Домой Запах изо рта Астрономия для детей 5 7. Астрономия для детей

Астрономия для детей 5 7. Астрономия для детей

Ну что, полетели изучать космос?

Я собрала здесь множество развивающе-творческих заданий из разных ресурсов, в которых малыш смог бы проявить свои художественные качества, немного поизучать небесные объекты и потренировать руку к письму. Все картинки готовы для распечатывания — скачивайте и играйте!

==1==

Карточки для детей «Космос»

Распечатайте лист с карточками и заламинируйте его или приклейте на картон. Затем разрежьте по серым линиям. Чтобы игра с карточками получилась познавательной, показывайте малышу карточки и рассказывайте, что на них изображено, опишите эти объекты, что в них особенного. Одновременно показывайте только 1 карточку.

==2==

Лото «Солнечная система»

Круглые маленькие карточки с планетами, Солнцем и Луной. Планеты солнечной системы не названы для экономии места, однако вы запросто можете их подписать с обратной стороны карточек.

Порядок таков: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

Как играть в лото?

  • Расскажите малышу, что изображено на карточках.
  • Покажите, как накладывать карточки на такие же предметы на игровом поле.
  • Попросите его самостоятельно разложить карточки на поле.
  • Старайтесь каждый раз рассказывать что-то новое по изображенный предмет.
  • Если малыш уже умеет говорить, то пусть называет предмет, карточку с которым взял в руки.

==3==

Раскраски «Космос»: Земля и Луна, Ракета, Сатурн, летающая тарелка.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==4==

Задание для подготовки руки к письму «На старт! Внимание! Марш!».

Попросите малыша помочь ракете взлететь, рисуя линию от земли к ракете. Если вы спрячете эту распечатку в файл-уголок и дадите малышу сухостирающий маркер (маркер для белой офисной доски), то сможете выполнять задание много раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==5==

Найди одинаковые ракеты и соедини их.

Эта игра на внимание. Ребёнку нужно находить одинаковые ракеты среди множества похожих. Это сложное задание, поэтому не переживайте, если малыш не сразу справиться с ним. Спрячьте лист в файл-уголок, как и предыдущее задание, и на следующий день пригласите малыша поиграть в эту игру ещё раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==6==

Дорисуй половинку.

Это задание готовит руку к письму и развивает образное мышление. Если ребёнок ещё маленький и ему сложно выполнить это задание самостоятельно, попробуйте порисовать с ним рука в руку.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==7==

Дорисуй ракетам крылья и хвосты.

Эта игра развивает креативное мышление, ведь, согласитесь, достаточно сложно придумать разные красивые крылья всем ракетам

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

Астрономия - древнейшая наука о Вселенной предметом изучения которой являются космические объекты, а также связанные с ними процессы и явления.

Со времен первого полета человека в космос, главным детским ответом на вопрос "Кем ты хочешь стать?" был ответ "Космонавтом!".

Интерес людей к космосу не угаснет никогда, он манит нас своими тайнами и вселенским масштабом. Глядя на звездное небо, люди всегда задавались главными вопросами.

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов нам есть что рассказать своим детям.

Однако, масштабы вселенной трудно представить даже взрослому человеку.

Осталось придумать как интересно рассказать ребенку о космосе и познакомить его с первыми основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты, пример таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми, для него, тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.

И если вам удастся удивить и очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звёзды, он вспомнит ваши занятия и улыбнётся.

Что рассказывать

Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко - протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет - наша Земля.

Что рассказать:

Солнце - это большая и очень горячая планета - это звезда, - огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные - больше Солнца.

Самые яркие среди всех звезд на небе - это Полярная звезда и Сириус.

Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина - это наша Земля, тыква - Солнце.

Земля настолько меньше солнца, насколько горошина меньше тыквы.

Луна

Что рассказать:

Луна - это спутник нашей планеты, она находится всего в трёх днях пути.

Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы луны: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещённую часть шара.

Наша планета

Что рассказать:

Нашу планету - планету Земля - окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие нашей планеты от других - это наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос, с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.

Другие планеты солнечной системы

Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет.

Самая большая из них - это Юпитер. А самая интересная - Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Сначала его считали Его открыли в 1930 девятой планетой. Но, со временем, его отнесли к другой категории космических тел, "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездой.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Звезды

Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда - это солнце.

В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать.

Любая звезда - это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.

Наглядый материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звёздочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блёклыми. Объясните, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета

Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу мечта людей о полете в космос сбылась - первый в истории космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин, совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Воздушный шарик летел как ракета - он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Примерно по-такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень - самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

Игры по теме

1. Игра "Что возьмем с собою в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры - научить ребенка выбирать слова с противоположным значением - антонимы.

Например:
Далекий -…
тесный -…
большой -…
подниматься -…
яркий -…
улетать -…
высокий -…
известный -…
включать -…
темный -…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звёздочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом - это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезай туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и всё, что вы видите, это звёзды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).

Покажите ребенку как можно ориентироваться на звезды, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей по теме

1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев.

2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс.

3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман.

4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова.

5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур.

6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон".

7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн".

8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов.

9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати.

10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мульфильмы по теме

1. Цикл мультфильмов "Дети и космос"

2. Развивающий мультфильм "Планета Земля"

3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких"

4. "Тайна третьей планеты"

5. "Незнайка на Луне"

7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну"

8. "Звездные собаки: Белка и стрелка"

9."Белка и Стрелка: лунные приключения"

10. "Эгон и Дончи"

11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса"

12. "Том и Джерри: Полет на Марс"

13. "Тайна красной планеты"

14. "Планета 51"

15. "Большое космическое приключение"

16. "Планета ветра"

17. "Мухнём на Луну"

18. "Валли"

19. "Планета сокровищ"

20. " Смешарики: пин-код сборник"

Обучающий материал по теме

  • Журнал "Школа 7 гномов - 4+: Малышам о звездах и планетах";
  • Журнал "Мир вокруг нас", №1,5,7;
  • Карта солнечной системы;
  • Тематические карточки;



Космические поделки для детей

1. Ракета с фотографией вашего ребенка-космонавта.

Нужны: фотография вашего малыша, цветной картон или бумага.



2. Ракета из пластиковой бутылки.

Нужны: пластиковая бутылка, носок, картон, фольга и нитки.



3. Прожектор созвездий.

Нужны: фонарик, вырезанные по диаметру фонарика круги с проделанными в виде созвездия дырочками, бумажные формочки для капкейков, шнурок.



4. Сенсорная космическая коробка.

Нужны: прозрачная пластиковая коробка, чечевица, черная фасоль, декоративные стеклянные шарики, блестящие пайетки, космические игрушки, маленькие фонарики.

5. Костюм космического робота.

Нужны: большая картонная коробка, скотч, старые провода, фольга, наклейки, маркеры, фантазия.



Где посмотреть на звезды в Москве

1. Обсерватории

Обсерватория - специализированное научное сооружение и/или учреждение, используемое для наблюдения земных и/или астрономических явлений.

В некоторых обсерваториях наблюдения проводятся только при наличии ясной погоды.

Режим работы обсерваторий следует уточнять в учреждении, обратите внимание, что некоторые обсерватории работают только 2 летних месяца в году, другие с мая по сентябрь.

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

М. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1
Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ (Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

М. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

М. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

М. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.

С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Планетарий - научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; а также явления, связанные с небесными телами.

Московский планетарий

Г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Г.Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Планетарий культурного центра Вооруженных Сил РФ

Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32.
Цена: 200 руб.

Астрономия для детей, с какого возраста можно говорить об этой науке с ребенком? Для многих родителей становится сюрпризом, что детки сами начинают интересоваться астрономией. И тогда возникает вопрос – как маленькому человечку рассказать о таких серьезных вещах? Как и всё, о чем мы говорим с дошкольниками, данный предмет их интереса должен быть преподнесен только в игре.

Космос всегда интересовал моего сына и уже в 1 год 9 месяцев он знал не только планеты солнечной системы, но и некоторые факты о них. Мой муж часто говорит, что если до 25 лет Александр не слетает хотя бы на Луну, он хочет чтобы сын вернул ему деньги за образование. Конечно же это в шутку и все мы это понимаем .

Итак, мы начинаем курс игр по астрономии, через который я хочу вам показать, как далеко могут зайти наши чада, если им предоставить информацию по интересующей их теме. Все занятия будут проходить в игровой форме, уверена, что будет весело.

Начну с небольшого отступления, утро в нашем доме может начаться вот так (это было пару недель назад):

(фотографировала через 3 дня после того как делали поделку, пластилин немного рассохся)

Ну что же, игры с пластилином закончились, а спать ещё не хочется. Решили продолжить чтение по теме астрономия для детей, но на этот раз Александр выбрал другую книгу . Не успели начать, как на 8 странице он оживился:

– Мама, я буду строить ракету и полечу в космос!

Подумали как именно он хотел бы строить ракету, я честно сказать подумала, что хочет вернуться к пластилину, но нет, Александр выбрал игрушку магнитный конструктор. Наш чемоданчик я покупала в Амазон.

Данная игрушка у нас живет уже пару лет и она поистине универсальна, мы возвращаемся к ней при любой теме. Фигурки идеально крепятся к холодильнику, магнитной доске или чемоданчику в котором мы их и приобрели.

Я подумала, что на этом всё и закончится, но Александр принес книгу открытую на 8 странице и начал ваять свой шедевр.

Я сидела рядом и наблюдала, пытаясь понять, если это в тысячный раз будет складывание Солнечной системы воедино или что-то большее.

Да, это оказалось больше чем раньше. Интерес сына в последнее время касался карликовых планет и звезд. Кроме Плутона я признаться не знала ни одной карликовой планеты. Но это было до того как Александра стало завораживать любое упоминание о них в видео и книгах . Вот конечная работа того вечера. Она полностью сделана моим сыном, названия подписаны им же.

Как видно карликовая планета Церера (Ceres) находится между Марсом и Юпитером. После Плутона располагаются карликовые планеты Хаумеа, Макемаке и Эрис.

Астрономия для детей становится интересней с еще одной замечательной игрушкой – магнитная доска с солнечной системой. Она не занимает места, фигурки крепятся идеально, помимо планет есть туманность, комета, метеорит, космонавт с космическим кораблем. В общем всё, что может заинтересовать ребенка и поможет маме организовать его игру.

У меня давно была идея сделать сенсорную коробку на тему космос, но порой приходили мысли, что Александр уже большой, а сенсорные коробки принято делать . Поэтому я несколько раз откладывала идею. На этот раз я четко запланировала, что коробка будет, так как у нас есть всё, чтобы ее заполнить … или почти всё. Мне не хватало солнца!

Я долго думала если его нарисовать, склеить, надуть. И тут, после нашего возвращения с моря, мысль пришла сама по себе – пляжный мяч! По размеру он более или менее отвечает требованиям по отношению к другим планетам.

Я открыла несколько наших книг на странице “Солнце”, мы прочли информацию, рассмотрели картинки, а затем посмотрели вот это замечательное видео (я вам очень советую потратить четыре минуты на его просмотр).

И мы начали творить “Солнце”. Сначала рвали цветную бумагу и обклеивали ею надутый пляжный мяч. За ночь он подсох и мы, вспомнив пламенный дождь на Солнце, стали клеить всполохи из красной папирусной бумаги.

Макет солнца из пляжного мяча и цветной бумаги. Вскоре наше Солнце было готово и ярко нам светило .

Теперь можно собирать нашу сенсорную коробку по теме астрономия для детей. Так как космос черный, я насыпала на дно черной фасоли (у меня ушло три кг). Планеты папа подарил Александру на прошлое Рождество.

Остановлюсь здесь немного подробней. У мужа всю жизнь было хобби собирать модели военных самолетов, это конечно же развивает усидчивость, концентрацию и, чтобы покрасить все детальки самолетов нужны поистине золотые руки. Видя большой интерес сына к планетам, муж никому ничего не говоря, приобрел набор для школьников. В своем офисе по вечерам он оставался после работы и раскрашивал эти модели. А на Рождество Александр получил 8 прекрасных планет. Наш малыш был в таком восторге, что как сейчас помню, я даже прослезилась. На этой фотографии ему 2 года 2 месяца.

На протяжении всего этого времени модели планет служили нам макетами к занятиям и игрушками для игр Александра. На сколько я поняла из прошедших дней, мне было намного легче объяснять движение планет вокруг Солнца, как случаются солнечные и лунные затмения имея их под рукой. В основу нашей сенсорной коробки легли эти же модели планет.

По играм с водой вы можете увидеть, что с легкостью умещает в себя моего ребенка . К планетам прибавились наши космические фигурки, которые также живут у нас уже более года. И набор светящихся в темноте звезд и планет, которыми я украсила борта коробки. Ну теперь пора поставить наше Солнце и сенсорная игрушка готова.

Вот честное слово я не ожидала от неё такого успеха. Конечно я знаю, что мой сын фанат космоса, но ведь ничего нового в этом коробе (кроме солнца и светящихся звезд) не появилось, а Александр играл со всем этим как в первый раз! Да ещё и каждый день по несколько раз! Не буду разбирать пока не наиграется .

Итак, как вы видите на этом примере, в космос могут играть даже самые маленькие. Пусть малыш поначалу только перебирает фасоль, а родитель создает незатейливый сюжет и знакомит малютку с названиями планет. Но пройдет совсем немного времени и астрономия для детей обернется более серьезными, интересными и информативными играми, ссылки на которые вы также найдете в конце статьи.

Математическая игра для дошкольников “Возвращение на Землю”

Представляю вашему вниманию ещё одну . Делала я её на плотном картоне, обклеила его темной бумагой (космическое пространство), распечатала фото планеты Земля и Марса – готово! Успех невероятный, ребенок в восторге. В первых играх у нас перемещался межпланетный лайнер, потом Александр выбрал космическую ракету (всё из нашего набора для сенсорной коробки).

Количество цифр от 20 до 40 и 2 кубика. То есть, если выпадает 3 и 6, то ребенок должен сначала сложить числа, а потом уже делать ход. Сюжет игры заключается в том, что оба игрока находятся на Марсе и хотят вернуться домой на Землю. Кто первый долетит до Земли тот и выиграл. Проигравший становится марсианином .

Модель математической игры так прижилась в нашей семье, что я делала ее на разные темы. Мы учились по ней , играли на и вот теперь даже астрономия для детей не обошлась без любимой игры.

Условия математической игры

В игре участвуют два игрока. Начало игры с середины (старт), где оба игрока находятся на Марсе. Первым начинает игрок, который должен идти до 1. Он кидает кубики и произносит вслух 5+6 (числа выпавшие на кубиках) будет 11 и высчитывая сколько будет 20-11, ставит лайнер на получившееся число.

Второй игрок должен привести лайнер к числу 40 и он кидая кубики произносит вслух например: 6+6 будет 12, т.е. он перетянул лайнер на свою территорию. Другими словами один из игроков практикует примеры на вычитание, другой на сложение. Конечно же игра проводится эмоционально . В начале следующего раунда игроки меняются местами – игрок, который вел лайнер до 40, теперь будет вести его к 1. Таким образом чередуется сложение и вычитание.

Еще больше занимательных занятий математикой для дошкольников, вы найдете .

Незапланированные занятия по теме

Конструирование из Лего, нелегко нам это дается, наверное причина всё же во мне. Но на этот раз, я постаралась включить свою фантазию и собрать ракету. Александр внимательно за мной наблюдал, а затем собрал свою.

Ну что взлетаем?

И ещё одна вещь, которая получилась совершенно незапланировано. Я покупаю в Икеа замороженные рулеты с корицей, а затем выпекаю их дома. В тот вечер ребенок попросил рулетик и когда я достала их из духовки, первое что услышала:

– Это же галактика, мама!

Рулеты всё равно были ещё горячими и я предложила украсить наши галактики звездами. Александр остался в восторге!

Надеюсь, что вам понравилось наше первое занятие на тему астрономия для детей. Мне будет приятно увидеть в комментариях ваши мысли, впечатления. Напишите пожалуйста, если ваши дети интересуются астрономией в любом ее проявлении.

Викторина про космос для дошкольников 6 – 7 лет «Путешествие в Солнечное царство»

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.
Описание: Данная викторина позволяет закреплять и расширять знания детей по астрономии у дошкольников подготовительной группы и начальной школы. Очень важно, чтобы научные основы астрономии дети получали на доступном для них языке.
Цель: Развивать познавательный интерес к астрономии.
Задачи:
Закреплять, уточнять представления детей о планете Земля, о планетах Солнечной системы, звёздах, о некоторых космических явлениях и объектах, движущихся по Вселенной.
Обогащать и активизировать словарь детей по астрономии.
Развивать связную диалогическую речь детей.
Развивать наглядно-образное мышление.
Воспитывать культуру общения, умение слушать, не перебивая.
Подготовка: Чтение книг, рассматривание иллюстраций, наблюдения, заучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Ход викторины

Вопросы и ответы

1. Что такое солнце? Солнце – звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы.
Ребёнок:
Солнышко - это монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце - звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.


2. Можно ли гулять по Солнцу? Нет. Солнце – звезда, огромнейший раскалённый газовый шар. Если что упадёт на солнце, сразу превратится в газ. Вот такая на солнце немыслимая жара!
3. Почему люди солнце называют ласково «солнышко»? Потому что люди любят Солнце. Оно светит, греет, происходит водоворот воды в природе, растения вырабатывают кислород, солнечные электростанции вырабатывают электроэнергию.
Ребёнок:
У нашего солнышка - сто забот:
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу.
И Наташке-хохотушке
На нос бросить конопушки.
4. Где ночует солнышко? Наша планета Земля всё время вращается вокруг своей оси и подставляет солнечным лучам то один бок (тогда наступает день), то другой бок (тогда наступает ночь).
Ребёнок:
Зачем, под вечер, солнышко
Торопится сбежать?
Наверное, у солнышка
Желанье полежать?
Наверное, у солнышка
Есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку
Ужасно мягко спать!
Быть может, просто солнышко
Нам устает светить
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить?
Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придешь опять!


5. Почему бывает зима и бывает лето? Воображаемая ось планеты Земля наклонена. Планета Земля движется по орбите вокруг Солнца целый год. Когда северное полушарие, в котором находится наша страна, отворачивается от солнца, наступает зима. В это время в южном полушарии лето. Земля бежит дальше по своей орбите, и потихоньку северное полушарие поворачивается к Солнцу и здесь наступает весна, а потом лето. В южном же полушарии сначала наступает осень, а потом зима.


6. На какой планете целый год длится день, и целый год длится ночь? На Меркурии. Почему? Меркурий мчится вокруг Солнца по своей орбите намного быстрее, чем космический корабль, а вокруг себя вращается очень медленно: год – день, год – ночь.


7. Сколько планет в Солнечной системе? Восемь. В какой последовательности они находятся от солнца?
Ребёнок:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Автор: Аркадий Хайт


8. Почему Марс красный? Красно – бурого цвета земля на Марсе.
9. Какая планета самая большая? Юпитер.


10. Как называется звезда, которую видно даже днём? Это - планета Венера. Она кажется блестящим серебристым шаром, но она не сама светится, а просто отражает солнечный свет. Вблизи её поверхность красновато – коричневая.


11. Почему всё падает на Землю? Действует сила земного притяжения.


12. Почему Луна не падает на Землю? Луна – спутник Земли (вращается вокруг Земли по своей орбите). Как Земля и другие планеты Солнечной системы - спутники Солнца (вращаются вокруг него).


13. Почему Луна на вечернем небе то полная, круглая, то видна лишь половинка, то тонкий серпик? Луна совершает круг вокруг нашей планеты за 28 дней. И светлой бывает та часть Луны, которую освещает Солнце.


14. У каких планет нет спутников? У Меркурия и Венеры.
У какой планеты больше всего спутников? У Юпитера сейчас известно 60.


15. У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.

У Сатурна самая развитая система колец. Из чего же состоят кольца Сатурна? Кольца Сатурна из пыли и льда.


16. Что такое звёзды?
Ребёнок:
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
Автор: Римма Алдонина


17. Можно ли сосчитать звёзды на небе? Нет.
18. Могут ли звёзды падать с неба? Нет. Это маленькие твёрдые метеорные тела, падая из космического пространства, раскаляются и, сгорая, начинают светиться, как звёздочки.
19. Что сделали астрономы, чтобы лучше ориентироваться на небе? Астрономы поделили небосвод на районы, а звёзды – группы, созвездия. Самые яркие звёзды в группе они соединяли между собой воображаемыми линиями и смотрели, что это напоминает. Так появились на небе Рак, Лебедь, Кассиопея, Геркулес, Большая Медведица и Малая Медведица



20. Как называются астрономические здания, в которых учёные наблюдают и изучают звёзды? Обсерватории. Они находятся далеко от населённых пунктов или в горах. Оборудованы телескопами. Ведь наблюдать за звёздами можно только при ясном небе.


21. Как называются приборы, в которые можно наблюдать за звёздами? Телескопы.
22. Млечный путь. Что это?
Ребёнок:
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина.

Подвижная игра «Соберём звезды»

Воспитатель по группе раскладывает разноцветные звёзды. Нужно собрать звёзды в разные корзины, сортируя по цвету.

От солнца по счёту третья,
Не самая большая из планет.
Но из всех планет она единственная,
На которой жизнь есть.
(Земля)


Ковш большой виден на небе.
Пить из него мечтают дети.
(Большая Медведица)


Ночью смотрит в темноту
Через огромную трубу.
Хочет он открыть свою
Очень далёкую звезду.
(Астроном)


Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …(телескоп).


На небе в темноте сияют,
Хотя никто их не включает.
(Звёзды)


Вы из космоса к нам прибываете,
Длинный хвост за собою тянете.
Некоторые из вас
Навещают нас не раз.
(Комета)


Ты – пустые участки Вселенной
Вне границ небесных тел.
Ты – темнота, почти вакуум,
Будоражишь учёных умы.
(Космос)


Двенадцать раз в году рождается,
То худеет, то поправляется.
Ясную ночь освещает,
Но не согревает.
(Луна, месяц)


Твёрдое тело из Космоса
Весом от грамма до тонн.
Через атмосферу пролетает,
На Землю попадает.
(Метеорит)


Широкая белая полоса по небу пролегла
Ночное небо, разделив пополам.
(Млечный Путь)


Ребёнок:
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут как шатёр над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.
(Небо)

Астрономия - древнейшая наука о Вселенной предметом изучения которой являются космические объекты, а также связанные с ними процессы и явления.

Со времен первого полета человека в космос, главным детским ответом на вопрос "Кем ты хочешь стать?" был ответ "Космонавтом!".

Интерес людей к космосу не угаснет никогда, он манит нас своими тайнами и вселенским масштабом. Глядя на звездное небо, люди всегда задавались главными вопросами.

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов нам есть что рассказать своим детям.

Однако, масштабы вселенной трудно представить даже взрослому человеку.

Осталось придумать как интересно рассказать ребенку о космосе и познакомить его с первыми основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты, пример таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми, для него, тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.

И если вам удастся удивить и очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звёзды, он вспомнит ваши занятия и улыбнётся.

Что рассказывать

Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко - протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет - наша Земля.

Что рассказать:

Солнце - это большая и очень горячая планета - это звезда, - огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные - больше Солнца.

Самые яркие среди всех звезд на небе - это Полярная звезда и Сириус.

Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина - это наша Земля, тыква - Солнце.

Земля настолько меньше солнца, насколько горошина меньше тыквы.

Луна

Что рассказать:

Луна - это спутник нашей планеты, она находится всего в трёх днях пути.

Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы луны: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещённую часть шара.

Наша планета

Что рассказать:

Нашу планету - планету Земля - окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие нашей планеты от других - это наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос, с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.

Другие планеты солнечной системы

Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет.

Самая большая из них - это Юпитер. А самая интересная - Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Сначала его считали Его открыли в 1930 девятой планетой. Но, со временем, его отнесли к другой категории космических тел, "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездой.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Звезды

Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда - это солнце.

В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать.

Любая звезда - это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.

Наглядый материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звёздочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блёклыми. Объясните, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета

Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу мечта людей о полете в космос сбылась - первый в истории космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин, совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Воздушный шарик летел как ракета - он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Примерно по-такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень - самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

Игры по теме

1. Игра "Что возьмем с собою в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры - научить ребенка выбирать слова с противоположным значением - антонимы.

Например:
Далекий -…
тесный -…
большой -…
подниматься -…
яркий -…
улетать -…
высокий -…
известный -…
включать -…
темный -…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звёздочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом - это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезай туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и всё, что вы видите, это звёзды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).

Покажите ребенку как можно ориентироваться на звезды, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей по теме

1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев.

2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс.

3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман.

4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова.

5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур.

6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон".

7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн".

8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов.

9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати.

10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мульфильмы по теме

1. Цикл мультфильмов "Дети и космос"

2. Развивающий мультфильм "Планета Земля"

3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких"

4. "Тайна третьей планеты"

5. "Незнайка на Луне"

7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну"

8. "Звездные собаки: Белка и стрелка"

9."Белка и Стрелка: лунные приключения"

10. "Эгон и Дончи"

11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса"

12. "Том и Джерри: Полет на Марс"

13. "Тайна красной планеты"

14. "Планета 51"

15. "Большое космическое приключение"

16. "Планета ветра"

17. "Мухнём на Луну"

18. "Валли"

19. "Планета сокровищ"

20. " Смешарики: пин-код сборник"

Обучающий материал по теме

  • Журнал "Школа 7 гномов - 4+: Малышам о звездах и планетах";
  • Журнал "Мир вокруг нас", №1,5,7;
  • Карта солнечной системы;
  • Тематические карточки;



Космические поделки для детей

1. Ракета с фотографией вашего ребенка-космонавта.

Нужны: фотография вашего малыша, цветной картон или бумага.



2. Ракета из пластиковой бутылки.

Нужны: пластиковая бутылка, носок, картон, фольга и нитки.



3. Прожектор созвездий.

Нужны: фонарик, вырезанные по диаметру фонарика круги с проделанными в виде созвездия дырочками, бумажные формочки для капкейков, шнурок.



4. Сенсорная космическая коробка.

Нужны: прозрачная пластиковая коробка, чечевица, черная фасоль, декоративные стеклянные шарики, блестящие пайетки, космические игрушки, маленькие фонарики.

5. Костюм космического робота.

Нужны: большая картонная коробка, скотч, старые провода, фольга, наклейки, маркеры, фантазия.



Где посмотреть на звезды в Москве

1. Обсерватории

Обсерватория - специализированное научное сооружение и/или учреждение, используемое для наблюдения земных и/или астрономических явлений.

В некоторых обсерваториях наблюдения проводятся только при наличии ясной погоды.

Режим работы обсерваторий следует уточнять в учреждении, обратите внимание, что некоторые обсерватории работают только 2 летних месяца в году, другие с мая по сентябрь.

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

М. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1
Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ (Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

М. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

М. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

М. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.

С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Планетарий - научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; а также явления, связанные с небесными телами.

Московский планетарий

Г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Г.Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Планетарий культурного центра Вооруженных Сил РФ

Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32.
Цена: 200 руб.



Новое на сайте

>

Самое популярное