке, что от нее требуется, главное вовремя прекратить вспомогательные действия, иначе собака включит их в состав вашей команды.

Способ пассивной флексии , суть которого заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы - взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения.

Способ отбора поведения , когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно - ненужные действия. А.В. Дурова-Садовская назвала этот способ «подлавливанием». По Скиннеру этот способ заключается в том, что весь путь от исходного поведения (еще до начала обучения) до конечной реакции, которую исследователь стремится выработать у животного, разбивается на несколько этапов.

Допустим, что нам нужно обучить голубя ударять клювом по маленькому светящемуся кружку, используя пищевое подкрепление в виде зернышка. Вначале мы будем давать ему зернышко каждый раз, когда он зайдет в ту половину клетки, где находится светящийся кружок. Далее мы будем подкреплять его лишь в том случае, если он не только зашел в эту половину клетки, но еще и повернулся головой к стенке, на которой находится кружок. На третьем этапе можно, например, давать зернышко при сочетании этих двух условий, если вдобавок еще клюв животного направлен в сторону кружка. Затем постепенно можно заставить голубя касаться клювом кружка и, наконец, ударять по нему с целью получить подкрепление. Как мы видим, при таком методе обучения к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформировалась поведенческая реакция, необходимая на предыдущем этапе.

Способ отбора поведения служит базой для способов, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать навыки, необычные для их нормального поведения:

Способ усиления поведенческого признака , который заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ «способом последовательного приближения» именно этот способ она использовала как основной для дрессировки дельфинов, например для увеличения высоты прыжка;

Способ сокращения (редукции) поведенческого акта до его отдельного элемента . Например, путем положительного подкрепления только одного из элементов. Редуцируя поведенческий акт, В.Л. Дурову удалось отработать навыки дутья в музыкальную трубу и произнесение слова «мама» собакой.

Способ альтернативы (альтернативного поведения), при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, когда он движется с ней вдоль забора - собакой к забору.

Способ игрового поведения (особенно эффективен для молодых или любящих играть животных). При этом используется потребность в игре, когда возможность поиграть является и подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие.

Имитационный способ (способ подражания), особенностью которого является то, что оно одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения).

Способ оборонительного поведения или избегания , когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения животного, нужные дрессировщику - оборонительное поведение. Как правило при помощи этого способа отрабатывается движение собаки рядом с дрессировщиком, посадки и укладки.

Способ агрессивно-оборонительного поведения : при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которого собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения. Эффект способа заключается в том, что от опасного раздражителя можно избавиться двояко - 1) уйти (убежать) из сферы его действия; 2) уничтожить его атакуя. Ваша задача заключается в том, чтобы вызвать у собаки желание следовать второму пути. Со временем команда, предшествующая агрессивному состоянию и соответствующему инструментальному действию, или ситуация, связанная с этим, становятся сигнальными, то есть образуются не только инструментальные рефлексы, но и условные рефлексы на состояние.

Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировке), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используются несколько способов.

Выбор того или иного способа дрессировки определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а то и вкусом. И очень часто «быстрые» способы не являются самыми лучшими.

Из книги О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь автора Дарвин Чарльз

Способы расселения. Этот вопрос уже разбирался сэром Ч. Лайеллем и другими авторами. Я, со своей стороны, могу представить здесь очень краткий обзор наиболее важных фактов. Перемены в климате должны были оказать сильнейшее влияние на миграцию. Регион, в настоящее время

Из книги Современная дрессировка. Попытка методологического анализа автора

Часть 1. Теория дрессировки и ее предмет Не смотря на то, что человек уже на протяжении многих веков занимается формированием заданного поведения (дрессировкой) домашних животных используемых как в продуктивном так и в непродуктивном животноводстве, сколько-нибудь

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

Часть 2. Теория дрессировки и ее предмет Существующая отечественная литература по воспитанию и дрессировке собак традиционно, начиная с В.В. Языкова («Курс теории дрессировки собак». Л.; Госиздат, 1928), основывается на результатах школы физиологии высшей нервной

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Часть 3. Основные понятия дрессировки. Методы

Из книги Болезни собак (незаразные) автора Панышева Лидия Васильевна

Способы размножения Размножение - важнейший биологический процесс, обеспечивающий поддержание и увеличение численности вида, возможность его расселения и, в конечном итоге, успех борьбы за существование. В животном мире существует целый ряд способов размножения,

Из книги Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов автора Гриценко Владимир Васильевич

3. Основные методы дрессировки Методы дрессировки - это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.Механический метод. Механический

Из книги Насекомые защищаются автора Мариковский Павел Иустинович

1. Подбор собак для дрессировки Общие положения. Правильный подбор собак для дрессировки имеет важное значение. От того, насколько правильно подобраны собаки, зависит успех дрессировки.При правильном подборе собак процесс дрессировки ускоряется, создается уверенность

Из книги Мир общественных насекомых автора Кипятков Владилен Евгеньевич

Методы и приемы общей дрессировки Прием: хождение рядом. Цель приема - выработать у собаки стойкий навык безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту (рис. 105), Условными раздражителями данного приема будут команда «рядом» и жест - легкий удар ладонью

Из книги Гены и развитие организма автора Нейфах Александр Александрович

6. Специальное снаряжение для дрессировки собак Для дрессировки собак необходимо иметь специальное снаряжение. В него входят:1. Ошейник кожаный или из прочной тесьмы, с металлической пряжкой и прочно вделанным металлическим полукольцом. К ошейнику в процессе

Из книги Рождение сложности [Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы] автора Марков Александр Владимирович

Способы рентгенологических исследований а) Просвечивание (рентгеноскопия). Рентгеновские лучи в ветеринарной практике применяют для изучения и распознавания разных болезней у сельскохозяйственных животных. Этот метод исследования больных животных является

Из книги Феномены мозга автора Бехтерев Владимир Михайлович

1.3. Общая методика дрессировки По сути дела, дрессировка заключается в том, что человек сознательно или бессознательно создает у животного какую-либо потребность и предлагает удовлетворить ее при помощи нужного ему поведения.Процесс дрессировки можно представить в виде

Из книги автора

Разные способы защиты Способы защиты насекомых от врагов бесконечны в своем многообразии. Тот, кто часто бывает на природе, мот заметить, что как только какое-либо животное становится многочисленным - будь то ящерица, птица, зверь, насекомое, оно сразу же делается менее

Из книги автора

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ Так муравьи, столкнувшись где-нибудь. Потрутся рыльцами, чтобы дознаться, Быть может, про добычу и про путь... А. Данте. Божественная комедия В прошлом мало у кого возникали сомнения в том, умеют ли муравьи или пчелы разговаривать друг с другом.

Из книги автора

3. Способы роста ооцитов Когда гоноциты попадают в половые железы, их не всегда можно отличить от соматических клеток - клеток стенки железы, между которыми они встраиваются. Но вот после ряда делений будущие женские половые клетки вступают на путь образования яйца. С

Из книги автора

Новые способы работы с информацией Одна из областей, в которых наши знания остаются до обидного неполными, - это изучение той роли, которую играют молекулы РНК в обработке генетической информации. Биологи то и дело открывают новые клеточные «информационные технологии»,

Из книги автора

Способы вызывания гипноза Обращаясь к вопросу о вызывании гипноза, необходимо иметь в виду, что для этого с пользою могут служить различные способы, из которых одни могут считаться физиологическими, так как они действуют непосредственно на те или другие из

Методы дрессировки - это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Механический метод дрессировки состоит в том, что в качестве безусловного раздражителя используют механический раздражитель в различных видах, вызывающий у собаки защитный оборонительный рефлекс (см. рис. 100), например рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки. При этом "механический" раздражитель не только вызывает первоначальное действие у собаки (безусловный рефлекс), но используется для подкрепления условного рефлекса. Примером этого может явиться один из способов приучения собаки к ношению предметов. Для отработки данного действия дрессировщик, посадив собаку, правой рукой подносит к ее морде легкий предмет и, подавая соответствующую команду, оказывает на собаку определенное физическое воздействие. Он приподымает собаку за ошейник. Под давлением ошейника (действие механического раздражителя) собака раскрывает пасть, в которую дрессировщик быстро вкладывает предмет и отпускает ошейник. Правая рука дрессировщика в этот момент находится под нижней челюстью собаки, и при попытке собаки выбросить предмет, дрессировщик наносит легкий удар ладонью под челюсть. Этот удар, как механический раздражитель, повторяют во всех случаях, когда собака пытается выбросить поноску из пасти, и он является раздражителем, закрепляющим действие. Характерная особенность механического метода дрессировки состоит в том, что собака при этом выполняет пассивные действия по "принуждению".

Рис. 100. Схема анализа "механического" раздражителя

Механический метод дрессировки имеет следующие положительные стороны.

1. Все действия, выработанные у собаки этим способом, закрепляются прочно и в привычных условиях выполняются безотказно.

2. Механическим методом дрессировки можно легко достигнуть безотказного выполнения отработанных действий.

К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относятся:

1) Частое пользование этим способом у некоторых собак вызывает угнетенное тормозное состояние с проявлением недоверчивого отношения к своему дрессировщику: у собак с наличием пассивно-оборонительной реакции в виде боязни и трусости, а у злобных - в виде стремления кусать своего дрессировщика;

2) невозможность отработки этим методом всех необходимых действий.

Механический метод имеет большое значение при дрессировке по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной службе, а также частично розыскной, сторожевой и др. в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника при дразнений собаки, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение этого метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.

Вкусопоощрительный метод. Вкусопоощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия для дрессировщика, является пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного раздражителя (команды - жеста).

Вкусопоощрительным методом дрессировки могут быть отработаны и закреплены многие действия у собаки, например подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление препятствий и т. д.

Вкусопоощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон:

1) быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов при использовании пищевого подкрепления;

2) большая "заинтересованность" собаки в выполнении всех действий, выработанных этим способом;

3) сохранение и укрепление необходимого контакта между дрессировщиком и собакой.

Однако этот метод имеет недостатки:

1) не обеспечивает безотказного выполнения приемов, в особенности при наличии отвлекающих раздражителей;

2) в состоянии сытости выполнение действия может ослабнуть или исчезнуть;

3) невозможность отработать этим методом все необходимые действия.

Контрастный метод. Основным и главным методом дрессировки служебных собак является контрастный метод. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и "поощрительного" воздействия в различных видах (лакомство, оглаживание, команда "хорошо"). При этом механические раздражители используют, как побуждение собаки к выполнению желательных действий, а "поощрительные" раздражители - для закрепления этих действий. Так, для того чтобы приучить собаку к выполнению посадки контрастным методом, дрессировщик пользуется следующим порядком воздействия на собаку. Имея собаку у левой ноги, на коротком поводке, в положении стоя, дрессировщик подает команду "сидеть", после чего левой рукой нажимает на круп собаки, прижимая ее книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. В результате такого воздействия на собаку безусловным механическим раздражителем, собака совершает действие посадки. Это действие посадки дрессировщик закрепляет дачей лакомства и оглаживанием, в результате чего у собаки устанавливается условный рефлекс на команду "сидеть".

Анализ этого действия показывает, что в данном случае условный рефлекс образовался на основе последовательного сочетания условного звукового раздражителя команды "сидеть" с вынужденным движением собаки, сопровождаемым пищевым подкреплением (кожно-мышечный рефлекс посадки). В результате такого сочетания образуется определенная условная связь; действие звукового условного раздражителя (команда "сидеть") вызывает посадку собаки, а последняя сопровождается проявлением условного пищевого рефлекса (собака в положении посадки ожидает получения лакомства).

Контрастный метод дрессировки обобщает в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому и имеет ряд преимуществ.

Преимущества эти состоят в следующем:

1) в быстром и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды,

2) в наличии у собаки заинтересованности (условного пищевого рефлекса), в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом;

3) в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;

4) в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечения и т. п.).

Практический опыт дрессировки показал, что контрастный метод ускоряет отработку дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях окружающей среды. В этом - основная ценность контрастного метода.

Подражательный метод. Подражательный метод дрессировки основного значения не имеет, но может быть использован, как вспомогательный способ: при отработке у собаки условного рефлекса на подачу голоса по команде "голос", при отработке преодоления препятствий и широко может быть применим при воспитании щенков.

Дрессировку производят с тем, чтобы выработать у собаки специальные навыки, необходимые при использовании ее в том или ином виде службы (розыскной, сторожевой, пастушьей и др.).

К специальной дрессировке собак приступают после того, как будут отработаны такие приемы общей дрессировки, как хождение рядом, подзыв и подноска предмета. Наиболее сложной и длительной является дрессировка собак для использования на розыскной службе. Наибольшую трудность представляет выработка у собаки навыка четкой, активной дифференцировки запахов, с чего и надо начинать специальную дрессировку розыскных собак (рис. 138).

Первоначально отрабатывают выборку вещей («своих» н «чужих»).

Рис. 138. Приемы специальной дрессировки (схема)

Отработка навыка «работа по следу» должна быть отнесена примерно к середине второго месяца специальной дрессировки и начаться лишь после того, когда у собаки будет выработана общая «заинтересованность» на запах человека, собака будет достаточно дисциплинирована и отработан прием выборка вещей.

Обыск местности для розыскных собак вводят лишь после перевода собаки на отработку «слепого» следа, так как собака при сложной и трудной проработке следа нередко переключается на обыск местности, как на наиболее легкую работу.

Развитие злобы и задержание, вырабатывающие «заинтересованность в работе» по запаху человека для розыскных собак, вводят в начале отработки «слепых» следов.

Отработка сторожовки, окарауливания, пастьбы скота и «связь» начинается после общих приемов, дисциплинирующих собаку.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ КУРСА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНО-ПОИСКОВОЙ РЕАКЦИИ

Подготовка и применение большинства служебных собак основаны на использовании их обонятельно-поисковой реакции. Поэтому своевременное развитие этой реакции является главным условием качественной подготовки собак в учебных подразделениях в короткие сроки.

Условные раздражители - команды «Ищи», «Нюхай» и жест - показ рукой в направлении поиска. Вспомогательная команда - «Апорт».

Безусловные раздражители - лакомство, поглаживание, апортировочный предмет, запаховые приманки.

Для этого можно использовать следующие способы.

Первый способ. На участке с травяным покровом дрессировщик на виду у собаки разбрасывает 3–4 небольших кусочка мяса в разные стороны. При этом последний кусочек мяса показывает собаке и дает ей обнюхать и, когда собака потянется к мясу, забрасывает его в траву. Затем посылает собаку на поиск лакомства, управляя ею длинным поводком. Этим способом надо пользоваться, в крайнем случае, когда у собаки сильно заторможена поисковая реакция.



Второй способ .Хорошие результаты дают упражнения по поиску спрятавшегося дрессировщика (хозяина) при наличии прочного контакта. Во время выгуливания на участке с разнообразными местными предметами дрессировщик, пользуясь отвлечением собаки, прячется за укрытие и по возможности наблюдает за ней. При хорошем контакте собака, как правило, начинает искать хозяина, при помощи зрения, слуха и обоняния. При ветреной погоде дрессировщик должен прятаться так, чтобы ветер дул с его стороны на собаку. Это облегчит включение в поиск обоняния. Когда собака, обнаружив дрессировщика, подбежит к нему, она поощряется лакомством.

По мере развития поисковой реакции дрессировщик не только прячется, но и уходит от собаки на 50–100 метров. Это побудит собаку искать хозяина по запаховому следу. После того, как собака отыщет хозяина, ее поощряют игрой и лакомством. В последующем отрабатываются и такие упражнения, когда дрессировщик привязывает собаку поводком к дереву, столбу и уходит на 300–400 метров и так, чтобы собака не видела его движение. После этого второй дрессировщик подходит к собаке, отвязывает ее и посылает за хозяином. Следуя за собакой с помощью длинного поводка, направляет ее по запаховому следу. Если собака идет по следу активно, то помощник дрессировщика остается на месте, и собака работает самостоятельно.

Третий способ. При совершенствовании навыка апортировки необходимо использовать разнообразные апортировочные предметы небольших размеров длиной 1–10 сантиметров, по цвету соответствующих фону местности.



Упражнения выполняются так. Дрессировщик знакомит собаку с запахом предмета, затем бросает его в траву, кусты или к подобным беззапаховым предметам и через 1–2 минуты по команде «Ищи апорт» посылает собаку за ним. На одном часовом занятии упражнение повторяется 6–8 раз. Такие же упражнения надо выполнять по обнаружению запаховых предметов, разбросанных помощниками.

Систематическое повторение таких упражнений способствует развитию обонятельно-поисковой реакции, необходимой в последующем для обыска местности, выборки вещей, одорологической выборки.

Четвертый способ. В жизни (работе) собака ориентируется как нижним, так и верхним чутьем. При верхнем чутье собака воспринимает запахи в воздухе и таким способом определяет местонахождение источника запаха, при нижнем чутье она непосредственно обнюхивает почву. Целенаправленными упражнениями необходимо развивать у нее и нижнее, и верхнее чутье.

С этой целью за 30–40 минут до начала поиска дрессировщик раскладывает апортировочные предметы на местности так, чтобы 40–50% из них лежали на земле, а остальные на высоте 1–1,5 метра от земли (на кустарнике, на ветках деревьев, стеблях травы и т.д.). При этом каждый раз при пуске собаки на поиск надо учитывать направление ветра. Заставлять идти как по ветру, так и против ветра, заниматься на разнообразной местности. За каждую обнаруженную вещь собаку надо поощрять лакомством.

Пятый способ. Учитывая активную реакцию собаки на запахи животного происхождения, целесообразно использовать пахучие приманки - тампоны с запахом крови. Пахучие приманки (10–15 штук) раскладывают вдоль намеченного маршрута движения дрессировщика с собакой на удалении 15–40 метров от тропы. Количество приманок на каждом занятии меняется, при движении по тропе собака находится на удлиненном поводке. За каждую обнаруженную пахучую приманку собаку поощряют поглаживанием и лакомством.

В ходе дрессировки каждое занятие, выработка любого специального навыка должны способствовать развитию обонятельно-поисковой реакции поведения и доведения ее до совершенства.

1. Чрезмерное увлечение упражнениями по поиску кусочков мяса, разбросанных на участке. Собака привыкает искать лакомство при каждом выходе на прогулку.

2. Неправильное выполнение упражнений, когда собака находит хозяина или предметы, пользуясь не обонянием, а зрением и слухом.

РАЗВИТИЕ АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ (ЗЛОБЫ)

Навык недоверчивого отношения к посторонним людям, смелой и активной борьбы с человеком, нападающим на собаку, крепкой хватки за его одежду является базой для подготовки собак к розыскной, сторожевой, караульной и другим специальным службам.

Условные раздражители - команда «Фас» и жест - показ рукой в направлении помощника.

Безусловные раздражители - помощник и разнообразные воздействия его на собаку. Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной реакции. Можно использовать реакцию подражания. Прием вводится после установления хорошего контакта дрессировщика с собакой.

Развитие активно-оборонительной реакции должно начинаться в период группового содержания щенков и продолжаться до передачи их на основной курс специальной подготовки.

Методика и техника дрессировки . Характер упражнений и последовательность их усложнения зависит от возраста собаки, степени ее подготовленности, условий содержания до начала дрессировки, преобладающей реакции поведения. Упражнение выполняется в следующем порядке. На выбранном участке местности, укрыв помощника, руководитель занятия дает команду дрессировщику поставить собаку на цепь, привязав к дереву (столбу) на высоте 1 метра от земли так, чтобы при натяжении цепь оказалась выше туловища собаки и не попадала между ее конечностями. Цепь удерживается левой рукой вместе с поводком на расстоянии одного метра от ошейника в целях ослабления (смягчения) рывков собаки в сторону помощника (рис. 48).

Рис. 48. Развитие активно-оборонительной реакции

По установленному сигналу помощник осторожно выходит из-за укрытия, приближается к собаке, следя за ее поведением. Дрессировщик, показывая рукой в сторону помощника, произносит команду «Фас». Активную реакцию собаки поощряет поглаживанием. Помощник, подойдя к собаке, совершает нападающие действия, ударяя прутом по земле, слегка по бокам собаки. Как только она достаточно возбудится, помощник убегает в укрытие.

Дрессировщик успокаивает собаку поглаживанием. Через 2–3 минуты упражнение повторяется.

После выработки смелости у собаки, не боязни взмахов помощника прутом переходят к упражнениям по выработке хватки за тряпки, специальные рукава. С этой целью помощник, раздразнив собаку ударами прута, делает взмах тряпкой над собакой или ударяет ее так, чтобы она смогла схватить тряпку. При слабой хватке помощник подтягивает тряпку к себе, пытаясь отнять ее. Если собака держит слишком крепко, бросает эту тряпку и как только собака освободится от нее, переключает собаку на другую тряпку. По сигналу дрессировщика помощник прекращает дразнение и убегает в укрытие. Упражнение заканчивается выгуливанием собаки.

Многократное повторение упражнений по развитию злобы с использованием тряпок быстро приводит к образованию нежелательной привычки. Поэтому если собака смело хватается за тряпки, не боится ударов прутом, отрабатываются упражнения по выработке крепкой хватки с перехватыванием за специальные рукава, собаку приучают к ведению борьбы с помощником путем стаскивания с него предметов специальной одежды с последующей хваткой за руки помощника.

Практикуются упражнения с привлечением двух помощников, нападающих на собаку одновременно и применяющих различные механические раздражители.

Злобу у щенков и собак с пассивно-оборонительной реакцией развивают групповыми упражнениями, используя способности собак к подражанию. При этом одна из собак в группе должна быть более злобной, чтобы ее действия побуждали других собак к злобной реакции на воздействия помощника. Следует учесть, что в группе должно быть не более 4–5 щенков или 2–3 взрослые собаки и дразнение их надо продолжать не более 2–3 минут. Иначе у собак развивается излишняя голосовая реакция (лай) и перевозбуждается нервная система. Количество и характер упражнений по развитию злобы определяются исходя из индивидуальных особенностей собак - возраста, степени выраженности оборонительной реакции и податливости к дрессировке.

Со щенками упражнения рекомендуется проводить 2–3 раза ежедневно, а с собаками старше 6–8 месяцев, не имеющими достаточной злобы, на первых 4–5 занятиях надо проводить по 5–6 упражнений (по 2 сочетания каждый раз) с перерывами между упражнениями 5–10 минут. Продолжительность дразнения - 1–2 минуты. В последующем количество упражнений постепенно сокращается до 1–2 раз на каждом занятии.

Собаку можно считать подготовленной для передачи на курс служебной дрессировки, если она не боится нападающего человека, смело и активно вступает с ним в борьбу, проявляя крепкую хватку с перехватыванием за руки помощника.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Применение помощником сильных механических раздражителей, вызывающих у собаки не злобу, а трусость.

2. Использование однообразной формы одежды.

3. Проведение занятий на однообразной местности, в одно и то же время суток.

7.ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ КУРСА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ

ПРИУЧЕНИЕ К ЗАДЕРЖАНИЮ И ОКАРАУЛИВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА

Навык задержания убегающего человека, смелой, активной борьбы с ним и настороженного окарауливания задержанного на месте и в движении необходим при выполнении разнообразных служебных задач и является базой для выработки у собаки других специальных навыков.

Условные раздражители: основные - команда «Фас» и жест - показ рукой в направлении помощника; дополнительные команды «Рядом», «Фу», «Голос», «Сидеть» и др.

Безусловные раздражители: помощник и его воздействия, поглаживание. Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной реакции после развития у собаки достаточной злобы.

Методика и техника дрессировки. Первый период . Задача: выработать у собаки первоначальный условный рефлекс задержания убегающего человека и его окарауливания на месте.

Требования к подготовленности дрессировщика:

Знать особенности поведения своей собаки, уметь определять степень возбудимости собаки;

Владеть техникой управления собакой поводком при задержании помощника;

Уметь выполнять роль помощника при выполнении упражнений другими дрессировщиками со своими собаками;

Знать последовательность выработки у собаки навыка, возможнее ошибки дрессировщика и помощника, которые могут привести к образованию у собаки нежелательных условных рефлексов.

Упражнения по задержанию убегающего помощника проводятся в следующем порядке. Подбирается участок местности с наличием естественных укрытий. Руководитель занятия в присутствии дрессировщиков инструктирует помощника, указывая место укрытия, порядок его действий, очередность работы дрессировщиков.

Дрессировщик приходит с собакой в указанное место и, удерживая ее в положении сидя на коротком поводке, подает команду «Слушай» и показывает рукой в направлении ожидаемого помощника.

Когда собака успокоится, помощник по установленному сигналу выходит из-за укрытия и, возбуждая собаку жестами, идет в ее сторону. Подпустив его к собаке до 3–4 шагов дрессировщик подает команду «Стой». По этой команде помощник поворачивается и убегает в указанном направлении (рис. 49).

Рис. 49. Приучение к ведению борьбы с человеком

После удаления помощника на 5–10 шагов, дрессировщик по команде «Фас» и жестом пускает собаку на задержание с пристегнутым коротким поводком. Помощник убегает боком, следя за поведением собаки и держа одну из рук вытянутой в сторону собаки. При подбегании собаки помощник движением руки вверх увлекает собаку, побуждает ее схватить за рукав с прыжка.

После хватки за одну руку помощник ударами (прутом, рукавом) по собаке переключает ее на другую руку, потом вновь на первую и т. д. Дав собаке «удовлетвориться» в трепке, дрессировщик командует помощнику «Стой». По этой команде помощник прекращает все активные действия и стоит спокойно. Дрессировщик, подойдя к собаке, берет короткий поводок, слегка натягивает его и после небольшой выдержки, подав команду «Рядом», делает рывок поводком к себе, если собака не отпускает помощника, то наносит легкий удар по собаке прутом. Успокоив собаку поглаживанием, усаживает ее на удалении 3–4 шагов от помощника. На первых занятиях после минутного окарауливания спокойно стоящего помощника по команде «Ложись» помощник ложится, а собака выгуливается. Такие упражнения повторяются 2–3 раза в неделю, а в остальные дни у собаки вырабатывается условный рефлекс окарауливания помощника на месте без задержания.

Упражнение выполняется так. Дрессировщик с собакой подходит к спокойно стоящему помощнику, одетому каждый раз в разнообразную специальную одежду, усаживает собаку в 3–4 метрах от него и подает команду «Охраняй!». Помощник должен стоять спокойно, наблюдая за собакой. Дрессировщик постепенно отходит от собаки каждый раз в разные стороны, добиваясь ее выдержки в сидячем положении. Если собака пытается схватить помощника, дрессировщик подает команду «Сидеть» с угрожающей интонацией и усаживает ее, воздействуя поводком. Конечной целью таких упражнений является выработка у собаки навыка настороженного окарауливания человека во время личного осмотра его дрессировщиком (рис. 50).

Рис. 50. Приучение к окарауливанию задержанного человека

Осмотр задержанного производят в следующем порядке. Дрессировщик приказывает помощнику повернуться боком к собаке, расставить шире ноги, поднять руки вверх. Затем по команде «Охраняй» оставляет собаку на месте в 3–4 метрах от помощника и подходит к нему сбоку, осматривает его, начиная с рук сверху вниз. При этом наблюдает за собакой и периодически повторяет команду «Охраняй». Закончив осмотр, дрессировщик обходит охраняемого в 3 метрах и подходит к собаке. Приказывает задержанному опустить руки, свести ноги и лечь на землю по команде «Ложись». После этого собаку выгуливают.

В дальнейшем вводятся следующие усложнения:

Постепенно увеличивается дистанция пуска собаки на задержание до 30 метров;

Помощник меняет форму одежды;

Занятия проводятся на разнообразной местности и в разное время суток в сочетании со стрельбой из оружия на удалении до 150–200 метров;

Увеличивается продолжительность времени окарауливания задержанного на месте.

Если в первое время перед пуском на задержание помощник подходил к собаке и возбуждал ее ударами прута, то в дальнейшем - взмахами рук на расстоянии, удаляясь, каждый раз все дальше от места расположения дрессировщика с собакой. В последующем помощник двигается спокойно и убегает только после команды «Стой».

В практике дрессировки у собаки нередко образуются нежелательные привычки на стандартную форму одежды помощника и на его однообразное поведение. Поэтому на каждом занятии надо менять верхнюю одежду помощника. В конце первого периода дрессировки во время задержания целесообразно второму помощнику стрелять из оружия с расстояния 150–200 метров. От занятия к занятию это расстояние сокращается.

К концу первого периода дрессировки собака должна:

Смело идти на задержание убегающего помощника, удаляющегося на расстояние до 30 метров, и активно вести с ним борьбу;

Прекращать борьбу с помощником после команды дрессировщика «Стой», «Рядом» и внимательно окарауливать помощника на месте продолжительностью до 2–3 минут.

Второй период . Задача: совершенствовать у собаки условный рефлекс задержания человека и его окарауливания на месте и в движении до навыка.

При организации и проведении занятий необходимо выполнять следующие правила:

Строго соблюдать режим упражнений, исходя из особенностей собаки;

Занятия проводить на разнообразной местности в различное время суток (днем, ночью), меняя форму специальной одежды помощника;

На каждом занятии изменять характер действий помощника, в том числе с постоянным увеличением силы применяемых раздражителей;

При выполнении упражнений всегда соблюдать определенную последовательность - задержание, окарауливание на месте, а затем в движении, оставление помощника в лежачем положении и выгуливание собаки.

Во втором периоде отрабатываются упражнения со следующими усложнениями:

Постепенное увеличение расстояния от собаки до убегающего помощника до 100–150 метров и приучение собаки к сдержанному поведению при появлении помощника;

Приучение собаки к перехватыванию при ведении борьбы с задержанным;

Задержание помощника, одетого в различную форму одежды и убегающего от собаки, сбрасывающего верхнюю одежду;

Выполнение упражнения в сочетании со стрельбой с разных сторон;

Задержание помощника, идущего каждый раз в разных направлениях (к собаке, от собаки) и различными темпами.

Дистанция между собакой и помощником увеличивается постепенно, по 10–15 метров через каждые 2–3 занятия с учетом условий местности и доводится до 100–150 метров днем и 40–50 метров ночью с одновременным освещением местности фарами автомашины.

Упражнение по выработке перехватывания выполняется несколькими способами.

Первый способ. Помощник поверх дрессировочного (защитного) костюма надевает на руки специальные рукава, а на спину скатанный плащ. Во время задержания собакой он действует так, чтобы вначале собака стащила с него плащ, затем рукава с правой и левой руки поочередно. Упражнение заканчивается окарауливанием помощника на месте, в движении и выгуливанием.

Второй способ. Помощник, одетый в дрессировочный костюм, берет в одну или обе руки деревянные ножи с тупыми концами. В момент борьбы с собакой он обозначает ими удары по собаке движением руки сверху вниз, слегка задевая ножом ее спину. Собака, как правило, хватает за руку, наносящую удар. Затем таким же образом помощник переключает собаку на другую руку 4–5 раз. Упражнение заканчивается в обычном порядке.

Третий способ. Помощник во время борьбы с собакой хватает рукой за ошейник, размахивает им и периодически ударяет по бокам собаки, вынуждая ее хватать за рукава куртки. При этом особое внимание необходимо обратить на соблюдение мер безопасности, чтобы собака не схватила помощника за лицо.

В результате последовательной, настойчивой, смелой и умелой работы помощника собаку необходимо приучить к активной борьбе с задержанными и перехвату за все части тела.

Систематические занятия по задержанию нередко вырабатывают у собак голосовую реакцию на вид помощника, поэтому периодически следует проводить следующее упражнение. Дрессировщик с собакой приходит в установленное место, посадив собаку, приседает рядом с ней сам и, указывая жестом правой руки в сторону ожидаемого помощника, подает команду «Слушай». В том случае, если собака возбуждается (визжит, лает), то, подав повторную команду «Слушай» с угрожающей интонацией, делает рывок поводкам. Когда собака успокоится, по установленному сигналу помощник спокойно выходит из-за укрытия и двигается по указанному маршруту. При проявлении беспокойства и голосовой реакции дрессировщик успокаивает собаку. После ухода помощника в укрытие выгуливает собаку. Трудной задачей является приучение собаки к прекращению борьбы с помощником по сигналу дрессировщика. После команды «Рядом» собака должна подойти к дрессировщику и сесть слева у ноги, продолжая наблюдать за помощником. Инструктор не должен подходить близко к собаке во время борьбы с задержанным, так как это небезопасно. Поэтому дрессировщик должен управлять собакой командами на удалении не ближе 3–4 метров от помощника.

Если собака после первой команды «Рядом» не подходит, дрессировщик повторяет команду с угрожающей интонацией и подкрепляет ее рывком поводка или ударом прута. Далее необходимо, меняя характер действий помощника, создавать звуковую обстановку, близкую к реальной (взрывы, выстрелы и т. п.), используя усилители звукозаписей или имитационные средства.

К концу второго периода дрессировки собака должна:

Смело идти на задержание помощника, одетого в различную форму одежды, на удаление до 100–150 метров;

Активно вести борьбу сзадержанным, перехватывая за руки, ноги, которыми он пытается ударить собаку;

Прекращать борьбу с помощником после команд дрессировщика «Стой», «Рядом», подходить к нему, садиться у левой ноги и окарауливать помощника на месте и в движении;

Не отвлекаться на звуковые, световые и другие сильные раздражители.

Третий период . Задача: совершенствовать у собаки навык задержания и окарауливания помощника в сложных условиях, приближенных к требованиям службы.

В этом периоде отрабатываются следующие упражнения:

Задержание помощника на удалении до 200–300 метров, идущего в разных направлениях, применяющего неожиданные сильные раздражители;

Приучение к ведению борьбы и к самостоятельному окарауливанию сидящего, стоящего, лежащего человека в отсутствии дрессировщика;

Задержание помощника в темное время суток с освещением местности фарами автомашины, прожектором, осветительными ракетами;

Задержание 2–3 помощников одной и двумя собаками одновременно и окарауливание их;

Задержание помощника в нежилых помещениях, подвале, на чердаке и т. п.;

Комплексирование задержания с другими специальными приемами;

Приучение собаки к защите дрессировщика от нападения конвоируемого;

Периодическое повторение предыдущих упражнений с учетом подготовленности собаки, если это необходимо.

В упражнениях по задержанию помощника на большом удалении расстояние между помощником и собакой увеличивается на 20–30 метров через каждые 2–3 занятия. Помощник специально не возбуждает собаку, а действует способами, близкими к естественным. Идет в разных направлениях (к собаке, от собаки), при подходе к собаке останавливается и стоит (лежит, сидит) спокойно, а также применяет сильные, неожиданные для собаки раздражители (с криком нападает на собаку, наносит удары рукавом, иногда прутом). Во всех случаях собака должна вести борьбу с помощником и окарауливать его до подхода дрессировщика. Все это отрабатывается в различное время суток в комплексе с разносторонней стрельбой и освещением местности. При этом управление собакой производится, как правило, без поводка. Для активизации настороженности собаки к помощнику во время окарауливания, он во время осмотра и конвоирования периодически нападает на дрессировщика, делает попытку к бегству и др. Во всех случаях собака должна как по команде дрессировщика, так и самостоятельно нападать на помощника. После непродолжительной борьбы помощник прекращает движение, дрессировщик подзывает собаку к себе, поощряет ее и вновь продолжает конвоирование. Постепенно у собаки вырабатываются навыки защиты дрессировщика от нападения и внимательного окарауливания помощника. К задержанию двух и более помощников надо переходить после того, как собака будет активно задерживать убегающего, вести борьбу с перехватыванием.

Упражнение выполняется так. Руководитель занятия инструктирует помощников и располагает их за укрытиями на удалении друг от друга до 50 метров. Дрессировщик с собакой садится в указанном месте (на удалении 50–60 метров от первого помощника), отстегивает короткий поводок и, удерживая собаку левой рукой за ошейник, подает команду «Слушай». По сигналу руководителя занятия из-за укрытия выходит первый помощник и спокойно двигается в направлении дрессировщика с собакой. Дрессировщик подает команду «Стой». Помощник по этой команде останавливается, затем поворачивается кругом и убегает в направлении второго помощника. Через 10–15 секунд дрессировщик командой «Фас» посылает собаку на задержание, и сам идет за ней. При задержании собакой первый помощник прекращает борьбу и ложится на землю, прикрывая голову и шею руками. В этот момент из-за укрытия с шумом и криком неожиданно выбегает второй помощник и своими энергичными движениями привлекает внимание собаки, которая, как правило, прекращает борьбу с первым помощником и переключается на второго. Упражнение заканчивается окарауливанием двух помощников на месте и в движении.

По мере выработки навыка самостоятельного переключения собаки с одного помощника на другого условия упражнений меняются. Помощники выходят из-за укрытия одновременно и двигаются (убегают) в одном или в разных направлениях. При окарауливании на месте и в движении нападают на дрессировщика и разбегаются.

Одновременно приучают собак к задержанию помощника в нежилых и темных помещениях. Сначала помощник возбуждает собаку и убегает в помещение. Дрессировщик по команде «Фас» пускает собаку на задержание, и сам следует за ней.

После небольшой трепки помощник конвоируется. Через 20–30 минут упражнение повторяется. В последующем собака посылается на обыск помещения без предварительного дразнения.

В конце курса дрессировки собака должна:

Смело, активно идти на задержание человека, находящегося в помещении (освещенном, неосвещенном), двигающегося на удалении до 200–300 метров, в различное время суток;

Активно вести борьбу с задержанным (вооруженным, невооруженным, спокойно стоящим, сидящим, лежащим помощником) как в присутствии, так и в отсутствие дрессировщика;

Прекращать борьбу с помощником по сигналу дрессировщика, подойти к нему, сесть рядом и настороженно окарауливать задержанного на месте и в движении при управлении ею без поводка;

Активно и смело защищать дрессировщика от нападения задержанного.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Применение помощником в первом и втором периодах дрессировки сильных механических раздражителей, вызывающих у собаки не злобу, а трусость.

2. Задержание помощника, постоянно одетого в одну и ту же одежду (по форме, цвету), вырабатывает у собаки нежелательные привычки чрезмерно злобной реакции на любого человека в подобной одежде и неуверенной реакции или отказа от задержания человека в другой одежде.

3. Проведение упражнений по задержанию на одном и том же участке, в одно и то же время, в результате собака активно работает в привычных условиях, хуже в других.

4. Однообразные способы действий помощников приводят к образованию условного рефлекса реагировать, активно задерживать человека, действующего только в определенном порядке.

5. Излишне частое повторение упражнений по задержанию без учета индивидуальных особенностей каждой собаки. В результате у собак развивается чрезмерно злобная реакция на всех посторонних людей, иногда и на самого дрессировщика, нередко собака становится трудноуправляемой.

ПРИУЧЕНИЕ К ПОИСКУ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ

Выработка навыка самостоятельного обнаружения запахового следа и заинтересованного, безотказного поиска человека по запаховому следу до его задержания является основным приемом подготовки розыскных и сторожевых собак.

Условные раздражители: основные - команда «След» и жест (показ рукой в направлении следа); вспомогательные - команды «Нюхать», «Ищи»; дополнительные - команды «Голос», «Тихо», «Сидеть» и др.

Запах следа становится условным раздражителем.

Безусловный раздражитель - помощник. Кроме того, в зависимости от индивидуальных особенностей поведения собак в качестве безусловных раздражителей могут быть использованы пища, апортировочный предмет и сам дрессировщик.

Навык вырабатывается на базе врожденных обонятельно-поисковой, активно-оборонительной и пищевой реакций поведения.

Основной показатель пригодности собаки для приучения ее к поиску человека по запаховому следу - наличие обонятельно-поисковой и активно-оборонительной реакции поведения. Можно дрессировать и собак, сильно заинтересованных в апортировке и имеющих преобладающую пищевую реакцию.

Методика и техника дрессировки.

Первый период. Задача: выработать у собаки первоначальный условный рефлекс активного, заинтересованного поиска человека по его запаховому следу.

Прежде чем приучить собак к поиску человека по запаховому следу, необходимо отработать следующие подготовительные приемы:

Установление контакта и выработка общедисциплинарных навыков, необходимых для управления собакой;

Развитие злобы и недоверчивости к посторонним людям;

Приучение к задержанию помощника на месте;

Развитие физической выносливости (кроссы на 1–3 километра);

Развитие обонятельно-поисковой реакции;

Приучение к работе в темное время суток;

Ознакомление с раздражителями окружающей среды на местности, где будут проводиться занятия по приучению собак к работе по запаховому следу.

Требования к подготовленности дрессировщика. Основой успехов в подготовке собак является обучение самих дрессировщиков, поэтому методика обучения их дрессировке собак поиску человека по его запаховому следу должна обеспечить постепенное воспитание у них смелости, уверенности, необходимой инициативы в работе с собакой по следу.

Дрессировщик должен верить в свои способности, уметь доверять собаке, знать особенности ее поведения приработа по запаховому следу и хорошо ориентироваться на местности.

Ко времени первоначальных упражнений дрессировщик должен:

Владеть приемами умелого, ровного (без рывков) управления собакой длинным поводком на различной местности;

Уметь запоминать трассы следа и ориентироваться на местности;

Изучать поведение собаки при работе по запаховому следу;

Свободно распределять внимание на свои действия и на управление собакой, окружающую обстановку, сигналы инструктора и другие, а также уметь выполнять роль помощника дрессировщика:

Прокладывать следы по указанным ориентирам;

Маскироваться на местности и находиться с надветренной стороны по отношению к собаке без шума, шорохов и т. д.;

Принимать собаку на плащ или на специальные рукава, не снимая их с себя, и вести борьбу с соблюдением мер безопасности.

Кроме того, дрессировщик обязан в совершенстве владеть следопытством, необходимым условием для контроля за работой собаки и отыскания утерянного следа. С этой целью рекомендуется проводить тренировки по проработке следов без собаки.

Безусловно, дрессировщик и собака должны быть хорошо подготовлены к бегу на средние и длинные дистанции.

Первые занятия нужно проводить с соблюдением следующих правил. Заниматься желательно рано утром или ночью на участке, покрытом травой, с минимальным количеством отвлекающих раздражителей, т. е. в условиях, когда хорошо сохраняется запаховый след. В дневные часы, особенно при ясной погоде, запахи человека на травяном покрове довольно быстро разрушаются по следующим причинам: зеленые части растений (листья) в результате фотосинтеза выделяют кислород, который как активный окислитель нейтрализует запахи человека; вследствие разницы температур в приземном слое атмосферы и более высоких ее слоях во много раз усиливается вертикальное перемещение воздуха (инверсия), в результате чего из верхних слоев атмосферы в приземный слой происходит большой (по сравнению с темным временем суток) приток озона, являющегося сильнейшим окислителем органических соединений, в том числе и запаховых частиц человека; солнечная радиация ускоряет уничтожение запаховых частиц человека.

Местность должна быть знакомой для собаки, закрытой, с естественными укрытиями (кусты, овраги и т. д.). В течение первого периода дрессировки занятия лучше проводить на одном месте.

Собака должна находиться в полуголодном (голодном), бодром состоянии. Дрессировку проводят при умеренном ветре (лучше слабом), след прокладывают по направлению ветра. Дрессировщик должен знать исходную и конечную точки следа и маршрут движения помощника. Место для прокладки следа и привязывания собаки подбирают такое, чтобы она не смогла увидеть направление движения помощника, а также найти его путем слухового или зрительного поиска. В этом случае она вынуждена будет пользоваться обонянием.

След надо прокладывать закругленной или зигзагообразной формы, длиной 250–400 метров.

На одном 4–6-часовом занятии упражнения по проработке следа можно выполнять 3–4 раза.

В зависимости от индивидуальных особенностей собак (степени их подготовленности и выраженности преобладающих реакций) применяются различные способы приучения их к поиску человека по запаховому следу.

Первый способ (основной) - пуск собаки по запаховому следу человека без предварительного дразнения используется для собак, имеющих активно-оборонительную реакцию. Выработка первоначального условного рефлекса производится следующим образом. Руководитель занятия (инструктор) в присутствии дрессировщика дает задание помощнику на прокладку следа, указывая исходную точку, маршрут движения и конечную точку за укрытием. Дрессировщик обязан следить за прохождением трассы следа и хорошо запомнить ее. После того как помощник дошел до конечной точки, дрессировщик выгуливает со



Новое на сайте

>

Самое популярное