Домой Протезирование и имплантация Из педагогической печати статьи о зпр. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии

Из педагогической печати статьи о зпр. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии

Анастасия Влас
Статья «Дети с задержкой психического развития»

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера.

(сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого -педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций , то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем : развитие мышления , памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня агрессии и тревожности.

1. В сенсорно – перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной, неполноценность зрительно – пространственной, вербально – пространственной ориентированности.

2. В психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность, импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушение координации движения.

3. В мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ, синтез, снижение уровня логичности и отвлечённости мышления, трудности перехода к абстрактно – логическим формам мышления.

4. В мнемической форме – преобладание механической памяти над абстрактно – логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объёмов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию.

5. В речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.

6. В эмоционально – волевой сфере – незрелость эмоционально – волевой деятельности, инфантилизм. Нескоординированность эмоциональных процессов.

7. В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия. Дезадаптивность побуждений и интересов.

8. В характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышения вероятности психопатоподобных проявлений .

К. С. Лебединская выделила следующие типы задержки психического развития :

По типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма ;

Соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма) ;

-психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация );

Церебрально-органического генеза.

Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизической инфантилизм ): на первый план в структуре нарушения выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны аффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Инфантильность психики ребенка часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игре-отношению, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной, даже в школьном возрасте. Незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным телосложением. Этим детям рекомендуется комплексная коррекция развития педагогическими и медицинскими средствами.

У детей с ЗПР конституционального происхождения отмечается наследственно обусловленная парциальная недостаточность отдельных функций : гнозиса, праксиса, зрительной и слуховой памяти, речи.

Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности. Для детей с ЗПР соматогенного генеза характерны явления стойкой физической и психической астении , что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность. В условиях гипо- или гиперопеки у детей нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости и т. п.

При обследования детей с ЗПР данного типа особое внимание необходимо обращать на состояние психических процессов : памяти, внимания, мышления, а также на физическое развитие (уровень развития общей , тонкой моторики, координированность движений, переключаемость и т. д.). Поскольку ослабленный организм ребенка с ЗПР соматогенного генеза не позволяет ему выполнять работу в ровном, запланированном темпе, педагогам и психологам необходимо выявить момент активности ребенка, определить степень нагрузки, создать оптимальные условия для соблюдения охранительного режима как в дошкольном образовательном учреждении (детском саду, детском доме, так и в условиях семейного воспитания.

Задержка психического развития психогенного генеза . При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере , что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности . В данном случае на первый план выступают нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающем миром : не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Однако эти проблемы не носят органического характера, причина, скорее всего, кроется в том, что ребенок этому «не научен» . К данной группе часто относятся дети , воспитывающиеся в условиях депривации.

При обследовании детей с ЗПР психогенного генеза следует обратить особое внимание на поведение, отношение к обследованию, установление контакта, нацеленность на восприятие предлагаемого материала, особенности внимания, памяти и речи.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Для нее характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций . В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей :

1. Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика) . При этом отмечается недостаточная сформированность , истощаемость и дефицитарность высших психических функций , ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей;

2. Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта у таких детей преобладают интеллектуальные нарушения, нарушения регуляции в области программирования и контроля познавательной деятельности.

Прогноз коррекции ЗПР церебрально-органического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и возрастной динамики их развития (И. Ф. Марковская) . Для детей характерны недоразвитие сложных форм зрительного восприятия, замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, неспособность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания, бедность и недостаточность сферы образов-представлений, специфические особенности познавательной деятельности. У таких детей отмечается замедленное структурно-функциональное созревание левого полушария, изменение механизмов функциональной специализации полушарий и межполушарного взаимодействия (Л. И. Переслени, М. Н. Фишман) .

По уровню развития наглядных форм мышления данная группа детей приближается к умственно отсталым сверстникам, а имеющиеся у них предпосылки словесно-логического мышления приближают их к возрастной норме (У. В. Ульенкова) .

Задержка психического развития церебрально-органического генеза с трудом преодолевается в дошкольный период. Как правило, дети данной группы продолжают свое обучение в коррекционных школах VII вида.


Белоусова Елена Михайловна,
педагог-психолог Территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии г. Красноуфимска,
ГКОУ СО «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
г. Красноуфимск, 2016 г.
Опубликовано на сайте Красноуфимской ТОПМПК www.topmpk.jimdo.comДети с ЗПР в обычном классе – как их учить?
Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…
Попробую ответить на этот вопрос подробно.
Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто они остаются и до 9 класса.)
Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?
Перво-наперво – найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).
Следующим и самым главным шагом будет составление для этого ученика АОП (адаптированной общеобразовательной программы). Я не буду здесь объяснять, какие разделы должны быть в ней и какую «сетку» использовать: на эту тему есть много методических разработок – во-первых, и в каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для неё – во-вторых. Я расскажу, на что обязательно нужно обратить внимание, чтобы программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу.
Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.
Содержание программы для детей с ЗПР практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто не сможет двигаться дальше. Возможно, придётся на какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем, какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки». Естественно, при создании АОП необходимо договориться со всеми специалистами и с администрацией образовательной организации, каким образом вы будете делать соответствующие записи в классном журнале.
Надо сказать, что это – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается именно в этом. И, скажу как специалист ПМПК, бывает очень больно и обидно за ребят, когда это не делается, и они приходят на комиссию повторно с теми же самыми знаниями, что и в первый раз несколько лет назад. Поэтому в адаптированной программе как раз и нужно отразить все подобные нюансы и постараться просчитать время, необходимое для восполнения пробелов в изучении школьных предметов.
Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки, физкультуры и т.д.), медицинские работники, родители… (В связи с этим и составляется АОП всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов. Правда, если они в школе отсутствуют, то этот вид деятельности тоже ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается (один в поле – не воин). Поэтому одна из важнейших задач, которая должна стоять перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу логопеда, психолога и, желательно, дефектолога.
Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати, задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).
Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга. Так вот, врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты (в таблетках, уколах и пр.), способные стимулировать их развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.
Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.
Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за результат выполнения, а не за количество.
Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».
Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).
Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!
А сейчас ещё несколько советов.
Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.
Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на комиссии. Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).
В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается про программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ (а это гораздо проще, чем ОГЭ).

Макарова Оксана Александровна,старший преподаватель кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга[email protected]

Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии

Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения в отечественной психологии такой проблемы как задержка психического развития. Автором анализируются классификации разных авторов, особенности проявления различных вариантов данного отклонения у детей.Ключевые слова: задержка психического развития, инфантилизм, депривация, гиперактивность, астения.

Задержка психическогоразвития(ЗПР)–этопсихологопедагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся удетей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов,вдетской популяции выявляется от 6 до 11%детей сЗПРразличногогенеза.Задержка психическогоразвитияотноситсяк«пограничной»формедизонтогенезаи выражается в замедленном темпе созревания различных психическихфункций.В целомдляданногосостоянияявляютсяхарактернымигетерохронность (разновременность) проявленияотклоненийисущественныеразличиякакв степени их выраженности, так и в прогнозе последствий . Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведенияребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях –произвольность в организации деятельности, в третьих –мотивация к различным видам познавательной деятельности и т.д.В словаре Н.В. Новоторцевой «Коррекционная педагогика и специальная психология» задержка психического развития определяется как «нарушение нормального темпа психического развития, проявляющаяся в замедленном темпе созревания эмоциональноволевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствует его возрасту)» . Об этом же говорит В.В.Лебединский в своей книге «Нарушения психического развития в детском возрасте». При ЗПР«в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы» . В книге Л.Г. Мустаевой«Коррекционнопедагогические и социальнопсихологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития» в общий термин ЗПР включаются «состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замед ленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоциональноволевой сферы» .Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы,а также длительно находящимся в условиях социальной депривации . Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60е годы ХХ века и продолжается до сих пор. Одним из вопросов первостепенной значимости является определение критериев дифференциации ЗПР от легких вариантов умственной отсталости.Принципиальными в этом плане являются следующие факторы.1.Парциальность психического недоразвития: у детей с ЗПР, наряду с нарушенными либо незрелыми психическими функциями, обнаруживаются и сохранные, в то время как для умственной отсталости характерна тотальность психического недоразвития.2.Способность к обучению по общеобразовательным программам: дети с ЗПР могут усвоить учебный материал в объеме общеобразовательной средней школы при условии разумного распределения нагрузки, организации специального режима занятий и учета индивидуальных особенностей.3.Достаточно высокая восприимчивость к помощи: школьники с ЗПР, как правило, способны воспользоваться опосредованной помощью со стороны учителя в виде наводящих вопросов, уточнения задания, предваряющих упражнения, организации учебной деятельности и т.п.4.Способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных навыков на новые условия: дети с ЗПР могут пользоваться усвоенным способом действия в изменившихся условиях, что очень сложно сделать для умственно отсталого ребенка.Таким образом, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программампри условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним . Однако следуетпомнить, что «задержка психического развития» –это понятие, объединяющее состояния, отличающиеся друг от друга по ряду признаков. Дальше мы отдельно остановимся на характеристиках видов ЗПР, представленных в литературе. Специальные исследования показаликлиническое разнообразие вариантов психического инфантилизма, наблюдаемого у почти 12%наблюдаемых детей –учащихся начальных классов массовой школы . Так М.С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:–психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоциональноволевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);–психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;–психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;–психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз с ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоциональноволевая незре лость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренического происхождения.В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития М.С. Певзнер и Т.А. Власовой , были выделены следующие.Неблагоприятное течение беременности, связанное с:–болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);–хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);–токсикозами, особенно во второй половине беременности;–токсоплазмозом;–интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;–несовместимостью крови матери и плода по резусфактору.Патология родов:–травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например; –асфиксия новорожденных и ее угроза.Социальные факторы:–педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет),так и в более поздние возрастные этапы .Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70–80е годы. Основываясь наэтиологическом принципе, они выделили четыре основных варианта задержки психического развития: задержка психического развития конституционального происхождения; задержка психического развития соматогенного происхождения; задержка психического развития психогенного происхождения; задержка психического развития церебральноорганического генеза.При задержке психического развития конституционального происхождения (гармонический, неосложненный психический и психофизический инфантилизм), инфантильности облика часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста: яркости и живости эмоций, преобладанию эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них иногда возникают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины.Такая «инфантильная» конституция может быть сформирована также и в результате негрубых, большей частью обменнотрофических заболеваний, перенесенных на первом году жизни.Кроме того, по типу психофизического инфантилизма (конституционального происхождения) выделяют триварианта ЗПР.1.Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоциональноволевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, нередкостьсемейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденноконституциональную этиологию этого типа инфантилизма. Однако нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с негрубыми обменнотрофическими расстройствами, внутриутробными либо первых лет жизни. В этих случаях речь идет об экзогенной фенокопии конституционального инфантилизма генетического происхождения. Дети по своим физическим и психологическим характеристикам отстают от своих сверстников на 2–3 года. Они, как правило, невысокие, хрупкие, несколько бледные, непосредственны, жизнерадостны, любопытны, неутомимы в игре. У них уже есть достаточно выраженное стремление все знать, однако оно проявляется в форме, напоминающей скорее период «почемучек» у детей 4–5 лет, т.е. фактически ребенок еще только осваивает отдельные мыслительные операции: задерживает внимание на какомлибо объекте, явлении или процессе, задается вопросом и, возможно, осмысливает ответ. На этом этапе психического развития у него формируются представления о закономерностях устройства окружающего мира, начинают взаимодействовать высшие психические процессы. И все это на фоне ведущей деятельности –сюжетноролевой игры. Собственноцеленаправленное, активное познание еще не сформировано.Психологически эти дети не готовы, а потому не способны к длительным волевым усилиям, необходимым для усвоения сложного учебного материала и подчинения школьным требованиям. Подчас они и ведут себя в классе так же, как в группе детского сада или у себя дома, могут капризничать, не реагировать на замечания, необидчивы.Значительных нарушений восприятия, внимания, памяти, воображения, речи, мышления при гармоническом инфантилизме не наблюдается. Однакоэти процессы функционируют как бы независимо друг от друга, еще не взаимодействуя на уровне, необходимом для полноценного усвоения учебных знаний.Крайне нежелательно рано (6–6,5 лет) отдавать такого ребенка в школу. Лучше оставить его еще на год в детском саду. В данном случае известное в народе выражение «дать возможность наиграться» не лишено педагогического смысла. Если же ребенок с гармоническим инфантилизмом все же обучается в школьном классе, следует тщательно продумать педагогическую тактику индивидуального подхода с учетом особенностей его особенностей интеллектуальной деятельности и эмоциональноволевой сферы . 2.Дисгармонический психический инфантилизм, как правило, причиной данного варианта ЗПР является негрубое повреждение мозга на ранних стадиях развития.У части детей встречается отставание в физическом статусе. Основная характеристика заключается в замедлении личностного созревания, причем эмоциональноволевая сфера и поведение характеризуются негрубыми патологическими свойствами: неустойчивостью, эмоциональной возбудимостью, лживостью, склонностью к демонстративному поведению, отсутствием чувства ответственности и стойких привязанностей, пониженной самокритичностью и повышенной требовательностью к другим, конфликтностью, драчливостью, жадностью, эгоистичностью. Все эти черты очень негативно сказываются на взаимоотношениях с окружающими.Следует отметить, что коррекция данного варианта ЗПР весьма затруднительна. Порой требуется дополнительное медикаментозное воздействие, грамотное психологопедагогическое сопровождение. Следует постепенно вырабатывать навыки произвольного поведения, волевой регуляции действий, самостоятельности, ответ ственности. При этом нужно отслеживать полноту усвоения ребенком изученного материала, чтобы не появились пробелы в знаниях.Важно сохранять теплое и доброжелательное отношение к таким детям со стороны родителей, учителей и сверстников. Тогда постепенно сгладятся и негативные черты характера. И наоборот, при постоянном негативном отношении со стороны взрослых и сверстников нарушения характера и поведения могут закрепиться . 3.Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности, данный вариант встречается реже, чем остальные. Такие дети тоже отстают в темпе физического развития, но, кроме этого, их телосложение отличается диспластичностью, недостаточно сформирована психомоторика: движения часто неловки, неуклюжи, нарушены их переключаемость, координация, точность, последовательность.Сверстники нередко насмехаютсянад их внешними недостатками, дети тяжело переживают это, но стремятся к общению, не избегают участия в мероприятиях. Как правило, они робки, пугливы, привязаны к близким. Им свойственны медленное включение в работу, повышенная отвлекаемость, отсутствие инициативы, гибкости и яркости воображения. Темп психической деятельности замедлен. Все это служит причиной затруднений в учебной деятельности и достаточно сложных межличностных взаимоотношений, низкой социальной адаптации. Коррекционная работа предполагает обязательную психологическую поддержку. Крайне желательно включение такого ребенка в тренинговые группы. Педагогическое сопровождение предполагает воспитание самостоятельности, ответственности, уверенности, решительности и т.д. Однако, ни в коем случаенельзя требовать от этих детей активизации темпа деятельности. Их медлительность обусловлена особенностями биохимической организации мозга, изменить которую невозможно. Ваши попытки заставить малыша действовать быстрее приведут к тому, что ребенок окажется в стрессовой ситуации, которая может вызвать у него различные реакции –от истерики до ступора.

При соматогенной задержкепсихического развития эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца, хронической пневмонией, тонзиллитом, гайморитом, тяжелыми аллергическими состояниями, патологией внутренних органов и т.д. Эти заболевания являются причиной хронической интоксикации (отравления) организма и приводят к снижению физического и психического тонуса, активности, уровня устойчивости к нагрузкам (в том числе и умственным), работоспособности. Помимо этого, обменнотрофические нарушения, возникающие при хронической интоксикации организма вредными веществами, образующимися в очаге хронической инфекции, влияют на темп созревания нервной системы и могут привести к негрубой задержке развития мозга (прежде всего регуляторных систем), к задержке созревания эмоциональноволевой сферы .Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, капризность, неуверенность в своих силах, связанных с ощущением своей физической неполноценности. Эти же свойства в значительной степени обусловливаются и созданием для ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки .Незрелость эмоциональноличностной сферы у таких детей отмечается еще в дошкольном возрасте, проявляясь в виде повышенной чувствительности, впечатли тельности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким (особенно к матери) и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения. Родители, как правило, соотносят эти проявления инфантилизма с общим болезненным состоянием ребенка, сочувствуют ему, жалеют, опекают, оберегают от лишних нагрузок, порой ограничивают контакты со сверстниками, по возможности стараются следовать его желаниям и капризам. При этом они склонны считать, что в школе все изменится само собой, и ребенок в ходе осуществления учебной деятельности «догонит» сверстников, созреет в эмоциональноличностном плане, тем более, что предпосылки интеллекта (память, внимание, восприятие, речь, мышление, воображение) у таких детей обычно укладываются в рамки возрастной нормы.Однако уже в первые месяцы обучения в школе соматически ослабленные дети могут оказаться в числе неуспешных, дезадаптированных по целому ряду причин: систематическая учебная нагрузка и длительное (почти ежедневное по несколько часов подряд) пребывание в детском коллективе оказываются для них непосильными; трудности в адаптации к школе непосредственно связаны и с незрелостью эмоциональноличностной сферы:несамостоятельностью, пугливостью, робостью, зависимостью от взрослых, повышенной впечатлительностью, плаксивостью, которые существенно усиливаются вследствие переутомления; собственно учебная деятельность у таких детей к началу обучения в школе оказывается несформированной; частые болезни также могут привести к возникновению довольно серьезных пробелов в знаниях.Задержка психического развития психогенного происхождения характерна для детей, не имеющих какихлибо отклонений со стороны функционирования центральной нервной системы или соматической сферы, но воспитывающихся в неблагоприятных для психического развития условиях, вызывающих «психическую депривацию». Психическая депривация –выраженное ущемление (недостаток) жизненно важных психических потребностей. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, при раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервнопсихической сферы ребенка, обусловливающиепатологическое развитие его личности.Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с задержкой психического развития по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.В условиях гиперопеки (вариант аномального развития личности по типу кумира семьи) психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду, установки на постоянную помощь и опеку. Ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности в ситуации неправильного изнеживающего воспитания.В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладает жестокость либо грубая авторитарность, нередко происходит формирование личности по невротическому типу, при котором задержка психического развития будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, в робости, боязливости. Специфика последствий психической депривации, во многом, зависит от возрастного этапа развития ребенка, который протекал в неблагоприятных социокультурных условиях.В период младенчества можно наблюдать сенсорную (стимульную) депривацию. В этом возрасте эмоциональное и сенсорное стимулирование буквально вызывает формирование психических новообразований. Важно, чтобы младенец был окружен лаской, вниманием,заботой со стороны близких людей, чтобы с ним много общались, брали его на руки, купали, делали массаж и т.д.Ребенок, недополучивший сенсорных стимулов в младенчестве, не отличается пластичностью и живостью мыслительных операций. У таких детей будет довольно низкой познавательная активность.Самостоятельным вариантом либо продолжением предыдущего может быть когнитивная депривация.В раннем и дошкольном детстве ребенок испытывает потребность в стимулах для развития предпосылок интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Для их реализации необходима соответствующая социокультурная среда, в которой сосредоточены разнообразные предметы, объекты, явления и действия взрослых. Дети, выросшие в условиях острого недостатка стимулов для когнитивного развития, отличаются бедностью словаря, нарушениями грамматического строя речи, скудостью представлений. Для них характерны трудности концентрации внимания, запоминания, фрагментарность восприятия, ослабление психической активности.Своеобразно воздействие социальной депривации на формирующуюся психику ребенка.Вступая с первых недель жизни в социокультурное взаимодействие со взрослыми, ребенок все больше и больше открывает длясебя границы мира, идентифицирует и сравнивает себя с окружающими.В условиях социальной депривации ребенок либо не видит своих жизненных перспектив, либо картина мира представляется ему весьма искаженной.Предпосылками социальной депривации, как правило,являются условия гипоопеки либо гиперопеки в возрасте от одного года до 6–7 лет. Большая часть детей, испытывающих гипоопеку, воспитывается в семьях лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, умственно отсталых или психически нездоровых родителей, лиц с противоправным поведением и т.п.Задержка психического развития церебральноорганического генеза имеет наибольшую значимость для клиники и специальной психологии ввиду выраженности проявлений и необходимости, в большинстве случаев,специальных мер психологопедагогической коррекции. Этот тип ЗПР встречается чаще других описанных типов.Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще –резидуального характера. Причины церебральноорганических форм задержки психического развития (патология беременности и родов: тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус, АВОи др. факторам, недоношенность, асфиксию и травму в родах, постнатальные нейроинфекции, токсикодистрофирующие заболевания итравмы нервной системы в первые годы жизни), как видно, в определенной мере сходны с причинами олигофрении. Это сходство определяется органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Пойдет ли речь о выраженном и необратимом психическом недоразвитии в виде олигофрении либо только о замедлении темпа психического созревания – будет зависеть в первую очередь от массивности поражения. Другим фактором является время поражения. Задержка психического развития значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития.

У таких детей часто наблюдается запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игрой деятельности. Признаки замедления темпа созревания часто обнаруживаются уже в раннем развитии и касаются почти всех сфер.В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции трофических и иммунологических функций; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.В неврологическом состоянии часто встречаются нарушения черепномозговой иннервации,явления вегетативнососудистой дистонии.В случаях возникновения задержки психического развития в связи с постнатальными вредностями (инфекциями, интоксикациями и травмами), перенесенными в первые 3–4 года жизни, можно наблюдать наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость.Преобладание более поздних сроков поражения обуславливает наряду с явлениями незрелости почти постоянное наличие и признаков повреждения нервной системы. Поэтому в отличие от олигофрении в структуре задержки психического развития цербральноорганического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств (церебрастенических, неврозоподобных, психопатоподобных), свидетельствующих о повреждении нервной системы .Основой церебральноорганической задержки развития выступают выраженные варианты так называемой минимальной мозговой дисфункции (ММД) –относительно легкие варианты патологии церебральной нервной системы, возникающие вследствие повреждения мозговых тканей, имеющие остаточный (резидуальный) характер и выражающиеся в нарушенииформирования структурнофункциональных систем мозга . В период раннего и дошкольного детства проявления ММД выражаются в основном в виде двигательных, эмоциональных и вегетативных расстройств. Наряду с этим, отмечается рассеянная неврологическаясимптоматика: легкие заикания, тики, асимметрия силы движений, стертая либо выраженная дизартрия (смазанность, нечеткость речи). А это в последующем может повлечь за собой искажение познавательной деятельности.У таких детей наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточность развития зрительного и тактильного восприятия, фонематического слуха, оптикопространственного анализа и синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительномоторной координации, мыслительной деятельности, ограниченность знаний и недостаточную дифференцированность представлений, нарушение организации деятельности, трудности формирования учебных навыков. При этом отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций при относительной сохранности других. Этим обусловлена значительная неоднородность категории детей с задержкой психического развития, что, в свою очередь, требует индивидуализации их обучения, коррекции и развития..

Подобные проявления редко настораживают взрослых либо побуждают их к кардинальным мерам по подготовке ребенка к школе –усиленным занятиям по развитию высших психических процессов, формированию волевых качеств и пр. Однако подобные меры, какправило, не приводят кжелаемому результату, а в худших случаях вызывают обострение симптомов мозговой недостаточности. Тем не менее дети с ММД не столь отчетливо выделяются среди своих сверстников в дошкольном возрасте. «Расцвет» проявлений остаточной мозговой недостаточности приходится на период обучения в начальных классах и характеризуется чрезвычайно быстрой истощаемостью тонуса умственной деятельности, выражающейся в своеобразной «цикличности» работы мозга: т.е. вследствие быстрого утомления в процессе умственной деятельности дети периодически «отключаются» от продуктивной переработки учебного материала, что обуславливает «мозаичный» характер усвоения знаний. Часто эта особенность сочетается с несформированностью познавательных функций, что еще более усугубляет учебную неуспешность.Как указывает Л.Г. Мустаева ,в старшем дошкольном возрасте особо выделяются слабость волевой регуляции, концентрации и целенаправленности внимания, недостаточная координированность тонкой моторики, недоразвитие лексикограмматического строя речи, слабая выраженность интеллектуальных интересов.При отсутствии адекватной педагогической помощи школьники этой группы с проблемами школьной дезадаптации и стойкой неуспеваемостью часто оказываются учениками вспомогательной школы .Эмоцональноволевая незрелость при данной форме ЗПР представлена в виде органического инфантилизма, проявления которого соотносятся с двумятипологическими вариантами ММД.1. Астенический тип ММД (тормозимый вариант органического инфантилизма). К нему относят детей с выраженной умственной утомляемостью. При этом признаки физического утомления могут отсутствовать.В течение одного урока, в зависимости от сложности и интенсивности подачи учебного материала, «отклонения» от его продуктивной переработки происходят до 6–8 раз. Причем внешне ребенок может продолжать начатую деятельность: читает, не понимая смысла прочитанного, слушает учителя, не воспринимая сути изложения, и т.д. Признаки переутомления могут проявляться и внешне. Для таких детей характерен достаточно скудный словарный запас, отмечается слабость ассоциативных процессов, низкий уровень переключения внимания. Поэтому им сложно уследить за быстрым ходом изложения учебного материала, поддерживать познавательную беседу. В случае возникновения подобных затруднений они склонны замыкаться, «входить в ступор».В силу сохранной способности критики эти дети осознают свою учебную неуспешность, несоответствие своих достижений ожиданиям родителей. Поэтому для них характерны сниженный фон настроения, неадекватно заниженная самооценка, и даже отвращение к школе и учебным занятиям.2. Реактивный (гиперактивный) тип ММД (неустойчивый вариант органического инфантилизма). Внешне –это крайне неорганизованные, импульсивные дети с болезненно повышенной двигательной активностью: ребенок постоянно находится в движении, не может усидеть на месте, суетится, отвлекается. Его поступки часто нецеленаправленны, бессмысленны. Создается впечатление, что все, что попадает в поле внимания такого ребенка, неудержимо притягивает его: он постоянно чтото теребит, трогает, берет, задевает, причем довольно часто умудряется ломать, рвать, разбивать, пачкать вещи, которые попали ему в руки. Ученые связывают это состояние, прежде всего, с недостаточностью развития тех мозговых систем, которые обеспечивают целенаправленное внимание и отвечают за определенный уровень бодрствования, необходимый для полноценного включения в деятельность. Ребенок не может долго на чемто сконцентрироваться, чтолибо последовательно и целенаправленно выполнять. Эти особенности сочетаются с нарушениями работоспособности, недостаточностью высших психических процессов.Таким образом, церебральноорганическая форма задержки психического развития представлена двумя, достаточно разными, вариантами органического инфантилизма. Вместе с тем объединить этих детей в одну клиническую группу позволяет следующее:–общностьмеханизмов, лежащих в основе ММД (органическая природа нарушения);–повышенная утомляемость в процессе умственной деятельности, выражающаяся в цикличности периодов продуктивной переработки учебной информации и приводящая к проблемам в усвоении программного материала;–высокая стойкость проявлений по сравнению с предыдущими формами ЗПР.Таким образом, нами был рассмотрен ряд классификаций ЗПР.При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:инфантилизм и астения.

Первая клиническая классификация ЗПР была предложена М.С. Певзнер, в ней выделялось два основных варианта: ЗПР с преобладанием признаков психического инфантилизма и ЗПР вследствие стойкой церебрастении.М.С. Певзнер предложила классификацию, включающую четыре клинических варианта ЗПР: неосложненный гармонический инфантилизм; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненныйнейродинамическими нарушениями; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.Существует также более поздний вариант классификации ЗПР, его предложила К.С. Лебединская, за основу была взята причинная обусловленность механизмов нарушения психического развития на основе этиопатогенетического принципа. Здесь попрежнему выделяется четыре формы ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного, психогенного, церебральноорганического. Анализ психологопедагогической литературы позволяет сделать выводы, что существует некая взаимосвязь между двумя классификациями. Психофизический инфантилизм с недоразвитиемэмоциональноволевой сферы при сохранном интеллекте, согласно классификации М.С. Певзнер,имеет сходные чертыс ЗПР конституционального происхождения, одной из форм которой является гармонический инфантилизм. Но с первой формой ЗПР, согласно классификации К.С. Лебединской, схожи и другие формы ЗПР, поклассификацииМ.С.Певзнер.Однако следует помнить, за основу в создании данных классификаций были положены разные принципы.

Ссылки на источники1.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. –М.: Академия, 2002.–312 с.2.Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. –М.: Медицина, 1974. –320 с. 3.Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В.Новоторцева.–СПб.: КАРО, 2006. –144 с.4.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. –М.: Академия, 2003. –144 с.5.Там же. 6.Мустаева Л.Г. Коррекционнопедагогические и социальнопсихологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. –М.: АРКТИ, 2005. –52 с.7.АксеноваЛ.А., АрхиповБ.А., Белякова Л.И. и др.Специальная педагогика.–М.: Академия, 2006. –400 с.8.Мустаева Л.Г. Указ. соч.9.Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития// Дефектология.–2006. –№ 3.–С. 15–27.10.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. –1972. –№3. –С.3–9.11.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. –М.: Педагогика, 1973. –173с.12.КузнецоваЛ.В., ПереслениЛ.И., Солнцева Л.И.и др.Основы специальной психологии. –М.: Академия, 2003. –480 с.13.Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционноразвивающего обучения// Дефектология.–2007.–№ 2.–С. 50–57.14.Мустаева Л.Г. Указ. соч.15.Там же.16.там же.17.Лебединский В.В. Указ. соч.18.Там же.19.Мустаева Л.Г. Указ. соч.20.Вильшанская А.Д. Указ. соч.21.Мустаева Л.Г. Указ. соч.22.Марковская И.Ф. Типырегуляторных нарушений при задержке психического развития (по материалам доклада на конференции, посвященной 80летию К.С. Лебединской)// Дефектология.–2006. –№ 3.–С.28–34.23.МустаеваЛ.Г. Указ. соч.

MakarovaOksana, Senior lecturer of the Department of psychology of the Kazan (Volga) Federal University, [email protected] analysis of delay of mental development in the national psychologyAbstract.The article is devoted to the problem of studying in the national psychology of such a problem as the delay of mental development. The author analyzes the classification of the different authors, peculiarities of different variants of this deviations in children.Keywords:delay of mental development, infantilism, deprivation, hyperactivity, asthenia.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утѐмовым В. В., кандидатом педагогических наук

Что такое ЗПР?

Эти три зловещие буквы есть не что иное,как задержка психического развития.Звучит не слишком приятно,правда? К сожалению,сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес,вокруг нее ведется множество споров.Все это связано с тем,что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно,может иметь множество различных предпосылок,причин и следствий.Явление,сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа,индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Задержка психического развития у детей является сложным нарушением,при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической,психологической и физической деятельности.

Что страдает

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией.Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии,как умственная отсталость,первичное недоразвитие речи,слуха,зрения,двигательной системы.Основные трудности,которые они испытывают,связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.Нужно также отметить,что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени,и по степени проявления.

Предварительный просмотр:

Кто эти дети

Ответы специалистов на вопрос,каких детей следует причислять к группе с ЗПР,тоже весьма неоднозначны.Условно , их можно разделить на два лагеря.

Первые придерживаются гуманистических взглядов,считая,что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье,недостаток общения и культурного развития,тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные,труднообучаемые,педагогически запущенные.Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии,а последнее время он получил широкое распространение и у нас.Многие исследователи приводят данные о том,что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях,где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического.Отмечено,что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.

Наверное,правильнее всего учитывать и те,и другие факторы.

Причины ЗПР

В качестве причин,приводящих к задержкам психического развития,выделяют следующие:

Предварительный просмотр:

1.Биологические:

*патология беременности (тяжелые токсикозы,инфекции), внутриутробная гипоксия плода;

*недоношенность;

*асфиксия и травмы при родах;

*заболевания инфекционного,токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;

*генетическая обусловленность.

2.Социальные:

*длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;

*неблагоприятные условия воспитания,частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.

Классификация ЗПР

Задержку психического развития принято делить на четыре группы.Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами,имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для

этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы,которая находится как бы на более ранней сту-

Предварительный просмотр:

пени развития.Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме.Нужно понимать,что психический инфанти- лизм-это не болезнь,а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения,который,однако,мо- жет существенно отразиться на деятельности ребенка.

Такой ребенок часто бывает несамостоятелен,тяжело приспосабливается к новым для него условиям,часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным;для него характерен повышенный фон настроения,бурное проявление эмоций,которые при этом весьма неустойчивы.Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи,сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие.Такой малыш может вести себя весело и непосредст- вено,его отставание в развитии не бросается в глаза,однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

Второй тип - ЗПР соматогенного происхождения.Относятся ослабленные,часто болеющие дети.В результате длительной болезни,хронических инфекций,врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития.Это объясняется тем,что на протяжении долгой болезни,на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает,а, следовательно,не может полноценно разви- ваться.Низкая познавательная активность,повышенная утомляемость,притупление внимания-все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

Сюда же относят детей из семей с гиперопекой-чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша.Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде,не отпускают его ни на шаг,все делают за него,опасаясь,что ребенок может себе навредить,что он еще мал.В такой ситуации близкие,считая свое

Предварительный просмотр:

поведение образцом родительской заботы и опеки,тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности,а зна- чит - и познанию окружающего мира,формированию полноценной личности.Необходимо заметить,что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больным ребенком,где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние,стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.

Третий тип – ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша.Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье,проблемное воспитание,психические травмы.Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи,это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт,как нерешительность, несамостоятельность,отсутствие инициативы,боязливость и патологическая застенчивость.

Здесь,в отличие от предыдущего типа ЗПР,имеет место явление гипоопеки,или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности,педагогической запущенности.Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе,неумение контролировать собственное поведение,безответственность и неспособность отвечать за свои поступки,недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

Четвертый тип – ЗПР церебрально-органического проис- хождения. Он встречается чаще остальных,и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

Предварительный просмотр:

Как следует из названия,основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения,а именно-недостаточность нервной системы,причинами которой могут стать:патология беременности, недоношенность,асфиксия,родовая травма.Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций,бедность воображения,незаинтересованность в оценке себя окружающими.

Особенности проявления ЗПР

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении,особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры,недостаточность мышечного и сосудистого тону- са,задержка роста),запаздывает формирование ходьбы,речи,навыков опрятности,этапов игровой деятельности.

У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (ее незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом.У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций,характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности.Игра отличается бедностью воображения и творчества,монотонностью,од- нообразием.У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания,медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.Для ребенка с ЗПР необходим

Предварительный просмотр:

более длительный период для приема и переработки зритель- ных,слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее,чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем,недостаточно сформированные пространственные и временные представления,бедный словарный запас,несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

О профилактике

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту,либо уже тогда,когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении.А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.Проблема в том,что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным.

Таким образом,на первое место выходит профилактика ЗПР .Рекомендации по этому поводу,ничуть не отличаются от тех,кото- рые можно дать любым молодым родителям:это в первую очередь создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов,избегание факторов риска,перечисленных выше,и конечно,пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни.Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.




Новое на сайте

>

Самое популярное