Мудрость центрального персонажа, раскрывающаяся неожиданно для окружающих, характерна и для памятника житийной литературы, сложившегося первоначально, по-видимому, в период конца XV века, — для «Повести о Петре и Февронии».
Один из наиболее выдающихся памятников древнерусской агиографии и литературы вообще, «Повесть о Петре и Февронии», как и «Житие Михаила Клопского», возникла на местном материале (Петр и Феврония были святыми Муромского княжества), но приобрела общерусское литературное распространение.
Вопрос о происхождении «Повести о Петре и Февронии» сложен и вызывал споры в научной литературе. В настоящее время можно, по-видимому, считать установленным, что дошедший до нас письменный текст Повести восходит к времени не ранее середины XVI в. и создан писателем-публицистом этой эпохи Ермолаем-Еразмом.
Однако уже в XV в. существовала церковная служба Петру и Февронии, где упоминались основные мотивы повести — победа Петра над змеем, его женитьба на Февронии и их совместное погребение. Вполне возможно поэтому, что Ермолай, как и другие средневековые агиографы, подверг стилистической обработке уже существовавшую житийную повесть. К повести Ермолая-Еразма мы еще обратимся; пока изложим основной сюжет жития.
Сюжет жития о Петре и Февронии не похож на большинство житийных сюжетов. Здесь нет ни страданий за веру, ни мученической кончины героев, утверждающей их святость. Герои повести весьма мало связаны с историей; попытки установления их исторических прототипов сомнительны; для XV—XVI вв. эти герои, во всяком случае, были персонажами далекого прошлого.
В центре повести — крестьянская девушка Феврония, согласившаяся излечить княжича Петра, заболевшего от пролившейся на него змеиной крови. В награду за это Феврония требует, чтобы княжич женился на ней. В начале Петр пытается «искусить» Февронию: моясь в бане перед излечением, он посылает Февронии клочок льна и требует, чтобы она выткала из него «срачицу и порты и убрусец».
Но Феврония поступает, как и подобает фольклорному хитрецу, которого пытаются одурачить (ср., например, Акира при дворе египетского царя): она отвечает нелепостьюна нелепость, соглашаясь выполнить просьбу Петра при условии, если княжич приготовит ей из щепочки ткацкий станок.
Так же неудачно кончается попытка излеченного князя просто нарушить свое обещание: Феврония предусмотрительно велела смазать все его язвы (полученные от змеиной крови), кроме одной, и вероломство Петра приводит к тому, что от «того струпа начаша многие струпы расходитися на теле его»; для окончательного излечения Петру приходится выполнить свое обещание.
После смерти брата Петр занимает престол Муромского княжества. Когда мятежные бояре решают изгнать княгиню-крестьянку из Мурома, она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой то, что она попросит. Бояре соглашаются, и княгиня просит «токмо супруга моего князя Петра». Петр следует за нею.
В конце концов Петр и Феврония благополучно «державствуют» в Муроме; по «преставлении купнем» (одновременной смерти) и раздельном погребении они оказываются все же воссоединенными «в едином гробе».
Связь «Повести о Петре и Февронии» с устным народным творчеством, отражение в ней «мировых» фольклорных мотивов весьма значительны и неоднократно отмечались в научной литературе. Однако существующие записи сказок и преданий об этих святых — поздние (не ранее конца XIX в.) и сложились уже под влиянием письменной житийной традиции (хотя, возможно, включают и подлинные фольклорные мотивы).
В сюжете Повести соединились два основных сказочных сюжета — волшебная сказка о борьбе во змеем и новеллистическая сказка о мудрой крестьянской девушке, выходящей замуж за знатного человека и подвергающейся трудным испытаниям. Герой жития Петр заболевает после того, как побеждает змея; Феврония излечивает его от язв.
Эта завязка сближает Повесть с кельтской легендой и средневековым западным романом о Тристане и Изольде: подобно Февронии, Изольда излечивает Тристана, заболевшего от крови дракона; с «Тристаном и Изольдой» совпадает и тема воссоединения героев после смерти (в Повести герои чудесным образом оказываются в едином гробу, в легенде о Тристане из его могилы вырастает куст терновника, соединяющий еес могилой Изольды).
Сочетание сюжета неравного брака крестьянки и знатного человека с мотивом исцеления жениха не характерно для известных нам русских сказок, но такое же сочетание присуще новелле Боккаччо о Джилетте из Нарбонны («Декамерон», день 3, новелла 9) и комедии Шекспира «Все хорошо, что хорошо кончается», — вероятно, такой контаминированный сюжет существовал и в русском фольклоре XV в.
Сюжет жития Петра и Февронии принадлежит, таким образом, к числу популярнейших сюжетов мировой литературы. К его конкретной разработке в древнерусской письменности мы обратимся в дальнейшем изложении, в связи с развитием повествовательной литературы XVI в.
История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.
Тема:
Цель :
Обеспечить умение определять жанр произведения через знания, полученные в 5-7 кл.
Обеспечить развитие читательской культуры учащихся через знакомство учащихся с писателем 16 века Ермолаем - Еразмом и его творчеством; ; совершенствование навыков монологической речи, умения учащихся воспроизводить текст и анализировать прочитанное: выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям; совершенствовать навыки монологической речи; синтезировать полученные знания через умение делать вывод
Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;
Оборудование: презентация
Ход урока
“Трогательное сказание о Петре и Февронии - одна из жемчужин древнерусской литературы”.
Г.П. Федотов
I
Орг. момент.
(Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы) (СЛАЙД 4-9)
Многие из вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в атмосферу храма и вглядимся в лики святых
(Звучит церковное песнопение. На слайдах репродукции древнерусской иконописи.)
Словарная работа (СЛАЙД 10-11)
- ИКОНА, -ы, ж. У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых, образ.
2.Святой
3. 1. Лик - изображение лица святого на иконе.
2. Лик - образ святого в православии.
4. Митрополит
5. «Великие Четьи –Минеи»
6. Благочестивый
7. Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
8. Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.
9. Канонизация – причисление к лику святых.
В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.
Сегодня мы прикоснемся к произведению Древней Руси- жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются Петр и Феврония.
III . Беседа. Повторение пройденного по теме «Древнерусская литература»:
Расскажите о возникновении древнерусской л – ры. (Связано с появлением письменности и относится к Χ веку. Первыми произведениями были переводные богослужебные книги, летописи).
Назовите известные вам произведения древнерусской л – ры («Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»)
О чём писали произведения древние книжники? В летописях рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. В «Поучении» Вл - р Мономах просвещает своих потомков.
IV. Изучение нового материала
История создания повести.
Слово учителя.
Кто же написал это произведение? Кто автор «Повести о Петре и Февронии Муромских»?(СЛАЙД 12) К сожалению, в учебнике-хрестоматии автор не указан, а это был достойнейший человек своего времени, писатель и публицист 40-60 годов 16 века Ермолай – Еразм .
В 40-е годы Ермолай жил в Пскове и был священником. В конце 40-х годов Ермолай по приглашению митрополита Макария (с 1542 года митрополит Московский и Всея Руси) переезжает в Москву, получает должность протоиерея Московской придворной церкви. Именно в это время по указанию митрополита церковные писатели работали над летописными сводами «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения) – грандиозное собрание житий всех русских святых в 12 томах (по числу месяцев), представляющее историю России как единого государства. Именно к этой работе митрополит Макарий привлёк образованнейшего писателя Ермолая.(СЛАЙД 13)
Однако писатель Ермолай - Еразм писал не только жития святых. Из-под пера его вышло также много и публицистических произведений. Наиболее важным является трактат «Благохотящим царям правительница и землемерие», который он направляет царю (Ивану Грозному) с предложением проведения социальных реформ. По мнению Ермолая, крестьянство терпит непосильные лишения, сильно притесняется боярством. И Ермолай призывает царя к действиям на благо общества – «ко благополучию всем сущим под ним, не единими вельможами, еже о управлении пешись, но и до последних », то есть автор проявляет себя как настоящий гражданин, который не боится самому царю указать на то, что надо думать о благополучии не только вельмож, но и крестьян тоже.
«Повесть о Петре и Февронии» в авторском рукописном сборнике называется «житием», так как была написана в связи с канонизацией, то есть с причислением к лику святых, новых муромских чудотворцев в 1547-49 годах.Полное название произведения таково: «Повесть о житии святых новых чудотворцах муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Ефросинией. Благослови, Отче.» (перевод)
Источником для этого произведения послужили муромские легенды, которыми Муром славился. И эта фольклорная основа оказала на Ермолая сильное влияние Исследователи полагают, что прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, непосредственно перед нашествием полчищ Батыя.
Показательно, что «Повесть…» не была включена в «Великие Четьи - Минеи» митрополита Макария, ибо высшие церковные власти были недовольны. А рядовые читатели размножили списки и с интересом читали.
В 60-е годы писатель принял монашество под именем Еразм и покинул Москву. Почему он это сделал, достоверно не известно. Не попал ли он в опалу, подобно другим деятелям государства и церкви из окружения Ивана IV ? Или решил предупредить свою опалу? Возможно, эти скупые сведения можно пополнить, вчитываясь в «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: здесь отразился внутренний облик автора.
Дома вы прочитали произведение в том варианте, в каком оно представлено в учебнике. Но, к сожалению, текст дан не полностью. Отсутствует в школьном варианте вступление, которое по сути представляет собой настоящий богословный трактат: о Боге, создании мира и человека, Христе и крещении. Основной же текст, и он почти полностью представлен в учебнике, не что иное, как переложение фольклора.
Жанр произведения (рассказ учителя и аналитическая беседа)
-«Повесть о Петре и Февронии»- особое произведение. Известно, что Метрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в «Сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.
Я напомню вам полное название этого произведения «Повесть о житии святых новых чудотворцах муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Ефросинией. Благослови, Отче.»
Скажите, какие два жанра заявлены уже в самом названии произведения? (повесть, житие)
Скажите, на какие произведения устного народного творчества похоже это произведение? (сказка)
Итак, черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказка, повесть, житие)
Какие виды сказок вам известны? (волшебные, бытовые, о животных)
3.Групповая работа (заполнение таблицы на доске и в тетради)
(Класс делится на 3 группы. Каждая из групп получает задание найти в «Повести о Петре и Февронии» черты жанров,присутствующих в произведении.
После ответов учащимися заполняется таблица (Слайд 14-20)
1 группа– сказка
Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.
Черты сказки:
Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.
Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.
2группа - житие
Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.
Жития имели определенную структуру:
Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.
Завершалось житие похвалой святому.
«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.
Черты житийного жанра:
Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).
В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.
Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).
3 группа -повест ь
Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:
Герои повести – реальные люди.
Детали.
Тема социального неравенства
История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.
Итак, каков жанр уэтого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?
4. Вывод(СЛАЙД21)
Делается вывод по определению жанра(запись в тетради): в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.
Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.
Вот почему это произведение не было включено в сборник. Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.(На первый взгляд граница между биографией и житием едва уловима. Но в христианской традиции не случайно принято говорить не о биографии святых, а об агиографии . В этом слове мы узнаём тот же корень, что и в слове “биография” - графия (писать), но, в отличие от слова биос (жизнь), агиос по-гречески значит святой. Следовательно, агиография - описание святости.)
V . Рефлексия.
Удалось ли мне сегодня вызвать у вас интерес к древнерусской литературе?
Чем сегодняшний урок был полезен и интересен лично для каждого из вас?
Захотелось ли кому-то продолжить знакомство с данным произведением и с другими произведениями «старины глубокой»?
VI .Домашнее задание
Работа в группах
1гр.- характеристика Петра
3.гр- словарная работа
Использованная литература
Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.138
Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
4. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
5.интернет -ресурсы
Просмотр содержимого презентации
«петр и февр мое»
Урок литературы в 7 классе
Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»
МКОУ «ООШ № 14»
Звездина Олеся Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Миасский городской округ, 2013
- Узнать факты из биографии писателя и публициста 16 века Ермолая –Еразма.
2.Определить жанр произведения «Повесть о Петре и Февронии».
Трогательное сказание о Петре и Февронии- одна из жемчужин древне русской литературы.
Г.П. Федотов
Словарная работа
ИКОНА, -ы, ж. У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых, образ.
Святой - тот, кто провел жизнь в сужении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих
Лик -1. изображение лица святого на иконе.
2. Лик - образ святого в православии
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).
«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.
Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.
Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.
Канонизация – причисление к лику святых. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.
Жанровое своеобразие «Повести…»
Сказка
Житие
Повесть
СКАЗКА
эпический жанр устного народного творчества, устный рассказ о вымышленных событиях, в котором изображается противостояние добра и зла, воплощаются народные представления о красоте, справедливости, достоинствах человека.
ЖИТИЕ -
жизнеописание людей, объявленных христианской церковью святыми.
ПОВЕСТЬ -
(между рассказом и романом)
эпический жанр,
в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).
Черты сказки
- Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»
- Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.
- Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.
- По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.
- Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».
- Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)
- Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)
- Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
Черты жития
- Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
- Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»
- Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
- Чудеса, которые творят герои (Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).
- Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).
Черты повести
- Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.
- Герои повести – реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.
- Детали. Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.
- На первый план выдвигается личность крестьянки
- Тема социального неравенства
Вывод:
«Повесть о Петре и Февронии»-житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.
Домашняя работа
Работа в группах:
1.гр.- характеристика Петра
2.гр. –характеристика Февронии
3.гр- словарная работа
"Повесть о Петре и Февронии Муромских" написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем-Еразмом для "Великих Четьих-Миней" митрополита Макария. Однако этот текст не был включен в свод, т. к. по целому ряду признаков резко отличался от классической житийной традиции.
Биографические сведения о Ермолае-Еразме весьма скудны. Известно, что в середине XVI в. он приехал в Москву из Пскова и был протопопом дворцового собора в Москве, к началу 60-х гг. постригся в монахи (под именем Еразма) и, возможно, покинул столицу. Ермолай-Еразм отдал дань публицистической литературе, чрезвычайно активно развивающейся в XVI столетии. Здесь его наиболее значительным произведением стал трактат "Благохотящим царям правительница и землемерие", в котором проводится мысль о крестьянстве как основе общества и предлагается твердо определить размеры крестьянских оброков и оградить крестьян от притеснений государственных землемеров и сборщиков, что должно было, с точки зрения автора, привести к уменьшению крестьянских волнений.
Наряду с публицистическими памятниками Ермолай-Еразм создавал и агиографические - "Повесть о рязанском епископе Василии" и "Повесть о Петре и Февронии". Последний из этих текстов и будет предметом нашего
Целый ряд сюжетных моментов роднит "Повесть о Петре и Февронии" с разными типами народной волшебной сказки. Начальный фрагмент повести напоминает о змеборческих мотивах: князь Петр освобождает жену своего брата Павла от змея-оборотня при помощи Агрикова меча. Появление крестьянской девушки Февронии, исцелившей Петра от струпьев, которыми покрылось его тело от брызнувшей на него крови змея, вводит в повествование традицию сказок о мудрой деве, поражающей своей смекалкой окружающих.
И все же "Повесть о Петре и Февронии" была обработкой житийных легенд о муромских святых и потому содержит целый ряд традиционных агиографических мотивов, в большинстве своем тесно переплетающихся со сказочными. Змей, искушающий жену князя Павла, посылается дьяволом, и этот момент напоминает о грехопадении Евы, тоже искушаемой змеем-дьяволом. Князь Петр, неоднократно называемый в "Повести" "благоверным", обретает Агриков меч не при помощи силы или хитрости, как сказочный герой, а по молитве, т. к. "имеяше же обычай ходити по церквам уединяяся", причем меч находится в алтарной стене храма монастыря во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Таким образом, волшебный меч одновременно оказывается посланным герою Божественным промыслом. Согласие Февронии исцелить Петра при условии женитьбы на ней также может быть истолковано двояко: как желание сказочной героини во что бы то ни стало добиться счастья и как провидение святой своей будущей судьбы. Необычны чудеса в "Повести": боярские жены жалуются на крохоборство муромской княгини, видя в этом следствие ее крестьянского происхождения: "От коегождо стола своего без чину исходит: внегда бо встати ей, взимает в руку свою крохи, яко гладна". Сразу вспоминаются кости и вино, спрятанные Василисой Премудрой в рукав и превратившиеся в озеро с лебедями. Однако крохи в руке Февронии претерпевают весьма специфическое превращение. "Князь же Петр приим ю за руку и, развел, виде ливан добровонный и фимиян", т. е. крошки хлеба превращаются в ладан и фимиам, использующиеся в православном богослужении. По благословению Февронии за одну ночь превращаются в цветущие деревья воткнутые ею в землю прутья, что, по мнению Д.С. Лихачева, свидетельствует о том, насколько велика сила ее животворящей любви. Вполне традиционен для жития финал повести, рассказывающий о том, как Петр и Феврония перед смертью приняли монашество под именами Давида и Ефросиньи.
Помимо фольклорной и житийной традиции, в "Повести о Петре и Февронии" традиционно выделяется ряд мотивов, сближающих ее со средневековыми романами о любви, бытовавшими на Западе и Востоке. Наибольшее количество общих черт можно обнаружить при сопоставлении повести с западноевропейским романом о Тристане и Изольде. Как Петр, Тристан одерживает победу над змеем, но заболевает, и тогда на помощь ему приходит Изольда, оказавшаяся опытной целительницей. Против любви Петра и Февронии восстают муромские бояре, уподобляясь в этом вассалам короля Марка. По смерти герои остаются неразлучными: Петр и Феврония похоронены в одном гробу, несмотря на попытки людей нарушить их волю, а из гробницы Тристана вырастает перекинувшийся на могилу Изольды куст терновника, который никому не удается уничтожить. В то же время эти произведения достаточно существенно отличаются друг от друга прежде всего в трактовке темы любви. Тристан и Изольда случайно выпивают любовный напиток и оказываются на всю жизнь одержимыми любовью-страстью, чувством стихийным и всепоглощающим, тогда как жизнь Петра и Февронии, освященная христианским браком, отличается особой "психологической умиротворенностью" (термин Д.С. Лихачева). Кроме того, Петр в русской повести оказывается значительно более пассивным, чем его западноевропейский прототип.
Целый ряд наблюдений о соотношении "Повести о Петре и Февронии" с некоторыми произведениями средневековой западноевропейской словесности был сделан Ф.И. Буслаевым. Чрезвычайно распространен мотив чудесного добывания меча: князь Петр находит его в алтарной стене храма; Зигмунд, герой "Саги о Вёльзунгах", вынимает из священного дерева; валашский витязь Вилиш девять дней молится у четырех каменных столбов, после чего обретает меч. От ядовитой крови побежденного змия погибают бог Тор и англосаксонский герой Беовульф. Исцеление Петра Февронией можно сопоставить с эпизодом Старшей Эдды, рассказывающим о том, как Брингильда учила Зигурда целебным рунам.
Интересно сопоставлены Ф.И Буслаевым рассказ о прыгающем перед ткацким станком Февронии зайце с немецким преданием об основании Кведлинбурга. Предание повествует о том, как Матильда, дочь императора Генриха III вступает в союз с дьяволом, чтобы избавиться от преступной склонности в ней со стороны ее отца, и теряет прежнюю красоту. Однако продажа души состоится только в том случае, если девушка хоть на мгновение заснет в течение трех ночей. "Чтоб воздержать себя ото сна, она сидела за кроснами и ткала драгоценную ткань, как наша Феврония, а перед нею прыгала собачка, лаяла и махала хвостом... собачку эту звали Wedl или Quedl, и в память ее Матильда назвала основанное ею потом аббатство Кведлинбург".
В "Повести о Петре и Февронии" уже нет той бури страстей, которая знакома читателям агиографических произведений Епифания и Пахомия Серба. На смену страстям приходит тихая умиротворенность, погруженность в себя. Феврония обладает огромной внутренней силой и волей, но эта сила и воля очень редко проявляется во внешней аффектации. Примеры внешнего проявления этой внутренней силы лишь косвенно позволяют читателю догадываться о ней (выросшие за одну ночь деревья, превратившиеся в ладан и фимиам крошки, способность читать мысли людей). Любовь в "Повести о Петре и Февронии" - меньше всего всепоглощающая человеческая страсть (как в романе о Тристане и Изольде). Исследователи писали о том, что любовь Февронии к князю Петру непобедима именно потому, что она уже побеждена внутренне ею самой, подчинена ее уму. В "Повести о Петре и Февронии" тема любви оказывается чрезвычайно тесно соотнесенной с темой ума, человеческой мудрости - тоже одной из основных тем древнерусской литературы. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа - князя Петра. Но не только любви свойственна мудрость, но и мудрости присуща любовь. Между чувством, умом и волей нет конфликта, нет борьбы, нет противоречия.
Еромолай-Еразм - мастер прекрасных, отчетливо зримых описаний. Таково, например, первое появление в повести девушки Февронии: посланец князя Петра находит ее в простой крестьянской избе, в бедном крестьянском платье, занятую рукоделием: Феврония сидит за ткацким станом и ткет полотно, а перед нею скачет заяц. Заяц -образ, восходящий к фольклору, который тоже выполняет функцию сложной характеристики героини, символизируя собой ее слияние с природой, ее девичью чистоту и одновременно - будущую свадьбу.
Д.С. Лихачев восхищался описанием предсмертного жеста Февронии: когда Петр в третий раз послал к ней сказать, что пришло время умирать, она воткнула иглу в покрывало и обернула вокруг нее золотую нить. В тех условиях, когда в литературе быту и детальным описаниям уделяется не так много места, "жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, что она шила для Святой Чаши" (Д.С. Лихачев).
Таким образом, наиболее яркой чертой "Повести о Петре и Февронии" является тесное переплетение в ней фольклорных и агиографических мотивов. Фольклорная стихия привнесла в текст повести бытовую конкретность, не свойственную современным ей литературным памятникам. Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии" делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в. Хотя она была создана одновременно с окончательной версией "Великих Миней Четиих", в их состав включена не была. Фольклорные мотивы повести, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт - все это делало ее чуждой агиографической школе митрополита Макария.
Критерии оценки защиты ученической презентации Содержание (максимум – 30 баллов): Сформулированы тема исследования и проблемный вопрос, информация точная, полная, полезная и актуальная, ясно изложены и структурированы результаты исследования, иллюстрация результатов исследования, выражение своего мнения по проблеме, грамотность (орфография и пунктуация). Дизайн (максимум – 20 баллов): Читаемость текста, использование эффектов анимации, цветовое решение, иллюстрации интересны и соответствуют содержанию. Защита презентации (максимум – 20 баллов): Свободное владение темой проекта, способность кратко и грамотно изложить суть работы, монологичность речи, использование научной терминологии.
5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок 6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч) 8.Постоянные эпитеты (лукавый змей, мудрая дева).
«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра: Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная) Любовь героев к Богу, почитание героями Библии
3. 3. Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.
В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности: 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2.Герои повести – реальные люди Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть»
«Повесть о Петре и Февронии» возникла в своей основе не позднее второй четверти XV века, но получила окончательное оформление в начале XVI века под пером Ермолая Еразма и тесно связана с фольклором.
Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии - любви сильной и непобедимой, «до гроба».
Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом - ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя.
Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Их любовь не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.
Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает- мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа - князя Петра.
Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» (покров для святой чаши), Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть вместе с ним. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь одну ризу святого, воткнула в покрывало иглу, обвертела вокруг нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть вместе с ним.
После смерти Петра и Февронии люди положили их тела в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном гробу. Люди второй раз пытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела их оказались вместе, и с тех пор их уже не смели разлучать.
Образы героев этого рассказа, которых не могли разлучить ни бояре, ни сама смерть, для своего времени удивительно психологичны. Их психологичность внешне проявляется с большой сдержанностью.
Отметим и сдержанность повествования, как бы вторящего скромности проявления чувств. Жест Февронии, втыкающей иглу в покрывало и обертывающей вокруг воткнутой иглы золотую нить, так же лаконичен и зрительно ясен, как и первое появление Февронии в повести.
Чтобы оценить этот жест героини, надо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний. В этих условиях жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, которое она шила для святой чаши.