Домой Пульпит Минарет калян и мечеть калян в комплексе пои калян в бухаре. Ансамбль Пои Калян в Бухаре

Минарет калян и мечеть калян в комплексе пои калян в бухаре. Ансамбль Пои Калян в Бухаре

Самым популярным местом посещения в Бухаре, пожалуй, является ансамбль Пой-Калян , состоящий из минарета Калян и находящихся у его подножия мечети Калян и медресе Мири-Араб.

Название "Пой-Калян" так и переводится как "подножие минарета" .

(Великий) - главный символ священной Бухары. С его вершины созывали мусульман города к молитве. Господство минарета над священным городом означало, что его жители находятся под покровительством ислама.

Минарет Калян воздвигнут Караханидом Арсланханом. Новый минарет строили целиком из жженого кирпича. Высота его 46.5 м, а вся его фундаментальная часть уходит на глубину до 10 м.

Диаметр у цоколя достигает 9 м. Мощный конический утончающийся кверху массивный столб завершается цилиндрическим фонарём-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проёмов, над которыми выведен венчающий сталактитовый карниз. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 г. и упомянуто имя зодчего - Бако. С этим чудо-творением связано множество легенд.

Минарет Калян соединен мостиком-переходом с крышей соборной мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой кирпичной винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек. Из ротонды минарета открывается великолепный вид на Бухару, на остатки её крепостных стен.

В современном виде мечеть Калян была построена в начале XVI в. при первых Шейбанидах. С тех пор уже пять столетий, исключая десятилетия советского времени, она действует как главная соборная мечеть Бухары.

Мечеть заменила собой старую караханидскую соборную мечеть XII в., сооруженную одновременно с минаретом Калян. Масштаб этой шейбанидской мечети сопоставим с темуридскими соборными мечетями в Самарканде и Герате. Она уступает мечети Биби-ханым в Самарканде по объему строений, но, имея габариты 130 x 80 м, превосходит ее по площади.

Главный вход - Восточный, украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети.

Мечеть Калян имеет традиционный прямоугольный план с четырьмя айванами. Проходной айван на входе оформлен внешним порталом, обращенным на площадь Пои-Калян, и внутренним порталом, обращенным во двор.

По периметру двора расположены крытые сводчатые галерии с 288 куполами. Основаниями им служат 208 столбов.

На центральной оси у внутреннего портала мечети находится восьмигранный киоск, игравший роль кафедры. Цветная облицовка фасадов создана с помощью мозаики и кирпичей, покрытых глазурью.

Здание занимает площадь 1 га. Мечеть может вместить в себя около 10.000 молящихся.

Напротив мечети Калян расположено действующее медресе Мири-Араб - одно из наиболее почитаемых духовных исламских учебных заведений на постсоветском пространстве. Оно также построено в период правления Шейбанидов в XVI в. на средства от трофеев, завоеванных племянником Шейбани-хана Убайдаллах-ханом (ум. 1539).

Хан передал их своему наставнику, главе мусульман Бухары Мири-Арабу ("Князю арабов"), родом из Йемена, являвшемуся учеником Ходжи Ахрара.

Планировка медресе Мири-Араба традиционна. Четырех айванный двор полу квадратной формы обведен двумя этажами худжр. Главный фасад в центре подчеркнут порталом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста.

В центре гурханы (усыпальница) высится деревянное надгробие хана Уйбадуллы. В его изголовье - гробница Мири-Араба.В декоре медресе встречается наборная резная мозаика, многоцветная стилизованная орнаментация. Это сооружение входит в ансамбль мечети минарета Калян. В настоящее время на территории медресе находится действующее духовное училище.

В трех углах здания медресе расположены учебные классы. В четвертом - некрополь, где похорены Убайдаллах-хан и его наставник Мири-Араб. Погребение хана с деревянным надгробием находится в ногах у погребения шейха Мири-Араба с надрогробием йеменского стиля.

В средней части главного фасада находится портал с полувосьмигранным сводом. За двухъярусными лоджиями фасада размещаются мечеть и гурхана с куполами на высоких цилиндрических барабанах. В внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс.

Наиболее значительные памятники зодчества эпохи правления династии Шейбанидов и становления государственности узбеков (XVI-XVII вв.) сохранились в Бухаре, ставшей с середины XVI в. столицей государства. Город был окружен новой стеной, построены торговые ряды, купола на перекрестках, медресе и мечети. В архитектуре XVI в. продолжали развиваться традиции предшествовавшего времени, но бухарские зодчие внесли оригинальные черты в традиционные по своему облику монументальные здания. Для Бухары этого времени характерны ансамбли из двух противолежащих, разделенных улицей или площадью монументальных построек. Особенно многочисленны кош-медресе - сдвоенные медресе, обращенные пештаками одно к другому. По этому принципу создан и центральный ансамбль Бухары - Пои Калян («подножие Великого»), состоящий из большой соборной мечети Калян (нач. XVI в.), и медресе Мир-и Араб (1530-1536 гг.), между которыми высится минарет Калян (Великий), возведённый в 1127 г.

На подходе торговой улицы к главному перекрестку шахристана сложился центральный ансамбль Бухары, формирующий ее неповторимый силуэт - Пои Калян. Это историческое место. К югу от Арка традиционно, с 713 г., строились, рушились, восстанавливались после пожаров и войн, перемещаясь с места на место, здания главной соборной мечети города. Последнее такое здание, предшествующее существующей мечети Калян, на этом месте было возведено в 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом; она сгорела во время захвата Бухары Чингиз-ханом (по другим сведениям мечеть была одним из немногих сооружений в городе, которые не сгорели, поскольку были сооружены из кирпича). От ансамбля XII в. сохранился величественный минарет, возведенный в 1127 г. перед главным фасадом несохранившейся мечети Арслан-хана.

Минарет Калян

Минарет Калян воздвигнут Караханидом Арсланханом. Новый минарет строили целиком из жженого кирпича. Высота его 46.5 м, а вся его фундаментальная часть уходит на глубину до 10 м. Диаметр у цоколя достигает 9 м. Мощный конический утончающийся кверху массивный столб завершается цилиндрическим фонарём-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проёмов, над которыми выведен венчающий сталактитовый карниз. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 г. и упомянуто имя зодчего - Бако.

Минарет Калян соединен мостиком-переходом с крышей соборной мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой кирпичной винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек.

Мечеть Калян

Мечеть Калян (Маджид-и калан) равна по масштабу мечети Биби Ханум в Самарканде, под её сводами собиралось до 12 тысяч человек, здание занимает площадь 1 га. При едином типе здания - это совершенно различные произведения зодческого искусства. Строительство её было завершено в 1514 г. Мечеть по своей архитектуре относится к типу четырехайванных, с большим двором и окружающей его арочно-купольной галереей. Опорой многокупольного перекрытия галереи, обходящей двор мечети Калян, служат монументальные пилоны.

Прямоугольный двор обрамлен галереями, состоящими из 288 куполов. Основанием им служат 208 колонн. Продольная ось двора завершается максурой - портально-купольным объемом здания с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане. Здание хранит много любопытных архитектурных находок. Например, круглое отверстие в одном из куполов. Внизу, через него можно видеть основание минарета Калян. А отступая шаг за шагом, можно сосчитать все пояса узорной кладки минарета и упереться взором в его ротонду.

Главный вход - Восточный - украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети. По бокам её возвышаются два голубых купола.

На центральной оси у внутреннего портала мечети находится восьмигранный киоск, игравший роль кафедры. Цветная облицовка фасадов создана с помощью мозаики и кирпичей, покрытых глазурью.

Медресе Мир-и Араб

Строительство медресе Мир-и Араб (1535-1536) приписывается шейху Абдаллаху Йамани (из Йемена), духовному наставнику ранних шейбанидов, более известному под именем Мир-и Араба. Шейх Абдаллах имел большое влияние на Убайдулла-хана (Муизз уд-Дин Абу-л-Гази УбайдУлла-хан, сын Махмуд-султана, султан Бухары 1512-1533, хан Мавераннахра 1533-1539), оставившего значительный след в истории Бухары. Современники рисовали его суровым воином. Он шесть раз водил свои войска в опустошительные набеги на Хорасан. Воспитан был правитель в духе суфистского миросозерцания и само имя «Убайдулла» было ему дано отцом в честь знаменитого шейха XV века Убайдуллы-ходжи Ахрора, родившегося под Ташкентом.

Медресе Мири-Араб построено на деньги, которые Убайдулла-хан выручил от продажи в рабство более трех тысяч персидских пленников. Вырученные деньги он передал Мир-и Арабу на постройку медресе.

К тридцатым годам XVI века прошли те времена, когда правители воздвигали для себя и своих сородичей парадные усыпальницы. Значение религии было столь велико, что даже государь должен был довольствоваться погребением под боком у шейха в одном из помещений его медресе. В трех углах здания медресе расположены учебные классы, в четвертом – некрополь. В центре гурханы (усыпальницы) высится деревянное надгробие хана Убайдуллы. В его изголовье — гробница Мири-Араба. Рядом с ним погребен Мухаммад Касым — мударрис (старший преподаватель), умерший в 1047 году хиджры.

В свое время Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР. В числе знаменитых выпускников, называют муфтия Азербайджана Ааяло-шукура Падшах-заде, бывшего муфтия Казахстана Ратбека Нысанбайулы, главу российских мусульман Равиля Гайнуддина и погибшего недавно президента Чечни Ахмада Кадырова, бывшего до этого муфтием. Медресе Мири-Араб является вторым самым крупным по размеру (после Медресе Кукельдаш) медресе в Бухаре. В нем имеется 114 келий по числу сур в Коране.

Медресе Мир-и Араб, тоже четырехайванное, имеет ставшее типичным для Бухары членение фасада глубокими стрельчатыми нишами, расположенными симметрично по обе стороны от портала. Архитектура медресе исполнена большого мастерства. Порталы во дворе здания обладают стройными пропорциями и прекрасной мозаикой. В медресе Мир-и Араб, так же как и во многих других бухарских постройках XVI в. (медресе Кукельташ, загородный ансамбль Чар-Бакр и др.), очень оригинальны нарядные сводчатые и купольные перекрытия. Оформленные в виде сетчатых парусов, снабженные световыми проемами, эти своды придают интерьеру особую художественную выразительность.

Четырехайванный двор полуквадратной формы обведен двумя этажами худжр(келий). Аркады раскрываются четырьмя пештаками. Когда-то пештаки были очень высокими; они как бы ввысь уносили площадь двора. В первоначальном виде сохранился южный пештак, интересный по своей конструкции, с богатой художественной разделкой. В рисунках орнамента усматриваются астральные мотивы. Такой сюжет рисунка роднит медресе Мири-араба с медреме Улугбека, которые отделены между собой временем немного больше одним столетием.

Главный фасад в центре подчеркнут порталом-пештаком с полувосьмигранным сводом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. За двухъярусными лоджиями фасада размещаются мечеть и гурхана с куполами на высоких цилиндрических барабанах. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста. Портал-пештак Медресе Мири-Араб, располагается строго на одной оси с порталом мечети Калян, однако приподнят из-за некоторого понижения площади на восток на возвышенную платформу. Во внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс. План и система расположения помещений в медресе те же, что и в медресе Улугбека. Только на месте дасханы находится усыпальница (гур-хана).

Заргарон, последний из 4 торговых куполов, показанных , расположен почти в геометрическом центре Бухары, между красивейшим ансамблем двух медресе на востоке и площадью Пои-Калян у одноимённого минарета домонгольских времён на западе. Для Бухары эти места значат примерно то же, что Регистан для Самарканда, тем более свой настоящий регистан Бухара, как и Ташкент, не сохранила.

Связующее звено двух ансамблей, о которых пойдёт речь в этом посте - "купол ювелиров" Заргарон - показан в прошлой части. Буквально от его восточных порталов открывается вот такой вид, типично бухарский кош, то есть пара зданий фасадами друг к другу на одной оси. Тем интереснее, что построены они были с разницей в двести лет - слева медресе Улугбека (1416-20), справа медресе Абдулазиз-хана (1652), а создавшие их династии Тимуридов и Аштарханидов правили Бухарой даже не подряд. Обратите внимание на огромное аистиное гнездо на дальней башне Абдулазиза - некогда неотъемлемой частью Бухары были аисты, гнездившиеся прямо на городских башнях и порталах, но с осушением некогда окружавших город болот им стало нечего есть и они ушли. Остались лишь гигантские гнёзда, существовавшие, возможно, веками:

Внук Тамерлана хан-учёный Улугбек - пожалуй, известнейший в Узбекистане из Тимуридов, и помимо Самаркандской обсерватории он построил три медресе в Самарканде, Бухаре и Гиждуване. Самаркансдкое, то есть столичное - самое крупное, но бухарское - самое старое. Над входом надпись "Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки", и эту цитату между прочим самого Пророка стоит почаще вспоминать в наш век, когда именем ислама опустошают школы и рушат культурные ценности. Впрочем, самого Улугбека стремление к знаниям до добра не довело - он проиграл несколько войн и был убит заговорщиками.

Медресе Улугбека - маленькое и скромное, но это крупнейшая в Бухаре постройка эпохи Тимуридов, которые больше жаловали Самарканд. Да и здесь с той поры лишь стены и геометрические мозаики, а вот майоликами, включая совершенно потрясающе витые пилястры, похожие на змей, медресе украсили в 1586 году, при Шейбанидах. В обоих медресе сейчас продают сюзане, шелка и икат, и узоры тканей перекликаются с узорами камней:

Интересно, что дворики обоих медресе практически не реставрированы. В Улугбековом двор невелик и уютен, а табличка просит не заходить под треснувший айван:

Вид в обратную сторону. Так как двор считается небезопасным, тут нет торговли, а стало быть и туристов:

Совсем иначе выглядит медресе Абдулазиза, одно из крупнейших в Бухаре (60х48 метров) и пожалуй что за вычетом птиц с медресе Диванбеги у - самое красивое. На нём вроде бы тоже есть изображения птиц и даже китайских драконов, грамотно зашифрованные в орнамент. Как и медресе Улугбека, оно имеет "родню" на самаркандском Регистане - тот же Абдулазиз-хан построил там медресе Тилля-Кари, только стоят они там не напротив, а наискось друг от друга. Хотя последний расцвет Бухары и большую часть её средневековых зданий связывают с Шейбанидами, мне кажется, Аштарханиды строили красивее.

Собственно, так часто бывает - на том же Русском Севере большинство шедевров построены в 18 веке, когда торговые пути уже переместились из Архагельска в Петербург; самые роскошные дворцы Прибалтики строили не колонизировавшие Новый свет Кетлеры, а лишившиеся всякой самостоятельности Бироны. Этот период - когда перспектив уже нет, но ресурс ещё не растрачен, часто оказывался самым продуктивным для культуры. Так и при Аштарханидах Средняя Азия неуклонно увядала: караванные дороги потеряли свою роль, восточные товары на Запад везли теперь по морям каравеллы и клипперы, и даже Амударья изменила русло и вместо Каспия потекла в Арал, превратившись из транзитной артерии в тупик пустыни. Торговые города беднели и ветшали, правители мельчали, дороги заносило песком, оазисы безнаказанно грабили кочевники. Абдулазиз-хан хотя и правил 36 лет, но был тяжело болен, от чего к старости отрёкся от престола в пользу брата. Болезнь и упадок ханства сделали его человеком глубоко религиозным, а его медресе оказалось, да и видимо было задумано как "лебединая песня", последний шедевр Бухарии.

Что меня поражает в здешнем зодчестве - это его многослойность. Сколько ни приближай - открываются новые детали:

Двор медресе с обилием сувенирных развалов. Обратите внимание на колодец:

А обшарпанный вид пусть не удиаляет - это Музей реставрации архитектурных памятников Бухары, то есть всё тут оставлено в примерно таком виде, в каком дошло до ХХ века. Средневековая среднеазиатская керамика действительно не тускнеет, но вполне исправно облупляется, и 3/4 убранства, которое можно видеть на туркестанских шедеврах ныне, воссозданы в советские времена "по мотивам". И хотя состав древних мозаик расшифрован на 97%, без оставшихся 3% не удаётся сделать их блеск "вечным", поэтому уже лет через сто-двести весь новодел потускнеет. А здесь что не облупится - будет сверкать хоть через тысячу лет, и блеск их действительно немного другой:

Знатоки восточной архитектуры критикуют эти реставрации на чём свет стоит. Процтирую здесь комментарии igor_alla к моему посту : (...) Туркестан попал в жернова истории, которые перемололи его практически в кашу и, в числе прочего, практически уничтожили его интереснейшее культурное наследие (...). Памятники построены по советским чертежам из железобетона, облицованы керамикой, выполненной на советских промышленных предприятиях. Возьмите медресе Кукельдаш ( - моё прим.) (...) Формы портала рассчитаны "математически", сам портал - бетонная коробка, облицовка - промышленная керамика. Регистан точно также сделан в СССР. Биби-ханым - советские фантазии и отвратительное постсоветское исполнении. Мавзолей (якобы) Саманидов - расчищен и отреставрирован Засыпкиным под модернистский идеал выявления фактуры .
Увы, мой глаз не столь намётан, чтобы в настолько иной культуре это разглядеть, поэтому лишь привожу это мнение, которое пока не готов сам подтвердить или опровергнуть.

Помимо медресе, здесь были ещё ханака (общежитие суфиев) и летняя и зимняя мечети. Последняя, с небольшой экспозицией деревянной резьбы - пожалуй, красивейшая часть медресе и красивейший интерьер Бухары, даром что тёмный и обветшалый:

Часть экспонатов я показывал в посте о бухарских ремёслах, а на этих кадрах видны верхушка колонны, ворота и кажется минбар (кафедра мечети):

В любом путеводителе пишут, что птицы и китайские драконы "зашифрованы" в орнаментах центрального портала, но я их вижу здесь:

Вот это - чем не хвост феникса?

Ещё какое-то помещение медресе, увы, точно не помню где именно. Возможно, дарсхана - церемониальная комната ханаки:

Ну а теперь мимо Заргарона пойдём в Пои-Калян. Вот он, собственно Заргарон, справа:

А вот улица, знакомая нам по заглавному кадру прошлой части - на заднем плане Заргарон, за ним ребро портала медресе Улугбека, ну а справа градиозное медресе Мири-Араб (в нынешних реалиях звучит как призыв!) 16 века. Размеры его 77х55 метров, и тем не менее в Бухаре оно лишь второе по величине - скучное и громоздкое медресе Кукельдаш у Ляби-хауза ещё крупнее. Но здесь и архитектура красивее, и расположение лучше, поэтому "на глаз" Мири-Араб кажется существенно больше:

Фасад же его глядит на площадь Пои-Калян, которая, как уже говорилось, является фактически бухарским регистаном (хотя настоящий регистан был в другом месте). Калян, или в правильной транскрипции Колон означает "Великий", а "пои" - соответственно, "подножье", и эта удивительная простота названий старых бухарских площадей (Ляби-хауза - "Берег пруда", "Бассейная"; "Пои-Калян" - "Подножье Великого", "Подвеличенская" и т.д.) говорит лишь о том, что их давали не ханы и не председатели, а народная молва. Пои-Калян - это опять же кош медресе Мири-Араб и Великой мечети (то есть Калян), к которому с третьей стороны примыкает похожее больше на торговый купол медресе Алим-хана начала ХХ века.

Но всё это лишь подножье Великого минарета, воткнутого сюда как ось, вокруг которой обращается город: Калян виден даже с некоторых окраин. Ощущение константы добавляет и возраст - минарет был закончен в 1127 году, и большая часть Бухары моложе его хотя бы на несколько веков. Вдвойне впечатляет, что старейший (вместе с несколькими ровесниками в Вабкенте, Джаркургане, киргизских и ) минарет Средней Азии ещё и крупнейший - его высота 45,5 метров, диаметр от 9 метров у основания до 6 метров у "шеи". Такие гигантские минареты, натуральные "маяки Ислама", строились в те времена по всей Средней Азии: как кафедральные соборы Европы вмещали население всех своих городов, так и эти минареты накрывали своим азаном весь город. Калян скорее всего не был ни первым, ни лучшим - в тогда ещё не зачахшем Пайкенде раскопан фундамент минарета 11 века на метр шире основания Каляна. А домонгольское происхождение выдаёт декор - если после-монгольское зодчество Туркестана славится цветной керамикой стен, то в домонгольском господствовали сложнейшие кирпичные и терракотовые орнаменты, на минаретах образовывашие не повторявшие друг друга пояса (особенно это было характерно для Караханидов - все здешние домонгольские минареты, кроме джаркурганского - их). У Каляна таких поясов 12, и проводя параллели между домонгольским зодчеством двух регионов мира - для Средней Азии это как для нас София Новгородская или Успенский собор Владимира:

Строил его мастер по имени Бако, чьё имя записано на стене... интересно, что мастер с тем же именем, хотя и на сто лет позже, строил русский домонгольский собор . По легенде, стройка удалась со второй попытки: первого зодчего постоянно торопил хан, от чего спешно построенный минарет в 1121 году рухнул, и зодчему за это ещё и отрубили голову. Бако оказался хитрее, и в нужные моменты (например, отвердевания раствора) попросту исчезал в неизвестном направлении. Вообще легенды о Каляне все одна другой кровавее: молва величает его Башней Смерти, так как якобы показательной казнью преступников в Бухаре было - сбросить их к ногам толпы с минарета. Ещё слышал предание, что как-то с него (подозреваю, к куда как большей радости толпы) навернулась дюжина местных чиновников, ловивших документ, вырванный порывом ветра из руки Тамерлана. На площадку ведёт 104 ступени, и я предвкушал роскошные виды Бухары, которых безусловно набралось бы на отдельный пост... но все смотровые площадки Бухары зачем-то закрыли в 2012 году. Верхушка минарета похожа на голову хана в тяжёлой короне:

К минарету, как нетрудно догадаться, прилагается одноимённая мечеть. По идее она должна была быть Джума-мечетью (пятничной, то есть соборной), но это название в Бухаре "забито" мечеть в Арке, поэтому она стала просто Великой. Её строительство началось ещё при тимуридах на месте домонгольской мечети, а закончилось в 1517 году, когда Туркестаном уже правили Шейбаниды, но столицей ещё оставался Самарканд. Калян-мечеть достаточно приземиста, существенно ниже самаркандской Биби-Ханум, но зато крупнейшая в Средней Азии по площади - 127 на 78 метров:

Обратите внимание на кадр выше - у мечети, в отличие от медресе, сквозной портал без фойе, так как войти в неё мог каждый, хоть раб, хоть чужестранец. Большую часть её занимает двор крупнее самой площади:

Вид в обратную сторону, пожалуй самый канонический ракурс Бухары:

Восьмигранная беседка-кафедра построена в 1915 году, и стиль её с учётом кирпичных орнаментов я бы назвал "неокараханидским":

Двор мечети расситан на 12 тысяч молящихся, а в основное здание под куполом поместилось бы разве что полсотни:

И сердце мечети - обращённый на Мекку михраб. Видите в его орнаментах далёкий и манящий город Пророка? А уж собиравшийся на пятничные богослужения полуграмотный люд с голодными глазами - тем более видел:

Но - не двором единым. В Великой мечети впечатляют галереи - 288 столпов и 208 куполов на крышах. Местами галереи натурально образуют перекрёстки, и хотя в мечети немало туристов, в этом каменном лесу легко остаться в полном одиночестве:

Галереями я вернулся к выходу:

Там снаружи медресе Мири-Араб - оно компактнее, конечно, но фасад его и два симметричных купола выше и грандиознее. Название в переводе значит - медресе Арабского Эмира (хотя мирить арабов, конечно, надо бы), то есть шейха Сайида Абдуллы аль-Йамани Хазарамавти, как следует из имени - пришедшего из Йемена. Он принадлежал к суфийскому ордену Накшбандия, зародившемуся в Бухаре, и был наставником шейбанида Убайдуллы-хана , который в 1533 году перенёс столицу из Самарканда в Бухару, положив начало собственно Бухарскому ханству - и возможно, сделано это было не без влияния йеменца. По одной версии, медресе построено в 1510-х годах силами трёх тысяч (!) пленных иранцев как памятник Гиждуванской битве 1512 года, победе шейбандиского Мавверанахра над севефидским Ираном; по другой - в 1530-х годах как символ новой столицы на деньги с продажи тех же 3000 персов-рабов. Как бы то ни было, среди многочисленной шейбанидской архитектуры Бухары это явный шедевр.

Под левым куполом покоится сам Сайид Абдулла Йеменский, под правым куполом - мечеть, но осмотреть любому желающему можно разве что сам двор - медресе действующее. Самым известным его выпускником в старину был Ахмад Дониш Бухарский , просветитель и писатель 19 века, после покорения Туркестана он много путешествовал по России с бухарским посольством, и вернулся под огромным впечатлением от достижений европейской мысли. По сути, он был предтечей младобухарцев, впервые в истории этого города подняв вопрос европеизации и ограничения эмирской власти. Он был скорее "почвенником", чем "западником", то есть предлагал лишь реформу управления, а не слом всех старых порядков, но по тем временам это было нечто неслыханное. Благодаря своему огромному авторитету при дворе, поплатился он за это всего лишь ссылкой в Восточную Бухарию (нынешние Кашкадарья и Сурахндарья), далёкое бекство Гузар, откуда отказался возвращаться в Бухару по приглашению следующего эмира.

Медресе закрывалось лишь в 1920-30-е годы, а 1940-80-х было единственным в Средней Азии действующим и лучшим во всём СССР. Список его известных выпускников, очень заметных в мусульманском духовенстве, есть в википедии , но более всего широкому кругу среди них известен чеченец Ахмад Кадыров, отец Рамзана Кадырова, убитый в 2004 году террористами.

Последнее здание Пои-Каляна - медресе Алим-хана, то есть последнего эмира Бухары. В сплошь шейбанидском (16 век) да аштарханидском (17-й и первая половина 18-го века) центре Бухары крупные общественные здания последней династии Мангытов, тем более её последнего эмира Алим-хана (правил в 1907-1920 годах), смотрятся новостройками. Портал интересный - натурально, чуть-чуть не зародившийся "бухарский модерн":

Дома за площадью в основном новострои в органично вписанном сюда стиле:

На боковую стену Великой мечети глядит скромная квартальная мечеть Сиддикийон 18 века:

Вид сквозь её тонкие колонны:

Жизнь в махаллях и пожалуй самая колоритная (по одежде) из виденных мной жительница Бухары:

Женская баня 19 века практически у дальнего угла Калян-мечети:

Ещё одна квартальная мечеть Кунжак 17 века - в Бухаре их как минимум десятки, если не сотни:

На этой улочке - две самые красивые во всей Бухаре (из виденных мной, конечно) резные двери, которые я показывал . В сам же этот огромный массив махаллей и переулков на западе Старого города, где есть свои древности вроде мечети 15 века Балянд с богатым убранством, я так и не углублялся - остаётся надеяться, что в Бухару ещё можно будет вернуться.
В переулке хорошо виден склон Арка, по большей части прикрытый стеной:

Здесь раскинулся базар, который проходит насквозь Большая Диагональ - как я понимаю, начало дороги от Арка на Самарканд, пронизывающей все показанные в этих трёх частях ансамбли. И если это правда Самаркандская дорога, то ровно здесь же ходили к караван-сараям близ регистана караваны из бог весть каких азиатских земель. В перспективе виднеется Заргарон:

А в арке сбоку - задняя стена Великой мечети:

В глубине базарного квартала скрыт знаменитый Золотой базар, который

Архитектурный комплекс Пои Калян , что означает «Подножие Великого» расположен в , у подножия минарета Калян. Комплекс состоит из трех сооружений, построенных в XII - XVI веках: медресе Мири Араб, и минарет Калян - «Великий минарет», являющийся главным украшением комплекса. Пои Калян является одним из центральных архитектурных ансамблей Бухары. На протяжении столетий он был центром древней Бухары, вокруг которого кипела городская жизнь.

Минарет Калян - одно из самых выдающихся сооружений мусульманского Востока. Его использовали не только как башню при мечети, откуда призывали всех Мусульман на молитву, но и как дозорную вышку, с которой можно было увидеть все окрестности города. Позже это стало местом для публичных казней, отсюда еще одно название этого Великого минарета - минарет Смерти. Высота минарета - 45,3 метра, диаметр у основания - 9м. Здание представляет собой мощный, сужающийся к вершине столб, завершенный круглым фонарем с шестнадцатью арочными проемами. Минарет облицован керамическими плитками, которые представляют собой различные геометрические фигуры - квадрат, круг, полукруг, треугольник. Посередине минарета находится арабская надпись, больше похожая на простой орнамент. Другая же надпись проходит под самым основанием фонаря. Минарет Калян - один из самых первых памятников в Средней Азии, в оформлении которого были использованы цветные изразцы.

Медресе Мири Араб является шедевром мусульманского средневекового зодчества. В плане это прямоугольное здание с мощным входным порталом на главном фасаде. Во входной портал имеется вход, ведущий в вестибюль. По углам находятся дарсханы - аудитории для занятий студентов. Здание медресе занимает половину всей площади ансамбля соборной мечети Бухары. Предположительно, медресе было построено шейхом Мир-Араб Иеман, который впоследствии был захоронен в этом же здании, здесь также покоится усыпальница правителя Бухары Убайдуллы-хана. Необычной красоты арочный портал украшает фасад медресе, который выложен цветными плитками и изразцами, в основном доминирует синий цвет. Стены и арки здания покрыты причудливыми орнаментами, геометрические узоры покрыты глазурью кирпичей. Медресе Мир и Араб является вторым самым крупным по размеру (после медресе Кукельдаш) медресе в Бухаре.



Новое на сайте

>

Самое популярное