Тема: домашние животные.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнять и активизировать словарь детей по теме;
- учить употреблять предлог у в речи через упр. «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упр. «Один-много»;
- учить образовывать сущ. с ум-ласк. суф. -ок, -енок через упр. «У кого кто?»;
- учить согласовывать числ. с сущ. через упр. «Сколько животных»;
Коррекционно-развивающие:
Корригировать мышление через упр. «Собери картинку»;
- развивать артикуляционную моторику через арт. гимнастику; тонкую моторику через пальчиковую гимнастику и упр. «Соедини точки»;
- развивать зрительное внимание через оргмомент, упр. «Узнай животное»;
- развивать связную речь (умение отвечать на вопросы педагога полным предложением) через упр. Упр. «У кого кто?»
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать усидчивость на занятии, желание увидеть результат начатой работы.
Словарь: корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок, поросенок.
Оборудование: предметные картинки с животными (корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок);картинка Незнайки, разрезные картинки (собака, кошка, кролик, баран, коза,корова), картинка с силуэтным изображением животных, картина «Скотный двор», мяч, цветные карандаши, задания на листах А5 для упр. «Соедини точки» по количеству учащихся.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед. Сесть на место может тот, кто отгадает животных, которые нарисованы на этих картинках. (лошадь, коза, корова, свинья, собака, кошка)
2. Логопед. А как назовете этих животных одним словом? (Домашние)
Логопед. Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Ой, прислушайтесь, ребята, тут кто-то шуршит у меня. Да это же Незнайка. Ребята, Незнайка будет за вами внимательно наблюдать и в конце занятия он каждого оценит! Так что будьте внимательны! Он позабыл какие же есть детеныши у домашних животных. Поможем ему вспомнить?
Упр. «У кого кто?»
Для начала давайте назовем животных-мам [на доске картинки: корова, лошадь, собака, кошка, свинья, овца]
Логопед. У каждого на столе картинки, возьмите их. Катя, кто у коровы? (у коровы-теленок.)
Аналогично, у лошади-жеребенок, у собаки-щенок, у кошки-котенок, у свиньи-поросенок, у овцы-ягненок.
Упр. «У кого что?».
Логопед. Молодцы, Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (у коровы, у барана, у козы)
У кого усы? (у кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (у кошки)
У кого есть вымя? (у коровы,у козы)
У кого нос пятачком? (у свиньи)
Упр. «Один-много». (с мячом)
Логопед. Сейчас поиграем в игру «Один-много». Катя, одна кошка, а если несколько, то как назовешь? (кошки)
Аналогично, собака-собаки, корова-коровы, лошадь-лошади, овца-овцы, котенок-котята, теленок-телята.
Упр. «Назови ласково».
Логопед. А сейчас, ребята, давай покажем Незнайке как мы умеем ласково называть животных. Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка)
Аналогично, собака-собачка, лошадь-лошадка, коза-козочка, овца-овечка.
Физминутка.
Упр. «Сколько животных?»
Логопед. Незнайка говорит что мы совсем не умеем с вами считать. Так ли это? Давайте докажем ему, что мы умные ребята и выполним следующее трудное задание. Перед вами скотный двор. Миша, сосчитай сколько всего коров. (одна корова)
Аналогично дети считают остальных животных.
Упр. «Узнай животное».
Логопед. Ребята, а на этой картинке спрятались животные, назовите их. (корова, лошадь, овца, коза, кошка, собака, свинья)
Упр. «Собери картинку».
Логопед. Соберите картинку и назовите животное, которое у вас получилось. (собака, кошка, кролик, баран, коза,корова)
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик самый маленький,
Этот пальчик самый слабенький,
Этот пальчик самый длинный,
Этот пальчик самый сильный,
Этот пальчик толстячок,
А все вместе кулачок.
Упр. «Соедини точки».
Логопед. Соедините точки и назовите какое животное у вас получилось?
Итог.
Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка»
Никифоровского района Тамбовской области
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме
Домашние животные
подготовила
учитель - логопед
Давыдова Елена Юрьевна
р.п. Дмитриевка
201 5 г.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;
- учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами – в упражнении «Назови ласково».
Коррекционно-развивающие:
- корригировать мышление через упражнение. «Собери картинку»;
-
укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Коррекционно-воспитательные:
-
воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
- прививать любовь к домашним животным.
Ход занятия:
Оргмомент.
Логопед: О ком мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадки.
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын. (Поросенок)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова).
Логопед: А как назовете всех этих животных одним словом?
(Домашние)
Логопед
: Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.
Артикуляционная гимнастика.
Кошка лакает молоко.
Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
Теленок сосет молоко.
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать
Фырканье лошади.
Вибрация губ.
Упражнение “У кого кто?”
Логопед: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание.
Логопед: Теперь проверим. Кто у кого?
У кошки – котенок.
.
У лошади – жеребенок.
У собаки – щенок
У свиньи – поросенок.
У коровы – теленок.
Упражнение «У кого что?».
Логопед
: Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы)
У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (У кошки)
У кого есть вымя? (У коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (У свиньи)
Упражнение «Один-много».
Логопед : Сейчас поиграем в игру «Один - много».
Кошка – кошки,
Собака - собаки,
корова - коровы,
лошадь - лошади,
овца - овцы,
котенок - котята,
теленок - телята.
Упражнение. «Назови ласково».
Логопед: А сейчас, ребята, будем ласково называть животных.
Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка),
собака-собачка,
лошадь-лошадка,
коза-козочка,
овца-овечка.
7. Физкультминутка.
«Котик»
Вот какой коташка, (Идут «кошачим» шагом)
Круглая мордашка, (Гладят лицо)
А на каждой лапке (Изображают когти)
Коготки – царапки.
Все ему игрушки - (Прыжки на месте)
Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Прыгают друг за другом по кругу) По квартире скачет.
8.Упражнение. «Собери картинки».
Логопед: Соберите картинки и назовите животных, которые у вас получились:
Свинья
кошка
баран
собака
Конспект логопедического занятия по теме "Домашние животные"
Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-воспитательные задачи: прививать любовь к домашним животным.
Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы, иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних животных),
Ход занятия
Педагог: Здравствуй, Даша! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давай его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуйте, друзья. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки. )
2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных. )
Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. (Свинья.)
Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто-то озорничает –
Забодает, забодает, забодает! (Козел.
)
Ходит печка
Вся в колечках. (Овца
)
Кто меняет
Молоко на сено? (Корова.
)
Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак,
В бою – орел. (Конь.
)
К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке
Сидит на замочке. (Собака.
)
Пан шагает по дороге.
У него, как ласты ноги.
Шея длинная дугой,
Защипает, если злой! (Гусь.
)
Ходит на рыбалку
Не спеша в развалку;
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка.
)
Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Курица.
)
Всегда на всех
Надут как мех. (Индюк.
)
Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка.
)
Педагог: – Молодец, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, корова, конь, собака, гусь, утка, курица, петух, индюк, кошка.)
– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние. )
– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает… )
3. Пальчиковая гимнастика: Собака.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
4. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”
Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да. )
(На фланелеграфе выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)
Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
Индюк – индюшонок
Гусь – гусенок
Педагог: Молодцы!
Стихотворение “Моя мама лучше всех”.
Может строго и сурово
На других смотреть Корова.
Лишь Теленком целый день
Любоваться ей не лень.
Мама – Лошадь так красива!
Пышный хвост, густая грива.
Посмотрите как она
Грациозна и стройна!
Постоим еще минутку –
Поглядим на маму – Утку:
Пусть нагреется вода
Возле берега пруда
– Пи-пи-пи! – поет Цыпленок.
Голосок на редкость звонок.
Мама рада: – Ко-ко-ко!
Полетит он высоко.
Смотрит мама на ягнят.
Полон ласки мамин взгляд.
Нет козы на свете краше
И добрей чем мама наша!
5. Назови ласково:
Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек и т. д.
Молодцы ты справилась и с этим заданием. Но у меня для тебя есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найди ошибку, скажи правильно.
6. Игра “Кто так говорит?”
– Корова – хрю-хрю – мычит
– Лошадь – ме-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Козел – ку-ка-ре-ку – блеет
– Овца – и-го-го – блеет
– Собака – кле-кле – лает
– Гусь– ко-ко – гогочет
– Утка – мяу-мяу – крякает
– Курица – гав-гав – клокочет
– Петух – кря-кря – кукарекает
– Индюк – хрю-хрю – клокочет
– Кошка – бе-е – мяукает
Педагог: Молодец, ты справилась с заданием.
7. Игра “Кто что ест?”
Необходимо распределить животных по группам питания.
Корова – сено и т. д.
8. Рисование или раскрашивание домашних животных.
А каких домашних животных ты хотела бы иметь у себя дома, нарисуй, пожалуйста!
9. Итог занятия.
– Оценивается работа;
– С какими животными мы с сегодня познакомились? (Домашними. )
Организация: МБДОУ № 273
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Конспект группового логопедического занятия в средней группе на тему:«Домашние животные и их детеныши»
Цели:
- расширение и активизация предметного словаря, словаря признаков по теме «Домашние животные»;
- развитие мышления - загадки;
- закрепление навыков практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- употребление существительных в предложном падеже;
- формирование связной речи;
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого внимания;
Оборудование:
- маленькие игрушки домашних животных;
- игрушка Кота Леопольда;
- картинки с изображением жилища животных;
- крупные пазлы картинки котенка
Ход занятия:
Логопед
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Поиграем? (проходим с детьми в группу, а там нас встречает Кот Леопольд)
Ребята, к нам кто-то пришёл. Здравствуйте. Вы кто? И зачем вы к нам пришли?
Кот: Я – кот Леопольд.(Логопед может менять свой голос и представляться котом)
Логопед: А почему ты такой грустный?
Кот: У меня был лучший друг, но злые мышата спрятали его. Они прислали мне письмо. Вот оно.
Леопольд, подлый трус. Ты сможешь найти своего друга, только после того как выполнишь наши задания. А так как у тебя нет друзей, то и задания тебе не выполнить. За каждое выполненное задание ты получишь часть картинки с изображение твоего друга. Как только соберешь всю картинку, мы вернем твоего друга. Ха-ха-ха.
Логопед :Ребята, а вы знаете, что такое дружба? И что значит дружить?
Ребята, а мы с вами можем стать друзьями кота Леопольда?
Дети: Да.
Логопед: Раз мы друзья кота Леопольда, мы можем ему помочь справиться с заданиями.
Посмотрите, пожалуйста, здесь есть коробка, а на ней написана цифра 1. Это и есть, наверное, первое задание.
Задание № 1 Отгадайте- ка наши загадки, Надо не просто ответить, а найти отгадку и показать на игрушку.
1.У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю, хрю!»
2. Я маленькая, белая,
Пушистая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки.
3. Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
4. Бородатая и рогатая
Заберётся в огород
Съест капусту и укроп.
5.Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
6.И сметану и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пёстрая…
7.Кто я, догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу,
Летом я везу телегу.
8.Комочек пуха – длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку.
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, а как мы можем назвать всех кто изображен на игрушках одним словом?
Дети: Это домашние животные.
Логопед: Почему их называют домашние животные?
Дети: Живут рядом с человеком, о них заботится человек.
Кот: Посмотрите, а вот и первая часть картинки.
Логопед: Давайте откроем коробочку под № 2, это задание № 2
Как называются детенышей домашних животных.
Я буду кидать вам мяч с названием животных,а вы мне ответ с названием детеныша животного.
Логопед: У кошки …?(кидает мяч)
Ребенок: Котята.(обратно кидает мяч)
Логопед: У козы …?
Ребенок:
Козлята. И т.д.(У коровы - телята,у лошади - жеребята,у овцы - ягнята,у собаки - щенки,
у свиньи - поросята,у крольчихи - крольчата.)
Кот: Какие вы молодцы!Вот еще одна картинка!
Логопед: Вот и слеющее задание!Задание № 3
Дидактическая игра «Назови ласково»
Ребята, а вы любите, когда вас называют ласково?
Животные тоже это любят.
Давайте назовём наших животных ласково.
(логопед также по очереди детям кидает мяч,дети отвечают)
Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка
Корова- коровушка
Овца- овечка
Физминутка
Логопед: А сейчас мы отдохнём. Кот Леопольд, присоединяйся к нам.
Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Логопед:
Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску - курицам, цыплятам,
И в корытце - поросятам.
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Всё до крошки раздала.
(сдувают «крошки» с ладошки)
Логопед: Молодцы ребята!!!Переходим к коробочке под № 4
Дидактическая игра «Кто, где живёт?».
Ребята, посмотрите, у нас есть картинки. Нужно найти каждому животному свой дом, и назвать правильное название домика.(у каждого ребенка по одному животному, каждый ребенок называет животное и где он живет-ставит на картинку с рисунком жилища)
Собака живёт в конуре.
Лошадь - в конюшне.
Корова - в коровнике.
Коза - в хлеву.
Свинья - в свинарнике.
Кошка - в доме.
Овечка в овчарне.
Кролики в клетке.
Кот:
Какие вы молодцы!Посмотрите, все задания закончились!
Логопед:
Ребята, давайте скорее, составим нашу картинку и узнаем о любимом друге Леопальда.
Составляем пазл. На картинки получается котенок.
Леопольд: Спасибо вам ребята, вы помогли мне найти моего друга. Вы дружные и умные ребята.
Нам пора прощаться. До свидания ребята!
Итог занятия.
Логопед: Давайте ребята вспомним каких животных мы встречали в наших заданиях?
Дети: Домашних животных.
Логопед: Какие задания нам с вами пришлось для этого выполнить?(ответы детей)
Логопед: Какие задания вам понравились больше всего?(ответы детей)
Вы сегодня замечательно занимались! Старались и выполнили все задания! До свидания ребята!
Используемая литература:
- А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий» (средняя группа)
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
- Н. В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».
Конспект занятия логопеда «Домашние животные»
Коррекционно-образовательные задачи:
- пополнить и систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде;
- уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теленок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, свинья, поросенок, кролик, крольчонок; ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);
- автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
—
развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи:
—
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа.
- Рассматривание фотографий с изображениями домашних животных.
- Подготовка загадок о домашних животных.
- Разучивание подвижной игры «Кони».
Интеграция ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений
Звучит музыка «Подворья»
- Я предлагаю вам отправится в путешествие.
А к кому мы пойдем, вы определите сами.
- Найдите, кто здесь спрятался.
По очереди опустите руку и возьмите по одному предмету.
В контейнере среди фасоли спрятаны пластиковые фигурки домашних животных: кошки, коровы, козы, собаки, лошади, свиньи, овцы.
2. Повторение
Кто же это? (животные)
- Как называют этих животных? (домашними животными)
- Сегодня мы в гостях у домашних животных и будем говорить о них.
- А почему их называют домашними?
(Домашние животные живут вместе с человеком. Он ухаживает за ними: дает им жилище и корм. А животные приносят пользу человеку).
- Значит, какие они? (полезные, нужные)
3. Слоговой анализ слов
Разделите на слоги название своего животного
4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множественого числа в родительном падеже)
Игра «Есть - нет»
А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.
- Давайте сыграем в игру «Есть-нет»
. Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия:
- У меня есть кошки.
- А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
- А у меня нет свиней, но зато есть козы.
- У меня нет коз, но зато есть коровы.
- У меня нет коров, но зато есть овцы.
- У меня нет овец, но зато есть собаки.
- У меня нет собак, но зато есть лошади.
Каких еще домашних животных вы знаете? (кролик, верблюд )
5. Развитие речевого дыхания, голоса. Игра «Громко-тихо»
Из всех домашних животных - кошка - является самым загадочным и таинственным существом:
Хитрая, но в то же время доверчивая.
Хищная, но при этом нежная и ласковая.
Домашняя, но в какой-то мере дикая.
Она предана своему хозяину. И одновременно - свободолюбивое животное.
Её не заставить делать то, что она не хочет.
А если захочет что-либо - сама к вам придёт!
И это удивительное животное предлагает нам выполнить задания, двигаясь по этому маршруту.
- Какая фигура на схеме первая? (красный квадрат)
- Найдите эту фигуру. Отгадайте загадку.
- Кто это? Она большая, пятнистая, рогатая. У нее добрые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. (Это корова)
- Как называется детеныш коровы? (Теленок)
- Как корова подает голос? (Она мычит - мууууу)
- Сделайте глубокий вдох, задержите немного дыхание, а на плавном длительном выдохе произнесите: муууууу
Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Будем произносить Мууууу….
- с постепенным усилением силы голоса
- с ослаблением силы голоса
- Посмотрите на схему, куда нам нужно двигаться дальше? (желтый треугольник)
6. Слого-звуковой анализ слова
Отгадайте, кто спрятался здесь.
(Ребенок загадывает заранее подготовленную загадку)
- Кто это? У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный шелковистый хвост. Она перевозит грузы. Любит - овес. (Это лошадь)
- Как называется детеныш у лошади? (Жеребенок)
- Кто это? Она не очень большая, добрая. Любит щипать траву, играть, прыгать. Дает людям мягкую и теплую шерсть, из которой вяжут носки и варежки. (Это овца)
- Как называется детеныш у овцы? (Ягненок)
- Куда нам двигаться дальше? Будьте внимательны! После треугольника коробочки и мяч. (Сначала к коробочкам)
- Найдите их. Нам нужно выполнить задание: сделать схемы к словам.
- Я предлагаю вам самостоятельно выбрать, из какой коробки вы будете выполнять задание. В этой коробке самые трудные слова, в этой полегче, а этой - самые простые.
- Мышка, кошка, баран
- Кони, лапа, ноги
- Бык, кот, нос
Проверка работы, оценка.
- Посмотрите на схему маршрута.
Вместо геометрической фигуры - нарисован мяч.
7. Совершенствование грамматического строя речи
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Давайте поиграем в мяч.
Игра называется «Скажи наоборот» . Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение.
- Конь большой, а кот… …маленький.
- У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.
- Бык сильный, а теленок… …слабый.
- Лошадь высокая, а собака… …низкая.
- Кошка послушная, а котенок… …озорной.
- У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.
- Собака большая, а щенок … … маленький.
- Посмотрите на схему, куда нам нужно отправляться дальше? (человечек в движении)
8. Развитие общей моторики, координации речи с движением
Давайте отдохнем.
9. Развитие психических процессов, слоговой анализ
Игра «Найди лишнего»
Дети загадывают заранее подготовленные загадки о свинье, козе, собаке.
Кто это? Она не очень большая. Она любит лежать в пыли или луже, хрюкает. У нее маленькие глаза, хвостик крючком, нос пятачком. (Это свинья)
- Как называется детеныш?
Кто это? Она не очень большая. Она бывает белая, серая, черная, пятнистая. Она дает молоко. У нее есть рожки. Она любит прыгать, бодаться. (Это коза)
- Как называется детеныш?
Кто это? Она может быть разного размера - от очень маленькой до очень большой. Она любит гулять и играть. Ее называют другом человека. Она хороший помощник: сторожит дом человека, пограничникам помогает охранять границу, помогает слепым людям ходить по улице, умеет выполнять разные команды. Обожает косточки и мясо. (Это собака)
- Как называется детеныш?
Найдите, какое животное лишнее?
Сова, свинья, коза, собака
Сова - птица
Коза - начинается на другой звук.
Собака - три слога, а в других два.
Если будут затруднятся:
- Посчитайте, сколько слогов в словах
- На какой звук начинаются слова?
10. Развитие мелкой моторики
Картон, пластилин. Подготовлены кусочки пластилина:
большой, средний, маленький, два крошечных. А также готовые глазки и усики.
- Вы хорошо справились с этим заданием. Пока мы с вами работали, посмотрите кто у нас появился? (Кошка)
- Какая кошка? (Грустная)
- Как вы думаете, почему она грустная?
- Давайте слепим ей котят. Ведь у кошек обычно бывает много котят.
Посмотрите, перед вами тоже кусочек ночи и пластилин.
- Возьмите самую большую часть. Давайте скатаем шарик. Помните, как мы это делаем - рисуем на ладошке круг. Получился шарик. Покажите шарики на ладошке.
А теперь давайте сильно сожмем ладошки. Что получилось? (круг)
- Давайте прикрепим его к середине своего листочка.
Аналогично вторую часть.
- А теперь возьмите третью. Катаем шарик. Теперь катаем колбаску, жгутик. Возьмите пальчиками и согните в дугу.
- Как вы думаете, что это может быть? (хвостик)
- Где он может быть? Прикрепите его - там, где вам больше нравится.
- Осталось две маленькие части. Как выдумаете, что это может быть? (ушки)
- Катаем шарик, делаем круг, а теперь немного прищепнем пальчиками уголки. У кошки ведь ушки треугольные. Прикрепите к листу.
- Сделайте последние штрихи: глазки и усы.
11. Развитие связной речи
У вас получились замечательные котята. Кошка очень довольна.
- Расскажите, что делают ваши котята?
Мой котенок слушает шорохи. Пушистый котенок спит. Котенок внимательно прислушивается, не скребется ли где-нибудь мышь. Голодный котенок пьет молочко. Довольный котенок любуется звездами. Мяукает, мурлычет, ловит, умывается, играет.
12. Итог
Чем мы занимались? Что расскажите маме о сегодняшнем путешествии?
- Меня сегодня особенно порадовали…
Конспект совместной деятельности с детьми старшей логопедической группы учителя-логопеда «Откуда хлеб пришел?»
Цель: познакомить детей с процессом выращивания и производства хлеба, посредством активизации и уточнения лексики и практического овладения грамматическими формами.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: обогащение и активизация словаря по теме; упражнение в подборе родственных слов к слову хлеб , в образовании относительных прилагательных, составлении предложений, согласовании существительных с числительными.
- Коррекционно-обучающие: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, а так же мышления, памяти, внимания.
- Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать совместно, воспитание уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве.
Оборудование:
- перчатки – «червячки» по количеству детей,
- предметные и сюжетные картины по теме,
- хлеб разных сортов,
- доска с песком,
- набор игрушечных машин,
- лейки с водой по количеству детей,
- семена пшеницы,
- игрушка — солнышко,
- проросшая пшеница,
- игрушечные хлебобулочные изделия,
- сумочки по количеству детей,
- карточки с цифрами от 1 до 5.
Недирективные приемы:
- опосредованное обращение («червячки»);
- расположение педагога на одном уровне с детьми;
- проблемные вопросы, ответы на которые дети находят сами, используя знания из «актуальной зоны развития» и с помощью педагога расширяя «зону ближайшего развития;
- предоставление детям возможности выбора;
- прямой контакт с материалами (семена пшеницы, песок, вода, молодые ростки пшеницы, готовый хлеб);
- использование материалов, которым можно найти более чем одно применение (песок, вода);
- включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
- свободное общение и перемещение;
- «я — сообщения» (итог деятельности).
Игровые приемы:
- артикуляционная гимнастика в форме сказки о «червячках»;
- передвижение по картинкам;
- игра в «хлеборобов»;
- игра с мячом;
- игра в «магазин».
Ход занятия
Логопед с детьми проходят в кабинет, здороваются с гостями и располагаются на ковре. На ковре лежат разноцветные перчатки с пришитыми глазами – «червячки».
1. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
Кто это сегодня у нас в гостях?
Дети:
Червячки! Дети и логопед надевают перчатки на руку.
Логопед:
Червячки, а где вы живете?
Дети (от имени червячков):
В земле.
Логопед:
А что вы там делаете?
Дети:
Мы ползаем, рыхлим, делаем землю мягкой, плодородной. В такой земле хорошо растут все растения.
Логопед: А вы знаете, ребята, червячки очень весело проводят время. С утра они качаются на качелях (упражнение «Качели»), затем пьют чай из красивых чашек (упражнение «Чашечка»). После чаепития червячки обязательно чистят зубы (упражнение «Чистим зубы»). А потом весь день катаются на лошадках (упражнение «Лошадки).
Дети выполняют упражнения, дублируя движения языка движениями руки в перчатке.
Дети и логопед: Спасибо вам, червячки! до свидания! Снимают перчатки.
2. Объявление темы занятия
Логопед:
Сколько дел мы успели сделать за утро! А вы, ребята, что делали утром?
Дети:
Играли, ехали в детский сад, разговаривали с мамой, завтракали.
Логопед:
А что сегодня у вас было на завтрак?
Дети:
Каша, булочка с маслом, чай с молоком.
Логопед:
Скажите, а хлеб вы едите только на завтрак?
Дети:
Нет, на обед и на ужин
Логопед:
А что вы можете сказать о хлебе?
Дети:
Хлеб – это очень вкусный и сытный продукт.
Мы его едим каждый день.
Мы едим хлеб на завтрак, на обед и на ужин.
Хлеб есть в каждом доме.
Логопед:
Но перед тем как попасть к нам на стол, хлеб проходит очень долгий путь. Хотите узнать, как выращивают и готовят хлеб?
Дети:
Да!
Логопед: Сегодня вы узнаете, откуда хлеб пришел.
3. Лексико-грамматическое упражнение «Подбор родственных слов»
Логопед предлагает детям тарелку с маленькими кусочками хлеба разных сортов . Дети пробуют хлеб.
Логопед:
Ребята, вам нравится хлеб? Какой он?
Дети:
Вкусный, мягкий, ароматный, пышный, хрустящий, сладкий.
Логопед:
Как можно сказать о хлебе ласково?
Дети:
Хлебушек.
Логопед:
Слово хлебушек – это родственник слова хлеб?
Дети:
Да.
Логопед: Какие еще слова-родственники есть у слова хлеб? Картинки вам помогут.
Дети вместе с логопедом проходят за стол, на котором лежат картинки. Каждый ребенок выбирает картинку и подбирает родственное слово: хлебница, хлебозавод, хлебные (крошки), хлебцы. Последняя картинка – тракторист на тракторе .
Логопед:
Кто изображен на картинке?
Дети:
Тракторист.
Логопед:
Слово тракторист родственное к слову хлеб?
Дети:
Нет.
Логопед:
Как по-другому можно назвать человека, который работает для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети:
Хлебороб.
Логопед:
Верно.
4. Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба
На ковре по порядку разложены картинки, изображающие вспашку земли, посев семян, дождь над полем, солнце над полем. Дети идут, поднимая и рассматривая по одной картинке.
Логопед:
Какой первый шаг нужно сделать хлеборобам, чтобы вырастить хлеб?
Дети:
Вспахать поле.
Затем нужно посеять семена пшеницы или ржи.
Нужен дождь и солнце для того, чтобы семена взошли.
Двигаясь за картинками, дети подходят к доске с песком. Рядом расположены игрушечные трактора, разные виды транспорта,
Логопед:
А вот и наше поле. Что нужно хлеборобам для того, чтобы выращивать хлеб?
Дети:
Трактор, комбайн, семена, машины.
Логопед: Ну что же, хлеборобы, за дело!
Дети выбирают себе нужный транспорт, объясняют свой выбор. Затем дети катают свои трактора по песку «вспахивая поле».
Логопед:
Наше поле вспахано. Что же нам делать дальше?
Дети:
Посеять семена пшеницы или ржи.
Дети «сеют» семена.
Логопед:
Что-то наши семена долго не всходят. Может быть, им чего-то не хватает? Как вы думаете, ребята?
Дети:
Нужен дождик и солнечное тепло.
Дети берут лейки с водой и поливают поле, игрушкой-солнышком «согревают» землю.
Логопед: Вот и показались всходы пшеницы. Логопед демонстрирует молодые всходы пшеницы. Дети рассматривают, трогают .
Логопед:
Можно из этих всходов приготовить хлеб?
Дети:
Нет.
- Всходы превращаются в колосья.
- Колосья созревают.
- Зерно спеет, наливается.
5. Лексико-грамматическое упражнение «Образование относительных прилагательных»
Логопед показывает детям картины – поле, на котором выросла рожь и поле, на котором выросла пшеница.
Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос, ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч.
- Поле, на котором выросла рожь, какое поле? – ржаное поле;
- колос пшеницы, какой колос? – пшеничный колос;
- мука из овса, какая мука? – овсяная мука;
- хлебцы из кукурузы, какие хлебцы? – кукурузные хлебцы.
Логопед:
Колосья созрели, можно уже их есть?
Дети:
Нет.
6. Упражнение в составлении предложения
На ковре по порядку разложены картинки, изображающие скашивание колосьев комбайном, перевозку зерна на элеватор, работу мельницы, выпекание хлеба на хлебозаводе, готовые хлебобулочные изделия.
Дети идут в обратном направлении от «поля», поднимают и рассматривают по одной картинке, составляют предложения:
- Комбайн скашивает и обмолачивает колосья.
- Грузовая машина отвозит зерно на элеватор.
- На мельнице зерно перемалывают, превращают в муку.
- На хлебозаводе из муки выпекают хлеб.
- Готовый хлеб везут в магазины.
7. Дидактическая игра «Магазин». Упражнение в согласовании существительных с числительными
Появляется «продавец»: Уважаемые покупатели! Заходите, пожалуйста, покупайте свежий хлеб, булочки, баранки!
Логопед берет сумочку, в сумочке карточка с цифрой от 1 до 5, и идет в «магазин», дети выбирают сумочки и следуют за педагогом.
Логопед: Вместо денег у нас карточки с цифрами, на них мы с вами будем покупать хлеб и хлебобулочные изделия в магазине.
Логопед подходит к «продавцу» и просит: «Дайте мне, пожалуйста, две буханки хлеба»
Затем, дети по одному подходят к «продавцу» и проговаривают следующие фразы:
- «Дайте, пожалуйста, пять бубликов»
- «Дайте, пожалуйста, три ватрушки»
- «Дайте, пожалуйста, четыре батона»
- «Дайте, пожалуйста, один кекс»
«Продавец» дает детям игрушечные хлебобулочные изделия. Дети прощаются и проходят на ковер.
8. Итог
Логопед:
У меня такое хорошее настроение сегодня! Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику для языка вместе с червячками. Они нам очень помогли, правда?
Дети:
- А мне понравилось играть с трактором.
- А мне было интересно придумывать родственные слова.
- А я хотел еще поиграть в «Магазин».
- А мне нравится играть с песком.