Домой Пульпит Учебно-методический материал (9 класс) на тему: Беседа на тему: "Культура поведения". Беседа на тему "культура поведения и общения"

Учебно-методический материал (9 класс) на тему: Беседа на тему: "Культура поведения". Беседа на тему "культура поведения и общения"

Мы педагоги!!! И наша задача вырастить "людей с большой буквы". И мы не перестаем сражаться с проблемой общения между учащимися, между учащимися и их родителями, учащимися и педагогами. Я стараюсь донести до обучающихся, что общение - это начало всей начал. Ведь пословица гласит: "Встречают по одежке, а провожают по уму". А это что значит??? Это твое умение правильно выражать свои мысли..., правильно высказываться, обращая внимание на интонацию..., и.т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени И.А. Флерова»

Профилактическая беседа с учащимися 9-11 классов

Тема: Культура общения

Ход беседы:

Умеете ли вы общаться?

По данным статистики среди опрошенных 80% ответов - «да», 20%- думаю, да или не знаю.

Для чего надо уметь общаться?

Если мы хотим, чтобы нас понимали правильно, нужно, чтобы и форма, и содержание и мысли того, что мы хотим сообщить, гармонично сливались.

Культура общения, как Вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если - при всей правильности и вежливости поведения - молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

"По одежде встречают, по уму провожают" гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Иными словами, даже одеваясь, надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек - спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализируют о принадлежности человека к рабочему классу. Это просто признаки неряшливости. Значит, человеку недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.

Культура общения регулируют общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что в данной ситуации неприятно Вам, скорее всего, неприятно окружающим.
Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь, уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо также выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.
Всё это если не универсальные способы культурного общения, то они, по крайней мере, помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Что, значит, быть коммуникабельным?

Значит, быть способным легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.

Быть коммуникабельным в узком смысле слова - быть склонным к общению с людьми, быть инициативным в этом общении, уметь и хотеть говорить.

Коммуникабельных и охотно, инициативно вступающих в общение людей называют - экстравертами . Не коммуникабельных - интравертами.

Коммуникабельным в широком смысле слова можно назвать вообще отзывчивого человека, реагирующего активно на окружающий его мир, стремящегося к познанию и деятельности совместно с другими. Такие люди любят не только говорить, но и читать, размышлять о прочитанном. Их коммуникабельность может быть шире обычной.

Имеются данные, что немало интровертов среди ветеринарных врачей и врачей-педиатров, лечащих маленьких детей. По многим наблюдениям художники и композиторы не очень часто бывают экстравертами, они предпочитают выражать свои мысли и чувства через свои произведения. Как не покажется странным, но есть и писатели, эти большие мастера слова, которые тоже в повседневном общении не очень разговорчивы, часто молчаливы и углублены в себя. Там в «себе» они ведут беззвучные диалоги со своими героями, о которых мы потом узнаем из книг.

Особые способности общения обнаруживают дрессировщики, обучающие животных всевозможным, чаще внешне человеческим действиям. У дрессировщиков свои методы общения, свой «язык» понятный животным.

Вся наша жизнь личная и общественная, производственная и научно-теоритическая деятельность строится на общении и коммуникации. Вы общаетесь, обращаясь к кассиру с деньгами, и получаете билет на поезд, в кинотеатр. Вы спрашиваете и отвечаете на вопросы.

Вопросы для обсуждения :

1.Для чего человеку необходимо уметь общаться?

2.Как правильно наладить контакт с людьми?

3.Какие правила расположить к себе людей вы знаете?

4.Почему уметь общаться нужно не только на работе, но и дома?

5.Как вы думаете, почему одним из самых тяжёлых наказаний считается наказание одиночеством?

6.Что является важным условием подлинного общения?

7.Почему общаются люди?

8.Как вы думаете, важно ли общение ради общения? Почему?


Людмила Новикова
Беседы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию навыков культуры поведения

Беседа .

«Правила поведения за столом » .

Программное содержание. Учить детей отвечать на вопросы, задавать вопросы товарищам. Закрепить навыки . Познакомить детей с правильным пользованием вилкой.

Предварительная работа. В течение определенного времени детей знакомили с правилами культурного поведения за столом , учили правильно пользоваться ложкой, салфеткой, обращали внимание, что тарелку не следует наклонять.

Материал : приборы для обеда.

Методические приемы. Предложить детям вспомнить правила поведения за столом , спросит :

1. Что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (вымыть руки с мылом, причесаться) .

2. Как правильно сидеть за столом во время еды? (слегка наклониться над тарелкой, не класть локти на стол, ноги держать под столом, не мешая товарищу).

3. Какую услугу можно оказать товарищу? (можно подать соль, салфетку, хлеб) .

4. Как правильно есть и пить? (есть и пить спокойно и бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом, пищу брать понемногу).

5. Как надо вести себя за столом, чтобы не крошить, не проливать?

Дети, Таня и Оля покажут нам, как пользоваться приборами. Знакомить детей с правилом пользования вилкой.

Речевое общение детей друг с другом на закрепление правил культурного поведения за столом . Закончив «обед» , дети ставят тарелки на край стола, вытирают губы и пальцы салфеткой, благодарят за обед.

Словарная работа. Активизация слов-действий : едят, жуют, благодарят.

Беседа .

«Будь вежливым» .

Программное содержание. Воспитывать у детей чувство уважения к людям. Раскрывать перед детьми сущность понятия «вежливость» (вежлив тот, кто внимателен к людям) .

Подготовка. Чтение произведений о доброжелательном отношении к людям. Беседы о хороших и плохих поступках, рассматривание картин-ситуаций и т. д.

Методические приемы. Вопросы к детям :

1. Каких людей называют вежливыми? Предложить детям привести примеры вежливых поступков.

2. Кого из наших детей можно назвать вежливым и почему? Предложить детям несколько ситуаций : «В комнату вошел гость» и т. д.

3. Какое чувство вы испытываете от вежливого обращения к вам? (захочется улыбнуться) . Будьте всегда вежливы, приносите людям радость.

Беседа на тему «Всегда помогай людям» .

Программное содержание. Учить анализировать художественные произведения, высказывать свое отношение к поступкам героев. Воспитывать желание помогать окружающим.

Предварительная работа. Чтение произведений В. Осевой : «Просто старушка » , «Сыновья» , «Три товарища» , «Помощь идет» .

Методические приемы. Какие вы знаете произведения о хороших людях, которые помогают друг другу.

Вспомнить произведения с помощью иллюстраций. Выяснить отношение детей к поступкам героев с помощью вопросов. Например. Кто из сыновей вам понравился? Почему не понравились вам первый и второй мальчик? Как бы поступил Коля, Саша и т. д.

Дети будьте внимательны к людям, предлагайте помощь взрослым и товарищам.

Эстетические беседы могут быть индивидуальными.

Например :

Изучим привила вежливости. Воспитатель подбирает 2-3 детей . Один из них хорошо усвоил правила поведения .

Скажи Вова, что делаешь, когда встречаешь знакомых взрослых или детей?

Говорю «здравствуйте» .

Приветствуя, мы желаем человеку здоровья и всего хорошего.

Покажи как надо приветствовать.

Молодец. Надо сделать поклон головой.

А каким еще вежливыми словами можно приветствовать? (Вова молчит. Лена помогает Вове) .

Добрый День. Добрый вечер. Доброе утро.

А прощаясь?

Сказать «до свиданья» и «всего доброго» .

Вова, ты знаешь слова-помощники?

Лена помогает Вове :

- «Пожалуйста» , «благодарю» , «извините» .

Вова, повтори.

Теперь и Вова будет пользоваться словами-помощниками.

Цель : помочь учащимся осознать важность сохранения правил поведения, принятых в обществе, необходимость их соблюдения.

Ход беседы

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.

Друзья, мы с вами много раз говорили на одну из важных тем в нашей жизни: о вежливости, о воспитанности. Много классных часов посвятили культуре речи, культуре общения, побывали в гостях, сами принимали гостей. Девочки накрывали на стол в ожидании гостей. Такие встречи, беседы мы проводили в каждом классе, но чем вы становитесь взрослее, старше, тем требовательнее вы должны быть к себе, тем воспитаннее, дисциплинированнее. Назовем это так: «Вежливость на каждый день». Сегодня мы с вами как бы подводим итог цикла наших с вами бесед. Я думаю, что вы будете внимательными и активно примете участие в нашем разговоре.

II. Основная часть.

Учитель . Как только не называют наш век - атомный, космический, кибернетический! Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Мы учимся, работаем, бываем в кино, на концертах, занимаемся спортом, ходим в кино...

У каждого из нас в течение одного дня происходят десятки, а то и сотни контактов, с другими людьми в школе, на улице, в магазине, в библиотеке... Контакт - это прикосновение к человеку. Это может быть б уроков за партой с товарищем, часы напряженной работы с напарником у станка, минутный разговор в коридоре, взгляд, которым обменялись прохожие. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, доброжелательны они или раздражены и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно - найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные. Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джаваннино Периджорно. Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну Соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже и от горячего слова. Жители страны Восковых людей были мягкими, податливыми, со всем соглашались. А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

Как вы думаете: что хотел сказать нам, читателям, Д. Рода- ри? (Дети высказывают свое мнение, после чего учитель подводит итог.)

Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из вас есть такие знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всем соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Вы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми. Среди ваших друзей есть, наверное, спокойные, уравновешенные, нетерпеливые, несдержанные. Конечно, для каждого из них нужна, как мы говорим, своя линия поведения. Хвастуна, например, хорошо осаживает шутка или даже насмешка. Но если ваш товарищ не уверен в себе или новичок в вашей компании, от шуток в его адрес лучше воздержаться.

Какие мы? Каждый, наверное, составил о себе какое-то представление. Насколько оно совпадает с тем, что думают о вас люди? Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Какими же способами можно воспользоваться, чтобы выяснить, в каком свете выглядите вы в глазах окружающих?

Игра «Школа мнений».

В нее играют не только дети, но даже взрослые. Составляется перечень важных человеческих качеств. Каждый участник ставит за это качество оценку самому себе, а потом предлагает по этим же параметрам оценить себя другим людям. Когда обе шкалы мнений будут готовы, можно сравнить свою собственную самооценку с оценками других. На основе подобного сравнения можно сделать вывод о том, над чем нужно работать. Попробуйте оценить себя по следующим качествам:

Вежливость;

Хорошие манеры;

Культура речи;

Гостеприимство;

Походка;

Умение одеваться со вкусом;

Чувство юмора;

Знание правил этикета.

Разбор ситуаций.

Очень полезно наблюдение за поведением окружающих. У древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты научился благовоспитанности?» «У невоспитанных, - ответил мудрец. - Я избегал делать то, что делали они».

Доводилось ли вам наблюдать ситуации, в которых люди проявляли свою невоспитанность? Приведите примеры.

Дети приводят свои примеры.

III. Заключительная часть.

Нет, пожалуй, на Земле народа, племени, которые не признавали бы законов гостеприимства. Примеров можно привести много. И все эти законы были глубоко человечны и помогали людям жить.

Есть среди правил этикета такие, смысл и происхождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут рукой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди прежде всего называют свое имя? Почему девочке следует идти справа от своего спутника? Почему при встрече и приветствии мужчины снимают головной убор? Например, возникновение последнего обычая объясняют по- разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив свободного гражданина, должны были обнажать обритую голову. Другие авторы считают, что он возник в Средневековье, когда рыцари снимали шлемы, оставляя голову незащищенной в знак проявления доверия.

Трудно сейчас установить, какое из этих предположений более правильное. Чаще всего на разные «почему» мы получаем один ответ «Так принято».

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, выполнять традиционные нормы поведения.

Занятие с элементами тренинга «Поговорим о культуре общения»».

Участники: учащиеся 8-11 классов.

Количество участников: группы по 10-15 человек.

1. Развитие взаимопонимания и взаимоуважения при общении со сверстниками и взрослыми.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Формирование умения «слушать» и «слышать» собеседника.

4. Профилактика асоциального поведения.

Ход занятия:

Организационный момент: звучит песня о дружбе. Учащиеся садятся по кругу, учитель среди них.

Учитель:(или психолог)

Мы собрались сегодня в такой дружеской обстановке, чтобы поговорить о культуре общения. На прошлой неделе мы провели анкетирование для того, чтобы выяснить, на сколько хорошо Вы чувствуете себя в школе, как складываются взаимоотношения у каждого из нас с одноклассниками и взрослыми людьми в школе. С помощью анкеты Вы сможете узнать личностные особенности. Давайте послушаем результаты анкетирования.

Психолог рассказывает о результатах анкетирования.

Учитель:

Итак, на основании результатов анкетирования можно сделать выводы о том, что в основном наш класс дружный, что ученикам нашего класса комфортно в школе, и все ученики позитивно и доброжелательно относятся к учителям, стремятся улучшить результаты своей учебы. Но у нас есть и такие учащиеся, правда их совсем немного, которые не испытывая негативных эмоций к школе и ее обитателям, тем не менее отстраняются от взаимоотношений с одноклассниками, от участия в общественных делах и т.д., вступают в пререкания с педагогами. Почему они это делают – неважно. Это могут быть психологические особенности или бравирование подростковым желанием выразить свою независимость, а может это стремление привлечь внимание и неумение общаться. Мы здесь не для того находимся, чтобы ругать кого-то или порицать, а для того, чтобы выяснить, чем опасно такое поведение для этих учеников, поучиться основам общения, это всем будет полезно.

Я сейчас расскажу вам рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» о единении и о силе единства.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько не бились сыновья, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:

Так- то и Вы: если в согласии жить будете, никто Вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!»

Есть много сказок. Басен, рассказов и песен о дружбе, о совместном труде, товариществе, о помощи друг другу.

Приведите примеры. («Теремок», «Лебедь, рак и щука», «Соломинка, пузырь и лапоть» и многие другие.

Одному человеку трудно живется! Почему! Почему человек может остаться один? Как он может приобрести друзей?

Вот и давайте учиться искать друзей. Поиграем в игру «Найди себе друзей!».

Психолог проводит игру «Найди себе друзей». Сидя в кругу дети передают друг другу клубок ниток, говоря при этом комплимент другу. В конце игры образуется паутина, которая связывает весь класс. Затем ребята возвращают клубок, а вместе с ним благодарят за хорошие слова.

Учитель:

Поняли ли Вы, как искать друзей? Трудно ли это было? Как лучше: говорить друг другу хорошие слова или показывать свой цинизм и пренебрежение к людям?

С помощью игры «Да – диалог» попробуем улучшить наши взаимоотношения с учителями и всеми педагогическими работниками.

Психолог проводит игру «Да – диалог».

Учащиеся и учитель садятся в круг и начинают диалог. Учитель произносит фразу на заданную тему, ученик должен откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера. Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т.е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы.

Предлагаются следующие темы для диалогов:

- во время урока учитель вправе ожидать дисциплины, так как учителю нужно, чтобы все слышали и понимали объяснение нового материала;

- во внеурочное время педагогический коллектив школы может предъявлять ученикам требования, связанные с учебой, общественными делами и трудовыми, так как задачей школы является не только учеба, но и воспитание;

- работники школы могут попросить кого-то о помощи, потому что в школе много работы и им одним не справиться;

- администрация школы может потребовать выполнения режимных моментов, потому что их невыполнение нарушает работу школы;

- к старшеклассникам могут предъявляться повышенные требования, так как их возможности больше, чем у младших ребят.

Учитель:

Будут ли отношения с учителями более доброжелательными, если ученики будут соблюдать правила поведения в школе? А изменится ли ваше самочувствие? Сможете ли Вы наладить отношения на работе с более взрослыми и опытными людьми, имея навыки общения, приобретенные в школе?

Мы хорошо знаем друг друга, и можем все вместе каждому из ребят в классе дать хороший совет, который поможет им в дальнейшей жизни.

Психолог проводит игру «Пожелание другу».

На доске вывешиваются пожелания, ребята определяют вместе (или по одному) – кому какое пожелать и раздают карточки с советами.

Будь вежливым с учителями.

Не обзывай одноклассников.

Не опаздывай на уроки.

Не мешай классу заниматься на уроках.

Не кури – это вредно для несформировавшегося организма.

Не зацикливайся на электронных играх – в жизни есть более интересные вещи.

Выбери профессию.

Учись общаться.

Относись к жизни позитивно.

Не играй на уроках в телефон! Ты пропускаешь новые знания!

Проснись для жизни! Не пропускай учебу.

Ищи достойных друзей.

Не стесняйся на уроках. Больше отвечай. Ты знаешь больше, чем кажется.

Не высказывай своего пренебрежения к людям, они могут ответить тебе тем же.

Можно придумать свои пожелания.

Психолог подводит итог занятия.



Новое на сайте

>

Самое популярное