Домой Детская стоматология Виды слухов в психологии. Виды слухов и их характеристика

Виды слухов в психологии. Виды слухов и их характеристика

Политическую психологию слухи интересуют как феномен функционирования массовой информации по особым (неофициальным, неинституционализированным) каналам. Изучение психологии слухов важно по двум причинам. Во-первых, слухи - важная форма самовыражения массовых настроений и общественного мнения. Во-вторых, это один из эффективных каналов воздействия на массовое поведение.

Слухи - это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в звуковой форме.

Согласно известным психологическим определениям, слухи - это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу». (Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. - С. 133.)

В несколько иной трактовке, слухи - это тот самый «специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории».

Подчеркнем: слухи - всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная информация. Если информация достоверна, ее так и определяют: как «информацию». Если недостоверна или в достоверности есть сомнения, это слухи. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию.

Слухи никогда не бывают достоверными, поскольку в процессе циркуляции фабула слуха претерпевает психологически закономерные трансформации. В процессе устной передачи любая самая достоверная информация теряет степень «достоверности» (тождественности оригиналу) и, рано или поздно, превращается в слух. Средневековый европейский герольд или родной отечественный глашатай, читавший один и тот же монарший указ в разных поселениях с разной интонацией и «выражением», неизбежно превращал текст в пересказываемый слух - «обращая в слух» письменную информацию. Это усиливается, когда сказанное начинает передаваться не профессионалом, а простыми людьми: умножающиеся искажения увеличивают степень недостоверности. Не зря во многих парламентах запрещается принимать законы или поправки к ним «на слух».

Типологии слухов. Известны две основные типологии слухов. Одна классификация слухов базируется на степени их достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную окраску.

1. Информационная типология. Поскольку слухи - всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводится к их классификации по степени достоверности содержащейся информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа - от «абсолютно недостоверных», через «просто недостоверные», до «достоверных» и «близких к действительности».

  1. Абсолютно недостоверные
  2. Просто недостоверные
  3. Относительно достоверные
  4. Близкие к действительности

2. «Эмоциональная» типология. С точки зрения эмоциональных характеристик выделяют три основных вида слухов.

«Слух-желание» - это слух, содержащий сильное эмоциональное желание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Ярким примером слухов такого рода принято считать упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. Иногда подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями - так, говорили, что освободят участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном, и т. д.

«Слух-желание» осуществляет двоякую функцию. С одной стороны, он соответствует пожеланиям людей, и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидным, что желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления - вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Подобные слухи активно используются для манипуляций психологией масс.

Приведем только два исторических примера, когда «слухи-желания» распространялись среди населения стран-противников. В период «странной войны» с Францией (1939-1940 годы) немцы распространяли слух о том, что «скоро начнутся переговоры». Это расслабляло готовность французов к сопротивлению, что и было использовано немцами. Зимой 1942 года японцы распространяли среди населения США слух о том, что в ходе начавшейся войны «японцам не хватит бензина даже на полгода». Конкретная цель в такой «войне слухов» была понятна: вызвать разочарование по поводу несбывшегося желания и связанную с разочарованием деморализацию. В целом ряде случаев, как показывает анализ последующих событий, эти цели успешно достигались.

«Слух-пугало» - слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются.

Обычно слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. В таких ситуациях появляется ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, но основная часть остается практически неизменной.

Наиболее часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Такие слухи были зафиксированы в России в 1917 и в 1990-1991 годах, в Чили в 1971-1973 годах, в Никарагуа в 1980 году, в Афганистане в 1980-х годах и во многих других сходных ситуациях. Принимая слухи за «чистую монету», доверяя им, часть населения бросается закупать подчас вообще не нужные им продукты или приобретают их в неразумных объемах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Товары быстро исчезают с прилавков или стремительно растут в цене, может и в самом деле возникнуть голод. Классический пример - Россия 1917 года: хотя урожай был даже выше обычного, уже к октябрю в столичных магазинах исчез хлеб.

Аналогичным образом распространяются слухи о «грядущем контрнаступлении реакции», близком военном перевороте, «неотвратимом отмщении» лицам, активно сотрудничающим с новой властью, и т. д. В таких ситуациях усиление пессимистичных настроений стимулируется еще и типичными для этих обстоятельств слухами о якобы имеющихся разногласиях, борьбе за власть в новом руководстве, безудержной коррупции и т. д. Примерами слухов такого рода полна новейшая история России.

В историческом плане разновидности таких слухов встречались в странах с патриархальной политической культурой. Ужас у неграмотного населеция вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить («переработать на мыло») стариков и калек» (Эфиопия, 1975 год), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 год и Индия 1975 год), что «предстоит обобществление («коллективизация», «коммунизация») жен» (Россия, 1917 год) и т. д.

«Сверхзадача» слухов такого рода понятна. С одной стороны, запугивание населения. С другой стороны, попытка активизировать сопротивление новым социальным силам, усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.

«Агрессивный слух» - слух, не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Приведем несколько известных примеров: «В Леопольдвиле негры вырезают белое население» (Заир, 1960 год); «Беспорядки в Панаме вызваны кубинскими агентами» (США, 1964 год);

Агрессивные слухи - продолжение «слухов-пугал». В основе их сюжетов присутствует агрессивный заряд. Известно, что агрессивные антиправительственные выступления провоцировались в исламских странах Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афганистане под влиянием примитивного слуха о «большом одеяле». В разных вариантах утверждалось, что требуемая новыми властями коллективизация сведется к одному: все сельчане, вместе с женами, будут спать по ночам в одном помещении, укрываясь «большим одеялом».

Основная функция агрессивных слухов - не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, «телеграфно». Короткие, рубленые фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению»! Они несут более сильный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Такие слухи требуют ответной агрессии. Из последних примеров - слухи о «зверствах федеральных войск в Чечне», распространяемые чеченцами, и аналогичные слухи о «зверствах чеченских боевиков» в отношении федеральных войск.

«Нелепые» слухи стоят особняком во всех типологиях и классификациях слухов. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них - очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются на переломах массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. В качестве примера - описание М. А. Булгаковым нравов начала XX века: «Что в Москве творится - уму непостижимо человеческому! Семь сухаревских торговцев уже сидят за распространение слухов о светопреставлении, которое навлекли большевики. Дарья Петровна говорила и даже называла точно число: 28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана земля налетит на небесную ось... Какие-то жулики уже читают лекции».

Многообразные разновидности совершенно нелепых слухов стали предметом не только научного, но и художественного осмысления. Немало примеров таких слухов содержится, в частности, в пародийных песнях А. Галича и В. Высоцкого, в свое время также распространявшихся в рамках «слуховой» субкультуры советского андеграунда. У А. Галича находим пример жуткого, предельно агрессивного антисемитского слуха: «Им кровушки мало, они по запарке зарезали, гады, слона в зоопарке». У В. Высоцкого - ряд блестящих примеров «слухов-пугал» вроде: «Ходят слухи, будто все подорожает, а особенно поваренная соль». Или еще: «Слышали? Вчера траншею рыли, так раскопали две коньячные струи. Вы слыхали? Скоро бани все закроют. Навсегда, и эти сведения верны». Правда, В. Высоцкий все-таки был оптимистом и дал пример «слуха-желания»: «Ходят слухи, будто сплетен вдруг не будет, ходят сплетни, будто слухи запретят».

Разумеется, такие пожелания неосуществимы. Слухи невозможно запретить, как нельзя запретить и иные проявления массовой психологии. Слухи будут всегда, поскольку психология масс практически вечна, а слухи - одна из форм ее функционирования.

© Д.В. Ольшанский , Политическая психология , М. 2002 г.

По данным некоторых исследователей, слухи, по меньшей мере, на 75% являются точными.

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали - сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости и по диагонали.

Нисходящие коммуникации - коммуникации, направленные сверху вниз - от руководителя к подчиненным.

Восходящие коммуникации - коммуникации, направленные снизу вверх - от подчиненных к руководителю.

Горизонтальные коммуникации - коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.

Диагональные коммуникации - коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднены.

Барьеры на пути эффективных коммуникаций. Эффективные коммуникации предполагают, что получатель понимает и принимает все, что собирался передать ему отправитель.

Коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения, называются коммуникационными барьерами.

Источники помех могут быть самыми различными.

Личностные барьеры - коммуникативные помехи, обусловленные личностными характеристиками отправителя или получателя.

Физические барьеры - коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций.

Семантические барьеры - коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относят, в частности, слова, действия.

Языковые барьеры - коммуникативные помехи, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования.



Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

Организационные барьеры - коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления.

Различие в статусе также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его.

Культурные барьеры - коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении.

Временные барьеры - коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.

Коммуникативные перегрузки препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности.

Нежелание делиться информацией. Обладание информацией - один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят с тем, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.

Успех коммуникации во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Причем необходимо не только слушать, но и слышать собеседника.

Потери информации в случае, если говорящий не ориентируется на собеседника, а лишь на себя, могут составлять от 50% до 80%. По некоторым оценкам руководитель затрачивает на слушание до 80% своего рабочего времени.

В то же время исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Важность и сложность этой проблемы привели к тому, что во многих странах мира курсы эффективного слушания стали одним из направлений повышения квалификации менеджеров.

Слушание - это сложный процесс, требующий определенных навыков и общей коммуникативной культуры. Эффективное общение включает как понимание, так и необходимость быть понятым. У менеджера должно закрепиться осознанное желание слушать.

Коммуникационные сети. Линия, связывающая две организационные единицы, называется каналом. Совокупность каналов передачи или обмена информацией, связывающих несколько организационных единиц, образует коммуникационную сеть. В коммуникационной сети в процессе коммуникации происходит соединение определенным образом людей с помощью информационных потоков.

Сети могут быть открытыми и закрытыми.

Открытой считается сеть, в которой в точках выхода каналов поток информации может остановиться, так как дальше пути нет. Вернуться он может только тем же путем, каким пришел.

В замкнутой (закрытой) информационной сети информация может вернуться к отправителю по другому каналу, отличному от того, по которому была послана. Однако точка возврата необязательно будет исходной, сообщение может поступить в замкнутую сеть извне.

Слухи – это специфический вид межличностной коммуникации в условиях дефицита информации о значимом объекте, в процессе которой сюжет, отражающий в некоторой мере реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной группы.

"Слух – это самотранслирующаяся неофициальная информация с неопределенной степенью достоверности, сообщаемая либо в процессе непосредственного межличностного общения, либо опосредованно передаваемая субъектом знакомым участникам коммуникации" .

Слух – один из видов распространения информации. Очень часто слухи распространяются быстрее, чем официальная информация. А лучший способ подогреть интерес к какому-нибудь событию – прямо запретить о нем говорить или заявить о полном несоответствии слуха истине. При этом желательно тут же пересказать слух и постараться его опровергнуть. Наверняка люди обратят внимание и запомнят сам слух, а не его опровержение.

Доверие к слухам основано на том, что в советское время в условиях информационного голода слухи оказывались одним из немногих источников информации и, как правило, достоверным.

Есть несколько предпосылок возникновения слухов. Сталкиваясь с непонятным явлением и не находя достаточного объяснения какому-то событию, человек обращается за советом или помощью к знакомым, но при этом интерпретирует произошедшее так, как он сам его воспринимает и понимает. Словами "я бы так никогда не поступил (не поступила), у меня бы совести не хватило так сделать" часто заканчивается изложение какого-то слуха. При этом отметается сама мысль о причастности рассказчика к происшествию и дается его "моральная" оценка.

Слухи часто играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности (особенно публичной). Слухи могут усугубить панику (например, перестроечный дефицит, когда люди массово закупали сахар, спички и другие продукты, даже если дома уже не хватало места, чтобы все это складировать), дезорганизовать работу фирмы или предприятия, скомпрометировать человека, органы власти или правоохранительные органы, торговые марки и бренды.

Условия возникновения:

  • интерес массовой аудитории к определенной проблеме, ее высокая актуальность, связь с жизненными потребностями;
  • фрустрация этого интереса.

Слухи отражают".

  • общественное мнение и настроение;
  • общие социальные стереотипы и установки большой группы;
  • информационную ситуацию в регионе.
  • 1. Коллективное авторство и анонимность. Кто-то кому-то что-то сказал, тот передал другому в той степени, насколько понял сам, и добавил кое-что от себя, и так пошло по цепочке. Особенно это касается слухов относительно событий и происшествий, которые являются проблемными или эмоционально затрагивают людей.
  • 2. Неопределенность достоверности информации. Абсолютно недостоверных слухов не бывает. Поговорка "в каждой сказке есть доля правды" верна и относительно слухов. Абсолютно правдивых слухов тоже не бывает хотя бы потому, что в устном пересказе каждый из участников может добавить кое-что свое или интерпретировать ситуацию по-своему, поскольку у каждого своя правда. К тому же, разным людям один и тот же человек может рассказывать разные версии одного и того же слуха.
  • 3. Устность. Слух передается от одного человека другому, при этом учитываются интересы и потребности слушателя, потому что слух должен вызывать доверие и выглядеть правдоподобным именно для того человека (или группы людей), которому он рассказывается.
  • 4. Актуальность. Информация, если она злободневная и интересная, не может быть забыта и похоронена просто так, на следующий же день. Такая информация будет передаваться из уст в уста и обрастать все новыми и новыми подробностями. Если событие не важно и не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу и не будет. Данное понимание в определенной мере нашло отражение в законе Олгопорта, по которому слух представляет собой функцию от важности события, умноженной на его двусмысленность :

R = i а,

где R – rumor (слух); i – impotance (важность) вопроса для заинтересованных лиц; а – ambiguity (двусмысленность) сведений, касающихся обсуждаемой темы (неоднозначность).

  • 5. Яркость. Информация, содержащаяся в слухе, должна вызывать у людей определенную эмоциональную реакцию (например, удивление, ощущение прикосновения к тайне, страх), затрагивать эмоции многих людей.
  • 6. Направленность слуха на удовлетворение какой-либо потребности людей. Например, на потребность быть признанным и осведомленным в какой-либо области для поднятия авторитета (для рассказчика) и потребность в сопереживании, сочувствии, обладании личностными и моральными качествами (для слушателя).

Слух по сути своей очень "интимен ", он изначально предполагает доверительное к себе отношение. По своим коммуникационным характеристикам он очень напоминает детские сказки. Для человека такая информация, полученная из уст "компетентного" источника, является изначально если не абсолютно реальной, то, по крайней мере, заслуживающей доверия, хотя бы потому, что распространитель слуха никоим образом не получает при этом какой-либо видимой материальной или моральной выгоды (в отличие от сплетни).

Другим источником привлекательности слухов является человеческое желание превосходства. Таким образом человек, обладающий запретной информацией, некоторым образом возвышается над аудиторией, ощущая значимость своей персоны.

Классификация слухов.

  • 1. По экспрессивности (эмоциональному состоянию, выражающемуся в содержании слухов, и соответствующему типу эмоциональных реакций).
  • Слух-желание. Слухи, содержащие достаточно сильное эмоциональное желание, отражающие некоторые актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Слух-желание осуществляет двоякую социально-психологическую функцию.

С одной стороны, он обычно соответствует пожеланиям людей и потому как бы поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиться панике и излишней агрессивности.

С другой стороны, именно такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидно, что сформировавшимся желаниям не суждено осуществиться, могут возникнуть противоположные явления – вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы "наобещал", но не выполнил обещанного.

  • Слух-пуга́ло. Это слухи, несущие и вызывающие выраженные эмоционально негативные, пугающие настроения, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания группы, в которой они возникают и распространяются.
  • Агрессивный слух. Это слухи, не просто вызывающие выраженные эмоционально негативные настроения и состояния, а конкретно направленные на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и вполне определенного поведенческого "ответа". Основной функцией подобного рода слухов является не просто запугивание, а именно провокация агрессивного поведения.
  • Нелепые слухи. Они могут принадлежать к любому из вышеперечисленных видов, однако основной их чертой является очевидная нелепость описываемого.
  • 2. По характеру описываемого

По степени достоверности сюжета – от абсолютно ложных до относительно близких к действительности.

Функции слухов :

  • адаптация к изменяющимся социальным условиям;
  • с одной стороны – компенсация недостающей информации, с другой – активизация к поиску новой информации;
  • снятие некоторой части неопределенности;
  • оказание помощи в ориентации в сложившейся ситуации и при этом регуляция поведения;
  • предварительное моделирование поведения;
  • содействие реализации высокой степени информированности в группе – стабилизируется поведение в экстремальных ситуациях;
  • способствование снижению социальной значимости тех или иных явлений;
  • активизация объяснительной работы.

Трансформация слухов:

  • сглаживание малосущественных деталей;
  • усиление веса эмоционально значимых моментов.

Таким образом, происходит адаптация слуха к особенностям восприятия и условиям жизни той группы, в которой они распространяются. Следовательно, если проследить трансформацию слуха, то можно зафиксировать появление нового стереотипа у заданной массы населения.

Противодействие и регуляция слухов. Слухи затухают, когда исчезают причины их возникновения. При этом следует не упоминать публично об их существовании, не отрицать содержание слуха (в противном случае произойдет лишь усиление доверия к слуху), а вытеснять его иной информацией на ту же тему.

Способствовать вытеснению слухов будут:

  • статус выступающего;
  • массовость (популярность) информации;
  • полнота фактов.

Противодействовать вытеснению слухов будут:

  • уровень доверия к источнику;
  • эмоциональная насыщенность слуха – при эмоциональной холодности официального источника;
  • противопоставление информации содержанию слуха.

Моделирование слухов:

  • непосредственное изобретение слуха – слух надо придумать. Необходимо, однако, учитывать, что от правдоподобности слуха, или, скорее, от соответствия его внутренним ожиданиям группы напрямую зависит скорость его распространения;
  • для распространения слухов нанимается команда профессиональных лекторов или агитаторов (например, в условиях предвыборной гонки), которые, общаясь с представителями группы, распространяют якобы достоверную информацию.

Сплетни – это ложная или истинная, проверенная или не поддающаяся проверке, но всегда неполная, пристрастная, хотя и правдоподобная информация о вещах и обстоятельствах, которые могут рассматриваться как личные, но имеют широкий социальный резонанс потому, что касаются закрытых сторон жизни замкнутых, элитных социальных групп.

Отличия слухов и сплетен

  • Слухи обычно касаются всех, сплетни – лить избранной части населения, интересующей многих.
  • Как и слухи, сплетни удовлетворяют некоторую потребность в информации, однако это потребность не в жизненно важной информации, а в некоторой дополнительной информации о жизни популярных персон, вследствие чего информация сплетен более детализирована и конкретна, однако сплетни всегда значительно менее эмоциональны.
  • Сплетни, как правило, носят более локальный и "интимный" характер, имеют оттенок непристойности и касаются как бы запретных, сокрытых в силу их "неприличности" тем.

Функции сплетен:

  • информационно-познавательная;
  • аффилиативно-интеграционная – функция формирования "мы-сознания", сознания некоторой "своей" общности с теми, с кем мы обсуждаем сплетни;
  • развлекательно-игровая;
  • проекционно-компенсаторная;
  • функция социального контроля над элитой;
  • тактическая функция в социальной борьбе.
  • Беззубцев С. Слухи, которые работают на Вас. Секреты профессионального использования. М.; СПб., 2003. С. 4.
  • Руби Н. Ходят слухи, что сплетен уже нету? Признаки слухов // ШколаЖизни.Ру. Ч. 1; 2. URL: shkolazhizni.ru/archive/0/n-19539 (дата обращения: 15.01.13).
  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 122.

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массо­вых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, непременно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в це­лом.

Слухи - это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологиче­ской нестабильности.

Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения циркуляции в группах различных видов «искаженной информации» - явной лжи, сплетни, полуправды, осознанной демонстрации невежества и незнания, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и т. д.

Слух - это циркулирующая форма коммуникации с помощью которой, люди удовлетворяют свои потребности в информации недостающей из официальных источников.

Это информация, которая распространяется без свидетельств достоверности и может считаться недостоверной или ложной.

Это самотранслируемое сообщение, функционирующее в каналах межличностных коммуникаций.

Слух – это ответ на общественную потребность. В нем заключается коллективный интерес.

Существенная часть слухов, это ответ на тревожные ожидания.

Это передача эмоционально значимых для основной массы сообщений

Слух реализует потребности путем достраивания фрагментарной картины мира до целой.

Слух представляет собой социально востребованную желаемую информацию.

Характеристики слухов:

Исходные события, попадая в зону актуализации слуха, носят экзистенциональный характер (жизнь, смерть, безопасность, свобода, семья, деньги).

Слух включает у человека систему психологической защиты.

Для слуха характерна однократная воспроизводимость перед слушающим (Средний срок функционирования С. 12-15 дней при населении 300 тыс. человек).

Слух содержит информацию принципиально умалчиваемую официальными источниками.

Слух может быть позитивным, нейтральным, отрицательным.

Типы слухов:

    уменьшающие неопределенность

    деструктивные, возбуждаемые враждой

    позитивные

    актуализирующие страх

    ориентирующие на действие по изменению текущей ситуации

    порочащие

    прославляющие

    защищающие

При этом социально-психологические условия и закономер­ности их возникновения и распространения являются обшими:

Слухи возникают в связи с важными или значимыми для людей событиями и социальными объектами (например, о предстоящей денежной реформе в стране или какой-то уг­розе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.) Ин­формация о малозначимом или значимом только для узкого круга людей событии обычно широко не распространяется;

Слухи зарождаются в условиях неопределенности, когда информация либо совсем отсутствует, либо явно недоста­точна, либо является противоречивой и тем самым прово­цирует неопределенность (например, несогласованная ин­формация о дозах радиоактивного загрязнения территорий от чернобыльской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апреля - мае 1986 г.);

Важным условием, способствующим проявлению и распро­странению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в це­лом. Нестабильность влечет за собой массовую тревогу, со­стояние общего дискомфорта, неуверенности в своем буду­щем или будущем своих детей и т. п.;

Благоприятным фактором для возникновения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, некой сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям - это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

Удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира и стимулируют ее;

Снимают неопределенность или, по меньшей мере, снижают ее степень относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

Слухи не только помогают человеку сориентироваться в си­туации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться;

Слухи выполняют функцию предвосхищения социальных событий, тем самым, помогая человеку что-то предусмот­реть, внести коррективы в свои представления и отноше­ния к социальным явлениям или в реальное поведение.

Профилактика слухов . Общая ориентация в «социальной ра­боте» со слухами состоит в противодействии отмеченным выше условиям, способствующим их возникновению и распростране­нию. Прикладные исследования и практический опыт в этой об­ласти позволили выработать ряд рекомендаций:

максимальное упреждающее информирование населения о наиболее важных для него событиях, социальных условиях жизни и т. п. (при этом необходимо стремиться к доступности, понятности и непротиворечивости информации, в экстремальных условиях - к организации регулярной ра­боты специальных источников информации по интересую­щим население вопросам);

целенаправленное снижение значимости тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозиру­ется возникновение слухов;

положительное информирование об условиях политической, экономической и межнациональной стабильности развития тех регионов, в которые входят большие диффузные груп­пы (город, область, республика или общество в целом);

выяснение подлинных причин возникновения слухов для повы­шения эффективности последующей разъяснительной ра­боты (понимание реальных причин возникновения слухов снижает эмоциональную напряженность, неопределенность и позволяет людям относиться к происходящим со­бытиям более трезво и рационально);

выявление распространителей слухов и нейтрализация их влияния на группу и др.

Практическая задача управления слухами является важной в любых условиях, опасных для нормальной жизни людей, (например предвоенная и военная обстановка, экономические политические кризисы, региональные конфликты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п.).

В таких условиях для населения важна определенность воспринимаемой обстановки и событий, а также конкретность действий людей, в первую очередь тех, кто по роду своей работы обязан заниматься управлением подобных массовых явлений.

По данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75 % являются точными.

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости и по диагонали (табл.).

Нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз – от руководителя к подчиненным.

Восходящие коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх – от подчиненных к руководителю.

Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Кинесические средства общения. Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кинесика – изучение собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.

Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты.

При общении часто наблюдаются следующие жесты:

жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; вставание и прохаживание; наклоненная голова;

жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, закладывание рук за голову;

жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть; прикосновение к запонкам, часам, пуговице, сумочке;

жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за запястье или предплечье; поза человека, сидящего на стуле вцепившись руками в подлокотники или сжав кулаки, лодыжки при этом сведены вместе;

жесты запрета: сложенные или скрещенные на груди руки; корпус отклоненный назад; манера сидеть верхом на стуле с широко расставленными ногами, дужка очков во рту;

жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

жесты доминирования: выставление больших пальцев рук напоказ; резкие взмахи руками сверху вниз;

жесты неискренности и сомнения: защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание воротничка, поворот корпуса в сторону от собеседника;

жесты разочарования и враждебности: сцепленные пальцы рук (они могут быть подняты на уровень лица, руки со сцепленными пальцами могут лежать на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении).

Мимика – движения мышц лица. В специальной литературе встречается более 20000 описаний выражения лица. Следует отметить, что главной характеристикой мимики выступает ее целостность и динамичность. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний: гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость – все движения лица скоординированы.

Поза положение человеческого тела, типичное для конкретной среды, культуры; является единицей пространственного поведения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений. Поза наглядно показывает восприятие человеком собственного статуса по отношению к статусу других присутствующих лиц. Люди с более высоким статусом, как правило, принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.

Различают «закрытые» и «открытые» позы. Закрытые, когда человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Различают также позы раздумья (например, поза роденовского мыслителя) и позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к веку). Есть «наполеоновская» поза: а) стоя, когда руки скрещены на груди и б) сидя, когда обе руки упираются в подбородок.

Походка – стиль передвижения. Исследования показывают, что самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» – при радости. Самая большая длина шага при гордости. Вялая, угнетенная походка – при страдании.

Взгляд наиболее естественное средство невербального общения.

Направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т. е. показывает, как собеседник относится к сообщению.

Взгляд используется для установления взаимоотношений. Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. Слишком долгий взгляд в ваши глаза настораживает.

Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с глазами собеседника около 60-70 % всего времени общения. Меньшее время контакта свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место на лице человека и, кроме того, расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.

Продолжительность взгляда так же, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее в шею. В связи с этим, прежде чем делать какие-либо выводы, следует учесть национальную принадлежность общающихся.

Характеристики голоса и речи относят к просодическим и экстралингвистическим средствам общения. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая составляющая речи – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха.

С помощью просодических и экстралингвистических средств регулируются потоки речи, экономятся языковые средства общения. Они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.

Наблюдения показывают, что плавная, спокойная, размеренная манера речи наиболее привлекательна в общении.

Быстрая речь свидетельствует о взволнованности и обеспокоенности чем-либо. Медленная речь отражает угнетенное состояние, горе, высокомерие или усталость.

Очень важна в деловом общении «энергетика речи»: ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует такая манера поведения, когда выступающий не суетится, а эмоционально говорит, не скрывая при этом своих чувств и убеждений, передавая их разнообразной интонацией. Зачастую именно в интонации кроется истинный смысл сообщения. То, как мы говорим, во многих случаях важнее того, что мы говорим.

Главная задача, паузы – психологическая. С ее помощью говорящий может привлечь внимание и вызвать интерес у собеседников. Если говорящий делает короткую паузу перед важным сообщением и после, то таким образом он выделяет его. Паузу можно применять между отдельными элементами мысли: фразами, предложениями.

Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относят динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции общения. Использование этих средств общения определяется рядом факторов, таких как статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.

Выделяют три типа рукопожатия: доминирующее (когда рука сверху, а ладонь развернута вниз), покорное (когда рука снизу, а ладонь развернута вверх), равноправное (когда обе руки остаются в вертикальном положении).

Пожатие прямой, не согнутой рукой – признак неуважения. При этом человек стремится сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

Пожатие кончиков пальцев аналогично пожатию прямой, не согнутой рукой. Инициатор такого рукопожатия хочет держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии.

Пожатие с применением обеих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения выполняют функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символизируют степень близости общающихся людей.

Пространство выступает в качестве особой знаковой системы и несет смысловую нагрузку. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский ученый Э. Холл. Он же и ввел термин «проксемика» (от англ. proximity – близость). Это та дистанция, которую соблюдают люди при общении (табл.).

Таблица

Дистанции общения, характерные для североамериканской культуры

Аллан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» пишет, что дистанции одинаковы для человека среднеобеспеченного социального уровня независимо от того, где он проживает: в Северной Америке, Англии или Австралии.

Взаимоотношения людей осуществляются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается своим и чужим временем, является важным социальным знаком. Точность и пунктуальность поведения говорит об уважении к другому человеку. Если вы заставляете другого ждать, то тем самым вы заявляете о своем праве распоряжаться ситуацией.



Новое на сайте

>

Самое популярное