Домой Ортопедия Ценообразование на жнвлс в аптеке. Ценообразование на лекарственные средства в россии

Ценообразование на жнвлс в аптеке. Ценообразование на лекарственные средства в россии

Цены, используемые на фармацевтическом рынке.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают:

  • отпускные цены;
  • оптовые цены;
  • розничные цены.

Отпускные и оптовые цены обеспечивают оборот продукции большими партиями между предприятиями и организациями.

Розничные цены - это конечные цены на товары, по которым их приобретает население.

Разница между отпускной и оптовыми ценами представляет оптовую торговую надбавку , а между оптовой и розничной ценой - розничную торговую надбавку.

  • регулируемые цены;
  • свободные цены.

Регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). В отношении регулируемых цен перечисленные органы государственной власти устанавливают условия, ограничивающие их уровень (ЖНВЛП и т.д.).

Ежегодно увеличиваются расходы государства на обеспечение стационарных больных и декретированных групп населения.

  • с ростом заболеваемости среди населения;
  • с внедрением новых технологий;
  • увеличением числа врачей;
  • увеличением доли людей пожилого возраста;
  • повышением требований пациентов к системе здравоохранения.

Поэтому задача нашего правительства в области ценообразования на лекарственные препараты заключается в контроле над государственными расходами на лекарственные препараты, с одной стороны, предоставлении гарантий приобретения необходимых медикаментов по доступным ценам - с другой.

Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, в нашем случае на фармацевтическом рынке.

В системе свободных цен также действуют отпускные, оптовые и розничные цены.

При ценообразовании на лекарственные препараты используются:

  • свободная отпускная цена предприятия - изготовителя;
  • свободная оптовая (отпускная) цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
  • свободная оптовая цена посредника;
  • контрактная цена (оговоренная в контракте);
  • расчетная цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
  • свободная розничная цена.

Свободная отпускная цена предприятия - изготовителя устанавливается предприятием - изготовителем исходя из себестоимости, конъюктуры рынка, качества товара и т.д. В отпускные цены в соответствии с действующим законодательством включены некоторые налоги и сборы.

Свободные оптовые (отпускные) цены на лекарственные препараты, закупаемые за рубежом за счет собственных валютных средств, устанавливаются организациями, закупающими импортные лекарственные средства для последующей реализации всем оптовым потребителям. Эта цена формируется исходя из расчетной цены, в которой учитываются контрактная цена товара, различные таможенные платежи, расходы по хранению и другие, а также конъюктура рынка, качество продукции и сложившиеся цены на аналогичные товары на российском рынке. Расчетная цена определяет минимальный уровень оптовой (отпускной) цены.

Свободная оптовая цена посредника определяется исходя из свободных отпускных цен и оптовой торговой надбавки. При формировании оптовых цен посредника учитывают конъюктуру рынка (спрос и предложение), сложившийся уровень цен на аналогичные отечественные и импортные товары. Наценка посредника определяется по договоренности и оформляется протоколом согласования цен.

Свободные розничные цены на лекарственные препараты определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями в соответствии со сложившимися спросом и предложением, качеством товара и формируются из свободных отпускных цен и торговой надбавки розничного звена или суммарной надбавки розничного и оптового звена (при поставке продукции через посредников).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности товародвижения на фармацевтическом рынке. Мировые тенденции управления системой качества при производстве лекарственных средств. Порядок контроля и оценка качества. Система лекарственного обеспечения в России. Проект национального стандарта.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2010

    Определение понятия и раскрытие экономической сущности конкуренции как процесса борьбы за потребителя между участниками рынка. Основные факторы конкурентоспособности медицинских товаров и лекарственных средств. Позиционирование на фармацевтическом рынке.

    презентация , добавлен 08.10.2013

    Общая характеристика лекарственных препаратов для лечения микозов, представленных на фармацевтическом рынке. Основные аспекты исследования их потребления. Методика проведения АВС- и XYZ-анализа. Потребление противогрибковых средств аптеки ООО "Аюрведа".

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Правила доказательной медицины. Реклама в фармацевтическом маркетинге, ее основные цели. Особенности рынка лекарственных средств, его параметры. Ограничения в размещении рекламы товаров фармацевтического рынка. Понятие недобросовестной рекламы лекарств.

    презентация , добавлен 19.04.2015

    Общие сведения о фирме Gedeon Richter - региональной мультинациональной фармацевтической компании Центральной и Восточной Европы с венгерским управлением. Изучение ассортимента лекарственных препаратов компании на региональном фармацевтическом рынке.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2015

    Формирование ценовой политики - важная составная часть маркетинга. Отличительные черты ценообразования на различных рынках. Особенности спроса и предложения в сфере услуг. Этапы расчета цены услуги. Схема стратегии ценообразования на рынке услуг.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Маркетинговый анализ лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке Казахстана: понятия, принципы и методология современного фармацевтического маркетинга. Анализ рынка услуг по оптово-розничной реализации лекарственных средств на примере ТОО "Капан".

    дипломная работа , добавлен 24.11.2010

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) -- перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.

Перечень ЖНВЛП содержит список лекарственных средств под международными непатентованными наименованиями и охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий.

С 2012 года действует Перечень ЖНВЛП, утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199-р .

В 2013 году, согласно Распоряжению № 1378-р от 30.07.2012, перечень остался неизменным .

Перечень ЖНВЛП на 2015 год

Минздрав России сформировал список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2015 г. В ближайшее время правительству РФ предстоит его утвердить.

"Принципиальная позиция министерства здравоохранения: перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств не сокращается. Напротив, он пополнен рядом препаратов, - сообщил начальник отдела профильного департамента Минздрава России Андрей Гайдеров. - Впервые перечень ЖНВЛП формировался по новым правилам: в него включались только лекарства с доказанной клинической эффективностью, на основе двухуровневой экспертизы и с участием широкого круга экспертов."

При этом все дебаты экспертов, и это тоже в первый раз, проходили абсолютно открыто: вплоть до того, что заседания комиссии Минздрава транслировались по Интернету в режиме онлайн. В комиссию входили не только наиболее авторитетные практикующие врачи, но и представители пациентских сообществ.

В результате правительству предстоит утвердить четыре лекарственных списка. Перечень ЖНВЛП - это базовый документ. В него входят лекарства, цены на которые регулирует государство. Понятно, что в условиях экономической нестабильности и скачущего курса рубля по отношению к евро и доллару именно регистрация предельных отпускных цен производителями лекарств может защитить нас от их резкого удорожания. Перечень этот серьезно обновлен, причем, в сторону расширения.

"Убрали из него только две позиции, - активированный уголь, а также один из гормональных контрацептивов, которые вряд ли можно отнести к жизненно необходимым лекарствам, - пояснил Андрей Гайдеров. - В то же время в перечень ЖНВЛП впервые включен ряд дорогостоящих препаратов для лечения орфанных и жизнеугрожающих заболеваний".

"Это очень важный шаг, поскольку, с одной стороны, цены на все жизненно необходимые лекарства регистрируются и контролируются государством. С другой стороны, включение конкретного лекарства в этот перечень говорит о том, что государство гарантирует его закупку. То есть некоторые дорогие лекарства станут для пациентов более доступными", - считает сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев.

Расширен и перечень лекарств, закупаемых по программе "7 нозологий" для лечения редких, но очень дорогостоящих заболеваний. В него также добавлено несколько новых препаратов, в частности еще одно современное лекарство для лечения болезни Гоше.

В то же время эксперты оказались перед трудным выбором: на закупки всего арсенала, предлагаемого сегодня фармкомпаниями, не хватит никакого бюджета. В последние годы появилось много лекарственных препаратов "нового поколения", которые дают пациентам шанс на выздоровление при заболеваниях, которые еще вчера были неизлечимы. Но все инновационные препараты очень дорогие. Поэтому вопрос о дополнительном включении в перечень некоторых дорогостоящих лекарств, в частности, предназначенных ВИЧ-инфицированным, больным гепатитами В и С, некоторыми онкогематологическими заболеваниями, решено дополнительно обсудить ближе к весне, когда станет яснее финансовая ситуация и будет понятно, сможет ли государство гарантировать закупки таких лекарств в необходимом объеме. Заявки от фармкомпаний приняты, подчеркивают в Минздраве, но нужно внимательно просчитать затраты.

Что касается лекарств для льготников, в этом перечне, как и раньше, сохранено более трех сотен наименований всех основных лекарственных групп. Исключения минимальные. "Убрали из него только некоторые препараты с недоказанной эффективностью, например, валокордин. Нас, кстати, постоянно критиковали, что в перечне остается устаревшее и небезопасное лекарство", - пояснил Андрей Гайдеров.

Наконец, подготовлен и минимальный ассортиментный перечень - это тот список препаратов, который в обязательном порядке должен иметься в любой аптеке. Этот перечень защищает нас от "вымывания" из продажи дешевых лекарств. Ясно, что продать дорогую упаковку, которая стоит несколько сотен рублей, аптеке выгоднее, чем "возиться" с копеечными препаратами. Далеко не всегда недорогие лекарства лежат на аптечных полках на виду, да и провизор, если его спросить, скорее посоветует что-нибудь недешевое. Поэтому при формировании минимального ассортимента для аптек эксперты обращали внимание на то, чтобы в нем обязательно были именно доступные, привычные препараты. "Правило сохранения ассортимента абсолютное большинство аптек соблюдает, - сообщила глава Аптечной гильдии Елена Неволина. - Поэтому нужно просто спросить фармацевта или провизора о нужном вам лекарстве. Любой препарат, включенный в этот список, аптека просто обязана иметь в наличии, а провизор - предложить покупателю".

К 1 июля 2015 года в России должна быть принята новая методика ценообразования на из списка ЖНВЛП. Ее проект, разработанный Минздравом России и Федеральной службой по тарифам, был представлен на общественное обсуждение. «РГ» пригласила экспертов рынка принять участие в «круглом столе», чтобы обсудить плюсы и минусы предложенной методики.

Роза Ягудина, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова:

— Предложенная методика оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, в ней есть немалые плюсы. Например, наконец введено требование, что цена воспроизведенного препарата (дженерика) не может быть выше 80% цены референтного препарата, а для биосимиляра — не выше 90%. Ведь у нас есть случаи, когда цена дженерика выше, чем у оригинального препарата. Во многих странах такое законодательное требование есть, а в некоторых даже требуется, чтобы каждый последующий дженерик был дешевле предыдущего. Это позволяет оптимизировать систему, уменьшить количество ненужных дженериков. Введена норма, что при внесении незначительных изменений в регистрационное досье, нет необходимости полностью проходить процедуру регистрации цены — сохраняется последняя зарегистрированная. Плюс также в том, что локальным производителям можно в некоторых случаях регистрировать цену выше уровня инфляции, если есть серьезное обоснование. И в принципе хорошо, что не стали менять методику кардинально до введения всеобщего лекарственного страхования — дважды принимать новую систему было бы, конечно, сложно.

С другой стороны, к минусам можно отнести, что у нас такая большая «корзина» референтных стран — 23 страны. Обычно их 5-7, и не больше 10. Плохо, что в нее включены страны, где цены на очень низкие, и это связано либо с угрозой дефолта, как в Греции, либо с совершенно иной системой закупок, как в Турции. Слишком сложным остался процесс перерегистрации цены для иностранных производителей — им позволено увеличить среднюю ввозную цену на уровень официальной инфляции, только если она не будет выше минимальной цены в «корзине» референтных стран. Но в такой большой «корзине» всегда можно найти подходящую страну.

Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики»:

— Важно, чтобы в «корзину» отбирались страны, сопоставимые с нашей по уровню ВВП на душу населения, по социально-экономическому развитию, по системам здравоохранения. Но тут есть и еще один риск, который, к сожалению, мало учитывается. Дело в том, что цены на , доступные нам в открытых источниках, зачастую не соответствуют внутренним ценам, по которым то или иное государство закупает эти . Существуют некие отдельные договоренности с производителями, контракты на особых условиях и т.п. А внешние цены они дают совсем другие, чтобы компании не демпинговали. Применение внешних референтных цен в нашей стране, скорее всего, приведет к изначальному завышению цен.

Внутреннее референтное ценообразование — это всегда цены возмещения. Его смысл в сравнении цены с неким эталоном, который принят за государственную или ведомственную гарантию возмещения стоимости лекарств пациенту. Второй осью координат здесь является статус лекарств — дженерик это или оригинальный препарат. Если российские препараты являются дженериками, то внешнее референтное сравнение с импортными аналогами для них вполне годится, но наши надо делать дешевле. Должен применяться и принцип снижения цены на последующие , как импортные, так и наши. Во многих странах цена на каждый последующий дженерик снижается на 5-10%. Но их должно быть оптимальное количество — не более 5, а не 120 или 200, как у нас.

Что касается оригинальных лекарств, то в их цене основную долю составляют расходы на R&D и клинические исследования. Вопрос, который волнует весь мир — реальны ли эти затраты? Есть данные, что они бывают завышены. Поэтому установление цены на оригинальный препарат — это всегда предмет торга. Здесь могут применяться нормальные механизмы, которые существенно снижают цены. Например, разделение рисков или ограничение прибыли, маркетинговых расходов и т. п. Являясь здесь основным покупателем, государство может диктовать свои условия. Помимо прочего, это стимулирует компании искать противозатратные методы.

Данил Блинов, генеральный директор компании Pfizer в России, заместитель председателя совета директоров AIPM:

— Предложенный проект, по сути, не содержит принципиально новых подходов. Исключением стал лишь контроль рентабельности, который ухудшает положение отечественных производителей и тех иностранных компаний, которые локализовали свое производство. Методика ценообразования для препаратов иностранных производителей осталась почти без изменения, за исключением перехода со сравнения стоимости упаковки препарата на стоимость одной .

Предложение индустрии о переходе на использование в качестве базы среднеарифметической цены нижнего сегмента корзины не нашло поддержки.

Новая методика призвана решить задачу максимального снижения цен на лекарства из перечня ЖНВЛП, что должно способствовать повышению доступности лекарств и снижению государственных расходов. Но она ставит производителей в очень жесткие рамки, производство ряда препаратов может стать нерентабельным, повысится риск их ухода с рынка.

Кроме того, усложняется процедура подтверждения референтных цен, увеличивается время регистрации. В результате могут пострадать интересы пациентов. В среднесрочном периоде предложенная методика может оказать негативное влияние на выполнение стратегии «Фарма-2020» по развитию отечественной фармацевтической промышленности и локализации производства.

Дмитрий Ефимов, старший вице-президент компании AG по России, СНГ и странам Юго-Восточной Европы:

— Нынешняя методика не решает проблем ценообразования на . Корректировки в отношении цен на лекарства из Перечня ЖНВЛП до запуска системы соплатежей являются лишь «тюнингом» существующей экономической модели и не решают задач ценовой доступности лекарств, и, более того, несут высокие риски для всех участников процесса — регулятора, бизнеса и пациентов.

Екатерина Цехмистрова, руководитель группы по ценообразованию и фармакоэкономике, « Россия»:

— Такие изменения, как возможность ежегодного увеличения цены препаратов на размер инфляции, предусмотренные обновленной методикой ценообразования, для импортных препаратов имеют, безусловно, положительный характер. Это мера, которой международные фармпроизводители ждали несколько лет. Вместе с тем продуман сдерживающий механизм, поскольку рост ограничится минимальным уровнем цен в референтных странах.

В то же время новые положения документа стирают различия в подходах к регистрации цен на импортные препараты и препараты в процессе локализации — верхнюю границу цены определяет минимальная цена из референтной корзины. В связи с этим преимущества локализации, производимой поэтапно, с точки зрения ценообразования будут не так заметны.

Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики:

— Новые положения методики могут быть истолкованы неоднозначно. Для самого регулятора, цель которого сдержать рост цен на лекарства, возможно, часть из нововведений будут позитивны — цены будут под большим контролем. Однако должны быть учтены интересы и бизнеса, и, самое важное, пациентов. Для бизнеса возможен дискомфорт из-за решения государства вмешиваться в рентабельность производства лекарственных средств.

Такое вмешательство может спровоцировать масштабные проверки фармацевтических компаний со стороны надзорных и правоохранительных ведомств. Но обязательная декларация рентабельности — это цифра, которую можно сделать такой, какой она будет выгодной производителю, заложив в нее все мыслимые и немыслимые издержки бизнеса (например, затраты на маркетинг и т.д.).

Эта норма, на мой взгляд, является больше тормозом, чем стимулом. А самый важный вопрос новая методика не решает. Пациент как платил за лекарства, так и продолжит платить. Пока к кардинальному изменению системы ценообразования мы оказались не готовы. Для этого надо регистрировать цену не упаковки, а единицы (мг или дневной дозы) лекарственного вещества. Кроме того, надо отказываться от системы наценок для дистрибьюторов и аптек и переходить к системе тарифов.

— Мы надеемся, что государство продолжит диалог с индустрией, и мы сможем найти оптимальное решение для выполнения главной общей задачи — в том числе и новой методики ценообразования — обеспечения пациентов качественными, современными и доступными лекарственными препаратами, — подвел итог обсуждения Данил Блинов.



Новое на сайте

>

Самое популярное